Jump to content

Краковское гетто

Координаты : 50 ° 2'43 "N 19 ° 57'17" E  /  50,04528 ° N 19,95472 ° E  / 50,04528; 19.95472
Статья с расширенной защитой

Краковское гетто
Евреев заставляли счищать снег с улиц
Карта Холокоста в Польше, включая лагеря смерти, отмеченные черепами, и гетто нацистской эпохи, отмеченные красно-золотыми звездами. Красной точкой показано расположение Краковского гетто в межвоенный период.

Краковское гетто было одним из пяти крупных столичных нацистских гетто, созданных Германией на новой Генерал-губернаторства территории во время немецкой оккупации Польши во Второй мировой войне . Он был создан с целью эксплуатации, террора и преследования местных польских евреев . Позже гетто использовалось в качестве плацдарма для отделения «способных рабочих» от тех, кто должен был быть депортирован в лагеря смерти в рамках операции «Рейнхард» . [ 1 ] Гетто было ликвидировано в период с июня 1942 по март 1943 года, большая часть его жителей была депортирована в лагерь смерти Белжец , а также в рабский трудовой лагерь Плашув и концентрационный лагерь Освенцим , расположенные в 60 километрах (37 миль) по железной дороге.

Фон

До советско-германского вторжения в 1939 году Краков был влиятельным центром для 60 000–80 000 польских евреев , живших там с 13 века . [ 2 ] Преследования еврейского населения Кракова начались сразу после того, как 6 сентября 1939 года в город вошли немецкие войска в ходе немецкой агрессии против Польши . Начиная с сентября 1939 года евреям было приказано явиться на принудительные работы. В ноябре все евреи двенадцати лет и старше должны были носить опознавательные повязки. По всему Кракову синагоги были закрыты, а все их реликвии и ценности конфискованы нацистскими властями. [ 3 ] [ 2 ]

Краков стал столицей Генерал-губернаторства (часть оккупированной Польши, не включенная напрямую в состав Германии), а к маю 1940 года немецкие оккупационные власти во главе с генерал-губернатором Гансом Франком объявили, что Краков должен стать «самым расово чистым» городом в Германии. Последовала массовая депортация евреев из города. Из более чем 68 000 евреев, проживавших в Кракове во время немецкого вторжения, только 15 000 рабочих и их рабочие. семьям разрешили остаться. [ 4 ] Всем остальным евреям было приказано покинуть город и переселиться в прилегающие сельские районы Генерал-губернаторства. [ 2 ]

Образование Краковского гетто.

В апреле 1940 года Ганс Франк предложил выселить 50 000 евреев из города Кракова . [ 5 ] [ 6 ] Причина, по которой Франк удалил евреев из еврейского квартала, заключалась в том, что этот район «... будет очищен, и можно будет основать чисто немецкие кварталы...» внутри Кракова. [ 5 ] С мая 1940 г. по 15 августа 1940 г. действовала программа добровольной высылки. [ 7 ] Евреям, решившим покинуть Краков, было разрешено забрать все свое имущество и переселиться по территории Генерал-губернаторства (Генерал-губернаторства). [ 7 ] [ 5 ] К 15 августа 1940 года Краков покинули 23 000 евреев. [ 7 ] После этой даты было введено принудительное выдворение. [ 7 ] 25 ноября 1940 года был объявлен приказ о депортации евреев из муниципального района Кракова. [ 8 ] В этом приказе говорилось, что евреям больше не разрешается въезжать в город Краков, евреям, проживающим в Кракове, требуется специальное разрешение, а места за пределами Кракова, куда евреи были вынуждены переехать, были выбраны властями. [ 8 ] Евреям, вынужденным уехать, также разрешалось взять с собой только 25 кг (62½ фунта) своих вещей. [ 8 ] К 4 декабря 1940 года 43 000 евреев были вывезены из Кракова добровольно и принудительно. [ 7 ] Евреи, которые в то время все еще проживали в Кракове, считались «...экономически полезными...» и им нужно было получить вид на жительство, который «...нужно было продлевать каждый месяц». [ 8 ]

приказал создать Краковское гетто В следующем году, 3 марта 1941 года, Отто Вехтер . [ 9 ] [ 10 ] Гетто планировалось создать в Подгужском районе Кракова. [ 6 ] [ 11 ] Подгуже был выбран в качестве места для гетто вместо традиционного еврейского квартала Казимеж , потому что Ганс Франк считал Казимеж более значимым для истории Кракова. [ 12 ] Подгуже в то время был пригородом Кракова. [ 9 ] [ 8 ] Вехтер утверждал, что создание гетто было необходимо для общественного здоровья и порядка. [ 13 ] Краковское гетто было официально создано 20 марта 1941 года. [ 5 ] При переселении в гетто евреям разрешалось взять с собой только 25 кг своих вещей. [ 8 ] Остальное их имущество забрало Немецкое трастовое управление (Treuhandstelle). [ 8 ] Некоторые евреи были переселены в близлежащее гетто Бжеско . [ 14 ] Все нееврейские жители этого района были обязаны переехать в другие районы к 20 марта 1941 года. [ 8 ]

