Краковское гетто
Краковское гетто | |
---|---|
![]() Евреев заставляли счищать снег с улиц | |
Карта Холокоста в Польше, включая лагеря смерти, отмеченные черепами, и гетто нацистской эпохи, отмеченные красно-золотыми звездами. Красной точкой показано расположение Краковского гетто в межвоенный период. |
Краковское гетто было одним из пяти крупных столичных нацистских гетто, созданных Германией на новой Генерал-губернаторства территории во время немецкой оккупации Польши во Второй мировой войне . Он был создан с целью эксплуатации, террора и преследования местных польских евреев . Позже гетто использовалось в качестве плацдарма для отделения «способных рабочих» от тех, кто должен был быть депортирован в лагеря смерти в рамках операции «Рейнхард» . [ 1 ] Гетто было ликвидировано в период с июня 1942 по март 1943 года, большая часть его жителей была депортирована в лагерь смерти Белжец , а также в рабский трудовой лагерь Плашув и концентрационный лагерь Освенцим , расположенные в 60 километрах (37 миль) по железной дороге.
Фон
До советско-германского вторжения в 1939 году Краков был влиятельным центром для 60 000–80 000 польских евреев , живших там с 13 века . [ 2 ] Преследования еврейского населения Кракова начались сразу после того, как 6 сентября 1939 года в город вошли немецкие войска в ходе немецкой агрессии против Польши . Начиная с сентября 1939 года евреям было приказано явиться на принудительные работы. В ноябре все евреи двенадцати лет и старше должны были носить опознавательные повязки. По всему Кракову синагоги были закрыты, а все их реликвии и ценности конфискованы нацистскими властями. [ 3 ] [ 2 ]
Краков стал столицей Генерал-губернаторства (часть оккупированной Польши, не включенная напрямую в состав Германии), а к маю 1940 года немецкие оккупационные власти во главе с генерал-губернатором Гансом Франком объявили, что Краков должен стать «самым расово чистым» городом в Германии. Последовала массовая депортация евреев из города. Из более чем 68 000 евреев, проживавших в Кракове во время немецкого вторжения, только 15 000 рабочих и их рабочие. семьям разрешили остаться. [ 4 ] Всем остальным евреям было приказано покинуть город и переселиться в прилегающие сельские районы Генерал-губернаторства. [ 2 ]
Образование Краковского гетто.
В апреле 1940 года Ганс Франк предложил выселить 50 000 евреев из города Кракова . [ 5 ] [ 6 ] Причина, по которой Франк удалил евреев из еврейского квартала, заключалась в том, что этот район «... будет очищен, и можно будет основать чисто немецкие кварталы...» внутри Кракова. [ 5 ] С мая 1940 г. по 15 августа 1940 г. действовала программа добровольной высылки. [ 7 ] Евреям, решившим покинуть Краков, было разрешено забрать все свое имущество и переселиться по территории Генерал-губернаторства (Генерал-губернаторства). [ 7 ] [ 5 ] К 15 августа 1940 года Краков покинули 23 000 евреев. [ 7 ] После этой даты было введено принудительное выдворение. [ 7 ] 25 ноября 1940 года был объявлен приказ о депортации евреев из муниципального района Кракова. [ 8 ] В этом приказе говорилось, что евреям больше не разрешается въезжать в город Краков, евреям, проживающим в Кракове, требуется специальное разрешение, а места за пределами Кракова, куда евреи были вынуждены переехать, были выбраны властями. [ 8 ] Евреям, вынужденным уехать, также разрешалось взять с собой только 25 кг (62½ фунта) своих вещей. [ 8 ] К 4 декабря 1940 года 43 000 евреев были вывезены из Кракова добровольно и принудительно. [ 7 ] Евреи, которые в то время все еще проживали в Кракове, считались «...экономически полезными...» и им нужно было получить вид на жительство, который «...нужно было продлевать каждый месяц». [ 8 ]
приказал создать Краковское гетто В следующем году, 3 марта 1941 года, Отто Вехтер . [ 9 ] [ 10 ] Гетто планировалось создать в Подгужском районе Кракова. [ 6 ] [ 11 ] Подгуже был выбран в качестве места для гетто вместо традиционного еврейского квартала Казимеж , потому что Ганс Франк считал Казимеж более значимым для истории Кракова. [ 12 ] Подгуже в то время был пригородом Кракова. [ 9 ] [ 8 ] Вехтер утверждал, что создание гетто было необходимо для общественного здоровья и порядка. [ 13 ] Краковское гетто было официально создано 20 марта 1941 года. [ 5 ] При переселении в гетто евреям разрешалось взять с собой только 25 кг своих вещей. [ 8 ] Остальное их имущество забрало Немецкое трастовое управление (Treuhandstelle). [ 8 ] Некоторые евреи были переселены в близлежащее гетто Бжеско . [ 14 ] Все нееврейские жители этого района были обязаны переехать в другие районы к 20 марта 1941 года. [ 8 ]
Гетто охраняли немецкая полиция (Schutzpolizei), польская полиция ( Blue Police ) и еврейская полиция (J üdischer Ordnungsdienst – OD), но единственной полицейской силой внутри гетто была еврейская полиция. [ 13 ] С образованием гетто у ОД был открыт офис на улице Юзефиньской, 37 в Подгуже. [ 15 ] В апреле 1941 года гетто было обнесено стеной из колючей проволоки и камня; использованные камни были спроектированы так, чтобы выглядеть как надгробия, но также включали «... еврейские памятники и надгробия с кладбища». [ 9 ] [ 10 ] [ 13 ] [ 8 ] Стена гетто была построена с использованием принудительного труда евреев. [ 10 ] В гетто можно было попасть через три входа: один возле рынка Подгуже, улицы Лимановского и площади Згоды. [ 9 ] Краковское гетто было закрытым гетто, что означало, что оно было физически изолировано от окружающей территории, а доступ к нему был ограничен. [ 16 ] На других оккупированных немцами территориях открытые гетто и гетто разрушения . существовали [ 16 ] Въезд и выезд из гетто был ограничен, а евреи, работавшие за пределами гетто, должны были иметь соответствующие документы. [ 9 ] Евреи должны были «...получить соответствующие печати для Kennkarten [идентификационных карточек]...» в Бюро труда (Arbeitsamt). [ 9 ]
