Общество Монгольской империи

Монголы, жившие в пределах Монгольской империи (1206–1368 гг.), сохранили свою собственную культуру, не обязательно отражающую большинство населения исторической Монгольской империи, поскольку большинству немонгольских народов внутри нее было разрешено продолжать свои собственные социальные обычаи. Сословие монголов в значительной степени вело обособленную жизнь, хотя со временем на него оказывалось значительное культурное влияние, особенно в Персии и Китае .
Некоторые монголы имели тенденцию переходить от кочевого образа жизни, основанного на юрточных палатках и выпасе скота, к жизни в городах в качестве навязанных правителей местного населения, поддерживаемых монгольской армией. Но там, где это было возможно, они стремились сохранять свои привычки и обычаи, особенно в вопросах, касающихся семьи. Им предоставлялись щедрые гранты на землю, а иногда и другие источники дохода.
Администрация
[ редактировать ]
Монгольские правительства регулярно назначали региональных администраторов из разных мест империи для управления другими областями, отправляя ханьцев и киданей из Китая в качестве администраторов над мусульманским населением в Бухаре в Центральной Азии и импортируя выходцев из Центральной Азии для работы в качестве администраторов в Китае. Эта стратегия была призвана ограничить власть местных народов на доминируемых землях. [1]
Еда и кухня
[ редактировать ]![]() |
Есть две разные группы продуктов: «красные продукты», которые составляют большую часть рациона зимой, и «белые продукты», которые составляют большую часть рациона летом. [2] «Белыми продуктами» обычно являются молочные продукты, такие как сыр, йогурт и « айраг » или слегка ферментированное кобылье молоко. Молоко также редко пили в свежем виде. «Красные продукты» обычно представляют собой мясные продукты, хотя летом на мясо также добывали дикую дичь, такую как кролики, олени, кабаны, белки и сурки.
Зимнее мясо обычно получали из овец и реже из лошадей. Встречалась и подледная рыбалка. Мясо консервировали, разрезая его на полоски, а затем оставляя его сушиться на солнце и ветру, замораживая, вяло и коптя, или, реже, съедая в свежем виде. [3] Зимой овцы были единственными домашними животными, которых забивали, а лошадей иногда забивали для церемоний. [4] Мясо варили и приправляли черемшой или луком.
Животных забивали особым способом. Животное положили на спину и удерживали. Ножом разрезали грудную клетку и пережимали аорту . [5] [3] которое убило животное, сохранив при этом кровь внутри туши животного, что несовместимо с запрещенными кровососущими мусульманскими и еврейскими методами забоя. Кровь была важным ингредиентом, который использовался в свежем виде, для бульонов и колбас . [3]
Овощи обычно ограничивались дикими видами или теми, которые были приобретены в результате торговли или дани . Из зерна готовили кашу или тесто, обжаренное на жире.
Этикет приема пищи во время больших собраний и церемоний предусматривал нарезание мясной еды на мелкие кусочки. Гостям подавали мясо на шампурах, порядок подачи определял хозяин. Людям разных социальных классов были назначены разные части мяса, и «белуджи» обязаны были знать, кто принадлежит к каждому социальному классу. Мясо ели руками, а жир вытирали по земле или одежде. [ нужна ссылка ]
Чаще всего импортировали спиртные напитки, наиболее популярными из которых были китайское рисовое вино и туркестанское виноградное вино. Чингисхану впервые подарили виноградное вино в 1204 году, и он назвал его опасно крепким. Пьянство было обычным явлением на фестивалях и собраниях. Пение и танцы также были обычным явлением после употребления алкоголя. Из-за туркестанского и ближневосточного влияния лапша начала появляться в монгольской кухне. [ когда? ] . Специи, такие как кардамон , и другие продукты, такие как нут и семена пажитника, также стали частью рациона из-за этих внешних воздействий. [6]
В Монгольской империи должность баурчи, обычно переводимая как «повар», а иногда и как «управляющий» или «комиссар», имела близость к правителю и его право действовать от его имени. Повара были офицерами императорской гвардии (кешиг), одно из подразделений которой, ночная стража (кебтеул), курировало снабжение и приготовление напитков и еды (ундан идеен) во время правления Чингисхана и Угэдэя; Помимо своих титульных обязанностей, эти офицеры часто занимали активное военное командование. Некоторые высокопоставленные чиновники, такие как Болад, отец Болада, и Рашид ад-Дин начинали как повара.
В 1246 году, когда монах Карпини присутствовал на интронизации Гуюга, единственной упомянутой пищей было соленое и несоленое мясо в бульоне. Однако менее чем десять лет спустя, когда Рубрук прибыл в Кара-Ворум, там было больше продуктов, таких как пшено с маслом, вареное тесто, кислое молоко, пресный хлеб, растительное масло, вино, медовуха, уксус, а также сушеные орехи и фрукты, включая миндаль. , виноград и чернослив.
Экономика Монгольской империи
[ редактировать ]
Деньги
[ редактировать ]Бумажные деньги были разрешены в 1227 году. Они были обеспечены драгоценными металлами и шелком. [7] Монголы использовали китайский серебряный слиток в качестве единых денег общественного счета при обращении бумажных денег в Китае и монет в западных областях империи, таких как Золотая Орда и Чагатайское ханство. При Угедей-хане монгольское правительство выпускало бумажные деньги, обеспеченные запасами шелка, и основало отдел, ответственный за уничтожение старых банкнот. [8] В 1253 году Мункэ учредил Департамент денежных дел для контроля над выпуском бумажных денег, чтобы устранить чрезмерную эмиссию валюты монгольской и немонгольской знатью со времен правления Великого хана Угедея. Его власть установила единую меру, основанную на сухе или серебряном слитке, однако монголы разрешали своим иностранным подданным чеканить монеты того номинала и использовать тот вес, который они традиционно использовали. [7] Во время правления Угедея, Гуюка и Мункэ чеканка монгольских монет увеличилась за счет чеканки золотых и серебряных монет в Средней Азии, а также медных и серебряных монет на Кавказе , в Иране и на юге России. [9]
Династия Юань при Хубилай-хане выпускала бумажные деньги, обеспеченные серебром, а также банкноты, дополненные наличными и медными деньгами. Марко Поло писал, что деньги были сделаны из коры тутового дерева. Стандартизация бумажных денег позволила юаньскому двору монетизировать налоги и снизить затраты на содержание налогов на товары, как это сделала политика Мункэ-хана. Но лесные народы Сибири и Маньчжурии по-прежнему платили монголам налоги на товары и товары. [10] Цзяочао использовался только в рамках династии Юань, и даже Ильхан Ринчиндорж Гайхату , который поддерживал руководство Юаня другими способами, не смог принять денежный эксперимент в своем ближневосточном царстве в 1294 году. Как это сделали ханства Золотой Орды и Чагатай. Ханство, Ильханство чеканило свои монеты из золота, серебра и меди. [11] Фискальные реформы Газана позволили ввести единую биметаллическую валюту в Ильханате. [12] Чагатай-хан Кебек обновил чеканку монет, обеспеченную запасами серебра, и создал единую денежную систему во всем государстве.
