Кельцкий погром
Кельцкий погром | |
---|---|
Часть антиеврейского насилия в Польше, 1944–1946 гг. | |
Расположение | Кельце , Польша |
Дата | 4 июля 1946 г. С утра до вечера (официальное прекращение в 15:00) |
Цель | Польские евреи |
Летальные исходы | от 38 до 42 евреев |
Мотив | Кровавый навет |
Осужденный | 39 осужденных (9 казненных) |
Кельцкий погром — это вспышка насилия в отношении скопления беженцев еврейского общинного центра в городе Кельце , Польша, 4 июля 1946 года со стороны польских солдат, полицейских и гражданских лиц. [1] в ходе которого 42 еврея были убиты и более 40 ранены. [1] [2] Позднее польские суды приговорил девятерых нападавших к смертной казни за совершенные преступления. [1]
Этот инцидент стал самым смертоносным погромом польских евреев после Второй мировой войны и стал важным моментом в послевоенной истории евреев в Польше . Это произошло всего через год после окончания Второй мировой войны и Холокоста , шокировав евреев в Польше, поляков-неевреев и международное сообщество. Это было признано симптомом тяжелого положения еврейских общин Восточной Европы после Холокоста и катализатором бегства из Польши большинства оставшихся польских евреев, переживших войну. [3] [4]
Фон
Отношения между поляками-евреями и неевреями были натянутыми еще до войны, поскольку члены парламента и духовенство распространяли антисемитскую пропаганду. По словам Алины Скибинской и Иоанны Токарской-Бакир , в 1930-е годы «отношения между общинами... стали все больше напоминать апартеид ». [5]
Во время немецкой оккупации Польши Кельце [6] и деревни вокруг него [7] были полностью этнически очищены нацистами от своей довоенной еврейской общины, большая часть которой погибла во время Холокоста . [7] [8] К лету 1946 года около 200 евреев, многие из которых были бывшими жителями Кельце, вернулись из нацистских концентрационных лагерей или убежища в Советском Союзе . Около 150–160 из них были расквартированы в одном здании, находившемся в ведении Еврейского комитета Кельцкого воеводства в Плантах. [9] небольшая улица в центре города.
1 июля 1946 года восьмилетний польский мальчик нееврейского происхождения Генрик Блащик был объявлен пропавшим без вести его отец Валентий Блащик. По словам отца, вернувшись через два дня, мальчик заявил, что его похитил неизвестный мужчина, предположительно еврей или цыган . Два дня спустя мальчик, его отец и сосед пошли в местное отделение гражданской милиции (полиции штата). Проходя мимо «еврейского дома» на улице Планты, 7, Хенрик указал на мужчину, который, по его словам, якобы заточил его в подвале дома. В полицейском участке Хенрик повторил свою историю о том, что его похитили, и указал, что к его исчезновению причастны евреи и их дом. Затем командир станции Эдмунд Загурски отправил патруль гражданской милиции из более чем дюжины человек для обыска дома на улице Планти, 7, в поисках места, где предположительно содержался Хенрик. [10]
Хотя заявление о похищении было быстро отозвано, [11] Хенрик Блащик публично молчал об этих событиях до 1998 года, когда в интервью польскому журналисту он признал, что его никогда не похищали, но он жил с «неизвестной семьей» в соседней деревне и с ним обращались хорошо. Он считал, что его исчезновение произошло с ведома его отца и было спланировано коммунистической службой безопасности. После возвращения домой отец категорически приказал ему не обсуждать ничего, что произошло, и подтверждать только историю «еврейского похищения», если его когда-либо спросят. Ему угрожали хранить молчание еще долгое время после 1946 года, что он и делал из страха до конца коммунистического правления в Польше. [12]
Гражданская милиция предала гласности слухи о похищении и далее объявила, что планирует искать тела польских детей-неевреев, предположительно ритуально убитых и хранившихся в доме, что привело к скоплению гражданских зрителей. [10] Завязалась конфронтация между силами ополчения и офицерами Министерства общественной безопасности Польши (UBP), которые были вызваны по подозрению, что инцидент был еврейской «провокацией» с целью разжигания беспорядков. [ нужна ссылка ]