Когда гетто было создано, там проживало около 16 000 евреев. [ 13 ] До того, как гетто было оцеплено, в нем проживало около 3500 жителей. [ 7 ] Гетто состояло из 320 зданий. [ 13 ] Чтобы учесть плотность населения, квартиры в гетто были разделены по 2 м² на человека или по стандарту три человека на одно окно. [ 13 ] Еврейский совет ( Юденрат ) отвечал за определение новых жилищных условий. [ 8 ] В Краковском гетто официальным языком был идиш, а не польский. [ 13 ] 1 декабря 1939 года был объявлен приказ, предписывающий всем евреям Генерал-губернаторства носить нарукавную повязку, обозначающую их как евреев. [ 11 ] Белые повязки с синей Звездой Давида по-прежнему требовались после того, как евреев переселили в гетто. [ 11 ]
15 октября 1941 года был принят Третий указ генерал-губернатора. [ 8 ] [ 17 ] В этом указе говорилось, что евреи, обнаруженные за пределами отведенного им жилого района, будут наказаны смертной казнью. [ 17 ] [ 8 ] Наказание также распространялось на всех, кто был уличен в пособничестве евреям. [ 8 ] [ 17 ] Указ распространялся на всех жителей Генерал-губернаторства. [ 17 ]
28 ноября 1941 года территория гетто была сокращена. [ 8 ] Население Краковского гетто увеличилось, потому что нацисты потребовали, чтобы еврейские жители 29 близлежащих деревень переселились в гетто. [ 8 ] В июне 1942 года размеры гетто снова сократились. [ 8 ] [ 15 ] Сокращение размеров гетто было связано с депортацией евреев, в том числе в лагерь смерти Белжец . [ 13 ] Когда квартиры, которые больше не входили в гетто, были освобождены, имущество было разграблено, а квартиры переназначены. [ 13 ] За эти квартиры отвечало Муниципальное жилищное управление. [ 13 ]
В декабре 1942 г. Краковское гетто было разделено на две части: гетто «А» и гетто «Б». [ 13 ] Гетто «А» предназначалось для работающих людей, а гетто «Б» — для всех остальных. [ 13 ] Это разделение было запланировано с учетом будущей ликвидации гетто. [ 13 ]
История гетто
![]() Район Кракова, конец 1939 года. Пленные евреи, собранные для рабского труда, сидят на открытом поле, окруженном новым из колючей проволоки . забором | |
![]() Строительство стен гетто, май 1941 г. | |
![]() Депортация евреев из гетто, март 1943 г. | |
![]() Свертки, брошенные евреями, депортированными из Краковского гетто, март 1943 года. |
Краковское гетто было официально создано 3 марта 1941 года в районе Подгуже , а не, как часто полагают, в историческом еврейском районе Казимеж. Перемещенные польские семьи из Подгужа поселились в бывших еврейских жилищах за пределами недавно созданного гетто. Между тем, 15 000 евреев были скоплены на территории, ранее населенной 3 000 человек, которые жили в районе, состоящем из 30 улиц, 320 жилых домов и 3 167 комнат. В результате на каждую четвертую еврейскую семью была выделена одна квартира, а многие менее удачливые жили на улице. [ 2 ]
Гетто было окружено недавно построенными стенами, отделявшими его от остальной части города. В мрачном предзнаменовании недалекого будущего эти стены были украшены кирпичными панелями в форме надгробий. Все окна и двери, выходящие на « арийскую » сторону, было приказано заложить кирпичами. Только четыре охраняемых входа позволяли въезжать и выезжать. Небольшие участки стены сохранились до сих пор, на одной части установлена мемориальная доска с надписью: «Здесь они жили, страдали и погибли от рук гитлеровских палачей. Отсюда они начали свой последний путь в лагеря смерти». [ 3 ] [ 18 ]
Молодые люди молодежного движения «Акива» , взявшиеся за публикацию подпольного информационного бюллетеня HeHaluc HaLohem («Боевой пионер»), объединили усилия с другими сионистами , чтобы сформировать местное отделение Еврейской боевой организации (ŻOB, польский : Żydowska Organizacja). Бойова) и организовать сопротивление в гетто при поддержке польского подполья «Армия Крайова» . Группа проводила различные акции сопротивления, включая взрыв кафе «Циганерия» — места сбора нацистских офицеров. В отличие от Варшавы , их усилия не привели к всеобщему восстанию до ликвидации гетто. [ 19 ]
С 30 мая 1942 года нацисты начали систематические депортации из гетто в близлежащие концентрационные лагеря. Тысячи евреев были перевезены в последующие месяцы в рамках операции «Кракау», оберфюрером Юлианом СС возглавляемой Шернером . Евреев сначала собрали на площади Згоды, а затем препроводили на железнодорожный вокзал в Прокоциме. В первом транспорте находилось 7000 человек, во втором — еще 4000 евреев, депортированных в лагерь смерти Белжец была проведена окончательная «ликвидация» гетто СС 5 июня 1942 года. 13–14 марта 1943 года под командованием унтерштурмфюрера . Амон Гёт . Две тысячи евреев, признанных трудоспособными, были вывезены в трудовой лагерь Плашув . [ 20 ] Те, кого признали нетрудоспособными - около 2000 евреев - были убиты в те дни на улицах гетто с помощью вспомогательных полицейских " травников ". [ 21 ] [ 20 ] Остальные 3000 были отправлены в Освенцим . [ 18 ] [ 20 ]
Еврейский совет (Юденрат) Краковского гетто
Еврейский совет из 24 человек был сформирован в городе Кракове , а затем и в Краковском гетто, когда гетто было образовано 3 марта 1941 года. [ 22 ] Этот еврейский совет отвечал за жителей гетто, но получал множество приказов от местных нацистских чиновников, хотя и сохранял некоторую степень автономии. Некоторые из его функций включали надзор за трудом и благосостоянием, проведение переписи населения и налогообложение населения. [ 23 ] [ 24 ] [ 25 ] [ 26 ]
Культурная жизнь
Культурная жизнь в Краковском гетто была мрачной и опасной для еврейского населения. С каждым днем терпеть и выживать становилось все труднее и труднее. Евреям было не ради чего жить. Настроение было мрачным, настроение плохим, и большинство обитателей гетто оставались безнадежными.