Монгольское правительство и элита инвестировали в коммерческие предприятия, используя металлические монеты, бумажные деньги, золотые и серебряные слитки и торгуемые товары для партнерских инвестиций, и в первую очередь финансировали ростовщичество и торговую деятельность. [13] Инвестиции в бумажные деньги были невозможны в западно-монгольской империи.
Торговые пути
[ редактировать ]Монголы имели богатую историю поддержки купцов и торговли. Чингисхан поощрял иностранных купцов в начале своей карьеры, еще до объединения монголов. Купцы предоставляли ему информацию о соседних культурах, служили дипломатами и официальными торговцами для монголов и были необходимы для производства многих необходимых товаров, поскольку монголы мало производили своих собственных товаров. Монголы иногда предоставляли торговцам капитал и отправляли их далеко в рамках соглашения об авто (торговом партнере). По мере роста Империи любые купцы или послы, имеющие надлежащие документы и разрешения, получали защиту и убежище во время своих путешествий через монгольские владения. Хорошо проходимые и относительно хорошо обслуживаемые дороги связывали земли Средиземноморского бассейна с Китаем, что значительно увеличило сухопутную торговлю, что привело к драматическим историям тех, кто путешествовал по пути, который стал известен как Шелковый путь. Одним из самых известных путешественников с Запада на Восток был Марко Поло , а аналогичное путешествие с Востока на Запад совершил китайский монгольский монах. Раббан Бар Саума , который путешествовал из своего дома Ханбалык (Пекин) в Европу. Миссионеры, такие как Вильгельм Рубрукский, также ездили к монгольскому двору с миссией обращения или в качестве папских посланников, неся переписку между Папой и монголами, когда предпринимались попытки сформировать франко-монгольский союз . Однако редко кто-либо путешествовал по всему Шелковому пути. Вместо этого торговцы перемещали товары подобно бригаде ведер: предметы роскоши продавались от одного посредника к другому, из Китая на Запад, что приводило к непомерным ценам на товары.
После Чингиса торгово-партнерское дело продолжало процветать при его преемниках Угедее и Гуюке. Купцы привозили одежду, еду и другие припасы в императорские дворцы, а взамен Великие ханы освобождали торговцев от налогов и позволяли им пользоваться официальными ретрансляционными станциями Монгольской империи. Купцы также служили налоговыми фермерами в Китае, России и Иране. Если на купцов нападали бандиты, убытки восполнялись из императорской казны.
Политика изменилась при Великом хане Мункэ. Из-за отмывания денег и чрезмерного налогообложения он попытался ограничить злоупотребления и послал имперских следователей для надзора за автомобильным бизнесом. Он постановил, что все купцы должны платить коммерческие налоги и налоги на недвижимость, и погасил все векселя, полученные высокопоставленной монгольской элитой от купцов. Эта политика продолжалась и при династии Юань . В 1267 году Мёнке-Темур предоставил генуэзцам и венецианцам исключительные права на владение Кафой и Азовом. В 1270-х годах Золотая Орда разрешила немецким купцам торговать на всех своих территориях, включая русские княжества. Монголы разработали концепции ответственности в отношении инвестиций и кредитов в партнерстве между монголами и ортоками, продвигая торговлю и инвестиции, чтобы облегчить коммерческую интеграцию Монгольской империи. В монгольские времена договорные особенности партнерства «монгол -орток» очень напоминали договоренности «кирад» и «комменда» . [13]
Падение Монгольской империи привело к распаду политического единства на Шелковом пути. Жертвой стали также культурные и экономические аспекты ее единства. Тюркские племена захватили западный конец Шелкового пути у распадающейся Византийской империи и посеяли семена тюркской культуры, которая позже кристаллизовалась в Османскую империю под влиянием суннитской веры. Тюркско-монгольские военные отряды в Иране после нескольких лет хаоса объединились под властью племени Сеффавидов , под руководством которого сформировалась современная иранская нация шиитской веры . Между тем монгольские князья в Средней Азии довольствовались суннитской ортодоксальностью с децентрализованными княжествами домов Чагатая, Тимуридов и Узбеков. В кыпчакско - татарской зоне монгольские ханства практически рухнули под натиском Черной смерти и растущей мощи Московии . На Востоке коренные китайцы свергли династию Юань в 1368 году, основав собственную династию Мин и проводя политику экономического изоляционизма. [14]
Появление пороха способствовало падению монголов, поскольку ранее завоеванные племена использовали его для восстановления своей независимости. Порох имел разные эффекты в зависимости от региона. В Европе порох и ранняя современность способствовали интеграции территориальных государств и усилению меркантилизма . На Шелковом пути все было наоборот: неспособность поддерживать уровень интеграции Монгольской империи и, как следствие, снижение торговли, частично усугубляемое ростом европейской морской торговли. К 1400 году Шелковый путь больше не служил маршрутом доставки шелка. [ нужна ссылка ]
Наблюдения Марко Поло
[ редактировать ]
Одно из самых впечатляющих открытий, которое Марко Поло сделал во время своего визита в Монголию, — это то, как работала денежная система империи. Его не впечатлил серебряный акче, который империя использовала в качестве единой валюты, или то, что некоторые королевства империи все еще использовали местную валюту, но его больше всего удивил тот факт, что в некоторых частях империи люди использовали бумажные деньги. [15]
Марко Поло считал использование бумажных денег в Монгольской империи одним из чудес света. Бумажные деньги не использовались во всей империи. Китайский серебряный слиток был повсеместно принят в качестве валюты по всей империи, в то время как местные монеты также использовались в некоторых западных регионах, таких как современный Иран. Бумажные деньги использовались в Китае, продолжая практику, установленную китайцами несколько сотен лет назад. Китайцы освоили технологию изготовления гравюр, поэтому печатать купюры им было относительно просто. Бумажные деньги использовались в Китае с 960 года нашей эры, когда династия Сун начала заменять медные монеты бумажными деньгами. Когда монголы вторглись в Китай Сун, они начали выпускать свои собственные монгольские банкноты в 1227 году. Эта первая попытка монголов продлилась недолго, потому что срок действия выпущенных банкнот истек через несколько лет и был непоследовательным во всех частях Монгольской империи, которые их выпустили. В 1260 году Хубилай-хан создал первую единую бумажную валюту юань-монгола с банкнотами, у которых не было срока годности. Для подтверждения валюты ее сделали полностью обмениваемой на серебро и золото и принимали в качестве налоговых платежей. Поначалу распространение валюты было небольшим, но война против южной Сун резко увеличила обращение. После поражения Сун их валюта была выведена из обращения и могла быть обменена на монгольскую валюту по относительно высокому обменному курсу. Несмотря на постоянную инфляцию после 1272 года, бумажные деньги, обеспеченные ограниченным выпуском монет, оставались стандартным средством валюты до 1345 года. Примерно в 1345 году восстания, экономический кризис и неправильное финансовое управление бумажными деньгами подорвали доверие общественности к банкнотам. [16]
Чтобы инициировать переход от других форм компенсации к бумажным деньгам, правительство добилось отказа принять законопроект, караемого смертной казнью. Чтобы избежать девальвации, наказанием за подделку или подделку также была смерть. [17]
Удельная система
[ редактировать ]Члены Золотого Рода (или Золотого Рода — Алтан ураг ) имели право на долю (хуби — хувь) благ каждой части Монгольской империи точно так же, как имел право каждый монгольский дворянин и его семья, а также каждый воин на соответствующую меру всех товаров, захваченных на войне.
