История евреев в Калише
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( июнь 2022 г. ) |
Калиш | |
---|---|
Координаты: 51 ° 45'27 "N 18 ° 4'48" E / 51,75750 ° N 18,08000 ° E | |
Страна | Польша |
Учредил | 1264 |
Расположенный в Познаньском воеводстве к западу от Лодзи , Калиш на протяжении веков был пограничным городом между Польшей и Германией . Старейший город Польши, Калиш, также сыграл ключевую роль в истории польских евреев : в 1264 году Болеслав I Благочестивый, правитель западной части Польши (Велькопольска), первым предоставил местной еврейской общине хартию, дающую им права на поселение, юридическую защиту и определенные религиозные и финансовые свободы. Этот « Статут Калиша » был распространен на всю страну королем Казимиром Великим и расширен более поздними польскими правителями. Он обеспечил правовую основу для прав евреев в Польше.
История с XII века до Первой мировой войны.
[ редактировать ]Вероятно, евреи жили в Калише с XII века, когда беженцы от резни крестоносцев бежали в Польшу из Рейнской области . На местных монетах с именами, написанными еврейскими буквами, видно, что в XII веке в городе действовали еврейские чеканщики.
По мере быстрого развития польского еврейства в ранний современный период развивалась и еврейская община Калиша. В середине 14 века евреи Калиша получили разрешение на строительство синагоги, которая простояла более четырех столетий, пока не была уничтожена пожаром.
Еврейская община Калиша играла важную роль в Совете Четырех Земель , надобщинном органе, который представлял польское еврейство королю. Евреи зарабатывали на жизнь ростовщичеством, ремесленниками и торговцами-импортно-экспортными товарами, занимавшимися скотом, лошадьми, сельскохозяйственной продукцией и текстилем. Еврейские купцы Калиша играли важную роль на международных ярмарках в немецких городах Лейпциге и Бреслау .
Еврейское население несколько сократилось в 17 и 18 веках из-за срыва польско -шведской войны (1655–1659), а также пожаров и чумы в 18 веке. Несмотря на это, к 1793 году, когда регион был аннексирован Пруссией, евреям принадлежало около четверти зданий в городе. В то время евреи составляли 40 процентов населения Калиша; они доминировали в текстильной торговле и составляли половину ремесленников в городе. С 1815 по 1914 год Калиш находился под властью России.
В 1881 году российские власти изгнали из Калиша еврейских жителей, не имевших российского гражданства. Несколько лет спустя, к 1897 году, еврейское население города насчитывало 7580 человек, или около трети от общей численности населения.
Экономика
[ редактировать ]На протяжении XIX века евреи продолжали играть ведущую роль в местной экономике. Действительно, лидеры христианского бизнеса в Калише, враждебно настроенные по отношению к еврейской конкуренции, оказывали давление на российские власти, чтобы те создали специальный еврейский квартал, где евреи должны будут жить. Квартал был основан в 1827 году, когда евреи составляли около трети населения. После появления железной дороги в 1870-х годах промышленность быстро развивалась. Продукция включала текстиль, шерсть и, самое главное, кружева .
Кружево и вышивка стали основной отраслью промышленности в Калише, который был известен как кружевная столица Российской империи . Многие евреи зарабатывали на жизнь этим, будь то промышленники, посредники или фабричные рабочие. К началу 20 века евреям принадлежало 32 из 67 заводов города. В 1904 году евреи составляли более половины кружевниц Калиша, однако большинство из них были бедными чернорабочими или ремесленниками.
Религиозная жизнь
[ редактировать ]Калиш уже к 17 веку стал важным духовным центром. В 19 веке движение возрождения пиетистов под названием « хасидизм в городе начало распространяться ». Первой хасидской сектой, получившей последователей в Калише, были коцкеры , за ними следовали герские и Александровские хасиды . К 1890-м годам в Калише было две большие синагоги и около 40 небольших молитвенных домов. Еще три синагоги, в том числе одна в стиле немецкого реформистского иудаизма , были построены в Калише в первом десятилетии 20 века.
В последние полвека российского правления, как и во всей Российской империи, евреи-традиционалисты (как хасиды, так и нехасиды) боролись с модернизаторами по таким вопросам, как образование и раввинат.
Политические партии
[ редактировать ]На рубеже 20-го века в Калише также существовало множество еврейских политических партий: господствующие сионистские, рабочие сионистские , религиозные сионистские и социалистические бундовские . Эти различные политические взгляды нашли отражение в еврейских школах Калиша, которые к Первой мировой войне включали двуязычную еврейскую среднюю школу, две школы с ориентацией на идиш и ортодоксальную образовательную сеть, насчитывающую 1800 учеников.
