Jump to content

История евреев в Польше XIX века.

История евреев в Польше 19 века охватывает период еврейско-польской истории от расчленения Речи Посполитой ( см. также: Разделы Польши ) до начала 20 века.

Евреи Польши в составе Российской империи (1795–1918)

[ редактировать ]

Официальная российская политика в конечном итоге оказалась значительно более жесткой по отношению к евреям, чем при независимом польском правлении. Земли, которые когда-то были Польшей, должны были остаться домом для многих евреев, поскольку в 1772 году Екатерина II , царица российская , учредила черту оседлости , ограничивая евреев западными частями империи, которые в конечном итоге включали многие Польша, хотя и исключила некоторые районы, в которых ранее жили евреи. К концу 19 века в черте оседлости проживало более четырех миллионов евреев.

Еврейские дети на улице Варшавы , Польша, 1897 год.

Первоначально российская политика по отношению к евреям Польши была запутанной, чередуясь между жесткими правилами и несколько более просвещенной политикой. В 1802 году царь учредил Комитет по улучшению положения евреев в попытке разработать последовательный подход к новому еврейскому населению Империи. В 1804 году Комитет предложил ряд шагов, призванных побудить евреев к ассимиляции, хотя и не принуждал их к этому. Он предлагал разрешить евреям посещать школу и даже владеть землей, но ограничивал их въезд в Россию, запрещал им заниматься пивоваренной промышленностью и включал ряд других запретов. Наиболее просвещенные части этой политики так и не были полностью реализованы, и положение евреев в черте оседлости постепенно ухудшалось. В 1820-х годах кантонистские законы, принятые царем Николаем, сохранили традиционное двойное налогообложение евреев вместо армейской службы, в то же время фактически требуя от всех еврейских общин производить мальчиков для службы в армии, где их часто заставляли переходить в другую веру.

Одним из важнейших событий этого периода стало учреждение Раввинской школы неполной средней школы для еврейской мужской молодежи, основанной в 1826 году на основании царского указа от 1 июля 1825 года и просуществовавшей до 1860/1861 учебного года. [1]

В четыре школьных года преподавались следующие предметы: Ветхий Завет , Мидраш (комментарии к Священному Писанию), Талмуд , всеобщая история, история Польши , математика , география , иврит , польский , немецкий и французский языки . Выпускниками школы были представители еврейской интеллигенции, связанные с ассимиляционным движением. [1]

Лишь немногие выпускники посвятили себя профессии раввина . Для них были запланированы дополнительные занятия. еврейскую элиту Варшавы Большинство выпускников составили прогрессивную : предпринимателей, торговцев, ученых, журналистов, художников и меценатов.

Учредительный комитет, назначенный правительством Конгресса Польши, состоял из трех поляков, в том числе Стефана Витвицкого . Раввинскую школу с момента ее основания до своей смерти в 1852 году возглавлял Антони Эйзенбаум , затем Якуб Тугендхольд до ее закрытия в 1862 году. Учителями работали евреи и христиане. Всего раввинскую школу окончило около тысячи евреев. В школе внушали патриотические настроения. Некоторые студенты, такие как Станислас Херниш , приняли участие в Ноябрьском восстании 1831 года.

Варшавская раввинская школа подверглась резкой критике со стороны ортодоксальных еврейских кругов. [1] На протяжении всего времени пребывания Эйзенбаума в школе ходили слухи, что мальчиков, посещающих школу, кормили треф- питанием и, как правило, заставляли отказаться от своей религии. Не помогло делу и то, что школьным инспектором был католический священник, христианский гебраист Луиджи Кьярини , известный критик Талмуда . [2] Хуже того, школьным преподавателем иврита и Библии был Авраам Бюхнер, как и Эйзенбаум, радикальный просветитель , который преподавал иврит, используя грамматику Кьярини, и использовал . библейские комментарии Мендельсона [2]

Хотя евреям было предоставлено немного больше прав в результате эмансипационной реформы 1861 года , они по-прежнему были ограничены чертой оседлости и подвергались ограничениям на собственность и профессию. Однако в 1881 году статус-кво был нарушен убийством царя Александра II, в котором ложно обвинили евреев.

