Катабан
Катабан 𐩤𐩩𐩨𐩬 ( катабанский ) | |||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Начало 1-го тысячелетия до нашей эры – конец 1-го или конец 2-го века нашей эры. | |||||||||
![]() Катабан в 100 г. до н.э. | |||||||||
Капитал | Тимна | ||||||||
Общие языки | катабанский | ||||||||
Религия | Южноаравийский политеизм | ||||||||
Demonym(s) | катабанский | ||||||||
Правительство | Королевство | ||||||||
Историческая эпоха | |||||||||
• Учредил | Начало I тысячелетия до нашей эры. | ||||||||
• Упразднено | Конец 1-го или конец 2-го века н.э. | ||||||||
| |||||||||
Сегодня часть | Йемен |
Катабан ( катабанский : 𐩤𐩩𐩨𐩬 , латинизированный: QTBN , Qatabān ) — древнее южносемитскоязычное королевство Южной Аравии ( древний Йемен ), существовавшее с начала 1-го тысячелетия до нашей эры до конца 1-го или 2-го веков нашей эры.
Это было одно из шести древних южноаравийских королевств древнего Йемена, наряду с Сабахом , Маином , Хадрамаутом , Химьяром и Аусаном .
География
[ редактировать ]Катабан был сосредоточен вокруг Вади Байхана , а его столицей был город Тимна . [1]
Соседями Катабана были Сабах на северо-западе и западе, Авсан на юге и Хадрамаут на востоке. В максимальной степени территория Катабана простиралась от Баб аль-Мандаба на юго-западе до пустыни Сайхад на севере и западных границ Хадрамаута на востоке. [2]
История
[ редактировать ]Предыстория
[ редактировать ]Самое раннее человеческое заселение региона Катабан датируется примерно 20 веком до нашей эры и состояло из населения эпохи неолита. Самые ранние поселения в районе Катабана датируются 11-10 веками до нашей эры. [3] [2]
Позже несколько волн иммигрантов, говорящих на семитском языке , из Леванта и Месопотамии прибыли в Южную Аравию, принеся с собой несколько новых культурных элементов, в том числе раннюю керамику, которая, по-видимому, также произошла из различных источников. Местные и пришедшие культуры в конечном итоге дали начало древней южноаравийской культуре, к которой принадлежал Катабан. [3] [2]
Королевство
[ редактировать ]Катабан превратился в централизованное государство с центром вокруг Тимны К концу VII или началу VI века до нашей эры . В какой-то момент в этот ранний период Катабаном правили два совместных короля, которых звали Хавфиамм Юханим, сын Сумхуалая Ватара, о котором известно несколько надписей, и Ядааб, сын Шамарали. [3] [4] [2]
В конце VII века до нашей эры Катабан и близлежащее королевство Хадрамаут изначально были союзниками короля Карибила Ватара соседнего королевства Саба , но вскоре вспыхнули военные действия между Карибилом Ватаром и катабанским королем Ядабом. [5] В VI веке до нашей эры Катабан перешел под контроль Сабаха. [3] [6]
Катабан восстановил свою независимость в конце V века до нашей эры, после чего отверг гегемонию Сабаха и стал одним из доминирующих государств южноаравийского региона наряду с Маином и Хадрамаутом . [3] [6] [2]
Катабан смог завоевать Маин и вскоре начал успешную экспансионистскую политику против Сабаха и захватил территории до Баб аль-Мандаба у сабеев. К III веку до нашей эры Катабан бросил вызов господству Сабаха в Южной Аравии. [5] В какой-то момент в I веке до нашей эры Катабан сформировал коалицию с Хадрамаутом, Радманом, Мадаем и арабскими кочевниками против сабеев. [7] В этот период короли Катабана приняли титулы мукариб ( букв. « объединитель » ), используемые местными гегемонами в Южной Аравии, и малик ( букв. « король » ). [6] [2]
Во II веке до н.э. Катабан потерял юго-западную часть своей территории, когда около 110 г. до н.э. от него отделилась племенная конфедерация химьяритов и присоединилась к Сабаху, образовав королевство Саба и Ху-Райдан. Вскоре Катабан начал приходить в упадок, положив конец той известности, которой он пользовался с V века до нашей эры. [3] [8] [2]
Греко -римский автор Плиний Старший записал, что во время неудавшейся экспедиции Элия Галла в Южную Аравию в 26 г. до н. э. катабанцы были опытными воинами. [9]
Царству Катабан окончательно пришел конец, когда Хадрамаут и Химьяр разделили его территории между собой и аннексировали их в конце I века нашей эры. [3] [10] [2]
Наследие
[ редактировать ]Хотя Сабах и Хадрамаут упоминались в Таблице народов еврейской Библии , имя Катабана нигде в ней не было записано, вероятно, потому, что на момент составления текста он не был независимым государством. [2]
Греко -римский писатель Страбон записал название Катабана в форме Каттабания ( Κατταβανία ) и назвал его столицу Тамной ( Τάμνα ), в то время как римский автор Плиний Старший называл катабанцев « Геббанитами » и называл Тимнаа. как « Томна ». [2]
Религия
[ редактировать ]