Гетто охраняли немецкая полиция (Schutzpolizei), польская полиция ( Blue Police ) и еврейская полиция (J üdischer Ordnungsdienst – OD), но единственной полицейской силой внутри гетто была еврейская полиция. [ 13 ] С образованием гетто у ОД был открыт офис на улице Юзефиньской, 37 в Подгуже. [ 15 ] В апреле 1941 года гетто было обнесено стеной из колючей проволоки и камня; использованные камни были спроектированы так, чтобы выглядеть как надгробия, но также включали «... еврейские памятники и надгробия с кладбища». [ 9 ] [ 10 ] [ 13 ] [ 8 ] Стена гетто была построена с использованием принудительного труда евреев. [ 10 ] В гетто можно было попасть через три входа: один возле рынка Подгуже, улицы Лимановского и площади Згоды. [ 9 ] Краковское гетто было закрытым гетто, что означало, что оно было физически изолировано от окружающей территории, а доступ к нему был ограничен. [ 16 ] На других оккупированных немцами территориях открытые гетто и гетто разрушения . существовали [ 16 ] Въезд и выезд из гетто был ограничен, а евреи, работавшие за пределами гетто, должны были иметь соответствующие документы. [ 9 ] Евреи должны были «...получить соответствующие печати для Kennkarten [идентификационных карточек]...» в Бюро труда (Arbeitsamt). [ 9 ]

Когда гетто было создано, там проживало около 16 000 евреев. [ 13 ] До того, как гетто было оцеплено, в нем проживало около 3500 жителей. [ 7 ] Гетто состояло из 320 зданий. [ 13 ] Чтобы учесть плотность населения, квартиры в гетто были разделены по 2 м² на человека или по стандарту три человека на одно окно. [ 13 ] Еврейский совет ( Юденрат ) отвечал за определение новых жилищных условий. [ 8 ] В Краковском гетто официальным языком был идиш, а не польский. [ 13 ] 1 декабря 1939 года был объявлен приказ, предписывающий всем евреям Генерал-губернаторства носить нарукавную повязку, обозначающую их как евреев. [ 11 ] Белые повязки с синей Звездой Давида по-прежнему требовались после того, как евреев переселили в гетто. [ 11 ]

15 октября 1941 года был принят Третий указ генерал-губернатора. [ 8 ] [ 17 ] В этом указе говорилось, что евреи, обнаруженные за пределами отведенного им жилого района, будут наказаны смертной казнью. [ 17 ] [ 8 ] Наказание также распространялось на всех, кто был уличен в пособничестве евреям. [ 8 ] [ 17 ] Указ распространялся на всех жителей Генерал-губернаторства. [ 17 ]

28 ноября 1941 года территория гетто была сокращена. [ 8 ] Население Краковского гетто увеличилось, потому что нацисты потребовали, чтобы еврейские жители 29 близлежащих деревень переселились в гетто. [ 8 ] В июне 1942 года размеры гетто снова сократились. [ 8 ] [ 15 ] Сокращение размеров гетто было связано с депортацией евреев, в том числе в лагерь смерти Белжец . [ 13 ] Когда квартиры, которые больше не входили в гетто, были освобождены, имущество было разграблено, а квартиры переназначены. [ 13 ] За эти квартиры отвечало Муниципальное жилищное управление. [ 13 ]

В декабре 1942 г. Краковское гетто было разделено на две части: гетто «А» и гетто «Б». [ 13 ] Гетто «А» предназначалось для работающих людей, а гетто «Б» — для всех остальных. [ 13 ] Это разделение было запланировано с учетом будущей ликвидации гетто. [ 13 ]

История гетто

Район Кракова, конец 1939 года. Пленные евреи, собранные для рабского труда, сидят на открытом поле, окруженном новым из колючей проволоки . забором
Строительство стен гетто, май 1941 г.
Депортация евреев из гетто, март 1943 г.
Свертки, брошенные евреями, депортированными из Краковского гетто, март 1943 года.

Краковское гетто было официально создано 3 марта 1941 года в районе Подгуже , а не, как часто полагают, в историческом еврейском районе Казимеж. Перемещенные польские семьи из Подгужа поселились в бывших еврейских жилищах за пределами недавно созданного гетто. Между тем, 15 000 евреев были скоплены на территории, ранее населенной 3 000 человек, которые жили в районе, состоящем из 30 улиц, 320 жилых домов и 3 167 комнат. В результате на каждую четвертую еврейскую семью была выделена одна квартира, а многие менее удачливые жили на улице. [ 2 ]

Гетто было окружено недавно построенными стенами, отделявшими его от остальной части города. В мрачном предзнаменовании недалекого будущего эти стены были украшены кирпичными панелями в форме надгробий. Все окна и двери, выходящие на « арийскую » сторону, было приказано заложить кирпичами. Только четыре охраняемых входа позволяли въезжать и выезжать. Небольшие участки стены сохранились до сих пор, на одной части установлена ​​мемориальная доска с надписью: «Здесь они жили, страдали и погибли от рук гитлеровских палачей. Отсюда они начали свой последний путь в лагеря смерти». [ 3 ] [ 18 ]

Молодые люди молодежного движения «Акива» , взявшиеся за публикацию подпольного информационного бюллетеня HeHaluc HaLohem («Боевой пионер»), объединили усилия с другими сионистами , чтобы сформировать местное отделение Еврейской боевой организации (ŻOB, польский : Żydowska Organizacja). Бойова) и организовать сопротивление в гетто при поддержке польского подполья «Армия Крайова» . Группа проводила различные акции сопротивления, включая взрыв кафе «Циганерия» — места сбора нацистских офицеров. В отличие от Варшавы , их усилия не привели к всеобщему восстанию до ликвидации гетто. [ 19 ]

