Политический квиетизм в исламе
Часть серии о |
ислам |
---|
![]() |
В контексте политических аспектов религии ислама или скептицизма по поводу того , политический квиетизм использовался для обозначения религиозно мотивированного ухода от политических дел что простые смертные могут создать истинное исламское правительство. Это противоположность политическому исламу , который утверждает, что исламская религия и политика неразделимы, и мусульмане должны бороться за установление истинного исламского правительства.
Его также использовали для описания мусульман, которые считают, что «запрещено восставать против [мусульманского] правителя». [ 1 ] [ 2 ] или даже вступить в политические фракции, поскольку это вызовет разобщенность в обществе; но это в нужный момент в будущем, когда (в зависимости от секты мусульман) придет консенсус исламских ученых (в суннитском исламе), [ 3 ] или двенадцатый имам (в шиитском исламе-двунадесятнике) призывает к этому, [ 4 ] все мусульмане должны поддерживать истинное исламское правительство. ( Сунниты Саудовской Аравии [ 5 ] и салафиты [ 3 ] [ 6 ] [ 7 ] иногда описываются как имеющие «квиетистское» и «радикальное» крыло.) [ 8 ]
Обзор
[ редактировать ]Некоторые аналитики утверждают, что «исламская политическая культура способствует политическому квиетизму», особенно когда она сталкивается с формами абсолютного лидерства, такими как автократия , монархия или халифат . [ 9 ] и процитировать «известное исламское наставление: «Лучше сто лет тирании султана, чем один год тирании людей друг над другом». [ 10 ] Другие священные писания, обосновывающие политический квиетизм в исламе, включают аят «Повинуйтесь Богу, повинуйтесь Его Пророку и повинуйтесь тем из вас, кто обладает властью» ( Q4:59 ) и хадис : «Повинуйтесь тому, кто обладает властью над вами, даже если он быть изуродованным эфиопским рабом [ 11 ] [ 12 ] Другие «часто цитируемые», но не библейские высказывания среди суннитских юристов и богословов, которые поощряют принятие, а не сопротивление, включают: «Чья власть преобладает, нужно подчиняться» и «мир может жить с тиранией, но не с анархией». [ 13 ]
Сауд аль-Сархан в своем трактате « Политический квиетизм в исламе: суннитские и шиитские практики и мысли» утверждает, что в средние века на фоне падения власти мусульманской империи верховные власти стали абсолютными, а спокойствие стало добродетелью идеальных граждан. [ ласковые слова ] жанр насихата и советской литературы . стал процветать [ 9 ] По словам аль-Сархана, целью консультативной литературы в то время было помочь сохранить политическую власть как часть прагматичной тихой деятельности. [ 9 ] аль-Сархан далее утверждает, что персидское авторство XII века, хотя и олицетворяло политическую активность, с одной стороны, во многом уступило санкционированному Богом абсолютизму халифов, с другой. [ 9 ] Литература по стратегии через советы была тонким выражением политического активизма, призывающего к справедливому и разумному управлению в четырех уголках религиозного диктата при сохранении прагматического подчинения властям, находящимся у власти. [ 9 ]
Египетский муфтий Мухаммад Сайид Тантави дал интервью в 1988 году, в котором, среди прочего, утверждал, что традиционная исламская обязанность хисбах (запрещать неправильное и повелевать правильным), когда она осуществляется «рукой» (а не словом или молча) в обществе в целом, сохраняется для властей. По мнению западного ученого Бернарда Льюиса , квиетизм противопоставляется «активистскому» исламу:
