Джахилия
Часть серии о |
ислам |
---|
![]() |
В исламе араб джахилийя ( d͡ʒæːhɪˈlɪj.jæ] ) — спорный термин , . جَاهِلِيَّة [ обозначающий общество доисламской Аравии . Его иначе называют Эпохой невежества , имея в виду арабские религиозные обычаи до прихода Мухаммеда в VII веке. [ 1 ] [ 2 ] Оно может быть получено от глагольного корня jāhala ( جهل , букв. « быть невежественным или глупым » или « действовать глупо » ). [ 3 ] Альтернативно, это абстрактное существительное, полученное от jāhīl , арабского термина, обозначающего варвара . [ 2 ]
Исламисты использовали концепцию джахилии для критики неисламского поведения в мусульманском мире . [ 1 ] Выдающиеся мусульманские богословы, такие как Мухаммад Рашид Рида и Абул А'ла Маудуди , среди прочих, использовали этот термин как ссылку на светскую современность и, как следствие, на современную западную культуру . В своих работах Маудуди утверждает, что современность — это «новая джахилия ». [ 4 ] [ 5 ] Сайид Кутб рассматривал джахилию как состояние господства людей над людьми, в отличие от их подчинения Богу . [ 6 ] Аналогично, радикальные мусульманские группы часто оправдывают применение насилия против светских режимов, представляя свою вооруженную борьбу как джихад с целью свержения современных форм джахилии . [ 6 ]
В контексте джахилии многие мусульманские историки заявляют, что жестокое женоненавистничество , особенно детоубийство женского пола , было обычным явлением среди арабов до основания ислама. Однако информация в этих источниках могла быть сильно преувеличена, чтобы обеспечить основу для резкой критики Эпохи невежества как по религиозным соображениям, так и по другим причинам. [ 7 ]
Джахилия в некотором смысле похожа на Ахль аль-Фатра ( أهل الفترة , букв. « люди того периода времени » ), который относится к людям, которые были живы в любой момент между предполагаемой смертью Иисуса около 30 г. н.э. и первым откровением о Мухаммед около 610 г. н.э. Вообще говоря, фатра относится к тем, кому послание Божие не было или не могло быть эффективно передано , тем самым освобождая их от личной ответственности за идолопоклонство или грехи единомышленников. Между тем, джахилийя относится к доисламским арабам, которые, могли иметь возможность следовать авраамическому монотеизму (т.е. стать ханифом согласно своим знаниям, ), но решили не делать этого из-за невежества или гордости, тем самым навлекая на себя божественное наказание в День. Суда .
Этимология
[ редактировать ]Термин джахилийя происходит от арабского глагольного корня джахала «быть невежественным или глупым, действовать глупо». [ 3 ] Было высказано предположение, что слово джахилийя в Коране означает «невежественные люди», что противоречит как традиционной исламской интерпретации «Эпоха невежества», так и востоковедной интерпретации «(состояние) невежества» (древнегреческое ἄγνοια). [ 8 ] Основной аргумент заключается в том, что окончание -iyyah в раннем арабском языке ( arabiyya слово jahiliyya ) обозначает собирательное существительное во множественном числе, а не абстрактное существительное, как позже было понято .
В Коране
[ редактировать ]Термин «Джахилия» используется в нескольких местах Корана, и в переводах для его обозначения часто используются различные термины:
- Затем, вслед за страданиями, Он ниспослал на вас чувство безопасности, сон, охвативший часть вас, в то время как другая группа заботилась только о себе, думая ложные мысли о Боге, мысли, подходящие для Века Идолопоклонства . Коран 3:154 [ 9 ]
- Действительно ли они желают закона язычества ? Но кто справедливее Бога в суде над людьми твердой веры? Коран 5:50 [ 10 ]
- Оставайтесь в своих домах и не выставляйте напоказ свои украшения, как это было в раннюю эпоху варварства . Коран 33:33 [ 11 ]
- Ибо неверующие посеяли в своих сердцах ревность, ревность беззакония ... Коран 48:26 [ 12 ]
Историческая концепция
[ редактировать ]Этот термин можно использовать по отношению к арабской культуре до прихода ислама.
До обращения в ислам часть арабских племен были кочевниками, с сильным духом общины и некоторыми специфическими правилами общества. Их культура была патриархальной, с рудиментарными религиозными верованиями. » были некоторые следы единобожия Хотя в фигурах « ханифов , их религиозные убеждения основывались главным образом на идолопоклонстве. [ 13 ] и общественные собрания раз в год вокруг Каабы для торговли и обмена. Поскольку этот термин в своем глубоком смысле используется как состояние, а не как исторический период, [ 14 ] Джахилия используется для описания периода невежества и тьмы, предшествовавшего приходу ислама. Это относится к общему состоянию тех, кто не принял мусульманскую веру.
