Ям (маршрут)
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( февраль 2023 г. ) |

Ям ( монгольский : Өртөө , Örtöö , контрольно-пропускной пункт ) был почтовой системой или снабжения системой доставки маршрутов пунктов , широко используемой и расширенной Угедей-ханом , а также используемой последующими великими ханами и ханами . [2]
продовольствием, кровом и запасными лошадьми монгольской армии Ретрансляционные станции обеспечивали посыльных . Угедей-хан уделял Яму особое внимание, потому что монгольские армии перемещались быстро; их посланникам приходилось быть еще быстрее, и они преодолевали 200–300 километров (120–190 миль) в день. [2] Система использовалась для ускорения процесса получения информации и разведки .
Система сохранилась в Русском царстве после распада Золотой Орды .
Этимология
[ редактировать ]Название «Ям» было заимствовано в большинство западных языков из русского языка, в котором оно, вероятно, происходит от монгольского «ям» («министерство» или «офис»). Однако в Монгольской империи и почтовая система, и отдельные станции назывались Örtöö ( Örtege на классическом монгольском языке).
Описание
[ редактировать ]«Ям» работал с цепочкой ретрансляционных станций на определенных расстояниях друг от друга, обычно на расстоянии около 20–40 миль (32–64 км) друг от друга. Посыльный прибывал на станцию и передавал свою информацию другому посыльному, а тем временем отдыхал и позволял другому посыльному пройти на следующую станцию, чтобы передать документ еще одному посыльному. Таким образом, информация или документы постоянно находились в движении, и каждый посыльный не уставал. На каждой ретрансляционной станции будут запасные лошади, еда и кров. [2]
Являясь одним из важнейших инструментов управления Монгольской империей , функционирование системы Яма регулировалось писаным законом Ясса . Расширенными привилегиями пользовались как посыльные, так и операторы станций. Даже для всех остальных требования Яма имели приоритет перед другими обязанностями и интересами, и они должны были поддерживать его всякий раз, когда это было необходимо. Такая поддержка стала возможной благодаря строгой дисциплине внутри империи, что также привело к высокому уровню безопасности, часто описываемому как Pax Mongolica .
Поначалу система также была доступна торговцам бесплатно. Злоупотребление этой возможностью привело к тому, что Мункэ Хан потребовал, чтобы коммерческие пользователи платили за услуги.
Служба была подробно описана европейскими путешественниками, в том числе Джованни да Пьян дель Карпине , Вильгельмом Рубрукским , Марко Поло и Одориком Порденоне . Хотя это была не первая система обмена сообщениями в истории (более ранние существовали в Персидской и Римской империях ), она была беспрецедентной по размеру и эффективности.
У каждого всадника была пайза , [3] Это был металлический кулон с гравировкой, обычно круглый или прямоугольный. Это символизировало, что они были посланниками хана.
Русское Царство
[ редактировать ]
Система сохранилась в Русском царстве после распада Золотой Орды как средство быстрой правительственной связи, а затем для использования в почтовой службе, под названием « Ямская курьерская служба» . Это было реализовано в виде пошлины на ямс взимаемой как с городского, так и с сельского населения. Его контролировал ямский приказ . Кучера, выполнявшего бататную службу, называли ямщиком . предместья и слободы , населенные ямщиками и называвшиеся ямской Многие крупные Некоторые деревни, существовавшие вдоль старых дорог, сохранили в своих названиях слово батат , например Ям-Тёсово. Гаврилов-Ям , город в России, также назван в честь сети ямских почтовых станций.
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Альбомы Diez: контексты и содержание . Лейден ; Бостон: Брилл. 2017. с. 229. ИСБН 978-90-04-32155-7 .
- ^ Jump up to: а б с Уэтерфорд, Джек (2004). Чингисхан и создание современного мира . Нью-Йорк: Три Риверс Пресс. ISBN 0-609-80964-4 .
- ^ Пайза на www.mongoliacenter.org
Библиография
[ редактировать ]- де Хартог, Лео (2004). Чингисхан: Покоритель мира . Таурис Парк в мягкой обложке. стр. 40–41. ISBN 1-86064-972-6 .