Монгольские набеги на Палестину

Набеги монголов на Палестину происходили ближе к концу крестовых походов , после временно успешных вторжений монголов в Сирию , главным образом в 1260 и 1300 годах. После каждого из этих вторжений существовал период в несколько месяцев, в течение которого монголы были в состоянии начать военные действия. совершает набеги на юг, в Палестину , доходя до сектора Газа .
Набеги совершала относительно небольшая часть монгольской армии, которая продолжала грабить, убивать и разрушать. Однако монголы, похоже, ни в одном случае не собирались интегрировать Палестину в монгольскую административную систему, и через несколько месяцев после сирийского вторжения силы мамлюков вернулись из Египта и вновь оккупировали регион без особого сопротивления. [1]
Монгольские походы 1260 г.
[ редактировать ]В 1258 году монголы под предводительством Хулагу , стремясь к дальнейшему расширению Монгольской империи , успешно захватили центр силы в исламском мире, город Багдад , фактически уничтожив династию Аббасидов . После Багдада монгольские силы, в том числе некоторые христиане с ранее завоеванных или покоренных территорий Грузии , Киликийской Армении и Антиохии , продолжили завоевание Сирии , владений династии Айюбидов . Монголы взяли город Алеппо , а 1 марта 1260 года завоевали Дамаск . [2] [3] [а] [б]
После исчезновения исламских центров власти Багдада и Дамаска Каир под властью мамлюков стал центром исламской власти. Монголы, вероятно, продолжили бы свое наступление через Палестину в сторону Египта, но им пришлось остановить вторжение из-за внутреннего конфликта в Туркестане . Хулагу ушел с основной частью своих сил, оставив в Сирии лишь около 10 000 монгольских всадников под командованием своего несторианского христианского генерала Китбуки , чтобы занять завоеванную территорию. [6]
Китбука продолжил наступление, взяв города и замки Баальбек , аль-Субайба и Аджлун. [7] и отправив монгольские набеговые отряды дальше в Палестину, достигнув Аскалона и, возможно, Иерусалима . был размещен монгольский гарнизон численностью около 1000 человек В секторе Газа . [8] [9] [10] Монгольский отряд под командованием Кушлу-хана застал врасплох гарнизон Наблуса за пределами города. Оба командира Айюбидов, Муджир ад-Дин ибн Аби Закари и Нур ад-Дин Али ибн Шуджа ад-Дин аль-Акта, были убиты. [11] Затем монголы разместили гарнизон в Наблусе. [12] Опустошительные последствия их набега на самаритянскую общину Наблуса описаны в Толиде . Многие мужчины, женщины и дети были убиты, а Уззи, сын первосвященника Амрама бен Итамара, был схвачен и доставлен в Дамаск. Позже община выкупила его. [13]
Хулагу также отправил послание королю Франции Людовику IX , в котором говорилось, что монголы передали Иерусалим христианам. Однако современные историки полагают, что, хотя Иерусалим мог подвергнуться по крайней мере одному набегу монголов за это время, он не был оккупирован иным образом формально не завоеван. [с] [15]
Во время нападения монголов на мамлюков на Ближнем Востоке большая часть мамлюков состояла из кипчаков , и запасы кипчаков в Золотой Орде пополнили армии мамлюков и помогли им отбиться от монголов. [16]
Битва при Айн-Джалуте (1260 г.)
[ редактировать ]После отступления из Сирии в Каир египетские мамлюки вступили в переговоры с франками остатка Иерусалимского королевства в Акре , и франки заняли позицию пассивного нейтралитета между мамлюками и монголами, хотя мамлюки-мусульмане были традиционными врагами Крестоносцы. В то время франки, похоже, считали монголов большей угрозой, чем мусульмане. Таким образом, силам мамлюков было разрешено пройти через территорию крестоносцев целыми и невредимыми, и они накопили значительные силы, чтобы противостоять остаткам монгольской армии в сентябре 1260 года в исторической битве при Айн-Джалуте в Галилее . Мамлюки одержали крупную победу, которая была важна для региона, но также стала первым случаем, когда монгольская армия потерпела крупное поражение. Это стало высшей точкой монгольских завоеваний, поскольку после этой битвы, даже если монголы снова предпримут несколько попыток вторжения в Сирию, они не добьются успеха до 1300 года. Даже тогда они снова будут удерживать территорию всего несколько месяцев. .
Сидонский инцидент (1260 г.)
