Jump to content

Ясса

Ясса ) (альтернативно Яса , Ясак , Джазаг или Засаг ; монгольский : Их Засаг , латинизированный : Их Засаг была устным сводом законов монголов, постепенно созданным во время правления Чингисхана . Это был фактический закон Монгольской империи , хотя «закон» держался в секрете и никогда не обнародовался. Ясса, судя по всему, берет свое начало в декретах военного времени, которые позже были систематизированы и расширены, включив в них конвенции о культуре и образе жизни. Сохраняя Яссу в секрете, указы можно было изменять и использовать выборочно. Считается, что Яссой руководили сам Чингисхан и его приемный сын Шиги Кутуцю , тогдашний верховный судья (по-монгольски: улсын их заргач ) Монгольской империи . [1] Чингисхан поручил своему второму сыну Чагатаю (впоследствии Чагатай-хану ) наблюдать за исполнением законов.

Этимология

[ редактировать ]

Слово яса (или Ясса ) существует как в монгольском, так и в тюркском языках. Считается, что это слово происходит от прамонгольского глагола * jasa- (современный монгольский : засах , латинизированный : засах ), что означает «наводить порядок». [2] Тюркский глагол яса- , означающий «управлять; создавать», вероятно, был заимствован из монгольского языка.

В самом раннем тексте на монгольском языке, «Тайной истории монголов» , слово ясса, кажется, относится конкретно к авторитетным (военным) указам. Чериг Жаса- ( среднемонгольский : язык 里克 克᠌᠌札撒 ) — примерно эквивалент современного монгольского: цэрэг засах — это фраза, часто встречающаяся в « Тайной истории» , которая означает «привести солдат в порядок», в смысле сплотить солдат перед битвой. В современном монгольском языке глагол засаглах ( засаглах ) означает «управлять».

Другое слово, которое иногда приравнивают к яссе , — ёсун (современный монгольский : ёс , латинизированный : jos ). В широком смысле этот термин относится к правилам, вытекающим из традиций, включая, например, правила этикета. Ранние летописцы из Европы и Ближнего Востока часто не проводили четкого различия между этими двумя терминами - иногда по идеологическим причинам - в результате чего источники часто содержат смесь законов и обычаев. [3]

Историческое и текущее использование

[ редактировать ]

Джасах во времена династии Цин назывался коренными губернаторами провинций Монголии. Местное отделение ( Лифан Юань ) служило им судом первой инстанции и включало секретарей и других должностных лиц.

Высший исполнительный орган современного правительства Монголии называется Засгийн газар ( монгольский: засгийн лагар ), что означает «место Засага », то есть «место порядка».

Дата и текстовая история

[ редактировать ]

По мнению некоторых учёных, Ясса была провозглашена Чингисханом на курултае 1206 года . [4] когда он официально принял титул Чингисхана. В « Тайной истории » Чингисхан велит своему приемному сыну Шиги Кутуцю создать реестр судебной практики, что подразумевает существование такого документа:

«Кроме того, записывая синим шрифтом все решения о распределении и судебных делах всего населения, превратите его в книгу. До тех пор, пока не появится потомок моего потомка, пусть никто не изменяет ни одного синего письма, которое Шиги Кутуку , после принятия моего решения, занесу в книгу с белой бумагой, всякий, кто ее изменит, будет виновен и подлежит наказанию». [1]

Ясса, возможно, позже была записана уйгурским письмом , сохранилась в секретных архивах и была известна только королевской семье и читалась только ею. [ нужна ссылка ] Джувьяни в « Тарих-и Джахангушай» пишет о роли яс во время курултая (военного совета):

Эти свитки называются Великой книгой Яс и хранятся в сокровищнице главных князей. Всякий раз, когда хан восходит на трон, или мобилизуется большая армия, или князья собираются и начинают [совещаться] по поводу государственных дел и управления ими, они составляют эти списки и моделируют на их основе свои действия; [5]