Утром дело привлекло внимание других местных государственных и военных органов, в том числе Польской народной армии (LWP – регулярная армия, контролируемая коммунистами), Корпуса внутренней безопасности (KBW, военизированные формирования министерства внутренних дел) и Главного управления информации. Войска Польского (ГЗИ ВП, военная разведка и контрразведка). Около 10 часов утра на место было направлено около 100 солдат и пять офицеров. Солдаты не были знакомы с обстоятельствами, но вскоре дошли до слухов от людей на улице, которые в это время начали забрасывать здание камнями. [10]
Вспышка насилия
Гражданская милиция и солдаты затем силой ворвались в здание и обнаружили, что там нет похищенных детей, как утверждалось. Жителям дома, имевшим соответствующие разрешения на ношение оружия в целях самообороны, было приказано сдать оружие и ценности. Кто-то (непонятно кто) начал стрелять. Гражданская милиция и KBW открыли огонь, в результате чего несколько человек, находившихся в здании, были убиты и ранены. В ответ с еврейской стороны были произведены выстрелы, в результате которых погибли два или три поляка-нееврея, в том числе офицер гражданской милиции. Глава местного еврейского комитета доктор Северин Кахане был смертельно ранен офицером GZI WP, когда звонил в отделение общественной безопасности Кельце за помощью. Несколько местных священников попытались войти в здание, но были остановлены сотрудниками милиции, поклявшимися держать ситуацию под контролем. [10]
После первых убийств внутри здания многие евреи были выгнаны солдатами на улицу, а затем подверглись нападению с камнями и дубинками со стороны гражданских лиц, заполнивших близлежащие улицы. К полудню прибытие большой группы примерно от 600 до 1000 рабочих Людвиковского сталелитейного завода во главе с активистами правящей в Польше Польской рабочей партии (ППР, коммунистической партии ) открыло следующий этап погрома. Около 20 евреев были забиты до смерти рабочими, вооруженными железными прутьями и дубинками. Некоторые из рабочих были членами ОРМО (добровольческого резервного ополчения), и как минимум у одного был пистолет. Ни военные, ни руководители служб безопасности, включая советника Советской армии, ни местные общественные деятели не стремились предотвратить агрессию. Подразделение курсантов Гражданской милиции , также прибывшее на место происшествия, не вмешалось, но некоторые из его членов присоединились к грабежам и насилию, которые продолжались внутри и снаружи здания. [13]
Среди убитых евреев девять были застрелены, двое убиты штыками, а остальные забиты или забиты камнями до смерти. Среди погибших были женщины и дети. Толпа также убила еврейскую медсестру (Эстеру Прошовскую), которую нападавшие приняли за польку, пытавшуюся помочь евреям. Два еврея, не проживающие в доме на улице Планти, также были убиты в этот день в результате отдельных инцидентов. Регина Фис, ее трехнедельный ребенок и спутник мужского пола были похищены в своем доме на улице Леонарда, 15 группой из четырех мужчин во главе с капралом Гражданской милиции Стефаном Мазуром. Их ограбили и выгнали из города, где Регину и ее ребенка застрелили при попытке к бегству, а ее подруге удалось сбежать. Среди погибших были трое поляков-неевреев. В перестрелке были убиты двое государственных военнослужащих в форме, скорее всего, их застрелили защищавшиеся евреи. Причина смерти третьего мужчины остается невыясненной. [13]
Прекращение насилия
Погром закончился примерно в 15:00 с прибытием новых подразделений безопасности из близлежащей Академии общественной безопасности во главе с полковником Станиславом Купшей и дополнительных войск из Варшавы . [10] После предупредительных выстрелов по приказу майора Казимира Конечного новые войска быстро навели порядок, выставили охрану и удалили всех выживших, а также трупы из жилища и его окрестностей.
