Статут Калиша
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( ноябрь 2017 г. ) |
Общая Хартия прав евреев , известная как Калишский Статут и Калишская Привилегия , предоставляла евреям в средние века особую защиту от дискриминации в Польше, когда их преследовали в Западной Европе . Эти права включали исключительную юрисдикцию еврейских судов по еврейским делам и учредили отдельный трибунал для рассмотрения других уголовных дел с участием христиан и евреев, призванный избежать еврейской дискриминации. Это привело к формированию отдельного суда и безопасности для преследуемых евреев, что привлекло в Польшу еврейских иммигрантов со всей Европы.
Благодаря статуту в страну прибыли специалисты по различным ремеслам, торговым и финансовым операциям. Дополнительной выгодой для страны стала частая практика дополнительного налога за возможность исповедовать иудаизм.
князем Статут издан великопольским Болеславом Благочестивым 8 сентября 1264 года в Калише . После объединения Польши статут был ратифицирован некоторыми последующими польскими королями: Казимиром III в 1334 году, Казимиром IV в 1453 году и Сигизмундом I в 1539 году. Это было в то время, когда правители Западной Европы вынуждали евреев эмигрировать (Англия в 1290 г., Франция в 1290 г., Испания в 1492 г.). Практически это означало, что правитель ограбил собственность еврейского народа и выбросил ограбленного народа за пределы страны. Основным мотивом было ограбление имущества, оправданное религиозными мотивами. Польские евреи оценили возможности, которые предоставила им Польша, и внесли значительный вклад в ее развитие. Их лояльность также была важна для правителя. После создания Речи Посполитой роль евреев как банкиров и кредиторов стала важной. Слабая налоговая система зачастую не могла обеспечить достаточных средств для функционирования государства (дворянство почти не платило налогов).Еврейские подданные в Польше были свободным гражданам разрешалось торговать, а не крепостным , и поэтому они в дальнейшем пользовались религиозной терпимостью страны, закрепленной Варшавской конфедерацией 1573 года.
Польская аристократия заключила уникальный социальный договор с евреями, которые выступали в качестве арендаторов, управляя такими предприятиями, как мельницы и пивоварни, а также выполняли определенные бюрократические задачи, исключая неевреев, особенно сбор налогов. После того, как Польша расширилась за счет восточно-православной Украины , введение этой системы стало частичной причиной казачьего антисемитского и антикатолического восстания Хмельницкого 1648 года.
[ нужна ссылка ] .
Выдержки [ править ]
Ниже приведены сокращенные и переведенные выдержки из 36 статей Статута Калиша: [1]
1. ...Если еврея привлекут к суду, то против него должен свидетельствовать не только христианин, но и еврей, чтобы дело считалось действительным.
2. ...Если какой-либо христианин подаст в суд на еврея, утверждая, что он заложил у него ценные бумаги, а еврей это отрицает, то если христианин откажется принять простое слово еврея, еврей, принеся присягу, должен быть свободен христианина.
10. ...В качестве наказания за убийство еврея необходимо соответствующее наказание и конфискация имущества.
11. ... За удар еврея применяется обычное в стране наказание.
13. ...Евреи не должны платить за перевозку своих мертвецов.
14. Христианин, разрушающий кладбище, за исключением обычного наказания, потеряет активы.
17. ...Любой еврей может свободно и безопасно передвигаться или ездить без каких-либо препятствий в нашем королевстве. Они будут платить обычные пошлины, как и другие христиане, и ничего больше.
22. ... Если кто-либо из христиан опрометчиво и самонадеянно насмехается над их синагогами, такой христианин должен будет заплатить и должен заплатить нашему палатину, его опекуну, два таланта перца в качестве наказания.
30. ... Ни один христианин не может вызывать какого-либо еврея в церковный суд каким-либо образом, или за какое бы имущество или вызов он ни был вызван, и еврей не должен отвечать перед судьей в церковном суде, но еврей должен предстать перед его палатин, назначенный на этот срок, и, кроме того, вышеупомянутый палатин вместе с нашим губернатором на этот срок будут обязаны защищать и охранять этого еврея и запрещать ему отвечать на вызовы церковного суда. Ни один христианин не может обвинять еврея в кровавом навете .
36. ...евреям разрешается покупать любые предметы, а также прикасаться к хлебу и другим продуктам питания.