Евреи в Краковском гетто были обязаны носить Звезду Давида , обозначающую их как евреев, что привело к лишению большинства прав. на руке [ 22 ] Был введен комендантский час, который лишил евреев многих возможностей участвовать в культурной жизни. [ 27 ] Со временем евреям нужно было получать разрешения на вход и выход из гетто, лишая их любой свободы, которую, по их мнению, они оставили на этом этапе. [ 27 ] Несмотря на то, что евреи не могли участвовать в определенных сферах культурной жизни Краковского гетто, «внутри гетто продолжались различные культурные и религиозные мероприятия». [ 28 ] Хотя религиозная практика была запрещена, это не помешало жителям Краковского гетто молиться и оставаться верными иудаизму . [ 29 ] По крайней мере, три синагоги или другие религиозные сооружения все еще использовались и служили местом, куда евреи могли приходить и молиться. [ 28 ] В гетто также было кафе, где артисты играли живую музыку, что помогло поднять настроение евреям. Наконец, в гетто существовала аптека, которая была местом, куда люди могли прийти, чтобы обсудить проблемы, прочитать подпольные и официальные газеты и узнать реалии того, что происходило, и какие злодеяния они пережили. [ 28 ] Жители гетто создали множество песен, преследующих три основные цели: «документирование жизни гетто, отвлечение от реальности и поддержание традиций». [ 30 ] Эти песни изображали их огромные страдания в сочетании с их преданностью делу и решимостью выжить. Некоторые из самых популярных текстов: «Me hot zey in dr'erd, me vet zey iberlebn, me vet noch derlebn» («Черт с ними, мы их переживем, мы еще выживем»), [ 30 ] передача и разделение чувств еврейского народа через музыку. Смех, который был редкостью в Краковском гетто, был еще одним способом, которым многочисленные жертвы пытались справиться со своей сильной ненавистью к врагу. [ 30 ] Иногда заключенные исполняли песни гетто, а иногда небольшие группы исполняли их на различных инструментах. [ 30 ] Уличные песни — это поджанр музыки гетто с четырьмя доминирующими темами: голод, коррумпированная администрация, надежда на свободу и призыв к восстанию. [ 30 ] Музыка всегда была традиционным и важным аспектом как еврейских праздников, так и еврейской семейной жизни в целом. Заключенные Краковского гетто изо всех сил старались сохранить эту традицию, особенно во время Песаха и Йом Кипура. [ 30 ] Хотя музыка приносила многим утешение, уровень самоубийств среди музыкантов был значительно выше, чем среди других работников лагеря. Многие музыканты были вынуждены наблюдать за убийством своих семей и друзей из-за того, что нацисты настаивали на том, чтобы заключенные-музыканты играли музыку, в то время как других заключенных вели в газовые камеры. [ 30 ]
Александр Кулисевич был начинающим музыкантом, который изо всех сил старался «собирать, сочинять и исполнять песни», живя в гетто, хотя это было незаконно. [ 30 ] Заключенные Краковского гетто работали по 12 часов в день, что утомляло их сильнее, чем можно было себе представить. [ 31 ] Чтобы скоротать время, в течение всего рабочего дня пели песни. [ 31 ]
Мордехай Гебиртиг , «известный своими прекрасными и пророческими песнями и стихами» [ 32 ] на идише вышел из Краковского гетто. [ 32 ] Его песня «Горит наш город», написанная в 1938 году, стала «одной из самых популярных песен в гетто и концлагерях». [ 30 ] К сожалению, Гебиртиг был застрелен в Краковском гетто.
Еще одним человеком, находившимся в краковском гетто, был Роман Полански , который стал известным кинорежиссером после того, как пережил Холокост. [ 32 ] В конце концов Полански снял фильм, рассказывающий историю музыканта Владислава Шпильмана, пережившего Холокост . [ 32 ]
Чтобы скоротать время, находясь в ловушке в этих ужасающих условиях, многие еврейские дети в Краковском гетто играли на скрипке и любых других инструментах, к которым у них был доступ. [ 32 ]
Музыка оказалась важным аспектом культурной жизни в Краковском гетто, который помогал поддерживать настроение евреев, насколько это было возможно, в такие тяжелые и ужасные времена.
