Цви Хирш Калишер
Цви (Цви) Хирш Калишер | |
---|---|
![]() Цви Хирш Калишер | |
Рожденный | |
Умер | 16 октября 1874 г. | (79 лет)
Занятие | Раввин |
Цви (Цви) Хирш Калишер (24 марта 1795 - 16 октября 1874) был ортодоксальным немецким раввином , который с религиозной точки зрения выражал взгляды в пользу еврейского заселения Земли Израиля , которое предшествовало Теодору Герцлю и сионистам. движение. Он был дедушкой Саломона Калишера .
Жизнь
[ редактировать ]Калишер родился в Лиссе в прусской провинции Позен (ныне Лешно в Польше). Назначенный раввинатом , он получил талмудическое образование у Иакова Лиссского и раввина Акивы Эйгера из Позена.
После женитьбы он оставил Якоба Лисского и поселился в Торне, городе на реке Висла , затем в Пруссии, а теперь в Торуни , на севере Польши , где и провел остаток своей жизни.
В Торуни он активно интересовался делами еврейской общины и более сорока лет занимал должность раввинацвервезера («исполняющего обязанности раввина»). Бескорыстие было характерной чертой его характера; он отказался принять какое-либо вознаграждение за свои услуги. Его жена посредством малого бизнеса обеспечивала их скудное существование.

Имя Цви Гирш — двуязычное тавтологическое имя на идише . [ 1 ] : 138 Оно буквально означает «олень-олень» и восходит к еврейскому слову צבי tsvi «олень» и немецкому слову Hirsch «олень». [ 1 ] : 138
Работает
[ редактировать ]В юности он написал Эбен Бочан , комментарий на несколько юридических тем Шулхан Аруха , Хошен Мишпат (Кротошин, 1842), и Сефер Мознаим ла-Мишпат , комментарий в трёх частях на весь Хошен Мишпат (части I. и ii., Кротощин и Кенигсберг, 1855 г., часть III еще в рукописи). Он также написал: Цви Л'Цадик (צבי לצדיק) толкования Шулхан Аруха , Йоре Деа , опубликованные в новом виленском издании этого труда; Сефер ха-Берит [ 2 ] комментарий к Пятикнижию ; комментарий Сефер Йециат Мицраим к Пасхальной Песах Агаде ; Чидушим по нескольким талмудическим трактатам; и т. д. Он также внес большой вклад в на иврите журналы , такие как «Ха-Маггид» , «Цийон» , «Ха-Ибри» и «Ха-Ливан» .
Взгляды на заселение Земли Израиля
[ редактировать ]Склонный к философским спекуляциям, Калишер изучал системы средневековых и современных еврейских и христианских философов, одним из результатов которых стала его «Сефер Эмуна Йешара» , исследование еврейской философии и теологии (2 тома, Кротошин, 1843, 1871); приложение к тому 1 содержит комментарий (неполный) на Иова и Экклезиаста .
Однако в разгар своей разнообразной деятельности его мысли были сосредоточены на одной идее: заселении Земли Израиля евреями, чтобы обеспечить дом бездомным восточноевропейским евреям и превратить многих еврейских нищих на Святой Земле в население, которое сможет прокормить себя, занимаясь сельским хозяйством.
Он писал в «Ха-Леванон» , ежемесячном журнале на иврите (в то время на обновленном языке). [ 3 ] В 1862 году он опубликовал книгу «Деришат Цион» ( Lick , 1862). [ 4 ] на эту тему, включая множество цитат из его комментариев в журнале Ха-Леванон . Он предложил:
- Собрать для этой цели деньги с евреев всех стран.
- Купить и обработать землю в Израиле
- Основать сельскохозяйственную школу либо в самом Израиле, либо во Франции, и
- Сформировать еврейскую военную охрану для обеспечения безопасности колоний.
Он считал, что время было особенно благоприятным для реализации этой идеи, поскольку симпатии таких людей, как Исаак Мойз Кремье , Моисей Монтефиоре , Эдмон Джеймс де Ротшильд и Альберт Кон , сделали евреев политически влиятельными. Эти и подобные сионистские идеалы он выразил в своем «Деришат Ционе» . [ 5 ] содержащий три тезиса:
- Спасение евреев, обещанное Пророками, может произойти только естественным путем — путем самопомощи.