С 30 мая 1942 года нацисты начали систематические депортации из гетто в близлежащие концентрационные лагеря. Тысячи евреев были перевезены в последующие месяцы в рамках операции «Кракау», оберфюрером Юлианом СС возглавляемой Шернером . Евреев сначала собрали на площади Згоды, а затем препроводили на железнодорожный вокзал в Прокоциме. В первом транспорте находилось 7000 человек, во втором — еще 4000 евреев, депортированных в лагерь смерти Белжец была проведена окончательная «ликвидация» гетто СС 5 июня 1942 года. 13–14 марта 1943 года под командованием унтерштурмфюрера . Амон Гёт . Две тысячи евреев, признанных трудоспособными, были вывезены в трудовой лагерь Плашув . [ 20 ] Те, кого признали нетрудоспособными - около 2000 евреев - были убиты в те дни на улицах гетто с помощью вспомогательных полицейских " травников ". [ 21 ] [ 20 ] Остальные 3000 были отправлены в Освенцим . [ 18 ] [ 20 ]

Еврейский совет (Юденрат) Краковского гетто

Еврейский совет из 24 человек был сформирован в городе Кракове , а затем и в Краковском гетто, когда гетто было образовано 3 марта 1941 года. [ 22 ] Этот еврейский совет отвечал за жителей гетто, но получал множество приказов от местных нацистских чиновников, хотя и сохранял некоторую степень автономии. Некоторые из его функций включали надзор за трудом и благосостоянием, проведение переписи населения и налогообложение населения. [ 23 ] [ 24 ] [ 25 ] [ 26 ]

Культурная жизнь

Культурная жизнь в Краковском гетто была мрачной и опасной для еврейского населения. С каждым днем ​​терпеть и выживать становилось все труднее и труднее. Евреям было не ради чего жить. Настроение было мрачным, настроение плохим, и большинство обитателей гетто оставались безнадежными.

Евреи в Краковском гетто были обязаны носить Звезду Давида , обозначающую их как евреев, что привело к лишению большинства прав. на руке [ 22 ] Был введен комендантский час, который лишил евреев многих возможностей участвовать в культурной жизни. [ 27 ] Со временем евреям нужно было получать разрешения на вход и выход из гетто, лишая их любой свободы, которую, по их мнению, они оставили на этом этапе. [ 27 ] Несмотря на то, что евреи не могли участвовать в определенных сферах культурной жизни Краковского гетто, «внутри гетто продолжались различные культурные и религиозные мероприятия». [ 28 ] Хотя религиозная практика была запрещена, это не помешало жителям Краковского гетто молиться и оставаться верными иудаизму . [ 29 ] По крайней мере, три синагоги или другие религиозные сооружения все еще использовались и служили местом, куда евреи могли приходить и молиться. [ 28 ] В гетто также было кафе, где артисты играли живую музыку, что помогло поднять настроение евреям. Наконец, в гетто существовала аптека, которая была местом, куда люди могли прийти, чтобы обсудить проблемы, прочитать подпольные и официальные газеты и узнать реалии того, что происходило, и какие злодеяния они пережили. [ 28 ] Жители гетто создали множество песен, преследующих три основные цели: «документирование жизни гетто, отвлечение от реальности и поддержание традиций». [ 30 ] Эти песни изображали их огромные страдания в сочетании с их преданностью делу и решимостью выжить. Некоторые из самых популярных текстов: «Me hot zey in dr'erd, me vet zey iberlebn, me vet noch derlebn» («Черт с ними, мы их переживем, мы еще выживем»), [ 30 ] передача и разделение чувств еврейского народа через музыку. Смех, который был редкостью в Краковском гетто, был еще одним способом, которым многочисленные жертвы пытались справиться со своей сильной ненавистью к врагу. [ 30 ] Иногда заключенные исполняли песни гетто, а иногда небольшие группы исполняли их на различных инструментах. [ 30 ] Уличные песни — это поджанр музыки гетто с четырьмя доминирующими темами: голод, коррумпированная администрация, надежда на свободу и призыв к восстанию. [ 30 ] Музыка всегда была традиционным и важным аспектом как еврейских праздников, так и еврейской семейной жизни в целом. Заключенные Краковского гетто изо всех сил старались сохранить эту традицию, особенно во время Песаха и Йом Кипура. [ 30 ] Хотя музыка приносила многим утешение, уровень самоубийств среди музыкантов был значительно выше, чем среди других работников лагеря. Многие музыканты были вынуждены наблюдать за убийством своих семей и друзей из-за того, что нацисты настаивали на том, чтобы заключенные-музыканты играли музыку, в то время как других заключенных вели в газовые камеры. [ 30 ]

Александр Кулисевич был начинающим музыкантом, который изо всех сил старался «собирать, сочинять и исполнять песни», живя в гетто, хотя это было незаконно. [ 30 ] Заключенные Краковского гетто работали по 12 часов в день, что утомляло их сильнее, чем можно было себе представить. [ 31 ] Чтобы скоротать время, в течение всего рабочего дня пели песни. [ 31 ]

Мордехай Гебиртиг , «известный своими прекрасными и пророческими песнями и стихами» [ 32 ] на идише вышел из Краковского гетто. [ 32 ] Его песня «Горит наш город», написанная в 1938 году, стала «одной из самых популярных песен в гетто и концлагерях». [ 30 ] К сожалению, Гебиртиг был застрелен в Краковском гетто.

Еще одним человеком, находившимся в краковском гетто, был Роман Полански , который стал известным кинорежиссером после того, как пережил Холокост. [ 32 ] В конце концов Полански снял фильм, рассказывающий историю музыканта Владислава Шпильмана, пережившего Холокост . [ 32 ]

Чтобы скоротать время, находясь в ловушке в этих ужасающих условиях, многие еврейские дети в Краковском гетто играли на скрипке и любых других инструментах, к которым у них был доступ. [ 32 ]

Музыка оказалась важным аспектом культурной жизни в Краковском гетто, который помогал поддерживать настроение евреев, насколько это было возможно, в такие тяжелые и ужасные времена.

