Монгольские нашествия на Дурдзукети
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( март 2015 г. ) |
Монгольские нашествия на Дзурдзукетию | |||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|
| |||||||
Воюющие стороны | |||||||
Монгольская империя | Дурдзукетия | ||||||
Командиры и лидеры | |||||||
Субутай | Неизвестный |
В течение XIII и XIV веков монголы предприняли два длительных и массированных вторжения на территорию современных Чечни и Ингушетии , которые включали земли Алании на западе, Симсира на северо-востоке и союзного с Грузией государства Дурдзукетию на юге. . [2] [ не удалось пройти проверку ] [3] [4] Они вызвали массовые разрушения и человеческие жертвы среди дурдзуков , но также во многом сформировали людей, которыми они впоследствии стали. Однако это дорого обошлось им, и построенные ими государства были полностью разрушены, как и их предыдущие организованные системы. Эти вторжения являются одними из наиболее значительных событий в истории Чечни и Ингушетии и имели долгосрочные последствия для Чечни, Ингушетии и их народов.
Прелюдия
В эпоху позднего средневековья в Западной Европе Кавказ был захвачен монголами и их тюркскими вассалами. Первым появлением монгольских войск на Кавказе стал приезд разведчиков в 1220–1222 гг. [5] Кыпчакские тюркские народы – некоторые из которых в будущем стали сторонниками Чингисхана – вторгались и заселяли территории все дальше и дальше на юг и запад (процесс, который продолжался после падения Хазарии ) , включая плодородные долины рек Терек и Кубань . В 1230-х годах монголы завоевали власть над кыпчаками и превратили их в вассалов.
Вторжение монголов в Грузию началось годом ранее с вторжения в вайнахское царство Дзурдзукетия. Королевство Грузия традиционно было сильным союзником Дзурдзукетии, но оно не смогло помочь Дурдзукам, когда оно само подверглось вторжению.
Монгольское нашествие
В 1237 году началось нападение на Северный Кавказ . [5] Монголы предприняли первые нападения: на черкесов и аланов (заметим, что в это время Аланское царство было фактически весьма многонациональным и частично входило в состав Дзурдзука [6] ). Аланские села на территории нынешней северной Ингушетии , части северо-западной Чечни и Северной Осетии были полностью разрушены. [5] [7] Укрепив свою власть над западными частями Терека, монголы затем двинулись на восток вдоль реки, чтобы атаковать дурдзукские государства Дурдзукетия и Симсир (что было меньше, чем современный чеченский и ингушский республиканский контроль над Тереком, из-за ранее превосходящего положения аланов). [5] Дурдзукетия и Симсир также подверглись нападению с юга и востока монгольских войск, недавно захвативших Дербент , столицу лезгин , в современном Дагестане . [7]
Наступление на Дурдзукетию, уже начавшееся, усилилось, и монголы в своих атаках дошли до нагорья. И здесь Дзурдзуки не смогли противостоять стрелам и огню монголов, и их деревни были полностью разрушены. Амджад Джаймуха утверждает, что большинство жителей Дзурдзука, вероятно, были убиты монголами. [7] Через несколько лет после вторжения Дзурдзукетия стала историей, но ее стойкие жители выжили в горах. Вдобавок к несчастью дурдзуков, монголы успешно установили контроль над большей частью реки Сунжи, которая представляла экзистенциальную угрозу для ингушей из-за их потребности в сельском хозяйстве Сунжи (как и Терека) для поддержки своего населения. Оставшиеся присоединились к своим горным собратьям в высокогорье (равнинные черкесы бежали в Черкесское нагорье, аланы - в южные части Алании, а дзурдзуки - на южные территории Дзурдзука), спасаясь бегством из-за отсутствия альтернативы. Они перегруппировались в горах и реорганизовались, планируя контрнаступление на тюркских и монгольских захватчиков. Их целью было выжить как биологически, так и культурно. [7]
На стороне Дзурдзуков были и леса, и горы, и они вели успешную партизанскую войну . [5]
Джаймуха цитирует письмо Джованни да Пиана дель Карпине , папского посла к монголам, в 1245–1247 годах. Он, по-видимому, утверждал, что ханские войска не смогли взять горные части восточной части Алании, которые они осаждали уже 12 лет, из-за настойчивости защитников (которые, по мнению Джаймухи, почти наверняка были Дзурдзуки с учетом их географического положения). [7] Вильгельм Рубрук , эмиссар Французского королевства к Сартак-хану (сыну Батыя ), отправился на Кавказ в 1253 году. [7] Он писал, что черкесы никогда не «подчинялись монгольскому правлению», несмотря на то, что целая пятая часть монгольских армий в то время была посвящена задаче подавления сопротивления Северного Кавказа. [8]
Долгосрочные последствия монгольского нашествия
Темы в фольклоре
Борьба с гораздо более многочисленными и хорошо вооруженными захватчиками стоила простых людей больших трудностей, и эта борьба и лишения стали важной частью фольклора современных чеченцев и ингушей. [9] Одна конкретная история повествует о том, как бывшие жители Аргуна во время первого вторжения и его окрестностей провели успешную защиту (которую вели мужчины, женщины и дети) склонов горы Тебулосмта , прежде чем вернуться после этого, чтобы отвоевать свой родной регион. Амджад Джаймуха отмечает, что многие из рассказов на самом деле совпадают с историческими отчетами западных путешественников, таких как Пиан де Карпин , которые сообщали, что в 1250 году часть алан защищала гору в течение 12 лет. [7] Это сообщение связано с чеченской сказкой, впервые записанной И. А. Красновым в 1967 году, о старом охотнике по имени Идиг, который со своими товарищами 12 лет защищал гору от монголо-татарской орды: [10]