Тем не менее насилие не прекратилось. Раненых евреев, доставленных в местную больницу, солдаты избивали и грабили. [10] а раненые подверглись нападению в больнице со стороны других пациентов. Толпа мирных жителей подошла к одной из больниц и потребовала выдачи раненых евреев, но персонал больницы отказался.
Поезда, проходящие через главный железнодорожный вокзал Кельце, тщательно проверялись на наличие евреев гражданскими лицами и железнодорожной охраной SOK , в результате чего по меньшей мере два пассажира были убиты. Таким образом могли быть убиты еще около 30 человек, поскольку убийства в поездах, как сообщается, продолжались в течение нескольких месяцев после погрома. [13] Масштабные беспорядки в Кельце в конечном итоге закончились примерно через девять часов после начала. Полька Джулия Пиротт , известная французская фотожурналистка Французского Сопротивления , сфотографировала сразу после погрома. [14]
Последствия
Через три дня после погрома выжившие евреи и местные жители похоронили жертв в братской могиле на еврейском кладбище. Власти приказали воинским частям и местным жителям присутствовать на похоронах в знак уважения к жертвам. [15] Мемориальный музей США заявляет, что «массовое насилие во время погрома в Кельце было вызвано укоренившимся местным прошлым антисемитизмом, особенно ложными обвинениями евреев в использовании крови христианских детей в ритуальных целях (обвинение, известное как «кровавый навет») — с намерением воспрепятствовать возвращению евреев, переживших Холокост, в Польшу». [16]
Реакция коммунистического правительства
Одной из немедленных реакций коммунистического правительства Польши была попытка обвинить в погроме польское подполье, выступающее за независимость . [17] утверждая, что члены антикоммунистических формирований в форме, поддерживающие польское правительство в изгнании, подстрекали толпу. На похоронах еврейских жертв министр общественной безопасности Станислав Радкевич заявил, что погром был «деянием, совершенным эмиссарами польского правительства на Западе и генералом Андерсом с одобрения Армии Крайовой солдат ». Другие ранние официальные заявления того времени следовали этой линии. [18]
После этих первоначальных попыток обвинить в погроме «реакционные элементы», выступавшие против коммунистического режима, Коммунистическая партия изменила свою политику. В партийных меморандумах и внутренних отчетах указывалось, что местное население не испытывает сочувствия к жертвам и не желает публично осуждать виновных. [19] В отчете Радомского управления информации и пропаганды за июль 1946 года отмечалось, что «еврейский погром в Кельце встретил моральное одобрение многих групп нашего общества». [19] По словам Гросса, Коммунистическая партия решила не осуждать погром публично, поскольку в то время она «была глубоко привержена борьбе за сердца и умы польского населения». [19] В июле 1946 года Секретариат ЦК не поставил на повестку дня вопрос о погроме, а документы, представленные высшими партийными чиновниками, и другие внутренние отчеты описывали погром как взрыв народного гнева против «паразитических элементов» общества. . [19] Гросс заключает, что в послевоенной Польше, «в то время как евреи буквально бежали от коммунизма» и уезжали в Израиль, «коммунисты политически бежали от евреев», стремясь расширить свою базу консенсуса в польском обществе. [20]
Коммунистический режим противостоял дополнительному расследованию обстоятельств резни до эпохи Солидарности была опубликована статья , когда в декабре 1981 года в газете Солидарности «Тыгодник Солидарность» . [21] Однако возвращение репрессивного правительства означало, что доступ к файлам для исследования стал возможен только после падения коммунизма в 1989 году, когда многие очевидцы уже умерли. Затем выяснилось, что многие документы, относящиеся к погрому, предположительно были уничтожены огнем или намеренно военными властями. [22]
Испытания
