Базельская резня
Дата | 16 января 1349 г. |
---|---|
Расположение | Базель |
Координаты | 47 ° 33'17 "N 7 ° 35'26" E / 47,55472 ° N 7,59056 ° E |
Причина | Антисемитизм (Предполагаемое колодезное отравление ) |
Потери | |
300–600 [1] Евреи мертвы | |
Еврейская община изгнана |
Базельская резня — антисемитский эпизод в Базеле , произошедший в 1349 году в связи с предполагаемым отравлением колодца в рамках преследований «Чёрной смерти» , проводившихся против евреев в Европе во время « Чёрной смерти» . Несколько евреев , по разным оценкам, от 300 до 600 (согласно современным средневековым хроникам) или от 50 до 70 (по данным некоторых современных историков) были сожжены заживо после того, как их заперли в деревянном строении, построенном на соседнем острове на Рейне . Еврейских детей, видимо, пощадили, но насильно крестили и отправили в монастыри. Событие произошло 9 января. [2]
Фон
[ редактировать ]Евреи жили в Базеле по крайней мере с 1213 года, когда местная община была одной из крупнейших в Европе. [3] Община росла, и к середине 14 века в ней было 19 домов и синагога . [4] После того как они напали на евреев в своих владениях, другие города написали в Базель письма, призывая их также сжечь своих евреев. [4] С распространением Черной смерти в 14 веке произошли погромы против евреев, вызванные слухами об отравлении колодцев , что способствовало усилению антисемитских настроений. Хотя слухи об отравлении колодца, безусловно, сыграли свою роль в разжигании антисемитских настроений в Базеле, «непосредственная подоплека преследования была связана с социальными и политическими проблемами»; [4] некоторые базельские дворяне действительно были временно изгнаны из города на основании ложных показаний, данных евреями ( Ac quibusdam eciam nobilibus Basilee pro quandam iniura Iudeis illata ad logum tempus bannitis ). [4] Ненависть низших классов к евреям проистекала из их веры в то, что евреи были «союзниками» дворян, которым они часто давали взаймы деньги и с которыми рабочие враждовали в борьбе за власть. [4] Тот факт, что простолюдины поддержали в этом случае дворян, указывает на сложность социальной структуры Базеля. Простолюдины, вероятно, поддерживали дворян, потому что среди них были те, кто поддерживал их дело, возможно, кто-то, имевший некоторые претензии на дворянство. [4] Уже на Рождество 1348 года, еще до того, как чума достигла Базеля, еврейское кладбище было разрушено, и несколько евреев бежали из города.
В январе 1349 года состоялась встреча епископа Страсбурга и представителей городов Страсбург , Фрайбург и Базель для координации их политики перед лицом растущей волны нападений на евреев в регионе, которые номинально находились под имперской защитой. [ нужна ссылка ]
Резня
[ редактировать ]Толпа членов гильдий ворвалась в ратушу Базеля, требуя позволить изгнанным дворянам вернуться. Резня евреев в Базеле, похоже, была преднамеренной, о чем свидетельствует тот факт, что толпа несла транспаранты , указывающие на то, что акция была продумана заранее. [4] Кроме того, строительство деревянного сооружения, в котором должны были быть сожжены евреи, заняло время, что является еще одним свидетельством преднамеренного действия. [4]
Запуганные члены городского совета выполнили их просьбу, заявив, что ни одному еврею не будет разрешено вернуться в город в течение 200 лет. Без всякого суда или расследования члены городского совета приказали уничтожить евреев Базеля. [4] Всех евреев Базеля схватили и заперли в деревянном строении. [5] Последний был построен на близлежащем острове на Рейне , местонахождение которого неизвестно, хотя, возможно, оно находилось недалеко от устья реки Бирсиг , ныне заасфальтированной. Это также могла быть песчаная отмель . [4] 16 января 1349 г. [4] деревянное строение было подожжено, а запертые внутри евреи сгорели заживо или задохнулись. [1] [6]
Современный летописец Матиас Нойенбургский описывает это событие такими словами:
«Поэтому все евреи Базеля, без [вынесенного] законного приговора и из-за протеста народа, были сожжены на острове на реке Рейн в новом доме» ( Cremati sunt igitur absquesentencia ad clamorem populi omnes Judei). Basilienses in una insula Rheni in domo nova ). [4]
Недавно построенный дом, вероятно, был построен с целью сожжения евреев. [4]
