Jump to content

Еврейские политические движения

(Перенаправлено с польского Мизрахи )

Еврейские политические движения – это организованные усилия евреев по созданию собственных политических партий или иному представлению своих интересов в политике за пределами еврейской общины . Со времени осады Иерусалима римлянами и до основания Израиля еврейский народ не имел территории, и до XIX века ему в целом было отказано в равных правах в странах, в которых он жил. в XIX веке Таким образом, до попыток эмансипации евреев почти вся еврейская политическая борьба носила внутренний характер и касалась в первую очередь либо религиозных вопросов, либо проблем конкретной еврейской общины. (См. Иудаизм и политика .) [ нужна ссылка ]

Рождение еврейских политических движений

[ редактировать ]
Моисей Мендельсон, основатель Хаскала движения

Поскольку евреи были исключены как аутсайдеры по всей Европе, они были по большей части исключены из политики или какого-либо участия в более широкой политической и социальной сфере стран, в которых они были вовлечены, до тех пор, пока эпоха Просвещения и ее еврейский аналог, Хаскала , не создали популярные движения. возможный. Пока евреи жили в сегрегированных общинах и пока все возможности социального общения с соседями -неевреями были для них закрыты, раввин был самым влиятельным членом еврейской общины. Помимо того, что раввин был религиоведом и священнослужителем, он также выступал в качестве гражданского судьи во всех делах, в которых обе стороны были евреями. Иногда раввины обладали другими важными административными полномочиями вместе со старейшинами общины. Раввинат был высшей целью многих еврейских мальчиков, а изучение Торы ( первых пяти книг Библии) и Талмуда было средством достижения этого желанного положения или одного из многих других важных общественных отличий. Последователи Хаскалы выступали за «выход из гетто », не только физически, но также умственно и духовно. Пример Моисея Мендельсона (1729–1786), прусского еврея и деда композитора Феликса Мендельсона , послужил руководством этого движения. Необычайный успех Мендельсона как популярного философа и человека письма раскрыли ранее не подозревавшиеся возможности интеграции и принятия евреев среди неевреев.

Изменения, вызванные движением Хаскала, совпали с ростом революционных движений по всей Европе. Несмотря на эти движения, только Франция, Великобритания и Нидерланды после Французской революции 1796 года предоставили евреям в своих странах равные права с неевреями. В других странах Европы, особенно там, где евреи были наиболее сконцентрированы в Центральной и Восточной Европе, евреям не были предоставлены равные права. Именно в революционной атмосфере середины XIX века произошли первые настоящие еврейские политические движения. [ нужна ссылка ]

Эмансипационные движения

[ редактировать ]

На ранних стадиях еврейского освободительного движения евреи были просто частью общих усилий по достижению свободы и прав, которые приводили к народным восстаниям, таким как революция 1848 года . Еврейские государственные деятели и интеллектуалы, такие как Генрих Гейне , Иоганн Якоби , Габриэль Риссер , Берр Исаак Берр и Лайонел Натан Ротшильд, активно участвовали в общем движении к свободе и политической свободе. [ нужна ссылка ]

Тем не менее, перед лицом постоянных антисемитских инцидентов, таких как Дамасский кровавый навет 1840 года, и неспособности многих государств эмансипировать евреев, еврейские организации начали формироваться, чтобы добиваться эмансипации и защиты евреев. Совет депутатов британских евреев под руководством Мозеса Монтефиоре , Центральная консистория Парижа и Всемирный израильский союз, основанный Адольфом Кремье , начали работать над обеспечением свободы евреев на протяжении всей середины XIX века. [ нужна ссылка ]

Социалистическое и рабочее движения

[ редактировать ]