Указы Ясы считались всеобъемлющими и конкретными, но монгольских свитков или кодексов обнаружено не было. Есть записи об отрывках среди многих летописей, в том числе аль-Макризи , Вардана Аревелци и Ибн Баттуты . Первый из них, возможно, опирался на работу Ата-Малика Джувейни, чиновника Ильханства . [6] Более того, копии могли быть обнаружены и в Корее. [ нужна ссылка ]

В конце концов, отсутствие какого-либо физического документа является исторически проблематичным. [4] Историкам остаются вторичные источники, предположения и предположения, которые описывают большую часть содержания обзора. Историческая достоверность Яссы слаба по сравнению с гораздо более старым Кодексом Хаммурапи (18 век до н.э.) или Указами Ашоки (3 век до н.э.). Последний был высечен на всеобщее обозрение на каменных постаментах высотой от 12 до 15 м, которые располагались по всей империи Ашоки (ныне Индия, Непал, Пакистан и Афганистан).

Среди преемников Чингисхана

[ редактировать ]

Угедей-хан , третий сын Чингисхана и второй Великий хан, провозгласил Великую Ясу целостным сводом прецедентов во время своей коронации на курултае 1229 года . [4] Он подтвердил сохраняющуюся силу повелений и постановлений своего отца и добавил свои собственные. Угедей систематизировал правила одежды, а также правила поведения на курултае. Два его непосредственных преемника следовали традиции провозглашения Яссы при своей коронации.

Монголы, жившие в различных частях империи, стали добавлять законы, необходимые в их областях.

Современное влияние

[ редактировать ]

В современном турецком языке (который используется в настоящее время в Турции ) слово «закон» — yasa , а прилагательное «законный» — yasal . Слово для обозначения конституции , включая Конституцию Турции , — Анайаса («материнский закон»).

Обзор содержания

[ редактировать ]

Содержание Яссы неизвестно ни по одному документу, но ученые реконструировали его содержание по многочисленным источникам, имеющим к ним отношение. Среди них особый интерес, конечно, представляют « Тайная история» , а также « Тарих-и Джахангушай» Джувьяни и другие произведения современников. В наиболее подробных немонгольских источниках нет четкого различия между юридическими указами ( ясса ) и обычаями ( ёсун ). [3]

Содержание согласно Тайной истории

[ редактировать ]

В « Тайной истории » Чингисхан велит Шиги Кутуку, своему приемному сыну, создать книгу с синим шрифтом, которая может быть одной из книг, которые легли в основу того, что позже было названо Ясса. В этой книге, как рассказывает Чингис Шиги Кутуцю, следует собрать следующие предметы:

«[все] решения о распределении и о судебных делах всего населения» [1]

По словам Дэвида Моргана, это сводится к: (1) «Вопросам, касающимся [разделения] (...) добычи и имущества»; и (2) «Вопросы, касающиеся судебных процессов». [4] В других местах « Сокровенной истории» упоминаются отдельные указы Чингисхана, но не всегда ясно, в какой степени их следует понимать как постоянные законы.

Содержание согласно Тарих-и Джахангушай.

[ редактировать ]

В «Тарих-и Джахангушай» , произведении чиновника Ильханства Ата-Малика Джувьяни, появляется одна глава, посвященная комментированию ясс . Эта глава ни в коем случае не является всеобъемлющей, как утверждает сам автор:

Есть много других [ясс] , запись каждой из которых задержала бы нас слишком надолго; поэтому мы ограничились упоминанием вышеизложенного. [5]

Однако некоторые организационные вопросы, обсуждаемые Джувьяни, вполне соответствуют краткому сообщению в «Тайной истории» о содержании книги Сиги Кутуцю с синим шрифтом. Он упоминает как вопросы налогов, продовольствия и дележа добычи, так и наказуемые правонарушения, большинство из которых, по-видимому, применимо именно к крестьянству, составлявшему армию.

С одной стороны, например, он утверждает, что существует требование делиться едой с путешественниками , правило продажи женщин из других семей и обязанность содержать продовольствие для амчи (почтовых станций). С другой стороны, он рисует картину строгой армейской дисциплины, упоминая запрет на дезертирство солдат, предполагаемое наказание в виде суммарной публичной казни перебежчика и суровое наказание для тех, кто предлагает убежище перебежчику.

