Подробнее Люблин
Раввин Меир бен Гедалиа Меир бен Гедалия | |
---|---|
![]() Респонса Меира Люблина | |
Заголовок | МаХаРам |
Персональный | |
Рожденный | 1558 |
Умер | 1616 |
Религия | иудаизм |
Супруг | Эстер ха-Коэн Шапиро |
Дети | 7 |
Родитель |
|
Меир Люблин или Меир бен Гедалиа (1558–1616) был польским раввином, талмудистом и посеком («решителем еврейского закона »). Он хорошо известен своим комментарием к Талмуду «Меир Эйнай Хачамим» . Его также называют МаХаРам ( еврейская аббревиатура : «Наш Учитель, рабби Меир»).
Биография
[ редактировать ]МаХаРам родилась в Люблине , Польша . Он происходил из семьи раввинов, а его отец, Гедалия, был выдающимся талмудистом. Его главным учителем был тесть Исаак ха-Коэн Шапиро, раввин Кракова . Знания МаХаРама Талмуда и Поскима были такими, что его пригласили стать раввинатом Кракова в 1587 году, когда ему еще не исполнилось тридцати лет. В 1591 году он стал раввином в Лемберге . (В Лемберге он участвовал в споре с раввином Джошуа Фальком по поводу развода.) В 1613 году он стал раввином в Люблине и основал ешиву . Он был хорошо известен там в роли Рош-ешивы благодаря своей известности как знаток Талмуда. Многие из его учеников стали видными раввинами или главами иешив ; его самым известным учеником, вероятно, является Исайя Горовиц ( Шела ха-Кодеш ).Дочь МаХаРама была замужем за Бенджамином Бейнишем Гелернтером, родителями которого были раввин Захария Мендель Гелернтер и дочь Махарала Праги . Одна из его сестер вышла замуж за Йехуду ха-Коэна Каца, и у них родился сын Моше ха-Коэн Кац, который, в свою очередь, женится на Нессле Валь, внучке Саул Валь , который, как говорят, был королем Польши один день и от которого у него было шестеро детей. [1]
(известным как Сема) разгорелся спор В то время как МаХаРам служил Даяном и раввином в Лемберге, между ним и раввином Джошуа Фальком по поводу развода. Спор получился безобразным, и МаХаРам оскорбил честь раввина Джошуа Фалька. Раввин Авраам Шрензель, ученик Джошуа Фалька и влиятельный учёный, таким образом отомстил за честь своего раввина, и МаХаРам был вынужден покинуть город по приказу местного правительства. [2]
Р’Меир был резким полемистом и критически относился к окружающим его людям, а также не воздерживался от критики наиболее уважаемых учёных своего поколения, в том числе Ремы , Бейса Йосефа , Махарши , Махаршала . Он даже не согласился с ришонимами , когда почувствовал, что они заблуждались. Он решительно отвергал свои собственные мнения «без всякого сомнения, и нет никакого способа решить [вопрос] каким-либо другим способом. [3] «Когда комментарий Махарши к Талмуду был впервые напечатан, он отверг его и написал: «Из того, что я написал, вы можете видеть, что он не может найти своих рук и ног в доме учения, и это ошибка». позже, когда он понял, что Махарша был очень уважаемым учёным, он признался ему, что «и случилось то, что произошло, и любовь покрывает все грехи», когда раввин в Вормсе, которого он считал меньшим авторитетом, чем он, отверг его мнение. он был глубоко оскорблен. Он пишет, что хотел опозорить его в синагоге Люблина и собраться с руководителями общин, чтобы понизить его с должности, но решил не делать этого, потому что «может быть, для него будет честью то, что он сделал». такой человек, как я, занят таким, как он». [4]
В то время как он служил главой ешивы в Люблине, Р'Шимон Вольф Ауэрбах, зять махаршала, возглавлял еще одну ешиву в том же городе. У них обоих были разные стили интерпретации, и это обычно приводило к ссорам среди студентов, поскольку все утверждали, что их раввин придерживался правильного пути. С тех пор руководители общин постановили, что студенты не могут рассказывать друг другу о новой интерпретации раввинов и что тот, кто нарушит этот запрет, будет исключен из ешивы. Однако это длилось недолго. Когда МаХаРам однажды столкнулся с трудностями в объяснении Тосафота и ему очень хотелось узнать, как Р'Шимон Вольф решил эту проблему, он попросил своих учеников выяснить это. Когда представилась подходящая возможность, они схватили одного из учеников Р'Шимона Вольфа, избили его и заставили повторить толкование своего раввина. Когда МаХаРам услышал об этом, он открыто заявил, что только его интерпретация является правильной. Между двумя иешивами разгорелся большой спор. Руководители Люблина решили, что направят письмо Шломо Абоаву Раву. Амстердаму решать, какая из интерпретаций является правильной, и какую бы интерпретацию он ни считал подходящей, другой теряет право оставаться главой ешивы. Когда ответ пришел из Амстердама, стало ясно, что он в пользу Р. Шимона Вольфа. Руководители общины решили понизить МаХаРама до его должности главы ешивы. Но скромный Р. Шимон Вольф отказался принять это решение. Вместо этого они пригласили Махаршу принять на себя раввинат в Люблине. Махарша произнес проповедь в субботу вечером и убедил общину Люблина оставить у себя обоих этих гигантов Торы, и спор закончился. [5]
Работает
[ редактировать ]«Меир Эйней Хачамим» — его самая известная работа, «казуистический комментарий» к Талмуду, Раши и Тосафот вместе взятым. Оно было опубликовано его сыном Гедалией и с тех пор печаталось во всех основных изданиях Талмуда под заголовком «МаХаРам». Он считается одним из важных комментариев к Талмуду. В комментариях, как правило, используются короткие и простые пояснения.
После его смерти более 140 заданных ему галахических вопросов были опубликованы в сборнике ответов под названием «Манхир Эйней Хачамим» .
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ «жена Иегуды Каца» . geni_family_tree . Проверено 21 августа 2023 г.
- ^ Ранние Ахронимы, серия историй Artscroll, стр. 122
- ^ Номер ответа. 111; http://www.yivoencyclepedia.org/article.aspx/Meir_ben_Gedalyah_of_Lublin .
- ^ Адири Деа с. 57
- ^ Любомль: Книга памяти исчезнувшего местечка, стр. 25-27.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Люблин, Меир Бен Гедалия (Махарам) , jewishencyclepedia.com
- Меир Бен Гедалия (Махарам Люблинский) , jewishhistory.org.il