Разочарование медленными темпами принятия евреев в европейское общество и революционный утопизм привели к растущему интересу к протосоциалистическим и коммунистическим движениям , особенно когда ранние социалистические лидеры, такие как Сен-Симон , проповедовали эмансипацию евреев. Моисей Гесс сыграл роль в знакомстве Карла Маркса (который происходил из длинного рода раввинов) и Фридриха Энгельса с историческим материализмом . Еврей Фердинанд Лассаль основал первую настоящую рабочую партию в Германии, Всеобщую немецкую рабочую ассоциацию (которая в конечном итоге объединилась с другими партиями и стала Социал-демократической партией Германии ) и сделал эмансипацию евреев одной из своих целей. [ нужна ссылка ]

Более интеллектуальные социалистические движения евреев в Западной Европе так и не набрали оборотов, когда началась эмансипация. Однако в Восточной Европе и России Бунд Всеобщий еврейский рабочий союз – основанный в 1897 году, стал ключевой силой в организации евреев и, по крайней мере, на начальном этапе, главным противником другого еврейского политического движения того времени – сионизма . В России существовали и другие еврейские социалистические партии, такие как ( территориалистская ) Сионистская социалистическая рабочая партия и Еврейская социалистическая рабочая партия , которые объединили свои судьбы в 1917 году как Объединенная еврейская социалистическая рабочая партия . Другой левой российской еврейской партией была Еврейская социал-демократическая рабочая партия (Поалей-Цион) . [ нужна ссылка ]

Сионистские движения

[ редактировать ]

Целью сионизма было создание светского государства вблизи библейской Земли Израиля . Сионизм, или идея восстановленной национальной родины и общей идентичности евреев, уже начал формироваться к середине 19 века благодаря таким еврейским мыслителям, как Моисей Гесс, чьи работы 1862 года «Рим и Иерусалим»; В «Последнем национальном вопросе» утверждалось, что евреи поселятся в Палестине как средство решения национального вопроса . Гесс предложил социалистическое государство, в котором евреи станут аграрными посредством процесса «выкупа земли», который превратит еврейскую общину в «истинную» нацию, в которой евреи займут продуктивные слои общества, а не будут посредниками. непроизводительный купеческий класс, именно так он воспринимал евреев в Европе. Гесс, наряду с более поздними мыслителями, такими как Наум Сыркин и Бер Борохов , считается основателем социалистического сионизма и рабочего сионизма и одним из интеллектуальных предшественников кибуцного движения. Другие, такие как раввин Цви Калишер, рассматривали возвращение на еврейскую родину как исполнение библейского пророчества естественным путем. [ нужна ссылка ]

Теодор Герцль , ключевая фигура в развитии сионизма

В течение XIX века преследование евреев в Восточной Европе, где эмансипация не произошла в такой степени, как в Западной Европе (или вообще), усилилось. Начиная с спонсируемых государством массовых антиеврейских погромов, последовавших за убийством царя Александра II , через кровавые погромы 1903–1906 годов, в результате которых тысячи евреев были убиты и еще многие получили ранения, и продолжаясь делом Дрейфуса во Франции в 1894 году, евреи были были глубоко потрясены, увидев продолжающийся рост антисемитизма от России до Франции, страны, которую они считали домом просвещения и свободы. [1]

В ответ на первое 1 января 1882 года Иуда Лейб Пинскер опубликовал брошюру «Автоэмансипация». Эта брошюра оказала влияние на политическое сионистское движение. Движение должно было набрать обороты под руководством австрийско-еврейского журналиста Теодора Герцля , который опубликовал в 1896 году свою брошюру Der Judenstaat («Еврейское государство»). До «дела Дрейфуса» Герцль был ассимиляционистом, но, увидев как Франция относилась к своим лояльным еврейским подданным, он предложил построить отдельное еврейское государство. В 1897 году Герцль организовал Первый сионистский конгресс в Базеле , Швейцария , который основал Всемирную сионистскую организацию (ВСО) и избрал Герцля ее первым президентом. После создания государства сионизм в его различных формах станет крупнейшим еврейским политическим движением, хотя больше евреев будут участвовать в национальной политике стран, в которых они проживали. [ нужна ссылка ]