Сопротивление
Организованное сопротивление
Краковское еврейское подполье существовало с 1942 по конец 1943 года и исходило из молодежных групп, таких как Акива. [ 33 ] Сформировались две группы: «Искра» и «Хахалуц халохем» , или Боевая организация еврейской молодежи. [ 34 ] Несмотря на то, что в конечном итоге они сосредоточились на более классических акциях вооруженного сопротивления, первоначально они были сосредоточены на поддержке образовательных и социальных организаций в гетто. [ 35 ] В конце концов, создав журнал, группы первоначально сосредоточились на работе с польским подпольем и Коммунистической партией Роботнича ( PPR ) . В конечном итоге они планировали действия против нацистов. [ 33 ] Сопротивление провело демонстрации против нескольких заведений, часто посещаемых нацистами , включая кафе Cyganeria, кафе Esplanada и театр. [ 36 ] Кроме того, группа польского подполья также помогала евреям с помощью программы под названием «Жегота» . [ 37 ] [ 38 ]
Первоначально группа Сопротивления «Искра» вместо того, чтобы объединяться с коммунистическими или сионистскими группами, стремилась исключительно к борьбе и уничтожению нацистов. С самого начала первыми членами «Искры» были Хешек Баумингер, Шломо Ш. и, в конечном итоге, Гола Мире. Хешек Баумингер сражался на стороне польской армии в начале войны и, несмотря на участие в Социал-сионистской группе Хашомер Хацаир , перешел на сторону коммунизма. Гола Мире – еще один бывший член Хацаир – стала членом Польской коммунистической партии. Соответственно, «Искра» работала вместе с подразделением коммунистической Польской рабочей партии – Гвардия Людова – в рамках вооруженной инициативы. [ 39 ] В частности, целью «Искры» были немецкие вооруженные силы. Кроме того, Сопротивление в Краковском гетто решило атаковать «арийскую» часть города, а не вести бесполезную войну изнутри. [ 40 ] Чтобы укрепить себя, «Искра» объединилась с «Хахалуц халохем», смешав таким образом коммунистические взгляды с сионистской группой. [ 41 ] и впоследствии сформировал Еврейскую боевую организацию (Zydowska Głos Bojowa; ZOB). [ 35 ] Несмотря на сходство названия, этот ЗОБ был независим от ЗОБ, участвовавшего в восстании в Варшавском гетто. [ 35 ]
Историки будут утверждать, что вовлеченные молодежные движения преследовали важные, но реалистичные цели. Предполагается, что намерения нацистов были очевидны для молодежи, и поэтому они решили бороться с видением нацистов, хотя и знали, что успех будет ограниченным. [ 42 ] Примечательно, что Хахалуц Халохем, состоящий из членов сионистского молодежного движения «Акива», работал с «Искрой» вместе с коммунистами над организацией взрыва в Циганерии. [ 35 ] Присоединение к Хахалуц Халохем побудило Акиву перейти к вооруженному сопротивлению. [ 43 ]
Кроме того, подпольные движения опубликовали газету под названием «Гечалуц галохем», которую редактировал Саймон Дрейнджер. Эта газета служила борьбе с немецкой работой «Жидовской газеты»; это была подпольная работа, целью которой было скрыть геноцидные цели нацистов и таким образом подавить любую оппозицию. [ 44 ]
Cyganeria Bombing
Взрыв в Циганерии — одно из наиболее обсуждаемых терактов, совершенных краковским движением Сопротивления. Это было одно из серии нападений в ответ на массовые депортации. До Циганерии нападения произошли на заводе «Оптима» и в «Космо-клубе» — в результате нападения «Космо-клуба» погибло несколько представителей нацистской элиты. Кроме того, на 24 декабря 1942 года были запланированы три нападения: кафе «Циганерия», кафе «Эспланада», театр «Штука» и офицерский клуб. [ 45 ] В конечном итоге группы сопротивления «Хахалуц-Халохем» и «Искра» бомбили Циганерию 22 декабря, в результате чего было убито от 7 до 70 немцев и ранено множество других. [ 46 ] Нападение на театр было относительно неудачным из-за плохого планирования и отказа причинить вред невинным полякам, присутствовавшим на месте; однако атаки на кафе «Эспланада» и офицерский клуб увенчались успехом. [ 47 ]
Относительному успеху групп Сопротивления помешали Юлек Аппель и Натек Вайсман, предавшие сопротивление. Хахалуц-Халохем был быстро подавлен нацистами – благодаря Аппелю и Вайсману – но более строгие меры безопасности защищали «Искру» в течение ограниченного времени. [ 48 ] Кроме того, в результате нападения погибли два ключевых члена сопротивления – Адольф Либескинд и Тенненбаум. Наконец, после нападения на кафе Cyganeria, гестапо обнаружило оружие, различную валюту и вражескую форму. Гестапо направило послание нацистской элите через обергруппенфюрера СС Вольфа и рейхсфюрера Гиммлера. Люсьен Штайнберг, автор книги «Евреи против Гитлера», утверждает, что это сообщило Гитлеру о значении нападения. [ 49 ]
Публично личности виновников терактов не были раскрыты, и, по слухам, ими были либо польское подполье, либо Советы . [ 50 ] Что касается евреев, совершивших нападение, то они были замаскированы под поляков. Это отражало обеспокоенность внутри Хахалуц Халохем по поводу возмездия нацистов против гетто, если в нем будут замешаны евреи. [ 51 ]
