Казимеж
Казимеж | |
---|---|
Окрестности Кракова | |
Страна | Польша |
воеводство | Малая Польша |
Графство | Краковский уезд |
Город | Краков |
Казимеж ( Польское произношение: [kaˈʑimjɛʂ] ; Латинский : Casimiria ; Идиш : קוזמיר , латинизировано : Кузимир ) — исторический район Кракова и Старого города Кракова , Польша . С момента своего основания в 14 веке до начала 19 века Казимеж был независимым городом, королевским городом Короны Царства Польского, расположенным к югу от Старого города Кракова, отделенным от него рукавом реки Вислы . На протяжении многих веков Казимеж был местом, где сосуществовали и смешивались этнические польская и еврейская культуры. Северо-восточная часть района исторически была еврейской. В 1941 году евреи Кракова были насильно переселены немецкими оккупационными войсками в Краковское гетто прямо через реку в Подгуже , и большинство из них не пережили войну. Сегодня Казимеж – одна из главных туристических достопримечательностей Кракова и важный центр культурной жизни города.
Границы Казимежа определяются старым островом на реке Висла . Северный рукав реки ( Стара Висла – Старая Висла) был засыпан в конце 19 века во время раздела Польши и превращен в продолжение улицы Страдомской, соединяющей район Казимежа со Старым городом Кракова. [1]
Ранняя история
[ редактировать ]три раннесредневековых Известно, что на острове, определяющем Казимеж, существовало поселения. Самым важным из них была дохристианская языческая славянская святыня Скалка («маленькая скала») на западной оконечности острова, расположенной вверх по течению. Это место со священным бассейном позже было христианизировано как церковь Святого Архангела Михаила в 11 веке и стало легендарным местом мученичества Святого Станислава . На юго-востоке находился близлежащий дворянский усадебный комплекс, а также важный торговый город Бавул, возможно, основанный на старом племенном усадьбе (польский: gród), на окраинах обитаемых земель, возле болот, составлявших восточную часть, расположенную ниже по течению. острова. Выше Казимежа находился гораздо меньший остров, известный как «Татарский остров» в честь находившегося там татарского кладбища. Этот меньший остров с тех пор был смыт водой.
27 марта 1335 года король Польши Казимир III ( Казимеж Вельки ) объявил два западных пригорода Кракова новым городом, названным в его честь, Казимеж ( Casimiria на латыни). Вскоре после этого, в 1340 году, к нему присоединился и Бавул, в результате чего границы нового города стали такими же, как и весь остров. Король Казимир предоставил ему привилегию расположения Казимирии в соответствии с Магдебургским правом и в 1362 году приказал построить оборонительные стены. Вновь построенную центральную часть он заселил преимущественно горожанами, отведя для ордена августинцев участок рядом со Скалкой. Он также начал работу над кампусом Краковской академии , которую он основал в 1364 году, но Казимир умер в 1370 году, и кампус так и не был завершен.
Возможно, самой важной особенностью средневекового Казимежа был Pons Regalis , единственный крупный постоянный мост через Вислу ( польский : Wisła ) на протяжении нескольких столетий. Этот мост соединял Краков через Казимеж с соляной шахтой в Величке и прибыльным венгерским торговым путем. Последний мост на этом месте (в конце современной улицы Страдомской) был разобран в 1880 году, когда засыпка Старой Вислы русла под руководством мэра Николая Зибликевича сделала его устаревшим.
