Яаков Лорбербаум
Раввин Яаков бен Яаков Моше Лорбербаум | |
---|---|
Заголовок | Главный раввин |
Персональный | |
Рожденный | 1760 |
Умер | 25 мая 1832 г. |
Национальность | Польский |
Известные работы | Хавас Даас , Несивос ха-Мишпат , Торас Гиттин , Бейс Яаков , , Мекор Эмес Л'Яаков Хаим , Кехилас Яаков , Дерех Хаим , Имрей Йошер , Масей Ниссим , Нахалас Яаков |
Известный | Чавас Даас , Несивос ха-Мишпат |
Занятие | Раввин, Посек |
Старшая должность | |
Почта |
Яаков бен Яаков Моше Лорбербаум из Лиссы (1760-1832) (известный на английском языке как Яаков бен Яаков Мозес из Лиссы , Якоб Лорбербаум или Якоб Лиссер , [ 1 ] На иврите : יעקב בן יעקב משה מליסא ) был раввином и посеком . Он наиболее широко известен как «Баал Ха-Чавас Даас» или «Баал Ха-Несивос» из-за его самых известных работ или как « Лисса Рав» из-за города, в котором он был главным раввином .
Биография
[ редактировать ]Лорбербаум был правнуком Хахама Цви, раввина Цви Ашкенази . [ 1 ] По одной традиции, его отец, раввин Яаков Моше , умер еще до его рождения, и его родственник, раввин Йосеф Теомим воспитал , раввин Бурштына. Это объясняет общее имя, которое разделяют и отец, и сын. Другая традиция гласит, что еще до его рождения его отец заболел и мечтал, чтобы он выздоровел в заслугу родившегося у него сына. В честь будущего сына отец взял его будущую фамилию. [ 2 ] Еще одна легенда гласит, что на церемонии присвоения имени его отец был занят учебой и думал, что они спросили его собственное имя. Он учился у раввина Мешулама Игры . [ 1 ]
Он был главой Бейс Дина в Калуше, Украина . [ 1 ] В 1809 году он согласился стать равом в Лиссе (ныне известном как Лешно, Польша), где расширил набор в свою ешиву . За годы его руководства сюда приехали учиться сотни ученых. Среди его учеников были раввин Элайджа Гутмахер , раввин Цви Хирш Калишер и раввин Шрага Фейвел Данцигер .
Вместе с раввином Акивой Эйгером и зятем Эйгера, Хасамом Софером , Лорбербаум яростно боролся против маскалимов , реформаторов еврейского Просвещения . В 1822 году он покинул Лиссу и вернулся в Калиш, где написал множество своих произведений. Он прожил там десять лет. [ 1 ] [ 3 ]
Он пользовался широким уважением как посек и был одним из трех авторитетов, на которых раввин Шломо Ганцфрид основывал свои решения в Кицур Шулхан Арухе , хорошо известном изложении еврейского закона . Точно так же « Хохмат Адам» раввина Авраама Данцига был написан в консультации с Лорбербаумом (а также с раввином Хаимом Воложиным ).
Его статус был таким, что, как сообщается, однажды Эйгер потерял сознание, когда ему была оказана честь алией вместо рава Яакова. (См. Шимуша Шель Тора , раввин Меир Цви Бергман).
Лорбербаум умер в Стрые (тогда в Галиции ) 25 мая 1832 года. [ 1 ]
Работает
[ редактировать ]Реб Яаков написал множество произведений Торы по Талмуду и Галахе (еврейскому закону).
- Работы по Талмуду включают:
- Торас Гиттин, комментарий к Шулхан Аруху , Эвен ха-Эзер , 119-155 и чидушим к талмудическому трактату Гиттин ( Франкфурт-на-Одере , 1813; Варшава, 1815)
- Бейс Яаков, комментарий к Шулхан Аруху , Эвен ха-Эзер , 66-118, и к талмудическому трактату Кетубот (Грубешоу, 1823)
- Эмес Льяаков (на молитве )
- Он также опубликовал работы своего покойного отца по Талмуду, в том числе его знаменитые новеллы к «Трактату Керитот».
- Работы Галахи включают:
- Хавас Даас, комментарий к Шулхан Аруху , Йоре Деа , 69-201; более ранние разделы Йоре Деа (1-68) очень кратко рассмотрены в форме введения к работе ( Лемберг , 1799; Дихернфурт , 1810, и часто с тех пор в изданиях Йоре Деа , как Виленское 1894 изд. ). В нем обсуждаются и в некоторой степени пилпулистски развиваются работы более ранних комментаторов.
