1660 г. разрушение Цфата.
Разрушение Цфата в 1660 году произошло во время борьбы друзов за власть в Горном Ливане, во времена правления османского султана Мехмеда IV . [1] [2] [3] [4] Города Цфат и близлежащая Тверия , где проживали значительные еврейские общины, были разрушены в результате беспорядков. [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] Лишь немногие из бывших жителей Цфата вернулись в город после разрушения. [6] [7] Гершом Шолем считает сообщения 1662 года о разрушении Цфата «преувеличенными». [8] Однако община восстановилась за несколько лет, тогда как Тверия десятилетиями лежала в запустении.
Фон
[ редактировать ]Центральная роль Цфата в еврейской жизни Галилеи снизилась после конца 16 века, когда он был крупным городом с населением 15 000 евреев. [9] Ко второй половине 17-го века в Цфате по-прежнему преобладала еврейская община с 200 «домами» и от 4000 до 5000 еврейских жителей, в то время как около 100 «домов» (многоквартирных домов) в городе были мусульманскими. [10] Район находился под контролем друзских эмиров из семьи Маан до 1660 года, когда османы попытались восстановить местный контроль, реорганизовав санджаки Цфата и Сидон-Бейрута в новую провинцию Сидон . [11] С момента смерти эмира Мулхима Мана в 1658 году до 1667 года в регионе шла борьба за власть между его сыновьями и другими поддерживаемыми Османской империей правителями-друзами. [12] Сын Мулхима Ахмад Ман одержал победу среди друзов, но Мани потеряли контроль над территорией. [11] [12] и отступили в горы Шуф и Кисраван . [13] Во 2-й половине 17 века Цфат стал столицей османского санджака одноименного .
Год разрушения
[ редактировать ]Адлер , Франко и Мендельсон утверждают, что разрушение Цфата произошло в 1660 году. Мендельсон пишет, что евреи Цфата «сильно пострадали», когда город был разрушен арабами. [1] [3] [4]
Гершом Шолем относит нападение к 1662 году. [8] и Раппель пишет, что к 1662 году и Цфат, и Тверия были разрушены, и лишь немногие из бывших еврейских жителей Цфата вернулись в город. [7] В публикации Генерального совета еврейской общины Эрец-Исраэль говорится, что совершили набег друзы Ливана и разрушили Цфат и Тверию в 1662 году, «а жители бежали в соседние деревни, в Сидон или в Иерусалим ». [14]
Резня
[ редактировать ]Розанес приводит отчет о «полном разрушении» еврейской общины Цфата в своей книге «История евреев в турецком королевстве». [ нужна ссылка ] Однако Гершом Шолем пишет, что сообщения о «полном уничтожении» еврейской общины в Цфате в этот период времени «представляются сильно преувеличенными, а выводы, основанные на них, ложны». Он указывает, что мистическое движение Саббатая Севи действовало в Цфате в 1665 году. Шолем также приписывает «французскому торговцу д'Арвье, посетившему Цфат в 1660 году», понимание «религиозного фактора, который позволил сообществу выжить». вера, «что Мессия, который родится в Галилее, сделает Цфат столицей своего нового царства на земле» [8] Шолем писал, что в 1664–1667 годах в Цфате определенно существовала еврейская община. [15]
Еврейская община Цфата в последние годы
[ редактировать ]Лишь немногие из бывших жителей Цфата вернулись в город после разрушения. [7] В целом еврейская община города продолжала существовать, несмотря на события, при этом Барнаи сказал, что «во второй половине 17 века еврейское присутствие в Палестине сократилось, а еврейское присутствие в Галилее также сократилось. Только в Цфате существовала небольшая община. ." [6]
См. также
[ редактировать ]- Османская Сирия
- Хронология еврейской истории
- 1517 г. Цфатский погром.
- 1834 г. Разграбление Цфата
- 1838 г. Нападение друзов на Цфат.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с Исидор Зингер; Сайрус Адлер (1912). Еврейская энциклопедия: описательный отчет об истории, религии, литературе и обычаях еврейского народа с древнейших времен до наших дней . Фанк и Вагналлс. п. 283.
В 1660 г. при Мухаммеде IV. (1649-87), Цфат был разрушен арабами.
- ^ Jump up to: а б Джейкоб Де Хаас (1934). История Палестины . п. 345.
Цфат, рассадник мистиков, не упоминается в приключении Зеби. Его община была уничтожена в 1660 году, когда город был разрушен арабами, и только одному еврею удалось спастись.