В 1206 году Чингисхан раздал большие земли с людьми в качестве доли своей семье и верным соратникам, большинство из которых были людьми простого происхождения. Доли добычи распределялись гораздо шире. Императрицы, принцессы и заслуженные слуги, а также дети наложниц получали полную долю, включая военнопленных. [18] Например, Хубилай вызвал двух осадных инженеров из Ильханства на Ближнем Востоке, находившегося тогда под властью его племянника Абаки. После монгольского завоевания в 1238 году портовые города Крыма платили Джучидам таможенные пошлины, а доходы распределялись между всеми чингизидскими князьями Монгольской империи в соответствии с удельной системой. [19] Будучи верными союзниками, Кублаиды в Восточной Азии и Ильканиды в Персии посылали священнослужителей, врачей, ремесленников, ученых, инженеров и администраторов в уделы в ханствах друг друга и получали доходы от них.
После того, как Чингисхан (1206–1227) раздал кочевые земли и города в Монголии и Северном Китае своей матери Оэлун , младшему брату Темюге и другим членам, а китайские округа в Маньчжурии другим своим братьям, Угедей доли в Северном Китае, Хорезме , Трансоксиане раздал Золотое семейство, императорские зятья (хурген-хүргэн) и знатные полководцы в 1232–1236 гг. Великий хан Мункэ разделил доли или уделы в Персии и произвел передел в Средней Азии в 1251–1256 гг. [20] Хотя Чагатайское ханство было самым маленьким по своим размерам, чагатайские ханы владели Кат и Хива городами в Хорезме, несколькими городами и селами в Шаньси и Иране , несмотря на свои кочевья в Средней Азии. [18] Сначала Ильхан Хулагу владел 25 тысячами дворов шелководов в Китае, долинами в Тибете, а также пастбищами, животными, людьми в Монголии. [18] Его потомок Газан Персидский в 1298 году отправил послов с драгоценными подарками к Темур-хану из династии Юань, чтобы запросить акции своего прадеда в Великом Юане. Утверждается, что Газан получил свои акции, которые не отправлялись со времен Мункэ-хана. [21]
Монгольские и немонгольские удельные держатели требовали чрезмерных доходов и освобождались от налогов. Угедей постановил, что дворяне могут назначать даругачи и судей в уделах вместо прямого распределения без разрешения Великого хана благодаря гениальному киданьскому министру Елу Чукаю . Хубилай-хан как-то продолжил постановления Угедея, однако и Гуюк , и Мункэ и раньше ограничивали автономию уделов. Газан также запретил любые злоупотребления владельцами уделов в Ильханате , а юаньский советник Темудер ограничил чрезмерные права монгольской знати на уделы в Китае и Монголии. [22] Преемник Хубилая и каган Темур упразднил 358 департаментов зятя императора Корё, короля Чхуннёля , что вызвало финансовое давление на корейский народ. [23] чья страна находилась под контролем монголов. [24] [25] [26] [27]
Удельная система серьезно пострадала, начиная с междоусобиц в Монгольской империи в 1260–1304 гг. [21] [28] Тем не менее, эта система выжила. Например, Абака Ильханства позволил Мункэ Темуру Золотой Орды собирать доходы от шелковых мастерских в северной Персии в 1270 году, а Барак Чагатайского ханства послал своего мусульманского визиря в Ильханство якобы для исследования его уделов там (Основной задачей визиря было шпионить за Ильханидами фактически) в 1269 году. [29] После мирного договора, заключенного между монгольскими ханами: Темуром, Дува , Чапаром, Тохтой и Олджейту в 1304 году, система начала восстанавливаться. Во время правления Туг Темура юаньский двор получал треть доходов городов Мавераннахра при чагатайских ханах, в то время как чагатайская элита, такая как Эльджигидей , Дува Темур , Тармаширин, получала щедрые подарки и участвовала в покровительстве династии Юань буддийским храмам . [30] Туг Темур также получил несколько русских пленников от чагатайского принца Чанши , а у будущей хатун Хубилая Чаби был слуга Ахмад Фанакати из Ферганской долины . до замужества [31] В 1326 году Золотая Орда вновь начала посылать дань великим ханам династии Юань. К 1339 году Озбег и его преемники ежегодно получали 24 тысячи дина в бумажной валюте из своих китайских уделов в Шаньси, Чели и Хунани . [32] Х. Ховорт отметил, что посланник Узбека потребовал акции своего хозяина от двора Юань, главного управления монгольского мира, для открытия новых почтовых станций в 1336 году. [33] Это общение прекратилось только с распадом, борьбой за престол и восстаниями монгольских ханств. [примечание 1]
Домашние животные в Монгольской империи
[ редактировать ]
Пятью наиболее важными домашними животными в Монгольской империи были лошади (самые важные), крупный рогатый скот, верблюды, овцы и козы. Все эти животные ценились за молоко, а шкуры всех животных использовались для изготовления одежды и убежища. Хотя в других культурах их часто считали непривлекательными, монгольские домашние животные были хорошо адаптированы к холодной погоде, а также к нехватке еды и воды. Эти животные, как известно, выживали и до сих пор выживают в таких условиях, тогда как животные из других регионов погибают.