После погромов 1905 года в России историк Симон Дубнов основал Народную партию (идише Фолькспартай), которая имела некоторую интеллектуальную аудиторию в России, затем в независимых Польше и Литве в 1920–1930-х годах, где она была представлена ​​также в парламентах. ( Сейм , Сейм ), как и во многих муниципальных советах (включая Варшаву ), до конца 1930-х годов. Партия не пережила Шоа, Холокост. [ нужна ссылка ]

Территориалисты

[ редактировать ]

Территориалисты, отколовшиеся от сионистов после Седьмого сионистского конгресса в 1905 году, призывали к созданию достаточно большой и компактной еврейской территории (или территорий), не обязательно в Земле Израиля и не обязательно полностью автономной. Некоторые лидеры-территориалисты, такие как Нахман Сыркин , поддерживали социалистические версии сионизма , в то время как некоторые другие, такие как Люсьен Вольф , активно выступали против сионизма и продвигали антинационалистические идеи. Исаак Нахман Штейнберг , один из основателей Лиги Фриленда , придерживался антиавторитарных социалистических взглядов, как и его близкий друг Эрих Фромм , который поддерживал территориалистские идеи Штейнберга. [ нужна ссылка ]

Анархисты

[ редактировать ]

Хотя евреи в целом играли важную роль в международных анархистских движениях, многие еврейские анархисты активно продвигали язык и культуру идиш , уделяя особое внимание еврейским проблемам. В то время как большинство еврейских анархистов были нерелигиозными или даже категорически антирелигиозными, некоторые еврейские анархисты и антиавторитарные мыслители, такие как Мартин Бубер , раввин Иегуда Ашлаг , Исаак Нахман Штейнберг и Густав Ландауэр , были религиозными или религиозно настроенными и часто ссылались на Тору. Талмуд и другие традиционные иудаистские источники, утверждающие, что анархистские идеи глубоко укоренены в еврейской традиции. Еврейские анархисты считают, что в безгосударственном, свободном и разнообразном анархистском обществе у евреев будет больше возможностей для выражения своей индивидуальной и культурной автономии. Многие еврейские анархисты, пропагандируя универсальные интернационалистические ценности, активно участвовали в развитии идишской культуры и жизни еврейской общины. [ нужна ссылка ]

движениями существовало некоторое пересечение Между еврейским анархистским, фолькистским и территориалистским . Например, Исаак Нахман Штайнберг , известный лидер территориальности, придерживался анархистских взглядов. Большинство еврейских анархистов поддерживали анархо-синдикализм и коммунистический анархизм , в то время как некоторые были анархистами-индивидуалистами. Небольшое современное анархистское движение в Израиле очень активно участвует в акциях мира и палестинской солидарности. [ нужна ссылка ]

Современные еврейские политические движения

[ редактировать ]

Сионизм продолжает оставаться центральным транснациональным политическим движением большинства евреев, хотя он раскололся на множество ветвей и философий, которые охватывают политический спектр от левого до правого крыла. Евреи также активно работают в правительстве многих стран, в которых они живут, а также в еврейских общественных организациях, которые часто занимают политические позиции. [ нужна ссылка ]

В Израиле

[ редактировать ]

За пределами Израиля

[ редактировать ]

В 20 веке евреи в Европе и Америке традиционно склонялись к левым политическим взглядам и сыграли ключевую роль в зарождении рабочего движения , а также социализма . Хотя евреи диаспоры также были представлены на консервативной стороне политического спектра, даже политически консервативные евреи были склонны поддерживать плюрализм более последовательно, чем многие другие элементы политических правых . [ нужна ссылка ] Дэниел Дж. Элазар связывает эту плюралистическую тенденцию с тем фактом, что от евреев не ожидается обращения в свою веру, и утверждает, что, в то время как христианство и ислам предполагают единое мировое государство, иудаизм этого не делает. [1] Отсутствие универсализирующей религии сочетается с тем фактом, что большинство евреев живут как меньшинства в своих странах и что никакого центрального еврейского религиозного органа не существует уже более 2000 лет. (См. список евреев в политике , который иллюстрирует разнообразие еврейской политической мысли и роли, которую евреи играли в политике.)