Религиозное сопротивление
Кроме того, евреи Краковского гетто участвовали в форме религиозного сопротивления, продолжая исповедовать иудаизм тайно . Это удалось благодаря охране еврейской полиции . [ 52 ]
Спасение и посторонняя помощь
Праведные язычники
Единственная аптека, включенная в пределы Краковского гетто, принадлежала польскому римско-католическому фармацевту Тадеушу Панкевичу , которому немецкие власти разрешили управлять там своей «аптекой под орлом» по его просьбе. Дефицитные лекарства и транквилизаторы, подаваемые жителям гетто зачастую бесплатно, не считая медицинских соображений, способствовали их выживанию. Панкевич раздавал краску для волос евреям, вынужденным нелегально пересекать стены гетто. В знак признания его героических подвигов в оказании помощи бесчисленному количеству евреев в гетто во время Холокоста присвоил ему звание Праведника народов мира 10 февраля 1983 года Яд Вашем . Панкевич является автором книги, в которой описывается, среди других событий, Ликвидация гетто. [ 18 ] [ 53 ]
Список из нескольких десятков польских праведников из Кракова, [ 54 ] В их число входят Мария и Бронислав Флорек, которые жили на улице Чижувка и спасли семьи Гольдбергеров и Нихтбергеров. Примечательно, что Мария Флорек контрабандой провезла поддельные документы, удостоверяющие личность, приобретенные на «Эмалия» фабрике Оскара Шиндлера (без его ведома), для евреев, скрывающихся на «арийской стороне» Кракова. [ 55 ] Владислав Будинский, который бесплатно помогал даже совершенно незнакомым людям, в 1943 году женился на еврейской девушке Хане Ландау, но в 1944 году они были пойманы гестапо и депортированы в разные концентрационные лагеря. Оба выжили, воссоединились в Кракове и в 1969 году эмигрировали в Швецию. [ 56 ] Польский гинеколог доктор Хелена Шлапак превратила свой дом на улице Гарбарской в убежище для евреев, ставших жертвами торговли людьми и распространения фальсифицированных документов, а также секретных сообщений и хранения фотографий из Освенцима. Она сотрудничала с Жеготой , оказывала помощь скрывающимся больным евреям и помещала их в больницы под вымышленными именами. [ 57 ]
Жегота
Жегота также имел известность в Кракове. Целью Жеготы была ежедневная помощь евреям, а не стремление к общему решению. [ 58 ] Зегота предоставил евреям фальшивые документы, врачей, деньги и ряд других важных ресурсов и помощи. [ 59 ]
В Жеготе историки утверждают, что польско-еврейские отношения были крепкими до войны, и Жегота был вовлечен в усиление органически возникающей помощи. Кроме того, под руководством Станислава Добровольского были предоставлены продукты питания, лекарства, средства и средства для побега. Несколько членов «Жеготы» — Юзефа Рысинска, Мечислав Курц, Тадеуш Билевич, Зигмунт Кузма и Ада Прочницка — способствовали доставке припасов и общей помощи в лагерях. [ 60 ]
Известные люди
Кинорежиссер Роман Полански , переживший гетто, в своих мемуарах 1984 года Роман вспомнил свои детские впечатления там до массовых депортаций в ходе операции «Рейнхард» в Кракове . «Мое собственное ощущение, – писал Полански, – заключалось в том, что если бы им можно было объяснить, что мы не сделали ничего плохого, немцы поняли бы, что все это было гигантским недоразумением». [ 61 ]
Много лет спустя Рома Лигоцка , польский художник и писатель, двоюродный брат Романа Поланского, который в детстве был спасен и выжил в гетто, написал роман, основанный на ее переживаниях, « Девушка в красном пальто : мемуары». . [ 62 ] Ошибочно полагают, что она изображена в фильме « Список Шиндлера» . Однако сцена была построена на воспоминаниях Зелига Бурхута, выжившего в Плашове (и других трудовых лагерях). В интервью Спилбергу перед съемками фильма Бурхут рассказал о молодой девушке в розовом пальто, не старше четырех лет, которую на его глазах застрелил нацистский офицер. [ нужна ссылка ] Оскар Шиндлер был изображен в Томаса Кенилли романе «Ковчег Шиндлера» (основа для Стивена Спилберга фильма «Список Шиндлера» ). Особенно драматическим событием было то, что 300 рабочих Шиндлера были депортированы в лагерь смерти Освенцим, несмотря на его усилия, и он лично вмешался, чтобы вернуть их ему. [ нужна ссылка ]
Среди других известных людей - Мордехай Гебиртиг , который был одним из самых влиятельных и популярных авторов песен и стихов на идише. Там его расстреляли в 1942 году. [ 63 ] Мириам Акавиа , израильская писательница, пережила краковское гетто и концентрационные лагеря. [ 64 ] [ 65 ] Известный дерматолог и один из первооткрывателей синдрома Рейеса , доктор Джим Джейкоб Бараль также пережил Краковское гетто; его мать толкнула его и его брата Мартина под колючую проволоку, чтобы они спрятались в доме польского спасателя, который отвез их в Бохню , где позже к ним присоединились мать и сестра. [ 66 ] Бернар Оффен , родившийся в 1929 году в Кракове, пережил гетто и несколько нацистских концентрационных лагерей. [ 67 ]