Лошади
[ редактировать ]Лошади были, безусловно, самым важным животным для древних монголов. Они были не только достаточно самостоятельными, но и выносливыми и быстрыми. Меньшие по размеру, чем большинство других, эти животные могли без устали преодолевать большие расстояния. Они также были хорошо приспособлены к суровым зимам и рыли снег в поисках травы, которой можно было бы питаться. Почти в каждой семье была хотя бы одна лошадь, а в некоторых случаях лошадей хоронили вместе с хозяевами, чтобы они служили им в следующей жизни. Монгольские лошади были, вероятно, самым важным фактором Монгольской империи. Без чрезвычайно опытной, не говоря уже о знаменитой кавалерии, монголы не смогли бы совершить набег и захватить огромную территорию, и монголы не были бы известны даже сегодня как опытные всадники. Он также служил животным, из которого монголы могли пить кровь, перерезав вену на шее и выпивая ее, особенно во время суровых и длительных поездок с места на место. Для дополнительного пропитания из кобыльего молока делали алкогольный напиток, известный как айраг . Лошади позволяли монголам двигаться со скоростью более двадцати километров (13 миль) в час, что было очень хорошо для древних времен. [34]
Крупный рогатый скот
[ редактировать ]Скот использовался в основном как вьючное животное, но его также ценили за молоко, хотя и не столько за мясо. Они жили на открытом выгуле, и их было довольно легко содержать. Рано утром их выпустили пастись без пастуха и надзирателя, а во второй половине дня они пошли обратно одни. Хотя они были частью популяции домашних животных, в ранней империи они не были так распространены. В ранний период только девять процентов всех домашних животных были крупным рогатым скотом. [35]
Верблюды
[ редактировать ]
Верблюды, наряду со скотом, использовались и как вьючные животные. Когда они были одомашнены (между 4000 и 3000 гг. до н.э.), они стали одними из самых важных животных для наземной торговли в Азии. Причины этого заключались в том, что им не требовались дороги для передвижения, они могли перевозить до 500 фунтов товаров и припасов и им не требовалось много воды для длительных путешествий. Помимо того, что верблюжья шерсть была вьючным скотом, она использовалась в качестве основного волокна в монгольском текстиле. [36]
Овцы/козы
[ редактировать ]Овцы и козы больше всего ценились за молоко, мясо и шерсть. Особую ценность имела овечья шерсть. Стрижку обычно проводили весной перед перегоном стад на горные пастбища. Самое главное, что его использовали для изготовления войлока для утепления монгольских домов, называемых герами, однако его также использовали для изготовления ковриков, седельных одеял и одежды. Идеальная численность стада обычно составляла около 1000. Чтобы достичь этой квоты, группы людей объединяли свои стада и путешествовали вместе со своими овцами и козами. [37]
Традиционная монгольская одежда
[ редактировать ]
Во времена Монгольской империи существовал единый тип монгольской одежды, хотя имели место различия в зависимости от богатства, статуса и пола. Эти различия включали дизайн, цвет, крой и сложность одежды. Первый слой состоял из длинного халата до щиколотки, называемого кафтаном. У некоторых кафтанов был квадратный воротник, но большинство из них перекрывались спереди и застегивались под мышкой, образуя косой воротник. Юбку кафтана шили отдельно, иногда добавляли рюши в зависимости от цели и сословия носящего ее человека. Мужчины и незамужние женщины подвязывали свои кафтаны двумя ремнями: одним тонким, кожаным, под большим широким поясом, закрывавшим живот. Выйдя замуж, женщина перестала носить пояс. Вместо этого она носила очень широкий кафтан, а у некоторых была куртка с короткими рукавами, открывающаяся спереди. У женщин более высокого ранга перекрывающий воротник кафтан был украшен изысканной парчой, они носили длинные рукава и шлейф, который должны были нести слуги. Для обоих полов под кафтан носили брюки, вероятно, из-за кочевых традиций монгольского народа.
Материалы, используемые для создания кафтанов, различались в зависимости от статуса и достатка. Они варьировались от шелка, парчи, хлопка и ценных мехов для более богатых групп до кожи, шерсти и войлока для менее обеспеченных. Сезон также диктовал тип ткани, особенно для тех, кто мог себе это позволить. Летом предпочтение отдавалось ближневосточному шелку и парче, а зимой для дополнительного тепла использовались меха.
Цвет был важной характеристикой одежды, поскольку имел символическое значение. Во время больших праздников, проводимых ханом, он дарил своим важным дипломатам специальные мантии определенных цветов в зависимости от того, что праздновалось. Их носили только во время определенного праздника, а если кого-то ловили на ношении в другое время, наказание было чрезвычайно суровым, как и во времена Хубилай-хана.
Обувь традиционной Монгольской империи состояла в основном из ботинок или кожаных сандалий из коровьего меха. Эта обувь была толстой и часто пахла коровьим навозом. И левая, и правая ступня были одинаковыми и были сделаны из кожи, хлопка или шелка. Многие слои были сшиты вместе, чтобы создать подошву ботинка, а затем прикреплялись отдельно изготовленные верхние части. Верхние части ботинок обычно были темного цвета, а подошвы – светлыми. По швам пришивали легкие полоски ткани, чтобы сделать их более прочными. Ботинки обычно имели заостренный или перевернутый носок, но не имели каблука. [38] [39]
Инструменты войны
[ редактировать ]С 1206 по 1405 год Монгольская империя продемонстрировала свою военную мощь, завоевав земли между Желтым морем и границей Восточной Европы. Это было бы невозможно без специализированных лошадей, луков, стрел и мечей. Они завоевали многочисленные соседние территории, что в конечном итоге привело к созданию крупнейшей в истории непрерывной наземной империи.