Сопротивление

Организованное сопротивление

Краковское еврейское подполье существовало с 1942 по конец 1943 года и исходило из молодежных групп, таких как Акива. [ 33 ] Сформировались две группы: «Искра» и «Хахалуц халохем» , или Боевая организация еврейской молодежи. [ 34 ] Несмотря на то, что в конечном итоге они сосредоточились на более классических акциях вооруженного сопротивления, первоначально они были сосредоточены на поддержке образовательных и социальных организаций в гетто. [ 35 ] В конце концов, создав журнал, группы первоначально сосредоточились на работе с польским подпольем и Коммунистической партией Роботнича ( PPR ) . В конечном итоге они планировали действия против нацистов. [ 33 ] Сопротивление провело демонстрации против нескольких заведений, часто посещаемых нацистами , включая кафе Cyganeria, кафе Esplanada и театр. [ 36 ] Кроме того, группа польского подполья также помогала евреям с помощью программы под названием «Жегота» . [ 37 ] [ 38 ]

Первоначально группа Сопротивления «Искра» вместо того, чтобы объединяться с коммунистическими или сионистскими группами, стремилась исключительно к борьбе и уничтожению нацистов. С самого начала первыми членами «Искры» были Хешек Баумингер, Шломо Ш. и, в конечном итоге, Гола Мире. Хешек Баумингер сражался на стороне польской армии в начале войны и, несмотря на участие в Социал-сионистской группе Хашомер Хацаир , перешел на сторону коммунизма. Гола Мире – еще один бывший член Хацаир – стала членом Польской коммунистической партии. Соответственно, «Искра» работала вместе с подразделением коммунистической Польской рабочей партии Гвардия Людова – в рамках вооруженной инициативы. [ 39 ] В частности, целью «Искры» были немецкие вооруженные силы. Кроме того, Сопротивление в Краковском гетто решило атаковать «арийскую» часть города, а не вести бесполезную войну изнутри. [ 40 ] Чтобы укрепить себя, «Искра» объединилась с «Хахалуц халохем», смешав таким образом коммунистические взгляды с сионистской группой. [ 41 ] и впоследствии сформировал Еврейскую боевую организацию (Zydowska Głos Bojowa; ZOB). [ 35 ] Несмотря на сходство названия, этот ЗОБ был независим от ЗОБ, участвовавшего в восстании в Варшавском гетто. [ 35 ]

Историки будут утверждать, что вовлеченные молодежные движения преследовали важные, но реалистичные цели. Предполагается, что намерения нацистов были очевидны для молодежи, и поэтому они решили бороться с видением нацистов, хотя и знали, что успех будет ограниченным. [ 42 ] Примечательно, что Хахалуц Халохем, состоящий из членов сионистского молодежного движения «Акива», работал с «Искрой» вместе с коммунистами над организацией взрыва в Циганерии. [ 35 ] Присоединение к Хахалуц Халохем побудило Акиву перейти к вооруженному сопротивлению. [ 43 ]

Кроме того, подпольные движения опубликовали газету под названием «Гечалуц галохем», которую редактировал Саймон Дрейнджер. Эта газета служила борьбе с немецкой работой «Жидовской газеты»; это была подпольная работа, целью которой было скрыть геноцидные цели нацистов и таким образом подавить любую оппозицию. [ 44 ]

Cyganeria Bombing

Взрыв в Циганерии — одно из наиболее обсуждаемых терактов, совершенных краковским движением Сопротивления. Это было одно из серии нападений в ответ на массовые депортации. До Циганерии нападения произошли на заводе «Оптима» и в «Космо-клубе» — в результате нападения «Космо-клуба» погибло несколько представителей нацистской элиты. Кроме того, на 24 декабря 1942 года были запланированы три нападения: кафе «Циганерия», кафе «Эспланада», театр «Штука» и офицерский клуб. [ 45 ] В конечном итоге группы сопротивления «Хахалуц-Халохем» и «Искра» бомбили Циганерию 22 декабря, в результате чего было убито от 7 до 70 немцев и ранено множество других. [ 46 ] Нападение на театр было относительно неудачным из-за плохого планирования и отказа причинить вред невинным полякам, присутствовавшим на месте; однако атаки на кафе «Эспланада» и офицерский клуб увенчались успехом. [ 47 ]

Относительному успеху групп Сопротивления помешали Юлек Аппель и Натек Вайсман, предавшие сопротивление. Хахалуц-Халохем был быстро подавлен нацистами – благодаря Аппелю и Вайсману – но более строгие меры безопасности защищали «Искру» в течение ограниченного времени. [ 48 ] Кроме того, в результате нападения погибли два ключевых члена сопротивления – Адольф Либескинд и Тенненбаум. Наконец, после нападения на кафе Cyganeria, гестапо обнаружило оружие, различную валюту и вражескую форму. Гестапо направило послание нацистской элите через обергруппенфюрера СС Вольфа и рейхсфюрера Гиммлера. Люсьен Штайнберг, автор книги «Евреи против Гитлера», утверждает, что это сообщило Гитлеру о значении нападения. [ 49 ]

Публично личности виновников терактов не были раскрыты, и, по слухам, ими были либо польское подполье, либо Советы . [ 50 ] Что касается евреев, совершивших нападение, то они были замаскированы под поляков. Это отражало обеспокоенность внутри Хахалуц Халохем по поводу возмездия нацистов против гетто, если в нем будут замешаны евреи. [ 51 ]

Религиозное сопротивление

Кроме того, евреи Краковского гетто участвовали в форме религиозного сопротивления, продолжая исповедовать иудаизм тайно . Это удалось благодаря охране еврейской полиции . [ 52 ]

