Эстер Фарбштейн
Эстер Фарбштейн | |
---|---|
אסתר פרבשטייןЭстер Фарбштейн | |
![]() Цвет камня в 2017 году | |
Рожденный | Эстер Гейне 1946 (возраст 77–78 лет) |
Национальность | Израильский |
Род занятий | Историк, исследователь, автор, преподаватель |
Известный | Холокоста Стипендия |
Супруг | Раввин Моше Мордехай Фарбштейн |
Дети | 7 |
Родитель | Раввин Иегуда Лейб Гейне |
Академическое образование | |
Образование | Магистр современного еврейства, Еврейский университет в Иерусалиме , 1984 г. |
Диссертация | «Спасение хасидских лидеров в эпоху Холокоста» (1984) |
Академические консультанты | Иегуда Бауэр |
Академическая работа | |
Известные работы | Скрытые в громе: взгляды на веру, Галаху и лидерство во время Холокоста (2007) Скрытые на высоте: ортодоксальное еврейство в Венгрии во время Холокоста (2014) |
Эстер Фарбштейн ( иврит : אסתר פרבשטיין , род. 1946) — израильский историк, исследователь, писатель и преподаватель. Считающаяся ведущим харедимским исследователем Холокоста , она фокусируется на духовной реакции евреев на нацистские преследования. Она представила новые источники для академических исследований Холокоста, а также способствовала включению изучения Холокоста в школы для девочек харедим. В 1994 году она основала и возглавила Центр исследований Холокоста в колледже Михлала-Иерусалим в Баит-Вегане , Иерусалим . Она является автором множества книг, статей и монографий на иврите и английском языке.
Ранняя жизнь и образование
[ редактировать ]Эстер Гейне родилась в семье Геррер хасидской в Иерусалиме в 1946 году. [1] [2] Дочь раввина Йехуды Лейба Гейне, она является правнучкой четвертого Ребе из династии Гер-хасидов, раввина Авраама Мордехая Альтера , известного как Имрей Эмес . [2] [3] [4] [5] Она выросла сразу после Второй мировой войны. Дом ее детства часто предоставлял жилье пережившим Холокост, которым больше негде было остановиться. [2]
Она закончила бакалавриат в Университете Бар-Илан и получила степень магистра современного еврейства в Еврейском университете в Иерусалиме . [3] В 1984 году она написала магистерскую диссертацию под руководством израильского исследователя Холокоста Иегуды Бауэра на тему «Спасение хасидских лидеров в эпоху Холокоста». [6]
Она много лет работала старшим учителем в школе для девочек «Хорив» в Иерусалиме. [7] В 1994 году она основала Центр изучения Холокоста при колледже Михлала-Иерусалим, став его главой. [2]
Стипендия Холокоста
[ редактировать ]Фарбштейн считается ведущим харедимским исследователем Холокоста. [8] Ее академический подход, который твердо опирается на исторические детали и документацию, контрастирует с многолетней зависимостью мира харедим от устных традиций, мифов и агиографии . [8] Фарбштейн говорит: «Когда я преподаю историю Холокоста в своем сообществе, я говорю: «Не изучайте без источников, без неопровержимых фактов». Здесь нет места драме. Если я читаю лекцию и вижу, что аудитория плачет , думаю, лекция провалилась». [8]
Исследование Фарбштейна сосредоточено на духовной реакции евреев на нацистские преследования. Духовное сопротивление, такое как продолжение соблюдения мицвы в гетто и концентрационных лагерях , попытки сохранить свою человечность, даже когда с ним обращаются как с недочеловеком , а также задавание вопросов еврейскому закону ( шеилот ) по вопросам жизни и смерти, в значительной степени игнорировалось светскими властями. ученые выступают за изучение физического сопротивления. [5] [2]
В своем исследовании Фарбштейн демонстрирует готовность оспорить выводы как светских, так и религиозных историков. Примером первого является ее анализ речи, произнесенной раввином Мордехаем из Билгорая перед тем, как он покинул Венгрию с Бельзерским Ребе . Светские исследователи пришли к выводу, что эта речь доказывает, что раввины покинули свои общины перед лицом нацистской угрозы или, по крайней мере, попытались ввести их в заблуждение относительно надвигающейся опасности. [5] Фарбштейн предлагает третий вариант: сами раввинские лидеры не знали о большой опасности, нависшей над европейским еврейством. [9] Примером