С 9 по 11 июля 1946 года двенадцать гражданских лиц предстали перед Высшим военным судом за участие в погроме. Девять человек были приговорены к смертной казни и на следующий день расстреляны по приказу Болеслава Берута . Остальные трое получили сроки лишения свободы — 7 лет, 10 лет и пожизненное заключение. Всего было проведено 10 судебных процессов, по итогам которых было вынесено 39 обвинительных приговоров. Суды над милиционерами и офицерами УБ, подозреваемыми в участии в беспорядках, прошли в сентябре и октябре. В результате несколько обвиняемых были приговорены к тюремному заключению, а некоторые были понижены в должности. 18 ноября предстали перед судом 15 гражданских лиц, девять из которых были признаны виновными. Одного приговорили к пожизненному заключению, остальные получили сроки от двух до 15 лет. [23] 3 декабря еще семь солдат предстали перед судом и получили тюремные сроки. 13 декабря начался суд над комендантом УБ в Кельце Владиславом Спыхаем-Собчиньским и двумя командирами ополчения Кузницким и Гвяздовичем. Из них только Кузницкий (умер в 1947 году) был признан виновным и приговорен к одному году тюремного заключения. [24]
Помимо коменданта Гражданской милиции Кельцкого воеводства майора Виктора Кузницкого, приговоренного к одному году лишения свободы за «неспособность остановить толпу», был наказан только один высокопоставленный офицер милиции — за кражу обуви с трупа. Объяснение Мазура относительно убийства им семьи Фиш было принято. Тем временем с руководителя регионального УБП полковника Владислава Собчинского и его людей были сняты все обвинения. Официальная реакция на погром была описана Анитой Дж. Празмовской в «Истории холодной войны» , том. 2, № 2:
«Очевидно, что в период, когда были начаты первые расследования и суд, было принято, скорее всего, политически мотивированное решение не привлекать к дисциплинарной ответственности. И это несмотря на весьма тревожные доказательства, полученные в ходе досудебных допросов. Вполне возможно, что инструкции не наказывать командиров МО и УБП были даны из-за политически деликатного характера доказательств. Доказательства, заслушанные военным прокурором, выявили серьезные организационные и идеологические слабости внутри этих двух служб безопасности». [25]
Сосед семьи Блащиков, который первоначально предположил Генрику, что его похитили евреи, впоследствии предстал перед судом, но был оправдан. [10]
Влияние на еврейскую эмиграцию из Польши
Безжалостность убийств положила конец ожиданиям многих евреев на то, что они смогут переселиться в Польшу после окончания нацистской немецкой оккупации, и спровоцировала массовый исход польских евреев. [26] Божена Спанк , историк из Вроцлавского университета, подсчитала, что с июля 1945 года по июнь 1946 года около пятидесяти тысяч евреев нелегально пересекли польскую границу. В июле 1946 года почти двадцать тысяч решили начать новую жизнь за границей. [10] Польский министр Мариан Спыхальский , руководствуясь политическими и гуманитарными соображениями, подписал указ, разрешающий евреям официально выезжать без виз и разрешений на выезд, и еврейская эмиграция из Польши резко возросла. [27] В августе 1946 года число эмигрантов возросло до тридцати тысяч. В сентябре 1946 года Польшу покинуло двенадцать тысяч евреев. [10] К весне 1947 года, как писали Бернхард и Шлайфер , число евреев в Польше, в основном прибывших из Советского Союза, сократилось с 240 000 до 90 000 из-за массовой миграции. [28] Великобритания потребовала, чтобы Польша остановила исход евреев, но их давление в основном не увенчалось успехом. [29]
Реакция католической церкви
За шесть месяцев до погрома в Кельце, во время празднования Хануки , ручная граната в штаб-квартиру местной еврейской общины была брошена . Совет еврейской общины обратился к епископу Кельце Чеславу Качмареку с просьбой убедить польский народ воздерживаться от нападений на евреев. Епископ отказался, ответив, что «пока евреи концентрируются на своем частном бизнесе, Польша заинтересована в них, но в тот момент, когда евреи начали вмешиваться в польскую политику и общественную жизнь, они оскорбили национальные чувства поляков». [30]