[ редактировать ]Крестоносец Жюлиан де Гренье , лорд Сидона и Бофорта , которого современники описывали как безответственного и легкомысленного, воспользовался возможностью в 1260 году, чтобы совершить набег и разграбить район Бекаа, который недавно стал территорией монголов. Когда монгольский генерал Китбука послал своего племянника с небольшим отрядом, чтобы добиться возмещения ущерба, они попали в засаду и были убиты Юлианом. Китбука ответил решительно, совершив набег на город Сидон, разрушив стены и убив христиан, хотя говорят, что замок так и не был взят. [14] [д]
Набеги монголов во время крестового похода Эдуарда I (1271 г.)
[ редактировать ]В 1269 году английский принц Эдуард (будущий Эдуард I ), вдохновленный рассказами о своем двоюродном дяде Ричарде Львиное Сердце и Втором крестовом походе французского короля Людовика VII , начал собственный крестовый поход, Девятый крестовый поход . [17] Число рыцарей и вассалов, сопровождавших Эдуарда в крестовом походе, было довольно небольшим. [18] возможно, около 230 рыцарей общей численностью около 1000 человек, перевезенных флотилией из 13 кораблей. [19] [20] Многие из членов экспедиции Эдварда были близкими друзьями и членами семьи, в том числе его жена Элеонора Кастильская , его брат Эдмунд и его двоюродный брат Генрих Альменский .
Когда Эдуард наконец прибыл в Акру 9 мая 1271 года, он немедленно отправил посольство к монгольскому правителю Абаке. [21]
План Эдуарда заключался в том, чтобы использовать помощь монголов для нападения на мусульманского лидера Байбарса . [и] Посольство возглавляли Реджинальд Рассел, Годфри Уэллс и Джон Паркер. [23] [24]
Абака положительно ответил на просьбу Эдуарда в письме от 4 сентября 1271 года. Историки Стивен Рансиман и Рене Груссе цитируют средневековый французский Estoire d'Eracles , продолжение латинской хроники двенадцатого века Вильгельма Тирского :
Посланники, которых сэр Эдвард и христиане послали к татарам с просьбой о помощи, вернулись в Акру, и они сделали это настолько хорошо, что привели с собой татар и совершили набег на всю землю Антиохии, Алеппо, Амана и Ла Шамеле . до Кесарии Великой . И они убили всех Саразинов, которых нашли.
В середине октября 1271 года монгольские войска, запрошенные Эдуардом, прибыли в Сирию и опустошили земли от Алеппо на юг. Абака, оккупированная другими конфликтами в Туркестане , могла послать только 10 000 монгольских всадников под командованием генерала Самагара из оккупационной армии в Сельджукской Анатолии и вспомогательные войска Сельджукидов. [24] но они вызвали исход мусульманского населения (которое помнило предыдущие кампании Китбуки ) даже на юг, вплоть до Каира . [23] Монголы разгромили туркменские войска, защищавшие Алеппо, обратив в бегство мамлюкский гарнизон в этом городе, и продолжили наступление на Маарат-ан-Нуман и Апамею . [24]
Когда 12 ноября Байбарс предпринял контрнаступление из Египта, монголы уже отступили за Евфрат , не имея возможности противостоять всей мамлюкской армии.
Монгольские походы 1299–1300 гг.