Примечательно использование этой концепции во время Золотого века ислама принадлежит теологу 13-го века Ибн Таймийе (ум. 1328 г. н. э. / 728 г. хиджры), который объявил такфир (отлучение от церкви) монгольским монархам -иханидам , публично признававшим себя мусульманами; тем не менее, ввел правовую систему, основанную на кодексе Ясы , а не на шариате (исламском законе). По мнению Ибн Таймии, правитель, утверждающий, что он мусульманин, но кодифицирующий искусственные законы управления, виновен в языческом идолопоклонстве Джахилии ; несмотря на его декларацию шахады ( исламское свидетельство веры) или регулярное соблюдение намаза (молитвы), саума (поста) и других внешних проявлений религиозности. [ 15 ] Классический Муфассир (комментатор Корана) Ибн Касир (ум. 1373/774 г.х.), выдающийся ученик Ибн Таймийи, отстаивает ту же веру в своем Тафсире (толковании) коранических стихов: « Тот, кто судит не согласно тому, что Бог стало известно, что они являются преступниками. (доисламские времена) » ( Сура Аль-Маида ); письмо:
«[Эти аяты] относятся к людям, которые соблюдают постановления и законы, установленные людьми, в соответствии со своими ошибочными желаниями и прихотями, вместо того, чтобы придерживаться шариата , дарованного нам Аллахом . Так было с жителями [эти аяты] Аравия] во время джахилии и (сегодня) с монголами, которые следуют кодексу Ясы, установленному Чингисханом , который представляет собой совокупность законов, некоторые из которых были приняты. из еврейских, христианских, мусульманских и других правовых традиций, а также многих других, выбранных по прихоти монгольских правителей, которым отдается приоритет над законами Аллаха, изложенными в Коране и Сунне . созданные человеком) законы являются неверными , и с ними следует бороться до тех пор, пока они не станут соответствовать законам Бога». [ 16 ]
Аргумент «современной джахилии» и исламское возрождение
[ редактировать ]В 1930-е годы воинствующие исламистские движения начали все чаще утверждать, что исламской цивилизации угрожает посягательство на западные ценности. На этом этапе концепция джахилии была возрождена ведущими исламскими учеными Сайидом Рашидом Ридой (ум. 1935 г. н.э. / 1354 г. хиджры) и Абул А'ла Маудуди (ум. 1979 г. н.э. / 1399 г. хиджры); оба приравнивали современную западную культуру и ее ценности к Джахилии . Это понятие было возрождено выдающимися учеными двадцатого века в Египте и Южной Азии ; регионы, на которые оказала влияние растущая вестернизация . Эти ученые видели в доктринах классических богословов, таких как Ибн Таймия (ум. 1328 г. н.э. / 728 г. хиджры), Ибн Кайим (ум. 1350 г. н.э. / 751 г. хиджры), Ибн Касир (ум. 1373 г. н.э. / 774 г. хиджры) и т. д. различные средства лечения. к притоку иностранных культурных влияний. [ 4 ] [ 17 ]
Сирийско - египетский салафитский богослов Рашид Рида был первым крупным исламистским ученым ХХ века, возродившим идеи Ибн Таймийи. Он описал тех «географических мусульман», которые номинально придерживаются ислама, не отрекаясь от искусственных законов, как находящихся на условиях джахилии . [ 18 ] Рида утверждает в «Тафсир аль-Манар» , что стих Корана 5:44, осуждающий тех, кто не судит по шариату (исламскому закону), относится к:
«...те мусульманские [правители], которые сегодня вводят новые законы и отказываются от шариата, предписанного им Богом... Таким образом они отменяют якобы «неприятные» наказания, такие как отрубание рук ворам или забивание камнями прелюбодеев и проституток. Они заменяют их искусственными законами и наказаниями. Тот, кто делает это, несомненно, становится неверным». [ 17 ]
Абул Ала Маудуди охарактеризовал современность с ее ценностями, образом жизни и политическими нормами как «новую джахилию», несовместимую с исламом . [ 19 ] Подобная критика современности была подхвачена зарождающейся антиколониалистской риторикой, и этот термин получил распространение в арабском мире благодаря переводам . работ Маудуди [ 1 ] Концепция современной джахилии приобрела широкую популярность благодаря работе 1950 года ученика Маудуди Абул Хасана Надви под названием «Что потерял мир из-за упадка ислама?» [ 1 ] Излагая точку зрения Маудуди, Надви писал, что мусульмане должны нести ответственность за свое затруднительное положение, поскольку они стали полагаться на чуждые, неисламские институты, заимствованные у Запада. [ 1 ]
В Египте Сайид Кутб популяризировал этот термин в своей влиятельной работе «Маалим фи ат-Тарик» «Вехи», в которой содержалось утверждение, что «мусульманская община вымерла уже несколько столетий». [ 20 ]