Младший лейтенант Ежи Закульский , адвокат и член Национальных вооруженных сил ( Narodowe Siły Zbrojne , NSZ) в оккупированном немцами Кракове, был приговорен к смертной казни сталинистскими чиновниками и казнен в контролируемой Советским Союзом послевоенной Польше по сфабрикованным обвинениям в том, что он был вражеский шпион. [ 68 ] Еврейка из Кракова, пережившая Холокост, Мария Блешиньска, урожденная Бернштейн, попыталась спасти жизнь Закульскому в благодарность за то, что он спас ее и ее дочь во время Холокоста; однако ей это не удалось. Заказное письмо, которое она отправила в Окружной военный суд в Варшаве , было отклонено вместе с просьбой о президентском помиловании. [ 68 ]
Зузанна Гинчанка и ее муж покинули Львовское гетто и перебрались в Краковское гетто в сентябре 1942 года. В январе 1945 года она была арестована и расстреляна в тюрьме. [ 69 ]
В 1940 году Эдвард Мосберг , которому тогда было 14 лет, и его ближайшие родственники, бабушка и дедушка, двоюродные братья и тетя были переселены в одну маленькую квартирку в Краковском гетто. [ 70 ] [ 71 ] В 1942 году его бабушка, тети и двоюродные братья были депортированы из него в концлагерь Белжец в оккупированной немцами Польше. [ 71 ] В 1943 году Краковское гетто было ликвидировано, а оставшаяся семья Мосбергов была перевезена в концентрационный лагерь Краков-Плашув в Плашуве, к югу от Кракова, нацистский концентрационный лагерь , управляемый СС , который был построен на территории двух бывших еврейских лагерей. кладбища. [ 70 ]
См. также
- История евреев в Польше
- Холокост в Польше
- Еврейская полиция Краковского гетто
- Еврейский совет Краковского гетто
- Список еврейских гетто в оккупированной немцами Польше
Ссылки
- ^ Д-р С.Д. Штейн (29 января 2007 г.). « Жизнь, недостойная жизни» и другие программы медицинских убийств» . Судебные дела «Эвтаназия» и «Акция Рейнхард» . UWE Факультет гуманитарных, языковых и социальных наук. Архивировано из оригинала 10 марта 2013 г. - через Интернет-архив.
- ^ Перейти обратно: а б с д «История Краковского гетто» . Краков: самое интересное . Архивировано из оригинала 1 февраля 2014 г. Проверено 12 марта 2011 г.
- ^ Перейти обратно: а б «Получите краковские». О Краковском гетто , с ценными историческими фотографиями и картой гетто. ДВС . ISSN 2082-7431 (на польском языке)
- ^ Лонгерих, Питер (2010). Холокост – нацистское преследование и убийство евреев . Издательство Оксфордского университета. п. 161 . ISBN 978-0192804365 .
- ^ Перейти обратно: а б с д Мичман, Дэн (2011). Появление еврейских гетто во время Холокоста . Нью-Йорк: Издательство Кембриджского университета. стр. 75–83. ISBN 978-0521763714 .
- ^ Перейти обратно: а б «Краков (Краков)» . www.ushmm.org . Проверено 29 апреля 2018 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж Хильберг, Рауль (2003). Уничтожение европейских евреев (Третье изд.). Нью-Хейвен: Издательство Йельского университета. стр. 208–210. ISBN 978-0300149135 . OCLC 887807298 .
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п Апенслак, Джейкоб; Кеннер, Джейкоб; Левин, Исаак; Полакевич, Моше, ред. (1999). Черная книга польского еврейства . Американская федерация польских евреев., Ассоциация еврейских беженцев и иммигрантов из Польши. Уотербери, Коннектикут: Brohan Press. стр. 79–84. ISBN 978-1930423022 . OCLC 45496507 .
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж Граф, Мальвина (1989). Вспомнили Краковское гетто и лагерь Плашув . Мазал Коллекция Холокоста. Таллахасси: Издательство Университета штата Флорида. стр. 35–38. ISBN 978-0813009056 . OCLC 18715997 .
- ^ Перейти обратно: а б с «Создано Краковское гетто - Мемориальный музей Холокоста в США» . www.ushmm.org . Проверено 29 апреля 2018 г.
- ^ Перейти обратно: а б с «Краков: Хронология» . www.ushmm.org . Проверено 29 апреля 2018 г.
- ^ Кугельмасс, Джек; Орла-Буковска, Аннамария (январь 1998 г.). « Если вы это построите, они придут»: воссоздание исторического еврейского квартала в посткоммунистическом Кракове». Город и общество . 10 (1): 319. doi : 10.1525/city.1998.10.1.315 . ISSN 0893-0465 . S2CID 144838939 .
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м Пиоро, Анна (2012). Краковское гетто 1941–1943: путеводитель по территории бывшего гетто (Третье издание, обновленное и переработанное). Краков: Исторический музей города Кракова. Аптека под Орлемом. стр. 3–5. ISBN 978-8375771046 . OCLC 809174601 .
- ^ «Энциклопедия лагерей и гетто» . www.ushmm.org . Проверено 31 марта 2020 г.
- ^ Перейти обратно: а б Ярковска-Натканец, Алисия (28 августа 2013 г.). «Еврейская служба безопасности в оккупированном Кракове в 1940–1945 годах». Scripta Judaica Cracoviensia (на польском языке). 11 . дои : 10.4467/20843925sj.13.013.1309 . ISSN 2084-3925 .