На протяжении всей остальной работы Джувьяни упоминает и отдельные ясы , иногда конкретно приписывая их Чингисхану или его преемникам, а иногда и без дальнейшего уточнения.

Дальнейшие предполагаемые законы

[ редактировать ]

Экзотерический аспект Яссы определял законы для различных членов монгольской общины, таких как солдаты, офицеры и врачи. Ясса преследовала три цели: подчинение Чингисхану, объединение кочевых кланов и беспощадное наказание за проступки. Оно заботилось о людях, а не о собственности. Если мужчина не сознался, его не признали виновным. [7] Целью многих указов, вероятно, было устранение социальных и экономических споров между монголами и будущими союзными народами. Среди правил был запрет на угон скота . Он представлял собой ежедневный свод правил для людей, находящихся под контролем монголов , который строго соблюдался. [ нужна ссылка ]

Ясса также обращалась и отражала монгольские нормы культуры и образа жизни. Смерть через обезглавливание была наиболее распространенным наказанием, если преступник не принадлежал к благородной крови, когда преступника убивали непосильным образом, не проливая крови. Даже незначительные правонарушения карались смертью. Например, солдата казнили бы, если бы он не поднял что-то, упавшее от человека перед ним. Тем, кому покровительствовал хан, часто предоставлялось преференциальное отношение в системе закона, и им давалось несколько шансов, прежде чем они были наказаны.

Поскольку Чингисхан создал институт, гарантировавший полную религиозную свободу, люди под его правлением могли свободно поклоняться так, как им заблагорассудится, при условии соблюдения законов Ясы. [ нужна ссылка ]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Перейти обратно: а б с де Рахевильц, Игорь (2015). «Тайная история монголов: Монгольская эпическая хроника тринадцатого века» . Сборник книг и монографий открытого доступа . Университет Западного Вашингтона: 127–128. дои : 10.25710/31qa-rh81 .
  2. ^ Нугтерен, Ганс (2011). Монгольская фонология и цинхай-ганьсуйские языки (диссертация). Утрехт: ЛОТ. п. 383. ИСБН  9789460930706 .
  3. ^ Перейти обратно: а б Эгль, Дениз (1 декабря 2004 г.). «Монгольское право против исламского права: между мифом и реальностью» . Анналы. Histoire, Sciences Sociales (на французском языке). 59 (5): 972. ISSN   2268-3763 . {{cite journal}}: CS1 maint: дата и год ( ссылка )
  4. ^ Перейти обратно: а б с д Морган, Дэвид (01 января 2005 г.), «Возвращение к «Великой Ясе Чингисхана»» , монголы, турки и другие , Брилл, стр. 291–308, ISBN  978-90-474-0633-4 , получено 12 марта 2024 г.
  5. ^ Перейти обратно: а б Джувейни, Ала ад-Дин Ата-Малик (1958) [13 век]. Тарих-и Джахангушай [ История покорителя мира ]. Том. 1. Перевод Бойла, Дж. А. Манчестер: Издательство Манчестерского университета . стр. 25, 34.
  6. ^ Аялон, Дэвид (1971). «Великая Яса Чингиз-хана. Пересмотр (Часть А)» . Студия Исламика (33): 97–140. дои : 10.2307/1595029 . ISSN   0585-5292 . JSTOR   1595029 .
  7. ^ Лэмб, Гарольд. «Чингисхан – император всех людей» . Библиотека международных коллекций, Гарден-Сити, Нью-Йорк, 1927 год. Архивировано из оригинала 28 декабря 2011 года . Проверено 21 апреля 2014 г.

Библиография

[ редактировать ]

Древние источники

[ редактировать ]

Современные источники

[ редактировать ]
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 3328234044ba08d0c8fa54f1cd7afabc__1721073900
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/33/bc/3328234044ba08d0c8fa54f1cd7afabc.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Yassa - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)