Монгольская империя использовала быстроту и силу лошадей в своих интересах. Несмотря на то, что их высота составляла всего 12–13 рук, монголы уважали этих маленьких животных. В юном возрасте мальчики тренировались с лошадьми, занимаясь с ними охотой и выпасом скота. Со временем они стали опытными наездниками, что подготовило их к военной жизни, которая ждала их, когда им исполнилось пятнадцать лет. Когда эти мальчики стали солдатами, им попеременно давали от четырех до семи лошадей. Такое большое количество лошадей гарантировало, что некоторые из них всегда будут отдохнувшими и готовыми к бою. Из-за этого у солдата не было повода отставать от выполнения своих задач. В целом монгольское общество обожало этих животных за их мягкость и преданность своим хозяевам. Любой, кто злоупотреблял этими лошадьми или пренебрегал ими должным образом, подвергался наказанию со стороны правительства.
Монгольская империя считала лошадей важным фактором своего успеха и адаптировала для них другое оружие. Лук и стрелы были созданы достаточно легкими, чтобы можно было атаковать врагов верхом на лошади. Монголы использовали составные луки, сделанные из березы, сухожилий и рогов овец. Получались прочные, но легкие луки. Для разных целей были созданы три типа стрел. Самой распространенной стрелой, используемой в войне, была стрела с заостренным железным наконечником, которая могла лететь на расстояние до 200 метров. Если солдат хотел разрезать плоть противника, использовалось V-образное острие. Во время войны солдаты стреляли стрелами третьего типа с отверстиями, которые использовались для подачи сигналов. Слушая свистящие звуки, издаваемые стрелами этого типа, солдаты могли маршировать в нужном направлении.
Во время войны солдаты в основном использовали лошадей, а также лук и стрелы, но военные принимали дополнительные меры предосторожности. Они готовились к любому бою на ближней дистанции, снабжая солдат мечами, топорами, копьями и вилами. Алебарды раздавались богатым людям, а остальные военнослужащие носили дубинки или булавы . Наряду с этим необходимым, военные снабжали своих солдат кожаными мешками и папками. Кожаные мешки использовались для переноски и хранения в сухости таких предметов, как оружие. Их также можно было надувать и использовать в качестве поплавков при переправе через реки. Напильники предназначались для заточки стрел. Любой солдат, у которого пропало оружие, будет наказан. Методы наказания включали порку, выполнение очень тяжелых физических нагрузок или, возможно, увольнение из армии.
Несмотря на то, что армия Монгольской империи обеспечивала оружием каждого солдата, броня была доступна только более богатым солдатам. Эти люди носили железные цепи или чешую, защищали руки и ноги кожаными полосками, носили железные шлемы и использовали железные щиты. Лошадей более зажиточных также до колен защищали железными доспехами и наголовными пластинами. Большинство солдат Монгольской империи были бедняками. Поэтому многие шли в бой с минимальной защитой, хотя доспехов у всех воинов было очень мало по сравнению с рыцарями в доспехах Европы. [40] [41] [42] [43] [44]
Родство и семейная жизнь
[ редактировать ]
Традиционная монгольская семья была патриархальной , патрилинейной и патрилокальной . Каждому из сыновей приводили жен, а дочерей выдавали замуж за другие роды. Кланы, берущие жену, находились в подчиненном положении по отношению к кланам, дающим жену. Таким образом, кланы, дающие жену, считались «старшими» или «большими» по отношению к кланам, дающим жену, которые считались «младшими» или «меньшими». [45] [46] Это различие, символизируемое «старшим» и «младшим» или «большим» и «меньшим», было перенесено также в клан и семью, и все члены рода терминологически различались по поколению и возрасту, причем старший вышестоящий до младшего.
В традиционной монгольской семье каждый сын при женитьбе получал часть семейного стада, причем старший сын получал больше, чем младший. Младший сын оставался в родительском шатре, заботясь о своих родителях, а после их смерти унаследовал родительский шатер в дополнение к своей части стада. Эта система наследования была предусмотрена кодексами законов, такими как Ясса , созданная Чингисханом . [47] Точно так же каждый сын унаследовал часть семейных кочевий и пастбищ, причем старший сын получил больше, чем младший. Старший сын унаследовал самые дальние кочевья и пастбища, а каждый сын, в свою очередь, унаследовал кочевья и пастбища ближе к семейной палатке, пока младший сын не унаследовал кочевья и пастбища, непосредственно окружающие семейную палатку. Семейные единицы часто оставались рядом друг с другом и в тесном сотрудничестве, хотя расширенные семьи неизбежно распадались через несколько поколений. Вполне вероятно, что Яса просто записала в писаный закон принципы обычного права. Нилгюн Далкесен писал в книге « Гендерные роли и статус женщин в Центральной Азии и Анатолии между тринадцатым и шестнадцатым веками »: «Очевидно, что во многих случаях, например, в семейных инструкциях, яса молчаливо принимала принципы обычного права и избегала любого вмешательства в Им, например, Рясановский говорил, что убийство мужчины или женщины в случае прелюбодеяния является хорошей иллюстрацией. статус от матери. Старший сын получал больше, чем младший, после смерти отца, но последний наследовал хозяйство отца. Дети наложниц также получали долю в наследстве в соответствии с указаниями отца. обычай)" [48]
Следующими по величине социальными единицами после семьи были субклан и клан. Эти подразделения произошли от групп, заявляющих о своем отцовском происхождении от общего предка, расположенных в порядке старшинства («конический клан»). К эпохе Чингиссидов это ранжирование символически выражалось на официальных пирах, на которых вожди племен садились и получали определенные порции забитого животного в соответствии со своим статусом. [49] Родословная структура Центральной Азии имела три различных режима. Оно было организовано на основе генеалогической дистанции, или близости индивидов друг к другу по графу родства; поколенческая дистанция, или ранг поколения по отношению к общему предку, и порядок рождения, ранг братьев по отношению друг к другу. [50] Линии отцовского происхождения ранжировались в соответствии с рождением их основателей и, таким образом, считались старшими и младшими по отношению друг к другу. Из различных побочных отцов наиболее благородной была линия старших сыновей по происхождению от предка-основателя. В степи никто не имел себе равных; каждый нашел свое место в системе взаимно ранжированных линий происхождения от общего предка. [51] Именно в соответствии с этой идиомой превосходства и неполноценности родословных, происходящих от порядка рождения, были сформулированы юридические претензии на высший ранг. [52]
Монгольское родство принадлежит к особому отцовскому типу, классифицируемому как родство Омаха , в котором родственники группируются вместе по отдельным терминам, которые пересекают поколения, возраст и даже половые различия. Таким образом, дети сестры отца мужчины, дети его сестры и дети его дочери называются другим термином. Еще одним признаком является строгая терминологическая дифференциация братьев и сестер по старшинству.