последнего является широко разрекламированная история 93 студентов Байса Яакова в Краковском гетто , которые совершили массовое самоубийство , вместо того чтобы быть оскверненными немецкими захватчиками, изложив свое решение в письме от 11 августа 1942 года. [9] Хотя эта история повторялась на публичных собраниях в Израиле и преподавалась в религиозных школах как пример еврейского мученичества, Фарбштейн исследовал подлинность документации и весомость доказательств обратного и пришел к выводу, что «и эта история, и письмо являются литературными». -педагогические творения, а не исторические источники». [9] [8] Джудит Калик описывает подход Фарбштейна как «новаторский анализ источников и… резкую критику существующих исследований». [10] Автор харедим Джонатан Розенблюм называет Фарбштейна «боевым историком». [5]
Фарбштейн также обнаружил новые источники академических исследований Холокоста. Одним из новых направлений являются раввинистические работы, в которых автор в предисловии описывает свой собственный опыт Холокоста. Поскольку сам Сефер не имеет отношения к Холокосту, предыдущие исследователи Холокоста его игнорировали. [11] Вместе с доктором Натаном Коэном из Университета Бар-Илан Фарбштейн обнаружил более 100 раввинских работ, в предисловии которых есть личные рассказы о Холокосте, и внес их в базу данных под названием «Проект мемуаров раввинов». Эта база данных была выпущена для публики на компакт-диске в январе 2007 года. [11]
В отсутствие документации Фарбштейн обратился к новым источникам, чтобы подтвердить историю, напечатанную раввином Цви Хиршем Майзельсом, о том, как он трубил в шофар на Рош ха-Шана в Освенциме для группы из 1400 мальчиков и молодых людей, приговоренных к отравлению газом на следующий день. На протяжении многих лет она спрашивала у каждой аудитории своих лекций, знают ли они кого-нибудь, кто слышал этот звук шофара. При этом она нашла десять очевидцев, которые подтвердили произошедшее. [12]
Влияние на преподавание Холокоста в харедимских школах
[ редактировать ]Я чувствовал, что способ начать изучение Холокоста — это найти источники, которые были бы приемлемы для харедимской общественности, но также надежны с исследовательской точки зрения; выбирать и классифицировать их; и, конечно, обучать их на фоне планомерного изучения истории.
–Эстер Фарбштейн [4]
Фарбштейн была движущей силой включения изучения Холокоста в учебную программу религиозных школ для девочек. [4] Она проводит семинары по подготовке учителей в школьной системе Байс-Яаков , в некоторых хасидских школьных системах, таких как Вижниц и Белз , а также в школе Яд Вашем для преподавателей Холокоста. [4] Она выпускает учебные модули и короткометражные документальные фильмы, чтобы помочь в просвещении о Холокосте. [3]
На протяжении десятилетий этот предмет не преподавался в харедимских школах, во многом из-за неприятия общины сионистской точки зрения, которая «монополизировала документацию», критиковала европейских раввинов за то, что они поощряли свою паству оставаться в Европе, а не эмигрировать в Палестину , и утверждала, что жертвы шли на смерть « как овцы на бойню ». [4] "Без сомнения, в первые десятилетия существовали опасения, что, если займутся Холокостом, возникнет много вопросов", - утверждает Фарбштейн. Она считает, что ее академический подход выводит изучение Холокоста из области «эмоционального» в «упорядоченное историческое знание». [4]
В 2012 году Фарбштейн организовал онлайн-турнир, чтобы проверить знания израильских школьников о событиях Холокоста. Первый турнир был основан на истории Варшавского гетто . [13]
Фарбштейн часто читает лекции по темам Холокоста на международных конференциях и семинарах для общественности. [8] [14] [15] [16]
Личная жизнь
[ редактировать ]Она замужем за раввином Моше Мордехаем Фарбштейном, ныне рош-ешивой Хевронской ешивы . [5] У пары семеро детей. [8]
Библиография
[ редактировать ]Книги
[ редактировать ]- иврит
- Скрытые в громе: ( взгляды на веру, Галаху и лидерство во время Холокоста на иврите) Моссад ха-Рав Кук . 2002. ISBN 9789657265079 .