Когда человек принимал Ислам во времена Пророка, он немедленно отсекал себя от Джахилии. Когда он вступит в круг Ислама, он начнет новую жизнь, полностью отделив себя от своей прошлой жизни в условиях незнания Божественного Закона. Он смотрел на поступки своей невежественной жизни с недоверием и страхом, с ощущением, что они нечисты и недопустимы в Исламе! С этим чувством он обратился к исламу за новым руководством; и если бы в какой-то момент его одолели искушения, или его привлекли старые привычки, или если он стал небрежно выполнять предписания Ислама, он стал бы беспокойным с чувством вины и почувствовал бы необходимость очистить себя от того, что произошло. и обратился к Корану, чтобы сформировать себя согласно его руководству. — Сайид Кутб [ 21 ]
В своем комментарии к стиху 5:50 Корана Кутб написал: [ 22 ]
Джахилийя [...] - это власть людей над людьми, потому что она включает в себя превращение одних людей в слуг других, восстание против служения Богу, отрицание божественности Бога ( улахийа ) и, ввиду этого неприятия, приписывание божественности некоторым людям и служение их отдельно от Бога. [...] Люди - в любое время и в любом месте - либо управляются шариатом Бога - полностью, без каких-либо оговорок - принимая его и подчиняясь ему, и в этом случае они следуют религии Бога, либо ими управляют шариат, изобретенный людьми, в любой форме и примите его. В этом случае они находятся в джахилии [...]
Далее Кутб писал: «Главная обязанность ислама в этом мире — отстранить Джахилию от руководства человеком, взять лидерство в свои руки и навязать особый образ жизни, который является его постоянной чертой. [ 23 ]
Использование этого термина для современного мусульманского общества обычно связано с другими радикальными идеями Кутба (или кутбизмом ), а именно с тем, что новое появление джахилии является результатом отсутствия законов шариата , без которых ислам не может существовать; [ 24 ] что истинный ислам – это целостная система, в которой нет места ни одному элементу джахилии ; [ 25 ] что все аспекты Джахилии («манеры, идеи и концепции, правила и положения, ценности и критерии») являются «злыми и коррумпированными»; [ 26 ] что западные и еврейские заговоры постоянно работают над уничтожением ислама, [ 27 ] и т. д.
Исламистская группа «Хизб ут-Тахрир» добавляет концепцию халифата к концепции шариата, настаивая на том, что мусульманский мир живет в джахилии с тех пор, как последний халифат был упразднен в 1924 году, и не освободится от него до тех пор, пока халифат не будет восстановлен. [ 28 ] [ 29 ]
Поэзия Джахили
[ редактировать ]Доисламскую поэзию на арабском языке обычно называют аш-шир аль-джахилий ( الشعر الجاهلي ) или поэзией Джахили - буквально «невежественная поэзия».
Как иконоборческое обоснование
[ редактировать ]Джахилия связана с иконоборчеством. В 2015 году ученый-историк Люсинда Дирвен отметила, что в уничтожении древностей Исламским государством религиозная подоплека также учитывает экономические и политические факторы. «Культурная чистка — это способ претендовать на политическую власть на определенной территории, а также на контроль над историей». [ 30 ] Ассириолог Эккарт Фрам сказал: «Такое иконоборчество не является специфически исламским... Что совершенно уникально в случае ИГИЛ, так это то, что разрушение направлено на изображения, которым тысячи лет, часто повреждены и которым больше никто не поклоняется. и что предпринимаются согласованные усилия по использованию этих актов вандализма в качестве пропаганды, транслируя их посредством видео». [ 31 ] [ 32 ]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с д и Элеонора Абделла Думато (преподобный Байрон Д. Кэннон) (2009). «Джахилия» . В Джоне Л. Эспозито (ред.). Оксфордская энциклопедия исламского мира . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-530513-5 .
- ^ Перейти обратно: а б Льюис, Б .; Пеллат, Ч. и Шахт Дж. , ред. (1965). «Джахилийя» . Энциклопедия ислама, второе издание . Том II: C – G. Лейден: Э. Дж. Брилл. стр. 383–384. OCLC 495469475 .
- ^ Перейти обратно: а б Амрос, Арне А. и Стефан Почаска. (2004). Краткий словарь коранического арабского языка , Reichert Verlag, Висбаден.
- ^ Перейти обратно: а б Уорт, Роберт (13 октября 2021 г.). «Глубокие интеллектуальные корни исламского террора» . Нью-Йорк Таймс . Архивировано из оригинала 11 ноября 2009 года.
- ^ Л. Эспозито, Джон (2003). Оксфордский словарь ислама . Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета. п. 154. ИСБН 0-19-512558-4 .