К девятнадцатому веку разделение монгольского общества на старшие элитные линии и подчиненные младшие линии ослабло. В 1920-е годы был установлен коммунистический режим. Остатки монгольской аристократии сражались бок о бок с японцами и против Китая , Советского Союза и коммунистов монгольских во время Второй мировой войны , но потерпели поражение. Однако сегодня есть люди, которые заявляют о своем происхождении из монгольской аристократии.
Антрополог Герберт Гарольд Вриланд посетил три монгольские общины в 1920 году и опубликовал весьма подробную книгу с результатами своей полевой работы «Монгольская община и структура родства», которая теперь общедоступна. [53]
Религия
[ редактировать ]Монголы были очень терпимы к большинству религий во времена ранней Монгольской империи и обычно спонсировали несколько религий одновременно. Во времена Чингисхана в 13 веке практически каждая религия нашла новообращенных: от буддизма до восточного христианства и от манихейства до ислама . Чтобы избежать распрей, Чингисхан создал институт, гарантировавший полную религиозную свободу, хотя сам был тенгристом . При его администрации все религиозные лидеры были освобождены от налогов и от государственной службы. [54] Монгольские императоры были известны тем, что организовывали соревнования религиозных дебатов среди священнослужителей, и они собирали большую аудиторию.
Указ Чингисхана об освобождении буддистов ( тойин ), христиан ( эрке'уд ), даосов ( сяньшэн ) и мусульман ( дашмад ) от налоговых пошлин был продолжен его преемниками до конца династии Юань в 1368 году. По мнению Этвуда, все указы использовал ту же формулу и заявил, что Чингисхан первым издал указ об освобождении. Хорошо сохранившийся пример можно найти в указе Хубилай-хана на монгольском языке от 1261 года о назначении старейшины монастыря Шаолинь . [55] [примечание 2]
По словам Джувайни, Чингисхан предоставил мусульманам свободу вероисповедания во время своего завоевания Хорезмии, «разрешив чтение такбира и азана » . Однако Рашид-ад-Дин утверждает, что были случаи, когда Чингисхан запрещал халяльную резню . Хубилай-хан возобновил действие указа в 1280 году после того, как мусульмане отказались есть на банкете. Он запретил халяльную разделку мяса и обрезание . Указ Хубилай-хана был отменен через десять лет. Чингисхан встретил Вахид-уд-Дина в Афганистане в 1221 году и спросил его, предсказал ли исламский пророк Мухаммед появление монгольского завоевателя. Сначала он был доволен Вахид-уд-Дином, но затем уволил его со службы, сказав: «Раньше я считал вас мудрым и разумным человеком, но из этой вашей речи мне стало очевидно, что вы не обладаете полным пониманием и что твое понимание лишь невелико». [56]
Изначально нормальных культовых сооружений было мало из-за кочевого образа жизни. Однако при преемнике Чингиса Угедее в монгольской столице Каракоруме было реализовано несколько строительных проектов . Наряду с дворцами Угедей построил молитвенные дома для последователей буддизма, мусульман, христиан и даосов. Господствующими религиями в то время были тенгрианство и буддизм, хотя жена Угедея была христианкой. [57] В более поздние годы существования империи три из четырех основных ханств приняли ислам , поскольку ислам имел преимущество перед другими религиями. [58] [59] [60] Династия Юань в основном приняла тибетский буддизм, в то время как на востоке Монгольской империи практиковались и другие религии.Женщины Монгольской империи
[ редактировать ]
По сравнению с другими цивилизациями, монгольские женщины имели возможность влиять на общество и в целом пользовались гораздо большей свободой. [61] Несмотря на то, что мужчины доминировали в обществе, многие обращались за советом к женщинам. Развивая организации внутри Монгольской империи, Чингисхан обратился за помощью к своей матери. Он уважал советы, которые давали ему женщины. Чингисхан разрешил своим женам сидеть с ним и призвал их высказать свое мнение. Благодаря их помощи Чингисхан смог выбрать своего преемника. Кроме того, монгольские женщины ездили верхом, сражались в битвах, пасли стада и влияли на своих мужчин при принятии важных решений для Монгольской империи.
Прежде чем брак мог состояться, семья невесты должна была предложить матери жениха «приданое в виде одежды или домашних украшений». Чтобы не платить приданое, семьи могли обмениваться дочерьми или жених мог работать на своего будущего тестя. После того как приданое было выплачено, семья невесты дарила ей в наследство скот или прислугу. Обычно замужние женщины Монгольской империи носили головные уборы, чтобы отличаться от незамужних женщин. Утверждается, что Ясса/Засаг запрещает торговлю женщинами.
Браки в Монгольской империи заключались, однако более поздним нокогерам Чингисхана (буквально «подругам женщин», но обычно и позже рассматриваемым как жены) и тем из его офицеров никогда не платили выкуп за невесту, но мужчинам разрешалось практиковать многоженство. Поскольку у каждой жены была своя юрта, у мужа была возможность выбирать, где он хочет спать каждую ночь. Посетители этого региона находили удивительным то, что в браке не возникало осложнений. Расположение юрт между женами различалось в зависимости от того, кто женился первым. Первая жена ставила свою юрту на восток, а остальные жены ставили свои юрты на запад. Хотя муж оставался привязанным к своей первой жене, женщины были «послушными, прилежными и лишенными ревности» друг к другу.
После того, как муж переспал с одной из своих жен, остальные собрались в ее юрте, чтобы выпить с парой. Жен Монгольской империи не беспокоило присутствие других женщин в их доме. Будучи замужней женщиной, она продемонстрировала обществу свою «зрелость и независимость от отца». Женщины посвятили свою жизнь повседневным делам, включая физическую работу вне дома. Женщины работали, загружая юрты, пасли и доили весь скот, а также делали войлок для юрты. Помимо этой работы по дому, они должны были готовить и шить для своего мужа, детей и старших.