Катабанцы практиковали южноаравийский политеизм , и бог 𐩲𐩻𐩩𐩧 ( Атар ), занимавший высшее положение в космологии древних южноаравийцев как бог, управляющий всем миром, всегда появлявшийся первым в списках и имевший различные проявления со своими эпитетами, также занимал это первенство в религии Катабана. . [11] И, как и в других южноаравийских государствах, правители Катабана устраивали ритуальные банкеты в честь Атара, причем банкет оплачивался из десятины, приносимой богу населением. [12]
Однако божеством-покровителем катабанцев был бог Луны 𐩲𐩣 ( Амм ), который считался более близким к людям по сравнению с более отдаленной фигурой Атара, и поэтому жители Катабана называли себя «детьми Амма». ." Такая известность Лунного Бога среди катабанцев объяснялась их участием в караванной торговле, в которой важную роль играли ночные путешествия и использование ночного неба для навигации. Другим важным божеством катабанцев был бог 𐩱𐩬𐩨𐩺 ( Анбай ), который вызывался вместе с Аммом в контрактах. [3] [2] [4]
Катабанцы верили в превосходство Луны над Солнцем, о чем свидетельствует пара эллинистических скульптур, каждая из которых изображает мальчика, олицетворяющего Луну, верхом на льве, олицетворяющем Солнце, причем мальчик держит управляющую цепь, прикрепленную к львиному ошейнику. в одной руке и небольшой дротик в другой. [2]
Катабанцы следовали южноаравийскому обычаю посвящать себя и своих близких родственников божествам, чтобы продемонстрировать свою преданность религиозному сообществу и получить защиту божеств. [13]
Религиозные сооружения катабанцев включали храмы, которые когда-то варьировались от простых до сложных. По словам Плиния Старшего, в столице Катабана Тимне было 65 храмов. [3] [2] [4]
Экономика
[ редактировать ]Экономика Катабана в основном состояла из натурального сельского хозяйства, основанного на ирригации, для которого катабанские фермеры использовали колодезное орошение, а также разработали методы орошения ливневыми паводками, которые были более эффективными, чем ирригационные системы с постоянным расходом, использовавшиеся в других местах древней Западной Азии и Северной Африки. Катабан также производил мирру , которую продавали минейским купцам, которые продавали ее на рынках стран Плодородного полумесяца . [14] [3] [15]
Катабанцы также получали доход от своего участия в международных торговых сетях, особенно от торговли ладаном и миррой, а также от перевалки продуктов, импортируемых в Западную Азию из Южной Азии. [2]
Древний торговый путь древней Южной Аравии проходил последовательно через Хадрамаут, Катабан, Сабах, а затем через Маин, а затем направился на север к оазисам, где жили арабы, благодаря чему Катабан также получал значительные доходы от транзита через свою территорию торговых караванов, торгующих благовония, производимые в зуфаре , и предметы роскоши, импортированные из Южной Азии , что позволяло ему выступать в качестве посредника на этом торговом пути, тем самым принося значительное богатство и экзотические проявления своим правящим классам и институтам. [3] [15] [14]
Торговля в Южной Аравии первоначально велась путем бартера товарами по весовым стандартам золота, серебра или бронзы, но в 4 веке до нашей эры королевства региона начали чеканить свои собственные монеты, основанные на афинско-греческих монетах. Во 2 веке до нашей эры Катабан заменил их собственными местными монетами, на которых было отчеканено имя Хариба , принадлежащее его королевскому монетному двору . [16]
Список правителей
[ редактировать ]Среди известных правителей Катабана: [17]
Мукарриб из Катабана
[ редактировать ]- Сумхуалай Ватар
- Хауфиамм Юханим I, сын Сумхуалая Ватара
- Шахр I
- Ядаб Хубьян Юханим, сын Шара
- Шахр Хилал Хубьян, сын Ядаба Хубьяна Юханима
- Сумухуватар (побежден Йитаамаром Ватаром из Сабаха)
- Варавил (вассал Карибила Ватара Сабаха)
- Шахр II
- Ядаб Хубьян, сын Шара II (последний мукариб и первый малик Катабана)
Малик из Катабана
[ редактировать ]- Ядаб Хубьян, сын Шахра (последний мукариб и первый малик Катабана)
- Шахр Хилал, сын Ядаба Хубьяна
- Набатамм, сын Шахра Хилала
- Химриалай
- Ядааб Ягил, сын Химриалая
- Для Авишибов
- Шахр Шайлан, сын Авишибама
- Биамм, сын Шара Шайлана
- Ядаб (Ягиль?), сын Шахра Шайлана и брат Биамма
- Шахр Ягил, сын Ядаба (Ягиля?) (завоевал Маин)
- Шахр Хилал Юханим, сын Ядаба (Ягиля?) и брат Шахра Ягила
- Ядаб Хубян Юхаргиб
- Фари'кариб
- Ядаб Шайлан, сын Фарикариба
- Хауфиамм Юханим II
- Шахр Ягил Юхаргиб, сын Хавфиамма Юханима II
- Варавил Шайлан Юханим, сын Шахра Ягила Юхаргиба
- Фарикариб Юхавди, сын Шахра Ягила Юхаргиба и брат Варавиля Шайлана Юханима
- Ядааб Януф
- Шарикариб
- Шахр Хилал Юхакбид, сын Шарикариба
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Кухня 2001 , с. 122.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот Ван Бик 1997 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к Брайс 2009 , с. 578.
