Jump to content

История евреев в Калише

Калиш
Большая синагога в Калише, 1914 год, за свежими руинами времен Первой мировой войны.
Большая синагога в Калише , 1914 год.
за свежими руинами Первой мировой войны
Калиш находится в Польше.
Калиш
Калиш
История евреев в Калише
Координаты: 51 ° 45'27 "N 18 ° 4'48" E  /  51,75750 ° N 18,08000 ° E  / 51,75750; 18.08000
Страна  Польша
Учредил 1264

Расположенный в Познаньском воеводстве к западу от Лодзи , Калиш на протяжении веков был пограничным городом между Польшей и Германией . Старейший город Польши, Калиш, также сыграл ключевую роль в истории польских евреев : в 1264 году Болеслав I Благочестивый, правитель западной части Польши (Велькопольска), первым предоставил местной еврейской общине хартию, дающую им права на поселение, юридическую защиту и определенные религиозные и финансовые свободы. Этот « Статут Калиша » был распространен на всю страну королем Казимиром Великим и расширен более поздними польскими правителями. Он обеспечил правовую основу для прав евреев в Польше.

История с XII века до Первой мировой войны.

[ редактировать ]

Вероятно, евреи жили в Калише с XII века, когда беженцы от резни крестоносцев бежали в Польшу из Рейнской области . На местных монетах с именами, написанными еврейскими буквами, видно, что в XII веке в городе действовали еврейские чеканщики.

По мере быстрого развития польского еврейства в ранний современный период развивалась и еврейская община Калиша. В середине 14 века евреи Калиша получили разрешение на строительство синагоги, которая простояла более четырех столетий, пока не была уничтожена пожаром.

Еврейская община Калиша играла важную роль в Совете Четырех Земель , надобщинном органе, который представлял польское еврейство королю. Евреи зарабатывали на жизнь ростовщичеством, ремесленниками и торговцами-импортно-экспортными товарами, занимавшимися скотом, лошадьми, сельскохозяйственной продукцией и текстилем. Еврейские купцы Калиша играли важную роль на международных ярмарках в немецких городах Лейпциге и Бреслау .

Еврейское население несколько сократилось в 17 и 18 веках из-за срыва польско -шведской войны (1655–1659), а также пожаров и чумы в 18 веке. Несмотря на это, к 1793 году, когда регион был аннексирован Пруссией, евреям принадлежало около четверти зданий в городе. В то время евреи составляли 40 процентов населения Калиша; они доминировали в текстильной торговле и составляли половину ремесленников в городе. С 1815 по 1914 год Калиш находился под властью России.

В 1881 году российские власти изгнали из Калиша еврейских жителей, не имевших российского гражданства. Несколько лет спустя, к 1897 году, еврейское население города насчитывало 7580 человек, или около трети от общей численности населения.

Экономика

[ редактировать ]

На протяжении XIX века евреи продолжали играть ведущую роль в местной экономике. Действительно, лидеры христианского бизнеса в Калише, враждебно настроенные по отношению к еврейской конкуренции, оказывали давление на российские власти, чтобы те создали специальный еврейский квартал, где евреи должны будут жить. Квартал был основан в 1827 году, когда евреи составляли около трети населения. После появления железной дороги в 1870-х годах промышленность быстро развивалась. Продукция включала текстиль, шерсть и, самое главное, кружева .

Кружево и вышивка стали основной отраслью промышленности в Калише, который был известен как кружевная столица Российской империи . Многие евреи зарабатывали на жизнь этим, будь то промышленники, посредники или фабричные рабочие. К началу 20 века евреям принадлежало 32 из 67 заводов города. В 1904 году евреи составляли более половины кружевниц Калиша, однако большинство из них были бедными чернорабочими или ремесленниками.