Преданность жены мужу продолжалась и после его смерти. Повторные браки во времена Монгольской империи случались нечасто. Вместо этого о ней заботился ее младший сын или младший брат. Однако Чингисхан разрешил повторный брак вдов, включая левират. [41] [42] [43] [62]
Монгольские женщины пользовались большей свободой, чем женщины в иностранных вассальных странах. Они отказались перенять китайскую практику связывания ног и носить чадры или паранджи . Монгольским женщинам разрешили более свободно передвигаться в общественных местах. Однако к концу Монгольской империи растущее влияние неоконфуцианства , буддизма и исламизации привело к увеличению ограничений, налагаемых на монгольских женщин. [63]
Монгольские жилища
[ редактировать ]

Монголы жили практически в одних и тех же жилищах, по крайней мере, с VI века нашей эры. Эти жилища называются герами , и во времена Монгольской империи они представляли собой круглый разборный деревянный каркас, покрытый войлоком. Крыша состояла примерно из 80 деревянных стержней, прикрепленных одним концом к каркасу стены, а другим — к железному кольцу в центре, что обеспечивало прочную основу для войлочной крыши. Без крыши этот каркас напоминал бы большое деревянное колесо с деревянными спицами, сходящимися к железному кольцу. Верхняя часть крыши обычно была примерно на пять футов выше стен, поэтому осадки стекали на землю. Кольцо на вершине юрты можно было оставить открытым как отверстие для дыма и окно для солнечного света или закрыть куском войлока. Двери делались из войлока или, в более богатых семьях, из дерева.
Турецкое слово «юрта» означает «родина» на турецком языке и, вероятно, никогда не использовалось для описания палатки. Когда жилище попало в Монголию, оно получило название «гер», что по-монгольски означает «дом». Их всегда устанавливали дверью, обращенной на юг, и, как правило, располагали алтарь напротив двери, независимо от того, были ли их обитатели буддистами или шаманами. Полы были грязными, но более богатые семьи могли покрыть полы войлочными ковриками. Иногда использовались кровати, но большинство людей спали на полу между шкурами, вокруг костра, находившегося в центре жилища.
Первая известная юрта была выгравирована на бронзовой чаше, найденной в горах Загрос на юге Ирана и датируемой 600 годом до нашей эры, но войлочная палатка, вероятно, прибыла в Монголию только через тысячу лет. Однако когда юрта все-таки появилась, она быстро получила широкое распространение благодаря своей способности сочетаться с кочевым образом жизни монголов. Большинство монголов были скотоводами и постоянно переселялись из южных регионов в зимние месяцы в северные степи летом, а также периодически переезжали на свежие пастбища. Размер юрт и войлочные стены делали их относительно прохладными летом и теплыми зимой, что позволяло монголам жить в одном и том же жилище круглый год. Разборка юрт заняла всего около часа, как и их установка на новом месте. Поэтому до сих пор остаются сомнения в том, что юрты действительно когда-либо ставились на повозки, запряженные волами, для перевозки их из лагеря в лагерь, не разбирая их, или же эти повозки — всего лишь легенда. Некоторые путешественники, такие как Марко Поло, упоминали их в своих трудах: «У них [монголов] есть круглые дома, сделанные из дерева и покрытые войлоком, которые они возят с собой на четырехколесных повозках, куда бы они ни пошли. Для каркаса из прутьев сконструирован настолько аккуратно, что его легко носить с собой». (Поло, 97) Юрты можно было отапливать сушеным навозом, в изобилии встречавшимся у кочующих стад, поэтому древесина не требовалась. [64] Войлок для покрытия изготавливался из шерсти овец, также присутствующих в большинстве монгольских стад. Деревянная рама передавалась из поколения в поколение, и ее редко приходилось заменять.
Сегодня юрты имеют тот же базовый дизайн, хотя они обычно покрыты холстом, используют железную печь и дымоход, а для стен используют складной решетчатый каркас. Они до сих пор используются в некоторых сельских районах Китая, центральной Монголии кыргызами Кыргызстана и . [65] [66] [67] [68]
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Ильханство распалось в 1335 году; борьба за престолонаследие Золотой Орды и Чагатайского ханства началась в 1359 и 1340 годах соответственно; Армия Юань боролась против восстания красных повязок с 1350-х годов.
- ^ Указ Чингисхана об освобождении от налогов для религий гласит: « Чинггис qan-u jrlg-tur toyid erkegü:d šingšingü:d dašmad aliba alba gubchiri ülü üjen tngri-yi jalbariju bidan-a irüge:r ögün atugai keme:gsen jrlg-un yosuga :r... ene Šaolim janglau-da bariju yabuga:i jrlg ögbei " ( Согласно указу Чингисхана, в котором говорится, что пусть буддисты, христиане, даосы и мусульмане будут освобождены от всех налогов и пусть они молятся Богу и продолжают приносить жертвы благословение нам... Я дал этот указ старейшине Шаолиня, чтобы тот донес его ) . [55]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ БУЭЛЛ, ПОЛ Д. (1979). «Китайско-киданьское управление в Монгольской Бухаре» Азии Журнал истории 13 (2). Издательство Harrassowitz: 137–8. JSTOR 41930343 .
- ^ Чарльз Боуден. Монгольско-английский словарь
- ^ Jump up to: а б с Аллсен, Томас Т. Культура и завоевания в монгольской Евразии . Кембридж: Кембриджский университет, 2001. 128–129.
- ^ Амитай-Прейсс, Реувен и Дэвид О. Морган, ред. Монгольская империя и ее наследие . Лейден: Брилл, 1999. 200–222.
- ^ «Забой овец» . ru.chinacultural.org . Проверено 4 мая 2023 г.
- ^ Этвуд 2004 , стр. 183–184.
- ^ Jump up to: а б Уэтерфорд, стр. 175-176.
- ^ А.П. Мартинес, Использование данных монетного двора в исторических исследованиях западных уделов , стр.87-100.
- ^ Этвуд 2004 , с. 362.
- ^ История династии Юань и Шпулерской Золотой Орды.
- ^ Брюс Г. Липпард Монголы и Византия
- ^ А. П. Мартинес. Использование данных монетного двора в исторических исследованиях западных уделов , стр. 120-126.
- ^ Jump up to: а б Энхболд, Энерелт (2 октября 2019 г.). «Роль ортока в Монгольской империи в формировании деловых связей» . Центральноазиатское исследование . 38 (4): 531–547. дои : 10.1080/02634937.2019.1652799 . S2CID 203044817 – через Тейлора и Фрэнсиса+NEJM.