- ^ Jump up to: а б с Хойланд 2002 , с. 127.
- ^ Jump up to: а б Хойланд 2002 , с. 42.
- ^ Jump up to: а б с Кухня 2001 , с. 123.
- ^ Хойланд 2002 , с. 48.
- ^ Шьеткетатте 2017 .
- ^ Хойланд 2002 , с. 46.
- ^ Хойланд 2002 , с. 47.
- ^ Хойланд 2002 , с. 140-141.
- ^ Хойланд 2002 , с. 136-137.
- ^ Хойланд 2002 , с. 163.
- ^ Jump up to: а б Кухня 2001 , с. 128.
- ^ Jump up to: а б Хойланд 2002 , с. 104-105.
- ^ Кухня 2001 , с. 129.
- ^ Олбрайт 1950 .
Библиография
[ редактировать ]- Олбрайт, ВФ (1950). «Хронология древней Южной Аравии в свете первой кампании раскопок в Катабане» . Бюллетень американских школ восточных исследований . 119 (119): 5–15. дои : 10.2307/3218798 . JSTOR 3218798 . S2CID 163250611 . Проверено 6 декабря 2022 г.
- Брайс, Тревор (2009). Справочник Рутледжа по народам и местам древней Западной Азии: от раннего бронзового века до падения Персидской империи . Лондон , Великобритания : Рутледж . ISBN 978-0-415-39485-7 .
- Алессандро де Мегрэ. Аравия Феликс в переводе Ребекки Томпсон. Лондон: Стейси Интернэшнл, 2002. ISBN 1-900988-07-0
- Хойланд, Роберт Г. (2002). Аравия и арабы: от бронзового века до прихода ислама . Лондон , Великобритания : Рутледж . ISBN 978-1-134-64634-0 .
- Кухня, Кеннет (2001). «Экономика Древней Аравии от Александра до Августов». У Арчибальда Зофия Х.; Дэвис, Джон ; Габриэльсен, Винсент; Оливер, Дж.Дж. (ред.). Эллинистическая экономика . Лондон , Великобритания : Рутледж . стр. 119–132. ISBN 978-1-134-56592-4 .
- Andrey Korotayev . Ancient Yemen . Oxford: Oxford University Press, 1995 . ISBN 0-19-922237-1 .
- Andrey Korotayev . Pre-Islamic Yemen . Wiesbaden: Harrassowitz Verlag, 1996. ISBN 3-447-03679-6 .
- Андрей Коротаев . Социально-политический конфликт в Катабанском королевстве? (Переинтерпретация катабанской надписи R 3566) // Труды семинара по арабским исследованиям 27 (1997): 141–158 .
- Рауль Маклафлин (2014). Римская империя и Индийский океан (в твердом переплете) . Ручка и меч в стиле милитари. п. 138. ИСБН 9781783463817 .
- Мериги, Франческа; Ливерани, Марио, ред. (2003). Засушливые земли в римские времена (мягкая обложка) . Во имя лилии. п. 144. ИСБН 9788878142664 .
- Ван Бик, Гас В. (1997). «Катабан». В Мейерсе, Эрик М .; Девер, Уильям Г .; Мейерс, Кэрол Л .; Мули, Джеймс Д.; Парди, Деннис; Зауэр, Джеймс А.; Финни, Пол Корби; Йоргенсен, Джон С. (ред.). Оксфордская энциклопедия археологии Ближнего Востока . Том. 4. Оксфорд , Великобритания ; Нью-Йорк , США : Издательство Оксфордского университета . стр. 383–384. ISBN 978-0-195-06512-1 .
- Шьеткетте, Жереми (2017). «Химьяр» . Энциклопедия древней истории (PDF) . John Wiley & Sons, Inc., стр. 1–2. дои : 10.1002/9781444338386.wbeah30219 . ISBN 9781405179355 . Проверено 8 ноября 2022 г.
{{cite book}}
:|website=
игнорируется ( помогите )