[ редактировать ]
Летом 1299 года монголы под командованием Газана успешно взяли северный город Алеппо и разбили мамлюков в битве при Вади-эль-Хазандаре (также известной как 3-я битва при Хомсе) 23 или 24 декабря 1299 года. [27] Одна группа монголов под командованием монгольского генерала Мулая затем отделилась от армии Газана и преследовала отступающие войска мамлюков до Газы. [27] оттеснив их обратно в Египет. Основная часть войск Газана затем направилась к Дамаску, который сдался где-то между 30 декабря 1299 г. и 6 января 1300 г., но его Цитадель сопротивлялась. [27] [28] Затем в феврале Газан отступил большую часть своих войск, вероятно, потому, что их лошадям нужен был корм. Газан также пообещал вернуться в ноябре, чтобы напасть на Египет. [29]
Соответственно, существовал период около четырех месяцев, с февраля по май 1300 года, когда монгольский иль-хан был фактическим властителем Святой Земли. [30] Меньший отряд численностью около 10 000 всадников под командованием Мулая совершал набеги на юг до сектора Газа. [31] вернулся в Дамаск около марта 1300 года и несколько дней спустя последовал за Газаном обратно через Евфрат . [32]
Затем египетские мамлюки вернулись и вернули себе всю территорию в мае 1300 года. [33] без боя. [34]
Судьба Иерусалима в 1300 году
[ редактировать ]Средневековые источники дают множество различных взглядов на масштабы набегов 1299 и 1300 годов, и среди современных историков существуют разногласия относительно того, какие из источников наиболее надежны, а какие могут быть приукрашенными или просто ложными. В частности, судьба Иерусалима продолжает обсуждаться: некоторые историки заявляют, что набеги монголов, возможно, проникли в город, а другие утверждают, что город не был ни взят, ни даже осажден. [35]
Наиболее часто цитируемое исследование по этому вопросу принадлежит доктору Сильвии Шейн в ее статье 1979 года «Gesta Dei per Mongolos». В заключение она заявила: «Предполагаемого восстановления Святой Земли так и не произошло». [36] [37] Однако в своей книге 1991 года Шейн включает краткую сноску, в которой говорится, что завоевание Иерусалима монголами было «подтверждено», поскольку документально подтверждено, что они снесли Золотые ворота Купола Скалы в 1300 году и перенесли их в Дамаск. [38] Это было основано на рассказе священника XIV века Никколо Поджибонси , который дал подробное архитектурное описание Иерусалима и упомянул действия монголов на воротах. Другой ученый, Денис Прингл , описал рассказ Поджибонси как сообщение о том, что монголы пытались разрушить, подорвать, сжечь или убрать ворота, но безуспешно, а когда мамлюки вернулись, они замуровали ворота. [39] [40]
В своей книге 2007 года «Тамплиеры » Ален Демурже утверждает, что монголы захватили Дамаск и Иерусалим. [41] и что Газана генерал Мулай также «действительно присутствовал» в Иерусалиме в 1299–1300 годах. [42] По словам Фредерика Луисетто, монгольские войска «проникли в Иерусалим и Хеврон , где совершили множество массовых убийств». [43] В книге «Крестоносцы и государства крестоносцев » Эндрю Йотишки использовал статью Шейна 1979 года, а затем книгу 1991 года, чтобы заявить: «после краткой и во многом символической оккупации Иерусалима Газан отступил в Персию». [44]
В своей статье 1987 года «Монгольские набеги на Палестину» Реувен Амитай заявил: «Тогда кажется наиболее вероятным, что монголы сами совершили набег на Палестину в 1299–1300 годах. Монгольские войска дошли до Газы, грабя и убивая на своем пути, и они вошли в несколько городов, включая Иерусалим. В конце концов, все налетчики вернулись в район Дамаска... к середине марта 1300 года». [45]
Европейские слухи об Иерусалиме
[ редактировать ]Какова бы ни была правда, наступление монголов привело к появлению в то время в Европе диких слухов о том, что, возможно, монголы захватили Иерусалим и собираются вернуть его европейцам. Эти слухи, появившиеся примерно в марте 1300 года, вероятно, были основаны на рассказах венецианских купцов, только что прибывших с Кипра. [46] Отчет дает более или менее точную картину успехов монголов в Сирии, но затем расширяется, утверждая, что к этому моменту монголы «вероятно» захватили Святую Землю. Слухи затем были широко раздуты из-за принятия желаемого за действительное и городских легенд о больших толпах людей, собравшихся в Риме на юбилей . В этой истории говорилось (ложно), что монголы захватили Египет, что монгол Газан назначил там своего брата новым королем и что следующими монголы собираются завоевать Барбарию и Тунис . В слухах также говорилось, что Газан освободил христиан, находившихся в плену в Дамаске и Египте, и что некоторые из этих пленников уже добрались до Кипра. [47]
К апрелю 1300 года папа Бонифаций VIII отправил письмо, в котором объявлял «великую и радостную новость, которую следует отметить с особой радостью». [48] что монгольский Газан завоевал Святую Землю и предложил передать ее христианам. В Риме в рамках празднования юбилея в 1300 году Папа приказал провести шествия, чтобы «отпраздновать возвращение Святой Земли», и далее призвал всех отправиться в недавно восстановленную территорию. Королю Англии Эдуарду I было предложено побудить своих подданных также отправиться в путешествие и посетить Святые места. Папа Бонифаций даже упомянул об освобождении Святой Земли от монголов в своей булле Ausculta fili .