Первая мировая война и ее последствия
[ редактировать ]В первый год Первой мировой войны вторгшаяся немецкая армия уничтожила 95% Калиша в результате преднамеренного действия, совершенного в беззащитном городе , и убила 33 еврея. Около 60 000 граждан покинули страну в результате исхода в августе 1914 года.
Пять лет спустя, в ходе борьбы Польши за независимость от Германской империи (см.: Великопольское восстание с участием батальона Пограничного, сформированного в Калише), [1] два еврея погибли в городе в марте 1919 года. Еврейские источники сочли их смерть погромом, а члены ООП , [1] борющиеся за независимость, польские националисты.
Межвоенные годы
[ редактировать ]Согласно польской переписи 1931 года, в Калише проживало 15 300 евреев (почти 30 процентов от общей численности населения).
Еврейский квартал Калиш находился в северо-западной части центра города, вдоль главного бульвара на улице Нова. На Нове и прилегающих улицах располагались Большая синагога и Дом обучения. Вдоль его просторов располагались офисы еврейских организаций и клубов, а также множество еврейских магазинов, от больших магазинов до небольших магазинов и крошечных дыр в стене: книжные магазины, таверны, магазины, торгующие газетами на иврите и идише, мясные лавки, рыбные магазины и бутики. .
Мост, который вел улицу Нова через рукав реки Просны, был центром еврейской деятельности. Это было место постоянного движения транспорта: евреи приходили и уходили между своими домами и местами работы, синагогами и общественными учреждениями. На этом мосту заключались деловые сделки; безработные стояли и надеялись, что их выберут на несколько часов работы; люди произносили и слушали политические речи и аргументы; продавцы продавали закуски и напитки.
Евреи жили и в других частях города. Улица Каноника также была густонаселенным еврейским районом и служила домом для офисов Кехиллы (органа управления общиной). Зажиточные еврейские семьи жили в разных районах города.
Жизнь еврейских кафе также процветала. Самым популярным местом сбора было кафе «Удзялова», где у многих людей были постоянные столики и время встреч. Кафе Майер, известное своей вкусной выпечкой, было местом встречи польской шляхты, польского и еврейского среднего класса, профессионалов и интеллектуалов. Молодые люди тусовались в кафе «Джордж», где могли общаться представители всех еврейских молодежных движений — или, когда того требовала политика, сидеть за отдельными столиками.
Евреи Калиша не были застрахованы от антисемитизма, охватившего Польшу в конце 1930-х годов. В городе действовала активная антисемитская пресса, и банды хулиганов часто нападали на еврейских торговцев и разносчиков на изолированных дорогах, когда они направлялись на местные рынки. Ситуация ухудшилась до такой степени, что в 1936 году делегация купцов отправилась в Варшаву, чтобы представить свое дело премьер-министру и Министерству внутренних дел.
В 1937 году евреи были вынуждены открыть магазин в отдельной зоне городского рынка, а польские националисты стояли на страже, следя за тем, чтобы христиане не покровительствовали ларькам, принадлежащим евреям. Год спустя Калиша перевели в Познаньский район, где кошерный убой был запрещен. Даже после интенсивного лоббирования скотоводам Калиша разрешили производить лишь небольшое количество кошерного мяса, которого не хватало еврейскому населению.
В 1939 году, накануне немецкого вторжения, еврейское население Калиша насчитывало более 20 000 человек.
Экономика
[ редактировать ]В межвоенный период Калиш, который имел долгую историю производства кружева и других тканей, стал центром швейной промышленности. В 1921 году из более чем 500 фабрик и предприятий, принадлежавших евреям, 400 производили одежду или текстиль (другая продукция включала металл, пиломатериалы и кожу). Мука с 12 принадлежащих евреям мельниц в Калише достигла всех частей Польши. Была также горстка еврейских специалистов.
Поскольку еврейские рабочие составляли 45 процентов всех наемных работников в Калише, неудивительно, что евреи играли важную роль в профсоюзах города. Некоторые союзы были открыты для всех: в Союз вышивальщиц входили поляки, евреи и немцы. Другие профсоюзы были более сегрегированными: в организацию «Союз швейников» входили только евреи, а польские портные и швейные рабочие входили в Общество польских мастеров. Еврейские союзы включали ассоциации кожевников, клерков, носильщиков и женщин -домработниц . Последние выступали за права молодых женщин, приехавших в Калиш из маленьких городков и часто подчинявшихся прихотям своих работодателей. Ассоциация домашних работниц помогла обеспечить справедливое обращение, достойную заработную плату и выходной день в субботу.
Два еврейских финансовых учреждения, созданных после Первой мировой войны, Торговый банк и Кооперативный банк, обанкротились во время Депрессии. По мере ухудшения экономики – и поскольку польское правительство продолжало проводить антиеврейскую экономическую политику – многие промышленные рабочие были вынуждены заниматься мелкой торговлей или торговать вразнос, имея мало шансов на значимый заработок. Как и в случае с еврейскими общинами по всей Польше, еврейская община Калиш основала кооперативные кредитные и банковские учреждения для помощи обедневшему еврейскому населению.