Обвинения в подделке [ править ]
Ромуальд Хубе проанализировал исходные документы и заявил, что ни оригинал, ни его заверенные копии найти не удалось, а текст был подделкой 1400-х годов, сделанной в политических целях. [2] [3] [4] [5] Эта точка зрения не подтверждается современными учёными. [6]
Издание 20-го века [ править ]
В 1920-х годах польско-еврейский художник и активист Артур Шик (1894–1951) осветил Статут Калиша в цикле из 45 миниатюрных картин акварелью и гуашью. [7] Помимо оригинальной латыни , Шик перевел текст Статута на польский , иврит , идиш , итальянский , немецкий , английский и испанский языки . [8] В 1929 году статуэтные миниатюры Шика были выставлены по всей Польше, а именно в Лодзи , Варшаве , Кракове и Калише. [9] При поддержке польского правительства избранные миниатюры Статута были выставлены в Женеве в 1931 году. [10] еще раз в Польше в рамках тура по 14 городам в 1932 году, [11] в Лондоне в 1933 году, [12] в Торонто в 1940 году, [13] и в Нью-Йорке в 1941 году, а затем, без покровительства правительства, в Нью-Йорке в 1944, 1952 и 1974–75 годах. [14] В 1932 году «Статут Калиша» был опубликован издательством Éditions de la Table Ronde de Paris как роскошное коллекционное издание ограниченным тиражом в 500 экземпляров. [15] Оригинальные миниатюры Шика сейчас находятся в фондах Еврейского музея (Нью-Йорк) . [16]
- Еврейские мастера и торговцы (1927)
- Англоязычная страница (1927)
См. также [ править ]
Ссылки [ править ]
- ↑ Статут Калиша Болеслава Благочестивого для евреев 1264 г.
- ^ Былина, Станислав (2000). Церковь, культура, общество: исследования по истории Средневековья и нового времени (на польском языке). Семпер. ISBN 9788386951789 .
стр. 340: «расценивается исследователями как подделка» = считается исследователями ложью....
- ^ Александр, Манфред; Боец, Фрэнк; Каппелер, Андреас (1991). Малые народы в истории Восточной Европы: Фестиваль Гюнтера Штёкля к его 75-летию (на немецком языке). Издательство Франца Штайнера. ISBN 9783515054737 .
- ^ Польша, Межфакультет еврейской истории и культуры Ягеллонского университета (1991). Евреи в бывшем Речи Посполитой: материалы конференции «Еврейская автономия в Речи Посполитой»: Межфакультет еврейской истории и культуры в Польше, Ягеллонский университет, 22–26 сентября 1986 г. (на польском языке). Эд. Семья Оссолинских. ISBN 9788304037977 .
- ^ Вайс, Хуберт (2008). Памятники прав человека в истории. Том 1 (на польском языке). Офис комиссара по правам человека. ISBN 9788392704911 .
с.57: «В 1453 г. король (...) утвердил привилегию для евреев, основанную на предполагаемой привилегии короля Казимира Великого, которая на самом деле была поддельной» = В 1453 г. король подтвердил еврейскую привилегию, основанную на предполагаемая привилегия короля Казимира Великого, которая по сути была фальсификацией
- ^ См. Марцин Хлебионек: Болеслав Благочестивый. Великая Польша на пути к единому королевству (1224/1227 – 6, 13 или 14 апреля 1279 г.). Краков: Wydawnictwo «Авалон», 2017, стр. 226. ISBN 978-83-7730-244-6.
- ^ Анселл, Джозеф П. «Искусство против предрассудков: Статут Калиша Артура Шика». Журнал декоративного и пропагандистского искусства 14 (1989): 47–63. дои : 10.2307/1504027 .
- ↑ Мемориальный музей Холокоста США , «Искусство и политика Артура Шика». Архивировано 28 декабря 2008 г. в Wayback Machine.
- ^ Анселл, Джозеф П. Артур Шик: Художник, еврей, поляк . Портленд: Библиотека еврейской цивилизации Литтмана, 2004. 62.
- ^ Анселл 71.
- ^ Анселл 74.
- ^ Анселл 77.
- ^ Анселл 118.
- ^ Анселл 121, 126, 234, 237.
- ^ Анселл 59–60.
- ^ Видманн, Катя и Йоханнес Зехнер. Артур Шик - Рисунки против национал-социализма и террора. Берлин: Немецкий исторический музей, 2008.
Дальнейшее чтение [ править ]
- Иво Киприан Погоновский , Евреи в Польше. Документальная история , Hippocrene Books, Inc., 1998, ISBN 0-7818-0604-6 .