- ^ Перейти обратно: а б «Виды гетто» . Проверено 2 мая 2018 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д «Смертная казнь за помощь евреям - Мемориальный музей Холокоста США» . www.ushmm.org . Проверено 1 мая 2018 г.
- ^ Перейти обратно: а б с JewishKrakow.net – страница о Краковском гетто, дополненная современной картинной галереей на JewishKrakow.net. По состоянию на 12 марта 2011 г.
- ^ Керенджи, Эмиль (2014). Реакция евреев на преследования: 1942–1943 гг . Роуман и Литтлфилд. п. 206. ИСБН 978-1442236271 .
- ^ Перейти обратно: а б с «Краков (Краков)» . Энциклопедия Холокоста . Мемориальный музей Холокоста США . Проверено 10 марта 2020 г.
- ^ «Травники» . Энциклопедия Холокоста . Мемориальный музей Холокоста США . Проверено 10 марта 2020 г.
- ^ Перейти обратно: а б Джеффри, Мегарджи . «Энциклопедия лагерей и гетто Мемориального музея Холокоста США» . Мемориальный музей Холокоста США . п. 527 . Проверено 25 марта 2018 г.
- ^ Ствол, Исайя (1972). Юденрат: Еврейские советы в Восточной Европе под нацистской оккупацией . Макмиллан. п. 43.
- ^ Ствол, Исайя (1972). Юденрат: Еврейские советы в Восточной Европе под нацистской оккупацией . Макмиллан. п. 52.
- ^ Ствол, Исайя (1972). Юденрат: Еврейские советы в Восточной Европе под нацистской оккупацией . Макмиллан. п. 174.
- ^ Ствол, Исайя (1972). Юденрат: Еврейские советы в Восточной Европе под нацистской оккупацией . Макмиллан. п. 181.
- ^ Перейти обратно: а б «Мемориальный музей Холокоста США» . www.ushmm.org . п. 528 . Проверено 26 апреля 2018 г.
- ^ Перейти обратно: а б с «Мемориальный музей Холокоста США» . www.ushmm.org . п. 529 . Проверено 26 апреля 2018 г.
- ^ Граф, Мальвина (1989). Вспомнили Краковское гетто и лагерь Плашув . Таллахасси: Издательство Университета штата Флорида. стр. 36 . ISBN 978-0813009056 .
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я «Музыка Холокоста в гетто и лагерях» . fcit.usf.edu . Проверено 26 апреля 2018 г.
- ^ Перейти обратно: а б Йодловец-Дзеджич, Анна (2004). Холокост краковских евреев . Исторический музей города Кракова. п. 15. ISBN 978-8390814889 .
- ^ Перейти обратно: а б с д и «Краков» . Музыка Холокоста . 2000 . Проверено 19 марта 2018 г.
- ^ Перейти обратно: а б Тек, Нехама (1997). Факты еврейского сопротивления, упущения и искажения . Вашингтон, округ Колумбия: Мемориальный музей Холокоста США. стр. 9 .
- ^ Финкель, Евгений (2017). Обычные евреи: выбор и выживание во время Холокоста . Принстон: Издательство Принстонского университета. п. 172. ИСБН 978-0691172576 .
- ^ Перейти обратно: а б с д «Краков (Краков)» . энциклопедия.ushmm.org . Проверено 25 ноября 2019 г.
- ^ Баумингер, Арье Л. (1987). Бойцы Краковского гетто . Иерусалим: Keter Press Enterprises. п. 71.
- ^ Тек, Нехама (1997). Факты, упущения и искажения еврейского сопротивления . Вашингтон, округ Колумбия: Музей Холокоста США. стр. 23 .
- ^ Томашевски, Ирен; Вербовский, Тесия (1994). Зегота . Монреаль, Квебек: Price-Patterson Ltd., с. 11. ISBN 978-0969577164 .
- ^ Финкель, Евгений (2017). Обычные евреи: выбор и выживание во время Холокоста . Принстон: Издательство Принстонского университета. стр. 173–174. ISBN 978-0691172576 .
- ^ Краковский, Шмуэль (1984). Война обреченных . Перевод Блаустейна, Ора. Нью-Йорк: Holmes & Meier Publishers, Inc., с. 223. ИСБН 978-0841908512 .
- ^ Финкель, Евгений (2017). Обычные евреи: выбор и выживание во время Холокоста . Принстон: Издательство Принстонского университета. п. 174. ИСБН 978-0691172576 .
- ^ Баумингер, Арье Л. (1987). Бойцы Краковского гетто . Иерусалим: Keter Press Enterprises. п. 18.
- ^ Финкель, Евгений (2017). Обычные евреи: выбор и выживание во время Холокоста . Принстон: Издательство Принстонского университета. стр. 174–176. ISBN 978-0691172576 .
- ^ Кац, Альфред (1970). Польские гетто в состоянии войны . Нью-Йорк: Twayne Publishers, Inc., с. 58. LCCN 78120535 .
- ^ Кац, Альфред (1970). Польские гетто в состоянии войны . Нью-Йорк: Twayne Publishers, Inc., с. 95. LCCN 78120535 .
- ^ Финкель, Евгений (2017). Обычные евреи: выбор и выживание во время Холокоста . Принстон: Издательство Принстонского университета. п. 176. ИСБН 978-0691172576 .
- ^ Кац, Альфред (1970). Польские гетто в состоянии войны . Нью-Йорк: Twayne Publishers, Inc., с. 96. LCCN 78120535 .
- ^ Финкель, Евгений (2017). Обычные евреи: выбор и выживание во время Холокоста . Принстон: Издательство Принстонского университета. п. 178. ИСБН 978-0691172576 .
