Брюссельская резня
Игнис принимает вас развлечением . Изображение казни евреев, обвиненных в осквернении хозяина в Брюсселе , работы Якобуса Харревейна (около 1720 г.). По мотивам гобелена ателье Ван Гельмонта. | |
Дата | 22 мая 1370 г. |
---|---|
Расположение | Брюссель ( Герцогство Брабант ) |
Координаты | 50 ° 51' с.ш. 4 ° 21' в.д. / 50,850 ° с.ш. 4,350 ° в.д. |
Причина | Антисемитизм (Предполагаемое осквернение хозяина брюссельской синагоги ) |
Потери | |
6–20 евреев погибли | |
Еврейская община изгнана |
Брюссельская резня была антисемитским эпизодом в Брюсселе (тогда в составе герцогства Брабант ) в 1370 году в связи с предполагаемым осквернением хозяина брюссельской синагоги . Число евреев , по разным оценкам, шесть. [1] или около двадцати, [2] были казнены или убиты иным образом, а остальная часть небольшой общины была изгнана. [1] Событие произошло 22 мая. [3]
Якобы выздоровевшие хосты стали объектами почитания местных христиан как Таинство Чудеса . [4] [5] Культ просуществовал до окончания Второй мировой войны и Холокоста , после чего его антисемитские элементы вынудили местную церковь отказаться от его признания. [1] Утверждалось, что хозяева были зарезаны евреями и чудесным образом пролили кровь, но в остальном не пострадали. [6] Реликварий (без хозяев ) в настоящее время хранится в сокровищнице собора (вероятно, гостии находились в нем еще в 2000 году). [7]
Фон
[ редактировать ]Преследования евреев «черной смерти» ранее уничтожили еврейскую общину Брюсселя в 1350 году. [8] По словам историка -премонстрата Пласида Лефевра, современные казначейские записи показывают, что к 1370 году в Брюсселе было восемь еврейских семей и два в Левене. [9]
В 1369 году два священника в Брюсселе были арестованы за ростовщичество и переданы церковному трибуналу церкви Св. Михаила и Св. Гудулы (ныне кафедральный собор) для расследования: выяснилось, что они пытались обойти запреты на ростовщичество, давая деньги взаймы. еврею по имени Местерман, который, в свою очередь, одолжил его под проценты. [10] Церковный скандал с ростовщичеством в Брюсселе стал непосредственным контекстом обвинений в осквернении принимающей страны. [6] распространенная антисемитская утка в средневековой Европе: облатки, которые евреи якобы пытались осквернить, часто, как говорят, чудесным образом уберегли от вреда. [1]
Обвинения
[ редактировать ]
Версия обвинений, засвидетельствованная в 1403 году, заключалась в том, что богатый еврей из Ангиена хотел получить несколько освященных воинств для осквернения и подкупил мужчину-еврея, обращенного в христианство из Левена, чтобы украсть их. [1] Вскоре после этого англиенский купец был убит. Его вдова передала украденные гостии евреям Брюсселя, где в синагоге в Страстную пятницу 1370 года некоторые пытались проткнуть облатки кинжалами, в результате чего пролилась кровь. [1] Еврейке, принявшей христианство, заплатили за то, чтобы она отвезла хозяев к евреям Кельна , но она с раскаянием рассказала эту историю пастору Нотр-Дам де ла Шапель в Брюсселе, который завладел хозяевами. [1] герцог Брабантский , [фн 1] на основании показаний женщины приказал сжечь на кострах нападавших , а остальных евреев изгнать с конфискацией их имущества. [1]
Культ Чуда
[ редактировать ]
Хозяева были помещены в реликварии и сохранены в тогдашней коллегиальной церкви Святой Гудулы , покровителя Брюсселя, важного символа католической идентичности региона. [1] Они стали особенностью ежегодного шествия в день ее праздника . [1] [11]
Император Карл V и Габсбурги , а также их родственники подарили семь витражей, на которых изображено чудо. Они были выполнены из Антверпена стекольным мастером Яном Хаком по мотивам работ Бернарда ван Орли и Мишеля Кокси . Четыре из них действуют и по сей день. [12] Это сравнивало предполагаемый еврейский антикатолицизм с зарождающейся протестантской Реформацией , с чудесным кровотечением, противостоящим протестантскому отрицанию пресуществления . [1]
В начале 1580-х годов, в период правления кальвинистов в Брюсселе, все католические церемонии были запрещены. С 1579 по 1585 год мощи были спрятаны в доме на Корте Риддерстраат. После окончания правления кальвинистов в 1585 году процессия граждан и чиновников забрала хозяев и отнесла их обратно в церковь. Возрождение культа в 1585 году было прежде всего празднованием конца правления кальвинистов. [13] Эрцгерцоги Альберт и Изабелла , правившие в Брюсселе в 1598–1621 годах, сделали ежегодное шествие государственным событием:
Святое Таинство Чудес... стало вдвойне чудесным после окончания правления кальвинистов в Брюсселе в 1585 году, когда стало ясно, что священные воинства сохранились нетронутыми. Ежегодное шествие в честь Таинства теперь стало в такой же степени ознаменованием второго антикальвинистского чуда, как и первого антисемитского чуда, и после своего восшествия на престол эрцгерцоги каждый год добросовестно посещали шествие, одновременно превращая его в настоящее шествие. государственное мероприятие. [14]
Пять окон, добавленных в девятнадцатом веке, отражают развитие культа Чуда; они были пожертвованы бельгийскими королями Леопольдом I и Леопольдом II и другими дворянами, на этот раз связывая Чудо с современной католической оппозицией секуляризму . [1]
Пятисотлетний юбилей Чуда в 1870 году должен был быть отмечен необычайными торжествами. [15] но напряжение между католическими и либеральными кругами все больше возрастало. [16] Либералы, в том числе антисемит Эдмон Пикард , призвали бойкотировать торжества. Брошюра Шарля Потвина (под псевдонимом Dom Liber) вызвала ожесточенную полемику с молодым священником Гиацинтом Де Брюйном, которая также подогревалась приближающимися выборами. В результате церковные власти решили отменить эти торжества.