Подобные замечания сделал епископ Люблинский Стефан Вышинский , когда к нему подошла еврейская делегация. Вышинский заявил, что широко распространенная враждебность к евреям была спровоцирована поддержкой евреями коммунизма (было широко распространено мнение, что евреи поддерживали установленную Советским Союзом коммунистическую администрацию в Польше; см. Żydokomuna ), что также было причиной того, что «немцы убили Еврейская нация». Вышинский также выразил некоторую достоверность историям о кровавом навете , отметив, что вопрос использования христианской крови так и не был полностью выяснен. [31]
Спорная позиция Польской Римско-католической церкви в отношении антиеврейского насилия подверглась критике со стороны послов США, Великобритании и Италии в Польше. Сообщения о погроме в Кельце вызвали большую сенсацию в Соединенных Штатах , в результате чего американский посол в Польше настоял на том, чтобы кардинал Август Хлонд провел пресс-конференцию и объяснил позицию церкви. На конференции, состоявшейся 11 июля 1946 года, Хлонд осудил насилие, но объяснил его не расовыми причинами, а слухами об убийстве польских детей евреями. Хлонд возложил вину за ухудшение польско-еврейских отношений на сотрудничество с поддерживаемыми Советским Союзом коммунистическими оккупантами, причем евреи «занимают лидирующие позиции в Польше в государственной жизни». Эту позицию поддержало польское сельское духовенство и кардинал Адам Стефан Сапега , которые, как сообщается, заявили, что евреи навлекли это на себя. [32]
Другие реакции
Историк Лукаш Кшижановский проанализировал реакцию на погром и заключает: «Проще говоря, погром в Кельце встретил одобрение во многих кругах». Он документально подтверждает, что некоторые митинги, посвященные памяти жертв, прерывались антисемитскими выкриками, и группы рабочих не могли прийти к соглашению о принятии резолюций, осуждающих погром. [33]
День памяти
После падения коммунизма в Кельце было открыто несколько памятных досок. В 1990 году была открыта первая мемориальная доска при участии тогдашнего Солидарности лидера Леха Валенсы . [34] [35] Памятник нью -йоркского художника Джека Сала под названием White/Wash II в память жертв был открыт 4 июля 2006 года в Кельце, в 60-летие погрома. На церемонии открытия в заявлении президента Республики Польша Леха Качиньского эти события были названы «преступлением и большим позором для поляков и трагедией для польских евреев». В заявлении президента утверждалось, что в сегодняшней демократической Польше «нет места антисемитизму», и отвергались любые обобщения антисемитского образа польской нации как стереотипа . [36] [37] [38] Еще один памятник, призванный стать репрезентативной могилой жертв, был открыт в городе в 2010 году. [39]
См. также
- Антиеврейское насилие в Польше, 1944–1946 гг.
- Белостокский погром
- Едвабненский погром
- Кельцкий погром (1918)
- Краковский погром
- Щучинский погром
- Тыкоцинский погром
- Вонсошский погром
- «Из ада в ад» — белорусский драматический фильм 1997 года о Кельецком погроме.
Ссылки
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Кельцкий погром: расправа над пережившими Холокост кровавым наветом. Архивировано 24 ноября 2016 года в Wayback Machine.
- ↑ Интервью с Кшиштофом Конколевским, Архивная копия в Wayback Machine. Также можно приобрести в «To Moskwa zaplanowała ten mord» (Убийство планировалось в Москве) , Tygodnik Angora – «Przegląd prasy krajowej i światowej» , Лодзь, 29/2006 ( 839); раздел Культура, с. 56. Копия доступна на Forum Historycy.org, 3 июля 2006 г. , и на форуме Gazeta.pl (неполная). Архивировано 7 марта 2012 г. в Wayback Machine , 7 июня 2016 г. (на польском языке).
- ^ Энгель, Дэвид (1998). «Примеры антиеврейского насилия в Польше, 1944–1946 годы» (PDF) . Исследования Яд Вашем Том. XXVI . Иерусалим: Яд Вашем . стр. 7, 28 . Проверено 15 июня 2010 г.
- ^ «Кельцкий погром: кровавая расправа над людьми, пережившими Холокост» . Энциклопедия Холокоста . Мемориальный музей Холокоста США . Проверено 1 марта 2023 г.