- Память в книге: литературе ( Холокост в предисловиях к раввинистической на иврите) Реувен Масс. 2008 г. (в соавторстве с Асафом Едидьей и Натаном Коэном)
- Спрятанные в высотах: ортодоксальное еврейство в Венгрии во время Холокоста [ Спрятанные в высотах: ортодоксальное еврейство в Венгрии во время Холокоста ]. Моссад ха-Рав Кук. 2013.
- Английский
- Скрытый в Громе ; Скрытые в громе: взгляды на веру, Галаху и лидерство во время Холокоста . Фельдхайм. 2007. ISBN 9789657265055 . (2 том.)
- Забытые мемуары: перемещение личных счетов раввинов, переживших Холокост . Шаар Пресс . 2011. ISBN 9781422611067 .
- Скрытые на высоте: ортодоксальное еврейство в Венгрии во время Холокоста . Моссад ха-Рав Кук. 2014. ISBN 9789657265239 . (2 том.)
Отредактированные работы
[ редактировать ]- Штейн, Хаим (2015). Хаима Штейна раввина От Тельца до Тельца: дневник (на иврите). ISBN 9789659234714 .
- Каленберг, Моисей (2005). Едей Моше: Дерашот беМахане Хесдер беЦорфат биЙмей хаШоа [ Руки Моисея: Проповеди в секретном лагере во Франции во время Холокоста ] (на иврите). Мерказ лехекер ха-Шоа.
Монографии
[ редактировать ]- Поддержание связи в концентрационных лагерях . Михлала – Иерусалимский колледж. 2003.
- Спасение из Танжера: Рене Райхман приходит на помощь европейскому еврейству [ Спасение из Танжера: Рене Райхман приходит на помощь европейскому еврейству ] (на иврите). Моссад ха-Рав Кук. 2017. ISBN 9789657265321 .
Избранные статьи на английском языке
[ редактировать ]- «Дневники и мемуары как исторический источник – Дневник и мемуары раввина из «Дома рабства Конина» » (PDF) . Исследования Яд Вашем . XXVI : 87–128. 1998.
- «Раввины в Холокосте: капитаны тонущего корабля» . Натив . 16 (3–4). Июнь 2004 года.
- Фарбштейн, Эстер (2005). «Юденрат крупным планом: воспоминания Пнины Вайс — жены члена первого юденрата в Варшаве» . Исследования Яд Вашем : 61–99.
- Фарбштейн, Эстер (2007). « 'Устойчивый до заката': проповеди во французском лагере для интернированных во время Холокоста» . Современный иудаизм : 1–28.
- Фарбштейн, Эстер (май 2007 г.). «Проповеди говорят историю: раввинистические дилеммы в интернировании между Мецем и Освенцимом». Современный иудаизм . 27 (2): 146–172. дои : 10.1093/mj/kjm007 . JSTOR 30130924 .
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Фарбштейн, Эстер» . Виртуальный международный авторитетный файл . 2018.
- ^ Jump up to: а б с д и Пирсон, Либа (28 июля 2007 г.). «Скрытый в громе» . aish.com . Проверено 7 декабря 2018 г.