Летом юбилейного года (1300 г.) папа Бонифаций VIII принял дюжину послов, отправленных от разных королей и князей. Одна из групп состояла из 100 монголов и возглавлялась флорентийцем Гвискаром Бустари , послом Иль-хана. В юбилейных церемониях участвовало посольство, обильно упоминаемое в современных источниках. [47] Предположительно, посол был также человеком, назначенным Газаном для наблюдения за восстановлением франков на территориях, которые Газан собирался им вернуть.
На короткое время царило большое ликование, но вскоре Папа узнал об истинном положении дел в Сирии, из которой, по сути, Газан вывел большую часть своих сил в феврале 1300 года, а мамлюки отвоевали свои позиции к маю. [47] Однако слухи продолжались как минимум до сентября 1300 года. [49]
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ «1 марта Китбука вошел в Дамаск во главе монгольской армии. С ним были король Армении и принц Антиохии. Жители древней столицы Халифата впервые за шесть столетий увидели верхом трех христианских властителей. с триумфом по своим улицам». [4]
- ^ "Царь Армении и князь Антиохийский пошли к татарскому войску, и все они отправились брать Дамаск". [5]
- ↑ Британский историк Стивен Рансимен считает, что Наблус и Газа были оккупированы, но сам Иерусалим не был взят монголами. [14]
- ^ "Случилось так, что некоторые люди из Сидона и Бельфора собрались вместе, пошли в села и поля сарацин, разграбили их, убили многих сарацин, а других взяли в плен вместе с большим количеством скота. Некий племянник Кит-Буги , который жил там, взяв с собой лишь небольшое количество конницы, преследовал христиан, совершивших эти дела, и приказал им от имени своего дяди оставить добычу. Но некоторые христиане напали и убили его и некоторых других татар, когда Кит-Буга узнал об этом. , он немедленно взял город Сидон и разрушил большую часть стен [и убил столько христиан, сколько нашел. Но жители Сидона бежали на остров, и лишь немногие из них были убиты oe43]. доверяли христианам, а христиане татарам». Fleur des Histoires d'Orient, гл. 30
- ^ "Эдуард был в ужасе от положения дел в Утремере. Он знал, что его собственная армия невелика, но он надеялся объединить христиан Востока в грозный корпус, а затем использовать помощь монголов в совершении эффективного нападения на Байбарс». [22]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Амитай, Монгольские набеги , стр. 247-248
- ^ «Saudi Aramco World «Битва при Айн-Джалуте» » . Архивировано из оригинала 12 февраля 2012 г. Проверено 30 сентября 2007 г.
- ^ «История крестовых походов III», Рене Груссе , с. 581
- ^ Рансиман 1987 , с. 307.
- ^ Жесты Чипроа , Тирский тамплиер. «Царь Армении и князь Антиохийский отправились к войску татар и должны были взять Дамаск». Цитируется в «Истории крестовых походов III», Рене Груссе, стр. 586.
- ^ Рансиман 1987 , с. 310.
- ^ Амитай-Прейсс, с. 32.
- ^ Жан Ришар, с. 428
- ^ Амин Маалуф, с. 264
- ^ Тайерман, с. 806
- ^ Хамфрис, с. 352.
- ^ Амин Маалуф, с. 262
- ^ Кедар 1989, с. 93.
- ^ Jump up to: а б Рансимэн 1987 , с. 308.
- ^ "Хулагу сообщил Людовику IX, что он передал Священный город франкам уже во время кратковременной монгольской оккупации в 1260 году (хотя, как мы видели, об этом нигде не указано ни в одном из мусульманских источников, а тем более во франкских источниках). обращается за помощью к Западу), и это требование было повторено в 1274 году посланниками Абаки». Джексон, с. 174
- ^ Гальперин, Чарльз Дж. 2000. «Связь кипчаков: ильханы, мамлюки и Айн Джалут». Бюллетень Школы восточных и африканских исследований Лондонского университета 63 (2). Издательство Кембриджского университета: 229–45. https://www.jstor.org/stable/1559539 .
- ^ Хиндли, стр. 205-206.
- ^ Николь, с. 47
- ^ Тайерман, с. 818
- ^ Гросет, с. 656
- ^ «Когда он высадился в Акре, Эдвард немедленно отправил послов к Абаге… Поскольку он (Абага) не мог принять участие в наступлении, он приказал монгольским войскам, дислоцированным в Турции под командованием Самагара, атаковать Сирию, чтобы помочь крестоносцам. ": Жан Ришар, с. 446
- ^ Рансиман 1987 , с. 335.
