Jump to content

Религия в Монгольской империи

Персидская миниатюра, показывающая Газана обращение из буддизма в ислам.

Монголы были очень терпимы к большинству религий во времена ранней Монгольской империи и обычно спонсировали несколько религий одновременно. Во времена Чингисхана в 13 веке практически каждая религия нашла новообращенных: от буддизма до восточного христианства и от манихейства до ислама . Чтобы избежать распрей, Чингисхан создал институт, гарантировавший полную религиозную свободу, хотя сам был тенгристом . При его администрации все религиозные лидеры были освобождены от налогов и от государственной службы. [1] Монгольские императоры были известны тем, что организовывали соревнования религиозных дебатов среди священнослужителей, и они собирали большую аудиторию.

Указ Чингисхана об освобождении буддистов ( тойин ), христиан ( эрке'уд ), даосов ( сяньшэн ) и мусульман ( дашмад ) от налоговых пошлин был продолжен его преемниками до конца династии Юань в 1368 году. По мнению Этвуда, все указы использовал ту же формулу и заявил, что Чингисхан первым издал указ об освобождении. Хорошо сохранившийся пример можно найти в указе Хубилай-хана на монгольском языке от 1261 года о назначении старейшины монастыря Шаолинь . [2] [примечание 1]

По словам Джувайни, Чингисхан предоставил мусульманам свободу вероисповедания во время своего завоевания Хорезмии, «разрешив чтение такбира и азана » . Однако Рашид-ад-Дин утверждает, что были случаи, когда Чингисхан запрещал халяльную резню . Хубилай-хан возобновил действие указа в 1280 году после того, как мусульмане отказались есть на банкете. Он запретил халяльную разделку мяса и обрезание . Указ Хубилай-хана был отменен через десять лет. Чингисхан встретил Вахид-уд-Дина в Афганистане в 1221 году и спросил его, предсказал ли исламский пророк Мухаммед появление монгольского завоевателя. Сначала он был доволен Вахид-уд-Дином, но затем уволил его со службы, сказав: «Раньше я считал вас мудрым и разумным человеком, но из этой вашей речи мне стало очевидно, что вы не обладаете полным пониманием и что твое понимание лишь невелико». [3]

Изначально нормальных культовых сооружений было мало из-за кочевого образа жизни. Однако при преемнике Чингиса Угедее в монгольской столице Каракоруме было реализовано несколько строительных проектов . Наряду с дворцами Угедей построил молитвенные дома для последователей буддизма, мусульман, христиан и даосов. Господствующими религиями в то время были тенгрианство и буддизм, хотя жена Угедея была христианкой. [4] В более поздние годы существования империи три из четырех основных ханств приняли ислам , поскольку ислам имел преимущество перед другими религиями. [5] [6] [7] Династия Юань в основном приняла тибетский буддизм, в то время как на востоке Монгольской империи практиковались и другие религии.

Тенгрианство

[ редактировать ]
Александр Невский стоит рядом с монгольским шаманом в Золотой Орде . Картина Генриха Семирадского .

Тенгризм , который практикует форму анимизма с несколькими значениями и разными персонажами, был популярной религией в древней Средней Азии и Сибири . Центральным актом во взаимоотношениях человека и природы было поклонение Синему Могучему Вечному Небу – «Синему Небу» (Хөх тэнгэр, Эрхэт мөнх тэнгэр). Чингисхан показал, что его духовная сила превосходит других, и что он сам является связующим звеном с небесами после казни шамана-соперника Кокочу.

Государственные религии

[ редактировать ]

Согласно « Фозу Лидай Тунцзай» , написанному Нянь Чангом (род. 1282), наместник Чингисхана Мукали умиротворял Шаньси в 1219 году, родину дзэн-буддийского монаха Хайюня (海雲, 1203–1257), когда один из китайских генералов Мукали был впечатлен Хайюнем. и поведение его хозяина Чжунгуаня рекомендовали их Мукали. Затем Мукали сообщил об этих двоих Чингисхану, который издал от их имени следующий указ: «Они действительно люди, которые молятся Небесам. Я хотел бы поддержать их одеждой и едой и сделать их вождями. Я планирую собрать многих из таких людей. Во время молитвы Небесам они не должны сталкиваться с трудностями. Чтобы запретить любое плохое обращение, им будет разрешено действовать как даркан (обладатели иммунитета)». Чингисхан уже встретил Хайюня в 1214 году и был впечатлен его ответом: он отказался отращивать волосы в монгольской прическе и позволил ему брить голову. [8] После смерти своего учителя Чжунгуаня в 1220 году Хайюнь стал главой школы Чань (китайский дзэн) во время правления Чингисхана и неоднократно признавался главным монахом китайского буддизма последующими ханами до 1257 года, когда его сменил на посту главного монаха другой чаньский мастер Сюэтин Фую, назначенный монголами настоятель монастыря Шаолинь. [9]

