Авраам Данциг
Авраам Данциг (бен Йехиэль Михаил, 1748—1820; אברהם דנציג) — раввин , посек (законодатель) и кодификатор , наиболее известный как автор трудов по еврейскому праву под названием «Хайей Адам» и «Хохмат Адам» . Его иногда называют « Чайей Адам ».
Биография
[ редактировать ]Данциг родился в Данциге (Гданьск), Польша (отсюда и его имя), в 1747 или 1748 году в известной раввинской семье. Когда ему было четырнадцать, отец отправил его учиться в пражскую ешиву , предварительно потребовав от него обещания, «что он не будет смешиваться с современными людьми », которые тогда постепенно приобретали известность благодаря влиянию Моисея Мендельсона .
Он учился в Праге четыре года у раввина Йечезкеля Ландау и раввина Йозефа Либермана. Затем ему предложили должность раввина в Вильне , но он отказался, зарабатывая на жизнь купцом (часто посещая ярмарки Лейпцига и о Кенигсберга , которых упоминается в его трудах). Лишь в более поздние годы жизни, потеряв почти все свое состояние из-за взрыва порохового погреба , его удалось убедить принять должность даяна в Вильно, где он служил до 1812 года. Он умер там 12 сентября 1820 года. .
Данциг является одним из трех авторитетных источников, на которых раввин Шломо Ганцфрид основывал свои решения в Кицур Шулхан Арухе .
Среди его потомков раввин Нил Данциг и раввин Йозеф Мейер Данциг, сын раввина Авраама Мордехая Данцига, который родился в Иерусалиме и назван в честь своего выдающегося предка.
Работает
[ редактировать ]Данциг написал несколько важных работ, но он особенно известен благодаря «Хайей Адам» и «Хохмат Адам» , его произведениям Галахи, охватывающим законы Шулхан Аруха, касающиеся повседневной жизни .
Хаей Адам ( ивр .: חיי אדם , «Жизнь человека»). [1] ) посвящен законам, обсуждаемым в Орах Хаим разделе Шулхан Аруха ]]. Он разделен на 224 раздела: 69 посвящены ежедневному поведению и молитве, а 155 — Шабату и праздникам . В этой работе Данциг собрал и критически проанализировал ахароновский материал в области галахи , написанный за более чем два с половиной века с момента появления Шулхан Аруха . «Хайей Адам» предназначался в первую очередь «для культурных мирян», в отличие от ученых-раввинов, и поэтому работа представлена в легко доступной форме. Параллельная работа «Нишмат Адам» , опубликованная совместно с «Чайей Адам» , рассматривает галахические более подробно вопросы. Обычно они печатаются вместе. Во многих городах были созданы общества с целью изучения Чайей Адама .
Хохмат Адам ( иврит : חכמת אדם , «Мудрость человека») аналогичным образом обсуждает законы из Йоре Деа раздела Шулхан Аруха , а также законы из разделов Эвен Хаэзер и Хошен Мишпат , относящиеся к повседневной жизни. жизнь. Бинат Адам в этой работе соответствует Нишмат Адаму на Чайей Адам . Хохмат Адам был написан в консультации с двумя величайшими знатоками Торы того времени — Хаимом Воложиным и Яаковом Лизы .
Научность этих работ подтверждается тем фактом, что раввин Хаим Воложин , известный своей оппозицией «сборникам Галахи», дал работе свое одобрение (при условии, что каждый раздел будет иметь перекрестную ссылку на Шулхан Арух , чтобы обеспечить возможность дальнейшего изучения). ). Сообщается, что Чатам Софер проинструктировал своего сына, что, если он не может обратиться к Шулхан Аруху , он может обратиться к Хохмат Адаму при принятии галахического решения. [2]
Другие работы Данцига включают:
- Зихру Торат Моше — введение в законы Шаббата .
- Кицур Сефер Харедим — сокращение классического Сефер Харедим раввина Элазара Эзкари .
- Толдот Адам — комментарий к Пасхальной Агаде .
Данциг также написал Тфилла Закят , покаянную молитву, которую многие читали накануне Йом Кипура .
Пороховой Пурим
[ редактировать ]18 ноября 1804 года в Вильно случайно взорвался пороховой погреб, в результате чего погиб 31 человек и было уничтожено большое количество имущества. Этот взрыв произошел в Виленском форте и распространился на близлежащие районы. [3] Среди тех, кто потерял дом и бизнес, был раввин Авраам Данциг. Тем не менее, раввин Данциг и его семья были спасены от смерти, и он был настолько благодарен за это, что объявил дату пожара «Пульверпуримом» (Пороховым Пуримом) для семьи Данцига. Согласно этому обычаю, 15-е кислева — день поста с раздачей дополнительной милостыни. [4] На следующую ночь, 16-го кислева, трапезу благодарения ( Сеудас Хода ). едят [3]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Некоторые [ ВОЗ? ] говорят, что имя Чайей Адам (жизнь человека) было выбрано для того, чтобы никто не мог написать «сокращенную жизнь человека» (קיצור חיי אדם). Однако это не помешало более позднему издателю напечатать «[קיצור מספר חיי אדם]» (сокращенную [версию] книги «Жизнь человека »), которая обшла эту проблему.
- ^ [1] Хафец Хаим аналогичным образом утверждает в «Ахават Хесед» , что, когда кто-то не может проконсультироваться с Шулхан Арух относительно Законов Интереса , можно альтернативно полагаться на Хохмат Адама . Эти работы являются одним из трех источников « Кицур Шулхан Арух» . Постановления Хаей Адама часто цитируются в более поздних работах, особенно в Мишне Берура .
- ^ Jump up to: а б Доктор Яаков Геллер. «Пурим Катан – общинные, местные, национальные и семейные праздники» .
- ^ «Пороховой Пурим» . Еврейские угощения . НЖОП.
пожертвовать дополнительную цдаку (благотворительность)
- Луи Гинзберг (1906). «Данциг, Авраам Бен Иехиэль» . Еврейская энциклопедия . (общественное достояние).
- Элиезер К. Абрахамсон, раввин Авраам Данциг , великие еврейские лидеры
- Хаей Адам - раввин Авраам Данциг (1748-1820) , Еврейская виртуальная библиотека
- Авраам бен Йехиэль Михл Данциг (1748-1820) , bh.org.il
- Данцигский раввин Авраам . Еврейская энциклопедия Даат (на иврите). Герцогский колледж .
Ресурсы
[ редактировать ]- Хаей Адам Полный текст ( иврит ), daat.ac.il
- Хохмат Адам полный текст ( иврит ), daat.ac.il