История евреев в Польше XIX века.
Часть серии о |
История евреев и Иудаизм в Польше |
---|
Историческая хронология • Список евреев |
Портал иудаизма Портал Польши |
Эту статью , возможно, придется переписать, Википедии чтобы она соответствовала стандартам качества . ( ноябрь 2012 г. ) |
История евреев в Польше 19 века охватывает период еврейско-польской истории от расчленения Речи Посполитой ( см. также: Разделы Польши ) до начала 20 века.
Евреи Польши в составе Российской империи (1795–1918)
[ редактировать ]Официальная российская политика в конечном итоге оказалась значительно более жесткой по отношению к евреям, чем при независимом польском правлении. Земли, которые когда-то были Польшей, должны были остаться домом для многих евреев, поскольку в 1772 году Екатерина II , царица российская , учредила черту оседлости , ограничивая евреев западными частями империи, которые в конечном итоге включали многие Польша, хотя и исключила некоторые районы, в которых ранее жили евреи. К концу 19 века в черте оседлости проживало более четырех миллионов евреев.
Первоначально российская политика по отношению к евреям Польши была запутанной, чередуясь между жесткими правилами и несколько более просвещенной политикой. В 1802 году царь учредил Комитет по улучшению положения евреев в попытке разработать последовательный подход к новому еврейскому населению Империи. В 1804 году Комитет предложил ряд шагов, призванных побудить евреев к ассимиляции, хотя и не принуждал их к этому. Он предлагал разрешить евреям посещать школу и даже владеть землей, но ограничивал их въезд в Россию, запрещал им заниматься пивоваренной промышленностью и включал ряд других запретов. Наиболее просвещенные части этой политики так и не были полностью реализованы, и положение евреев в черте оседлости постепенно ухудшалось. В 1820-х годах кантонистские законы, принятые царем Николаем, сохранили традиционное двойное налогообложение евреев вместо армейской службы, в то же время фактически требуя от всех еврейских общин производить мальчиков для службы в армии, где их часто заставляли переходить в другую веру.
Одним из важнейших событий этого периода стало учреждение Раввинской школы — неполной средней школы для еврейской мужской молодежи, основанной в 1826 году на основании царского указа от 1 июля 1825 года и просуществовавшей до 1860/1861 учебного года. [1]
В четыре школьных года преподавались следующие предметы: Ветхий Завет , Мидраш (комментарии к Священному Писанию), Талмуд , всеобщая история, история Польши , математика , география , иврит , польский , немецкий и французский языки . Выпускниками школы были представители еврейской интеллигенции, связанные с ассимиляционным движением. [1]
Лишь немногие выпускники посвятили себя профессии раввина . Для них были запланированы дополнительные занятия. еврейскую элиту Варшавы Большинство выпускников составили прогрессивную : предпринимателей, торговцев, ученых, журналистов, художников и меценатов.
Учредительный комитет, назначенный правительством Конгресса Польши, состоял из трех поляков, в том числе Стефана Витвицкого . Раввинскую школу с момента ее основания до своей смерти в 1852 году возглавлял Антони Эйзенбаум , затем Якуб Тугендхольд до ее закрытия в 1862 году. Учителями работали евреи и христиане. Всего раввинскую школу окончило около тысячи евреев. В школе внушали патриотические настроения. Некоторые студенты, такие как Станислас Херниш , приняли участие в Ноябрьском восстании 1831 года.
Варшавская раввинская школа подверглась резкой критике со стороны ортодоксальных еврейских кругов. [1] На протяжении всего времени пребывания Эйзенбаума в школе ходили слухи, что мальчиков, посещающих школу, кормили треф- питанием и, как правило, заставляли отказаться от своей религии. Не помогло делу и то, что школьным инспектором был католический священник, христианский гебраист Луиджи Кьярини , известный критик Талмуда . [2] Хуже того, школьным преподавателем иврита и Библии был Авраам Бюхнер, как и Эйзенбаум, радикальный просветитель , который преподавал иврит, используя грамматику Кьярини, и использовал . библейские комментарии Мендельсона [2]
Хотя евреям было предоставлено немного больше прав в результате эмансипационной реформы 1861 года , они по-прежнему были ограничены чертой оседлости и подвергались ограничениям на собственность и профессию. Однако в 1881 году статус-кво был нарушен убийством царя Александра II, в котором ложно обвинили евреев.