- ^ Стейнберг, Люсьен (1974). Евреи против Гитлера (не как агнец) . Перевод Хантера, Мэрион. Лондон: Гордон и Кремонези. стр. 223–224 . ISBN 978-0860330615 .
- ^ Финкель, Евгений (2017). Обычные евреи: выбор и выживание во время Холокоста . Принстон: Издательство Принстонского университета. п. 179. ИСБН 978-0691172576 .
- ^ Финкель, Евгений (2017). Обычные евреи: выбор и выживание во время Холокоста . Принстон: Издательство Принстонского университета. п. 177. ИСБН 978-0691172576 .
- ^ Хаубен, Уильям (2001). Чудеса и чудеса выживания из пламени . Линкольн: Пресса Клуба писателей. стр. 21–22. ISBN 978-0595158652 .
- ^ Дэвид М. Кроу, Холокост: корни, история и последствия. [ постоянная мертвая ссылка ] Опубликовано Вествью Пресс. п. 180.
- ^ Виртуальный штетл (2015). «Польские праведники: Краков» . История еврейской общины . ПОЛИН Музей истории польских евреев. Архивировано из оригинала 2 августа 2015 года . Проверено 9 августа 2015 г.
- ^ Польские праведники (2015). «Мария и Бронислав Флорек» . Признан Праведником народов мира: 1 июля 1992 г. Polscy Sprawiedliwi – Przywracanie Pamięci. Архивировано из оригинала 24 сентября 2015 г. - через Интернет-архив.
- ^ Польские праведники (2015). «Владислав Будинский» . Признан Праведником народов мира: 17 июля 1982 г. Polscy Sprawiedliwi – Przywracanie Pamięci. Архивировано из оригинала 24 сентября 2015 г. - через Интернет-архив.
- ^ Польские праведники (2015). «Доктор Хелена Шлапак» . Признан Праведником народов мира: 28 марта 1979 г. Polscy Sprawiedliwi – Przywracanie Pamięci. Архивировано из оригинала 24 сентября 2015 г. - через Интернет-архив.
- ^ Томашевски, Ирен; Вербовский, Тесия (1994). Зегота . Монреаль, Квебек: Цена – Patterson Ltd. 11. ISBN 978-0969577164 .
- ^ Томашевски, Ирен; Вербовский, Тесия (1994). Зегота . Монреаль, Квебек: Цена – Patterson Ltd. 13. ISBN 978-0969577164 .
- ^ Томашевски, Ирен; Вербовский, Тесия (1994). Зегота . Монреаль, Квебек: Цена – Patterson Ltd., стр. 84–85. ISBN 978-0969577164 .
- ^ Роман Полански (1984). Роман . Завтра. стр. 22 . ISBN 978-0688026219 .
- ^ «Девушка в красном пальто» Ромы Лигоцки и Ирис фон Финкенштейн . Рэндом Хаус, Инк . Проверено 25 мая 2011 г.
- ^ Крамер, Аарон ; Лишинский, Саул (1999). Последняя колыбельная: Поэзия Холокоста . Издательство Сиракузского университета . п. 102. ИСБН 978-0815605799 .
- ^ «Мириам Акавиа (1927–2015)» (на польском языке). DziennikPolski24.pl. 19 января 2015 г.
- ^ «Платформа для польско-еврейского диалога». Домашняя страница . Диалог.орг.
- ^ ЕСПЧ. «Сумка из макраме с двумя деревянными ручками, которой пользовалась польская еврейская семья, когда скрывалась» . Интернет-портал Европейской инфраструктуры исследования Холокоста.
- ^ Оффен, Сэм (2005). Когда преобладает надежда: личный триумф пережившего Холокост . Ливония, Мичиган: Публикации на первой странице. ISBN 978-1928623588 .
- ^ Перейти обратно: а б Войцех Ежи Мушинский, IPN Варшава (март 2009 г.). «Ежи Закульский, Черный покровитель» (PDF-файл, прямая загрузка, 2,82 МБ) . Бюллетень № 3/98 . Институт национальной памяти . стр. 53–56 . Проверено 9 апреля 2014 г.
- ^ см., например: Бальсерзан, Эдвард (1982). Польская поэзия в 1939–1965 годах (ч. 1: Лирические стратегии) . Варшава: Wydawnictwa Szkolne i Pedagogiczne. стр. 30. ISBN 830201172X .
- ^ Перейти обратно: а б «Эдвард Мосберг» . Фонд Университета Южной Калифорнии «Шоа» . 16 сентября 2020 г.
- ^ Перейти обратно: а б «Переживший Холокост Эдвард Мосберг, 96 лет, неутомимый защитник памяти» . Фонд Университета Южной Калифорнии «Шоа» . 22 сентября 2022 г.
Библиография
- Граф, Мальвина (1989). Вспомнили Краковское гетто и лагерь Плашув . Таллахасси: Издательство Университета штата Флорида. ISBN 0813009057
- Полански, Роман. (1984). Роман . Нью-Йорк: Уильям Морроу и компания. ISBN 0688026214
- Кац, Альфред. (1970). Польские гетто в состоянии войны . Нью-Йорк: Издательство Туэйн. ISBN 0829001956
- Список Шиндлера - воспроизведение оригинального списка евреев, нанятых Оскаром Шиндлером.
- Краков Шиндлера – современные фотографии
Внешние ссылки

- Вайнер, Ребекка. Виртуальный тур по еврейской истории
- Краков, Польша, на JewishGen