Спасение и посторонняя помощь

Праведные язычники

Единственная аптека, включенная в пределы Краковского гетто, принадлежала польскому римско-католическому фармацевту Тадеушу Панкевичу , которому немецкие власти разрешили управлять там своей «аптекой под орлом» по его просьбе. Дефицитные лекарства и транквилизаторы, подаваемые жителям гетто зачастую бесплатно, не считая медицинских соображений, способствовали их выживанию. Панкевич раздавал краску для волос евреям, вынужденным нелегально пересекать стены гетто. В знак признания его героических подвигов в оказании помощи бесчисленному количеству евреев в гетто во время Холокоста присвоил ему звание Праведника народов мира 10 февраля 1983 года Яд Вашем . Панкевич является автором книги, в которой описывается, среди других событий, Ликвидация гетто. [ 18 ] [ 53 ]

Список из нескольких десятков польских праведников из Кракова, [ 54 ] В их число входят Мария и Бронислав Флорек, которые жили на улице Чижувка и спасли семьи Гольдбергеров и Нихтбергеров. Примечательно, что Мария Флорек контрабандой провезла поддельные документы, удостоверяющие личность, приобретенные на «Эмалия» фабрике Оскара Шиндлера (без его ведома), для евреев, скрывающихся на «арийской стороне» Кракова. [ 55 ] Владислав Будинский, который бесплатно помогал даже совершенно незнакомым людям, в 1943 году женился на еврейской девушке Хане Ландау, но в 1944 году они были пойманы гестапо и депортированы в разные концентрационные лагеря. Оба выжили, воссоединились в Кракове и в 1969 году эмигрировали в Швецию. [ 56 ] Польский гинеколог доктор Хелена Шлапак превратила свой дом на улице Гарбарской в ​​убежище для евреев, ставших жертвами торговли людьми и распространения фальсифицированных документов, а также секретных сообщений и хранения фотографий из Освенцима. Она сотрудничала с Жеготой , оказывала помощь скрывающимся больным евреям и помещала их в больницы под вымышленными именами. [ 57 ]

Жегота

Жегота также имел известность в Кракове. Целью Жеготы была ежедневная помощь евреям, а не стремление к общему решению. [ 58 ] Зегота предоставил евреям фальшивые документы, врачей, деньги и ряд других важных ресурсов и помощи. [ 59 ]

В Жеготе историки утверждают, что польско-еврейские отношения были крепкими до войны, и Жегота был вовлечен в усиление органически возникающей помощи. Кроме того, под руководством Станислава Добровольского были предоставлены продукты питания, лекарства, средства и средства для побега. Несколько членов «Жеготы» — Юзефа Рысинска, Мечислав Курц, Тадеуш Билевич, Зигмунт Кузма и Ада Прочницка — способствовали доставке припасов и общей помощи в лагерях. [ 60 ]

Известные люди

Одна из двух сохранившихся частей стены гетто (ул. Львовская, 27) с мемориальной доской и типичным домом гетто на заднем плане.
Второй сохранившийся фрагмент стены гетто на улице Лимановского, 62.
Мемориал евреям из Краковского гетто на месте их депортации. Каждый стальной стул символизирует 1000 жертв

Кинорежиссер Роман Полански , переживший гетто, в своих мемуарах 1984 года Роман вспомнил свои детские впечатления там до массовых депортаций в ходе операции «Рейнхард» в Кракове . «Мое собственное ощущение, – писал Полански, – заключалось в том, что если бы им можно было объяснить, что мы не сделали ничего плохого, немцы поняли бы, что все это было гигантским недоразумением». [ 61 ]

Много лет спустя Рома Лигоцка , польский художник и писатель, двоюродный брат Романа Поланского, который в детстве был спасен и выжил в гетто, написал роман, основанный на ее переживаниях, « Девушка в красном пальто : мемуары». . [ 62 ] Ошибочно полагают, что она изображена в фильме « Список Шиндлера» . Однако сцена была построена на воспоминаниях Зелига Бурхута, выжившего в Плашове (и других трудовых лагерях). В интервью Спилбергу перед съемками фильма Бурхут рассказал о молодой девушке в розовом пальто, не старше четырех лет, которую на его глазах застрелил нацистский офицер. [ нужна ссылка ] Оскар Шиндлер был изображен в Томаса Кенилли романе «Ковчег Шиндлера» (основа для Стивена Спилберга фильма «Список Шиндлера» ). Особенно драматическим событием было то, что 300 рабочих Шиндлера были депортированы в лагерь смерти Освенцим, несмотря на его усилия, и он лично вмешался, чтобы вернуть их ему. [ нужна ссылка ]

Среди других известных людей - Мордехай Гебиртиг , который был одним из самых влиятельных и популярных авторов песен и стихов на идише. Там его расстреляли в 1942 году. [ 63 ] Мириам Акавиа , израильская писательница, пережила краковское гетто и концентрационные лагеря. [ 64 ] [ 65 ] Известный дерматолог и один из первооткрывателей синдрома Рейеса , доктор Джим Джейкоб Бараль также пережил Краковское гетто; его мать толкнула его и его брата Мартина под колючую проволоку, чтобы они спрятались в доме польского спасателя, который отвез их в Бохню , где позже к ним присоединились мать и сестра. [ 66 ] Бернар Оффен , родившийся в 1929 году в Кракове, пережил гетто и несколько нацистских концентрационных лагерей. [ 67 ]