- ^ Jump up to: а б с Сидни Мендельсон. Евреи Азии: особенно в шестнадцатом и семнадцатом веках. (1920) с.241. «Задолго до кульминации безумной карьеры Саббатая Цфат был разрушен арабами, и евреи сильно пострадали, а в том же году (1660 г.) в Константинополе случился великий пожар, в результате которого они понесли тяжелые потери...»
- ^ Jump up to: а б с Франко, Моисей (1897). Очерк истории израильтян Османской империи: от истоков до наших дней . Книжный магазин А. Дюрлахера. п. 88 . Проверено 13 июля 2011 г.
Менее чем через двенадцать лет, в 1660 году, при Мухаммеде IV, город Цфат, когда-то столь важный в еврейских анналах, поскольку населенный исключительно израильтянами, был разрушен арабами до такой степени, что от него ничего не осталось, говорит летопись, единая еврейская душа.
- ^ Описательная география и краткий исторический очерк Палестины . стр.409. «Султан Селиман окружил его стеной в 5300 (1540 г.), и он начал понемногу оживать и заселяться наиболее выдающимися еврейскими литераторами; но он был снова разрушен в 5420 г. (1660 г.)». [1]
- ^ Jump up to: а б с Барнай, Джейкоб. Евреи в Палестине в восемнадцатом веке: под патронажем Стамбульского комитета официальных лиц Палестины (University of Alabama Press, 1992). ISBN 978-0-8173-0572-7 ; п. 14
- ^ Jump up to: а б с д Джоэл Раппель. История Эрец-Исраэль от предыстории до 1882 г. (1980), Том 2, стр.531. «В 1662 году Саббатай Севи прибыл в Иерусалим. Это было время, когда еврейские поселения Галилеи были разрушены друзами: Тверия была совершенно опустошена, и лишь немногие из бывших жителей Цфата вернулись...»
- ^ Jump up to: а б с Гершом Герхард Шолем (1 января 1976 г.). Саббатай Севи: Мистический Мессия, 1626-1676 гг . Издательство Принстонского университета . п. 368. ИСБН 978-0-691-01809-6 .
В Цфате движение [Саббатай] также набрало силу осенью 1665 года. Сообщения о полном разрушении в 1662 году [sic] тамошнего еврейского поселения кажутся сильно преувеличенными, а выводы, основанные на них, ложны. ... Рассказ Розанеса об уничтожении общины Цфата основан на неправильном понимании его источников; численность общины сократилась, но продолжала существовать... Очень живое описание еврейской общины дает французский торговец д'Арвье, посетивший Цфат в 1660 году.
- ^ Доктор Альтшулер, Мор . Мессианская тайна. (Иврит). Гл.8. «Золотой век каббалы в Цфате и ее экономический расцвет продолжались на протяжении шестнадцатого века. На пике своего развития город населяли более 15 000 евреев».
- ^ Кенесет Исраэль бе-Эрец-Исраэль. Хаад ха-леуми (1947). Исторические меморандумы . Генеральный совет (Ваад леуми) еврейской общины Палестины. п. 62. «…тридцать-сорок лет спустя французский путешественник Роже упоминает 200 еврейских и 100 мусульманских домов, в другом месте своей книги оценивая число евреев в 4000 человек. По словам турецкого путешественника Эвлиа Челеби, там было около 1300 еврейских домов, хотя он, вероятно, имел в виду семьи. Таким образом, кажется, что примерно в середине XVII века в Цфате проживало от 4000 до 5000 евреев».
- ^ Jump up to: а б « Санджак Сафада, который был частью этой провинции, оставался под сюзеренитетом друзов-амиров до 1660 года, когда османы реорганизовали провинцию. Мани, однако, не смогли сохранить свой контроль над санджаком , а друзские деревни в провинции территория потеряла свою защиту». Фирро, Кайс (1992). История друзов . БРИЛЛ. п. 45. ИСБН 978-90-04-09437-6 .
- ^ Jump up to: а б Абу-Хусейн, Абдул-Рахим (2004). Вид из Стамбула: Ливан и Друзский эмират в документах османской канцелярии, 1546-1711 гг . ИБТаурис. стр. 22–23 . ISBN 978-1-86064-856-4 .
- ^ Салиби, Камаль С. (2005). Дом многих особняков: история Ливана в новом свете . ИБТаурис. п. 66. ИСБН 978-1-86064-912-7 .
- ^ "В 1662 году Цфат и Тверия были разрушены в результате набега друзов из Ливана, а жители бежали в соседние деревни, в Сидон или в Иерусалим" Кенесет Исраэль бе-Эрец-Исраэль. Хаад ха-леуми (1947). Исторический меморандум Генеральный совет еврейской общины Палестины. п. 62.
- ^ Шолем, лок. цит. , стр.187