В частности, существуют две политические традиции, одну из которых можно назвать квиетистской, другую – активистской. Аргументы в пользу обоих основаны, как и большинство ранних исламских аргументов, на Священной Книге, а также на действиях и высказываниях Пророка. Квиетистская традиция, очевидно, опирается на Пророка как на суверена, судью и государственного деятеля. Но до того, как Пророк стал главой государства, он был мятежником. До того, как он отправился из Мекки в Медину, где стал сувереном, он был противником существующего порядка. Он возглавил оппозицию языческой олигархии Мекки и в какой-то момент ушел в изгнание и сформировал то, что на современном языке можно было бы назвать «правительством в изгнании», с которым, наконец, он смог с триумфом вернуться на родину и основать Исламское государство в Мекке... Пророк как мятежник предложил своего рода парадигму революции – противостояние и неприятие, уход и уход, изгнание и возвращение. Снова и снова движения оппозиции в исламской истории пытались повторить эту модель. [ 14 ]
Квиетизм среди салафитов
[ редактировать ]Противопоставляя салафитских квиетистов доктринам салафитско-джихадистских организаций, ведущих вооруженные восстания , [ 15 ] (таких как «Аль-Каида» , «Исламское государство» , «Боко Харам » и т. д.), западный журналист Грэм Вуд отмечает, что, хотя оба считают, что закон Бога является единственным законом, и «привержены» расширению Дар аль-Ислама (земли ислама) ), салафитские квиетисты разделяют обеспокоенность других квиетистов-мусульман по поводу разобщенности мусульманской общины ( уммы ). Вуд цитирует слова салафитского проповедника: «Пророк сказал: пока правитель не вступает в явный куфр [неверие], дайте ему общее послушание», даже если он грешник. Классические «книги веры» предостерегают от социальных потрясений. [ 3 ] Вуд описывает этих квиетистов как убежденных, что «мусульмане должны направить свою энергию на совершенствование своей личной жизни, включая молитвы, ритуалы и гигиену», а не на джихад и завоевания. Он сравнивает «чрезмерное количество времени», потраченное на обсуждение таких вопросов, как правильная длина брюк и возможность подстригать бороды в некоторых местах, с ультраортодоксальными евреями , которые «дебатируют, кошерно ли отрывать квадраты туалетной бумаги на Суббота (считается ли это «раздиранием ткани»?)» [ 3 ] Сидни Джонс из ICG заявил, что (квиетистский) салафизм не является политическим активизмом и в той или иной степени является препятствием для расширения джихадистской деятельности. [ 6 ]
Западный ученый Джоас Вейджмейкерс описывает салафитских квиетистов как сосредотачивающихся «на распространении своего послания ( да’ва ) посредством уроков, проповедей и другой миссионерской деятельности и держащихся в стороне от политики и насилия, которые они оставляют на усмотрение правителя». [ 16 ] [ 17 ] Другой западный ученый, Кинтан Викторович, использует термин «пурист» для описания салафитов, которые звучат похоже (по мнению Джейкоба Олидорта) на тех, кого Уэйджмейкерс называет квиетистами : «они делают акцент на ненасильственных методах распространения, очищения и образования. Они рассматривают политику как развлечение, поощряющее отклонения». [ 18 ]
Западный ученый Джейкоб Олидорт описывает салафитского ученого Мухаммада Насируддина аль-Албани (ум. 1999) как «самого выдающегося квиетиста-салафиста прошлого века». Его лозунгом «поздней жизни» было: «Лучшая политика – держаться подальше от политики». [ 19 ] : 4–5 Сегодня его ученики варьируются от мадхалисов , которых Олидорт называет «абсолютными квиетистами», до жестоких Ихвана повстанцев , которые спланировали и осуществили осаду Мекки в 1979 году . [ 19 ] : 4–5 Олидорт утверждает, что квиетист - это «неадекватный ярлык для описания амбиций Альбани и его последователей». [ 19 ] : 4–5
Комментируя деятельность некоторых исламистских группировок, организовавших вооруженные восстания против арабских правителей, Мухаммад ибн Салих аль-Усаймин , один из самых влиятельных исламских учёных своей эпохи, заявил в фетве :