- ^ Jump up to: а б Гроссет, с. 653.
- ^ Jump up to: а б с д Рансимэн 1987 , с. 336.
- ^ "И вернули в Акру послание, которое господин Одуарт и Крестьенте отправили татарам за помощью; и выполнили задачу так хорошо, что привели татар и покрыли всю землю Антиохии, Халапе-де-Аман и Ла-Шамеле до тех пор, пока Чезаре ла Грант и убил всех сарацин, которых они нашли» , «Эстуар д'Эракл», глава XIV.
- ^ Цитируется в Grousset, p. 653
- ^ Jump up to: а б с Демургер, стр. 142-143 «Монголы преследовали отступающие войска на юг, но остановились на уровне Газы».
- ^ Рансиман 1987 , с. 439.
- ^ Демургер, с. 99
- ^ «В течение короткого периода времени, всего около четырех месяцев, монгол Иль-Хан был де-факто владыкой Святой Земли», Шейн, стр. 810
- ^ «Тем временем монгольские и армянские войска совершили набег на страну до самого юга, до Газы». Шейн, 1979, с. 810
- ^ Амитай, с. 247
- ^ Шам, 1979, с. 810
- ^ Амитай, с. 248
- ^ Филлипс, с. 128. «Разочарование пришло быстро. Иерусалим не был взят и даже не осажден; Газан покинул Сирию через несколько недель после ее завоевания, вероятно, потому, что у его лошадей не хватало корма. Он снова напал на него в 1301 году и планировал дальнейшие кампании на следующие два года, но ничего не добился. Его горечь по поводу неспособности европейских держав предоставить военную помощь, о которой он просил, выразилась в 1303 году в еще одном посольстве к Филиппу IV и Эдуарду I, на что Эдвард тактично ответил, что они с Филиппом находились в состоянии войны и не могут послать помощь."
- ^ Шам, 1979, с. 805
- ↑ Шейн в своей книге 1991 года упомянула в сноске, что захват Иерусалима монголами был подтвержден, поскольку они сняли ворота с Купола Скалы и перенесли их в Дамаск. «Завоевание Иерусалима монголами было подтверждено Никколо Поджибонси, который отметил ( Libro d'Oltramare 1346-1350 , изд. П.Б. Багатти (Иерусалим 1945), 53, 92), что монголы сняли ворота с Купола Скалы. и передал его в Дамаск, Шейн, 1991, стр. 163.
- ^ «Завоевание Иерусалима монголами было подтверждено Никколо Поджибонси, который отметил ( Libro d'Oltramare 1346-1350 , изд. П.Б. Багатти (Иерусалим 1945), 53, 92), что монголы сняли ворота с Купола Рок и передал его в Дамаск, 1991, стр. 163.
- ^ Денис Прингл, 1993, Церкви Иерусалимского королевства крестоносцев , стр. 106
- ^ Прингл, стр.106.
- ^ «В декабре 1299 года он ( Газан ) победил мамлюков во Второй битве при Хомсе и захватил Дамаск и даже Иерусалим », Демургер, Les Templiers , 2007, стр. 84
- ^ «Мулай, монгольский генерал, который фактически присутствовал в Иерусалиме в 1299-1300 годах», Демургер, Les Templiers , 2007, стр. 84
- ^ Фредерик Луисетто, стр.205-206 «Войска проникли в Иерусалим и Хеврон, где они совершили множество массовых убийств.... В Хевроне крест был даже поднят на вершине мечети Авраама», также стр. 208: «Нам известно о насилиях, совершенных в Иерусалиме и Дамасе»
- ^ Йотишки, Крестоносцы и государства крестоносцев , с. 249
- ^ Амитай, «Набеги монголов на Палестину», с. 247
- ^ «Самое раннее письмо было датировано 19 марта 1300 года и адресовано Бонифацию VIII. Его содержание предполагает, что оно, вероятно, было написано дожем Пьетро Градениго (1289-1311). - Шейн, 1979, стр. 814.
- ^ Jump up to: а б с Шам, с. 815
- ^ Райли-Смит, с. 246
- ^ Шам, с. 805
Средневековые источники
[ редактировать ]- Тамплиер из Тира (около 1300 г.). Хроники тамплиеров Тира , онлайн (оригинал на французском языке).