- Иммиграция в Израиль
- Допустимость соблюдения жертвоприношений в Иерусалиме в наши дни.
В приложении содержится приглашение читателю стать членом колонизационных обществ Израиля.
Вторая часть книги посвящена обращению к «народам», которые верят в Библию и пророков, и убеждению их в том, что этот новый курс истории является логичным и что они тоже могут надеяться на спасение еврейского народа. нации как часть спасения всего мира. [ 6 ]
Эта книга произвела очень большое впечатление, особенно в Восточной Европе. его перевел На немецкий язык Попер (Торунь, 1865 г.), а второе издание на иврите выпустил Н. Фридланд (Торунь, 1866 г.). Сам Калишер с неутомимым рвением путешествовал по различным немецким городам с целью создания колонизационных обществ. Именно его влияние побудило Хаима Лурье (Хаим Лорье 1821-1878) сформировать первое общество такого рода (Ассоциацию по колонизации Палестины) во Франкфурте в 1860 году, за этим последовало образование других обществ.
Благодаря волнениям Калишера, Вселенский израильский союз в 1870 году основал сельскохозяйственную школу «Микве Исраэль» в Палестине. Ему предложили стать раввинатом, но он был слишком стар, чтобы принять это. Хотя не все эти начинания увенчались немедленным успехом, Калишер никогда не терял надежды. Оказав сильное влияние на своих современников, в том числе на таких выдающихся людей, как Генрих Грец , Моисей Гесс (см. Рим и Иерусалим , стр. 117 и след.) и других, он считается одним из наиболее важных из тех, кто подготовило почву для основания современного сионизма .
Известная оппозиция
[ редактировать ]Раввин Самсон Рафаэль Хирш был категорически против протосионистских взглядов Калишера, написав: «Мы обязаны следовать «протоптанными путями наших предков и ранних лидеров», которые никогда не упоминали о каких-либо обязательствах для нас поощрять гелах ( искупление) посредством развитие Эрец Исроэль. В качестве пути к Искуплению они упоминают лишь то, что мы станем лучшими евреями, покаемся и будем с нетерпением ждать гелах». [ 7 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б Цукерманн, Гилад (2003), Языковой контакт и лексическое обогащение в израильском иврите . Пэлгрейв Макмиллан . ISBN 9781403917232 / ISBN 9781403938695 [1]
- ^ Калишер, Цви из Тегерана. «PDF Книги Бытия с Сефер ха-Брит комментариями » . Сайт Jewishbooks.org . Проверено 18 июня 2013 г.
- ↑ Оригинальная полная версия публикаций HaLevanon. Архивировано 7 февраля 2009 г. в Wayback Machine в цифровом формате в Еврейском университете.
- ↑ Онлайн-версия Дришат Цион. Архивировано 18 февраля 2010 г. в Wayback Machine на сайте JewishBooks.org. Архивировано 7 октября 2011 г. в Wayback Machine.
- ^ Деришат Сион [ постоянная мертвая ссылка ] . Все его опубликованные книги [ постоянная мертвая ссылка ] можно найти в Национальной библиотеке Израиля.
- ^ Калишер, Цви Хирш. «Дореш Цион, часть II » Сайт Jewishbooks.org . Проверено 18 июня 2013 г.
- ^ Артскролл Месора. Шемеш Марпе . пп. 354–357.
Библиография
[ редактировать ]- Общее время. еврея. 1874, с. 757;
- Еврейский народный календарь, стр. 143 и последующие, Лейпциг , 1899 г.;
- Пастух Анше Шем, стр. 107-1. 31a и след., Варшава , 1892 г. SM Sc.
В эту статью включен текст из публикации, которая сейчас находится в свободном доступе : Певец, Исидор ; и др., ред. (1901–1906). Еврейская энциклопедия . Нью-Йорк: Фанк и Вагналлс.
{{cite encyclopedia}}
: Отсутствует или пусто|title=
( помощь )
Ссылки на статьи
[ редактировать ]Внешние ссылки
[ редактировать ]
- Личные документы Цви Хирша Калишера хранятся в Центральном сионистском архиве в Иерусалиме. Обозначение группы записей — А9\54-58.
- ВСО
- jafi.org.il
- Протосионизм и его прото-Герцль: философия и усилия раввина Цви Хирша Калишера
- Эпизод "Звуки еврейской истории" о раввине Цви Хирше Калишере