«Фактор, препятствующий совершению такфира, не должен существовать, когда человек совершает поступок неверия [то есть, если мы хотим совершить такфир ]... Неверие должно быть ясным и известным, и его не должно быть возможно неправильно понять. Если можно неправильно понять это, тогда нельзя совершать такфир в отношении человека, который впадает в него (это дело), даже если это деяние является неверием. Это было не что иное, как это необоснованное неверное толкование, которое заставило восстание хариджитов нанести вред исламской умме . Хавариджи поняли, что это неверие, и (поэтому) они восстали, о чем они сказали Али бин Аби Талибу ... Те, кого вы обвиняете среди арабских и мусульманских правителей, могут быть оправданы. Возможно, они не получили истины. Возможно, они получили это, и в то же время кто-то заставил их неправильно понять этот вопрос. Таким образом, нужно быть разумным, когда дело касается этого вопроса». [ 20 ]
Разногласия среди салафитов
[ редактировать ]Современные салафитские движения, такие как « Братья-мусульмане» , основанные в Египте в 1920-х годах, переняли суфийскую традицию «узла» или отступление от мирских дел и политического квиетизма как форму «мягкого джихада» против собратьев-мусульман. Можно сказать, что Сайид Кутб основал настоящее движение салафитского джихадизма . [ 21 ] [ 22 ] Он был видным лидером «Братьев-мусульман» и весьма влиятельным исламистским идеологом. [ 21 ] [ 22 ] и первым, кто сформулировал эти анафематствующие принципы в своем великом опусе «Фи Силал аль-Коран» ( «В тени Корана» ) и манифесте 1966 года «Маалим фил-тарик» ( «Вехи» ), которые привели к его казни египетским правительством. [ 22 ] [ 23 ] Другие салафитские движения на Ближнем Востоке, в Северной Африке и во всем мусульманском мире переняли многие из его исламистских принципов. [ 21 ] [ 22 ] По мнению Кутба, мусульманская община вымерла на несколько столетий и вернулась к джахилии (доисламской эпохе невежества), потому что те, кто называет себя мусульманами, не следуют шариата законам . [ 21 ] [ 22 ] Чтобы восстановить ислам , вернуть дни его славы и освободить мусульман от оков невежества, Кутб предложил избегать современного общества, создать авангард по образцу первых мусульман, проповедовать и готовиться к бедности или даже смерти. как подготовка к джихаду против того, что он считал правительством/обществом джахили , и свергнуть их. [ 21 ] [ 22 ] Кутбизм — радикальная исламистская идеология, основанная на идеях Кутба. [ 21 ] был осужден многими видными мусульманскими учеными, а также другими членами Братьев-мусульман, такими как Юсуф аль-Кардави .
Квиетизм в суфизме
[ редактировать ]Этика некоторых сподвижников Мухаммеда , аскетическими которые стали парадигмами того, что можно назвать ранним суннитским изоляционизмом, позже была принята мусульманскими группами , которые позже будут известны как суфии . [ 24 ] Однако, в отличие от первых сподвижников, которые отделяли отшельничество от неисламских практик, таких как монашество , и очищали его от любых намеков на разногласия, среди суфиев были те, кто считал «только аскетическое уединение средством достижения добра». [ 24 ] Кроме того, некоторые из сподвижников трактовали эти пророческие и коранические рекомендации образно. Аль-Хаким ат-Тирмизи (750–869 гг. н.э.), суннитский юрист и один из великих ранних авторов суфизма, обсуждает отчет, приписываемый соратнику и первому халифу Абу Бакру аль-Хиддику , где последний дает определение «узла» или «отступление в телесное чувство как синоним монашества. [ 25 ] Ат-Тирмизи проводит риторическую дихотомию избегания тела и сердца между христианами и евреями, которые избегали мира своими телами, и мусульманами, которые избегали мира своими сердцами, чтобы победить свое эго. [ 25 ] Это привело к дебатам в суфийском движении о том, какую форму должен принимать аскетизм, при этом просвещенные суфии выступали за то, чтобы сердцем избегать мира, поскольку мораль должна мыслиться в социальном контексте, и истинный святой должен быть тем, кто в нем участвует. в социальной и экономической жизни общества. [ 24 ] После смерти Мухаммеда и убийств праведных халифов суфии сочли попытки совершенствования этого мира бесполезными и поэтому «взяли кораническую концепцию таваккуля (опоры на Бога) и развили ее в политический квиетизм». [ 24 ]