Религиозная жизнь

[ редактировать ]

Калиш уже к 17 веку стал важным духовным центром. В 19 веке движение возрождения пиетистов под названием « хасидизм в городе начало распространяться ». Первой хасидской сектой, получившей последователей в Калише, были коцкеры , за ними следовали герские и Александровские хасиды . К 1890-м годам в Калише было две большие синагоги и около 40 небольших молитвенных домов. Еще три синагоги, в том числе одна в стиле немецкого реформистского иудаизма , были построены в Калише в первом десятилетии 20 века.

В последние полвека российского правления, как и во всей Российской империи, евреи-традиционалисты (как хасиды, так и нехасиды) боролись с модернизаторами по таким вопросам, как образование и раввинат.

Политические партии

[ редактировать ]

На рубеже 20-го века в Калише также существовало множество еврейских политических партий: господствующие сионистские, рабочие сионистские , религиозные сионистские и социалистические бундовские . Эти различные политические взгляды нашли отражение в еврейских школах Калиша, которые к Первой мировой войне включали двуязычную еврейскую среднюю школу, две школы с ориентацией на идиш и ортодоксальную образовательную сеть, насчитывающую 1800 учеников.

Первая мировая война и ее последствия

[ редактировать ]
Разрушение немцами Калиша, 1914 г.

В первый год Первой мировой войны вторгшаяся немецкая армия уничтожила 95% Калиша в результате преднамеренного действия, совершенного в беззащитном городе , и убила 33 еврея. Около 60 000 граждан покинули страну в результате исхода в августе 1914 года.

Пять лет спустя, в ходе борьбы Польши за независимость от Германской империи (см.: Великопольское восстание с участием батальона Пограничного, сформированного в Калише), [1] два еврея погибли в городе в марте 1919 года. Еврейские источники сочли их смерть погромом, а члены ООП , [1] борющиеся за независимость, польские националисты.

Межвоенные годы

[ редактировать ]

Согласно польской переписи 1931 года, в Калише проживало 15 300 евреев (почти 30 процентов от общей численности населения).

Еврейский квартал Калиш находился в северо-западной части центра города, вдоль главного бульвара на улице Нова. На Нове и прилегающих улицах располагались Большая синагога и Дом обучения. Вдоль его просторов располагались офисы еврейских организаций и клубов, а также множество еврейских магазинов, от больших магазинов до небольших магазинов и крошечных дыр в стене: книжные магазины, таверны, магазины, торгующие газетами на иврите и идише, мясные лавки, рыбные магазины и бутики. .

Мост, который вел улицу Нова через рукав реки Просны, был центром еврейской деятельности. Это было место постоянного движения транспорта: евреи приходили и уходили между своими домами и местами работы, синагогами и общественными учреждениями. На этом мосту заключались деловые сделки; безработные стояли и надеялись, что их выберут на несколько часов работы; люди произносили и слушали политические речи и аргументы; продавцы продавали закуски и напитки.

Евреи жили и в других частях города. Улица Каноника также была густонаселенным еврейским районом и служила домом для офисов Кехиллы (органа управления общиной). Зажиточные еврейские семьи жили в разных районах города.

Жизнь еврейских кафе также процветала. Самым популярным местом сбора было кафе «Удзялова», где у многих людей были постоянные столики и время встреч. Кафе Майер, известное своей вкусной выпечкой, было местом встречи польской шляхты, польского и еврейского среднего класса, профессионалов и интеллектуалов. Молодые люди тусовались в кафе «Джордж», где могли общаться представители всех еврейских молодежных движений — или, когда того требовала политика, сидеть за отдельными столиками.

Евреи Калиша не были застрахованы от антисемитизма, охватившего Польшу в конце 1930-х годов. В городе действовала активная антисемитская пресса, и банды хулиганов часто нападали на еврейских торговцев и разносчиков на изолированных дорогах, когда они направлялись на местные рынки. Ситуация ухудшилась до такой степени, что в 1936 году делегация купцов отправилась в Варшаву, чтобы представить свое дело премьер-министру и Министерству внутренних дел.