Буддисты поступили на службу Монгольской империи в начале 13 века. Буддийским монастырям, основанным в Каракоруме, был предоставлен статус освобожденных от налогов, хотя монголы предоставили этой религии официальный статус лишь позже. Все варианты буддизма, такие как китайский , тибетский и индийский буддизм, процветали, хотя тибетский буддизм в конечном итоге получил одобрение на имперском уровне при императоре Мункэ , который назначил Намо из Кашмира главой всех буддийских монахов.

Сын Угэдэя и младший брат Гуюка Хотан стал правителем Нинся и Ганьсу . Он начал военную кампанию в Тибете под командованием генералов Личи и Дор-ха, а мародерствующие монголы сожгли тибетские памятники, такие как монастырь Ретинг и храм Гьял, в 1240 году. Принц Кётон был убежден, что ни одна сила в мире не превосходит мощь монголов. Однако он также считал, что религия необходима для интересов следующей жизни. Поэтому он пригласил Сакья Пандита в свой монастырь. Принц Кётон был впечатлен и исцелён учениями и знаниями Сакья Пандита, и позже стал первым известным буддийским принцем Монгольской империи.

Хубилай-хан, основатель династии Юань , также поддерживал буддизм. Еще в 1240-х годах он установил контакты с чань -буддийским монахом Хайюнем, который стал его буддийским советником. Второму сыну Хубилая, которого он позже официально назначил своим преемником в династии Юань, дал китайское имя « Чжэньцзинь Хайян » (буквально «Истинное золото»). Хатун Чиби повлияла на обращение Хубилая в буддизм, поскольку она получила посвящения Хеваджра-тантры от Пхагпы и была впечатлена. Хубилай назначил Пхагспа своим императорским наставником (первоначально «государственным наставником»), дав ему власть над всеми буддийскими монахами на территории династии Юань. Для остальной части династии Юань в Монголии и Китае, пока монголы не были свергнуты в 1368 году, тибетские ламы были самым влиятельным буддийским духовенством. Через тибетское духовенство индийская буддийская текстовая традиция сильно повлияла на религиозную жизнь в Империи.

Некоторые из ильханов в Иране считали орден Пагано-груб-па своим уделом в Тибете и щедро покровительствовали различным индийским, тибетским и китайским буддийским монахам. Но в 1295 году Газан преследовал буддистов и разрушил их храмы. Однако до своего обращения в ислам он построил буддийский храм в Хорасане . Буддийские писания XIV века, найденные на археологических памятниках, связанных с Чагатайским ханством, свидетельствуют о популярности буддизма среди монголов и уйгуров. Тохта Золотой Орды также поощрял лам селиться в России. [10] Но его политику остановил его преемник Озбег-хан, мусульманин.

Чингисхан вызвал и встретил даосского мастера Цю Чуджи (1148–1227) в Афганистане в 1222 году. Он поблагодарил Цю Чуджи за принятие его приглашения и спросил, принес ли Цю Чуджи с собой лекарство бессмертия. Цю Чуджи сказал, что лекарства бессмертия не существует, но жизнь можно продлить посредством воздержания. Чингисхан оценил его честный ответ и спросил Цю Чуджи, кто называет его вечным небесным человеком, он сам или другие. [11] После того, как Цю Чуджи ответил, что другие называют его этим именем, Чингисхан постановил, что с этого момента Цю Чуджи следует называть «Бессмертным», и назначил его магистром всех монахов в Китае, отметив, что небеса послали к нему Цю Чуджи. Цю Чуджи умер в Пекине в том же году, когда Чингисхан и его святыня стала Храмом Белого Облака . После этого Ханс продолжил назначать даосских мастеров школы Цюаньчжэнь в Храме Белого Облака. Даосы потеряли свою привилегию в 1258 году после Великой дискуссии, организованной внуком Чингисхана Мункэ-ханом, когда китайские буддисты (во главе с назначенным монголами настоятелем или шаолимом чжанглао монастыря Шаолинь), конфуцианцы и тибетские буддисты объединились против даосов. Хубилай-хан был назначен председательствовать на этих дебатах (в Шанду /Ксанаду, третьей встрече после двух дебатов в Каракоруме в 1255 и 1256 годах), на которых присутствовало 700 сановников. Хубилай-хан уже встретил Хайюня в 1242 году и склонился к буддизму. [12]

христианство

[ редактировать ]
Несторианское надгробие, найденное на Иссык-Куле , датированное 1312 годом.