Младший лейтенант Ежи Закульский , адвокат и член Национальных вооруженных сил ( Narodowe Siły Zbrojne , NSZ) в оккупированном немцами Кракове, был приговорен к смертной казни сталинистскими чиновниками и казнен в контролируемой Советским Союзом послевоенной Польше по сфабрикованным обвинениям в том, что он был вражеский шпион. [ 68 ] Еврейка из Кракова, пережившая Холокост, Мария Блешиньска, урожденная Бернштейн, попыталась спасти жизнь Закульскому в благодарность за то, что он спас ее и ее дочь во время Холокоста; однако ей это не удалось. Заказное письмо, которое она отправила в Окружной военный суд в Варшаве , было отклонено вместе с просьбой о президентском помиловании. [ 68 ]

Зузанна Гинчанка и ее муж покинули Львовское гетто и перебрались в Краковское гетто в сентябре 1942 года. В январе 1945 года она была арестована и расстреляна в тюрьме. [ 69 ]

В 1940 году Эдвард Мосберг , которому тогда было 14 лет, и его ближайшие родственники, бабушка и дедушка, двоюродные братья и тетя были переселены в одну маленькую квартирку в Краковском гетто. [ 70 ] [ 71 ] В 1942 году его бабушка, тети и двоюродные братья были депортированы из него в концлагерь Белжец в оккупированной немцами Польше. [ 71 ] В 1943 году Краковское гетто было ликвидировано, а оставшаяся семья Мосбергов была перевезена в концентрационный лагерь Краков-Плашув в Плашуве, к югу от Кракова, нацистский концентрационный лагерь , управляемый СС , который был построен на территории двух бывших еврейских лагерей. кладбища. [ 70 ]