В 1937 году евреи были вынуждены открыть магазин в отдельной зоне городского рынка, а польские националисты стояли на страже, следя за тем, чтобы христиане не покровительствовали ларькам, принадлежащим евреям. Год спустя Калиша перевели в Познаньский район, где кошерный убой был запрещен. Даже после интенсивного лоббирования скотоводам Калиша разрешили производить лишь небольшое количество кошерного мяса, которого не хватало еврейскому населению.

В 1939 году, накануне немецкого вторжения, еврейское население Калиша насчитывало более 20 000 человек.

Экономика

[ редактировать ]

В межвоенный период Калиш, который имел долгую историю производства кружева и других тканей, стал центром швейной промышленности. В 1921 году из более чем 500 фабрик и предприятий, принадлежавших евреям, 400 производили одежду или текстиль (другая продукция включала металл, пиломатериалы и кожу). Мука с 12 принадлежащих евреям мельниц в Калише достигла всех частей Польши. Была также горстка еврейских специалистов.

Поскольку еврейские рабочие составляли 45 процентов всех наемных работников в Калише, неудивительно, что евреи играли важную роль в профсоюзах города. Некоторые союзы были открыты для всех: в Союз вышивальщиц входили поляки, евреи и немцы. Другие профсоюзы были более сегрегированными: в организацию «Союз швейников» входили только евреи, а польские портные и швейные рабочие входили в Общество польских мастеров. Еврейские союзы включали ассоциации кожевников, клерков, носильщиков и женщин -домработниц . Последние выступали за права молодых женщин, приехавших в Калиш из маленьких городков и часто подчинявшихся прихотям своих работодателей. Ассоциация домашних работниц помогла обеспечить справедливое обращение, достойную заработную плату и выходной день в субботу.

Два еврейских финансовых учреждения, созданных после Первой мировой войны, Торговый банк и Кооперативный банк, обанкротились во время Депрессии. По мере ухудшения экономики – и поскольку польское правительство продолжало проводить антиеврейскую экономическую политику – многие промышленные рабочие были вынуждены заниматься мелкой торговлей или торговать вразнос, имея мало шансов на значимый заработок. Как и в случае с еврейскими общинами по всей Польше, еврейская община Калиш основала кооперативные кредитные и банковские учреждения для помощи обедневшему еврейскому населению.

Правительство

[ редактировать ]

В Кехилле, или официальном руководящем органе еврейской общины, доминировала ультраортодоксальная политическая партия Агуда. Он управлял еврейскими благотворительными учреждениями Калиша: домом престарелых, Талмуд-Торой (школой для бедных детей), приютом, еврейской больницей (основанной в 1835 году) и бесплатной клиникой. Кехилла также курировала ритуальную баню и две иешивы в городе: «Маген Авраам» и «Эц Хаим».

Традиционалистское большинство общины Агуда в межвоенный период сталкивалось с различными проблемами, включая бойкот кошерных забойщиков, организованный членами сионистской оппозиции с целью перекрыть налоговые поступления, которые были основой дохода общины. В любом случае этот доход снижался, поскольку экономическое положение евреев Калиша ухудшалось. С 1932 по 1935 год доходы снизились на 30 процентов.

Политика

[ редактировать ]

Как и на большей части территории межвоенной Польши, еврейская жизнь в Калише была сильно политизирована. Несионистская, ультраортодоксальная организация «Агуда» могла похвастаться одним из самых сильных местных отделений в стране: в 1928 году были созданы отдельные ассоциации «Рабочие Агуды» и «Дочери Агуды». Сионизм также оказал большое влияние. В 1920 году на публичном торжестве в честь принятия Великобританией мандата на Палестину присутствовали тысячи людей, и многие предлагали пожертвования на покупку земли в Палестине.