Джавад Нурбахш заявил: «В суфийской практике квиетизм и уединение – сидение в изоляции, занятие днем и ночью молитвами – осуждаются». Суфии должны вести «активную профессиональную жизнь» и «служить творению», то есть активно служить миру, «щедро помогая другим». Однако в прошлом некоторые суфийские мастера «ушли из основного общества, чтобы избежать преследований со стороны толпы, подстрекаемой враждебно настроенными священнослужителями, которые заклеймили всех суфиев как неверующих и еретиков». [ 26 ] С другой стороны, Инайят Хан утверждал, что «суфизм — это древняя школа мудрости, квиетизма, и он стал источником многих культов мистического и философского характера». [ 27 ] Ученый Никки Кедди также утверждает, что традиционно суфии «обычно отличались больше политическим квиетизмом, чем активностью, свойственной сектам». [ 28 ] [ 29 ]
Квиетизм в шиитском исламе
[ редактировать ]В двунадесятников шиитском исламе религиозные лидеры, которых называют «квиетистами», включают;
- аятолла Мухаммад Хосейн Наини , лидер иранской 1906 года конституционной революции ;
- аятолла Сейед Хоссейн Боруджерди , выдающийся марджа Ирана с 1947 года до своей смерти в 1961 году;
- аятолла Мухсин аль-Хаким , выдающийся марджа Ирака с 1961 года до своей смерти в 1970 году;
- аятолла Абу аль-Касим аль-Хойи , выдающийся марджа Ирака с 1970 года до своей смерти в 1992 году;
- Аятолла Али аль-Систани , в настоящее время один из, если не самый ведущий шиитский священнослужитель Ирака.
- Почти все шиитские ученые из Наджаф -хаузы в Ираке считаются «квиетистами».
Их позиция не заключается в полном уходе из политики, поскольку они утверждают, что «истинное исламское правительство» не может быть создано до возвращения двенадцатого имама . До этого времени мусульмане должны «искать лучшую форму правления», советуя правителям следить за тем, чтобы «законы, враждебные шариату», не применялись. [ 4 ] Однако другие (например, Али аль-Систани) советуют плюралистическую , демократическую систему правления до возвращения Махди. Их «квиетизм» оправдан представлением о том, что люди склонны к ошибкам и коррупции, поэтому ни один смертный человек никогда не сможет установить справедливое исламское правление на Земле. [ нужна ссылка ] Поэтому многие из них выступают против иранской «некиетистской» концепции опеки исламского юриста .
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ^ Лакруа, Стефан. «Затруднительное положение «Братьев-мусульман» в Саудовской Аравии» . Вашингтон Пост . Проверено 20 марта 2014 г.
некоторые священнослужители, такие как Насир аль-Умар, придерживались чисто религиозной риторики, утверждая, что «запрещено восставать против мусульманского правителя».
- ^ Абдул-Вахид, Абу Хадиджа (25 сентября 2019 г.). «Ахлюс-Сунна валь-Джамаа считают, что восстание против правителей запрещено» . Абу Хадиджа: Абу Хадиджа . Проверено 10 апреля 2020 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д Вуд, Грэм (март 2015 г.). «Чего на самом деле хочет ИГИЛ» . Атлантика . Архивировано из оригинала 16 февраля 2015 года . Проверено 25 октября 2021 г.
- ^ Перейти обратно: а б Новая Республика , «Новые демократы», Аббас Милани , 15 июля 2009 г. (может быть недоступно бесплатно в Интернете)
- ^ Наемные работники, Йоас (2012). «Непреходящее наследие второго саудовского государства: тихие и радикальные ваххабитские споры Офал-Валах Ва-Л-Бара» . Международный журнал исследований Ближнего Востока . 44 : 93–110. дои : 10.1017/S0020743811001267 . S2CID 162663590 . Проверено 14 декабря 2014 г.