Втягивание
[ редактировать ]После Второй мировой войны, в свете массовых убийств бельгийских евреев во время Холокоста , антисемитские элементы культа стали принижаться. В 1968 году, после решения Nostra aetate, изданного Вторым Ватиканским собором , Архиепископия Мехелен-Брюссель официально отказалась от признания культа. В 1977 году кардинал Лео Джозеф Суэненс установил в соборе мемориальную доску, чтобы подчеркнуть это. [1] 16 ноября 2006 года на открытии выставки Менора в соборе « Жан-Поля Леона », представленной Еврейским музеем Бельгии , монсеньор Йозеф Де Кезель обратился к присутствующим и Альберту Гиги как главному раввину Великой синагоги Европы и извинился за память о брюссельской резне на окнах собора. [17] Бывшая часовня Святой Гудулы теперь является музеем собора, где демонстрируются его сокровища, в том числе бывшие реликварии, с контекстной информацией. [1]
См. также
[ редактировать ]Сноски
[ редактировать ]- ↑ Фактически, в 1370 году Иоанна была suo jure герцогиней герцогства Брабантского .
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н Национальная католическая комиссия по связям с еврейским миром. «Чудо Святого Причастия» (на французском языке). Брюссельский собор . Проверено 20 сентября 2019 г.
- ^ Во имя антисионизма: образ евреев и Израиля в... с. 27 Жоэль Котек, Дэн Котек – 2005 г. «Последовали антиеврейские волнения, осквернение воинства, которое христиане отождествляют с самой личностью Христа, было бы повторением преступления на Голгофе. В 1370 году на нем было сожжено около двадцати евреев. Брюссель».
- ^ «Еврейская история 1370–1379» .
- ^ К. Касперс и Т. Брекельманс, «Сила молитвы и Agnus Dei», в «Популярной религии, литургии и евангелизации », под редакцией Йозефа Ламбертса (Исследования по литургии 15; Левен, 1998), стр. 67: «Знаменитое Таинство Чуда в Брюсселе»
- ^ Религиозные и теологические рефераты , тт. 26–27 (1983), с. 188: «тенденциозность обвинения и легендарность так называемого Таинства Чуда»
- ^ Jump up to: а б Арбластер, Пол (2012). История Нидерландов . Бейзингсток: Пэлгрейв. п. 93. ИСБН 978-0230293106 .
- ^ «Краткое содержание отчета комиссии по расследованию Монстранции Святейшего Таинства Чудотворения» (PDF) . 19 июня 2018 г. Проверено 4 января 2020 г.
- ^ Энциклопедия еврейской жизни до и во время Холокоста: A – J с. 204 Шмуэль Спектор, Джеффри Вигодер. 2001. «Брюссель (о. Bruxelles) столица Бельгии. Считается, что евреи жили в Б. с середины 13 века. ... Община возродилась позже, но в 1370 году последовала еще одна резня по следам Войска. оскорбительная клевета».
- ^ Лефевр, Пласид (1930). «О торговле деньгами, осуществляемой евреями Брюсселя в XIV веке» . Бельгийское обозрение филологии и истории . 9 (3–4): 902–912. дои : 10.3406/rbph.1930.6728 .
- ^ Лефевр О. Праэм, Пласид (1930). «О торговле деньгами, осуществляемой евреями Брюсселя в XIV веке» . Бельгийское обозрение филологии и истории . 9 (3–4): 902–912. дои : 10.3406/rbph.1930.6728 .
- ^ Дэн Михман Бельгия и Холокост: евреи, бельгийцы, немцы (1998), с. 121: ежегодное шествие Св. Гудулы в Брюсселе, во время которого демонстрировались реликвии хозяев, которые, как утверждается, были осквернены евреями в 1370 году.
- ^ «Таинство Миракеля» . Керкнет (на голландском языке). 19 декабря 1999 года. Архивировано из оригинала 29 апреля 2014 года . Проверено 4 января 2020 г.
- ^ Маргит Тёфнер, Общее искусство: городские церемонии в Антверпене и Брюсселе во время и после голландского восстания (Зволле, 2007), стр. 255–258.
- ^ Моника Стенсланд, «Мир или нет мира?», Брошюры и политика в Голландской республике , под редакцией Фемке Дин, Дэвида Оннекинка, Мишеля Рейндерса (Библиотека письменного слова 12; The Handpress World 7; Лейден, 2010), стр. 247–248.
- ^ В. Лурдо, Вернер Вербеке Cultura mediaevalis: стр. 174. 1992 «...Евреи, справедливо исключенные из средневекового общества, действительно были виновны в профанации хозяина в 1370 году... Le jubilé d'un vrai Miracle (Брюссель, 1870). 33 H. Matagne, Le Saint-Sacrement de Miracle a Брюссель
- ^ Толлебек, Джо (1995). «Письмо с участием: сто пятьдесят лет историографии позднесредневекового иудаизма в Нидерландах (1800–1949)». Серта Девота в память о Гильельми Лурдо. Pars Posterior: Cultura Mediaevalis .
- ^ Леон, Жан Поль. Наследство . ISBN 9782354130008 . [ нужна страница ]