- Хейтон Корикусский (1307 г.). Цветы истории Востока , Интернет (перевод на английский язык).
- Estoire d'Eracles (около 1300 г.), Интернет (оригинал на французском языке).
Современные источники
[ редактировать ]- Амитай, Реувен (1987). «Набеги монголов на Палестину (1260 и 1300 гг. н.э.)». Журнал Королевского азиатского общества : 236–255.
- Амитай-Прейсс, Реувен (1995). Монголы и мамлюки: Мамлюкско-Ильханидская война, 1260-1281 гг . Издательство Кембриджского университета, Кембридж. ISBN 978-0-521-46226-6 .
- Барбер, Малькольм (2001). Суд над тамплиерами (2-е изд.). Университетское издательство, Кембридж. ISBN 978-0-521-67236-8 .
- Энциклопедия Ираника, статья о франко-персидских отношениях
- Фольц, Ричард , Религии Шелкового пути , Нью-Йорк: Пэлгрейв Макмиллан, 2010, ISBN 978-0-230-62125-1
- Демургер, Ален (2007). Жак де Моле (на французском языке). Издания Payot&Rivages. ISBN 978-2-228-90235-9 .
- Хамфрис, Р. Стивен (1977). От Саладина до монголов: Айюбиды Дамаска, 1193–1260 гг . Издательство Государственного университета Нью-Йорка.
- Джексон, Питер (2005). Монголы и Запад, 1221-1410 гг . Лонгман. ISBN 0-582-36896-0 .
- Кедар, Бенджамин З. (1989). «Самаритянская история: франкский период». У Алана Дэвида Крауна (ред.). Самаритяне . Тюбинген: JCB Mohr. стр. 82–94.
- Лебедель, Клод (2006). Крестовые походы, истоки и последствия (на французском языке). Издания Ouest-France. ISBN 2-7373-4136-1 .
- Ньюман, Шаран (2006). Реальная история тамплиеров . Издательская группа Беркли. ISBN 978-0-425-21533-3 .
- Николь, Дэвид (2001). Крестовые походы . Основные истории. Издательство Оспри. ISBN 978-1-84176-179-4 .
- Филлипс, Джон Роланд Сеймур (1998). Средневековая экспансия Европы . Издательство Оксфордского университета. ISBN 0-19-820740-9 .
- Правдин, Майкл (псевдоним Чарол, Майкл) (1961) [1940]. Монгольская империя . Коллиер-Макмиллан Канада. ISBN 1-4128-0519-8 .
{{cite book}}
: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) - Правер, Джошуа (1972). Королевство крестоносцев: европейский колониализм в средние века . Прегер. ISBN 978-0-297-99397-1 .
- Ричард, Джон (1996). История крестовых походов . Фаярд. ISBN 2-213-59787-1 .
- Райли-Смит, Джонатан (2005) [1987]. Крестовые походы: История (2-е изд.). Йельский Нота Бене. ISBN 0-300-10128-7 .
- Рансиман, Стивен (1987). История крестовых походов: Том 3, Королевство Акра и поздние крестовые походы . Издательство Кембриджского университета. ISBN 9780521347723 .
- Сондерс, Джей-Джей (2001). История монгольских завоеваний . Издательство Пенсильванского университета. ISBN 0-8122-1766-7 .
- Шейн, Сильвия (октябрь 1979 г.). «Gesta Dei per Mongolos 1300. Генезис несобытия». Английский исторический обзор . 94 (373): 805–819. doi : 10.1093/ehr/XCIV.CCCLXXIII.805 . JSTOR 197910 .
- Шейн, Сильвия (1991). Фиделес Крусис: Папство, Запад и восстановление Святой Земли . Кларендон. ISBN 0-19-822165-7 .
- Шейн, Сильвия (2005). Ворота в Небесный город: крестоносный Иерусалим и католический Запад . Ashgate Publishing, Ltd. ISBN 0-7546-0649-Х .
- Синор, Денис (1999). «Монголы на Западе» . Журнал истории Азии . 33 (1).
- Тернбулл, Стивен (1980) (2004). Монголы . издательства Osprey Publishing Ltd. ISBN 978-0-85045-372-0 .
{{cite book}}
: CS1 maint: числовые имена: список авторов ( ссылка ) - Уэтерфорд, Джек (2004). Чингисхан и создание современного мира . Три Риверс Пресс. ISBN 0-609-80964-4 .