Некоторые монголы были обращены христианами- несторианцами примерно с 7-го века, а некоторые монголы были обращены в католицизм , особенно Иоанном Монтекорвино , который был назначен папскими государствами Европы. [13]

Религия так и не достигла высокого положения в Монгольской империи, но многие великие ханы и меньшие лидеры были воспитаны христианскими матерями и получили образование у христианских наставников. Некоторыми из основных христианских деятелей среди монголов были: Соргахтани Беки , невестка Чингисхана и мать великих ханов Мункэ , Хубилая , Хулагу и Арика Боке ; Сартак , хан Золотой Орды; Докуз-хатун , мать правителя Абаки ; Наян , потомок одного из братьев Чингисхана, поднявший восстание против Хубилая в Маньчжурии ; Китбука , генерал монгольских войск в Леванте , сражавшийся в союзе с христианами. Брачные союзы с западными державами также имели место, как в 1265 году брак Марии Палеологиной , дочери императора Михаила VIII Палеолога , с Абакой . Хатун в Тохте, Олжейту и Узбеге греческая Имелась также . Монгольская империя включала в себя земли Восточной Православной Церкви на Кавказе и в России, Армянской Апостольской Церкви в Армении и Ассирийской Церкви Несториан . в Средней Азии и Персии.

В 13 веке были попытки франко-монгольского союза с обменом послами и даже военным сотрудничеством с европейскими христианами на Святой Земле . Ильхан Абача отправил тумен для поддержки крестоносцев во время Девятого крестового похода в 1271 году. Несторианский монгол Раббан Бар Саума посетил некоторые европейские дворы в 1287–1288 годах. В то же время, однако, ислам начал прочно укореняться среди монголов, поскольку те, кто принял христианство, такие как Текудер , стали мусульманами . [14] После того, как в 1281 году Онгуд Мар Яхб-Аллаха , монах Хубилай-хана, был избран католикосом восточно-христианской церкви, католических во все монгольские столицы стали отправлять миссионеров.

Изображение Текудера, христианина, принявшего ислам. [14]

Ильханство династии , Золотая Орда и Чагатайское ханство (с буддизмом и тенгризмом) — три из четырёх главных ханств (за исключением Юань ) — приняли ислам, [5] поскольку монгольская элита предпочитала ислам, чтобы укрепить свою власть над мусульманским большинством населения. [6] [7] Монголы-немусульмане также нанимали многих мусульман в различных областях и все чаще пользовались их советами в административных вопросах. Например, Чингисхана советник Махмуд Ялавач и Хубилай-хана министр финансов Ахмад Фанакати были мусульманами. Тем не менее, материковые территории монголов оставались стойкими буддистами и шаманами.

Поскольку они были хорошо образованы и знали тюркский и монгольский языки, мусульмане стали излюбленным классом чиновников среди известных монголов, принявших ислам, включая Мубарак-шаха и Тармаширина из Чагатайского ханства , Туда Менгу и Негудара из Золотой Орды , Газана и Олджайту из Ильханата . Берке , правивший Золотой Ордой с 1257 по 1266 год, был первым мусульманским лидером любого монгольского ханства. Газан был первым мусульманским ханом, принявшим ислам в качестве национальной религии Ильханства, за ним последовал Узбек из Золотой Орды , который призвал своих подданных также принять эту религию. Газан продолжил подход своих предков-немусульман к религиозной терпимости. Когда Газан узнал, что некоторые буддийские монахи симулировали обращение в ислам из-за более раннего разрушения некоторых их храмов, он разрешил всем желающим вернуться в Тибет , где они могли свободно следовать своей вере и находиться среди других буддистов. [15]

Хотя в Чагатайском ханстве буддизм и шаманизм процветали до 1350-х годов. Когда западная часть ханства быстро приняла ислам, восточная часть, или Могулистан, замедляла исламизацию до тех пор, пока Туглуг Тимур (1329/30–1363) не принял ислам вместе со своими тысячами подданных.