Существует также ряд еврейских светских организаций на местном, национальном и международном уровнях. Эти организации часто играют важную роль в еврейской общине. Большинство крупнейших групп, таких как Хадасса и Объединенные еврейские общины , имеют выборное руководство. [ нужна ссылка ] Ни одна светская группа не представляет всю еврейскую общину, и среди евреев часто возникают серьезные внутренние дебаты по поводу позиции, которую эти организации занимают в вопросах, касающихся еврейской общины в целом, таких как антисемитизм и политика Израиля. [ нужна ссылка ] Сегодня в Соединенных Штатах и ​​Канаде преимущественно светские Объединенные еврейские общины (UJC), ранее известные как United Jewish Appeal (UJA), представляют более 150 еврейских федераций и 400 независимых общин по всей Северной Америке. В каждом крупном американском городе есть местная «Еврейская федерация», и во многих из них есть современные общественные центры и предоставляются услуги, в основном связанные со здравоохранением. Они собирают рекордные суммы денег на благотворительные и гуманитарные цели в Северной Америке и Израиле. Другие организации, такие как Антидиффамационная лига , Американский еврейский конгресс , Американский еврейский комитет , Американо-израильский комитет по связям с общественностью , Сионистская организация Америки, «Американцы за безопасный Израиль», «Бнай Брит» и «Агудат Исраэль», представляют различные сегменты американского общества. Еврейской общины по различным вопросам. [ нужна ссылка ]

XXI век принес изменения в политические взгляды еврейских общин диаспоры. В США и Канаде, двух крупнейших общинах еврейской диаспоры, избиратели переходят от либеральных к более консервативным взглядам. В 2011 году опрос избирателей Ipsos Reid на федеральных выборах в Канаде показал, что 52 процента избирателей-евреев поддержали консерваторов, 24 процента - либералов и 16 процентов - НДП, что отражает «огромный сдвиг в предпочтениях избирателей среди канадских Евреи». Этот сдвиг, похоже, отражает согласие с правым коалиционным правительством премьер-министра Израиля Биньямина Нетаньяху и его взглядами на безопасность Израиля. [2] Еврейская община Великобритании также склоняется к консерватизму в 21 веке, как показывает опрос, опубликованный изданием Jewish Chronicle в начале 2015 года. Из опрошенных британских евреев 69% проголосовали бы за Консервативную партию, а 22% проголосовали бы за Лейбористскую партию. Это резко контрастирует с остальной частью избирателей, у которых, согласно опросу BBC, консерваторы и лейбористы почти сравнялись примерно по трети каждый. Евреи, как правило, были частью британского среднего класса, традиционного дома Консервативной партии, хотя число евреев в рабочих общинах Лондона сокращается. Основной избирательный блок беднейших евреев Британии, состоящий в основном из ультраортодоксов, голосует «в массовом порядке» за консерваторов. Отношение к Израилю влияет на голосование трех из четырех британских евреев. [3] [4]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Вайнберг, Роберт. Революция 1905 года в Одессе: кровь на ступеньках . 1993, с. 164.
  2. Как происходит политический сдвиг среди еврейских избирателей в Канаде , The Globe and Mail, 28 сентября 2011 г.
  3. ^ Огромное большинство британских евреев проголосуют за Тори, показал опрос JC The JC.com, 7 апреля 2015 г.
  4. Как Эд Милибэнд потерял британских еврейских избирателей The Jewish Daily Forward, 8 апреля 2015 г.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 5f170b6f075049a507427bf3426d23be__1708565160
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/5f/be/5f170b6f075049a507427bf3426d23be.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Jewish political movements - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)