- ^ Токарска-Бакир, Иоанна; Скибинская, Алина (2013). « Барабаш» и евреи: Из истории партизанского отряда АК «Выбранецкий» . Исследования и материалы Холокоста (3): 13–78. ISSN 1689-9644 . Проверено 16 января 2020 г. .
- ^ Kielce- Yad Vashem
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Коннелли, Джон (14 ноября 2012 г.). «Благородные и низшие: Польша и Холокост» . Нация . ISSN 0027-8378 . Проверено 20 мая 2020 г.
- ^ Марта Кубишин; Зофия Сочанская; Ариана Дж. Ли (2009–2015). «Кельце» . Виртуальный штетл . Перевод Александры Билевич. ПОЛИН Музей истории польских евреев . Архивировано из оригинала 14 августа 2016 года.
- ^ Уильямс, Анна, Погром в Кельце. Архивировано 4 февраля 2012 года в Wayback Machine , ucsb.edu; по состоянию на 5 июля 2016 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж г час я Божена Шайнок. «Еврейский погром в Кельце, июль 1946 года – новые доказательства» . Междуморье . 1 (3). Архивировано из оригинала 4 марта 2016 года.
- ^ Лоуренс, штат Вашингтон (6 июля 1946 г.). «Поляки заявляют, что две мистификации привели к большим жертвам в погроме». Нью-Йорк Таймс . Страница 1.
{{cite news}}
: CS1 maint: местоположение ( ссылка ) - ^ Стемпняк, Анна (2016). «Похищение, которого никогда не было. Правда о Кельцком погроме» . polskieradio.pl . Польское радио. Архивировано из оригинала 15 февраля 2017 года.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с (на польском языке) Погром в Плантах. Архивировано 3 августа 2008 года в Wayback Machine , Речь Посполита , 1 июля 2006 года.
- ^ «Фотографии Джулии Пиротт после резни доступны в Интернете в Яд Вашем» . Яд Вашем .
- ^ «Кельцкий погром: кровавая расправа над людьми, пережившими Холокост» . энциклопедия.ushmm.org . Проверено 17 ноября 2023 г.
- ^ «Кельцкий погром: кровавая расправа над людьми, пережившими Холокост» . энциклопедия.ushmm.org . Проверено 17 ноября 2023 г.
- ^ «Еврейский погром в Кельце | Музей истории польских евреев ПОЛИН в Варшаве» . polin.pl . Проверено 2 марта 2023 г.
- ^ Каминский и Жарин 2006 , стр. 29–33.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д Валовой 2006 г. , гл. 4, «Кельцкий погром: реакция».
- ^ Валовой 2006 , гл. 7. Выводы.
- ^ Каминский и Жарин 2006 , стр. 123.
- ^ Каминский и Жарин 2006 , стр. 123–124.
- ^ «Тюремные условия, продолжение Кельцкого погрома» . Курьер-Почта . 28 ноября 1946 года . Проверено 26 ноября 2023 г.
- ^ Вокруг Кельцкого погрома . Том 1. Лукаш Каминский, Ян Жарин (ред.). Варшава: IPN. 2006. стр. 442, 461. ISBN. 83-60464-07-3 .
{{cite book}}
: CS1 maint: другие ( ссылка ) - ^ Анита Пражмовска (2002). «Кейс-стади: Погром в Кельце» . Век Польши: война, коммунизм и антисемитизм . Лондон, Великобритания: Лондонская школа экономики и политических наук. Архивировано из оригинала 7 марта 2009 года.
- ^ Авраам Дукер. Кровавые наветы двадцатого века в США. В: Алан Дандес. Легенда о кровавом навете: сборник примеров антисемитского фольклора. Университет Висконсина Пресс, 1991.
- ^ Маррус, Майкл Роберт; Аристид Р. Зольберг (2002). Нежелательные: европейские беженцы от Первой мировой войны до холодной войны . Издательство Университета Темпл. п. 336. ИСБН 1-56639-955-6 . Архивировано из оригинала 14 февраля 2018 года.