- ^ Перейти обратно: а б Джахилия Оксфордский словарь ислама
- ^ Уэбб, Питер (2020). «Плачьте мне джахилию: мусульманские реконструкции доисламской арабской культуры — пример» . Ислам в 250 году . Брилл. стр. 235–280. дои : 10.1163/9789004427952_013 . ISBN 978-90-04-42795-2 .
- ^ Бьорснес, Амунд (2018). «Джахилия и Рахбания в Коране » Читаем медленно: дань уважения Йенсу Э. Браарвигу, Висбаден: Харрассовиц дои : 10.2307/j.ctvckq4dr.9 . Получено 8 июля.
- ^ ( 3:154 )
- ^ ( 5:50 )
- ^ ( 33:33 )
- ^ ( 48:26 )
- ^ Али Тадждин С. Али, Мумтаз. «Незнание» .
- ^ Колла, Эллиотт (2007). Конфликтные древности: египтология, египтомания, египетская современность . США: Издательство Университета Дьюка. стр. 265, 266. ISBN. 978-0822390398 .
- ^ Сиван, Эммануэль (1990). «Четвертое: Суннитская революция». Радикальный ислам: средневековая теология и современная политика . Vail-Ballou Press, Бингемтон, Нью-Йорк, США: Издательство Йельского университета. стр. 96–98. ISBN 0-300-04914-5 .
- ^ Сиван, Эммануэль (1990). «Четвертое: Суннитская революция». Радикальный ислам: средневековая теология и современная политика . Vail-Ballou Press, Бингемтон, Нью-Йорк, США: Издательство Йельского университета. стр. 97–98. ISBN 0-300-04914-5 .
- ^ Перейти обратно: а б Сиван, Эммануэль (1990). «Четвертое: Суннитская революция». Радикальный ислам: средневековая теология и современная политика . Vail-Ballou Press, Бингемтон, Нью-Йорк, США: Издательство Йельского университета. п. 101. ИСБН 0-300-04914-5 .
- ^ Сиван, Эммануэль (1990). «Четвертое: Суннитская революция». Радикальный ислам: средневековая теология и современная политика . Vail-Ballou Press, Бингемтон, Нью-Йорк, США: Издательство Йельского университета. стр. 101–102. ISBN 0-300-04914-5 .
- ^ Л. Эспозито, Джон (2003). Оксфордский словарь ислама . Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета. п. 154. ИСБН 0-19-512558-4 .
- ^ Кутб, Вехи , с. 9
- ^ Кутб, Вехи , с. 19
- ^ Уильям Э. Шепард доктрина невежества САЙИДа КУТБА Int. J. Ближневосточный стад. 35 (2003), 521–545.
- ^ Мирослав Вольф Исключение или насыщение? Переосмысление места религии в общественной жизни ABC Религия и этика. 2014 год
- ^ Кутб, Вехи , стр.9, 82.
- ^ Кутб, Вехи , стр.32, 47.
- ^ Кутб, Вехи , стр.9, 132.
- ^ Кутб, Вехи , стр. 110-111, 114, 116.
- ^ «Восстановление Халифата является обязанностью всех мусульман» . khilafah.com . 24 июня 2007 года . Проверено 5 апреля 2016 г.
- ^ Баран, Зейно (декабрь 2004 г.). «Хизб ут-Тахрир: политический мятеж ислама» (PDF) . Центр Никсона. п. 18 . Проверено 30 марта 2016 г.
- ^ Дирвен, Люсинда (2015). «Иконоборчество в «Исламском государстве» » . Проверено 8 октября 2015 г.
- ^ Гонсалес, Сьюзен (16 марта 2015 г.). «Уничтожение культурных ценностей ИГИЛ: вопросы и ответы с Эккартом Фрамом» . Йельские новости . Проверено 8 октября 2015 г.
- ^ Шахин, Карим (9 марта 2015 г.). «ИГИЛ атакует древние места, стирая историю человечества, — заявляет Ирак» . Хранитель . Проверено 8 октября 2015 г.
- Кутб, Сайид (2006). Вехи (PDF) . Мактабах . Проверено 5 апреля 2016 г.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Доктор Хина Азам. «Терроризм: возвращение в Джахилию» . альтернативный мусульманин . Архивировано из оригинала 20 марта 2006 г. Проверено 1 декабря 2005 г.
- Кепель, Жиль (1985). Пророк и фараон: мусульманский экстремизм в Египте . Аль Саки. ISBN 0-86356-118-7 .
- Кутб, Сайид (1981). Вехи . Фонд Материнской мечети.
- Сиван, Эммануэль (1985). Радикальный ислам: средневековая теология и современная политика . Издательство Йельского университета.
Внешние ссылки
[ редактировать ]
Словарное определение джахилии в Викисловаре