Еврейский Казимеж
[ редактировать ]Евреи играли важную роль в региональной экономике Кракова с конца 13 века, им была предоставлена свобода вероисповедания, торговли и путешествий Болеславом Благочестивым в его «Общей хартии еврейских свобод», изданной еще в 1264 году. Еврейская община в Кракове имела жили спокойно вместе со своими этническими польскими соседями под покровительством короля Казимира III Великого , последнего короля династии Пястов . Тем не менее, в начале 15 века под давлением Констанцского Синода некоторые догматичные священнослужители начали выступать за меньшую официальную терпимость. Обвинения фанатичного священника в Кракове в кровавом навете привели к восстаниям против евреев в 1407 году, хотя королевская гвардия поспешила им на помощь. [2]
В рамках повторного основания Краковского университета, начиная с 1400 года, Академия начала покупать хозяйственные постройки в Старом городе. Некоторые евреи переехали в район современной площади Щепаньского. [3] Самое старое здание синагоги, сохранившееся в Польше, было построено в Казимеже примерно в то же время, то ли в 1407, то ли в 1492 году (дата в разных источниках разная). Это православная синагога-крепость, называемая Старой синагогой . [4] [5] [6] В 1494 году разрушительный пожар уничтожил большую часть Кракова. В 1495 году польский король Иоанн I Альберт ( Ян Ольбрахт ) приказал евреям покинуть Старый город Кракова и разрешил им поселиться в районе Бавол в Казимеже. [7] Еврейский кагал обратился в городской совет Казимежа с просьбой о разрешении построить свои собственные внутренние стены, пересекающие западный конец старых оборонительных стен в 1553 году. В связи с ростом общины и притоком евреев из Богемии стены были расширены. снова в 1608 году. Более поздние просьбы о расширении стен были отклонены как излишние. [8]
Территория между стенами была известна как Oppidum Judaeorum , еврейский город, который представлял лишь одну пятую географической территории Казимежа, но почти половину его жителей. Оппидум стал главным духовным и культурным центром польского еврейства, приняв многих из лучших еврейских ученых, художников и ремесленников Польши. Среди его знаменитых жителей были талмудист Моисей Иссерлес , придворный еврей Авраам Богемский , каббалист Натан Шпиро и королевский врач Шмуэль бар Мешулам.
Золотой век Оппидума подошел к концу в 1782 году, когда австрийский император Иосиф II распустил кагал.
После третьего раздела Польши в 1795 году Краков был приобретен Австрией , а Казимеж потерял статус отдельного города и стал районом Кракова. В 1822 году стены были снесены, уничтожив все физические напоминания о старых границах между еврейским и этническим поляком Казимежем. Более богатые еврейские семьи покинули переполненные улицы восточного Казимежа, но из-за запрета на поездки в субботу большинство еврейских семей оставались относительно близко к историческим синагогам в старом Оппидуме, поддерживая репутацию Казимежа как «еврейского района». спустя много времени после того, как эта концепция утратила какое-либо административное значение.
К 1930-м годам [9] В Кракове было 120 официально зарегистрированных синагог и молитвенных домов, разбросанных по всему городу, и большая часть еврейской интеллектуальной жизни переместилась в новые центры, такие как Подгуже . В туристическом путеводителе, опубликованном в 1935 году, Меир Балабан , раввин-реформист и профессор истории Варшавского университета, сетовал, что евреи, оставшиеся в некогда оживленном Оппидуме, были «всего лишь бедняками и ультраконсерваторами». Однако этот же исход стал причиной того, что большинство зданий в Оппидуме сохранились сегодня в форме, близкой к форме XVIII века.
Во время Второй мировой войны евреи Кракова, в том числе жители Казимежа, были изгнаны нацистами в многолюдное гетто в Подгуже , за рекой. 5–6 декабря 1939 года немцы заблокировали все еврейские дома в Казимеже и других частях Кракова и жестоко конфисковали все, что совокупно оценивалось более чем в 2000 злотых (625 долларов США), в отдельных еврейских домах. [10] Позже всем польским жителям-неевреям, проживающим в районах Подгужа, было приказано переехать в Казимеж к 20 марта 1941 года. Евреям было предоставлено такое же время для переезда в гетто в противоположном направлении. Некоторые поляки-неевреи сказали немцам, что переместить часть их предприятий и мастерских в Казимеж будет невозможно из-за отсутствия там необходимых условий. Их призывы остались без внимания. [10] Большинство евреев впоследствии были убиты при ликвидации гетто или в лагерях смерти .