Эти гигантские усилия, известные под еврейским кодовым словом Бриха (бегство), резко ускорились после погрома в Кельце в июле 1946 года.
- ^ Михаэль Бернхард, Генрик Шлайфер , Из польского подполья , с. 375. Архивировано 14 февраля 2018 г. в Wayback Machine, опубликовано Penn State Press, 2004 г., ISBN 978-0-271-02565-0 . 500 страниц
- ^ Кохави, Арье Дж. (2001). Политика после Холокоста: Великобритания, США и еврейские беженцы, 1945–1948 гг . Издательство Университета Северной Каролины. п. xi. ISBN 0-8078-2620-0 .
Великобритания оказывала давление на правительство Польши.
- ^ Алексюн, Наталья (2010). «Польская католическая церковь и еврейский вопрос в Польше, 1944–1948» (PDF) . Яд Вашем. Архивировано из оригинала (PDF) 14 марта 2005 года . Проверено 15 февраля 2018 г.
- ^ Эли Ледерхендлер (2005). Евреи, католики и бремя истории . Издательство Оксфордского университета . п. 37 . ISBN 0-19-530491-8 .
- ^ Питер К. Кент (2002). Одинокая холодная война Папы Пия XII: Римско-католическая церковь и раскол Европы . Издательство Университета Макгилла-Куина. п. 128.
- ^ Кшижановский, Лукаш (2020). Граждане-призраки: возвращение евреев в послевоенный город . Издательство Гарвардского университета. стр. 124–125. ISBN 978-0-674-98466-0 .
- ^ «Мемориальные доски в память Кельцего погрома / Объекты / Памятники и памятные доски в Кельце / Официальный сайт города Кельце» . www.um.kielce.pl . Архивировано из оригинала 27 мая 2019 года . Проверено 27 мая 2019 г.
- ^ «Антиеврейское насилие в Польше после освобождения | www.yadvashem.org» . антиеврейское-насилие-в-польше-после-освобождения.html . Проверено 27 мая 2019 г. [ постоянная мертвая ссылка ]
- ↑ Мэтью Дэй, 60 лет спустя, последний погром в Европе все еще отбрасывает темную тень , The Scotsman , 5 июля 2006 г.
- ^ «60-летие Погрома в Кельце - памятник / Объекты / Памятники и памятные доски в Кельце / Официальный сайт города Кельце» . www.um.kielce.pl . Архивировано из оригинала 27 мая 2019 года . Проверено 27 мая 2019 г.
- ^ «Кельцкий погром – это было преступление и позор» . WPROST.pl (на польском языке). 17 июля 2006 года . Проверено 27 мая 2019 г.
- ^ "07.05.2010 - открытие отреставрированной могилы жертв Кельцкого погрома | Виртуальный Штетл" . shtetl.org.pl . Проверено 27 мая 2019 г.
Источники
- Гросс, Ян Томаш (2006). Страх. Антисемитизм в Польше после Освенцима . Нью-Йорк: Рэндом Хаус. ISBN 978-0-307-43096-0 . OCLC 320326507 .
- Каминский, Лукаш; Жарин, Ян (2006). Размышления о Кельецком погроме . Институт национальной памяти. ISBN 83-60464-23-5 .
Внешние ссылки
- Тематическое исследование: Погром в Кельце , Лондонская школа экономики и политических наук , Анита Дж. Празмовска
- Послевоенный погром , The New York Times , 23 июля 2006 г.
50 ° 52'23 "N 20 ° 37'36" E / 50,87306 ° N 20,62667 ° E
- 1946 год в Польше.
- Убийства 1946 года в Польше
- Резня в 1946 году
- Последствия Холокоста
- Антиеврейское насилие в Центральной и Восточной Европе, 1944–1946 гг.
- Кровавый навет
- беспорядки 1946 года
- Еврейская польская история
- Кельце
- Резня в Польше
- Беспорядки и гражданские беспорядки в Польше
- Антисемитизм в Польше
- События июля 1946 года в Европе
- 1946 год в иудаизме