- Мекор хаим, комментарий к Шулхан Аруху , Орах Хаим , 429 и последующие, с примечаниями к комментариям Турей Захав и Маген Авраам ; вторая часть содержит чидушим на Керитот ( Золькиев , 1807; Франкфурт-на-Одере, 1813; Варшава , 1825; Дихернфурт, 1827)
- Несивос ха-Мишпат о Шулхан Арухе , Хошен Мишпат , в двух частях (Дюхернфурт, Лемберг; Золкиев, 1809, 1816; Судилков , 1830; и часто с тех пор в лембергских изданиях Шулхан Арух , Хошен Мишпат ). Говорят, что Несивос ха-Мишпат прославился благодаря сильным нападкам на Кецос ха-Хошен раввина Арье Лейба Хеллера .
- Кехилас Яаков, сборник дискуссий и заметок по нескольким юридическим вопросам в Эвен ха-Эзер и Орах Хаим.
- Дерех Хаим об Орах Хаиме (Золкиев, 1828; Альтона , 1831). Этот сборник очень популярен и часто переиздавался в больших еврейских молитвенниках. Эти суды взяты либо из более поздних толкователей Закона, содержащихся в работах Турей Захав , Маген Авраам , При Мегадим и т. д., либо из его собственных решений. Обычно указываются источники, из которых он заимствовал.
- Другие работы раввина Лорбербаума включают:
- Имрей Йошер , комментарий к « Пяти мегилотам» (ib. 1815 и 1819). [ 1 ] Комментарий к каждой Мегиле имеет свое название.
- Црор ха-Мор , комментарий к «Песни Песней».
- Палгей Майим , комментарий к «Плачам»
- Талумос Хохма, Комментарии к Экклезиасту (Лемберг, 1804 г.; Дихернфурт, 1819 г.)
- Мегиллас Старим, комментарий к Книге Эстер.
- Имрей Йошер , комментарий к Руфи
- Масей Ниссим , комментарий к Песахской Агаде , с текстом и кратким изложением ритуала Пасхи ( Кицур Диним ; Золкиев, 1807, 1835; Минск , 1816; Дихернфурт, 1817 и позже)
- Nachalas Yaakov ( Breslau , 1849), published by his cousin [ 4 ] Нафтали З. Хахамович после его смерти, включающий проповеди о Части Торы , галахические решения , респонсы и его последнюю волю. [ 1 ] В этом знаменитом этическом завещании он просил своих сыновей каждый день посвящать время изучению хотя бы одной страницы Гемары .
- Имрей Йошер , комментарий к « Пяти мегилотам» (ib. 1815 и 1819). [ 1 ] Комментарий к каждой Мегиле имеет свое название.
День памяти
[ редактировать ]- Улица в Модиин-Илите названа в честь его книги «Несивос ха-Мишпат», а улица в Кфар-Хасидим названа в его честь.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и ж г час
Одно или несколько предыдущих предложений включают текст из публикации, которая сейчас находится в свободном доступе : Соломон Шехтер и Макс Шлёссингер (1901–1906). «ДЖЕЙКОБ БЕН ИАКОБ МОИСЕЯ ИЗ ЛИССЫ» . В Сингере, Исидор ; и др. (ред.). Еврейская энциклопедия . Нью-Йорк: Фанк и Вагналлс . Проверено 14 марта 2012 г.
- ^ "М'Гедолей ХаТора В'ХаХассидус" (Бромберг), том. 12 стр. 10
- ^ Гринспен, Марк Б. «Диврей Моше: Введение в комментарий «Маасе Ниссим» » (PDF) .
- ^ Как ясно сказано во введении; а не его внук, как написано в Еврейской энциклопедии.
В эту статью включен текст из публикации, которая сейчас находится в свободном доступе : Певец, Исидор ; и др., ред. (1901–1906). «ДЖЕЙКОБ БЕН ИАКОБ МОИСЕЯ ИЗ ЛИССЫ» . Еврейская энциклопедия . Нью-Йорк: Фанк и Вагналлс. Его библиография:
- Исаак Бенджакоб , Оцар ха-Сефарим
- Авраам Доб Беруш Флам , Эбель Яхид , Варшава, 1833 год;
- Фуэнн , Кенесет Исраэль , и. 554;
- Юлиус Фюрст , Библ. Джуд ii. 21 и последующие;
- Мориц Штайншнейдер , кот. Бодл. полковник 1229;
- Аарон Уолден , Шем ха-гедолим хе-Хадаш ;
- Джозеф Зеднер , кот. иврит Книги Брит. Муз. стр. 304.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Якоб Бен Якоб Моисей из Лиссы , jewishencyclepedia.com