В следующем году, с наступлением лета, вражеские полчища снова пришли истреблять горцев. Но даже в этом году им не удалось захватить гору, на которой обосновались отважные чеченцы. Битва длилась двенадцать лет. Главное богатство чеченцев – скот – было разграблено врагами. Уставшие от долгих лет тяжелой борьбы чеченцы, поверив уверениям врага в милосердии, спустились с горы, но монголо-татары вероломно перебили большинство. Этой участи удалось избежать лишь Идигу и нескольким его спутникам, которые не доверились кочевникам и остались на горе. Им удалось бежать и покинуть гору Дакуо после 12 лет осады.
— Амин Тесаев, Сказание и борьба чеченского богатыря Идига (1238–1250).
Конец Дзурдзукской государственности и феодального строя.
Однако ожесточённое сопротивление не помешало полному разрушению государственного аппарата Дзурдзукетии. Исторические и государственные документы (в основном написанные грузинской графикой) также массово уничтожались. По словам Амджада Джаймухи , «историческая связь времен и культур разорвалась». [11] Феодальная система вассалов и сеньоров также пришла в упадок. Вклад мужчин, женщин и детей всех классов в сочетании с разрушением феодальной системы во время войны, богатых и бедных, также помог вайнахам развить сильное чувство эгалитаризма , которое было одной из основных причин восстания. против своих новых хозяев после окончания монгольского нашествия. [ нужна ссылка ]
Религиозные последствия
Языческие святилища, а также православные церкви на юге были полностью разрушены. В условиях вторжения христианство не смогло удержаться в Ингушетии, и по мере падения ее святилищ и священников те, кто обратился, обратились в язычество для духовных нужд. В результате «неоязычество» получило распространение: было построено много новых языческих храмов, а православные церкви были преобразованы. [12] Однако проживавшие в южных районах роды Малхи, Лам-Аекхий и Кист оставались православными. [13]
Культурные эффекты
Полное разрушение государственности дурдзуков, их образа жизни (а на юге - их религии) и большей части их знаний истории заставило их во многих отношениях перестроить свою культуру. Население разработало различные методы сопротивления и большую часть своего последующего образа жизни во время сопротивления монголам и в период между двумя войнами. Клановая система отображалась на организации поля боя. Совершенствовалась партизанская тактика с использованием гор и лесов. Именно во время монгольских нашествий военные оборонительные башни, которые сегодня ассоциируются с вайнахским населением (см. Нахская архитектура ). возникли [7] [14] Многие из них служили одновременно домами, сторожевыми постами и крепостями, из которых можно было запускать копья, стрелы и т. д. Перенаселенность и нехватка пахотных земель заставили чеченцев разработать новые методы ведения сельского хозяйства в высокогорье, включая террасирование участков и внесение почвы. [15]
В период после вторжений из-за контактов между дурдзуками и монгольским и тюркским населением наблюдалась низкая степень монгольского культурного влияния, относящегося к этому периоду. Период, когда дурдзукское государство Симсир было данью Золотой Орде (в течение четырнадцатого века и до 1395 года, когда Симсир был разрушен Тимурланом из считает -за этого союза), Амджад Джаймуха , что это и есть начало обычая аманат. , в результате чего дети дворян были отданы в залог в качестве заложников. Таких детей отправляли ко двору ханства, где они учили монгольский язык , и их могли предать смерти или поработить, если того пожелала Золотая Орда. Позже этот обычай стал ассоциироваться с выдачей заложников для цементирования залогов по всему Северному Кавказу. [16]
Представление о мифическом звере, известном как « алмаз » или «хун-саг», злом лесном существе с заколдованными волосами, также восходит к монгольскому влиянию (то же самое верно и для черкесских алмести ). [17] причем слово «алмаз» заимствовано из монгольского языка, где оно первоначально означало «лесной человек»; Джаймуха также предполагает, что монгольское имя могло использоваться вместо местного имени во время пребывания Золотой Орды в Симсире. [18] [19]
Земельные конфликты с ногайцами из-за рек
Защитив высокогорье, чеченцы атаковали монгольский контроль над низменностями (после того, как произошли оба монгольских вторжения). Большая часть этой территории все еще имела номинальных чеченских владельцев (согласно клановой системе, признающей право собственности на участок земли за определенным тейпом), даже после того, как многие поколения там не жили. Многое было отвоевано, но снова потеряно из-за второго вторжения. После этого чеченцам удалось взять большую часть (но не все) своих прежних владений на Сунже, но большая часть Терека осталась в руках кыпчаков. [ нужна ссылка ]
Однако конфликты не прекратились, поскольку существовали кланы, владевшие землями, населенными ныне тюркскими народами, а это означает, что, если они не вернут себе эти земли, они останутся без собственной территории и навсегда будут зависеть от законов гостеприимства других народов. кланы, нанося большой ущерб их чести. Конфликты между нахами и тюркскими народами возникли в результате монгольских нашествий, когда Дзурдзуки были изгнаны из рек Терек и Сунжа тюрко-монгольскими захватчиками ( ногайцами ), и продолжались вплоть до 1750-1770-х годов. [5] После этого конфликт был с вновь прибывшими в северную Чечню: казаками .