Социалистическая сионистская партия «Поале Цион» спонсировала клуб «Дом рабочего», который организовывал лекции, уроки иврита и представления, а также предлагал членам библиотеку и читальный зал. отделение светского еврейского социалистического Бунда В 1900 году в Калише было основано . Евреи также принимали активное участие в общей политической жизни: еще в 1939 году одиннадцать еврейских жителей были избраны в муниципальный совет.

Молодежные движения

[ редактировать ]

Молодежные движения играли важную роль в еврейской общине Калиша и их можно было найти на всех точках политического спектра: от правой сионистской организации «Бетар » до коммунистической сионистской организации Борохова . Некоторые молодые евреи присоединились к сионистским учебным фермам в сельской местности за пределами Калиша, чтобы подготовиться к эмиграции в Палестину; многие в конечном итоге эмигрировали. Ряд еврейских коммунистов из Калиша вызвались участвовать в гражданской войне в Испании . Десять из них пали в бою.

Первая современная еврейская школа в Калише с преподаванием предметов на русском языке открылась в 1862 году. Большинство детей посещали одну из семи хедеров (традиционных школ базового еврейского образования) в Калише. В начале 20 века открылось женское профессиональное училище, а в 1913 году была основана двуязычная еврейская гимназия (средняя школа). В 1917 году религиозная сионистская партия Мизрахи основала школу как часть национальной сети. Православные учебные заведения включали детский сад, ремесленное училище и женскую школу «Хавацелет» («Лилия»).

В межвоенный период две школы идиша были созданы рабочей сионистской группой «Поалей Цион» и светским социалистическим «Бундом». Многие местные еврейские дети посещали польские государственные школы. Филиал национальной организации ТОЗ, занимающийся здоровьем еврейских детей, организовал летние лагеря для слабых и больных детей города.

Культурная жизнь

[ редактировать ]

В Калише была процветающая еврейская культурная жизнь. В конце 1920-х и 1930-х годах два идишских еженедельника держали сообщество в курсе местных, национальных и международных новостей: ориентированный на Агуду Калишер лебн («Калиш Жизнь») и сионистский Калишер вох («Неделя Калиш»).

Группа молодых людей основала филиал YIVO , Еврейского научного общества, и проводила исследования в области еврейского фольклора и лингвистики. Ведущей фигурой еврейской литературной жизни Калиша была поэтесса и писательница Роза Якобович (Якобсон). Дочь раввина, в юности она изучала иврит и религиозные предметы. Переехав в Калиш в качестве молодожена, она опубликовала свои стихи в различных журналах и периодических изданиях, в том числе цикл стихов о библейских женщинах, первый в своем роде на идиш. Сборник ее стихов был опубликован в 1924 году под названием Mayne gezangen («Мои песни»). Якобович умер в Варшавском гетто в 1942 году. Писатель Шимон Горонецкий (Горонский) (1889–1939) несколько лет жил в Калише и писал романы, в которых можно найти описания еврейской жизни рабочего класса в Калише.

В Калише также развивалось исполнительское искусство. Евреи могли насладиться выступлениями еврейского оркестра, духового оркестра и театральной труппы. Особенно активны были на этом поприще местные члены Бунда, создавшие культурный кружок, драматический кружок, кружок работниц, любительский театр «Комета».

По всей Европе спорт стал важной частью еврейской жизни, поскольку политические теории того периода подчеркивали развитие тела, а также духа и разума. Каждая еврейская политическая партия имела свой спортивный клуб, а Ассоциация гимнастики и спорта была важной неполитической спортивной, культурной и образовательной организацией для молодежи. Еврейский клуб гребцов Калиша участвовал в соревнованиях национального уровня.