Династия Юань, в отличие от западных ханств, так и не приняла ислам. Два других ханства приняли сюзеренитет династии Юань, но постепенно он угас. На территории династии Юань проживало много мусульман, поскольку Хубилай-хан и его преемники были терпимы к другим религиям. Тем не менее, буддизм был самой влиятельной религией на его территории. Контакты между императорами Юань в Китае и государствами Северной Африки, Индии и Ближнего Востока продолжались до середины 14 века. Иностранцы, такие как уйгурские буддисты из Кочона, несторианские христиане-кераиты, найманы, евреи и среднеазиатские мусульмане, были классифицированы как семурен, «разные сорта», ниже монголов, но выше китайцев. [4]

В то же время монголы импортировали мусульман из Центральной Азии в качестве администраторов в Китае, монголы также посылали ханьцев и киданей из Китая, чтобы они служили администраторами над мусульманским населением в Бухаре в Центральной Азии, используя иностранцев для ограничения власти местного населения. народы обеих земель. [16]

Чингисхан и последующие юаньские императоры запретили исламские практики, такие как халяльная разделка мяса, навязывание мусульманам монгольских методов забоя животных, а также другие ограничительные степени продолжались. Мусульманам приходилось тайно резать овец. [17] Чингисхан прямо называл мусульман и евреев «рабами» и требовал, чтобы они следовали монгольскому способу питания, а не халяльному. Обрезание также было запрещено. Евреи также пострадали, и монголы запретили им есть кошерную пищу . [18]

Среди всех [подвластных] пришлых народов только хуэй-хуэй говорят: «Мы не едим монгольскую пищу». [Чингис Каан ответил:] «С помощью небес мы умиротворили вас; вы наши рабы. Но вы не едите нашу еду и питье. Как это может быть правильно?» После этого он заставил их поесть. «Если вы зарежете овец, вас будут считать виновным в преступлении». Он издал постановление на этот счет... [В 1279/1280 году при Хубилае] все мусульмане говорят: «если кто-то другой зарежет [животное], мы не едим». Поскольку бедные люди этим расстроены, отныне мусульманин [мусульманин] Хуэйхуэй и Чжухай [еврей] Хуэйхуэй, независимо от того, кто убьет [животное], съест [его] и должен прекратить сами резать овец и прекратить обряд обрезание.

[19]

Мусульмане того же класса также восстали против династии Юань во время восстания Испа, но восстание было подавлено, а мусульмане были убиты командующим сторонниками Юаня Чэнь Юдином. Некоторые мусульманские общины имели название на китайском языке, которое означало «казармы», а также означало «спасибо». Многие мусульмане хуэй утверждают, что это потому, что они сыграли важную роль в свержении монголов, и ханьцы назвали это место в благодарность за помощь им. . [20]

Во время завоевания Юньнани Минами мусульманские генералы Му Ин и Лан Юй возглавили мусульманские войска, верные династии Мин, против монгольских и мусульманских войск, верных династии Юань. [21] [22]

Религия при Чингисхане

[ редактировать ]

Когда Чингисхан объединил монгольские племена и начал войну на большей части территории Азии, он стал известен как один из самых безжалостных и жестоких военачальников всех времен. Однако отличительной чертой его военного завоевания была его терпимость ко всем религиям. Он приветствовал разнообразие и провозгласил свободу вероисповедания для всех. [23] Терпимость Чингисхана пошла ему на пользу. Чингис продолжал использовать религиозные преследования в своих целях. Он будет использовать подавленных людей в качестве шпионов в таких городах, как Багдад, а затем захватить землю, ассимилируя всех желающих. [24] В книге Эми Чуа «День Империи» она утверждает, что «...монголы были более религиозно открытыми, чем любая другая держава в мире». [25]

Внутренний круг Чингисхана

[ редактировать ]

После неудавшегося покушения на Чингисхана 100 его людей бежали и чуть не умерли от голода. Находясь в бегах, эти люди присягнули друг другу, и примечательно, что среди этих людей были буддисты, христиане, мусульмане и анимисты, которые поклонялись Вечному Синему Небу и Горе-богу Бурхан -Халдун . [26]

Защитник религий

[ редактировать ]

Когда мусульманские послы прибыли из Средней Азии в поисках защиты Чингисхана от религиозных преследований, с которыми они столкнулись при христианском хане Кучлуге, Чингисхан очень хотел помочь. Он возглавил кампанию в Баласагуне, убил Кучлуга и провозгласил свободу вероисповедания на своих землях. Это принесло Чингисхану титул «защитника религий», и даже говорили, что он был «одним из милостей Господа и одним из даров Его божественной милости». [27]

Внешняя перспектива

[ редактировать ]

Страсть монголов к религиозной терпимости привлекала писателей восемнадцатого века. «Католические инквизиторы Европы, — писал Эдвард Гиббон ​​в знаменитом отрывке, — которые защищали бессмыслицу жестокостью, могли быть сбиты с толку примером варвара, который предвосхитил уроки философии и установил своими законами систему чистого теизма». и совершенная терпимость». Далее он добавляет в сноске: «Между религиозными законами Зингис-хана и г-на Локка можно обнаружить исключительное соответствие ». [28]