Послевоенный еврей Казимеж
[ редактировать ]После Второй мировой войны, 11 августа 1945 года, Краковский погром в Казимеже произошел синагога Купа , в ходе которого была сожжена , а многие евреи подверглись нападению со стороны польской мафии. Во время войны нацисты в значительной степени разрушили Казимеж, а коммунистические власти оставили его в руинах. Это стало темным и опасным местом, лишенным евреев. [11]
С 1988 года популярный ежегодный фестиваль еврейской культуры вернул краковцев в самое сердце Оппидума и вновь представил еврейскую культуру поколению поляков, выросших без исторической еврейской общины Польши. В 1993 году Стивен Спилберг снял свой фильм «Список Шиндлера» в основном в Казимеже (несмотря на то, что исторически там происходило очень мало событий), и это привлекло к Казимежу международное внимание. Для создания сцен фильма съемочная группа использовала разные локации Казимежа: квартиру Оскара Шиндлера (Страшевского, 7), мост Маршалки Юзефы Пилсудского, «Площадь Згоды» (фактически улица Шерока в Казимеже), двор семьи Дрезнер (между Йозефа и улицы Беера Мейсельса), сцена с Леопольдом Пфеффербергом на пустой улице (пересечение улиц Якуба и Циемна), сцена больницы гетто (сегодня: полицейский участок на улице Широка) [12] С 1993 года параллельно происходили работы по восстановлению важных исторических мест в Казимеже и бурный рост еврейских ресторанов, баров, книжных и сувенирных магазинов. Кроме того, некоторые евреи переехали в Казимеж из Израиля и США. В Казимеже, как и в Кракове, в последнее время наблюдается небольшой рост еврейского населения. [11]
Еврейская молодежная группа теперь собирается еженедельно в Казимеже и синагоге Рема , которая активно обслуживает небольшую общину, состоящую в основном из пожилых краковских евреев.
Ежегодно в конце июня в Казимеже проходит Фестиваль еврейской культуры. [13] Это крупнейший в Европе еврейский фестиваль культуры и музыки, привлекающий посетителей со всего мира. Музыка на фестивале очень разнообразна, ее играют, помимо других, группы из Ближнего Востока, США и Африки.
- Фасад синагоги Темпель
- Интерьер синагоги Темпель
- Мемориальная доска с изображением Маршрута еврейского наследия в Казимеже Краковском
- Еврейский ресторан Ariel, улица Шерока, Казимеж, 2009 г.
- Казимеж в 2009 году
- Дом, где родился Елена Рубинштейн (зеленый)
- Большая Миква на Сероке
- Памятник польским евреям
- Яну Карскому Памятник
- Фреска на площади Бавола. Фреска вдохновлена художником эпохи модерна Эфраимом Мозесом Лилиеном.
- Фестиваль еврейской культуры в Кракове , ежегодное культурное мероприятие, организуемое с 1988 года в Казимеже.
- Двор семьи Дрезнер
- Евреи-харедим на площади Шерока
- Кладбище Рема, основанное в 1535 году.
Достопримечательности
[ редактировать ]Христианская часть
[ редактировать ]См. карту:
- 1. Рыночная площадь (Вольница) с ратушей, где сейчас находится этнографический музей.
Квадратная рыночная площадь Казимежа (площадь Вольница) размером 195 х 195 м раньше была почти такой же по размерам, как Краковская Рыночная площадь, и выполняла аналогичные функции – здесь велась торговая деятельность, здесь располагалась ратуша, где располагались высшие административные и судебные органы власти города. их резиденцией был город Казимеж. С каждой стороны этой площади вели по три улицы. По углам площади были построены два готических храма, и оба они сохранились до наших дней в прекрасном состоянии. Сегодняшняя площадь Вольница, вдвое меньше первоначальной, получила свои границы после присоединения Казимежа к Кракову в 1800 году. В ее юго-восточной части находится скульптура-фонтан «Три музыканта» - работа краковского художника Бронислава Хромого. Единственным свидетельством прежней городской независимости Казимира является высокая ратуша на площади Вольница. Когда-то готический (в подвале сохранились остатки стен XIV века), он дважды горел и каждый раз перестраивался. В результате этих изменений у него появились редкие в Кракове зубчатые чердаки и башня, покрытая скромным шлемом. После присоединения Казимежа к Кракову ратуша утратила свою функцию. Со временем его приспособили под нужды промышленно-торговой школы, а позже и начальной школы для еврейской молодежи. [14]
- 2. Готическая церковь Святой Екатерины
- 3. Готическая церковь Тела Христова
- 4. Барочная церковь на Скале ( Скалке ), место Святого Станислава . мученической кончины
- 5. Музей коммунальной техники
Еврейская часть
[ редактировать ]См. карту:
- 6. Старая синагога , в которой сейчас находится музей еврейской истории.
- 7. Синагога-крошка
- 8. Высокая синагога
- 9. Исаакиевская синагога
- 10. Пожертвование в синагогу
- 11. Синагога Темпель , все еще действующая.
- 12. Старое еврейское кладбище в Кракове.
Галерея
[ редактировать ]Церкви
[ редактировать ]- Церковь Тела Христова , 1405 г.
- Церковь Святой Екатерины, 1426 г.
- Скалка , 1751 год.