См. также

Ссылки

  1. ^ Д-р С.Д. Штейн (29 января 2007 г.). « Жизнь, недостойная жизни» и другие программы медицинских убийств» . Судебные дела «Эвтаназия» и «Акция Рейнхард» . UWE Факультет гуманитарных, языковых и социальных наук. Архивировано из оригинала 10 марта 2013 г. - через Интернет-архив.
  2. ^ Перейти обратно: а б с д «История Краковского гетто» . Краков: самое интересное . Архивировано из оригинала 1 февраля 2014 г. Проверено 12 марта 2011 г.
  3. ^ Перейти обратно: а б «Получите краковские». О Краковском гетто , с ценными историческими фотографиями и картой гетто. ДВС . ISSN   2082-7431 (на польском языке)
  4. ^ Лонгерих, Питер (2010). Холокост – нацистское преследование и убийство евреев . Издательство Оксфордского университета. п. 161 . ISBN  978-0192804365 .
  5. ^ Перейти обратно: а б с д Мичман, Дэн (2011). Появление еврейских гетто во время Холокоста . Нью-Йорк: Издательство Кембриджского университета. стр. 75–83. ISBN  978-0521763714 .
  6. ^ Перейти обратно: а б «Краков (Краков)» . www.ushmm.org . Проверено 29 апреля 2018 г.
  7. ^ Перейти обратно: а б с д и ж Хильберг, Рауль (2003). Уничтожение европейских евреев (Третье изд.). Нью-Хейвен: Издательство Йельского университета. стр. 208–210. ISBN  978-0300149135 . OCLC   887807298 .
  8. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п Апенслак, Джейкоб; Кеннер, Джейкоб; Левин, Исаак; Полакевич, Моше, ред. (1999). Черная книга польского еврейства . Американская федерация польских евреев., Ассоциация еврейских беженцев и иммигрантов из Польши. Уотербери, Коннектикут: Brohan Press. стр. 79–84. ISBN  978-1930423022 . OCLC   45496507 .
  9. ^ Перейти обратно: а б с д и ж Граф, Мальвина (1989). Вспомнили Краковское гетто и лагерь Плашув . Мазал Коллекция Холокоста. Таллахасси: Издательство Университета штата Флорида. стр. 35–38. ISBN  978-0813009056 . OCLC   18715997 .
  10. ^ Перейти обратно: а б с «Создано Краковское гетто - Мемориальный музей Холокоста в США» . www.ushmm.org . Проверено 29 апреля 2018 г.
  11. ^ Перейти обратно: а б с «Краков: Хронология» . www.ushmm.org . Проверено 29 апреля 2018 г.
  12. ^ Кугельмасс, Джек; Орла-Буковска, Аннамария (январь 1998 г.). « Если вы это построите, они придут»: воссоздание исторического еврейского квартала в посткоммунистическом Кракове». Город и общество . 10 (1): 319. doi : 10.1525/city.1998.10.1.315 . ISSN   0893-0465 . S2CID   144838939 .
  13. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м Пиоро, Анна (2012). Краковское гетто 1941–1943: путеводитель по территории бывшего гетто (Третье издание, обновленное и переработанное). Краков: Исторический музей города Кракова. Аптека под Орлемом. стр. 3–5. ISBN  978-8375771046 . OCLC   809174601 .
  14. ^ «Энциклопедия лагерей и гетто» . www.ushmm.org . Проверено 31 марта 2020 г.
  15. ^ Перейти обратно: а б Ярковска-Натканец, Алисия (28 августа 2013 г.). «Еврейская служба безопасности в оккупированном Кракове в 1940–1945 годах». Scripta Judaica Cracoviensia (на польском языке). 11 . дои : 10.4467/20843925sj.13.013.1309 . ISSN   2084-3925 .
  16. ^ Перейти обратно: а б «Виды гетто» . Проверено 2 мая 2018 г.
  17. ^ Перейти обратно: а б с д «Смертная казнь за помощь евреям - Мемориальный музей Холокоста США» . www.ushmm.org . Проверено 1 мая 2018 г.
  18. ^ Перейти обратно: а б с JewishKrakow.net – страница о Краковском гетто, дополненная современной картинной галереей на JewishKrakow.net. По состоянию на 12 марта 2011 г.
  19. ^ Керенджи, Эмиль (2014). Реакция евреев на преследования: 1942–1943 гг . Роуман и Литтлфилд. п. 206. ИСБН  978-1442236271 .
  20. ^ Перейти обратно: а б с «Краков (Краков)» . Энциклопедия Холокоста . Мемориальный музей Холокоста США . Проверено 10 марта 2020 г.
  21. ^ «Травники» . Энциклопедия Холокоста . Мемориальный музей Холокоста США . Проверено 10 марта 2020 г.
  22. ^ Перейти обратно: а б Джеффри, Мегарджи . «Энциклопедия лагерей и гетто Мемориального музея Холокоста США» . Мемориальный музей Холокоста США . п. 527 . Проверено 25 марта 2018 г.
  23. ^ Ствол, Исайя (1972). Юденрат: Еврейские советы в Восточной Европе под нацистской оккупацией . Макмиллан. п. 43.
  24. ^ Ствол, Исайя (1972). Юденрат: Еврейские советы в Восточной Европе под нацистской оккупацией . Макмиллан. п. 52.
  25. ^ Ствол, Исайя (1972). Юденрат: Еврейские советы в Восточной Европе под нацистской оккупацией . Макмиллан. п. 174.
  26. ^ Ствол, Исайя (1972). Юденрат: Еврейские советы в Восточной Европе под нацистской оккупацией . Макмиллан. п. 181.
  27. ^ Перейти обратно: а б «Мемориальный музей Холокоста США» . www.ushmm.org . п. 528 . Проверено 26 апреля 2018 г.
  28. ^ Перейти обратно: а б с «Мемориальный музей Холокоста США» . www.ushmm.org . п. 529 . Проверено 26 апреля 2018 г.
  29. ^ Граф, Мальвина (1989). Вспомнили Краковское гетто и лагерь Плашув . Таллахасси: Издательство Университета штата Флорида. стр. 36 . ISBN  978-0813009056 .
  30. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я «Музыка Холокоста в гетто и лагерях» . fcit.usf.edu . Проверено 26 апреля 2018 г.
  31. ^ Перейти обратно: а б Йодловец-Дзеджич, Анна (2004). Холокост краковских евреев . Исторический музей города Кракова. п. 15. ISBN  978-8390814889 .
  32. ^ Перейти обратно: а б с д и «Краков» . Музыка Холокоста . 2000 . Проверено 19 марта 2018 г.
  33. ^ Перейти обратно: а б Тек, Нехама (1997). Факты еврейского сопротивления, упущения и искажения . Вашингтон, округ Колумбия: Мемориальный музей Холокоста США. стр. 9 .
  34. ^ Финкель, Евгений (2017). Обычные евреи: выбор и выживание во время Холокоста . Принстон: Издательство Принстонского университета. п. 172. ИСБН  978-0691172576 .
  35. ^ Перейти обратно: а б с д «Краков (Краков)» . энциклопедия.ushmm.org . Проверено 25 ноября 2019 г.
  36. ^ Баумингер, Арье Л. (1987). Бойцы Краковского гетто . Иерусалим: Keter Press Enterprises. п. 71.
  37. ^ Тек, Нехама (1997). Факты, упущения и искажения еврейского сопротивления . Вашингтон, округ Колумбия: Музей Холокоста США. стр. 23 .
  38. ^ Томашевски, Ирен; Вербовский, Тесия (1994). Зегота . Монреаль, Квебек: Price-Patterson Ltd., с. 11. ISBN  978-0969577164 .