600 жертв, упомянутые в средневековых источниках, кажутся завышенной цифрой, поскольку такое количество евреев вряд ли могло бы проживать в 19 домах Базельской еврейской общины. [4] Современные историки считают правдоподобной цифру от 50 до 70 жертв.Еврейских детей, очевидно, пощадили. Однако их насильно крестили и помещали в монастыри. Согласно списку еврейских мучеников, написанному через много лет после происшествия, 130 из них крестились. [4] Похоже, что несколько взрослых евреев были пощажены, потому что они приняли обращение. [7]
Аналогичные погромы произошли во Фрайбурге 30 января и в Страсбурге 14 февраля.Примечательно, что резня произошла еще до того, как Черная смерть достигла города. Когда оно, наконец, разразилось в апреле-мае 1349 года, обращенных евреев все еще обвиняли в отравлении колодца.Чиновники Базеля вынесли приговор некоторым крещеным евреям, и 4 июля четверо из них были подвергнуты пыткам на колесе , «признавшись», что отравили фонтаны Базеля ( Juden... Offenlich vor gerichte verjahen und seiten, das sie die brunnen ze unserre state etlich vergift hetten ). [4] Оставшиеся обращенные евреи были частично казнены, частично изгнаны. К концу 1349 года евреи Базеля были убиты, их кладбище разрушено, а все долги евреям объявлены погашенными. [8]
Последствия
[ редактировать ]После изгнания евреев в 1349 году Базель публично решил не пускать евреев обратно в город в течение как минимум 200 лет. Однако менее чем через 15 лет евреям разрешили вернуться после разрушительного землетрясения 1356 года , поскольку для восстановления города были необходимы кредиты и финансирование. [4] К 1361 году в Базеле снова жили евреи, насчитывавшие около 150 человек из общей численности населения, составлявшей около 8000 в 1370 году. [9] Однако они жили там только до 1397 года, когда возобновились обвинения в отравлении колодца. Евреи покинули город, и были изданы городские указы, запрещающие им возвращаться. [4] Впоследствии евреи были изгнаны из Берна (1427 г.) и Цюриха (1436 г.). [10] Что касается Базеля, единственным исключением были несколько евреев, которым позже разрешили жить в городе с 16 века, потому что они работали на еврейских типографов. [3] [4] [11] Далее еврейским купцам разрешили въезд в город раз в месяц. [11] Евреи вернулись жить в Базель только четыре столетия спустя, в 1805 году. [12]
См. также
[ редактировать ]- История евреев в Швейцарии
- Список массовых убийств в Швейцарии
- Мученичество в иудаизме
- История евреев в Базеле
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б Омер-Ман, Майкл. «Эта неделя в истории: сожжены евреи Базеля» . «Джерузалем Пост» . Проверено 17 апреля 2023 г.
- ^ Хауманн, Хайко; Хабер, Питер, ред. (1997). Первый сионистский конгресс 1897 г. Причины, значение, актуальность . Каргер. п. 178. ИСБН 9783805565448 .
- ^ Перейти обратно: а б «Виртуальный тур по еврейской истории Швейцарии» . www.jewishvirtuallibrary.org . Проверено 19 апреля 2023 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с Винклер, Альберт (2005). Средневековый Холокост: приближение чумы и уничтожение евреев в Германии, 1348-1349 гг . Университет Бригама Янга. стр. 15–25.
- ^ Баттегай, Любрих; Каспар, Наоми (2018). Еврейская Швейцария: 50 предметов рассказывают свою историю . Базель: Кристоф Мериан. стр. 42–45. ISBN 978-3-85616-847-6 .
- ^ «Чёрная смерть» . www.jewishhistory.org .
- ^ «Еврейская община Базеля» . Музей еврейского народа в Бейт-Хатфуцот. Архивировано из оригинала 24 июня 2018 года . Проверено 24 июня 2018 г.
- ^ Хауманн, Эрлангер; Кури, Мейер; Уичерс, Хейко; Саймон, Патрик; Вернер, Герман (1999). Евреи в Базеле и окрестностях. К истории меньшинства. Презентация и источники для использования в школах . Schwabe Verlagsgruppe AG Schwabe Verlag.
- ^ Нолте (2019), с. 71
- ^ Любрич, Наоми, изд. (18 сентября 2022 г.). Культура рождения / Культура рождения Еврейские артефакты из сельской Швейцарии и окрестностей Питер Штайн Посвящается Питеру Штайну . Швабе Верлаг (Базель). ISBN 9783796546518 .
- ^ Перейти обратно: а б Бернетт, Стивен Г. (1996). От христианского гебраизма к иудаике Иоганнес Буксторф (1564-1629) и изучение иврита в семнадцатом веке . Брилл. п. 41. ИСБН 9789004103467 .
- ^ Катя Гут-Дрейфус, 175 лет израильской общины Базеля (1980).
- Резня 14 века
- Средневековые антиеврейские погромы
- История Базеля
- Еврейская история Швейцарии
- Евреи и иудаизм в Базеле
- 14 век в Швейцарии.
- 1349 в Европе
- Резня в Швейцарии
- Поджоги в Европе
- Пожары в зданиях и сооружениях в Европе
- Пожары в Швейцарии
- Резня евреев
- Антисемитизм в Швейцарии
- Люди, казненные в Швейцарии путем сожжения