Погромы
[ редактировать ]Убийство вызвало крупномасштабную волну антиеврейских беспорядков, называемых погромами, в течение 1881–1884 годов. Во время вспышки 1881 года погромы произошли и в России: в ходе беспорядков в Варшаве двенадцать евреев были убиты, многие другие были ранены, женщины были изнасилованы, а имущество на сумму более двух миллионов рублей было уничтожено. [3] Новый царь Александр III обвинил евреев в беспорядках и ввел ряд жестких ограничений на еврейские движения, но большое количество погромов продолжалось до 1884 года, по крайней мере, при молчаливом одобрении правительства. Погромы стали поворотным моментом в истории евреев в Польше и во всем мире. Они вызвали огромный поток еврейской иммиграции в Соединенные Штаты: к концу 1920-х годов почти два миллиона евреев покинули черту оседлости, а погромы подготовили почву для сионизма .
Еще более кровавая волна погромов разразилась в 1903–1906 гг., включая Кишиневский погром (апрель 1903 г.), Одесский погром (октябрь 1905 г.), Киевский погром (октябрь 1905 г.) и Белостокский погром (апрель 1906 г.). Сотни евреев были убиты и еще больше ранены.
Хаскала
[ редактировать ]Еврейское Просвещение, Хаскала , начало распространяться в Польше в XIX веке, делая упор на светские идеи и ценности. Защитники Хаскалы, Маскилимы , настаивали на ассимиляции и интеграции в русскую культуру. В то же время существовала еще одна школа еврейской мысли, которая делала упор на традиционные исследования и еврейский ответ на этические проблемы антисемитизма и преследований, одной из форм которых было движение Мусар . Хотя евреи в черте оседлости в целом были беднее и менее образованы, чем в других регионах, они все еще были частью дебатов о будущем иудаизма в 19 веке.
Политика на территории Польши
[ редактировать ]К концу 19 века Хаскала и вызванные ею дебаты привели к появлению растущего числа политических движений внутри самой еврейской общины, охватывающих широкий спектр взглядов и борющихся за голоса на местных и региональных выборах. Сионизм стал очень популярен с появлением партии Поалей Цион , а также религиозного польского движения Мизрахи и все более популярных «Общих сионистов» . Евреи также приняли социализм , сформировав Всеобщий еврейский трудовой союз и фольксистов (Народную партию), которые поддерживали ассимиляцию и права труда . Многие евреи приняли участие в Революционном движении 1905 года .
Евреи также присоединились к борьбе поляков за независимую Польшу. Многие евреи участвовали в ряде польских восстаний против Российской империи , включая восстание Костюшко (1794 г.) и Январское восстание (1863 г.). Еврейский студент Михал Ланди был убит русскими солдатами во время польской демонстрации в Варшаве в 1861 году. [4] Хотя полиция не разрешила христианам участвовать в его похоронах, Михал Ланди вскоре стал мощным символом польского еврейского братства. [5]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с «История» . Виртуальный штетл .
- ^ Перейти обратно: а б Уикс, Теодор Р. (2006). От ассимиляции к антисемитизму. «Еврейский вопрос» в Польше, 1850-1914 гг . Издательство Университета Северного Иллинойса . п. 29. ISBN 9780875803524 .
- ^ Дубнов, Саймон (2000). История евреев в России и Польше . Авотайну Инк. 342 . ISBN 1-886223-11-4 .
- ^ Вэлли, Эли (1999). Великие еврейские города Центральной и Восточной Европы. Путеводитель и справочник по Праге, Варшаве, Кракову и Будапешту . Роуман и Литтлфилд. п. 203 . ISBN 9780765760005 .
- ^ Опальски, Магдалена; Бартал, Исраэль. Поляки и евреи: несостоявшееся братство . Университетское издательство Новой Англии . п. 44 .