  39. ^ Финкель, Евгений (2017). Обычные евреи: выбор и выживание во время Холокоста . Принстон: Издательство Принстонского университета. стр. 173–174. ISBN  978-0691172576 .
  40. ^ Краковский, Шмуэль (1984). Война обреченных . Перевод Блаустейна, Ора. Нью-Йорк: Holmes & Meier Publishers, Inc., с. 223. ИСБН  978-0841908512 .
  41. ^ Финкель, Евгений (2017). Обычные евреи: выбор и выживание во время Холокоста . Принстон: Издательство Принстонского университета. п. 174. ИСБН  978-0691172576 .
  42. ^ Баумингер, Арье Л. (1987). Бойцы Краковского гетто . Иерусалим: Keter Press Enterprises. п. 18.
  43. ^ Финкель, Евгений (2017). Обычные евреи: выбор и выживание во время Холокоста . Принстон: Издательство Принстонского университета. стр. 174–176. ISBN  978-0691172576 .
  44. ^ Кац, Альфред (1970). Польские гетто в состоянии войны . Нью-Йорк: Twayne Publishers, Inc., с. 58. LCCN   78120535 .
  45. ^ Кац, Альфред (1970). Польские гетто в состоянии войны . Нью-Йорк: Twayne Publishers, Inc., с. 95. LCCN   78120535 .
  46. ^ Финкель, Евгений (2017). Обычные евреи: выбор и выживание во время Холокоста . Принстон: Издательство Принстонского университета. п. 176. ИСБН  978-0691172576 .
  47. ^ Кац, Альфред (1970). Польские гетто в состоянии войны . Нью-Йорк: Twayne Publishers, Inc., с. 96. LCCN   78120535 .
  48. ^ Финкель, Евгений (2017). Обычные евреи: выбор и выживание во время Холокоста . Принстон: Издательство Принстонского университета. п. 178. ИСБН  978-0691172576 .
  49. ^ Стейнберг, Люсьен (1974). Евреи против Гитлера (не как агнец) . Перевод Хантера, Мэрион. Лондон: Гордон и Кремонези. стр. 223–224 . ISBN  978-0860330615 .
  50. ^ Финкель, Евгений (2017). Обычные евреи: выбор и выживание во время Холокоста . Принстон: Издательство Принстонского университета. п. 179. ИСБН  978-0691172576 .
  51. ^ Финкель, Евгений (2017). Обычные евреи: выбор и выживание во время Холокоста . Принстон: Издательство Принстонского университета. п. 177. ИСБН  978-0691172576 .
  52. ^ Хаубен, Уильям (2001). Чудеса и чудеса выживания из пламени . Линкольн: Пресса Клуба писателей. стр. 21–22. ISBN  978-0595158652 .
  53. ^ Дэвид М. Кроу, Холокост: корни, история и последствия. [ постоянная мертвая ссылка ] Опубликовано Вествью Пресс. п. 180.
  54. ^ Виртуальный штетл (2015). «Польские праведники: Краков» . История еврейской общины . ПОЛИН Музей истории польских евреев. Архивировано из оригинала 2 августа 2015 года . Проверено 9 августа 2015 г.
  55. ^ Польские праведники (2015). «Мария и Бронислав Флорек» . Признан Праведником народов мира: 1 июля 1992 г. Polscy Sprawiedliwi – Przywracanie Pamięci. Архивировано из оригинала 24 сентября 2015 г. - через Интернет-архив.
  56. ^ Польские праведники (2015). «Владислав Будинский» . Признан Праведником народов мира: 17 июля 1982 г. Polscy Sprawiedliwi – Przywracanie Pamięci. Архивировано из оригинала 24 сентября 2015 г. - через Интернет-архив.
  57. ^ Польские праведники (2015). «Доктор Хелена Шлапак» . Признан Праведником народов мира: 28 марта 1979 г. Polscy Sprawiedliwi – Przywracanie Pamięci. Архивировано из оригинала 24 сентября 2015 г. - через Интернет-архив.
  58. ^ Томашевски, Ирен; Вербовский, Тесия (1994). Зегота . Монреаль, Квебек: Цена – Patterson Ltd. 11. ISBN  978-0969577164 .
  59. ^ Томашевски, Ирен; Вербовский, Тесия (1994). Зегота . Монреаль, Квебек: Цена – Patterson Ltd. 13. ISBN  978-0969577164 .
  60. ^ Томашевски, Ирен; Вербовский, Тесия (1994). Зегота . Монреаль, Квебек: Цена – Patterson Ltd., стр. 84–85. ISBN  978-0969577164 .
  61. ^ Роман Полански (1984). Роман . Завтра. стр. 22 . ISBN  978-0688026219 .
  62. ^ «Девушка в красном пальто» Ромы Лигоцки и Ирис фон Финкенштейн . Рэндом Хаус, Инк . Проверено 25 мая 2011 г.
  63. ^ Крамер, Аарон ; Лишинский, Саул (1999). Последняя колыбельная: Поэзия Холокоста . Издательство Сиракузского университета . п. 102. ИСБН  978-0815605799 .
  64. ^ «Мириам Акавиа (1927–2015)» (на польском языке). DziennikPolski24.pl. 19 января 2015 г.
  65. ^ «Платформа для польско-еврейского диалога». Домашняя страница . Диалог.орг.
  66. ^ ЕСПЧ. «Сумка из макраме с двумя деревянными ручками, которой пользовалась польская еврейская семья, когда скрывалась» . Интернет-портал Европейской инфраструктуры исследования Холокоста.
  67. ^ Оффен, Сэм (2005). Когда преобладает надежда: личный триумф пережившего Холокост . Ливония, Мичиган: Публикации на первой странице. ISBN  978-1928623588 .
  68. ^ Перейти обратно: а б Войцех Ежи Мушинский, IPN Варшава (март 2009 г.). «Ежи Закульский, Черный покровитель» (PDF-файл, прямая загрузка, 2,82 МБ) . Бюллетень № 3/98 . Институт национальной памяти . стр. 53–56 . Проверено 9 апреля 2014 г.
  69. ^ см., например: Бальсерзан, Эдвард (1982). Польская поэзия в 1939–1965 годах (ч. 1: Лирические стратегии) . Варшава: Wydawnictwa Szkolne i Pedagogiczne. стр. 30. ISBN  830201172X .
  70. ^ Перейти обратно: а б «Эдвард Мосберг» . Фонд Университета Южной Калифорнии «Шоа» . 16 сентября 2020 г.
  71. ^ Перейти обратно: а б «Переживший Холокост Эдвард Мосберг, 96 лет, неутомимый защитник памяти» . Фонд Университета Южной Калифорнии «Шоа» . 22 сентября 2022 г.

Библиография

  • Граф, Мальвина (1989). Вспомнили Краковское гетто и лагерь Плашув . Таллахасси: Издательство Университета штата Флорида. ISBN   0813009057
  • Полански, Роман. (1984). Роман . Нью-Йорк: Уильям Морроу и компания. ISBN   0688026214
  • Кац, Альфред. (1970). Польские гетто в состоянии войны . Нью-Йорк: Издательство Туэйн. ISBN   0829001956
  • Список Шиндлера - воспроизведение оригинального списка евреев, нанятых Оскаром Шиндлером.
  • Краков Шиндлера – современные фотографии

50 ° 2'43 "N 19 ° 57'17" E  /  50,04528 ° N 19,95472 ° E  / 50,04528; 19.95472

Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: f311e90d465f942e38914878e1598ea4__1711912800
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/f3/a4/f311e90d465f942e38914878e1598ea4.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Kraków Ghetto - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)