Правительство
[ редактировать ]В Кехилле, или официальном руководящем органе еврейской общины, доминировала ультраортодоксальная политическая партия Агуда. Он управлял еврейскими благотворительными учреждениями Калиша: домом престарелых, Талмуд-Торой (школой для бедных детей), приютом, еврейской больницей (основанной в 1835 году) и бесплатной клиникой. Кехилла также курировала ритуальную баню и две иешивы в городе: «Маген Авраам» и «Эц Хаим».
Традиционалистское большинство общины Агуда в межвоенный период сталкивалось с различными проблемами, включая бойкот кошерных забойщиков, организованный членами сионистской оппозиции с целью перекрыть налоговые поступления, которые были основой дохода общины. В любом случае этот доход снижался, поскольку экономическое положение евреев Калиша ухудшалось. С 1932 по 1935 год доходы снизились на 30 процентов.
Политика
[ редактировать ]Как и на большей части территории межвоенной Польши, еврейская жизнь в Калише была сильно политизирована. Несионистская, ультраортодоксальная организация «Агуда» могла похвастаться одним из самых сильных местных отделений в стране: в 1928 году были созданы отдельные ассоциации «Рабочие Агуды» и «Дочери Агуды». Сионизм также оказал большое влияние. В 1920 году на публичном торжестве в честь принятия Великобританией мандата на Палестину присутствовали тысячи людей, и многие предлагали пожертвования на покупку земли в Палестине.
Социалистическая сионистская партия «Поале Цион» спонсировала клуб «Дом рабочего», который организовывал лекции, уроки иврита и представления, а также предлагал членам библиотеку и читальный зал. отделение светского еврейского социалистического Бунда В 1900 году в Калише было основано . Евреи также принимали активное участие в общей политической жизни: еще в 1939 году одиннадцать еврейских жителей были избраны в муниципальный совет.
Молодежные движения
[ редактировать ]Молодежные движения играли важную роль в еврейской общине Калиша и их можно было найти на всех точках политического спектра: от правой сионистской организации «Бетар » до коммунистической сионистской организации Борохова . Некоторые молодые евреи присоединились к сионистским учебным фермам в сельской местности за пределами Калиша, чтобы подготовиться к эмиграции в Палестину; многие в конечном итоге эмигрировали. Ряд еврейских коммунистов из Калиша вызвались участвовать в гражданской войне в Испании . Десять из них пали в бою.
Школы
[ редактировать ]Первая современная еврейская школа в Калише с преподаванием предметов на русском языке открылась в 1862 году. Большинство детей посещали одну из семи хедеров (традиционных школ базового еврейского образования) в Калише. В начале 20 века открылось женское профессиональное училище, а в 1913 году была основана двуязычная еврейская гимназия (средняя школа). В 1917 году религиозная сионистская партия Мизрахи основала школу как часть национальной сети. Православные учебные заведения включали детский сад, ремесленное училище и женскую школу «Хавацелет» («Лилия»).
В межвоенный период две школы идиша были созданы рабочей сионистской группой «Поалей Цион» и светским социалистическим «Бундом». Многие местные еврейские дети посещали польские государственные школы. Филиал национальной организации ТОЗ, занимающийся здоровьем еврейских детей, организовал летние лагеря для слабых и больных детей города.
Культурная жизнь
[ редактировать ]В Калише была процветающая еврейская культурная жизнь. В конце 1920-х и 1930-х годах два идишских еженедельника держали сообщество в курсе местных, национальных и международных новостей: ориентированный на Агуду Калишер лебн («Калиш Жизнь») и сионистский Калишер вох («Неделя Калиш»).
Группа молодых людей основала филиал YIVO , Еврейского научного общества, и проводила исследования в области еврейского фольклора и лингвистики. Ведущей фигурой еврейской литературной жизни Калиша была поэтесса и писательница Роза Якобович (Якобсон). Дочь раввина, в юности она изучала иврит и религиозные предметы. Переехав в Калиш в качестве молодожена, она опубликовала свои стихи в различных журналах и периодических изданиях, в том числе цикл стихов о библейских женщинах, первый в своем роде на идиш. Сборник ее стихов был опубликован в 1924 году под названием Mayne gezangen («Мои песни»). Якобович умер в Варшавском гетто в 1942 году. Писатель Шимон Горонецкий (Горонский) (1889–1939) несколько лет жил в Калише и писал романы, в которых можно найти описания еврейской жизни рабочего класса в Калише.
В Калише также развивалось исполнительское искусство. Евреи могли насладиться выступлениями еврейского оркестра, духового оркестра и театральной труппы. Особенно активны были на этом поприще местные члены Бунда, создавшие культурный кружок, драматический кружок, кружок работниц, любительский театр «Комета».