- Троицкая церковь, 1758 г.
Синагоги
[ редактировать ]- Старая синагога , 15 век.
- Синагога Крошка , 1557 г.
- Высокая синагога , 1563 г.
- Синагога Вольфа Поппера , 1620 г.
- Купинская синагога , 1643 г.
- Синагога Исаака , 1644 г.
- Храмовая синагога , 1862 г.
- Молитвенный дом Бне Эмуна, 1886 год. Сегодня здесь находится Фонд иудаики - Центр еврейской культуры.
- Синагога Чевра Тилим, 1896 год. Сейчас ресторан.
- Синагога Дейшес, 1910 г.
См. также
[ редактировать ]- Краковское гетто
- Еврейский музей Галиции
- Еврейский общинный центр Кракова
- Фестиваль еврейской культуры в Кракове
- Фонд иудаики – Центр еврейской культуры
- Старое еврейское кладбище в Кракове
- Новое еврейское кладбище, Краков
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Страдомская, улица (в) Энциклопедия Кракова . Варшава – Краков: Wydawnictwo Naukowe PWN . 2000. стр. 929. ISBN. 83-01-13325-2 .
- ^ С.М. Дубнов с Саймоном Дубновым и Израилем Фридлендером (2000). История евреев в России и Польше, Том 1 . перевод Израиля Фридлендера. Авотайну Инк., стр. 22–24. ISBN 1-886223-11-4 . Проверено 11 июня 2011 г.
- ^ Фрэнсис Уильям Картер, Торговля и городское развитие в Польше: экономическая география Кракова, от ее истоков до 1795 года, Cambridge University Press , 1994, стр.71. [ нужна проверка ]
- ^ Священные места, Старая синагога, Краков.
- ^ Еврейский Краков, Старая синагога: ул. Шерока 24. Страница хранится в Интернет-архиве.
- ^ Ребекка Вайнер, Старая синагога. Виртуальный тур по еврейской истории.
- ^ Еврейский Краков, Визуальный и виртуальный тур, Синагога Купа: ул. Медова, 27 из Интернет-архива.
- ^ Казимеж.com. «Казимеж вчера. Введение» . Ассоциация создателей Kazimierz.com . Проверено 11 декабря 2011 г.
- ^ "Казимеж на довоенных фотографиях. "На улицах было невероятное движение" " . Krowoderska.pl (на польском языке). 17 февраля 2021 г. Проверено 14 июля 2021 г.
- ^ Jump up to: а б Кроу, Дэвид (2004). Оскар Шиндлер: нерассказанный рассказ о его жизни, деятельности во время войны и реальная история, лежащая в основе списка . Кембридж, Массачусетс: Вествью Пресс. ISBN 0-8133-3375-Х . OCLC 55679121 .
- ^ Jump up to: а б «Добро пожаловать в Казимеж!» . Визуальный и виртуальный тур . Еврейский Краков.нет. 2011. Архивировано из оригинала 20 декабря 2012 года . Проверено 27 октября 2012 г.
- ^ Черный, Максим (16 февраля 2019 г.). «Где снимали список Шиндлера: места в Кракове» . ВОЙНА-ДОКУМЕНТАЛЬНЫЙ ФИЛЬМ.ИНФО . Проверено 27 декабря 2022 г.
- ^ «Прогулка по Казимежу» . Краков Дискавери . 04.06.2020 . Проверено 4 июня 2020 г.
- ^ «Посещение еврейского квартала Казимеж» . AB Польша Трэвел . Проверено 19 февраля 2021 г.
- Балабан, Майер Путеводитель по еврейским памятникам Кракова Краков: Бней Брит, 1935.
- Балабан, Майер История евреев в Кракове и Казимеже, 1304-1868 (Том I, II) Краков: KAW, 1991. (перепечатка)
- Бурек, Эдвард (ред.) Краковская энциклопедия . Краков: ШИМ, 2000.
- Михалик, Мариан (ред.) Кроника Кракова . Краков: Кроника, 2006.
- Симпсон, Скотт Краков Кембридж: Томас Кук, 2006.
- Свищовский, Стефан Город Казимеж недалеко от Кракова Краков: WLK, 1981.
- Якимишин, Анна Краковские евреи в эпоху Краковской Республики Краков-Будапешт 2008.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Фестиваль еврейской культуры в Кракове.
- Еврейский музей Галиции
- Еврейская община в Казимеже на Виртуальном местечке