- ^ Гуоли Лю-Китайская внешняя политика в переходный период, стр.364
- ^ Алсен, Томас Т. Культура и завоевания в монгольской Евразии . Кембридж: Кембриджский университет, 2001. 177–179.
- ^ Амитай-Прейсс, Реувен и Дэвид О. Морган, ред. Монгольская империя и ее наследие . Лейден: Брилл, 1999. 200–222.
- ^ Этвуд 2004 , стр. 361–362, 435.
- ^ Jump up to: а б с Уэзерфорд, стр. 220–227.
- ^ Джексон, «Распад Монгольской империи», стр. 186-243.
- ^ Груссе, Империя Степей , с. 286
- ^ Jump up to: а б Джексон, Питер, «От улуса до ханства: создание монгольских государств, ок. 1220–1290» в книге Амитай-Прейсс, Реувен, Монгольская империя и ее наследие (2000), стр. 12–38, ISBN 978-90-04-11946-8
- ^ Кембриджская история Китая
- ^ Чонгсон, История Гаоли
- ^ Герберт Франке, Денис Твитчетт, Кембриджская история Китая : Том 6, «Чужие режимы и пограничные государства», стр.436
- ^ Морган, Монголы , с. 120
- ^ Джэ Ын Кан, Сюзанна Ли, Земля ученых: две тысячи лет корейского конфуцианства
- ^ Хён Сик Син, Краткая история Кореи
- ^ Этвуд 2004 , с. 32.
- ^ СБОРОК ХРОНИК: Иллюстрированная история мира Рашида ад-Дина (Коллекция исламского искусства Насера Д. Халили, ТОМ XXVII) ISBN 0-19-727627-X или Реувен Амитай-Прейсс (1995), Монголы и мамлюки: Война мамлюков и Эльханидов, 1260–1281 , стр. 179–225. Издательство Кембриджского университета, ISBN 0-521-46226-6 .
- ^ В. Бартольд Чагатайское ханство в Энциклопедии ислама 2-е изд., 3–4; Казухидэ Като Кебек и Ясавр: основание Чагатайского ханства 97-118 гг.
- ^ Handbuch Der Orientalistik Агусти Алемани, Дениса Синора, Бертольда Спулера, Хартвига Альтенмюллера, стр. 391-408, Энциклопедия Монголии и Монгольской империи , «Ахмад Фанакати»
- ^ Томас Т. Алсен, Разделение Империи 172-190
- ^ Ховорт, с. 172
- ^ Этвуд 2004 , стр. 76–77.
- ^ Поло, Марко. Путешествия . Эд. Рональд Лэтэм Лондон: Penguin Books, 1598.
- ^ [1] [ мертвая ссылка ]
- ^ Этвуд 2004 , с. 498.
- ^ Алсен, Томас Т. Товары и торговля в Монгольской империи: культурная история исламского текстиля . Массачусетс. Издательство Кембриджского университета, 1997.
- ^ Этвуд 2004 , стр. 112–114.
- ^ Этвуд 2004 , стр. 349–350.
- ^ Jump up to: а б Ховорт, сэр Генри Х. История монголов: Часть IV . Тайбэй: Издательская компания Ch'eng Wen, 1970.
- ^ Jump up to: а б Хайер, Пол и Сечин Джагчид. Культура и общество Монголии . Боулдер: Westview Press, 1979.
- ^ Jump up to: а б Лэмб, Гарольд. Марш варваров . Нью-Йорк: Doubleday, Doran & Company, Inc, 1940.
- ^ Филлипс, Э.Д. Древние народы и места: Монголы . 64 тома. Лондон: Темза и Гудзон, 1969.
- ^ Вриланд 1962: 160
- ^ Аберле 1953: 23-24
- ^ «Правосудие и юриспруденция» . Mypolice.ca. Архивировано из оригинала 15 июня 2013 г. Проверено 14 февраля 2014 г.
- ^ «Гендерные роли и статус женщин в Центральной Азии и Анатолии между тринадцатым и шестнадцатым веками» (PDF) . Etd.lib.metu.edu.tr. Проверено 14 февраля 2014 г.
- ^ Адас, Майкл (2001). Сельскохозяйственные и скотоводческие общества в древней и классической истории — Google Libros . Издательство Университета Темпл. ISBN 9781566398329 . Проверено 14 февраля 2014 г.
- ^ Кук (1975:67)
- ^ Крадер (1963:322, 269)
- ^ «Структура родства и политическая власть: Ближний Восток и Центральная Азия» (PDF) . Psychologie.dev.czu.cz. Архивировано из оригинала (PDF) 29 октября 2013 г. Проверено 14 февраля 2014 г.
- ^ «Монгольская община и структура родства. . - Полный просмотр | Цифровая библиотека HathiTrust | Цифровая библиотека HathiTrust» . Babel.hathitrust.org. 05.12.2012 . Проверено 14 февраля 2014 г.
- ^ Weatherford 2004 , с. 69.
- ^ Jump up to: а б Этвуд 2004 , с. 239.
- ^ Этвуд 2004 , стр. 246–248.
- ^ Weatherford 2004 , с. 135.
- ^ Энциклопедия 1920 года , с. 680.
- ^ Эззати 2002 , с. 274.
- ^ Бухараев 2000 , стр. 145.
- ^ «Монгольские женщины и их социальные роли» . www.historyonthenet.com . 25 июля 2014 года . Проверено 28 мая 2019 г.
- ^ Поло, Марко. Путешествия . Эд. Рональд Лэтэм Лондон: Penguin Books, 1 958
- ^ Пегги Мартин AP Всемирная история , стр.133
- ^ «Глоссарий ... Аргал — верблюжий помет, используемый в качестве топлива» — Фриц Мюленвег (1954) Большой Тигр и Кристиан . Лондон: Джонатан Кейп; п. 14
- ^ Этвуд 2004 , стр. 613–616.
- ^ Ховорт, Генри Х. История монголов . Том. 4. Нью-Йорк: Лонгманс, Грин и Ко, 1927.
- ^ Поло, Марко. Путешествия . Пер. Рональд Лэтэм. Хармондсворт: Penguin Books, 1958.
- ^ Тим Скарлетт. «Улаантай – лучшие юрты, которые производит Монголия – гарантировано» . Ulantaij.com . Проверено 14 февраля 2014 г.
Библиография
[ редактировать ]- Этвуд, Кристофер П. (2004). Энциклопедия Монголии и Монгольской империи . Нью-Йорк: факты в архиве. ISBN 978-0-8160-4671-3 .