Убийство вызвало крупномасштабную волну антиеврейских беспорядков, называемых погромами, в течение 1881–1884 годов. Во время вспышки 1881 года погромы произошли и в России: в ходе беспорядков в Варшаве двенадцать евреев были убиты, многие другие были ранены, женщины были изнасилованы, а имущество на сумму более двух миллионов рублей было уничтожено. [3] Новый царь Александр III обвинил евреев в беспорядках и ввел ряд жестких ограничений на еврейские движения, но большое количество погромов продолжалось до 1884 года, по крайней мере, при молчаливом одобрении правительства. Погромы стали поворотным моментом в истории евреев в Польше и во всем мире. Они вызвали огромный поток еврейской иммиграции в Соединенные Штаты: к концу 1920-х годов почти два миллиона евреев покинули черту оседлости, а погромы подготовили почву для сионизма .

Еще более кровавая волна погромов разразилась в 1903–1906 гг., включая Кишиневский погром (апрель 1903 г.), Одесский погром (октябрь 1905 г.), Киевский погром (октябрь 1905 г.) и Белостокский погром (апрель 1906 г.). Сотни евреев были убиты и еще больше ранены.

Еврейское Просвещение, Хаскала , начало распространяться в Польше в XIX веке, делая упор на светские идеи и ценности. Защитники Хаскалы, Маскилимы , настаивали на ассимиляции и интеграции в русскую культуру. В то же время существовала еще одна школа еврейской мысли, которая делала упор на традиционные исследования и еврейский ответ на этические проблемы антисемитизма и преследований, одной из форм которых было движение Мусар . Хотя евреи в черте оседлости в целом были беднее и менее образованы, чем в других регионах, они все еще были частью дебатов о будущем иудаизма в 19 веке.

Политика на территории Польши

[ редактировать ]

К концу 19 века Хаскала и вызванные ею дебаты привели к появлению растущего числа политических движений внутри самой еврейской общины, охватывающих широкий спектр взглядов и борющихся за голоса на местных и региональных выборах. Сионизм стал очень популярен с появлением партии Поалей Цион , а также религиозного польского движения Мизрахи и все более популярных «Общих сионистов» . Евреи также приняли социализм , сформировав Всеобщий еврейский трудовой союз и фольксистов (Народную партию), которые поддерживали ассимиляцию и права труда . Многие евреи приняли участие в Революционном движении 1905 года .

Бундовская демонстрация, 1917 год.

Евреи также присоединились к борьбе поляков за независимую Польшу. Многие евреи участвовали в ряде польских восстаний против Российской империи , включая восстание Костюшко (1794 г.) и Январское восстание (1863 г.). Еврейский студент Михал Ланди был убит русскими солдатами во время польской демонстрации в Варшаве в 1861 году. [4] Хотя полиция не разрешила христианам участвовать в его похоронах, Михал Ланди вскоре стал мощным символом польского еврейского братства. [5]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Перейти обратно: а б с «История» . Виртуальный штетл .
  2. ^ Перейти обратно: а б Уикс, Теодор Р. (2006). От ассимиляции к антисемитизму. «Еврейский вопрос» в Польше, 1850-1914 гг . Издательство Университета Северного Иллинойса . п. 29. ISBN  9780875803524 .
  3. ^ Дубнов, Саймон (2000). История евреев в России и Польше . Авотайну Инк. 342 . ISBN  1-886223-11-4 .
  4. ^ Вэлли, Эли (1999). Великие еврейские города Центральной и Восточной Европы. Путеводитель и справочник по Праге, Варшаве, Кракову и Будапешту . Роуман и Литтлфилд. п. 203 . ISBN  9780765760005 .
  5. ^ Опальски, Магдалена; Бартал, Исраэль. Поляки и евреи: несостоявшееся братство . Университетское издательство Новой Англии . п. 44 .
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: cdc7bb65643714a96a9b3d7fd3813adf__1711292820
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/cd/df/cdc7bb65643714a96a9b3d7fd3813adf.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
History of the Jews in 19th-century Poland - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)