... распад второго саудовского государства (1824–1891 гг.) и уроки, которые как квиетистские, так и радикальные ученые-ваххабиты извлекли из этого эпизода.
- ^ Перейти обратно: а б Джонс, Сидни (сентябрь 2004 г.). «Справочник по Индонезии: почему салафизм и терроризм обычно не сочетаются» . Международная кризисная группа . Архивировано из оригинала 5 января 2016 года . Проверено 4 января 2016 г.
- ^ Муса, Мохд Файзал (2018). «Риал и ринггит петроислама: инвестиции салафизма в образование». В Саате, Норшахрил (ред.). Ислам в Юго-Восточной Азии: переговоры о современности . Сингапур : Издательство ISEAS . стр. 63–88. дои : 10.1355/9789814818001-006 . ISBN 9789814818001 . S2CID 159438333 .
- ^ «Борьба с джихадизмом: фатальная привлекательность ИГ — Qantara.de» . Qantara.de - Диалог с исламским миром . Проверено 10 апреля 2020 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и аль-Сархан, Сауд, изд. (2019). Политический квиетизм в исламе: суннитские и шиитские практики и мысли . Серия Центра исследований и исламских исследований имени короля Фейсала . Нью-Йорк : ИБ Таурис . ISBN 978-1-8386-0219-2 .
- ^ Набли, Мустафа К.; Хамфрис, Чарльз; Банерджи, Аруп (2003). Лучшее управление для развития на Ближнем Востоке и в Северной Африке . Отчет MENA. Публикации Всемирного банка. стр. 203–4. ISBN 9780821356357 . Проверено 27 мая 2020 г.
- ^ Вайнсинк, AJ, Согласование и указатели мусульманской традиции: Шесть книг, Муснад ад-Дарими, Муватта Малика, Муснад Ахмада ибн Ханбала , том 1, стр.327
- ^ Льюис, Ислам и Запад c1993 : стр.161
- ^ Льюис, Ислам и Запад , c1993 : стр.164-5.
- ^ Исламская революция Бернарда Льюиса, nybooks.com, том 34, номера 21 и 22 · 21 января 1988 г.
- ^ Мелеагру-Хитченс, Александр; Хьюз, Симус; Клиффорд, Беннетт (2021). «Идеологи» . Доморощенные: ИГИЛ в Америке (1-е изд.). Лондон и Нью-Йорк : IB Tauris . стр. 111–148. ISBN 978-1-7883-1485-5 .
- ^ Джоас Вейджмейкерс, «Террористическая организация, которой никогда не было: иорданская группа «Байат аль-Имам», Middle East Journal , Vol. 68, № 1, зима 2014, 59–75, 64
- ^ Джоас Вейджмейкерс, Квиетистский джихад: идеология и влияние Абу Мухаммада аль-Макдиси (Нью-Йорк: Cambridge University Press, 2012), 9.
- ^ Кинтан Викторович, «Анатомия салафитского движения», Исследования конфликтов и терроризма, 29, 2006, 207–239, 208.
- ^ Перейти обратно: а б с Олидорт, Джейкоб (февраль 2015 г.). «Политика «квиетистского» салафизма» (PDF) . Проект Брукингса по отношениям США с исламским миром . 18 . Вашингтон, округ Колумбия : Центр ближневосточной политики ( Брукингский институт ): 1–28. Архивировано (PDF) из оригинала 3 марта 2017 года . Проверено 25 октября 2021 г.