Религиозная жизнь

[ редактировать ]
Модель Большой синагоги в Калише выставлена ​​на еврейском кладбище в Калише

президент Ассоциации раввинов Польши, сионист и друг главного раввина Палестины Авраама Исаака Кука Выдающейся личностью в религиозной жизни довоенного Калиша был раввин Йехезкель Лившиц, который служил раввином с 1907 по 1932 год. Лившиц, , был силу солидарности и единства в общине Калиш благодаря своему характеру и высокому положению. После его смерти Менахем Мендл Альтер, сын раввина Йехуды Арье Лейба Альтера , хасидского ребе Гера, был выбран отчасти из-за растущего влияния герерских хасидов в Калише.

Помимо Гера, который насчитывал десять штиблахов в городе (небольших молитвенных домов), в Калише были представлены и другие хасидские группы: Александр, Сохачев, Скерневич, Коцк, Соколов, Паришов и Радомск. Кроме того, в Калише жили Ребе Зихлина и Воли. В Калише было так много штиблахов, что некоторые нехасидские или нерелигиозные евреи, как сообщается, даже закрывали окна в пятницу вечером, чтобы избежать громкого пения.

В межвоенный период двумя формальными центрами религиозной жизни были традиционалистская Великая синагога и современная Новая синагога в западном стиле, называемая Немецкой Шул. Последний мог похвастаться органом и хором, исполнявшим произведения литургической музыки как немецко-еврейских, так и русско-еврейских композиторов.

Вторая мировая война

[ редактировать ]

Немцы вторглись в Польшу в сентябре 1939 года. Эта часть Польши затем была включена в состав Рейха как Вартегау. Одной из целей было переселение или убийство всех евреев и переселение в Вартегау людей немецкого происхождения, которые тогда жили дальше на восток.

Большая часть еврейского населения Калиша, составлявшая около 20 000 человек, бежала во время военной кампании. Немцы заняли город 6 сентября. Они сразу же начали жестокие меры против евреев: убийства, грабежи, издевательства и другие издевательства. Позже евреи были переселены в центральный район, а в конце 1939 года тысячи были отправлены в другие города, включая Люблин. Из оставшихся в октябре 1940 года сотни были убиты в близлежащем лесу. В 1941 году около 100 человек были отправлены в Познань на принудительные работы и более 200 были убиты, некоторые в газовых фургонах. В 1942 году оставшиеся евреи были отправлены в Познань и в Лодзинское гетто . [2]

После Второй мировой войны

[ редактировать ]

Большинство евреев Калиша погибли во время Холокоста . После войны в город вернулись евреи, пережившие Холокост, и к 1946 году их насчитывалось около 500 человек. К концу 1940-х годов осталось всего около 100 человек, а те немногие, кто остался, смешались с нееврейским обществом. Сегодня в Калише нет еврейской общины. [3] [4]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Jump up to: а б Мацей Блахович; Мариуш Курзайчик; Славомир Пшигодский; Мацей Ковальчик; Томаш Лавничак (2008). «Ход событий» (прямая загрузка PDF, 1,67 МБ) . 1918 год в Калише . Калисия новая. Ежемесячный социально-культурный журнал (Ежемесячник). стр. 4–15. ISSN   1426-7667 . Проверено 3 октября 2012 г. [ постоянная мертвая ссылка ]
  2. ^ Мегарджи, Джеффри (2012). Энциклопедия лагерей и гетто . Блумингтон, Индиана: Издательство Университета Индианы. п. Том II, 60–61. ISBN  978-0-253-35599-7 .
  3. ^ Кшижановский, Лукаш. «Обычный польский город: возвращение переживших Холокост в Калиш сразу после войны». Ежеквартальный журнал европейской истории 48.1 (2018): 92–112.
  4. ^ «Еврейская община Калиша в межвоенные годы» . энциклопедия.ushmm.org . Проверено 14 июня 2022 г.
Эта статья полностью основана на тексте из Мемориального музея Холокоста США и опубликована под лицензией GFDL .
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 8f646d99b933906399ada237ebc079a0__1709982600
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/8f/a0/8f646d99b933906399ada237ebc079a0.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
History of the Jews in Kalisz - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)