См. также

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Указ Чингисхана об освобождении от налогов для религий гласит: « Чинггис qan-u jrlg-tur toyid erkegü:d šingšingü:d dašmad aliba alba gubchiri ülü üjen tngri-yi jalbariju bidan-a irüge:r ögün atugai keme:gsen jrlg-un yosuga :r... ene Šaolim janglau-da bariju yabuga:i jrlg ögbei " ( Согласно указу Чингисхана, в котором говорится, что пусть буддисты, христиане, даосы и мусульмане будут освобождены от всех налогов и пусть они молятся Богу и продолжают приносить жертвы благословение нам... Я дал этот указ старейшине Шаолиня, чтобы тот донес его ) . [2]
  1. ^ Weatherford 2004 , с. 69.
  2. ^ Jump up to: а б Этвуд 2004 , с. 239.
  3. ^ Этвуд 2004 , стр. 246–248.
  4. ^ Jump up to: а б Уэтерфорд 2004 , с. 135.
  5. ^ Jump up to: а б Энциклопедия 1920 года , с. 680.
  6. ^ Jump up to: а б Эззати 2002 , с. 274.
  7. ^ Jump up to: а б Бухараев 2000 , с. 145.
  8. ^ Этвуд 2004 , с. 245.
  9. ^ Ван, Фейфей. «Не совсем гибридная система: буддийская администрация Хубилая в Юго-Восточном Китае» (PDF) . Национальный университет Сингапура. стр. 216–217.
  10. ^ Gumilev 2006 .
  11. ^ Джагчид 1979 , с. 12.
  12. ^ Джагчид 1979 , стр. 14–19.
  13. ^ Фольц 2010 .
  14. ^ Jump up to: а б Рансимэн 1987 , с. 397.
  15. ^ Арнольд 1896 , с. 342.
  16. ^ Бьюэлл, Пол Д. (1979). «Китайско-киданьское управление в Монгольской Бухаре» Азии Журнал истории 13 (2). Издательство Harrassowitz: 137–8. JSTOR   41930343 .
  17. ^ Майкл Диллон (1999). Мусульманская община Китая хуэй: миграция, расселение и секты . Ричмонд: Curzon Press. п. 24. ISBN  0-7007-1026-4 . Проверено 28 июня 2010 г.
  18. ^ Йохан Эльверског (2010). Буддизм и ислам на Шелковом пути (иллюстрированное ред.). Издательство Пенсильванского университета. п. 228. ИСБН  978-0-8122-4237-9 . Проверено 28 июня 2010 г.
  19. ^ Дональд Дэниел Лесли (1998). «Интеграция религиозных меньшинств в Китае: случай китайских мусульман» (PDF) . Пятьдесят девятая лекция Джорджа Эрнеста Моррисона по этнологии. п. 12 . Проверено 30 ноября 2010 г. .
  20. ^ Дрю К. Глэдни (1991). Китайцы-мусульмане: этнический национализм в Народной Республике (2, иллюстрировано, переиздание). Совет по восточноазиатским исследованиям Гарвардского университета. п. 234. ИСБН  0-674-59495-9 . Проверено 28 июня 2010 г.
  21. ^ Тан Та Сен, Дашэн Чен (2009). Чэн Хо и ислам в Юго-Восточной Азии . Институт исследований Юго-Восточной Азии. п. 170. ИСБН  978-981-230-837-5 . Проверено 28 июня 2010 г.
  22. ^ Майкл Диллон (1999). Мусульманская община Китая хуэй: миграция, расселение и секты . Ричмонд: Curzon Press. п. 34. ISBN  0-7007-1026-4 . Проверено 28 июня 2010 г.
  23. ^ Чуа 2007 , с. 90.
  24. ^ Чуа 2007 .
  25. ^ Чуа, Эми. (2007). День империи: как сверхдержавы достигают глобального господства и почему они падают (1-е изд.). Нью-Йорк: Даблдей. ISBN  978-0-385-51284-8 . OCLC   123079516 .
  26. ^ Чуа 2007 , с. 95.
  27. ^ Чуа 2007 , с. 102.
  28. ^ Морган 2007 , с. 39.

Источники

[ редактировать ]

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: bd51790e950d77b1d39034303373efba__1721073780
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/bd/ba/bd51790e950d77b1d39034303373efba.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Religion in the Mongol Empire - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)