Спорт
[ редактировать ]По всей Европе спорт стал важной частью еврейской жизни, поскольку политические теории того периода подчеркивали развитие тела, а также духа и разума. Каждая еврейская политическая партия имела свой спортивный клуб, а Ассоциация гимнастики и спорта была важной неполитической спортивной, культурной и образовательной организацией для молодежи. Еврейский клуб гребцов Калиша участвовал в соревнованиях национального уровня.
Религиозная жизнь
[ редактировать ]президент Ассоциации раввинов Польши, сионист и друг главного раввина Палестины Авраама Исаака Кука Выдающейся личностью в религиозной жизни довоенного Калиша был раввин Йехезкель Лившиц, который служил раввином с 1907 по 1932 год. Лившиц, , был силу солидарности и единства в общине Калиш благодаря своему характеру и высокому положению. После его смерти Менахем Мендл Альтер, сын раввина Йехуды Арье Лейба Альтера , хасидского ребе Гера, был выбран отчасти из-за растущего влияния герерских хасидов в Калише.
Помимо Гера, который насчитывал десять штиблахов в городе (небольших молитвенных домов), в Калише были представлены и другие хасидские группы: Александр, Сохачев, Скерневич, Коцк, Соколов, Паришов и Радомск. Кроме того, в Калише жили Ребе Зихлина и Воли. В Калише было так много штиблахов, что некоторые нехасидские или нерелигиозные евреи, как сообщается, даже закрывали окна в пятницу вечером, чтобы избежать громкого пения.
В межвоенный период двумя формальными центрами религиозной жизни были традиционалистская Великая синагога и современная Новая синагога в западном стиле, называемая Немецкой Шул. Последний мог похвастаться органом и хором, исполнявшим произведения литургической музыки как немецко-еврейских, так и русско-еврейских композиторов.
Вторая мировая война
[ редактировать ]Немцы вторглись в Польшу в сентябре 1939 года. Эта часть Польши затем была включена в состав Рейха как Вартегау. Одной из целей было переселение или убийство всех евреев и переселение в Вартегау людей немецкого происхождения, которые тогда жили дальше на восток.
Большая часть еврейского населения Калиша, составлявшая около 20 000 человек, бежала во время военной кампании. Немцы заняли город 6 сентября. Они сразу же начали жестокие меры против евреев: убийства, грабежи, издевательства и другие издевательства. Позже евреи были переселены в центральный район, а в конце 1939 года тысячи были отправлены в другие города, включая Люблин. Из оставшихся в октябре 1940 года сотни были убиты в близлежащем лесу. В 1941 году около 100 человек были отправлены в Познань на принудительные работы и более 200 были убиты, некоторые в газовых фургонах. В 1942 году оставшиеся евреи были отправлены в Познань и в Лодзинское гетто . [2]
После Второй мировой войны
[ редактировать ]Большинство евреев Калиша погибли во время Холокоста . После войны в город вернулись евреи, пережившие Холокост, и к 1946 году их насчитывалось около 500 человек. К концу 1940-х годов осталось всего около 100 человек, а те немногие, кто остался, смешались с нееврейским обществом. Сегодня в Калише нет еврейской общины. [3] [4]
Примечания
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Мацей Блахович; Мариуш Курзайчик; Славомир Пшигодский; Мацей Ковальчик; Томаш Лавничак (2008). «Ход событий» (прямая загрузка PDF, 1,67 МБ) . 1918 год в Калише . Калисия новая. Ежемесячный социально-культурный журнал (Ежемесячник). стр. 4–15. ISSN 1426-7667 . Проверено 3 октября 2012 г. [ постоянная мертвая ссылка ]
- ^ Мегарджи, Джеффри (2012). Энциклопедия лагерей и гетто . Блумингтон, Индиана: Издательство Университета Индианы. п. Том II, 60–61. ISBN 978-0-253-35599-7 .
- ^ Кшижановский, Лукаш. «Обычный польский город: возвращение переживших Холокост в Калиш сразу после войны». Ежеквартальный журнал европейской истории 48.1 (2018): 92–112.
- ^ «Еврейская община Калиша в межвоенные годы» . энциклопедия.ushmm.org . Проверено 14 июня 2022 г.
- Эта статья полностью основана на тексте из Мемориального музея Холокоста США и опубликована под лицензией GFDL .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Мемориальный музей Холокоста США - Еврейская община Калиша: молодежь, культура, религия
- Мемориальный музей Холокоста США - История еврейской общины Калиша: с 12 века до Первой мировой войны
- Мемориальный музей Холокоста США - Еврейская община Калиша в межвоенные годы
- Мемориальный музей Холокоста США - Еврейская община Калиша: экономика, политика, правительство