- ^ Jump up to: а б с Шенор, Равиталь (1 января 2014 г.). «Еврейская жизнь в тени смерти». Б’Шева (на иврите) . Проверено 8 декабря 2018 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Ротем, Тамар (22 февраля 2005 г.). « Харедим открывают Яд Вашем». «Гаарец» (на иврите) . Проверено 7 декабря 2018 г.
- ^ Jump up to: а б с д и Розенблюм, Джонатан (7 февраля 2008 г.). «Двое на тему «Скрытые в громе» Ребецин Фарбштейн» . Перекрестные токи . Проверено 7 декабря 2018 г.
- ^ Каплан, Кимми (2001). «Не накопилось ли «много лжи в исторических книгах»? — Холокост в историческом сознании ашкенази-харедим в Израиле» . Исследования Яд Вашем . 29 . Яд Вашем : 321–376.
- ^ Сильвецкий, Рэйчел (7 апреля 2013 г.). «Образование во время Холокоста: колледж Джема обращается к подросткам» . Национальные новости Израиля . Проверено 8 декабря 2018 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Чижик-Гольдшмидт, Авиталь (31 октября 2016 г.). «После десятилетий легенд о Холокосте ультраортодоксальное сообщество сталкивается с мрачными фактами» . Гаарец . Проверено 8 декабря 2018 г.
- ^ Jump up to: а б с Гутель, Нерия (4 апреля 2003 г.). «Окрашенные любовью и ненавистью» . Гаарец . Проверено 8 декабря 2018 г.
- ^ Калик, Джудит (2005), «Биография, история и социальные науки» , Франкель, Джонатан (редактор), «Темные времена», «Тяжелые решения: евреи и коммунизм» , Oxford University Press, стр. 332, ISBN 9780195346138
- ^ Jump up to: а б Лейбовиц-Шмидт, Шира (24 января 2007 г.). «День, когда раввин съел траву» . «Джерузалем Пост» . Проверено 7 декабря 2018 г.
- ^ Герциг, Гур Арье (15 января 2015 г.). «Шок Холокоста: «блицкриг» против венгерского еврейства - интервью с ребецн Эстер Фарбштейн» . Хамодия . п. 17. Архивировано из оригинала 11 августа 2020 года . Проверено 8 декабря 2018 г.
- ^ Кляйгер, Ной (27 декабря 2012 г.). «Конкурс-викторина направлен на то, чтобы разжечь интерес подростков к Шоа» . Инетньюс . Проверено 8 декабря 2018 г.
- ^ «Международная конференция: Будущее свидетельств Холокоста II» (PDF) . Колледж Западной Галилеи . 20 марта 2012 г. Архивировано из оригинала (PDF) 24 сентября 2015 г. . Проверено 8 декабря 2018 г.
- ^ «Тот, кто спасает одну жизнь… Еврейский героизм во время Холокоста» (PDF) . Михлала – Иерусалимский колледж . Проверено 8 декабря 2018 г.
- ^ «Международная конференция: «Всегда венгр»: евреи Венгрии в превратностях современной эпохи» (PDF) . Университет Бар-Илан . 30 мая 2016 года . Проверено 8 декабря 2018 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- 1946 года рождения
- Живые люди
- Израильские историки ХХ века
- Израильские евреи 20-го века
- Израильские писательницы XX века
- Израильские историки XXI века
- Израильские евреи XXI века
- Израильские писатели научно-популярной литературы XXI века
- Израильские писательницы XXI века
- Выпускники Университета Бар-Илан
- Выпускники Еврейского университета в Иерусалиме
- Историки Холокоста
- Израильские ортодоксальные евреи
- Израильские женщины-историки
- Израильские женщины-писатели научно-популярной литературы
- Еврейские историки
- Еврейские израильские писатели
- Еврейские писательницы
- Писатели из Иерусалима