Конец чечено-грузинского союза и последующая замена
Как было разрушено союзное с Грузией государство Дзурдзукетия, так же был разрушен и союз Дзурдзуков с грузинами – в 13 веке ему пришел конец. [20] Это означало, что при вторжении с севера они нашли помощь из других источников. Чеченское феодальное государство Симсир после Первого монгольского нашествия (во время которого его монархия каким-то чудом уцелела) вступило в союз не с Грузией, а с Золотой Ордой , [21] и даже номинально приняли ислам, когда столкнулись с угрозой вторжения. Это подчеркивает причины более позднего обращения чеченцев в ислам в XVI-XIX веках, чтобы заручиться симпатиями Османской империи и остального мусульманского мира в их конфликте с христианским государством Россия. [22] [23]
См. также
Ссылки
- ^ Д.В. Заяц (2001). «Магас – «Город Солнца» – новая столица Ингушетии» . Архивировано из оригинала 7 марта 2003 года.
- ^ Анчабадзе, Георгий (2009). Вайнахи (чеченцы и ингуши) (PDF) . Тбилиси: Кавказский Дом. п. 11. ISBN 978-9941-4000-37-7 . OCLC 587764752 .
{{cite book}}
: CS1 maint: игнорируются ошибки ISBN ( ссылка ) - ^ Джаймуха, Амджад (2005). Чеченцы: справочник . стр. 34–35. ISBN 0-415-32328-2 . OCLC 928889948 .
- ^ "Чечня. Период татаро-монгольского нашествия" . ИА Чеченинфо (in Russian) . Retrieved 2020-01-03 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж Анчалабзе, Георгий. Вайнахи . Страница 24
- ^ Джаймуха, Амджад. Чеченцы . Страница 28
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час Джаймуха, Амджад. Чеченцы . Страницы 34-5
- ^ Г Рубруки . 1753. Цитируется в книге Джаймухи «Чеченцы» , стр. 35.
- ^ Анчабадзе, Георгий. Вайнахи . Страницы 24-25
- ^ Krasnov, A.I. "Копье Тебулос-Мта". Вокруг света . 9 : 29.
- ^ Джаймуха, Амджад. Чеченцы . Страница 35
- ^ Джаймуха, Амджад. Чеченцы: Справочник . Страницы 122-123
- ^ Джаймуха, Амджад. Чеченцы: Справочник . Страница 123
- ^ Анчабадзе, Георгий. Вайнахи . Страница 25.
- ^ Джаймуха, Амджад. Чеченцы . Страница 35, Тимурлан раздел
- ^ Джаймуха, Амджад. Чеченцы: Справочник . Страница 137
- ^ Джаймуха, Амджад. Чеченцы: Справочник . Страница 246
- ^ Джаймуха, Амджад. Чеченцы: Справочник . Стр. 157, 281
- ^ Коларуссо, Джон. «Этнографическая информация о диком человеке Кавказа», в М.Халпине и М.Эймсе (редакторы), Человекоподобные монстры на суде , Ванкувер и Лондон: University of British Columbia Press, 1980.
- ^ Джаймуха, Амджад. Чеченцы . Страница 270
- ^ Джаймуха, Амджад. Чеченцы . Страница 34, раздел Симсим.
- ^ Древние верования ингушей и чеченцев. Мариэль Цароева ISBN 2-7068-1792-5
- ^ Леча Ильясов. Разнообразие чеченской культуры: от исторических корней до современности. ISBN 978-5-904549-02-2