- ^ бин Усеймин, Мухаммад бин Салих (18 апреля 2015 г.). «Шейх Ибн Усаймин об арабских правителях (эксклюзивная, подробная фетва)» . AbdurRahman.Org . Архивировано из оригинала 23 марта 2016 года.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж Муссалли, Ахмад С. (2012). «Сайид Кутб: основатель радикальной исламской политической идеологии» . В Акбарзаде, Шахрам (ред.). Справочник Рутледжа по политическому исламу (1-е изд.). Лондон и Нью-Йорк : Рутледж . стр. 9–26. ISBN 9781138577824 . LCCN 2011025970 .
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж Кук, Дэвид (2015) [2005]. «Радикальный ислам и современная теория джихада» . Понимание джихада (2-е изд.). Беркли : Издательство Калифорнийского университета . стр. 102–110. ISBN 9780520287327 . JSTOR 10.1525/j.ctv1xxt55.10 . LCCN 2015010201 .
- ^ Джибрил Хаддад, «Квиетизм и затворничество последнего времени в Коране и хадисах: Ан-Набулуси и его книга Такмил ан-Нуут в жанре узла», Исламские науки 15, вып. 2 (2017): стр. 108-109).
- ^ Перейти обратно: а б с д Хамид, «Этика ранних мусульманских аскетов», AJISS 2001 : стр. 101
- ^ Перейти обратно: а б Аль-Хаким ат-Тирмизи, Навадир аль-ушул фи марифат хадис ар-Расул , изд. Тауфик Такла, 2-е изд., 7 томов. (Дамаск: Дар ан-Навадир, 1432/2011)
- ^ Нурбахш, Джавад. «Суфизм сегодня» . Проверено 11 октября 2016 г.
- ^ Хан, Инайят. «Духовное послание Хазрата Инайят Хана. Том VIIIа – Суфийское учение. СУФИЗМ» . wahiduddin.net . Проверено 11 октября 2016 г.
- ^ Кедди, Никки, «Символ и искренность в исламе» StudiaИсламика 19, 27-63
- ^ Блэк, Энтони (2014) [2001]. История исламской политической мысли: от Пророка до наших дней (2-е изд.). Эдинбург : Издательство Эдинбургского университета . п. 134. ИСБН 9780748688784 . ОСЛК 855017249 .
Библиография
[ редактировать ]- Бухари, Кямран; Сензай, Фарид, ред. (2013). «Исламисты-кондиционалисты: случай салафитов» . Политический ислам в эпоху демократизации . Лондон и Нью-Йорк : Пэлгрейв Макмиллан . стр. 81–100. дои : 10.1057/9781137313492_5 . ISBN 978-1-137-31349-2 .
- Льюис, Бернард (1993). Ислам и Запад . Нью-Йорк : Издательство Оксфордского университета . ISBN 0-19-509061-6 .
- Мохамед, Ясиен; и др. (осень 2001 г.). «Эволюция ранней исламской этики» . Американский журнал исламских социальных наук . 18 (4). Международный институт исламской мысли : 89–132. ISSN 0742-6763 .
- Олидорт, Джейкоб (февраль 2015 г.). «Политика «квиетистского» салафизма» (PDF) . Проект Брукингса по отношениям США с исламским миром . 18 . Вашингтон, округ Колумбия : Центр ближневосточной политики ( Брукингский институт ): 1–28. Архивировано (PDF) из оригинала 3 марта 2017 г.
- Санер, Кристиан К. (июнь 2017 г.). « Монашество моей общины - это джихад»: дебаты об аскетизме, сексе и войне в раннем исламе» . Арабика . 64 (2). Лейден : Издательство Brill : 149–183. дои : 10.1163/15700585-12341453 . ISSN 1570-0585 .
- аль-Сархан, Сауд, изд. (2019). Политический квиетизм в исламе: суннитские и шиитские практики и мысли . Серия Центра исследований и исламских исследований имени короля Фейсала . Нью-Йорк : ИБ Таурис . ISBN 978-1-8386-0219-2 .
- Вуд, Грэм (март 2015 г.). «Чего на самом деле хочет ИГИЛ» . Атлантика . Архивировано из оригинала 16 февраля 2015 года.