Завет Балджуна

— Завет Балджуна клятва, принесенная в середине 1203 года нашей эры Темуджином — ханом монгольского как племени и будущим Чингисханом — и небольшой группой его сподвижников, впоследствии известных Балджунату . Темучин пришел к власти на службе у Кереит- хана Тогрула в конце 12 века. В начале 1203 года Тогрул был убежден своим сыном Сенгумом, что предложение Темуджина о брачном союзе между его семьей и их семьями было попыткой узурпировать их власть. Избежав двух последовательных засад Керейта, Темучин был загнан в угол и полностью разбит в битве при песках Калакалджид .
Темучин перегруппировал разбросанные остатки своих войск и отступил к Балджуне, неопознанной реке или озеру на юго-востоке Монголии . Там он и его ближайшие соратники принесли клятву взаимной верности, пообещав разделить невзгоды и славу. Проведя лето, вербуя воинов, привлеченных идеалами своей кампании, Темучин собрал достаточно сил, чтобы той осенью победить кереитов в бою. Три года спустя, в 1206 году, разгромив всех врагов в степи провозгласил себя Чингисханом , Темучин на курултае и удостоил Балджунату высшими наградами своей новой Монгольской империи . этого эпизода Историки девятнадцатого века сомневались в историчности из-за его отсутствия (вероятно, из-за разнородности присягнувших) в « Тайной истории монголов» XIII века, — эпической поэме повествующей о восхождении Тэмуджина.
Фон
[ редактировать ]
Темучин родился между 1155 и 1167 годами нашей эры в семье Есугэя , монгольского вождя, и его ольхонудской жены Хёэлюн . Есугэй умер, когда Темуджину было девять лет, и он, его мать и шесть других братьев и сестер были оставлены своим племенем. Семья, однако, выжила, и Темуджин начал собирать небольшую группу товарищей, особенно после того, как он поклялся в верности анде своего отца ( букв. « кровный брат »), вождю Тогрулу центрального племени Кереит . [ 1 ] Его амбиции были заблокированы Джамухой , его собственным андой , с которым он периодически воевал, начиная с 1180-х годов. Хотя к 1201 году кереиты якобы были самым могущественным племенем в монгольской степи , дворянство племени начало опасаться, что они тоже вскоре будут узурпированы быстро поднимающимся Тэмучином, который стал доминирующим в восточной Монголии. Этих аристократов возглавил сын Тогрула Сенггум, опасавшийся за собственное наследство. [ 2 ]
Эти опасения вскоре оправдались. Стремясь обеспечить контроль над линией преемственности Кереита, Темуджин предложил женить своего старшего сына Джучи на дочери Тогрула Чаур Беки, пообещав одну из своих дочерей сыну Сенггума в обмен на создание куда ( букв. «брачный союз»). "). Сенгум окончательно отверг это предложение: не только его положение как наследника Кереита было под угрозой, но он счел это предложение неуважительным из-за возможной незаконности Джучи. [ а ] Сенгума в его позиции поддерживала племенная аристократия, в которую входили Алтан и Кучар, двое родственников Темуджина, и Джамуха, призывавший к немедленным действиям против его старого анда . [ 4 ] Позиция Тогрула в споре неясна — согласно « Тайной истории монголов» , пересказу жизни и кампаний Тэмуджина в XIII веке, он разрывался между своими тесными связями с Тэмуджином и любовью к своему сыну, предпочитая поддерживать только последнее. когда ему предъявлен ультиматум. С другой стороны, согласно « Джами ат-таварих» Рашид ад-Дина и устным историям, изложенным Марко Поло , Тогрул уже был настроен против Темуджина и гневно отреагировал на предложение руки и сердца. [ 5 ] Вполне возможно, что на мысли Тогрула повлияла торговая делегация из Центральной Азии, в состав которой входили представители каракитаев и уйгуров , которых Темучин, вероятно, исключил бы из торговых структур Шелкового пути, если бы он получил господство; вполне вероятно также, что в разрыве отношений в некоторой степени виноваты и собственные амбиции Тэмучина. [ 6 ]
В конце концов, аргументы Сенггума взяли верх над Тогрулом. Желая по возможности избежать открытого конфликта, вождь Кереита разработал план обмана : он сообщил Темучину, что решил принять предложенные браки и намерен устроить праздничный банкет. Ничего не подозревающий Темучин отправился на пир с минимальной охраной. [ б ] где заговорщики планировали устроить засаду и убить его; предупрежденный о враждебных слухах старым вассалом своего отца Мюнглигом, он остановился. Кереиты во главе с Сенгумом затем выступили в поле боя, и Темуджину удалось спастись только потому, что два пастуха по имени Бадай и Кишлик подслушали планы и пришли предупредить его. [ 8 ] Имея решительное численное превосходство, Тэмучин был вынужден бежать сломя голову — он поскакал со своими товарищами к границам цзиньского Китая , где надеялся найти подкрепление и, в случае необходимости, искать убежища за границей. Несмотря на то, что он принял некоторых перебежчиков из сил Кереита, в том числе Куильдара из Манкута и Джурчедея из Урууда , Темуджин потерпел решительное поражение в битве при песках Калакалджид в начале 1203 года. Дезертирство оказалось решающим, позволив Темуджину бежать. - Джурчедей ранил Сенггума стрелой , остановив атаку Кереита, - но Тогрул также решил не преследовать, мотивируя это тем, что его враг находился вне стратегической картины. [ 9 ]
Завет Балджуна
[ редактировать ]Войска Темучина понесли серьезные потери при выходе из боя, а несколько его капитанов пропали без вести. Несмотря на опасность, он дождался следующей ночи, пока соберутся уцелевшие войска. Боорчу прибыл на рассвете, потеряв лошадь в Калакальджиде, и вскоре за ним последовал Борокул , который ухаживал за Угедеем , третьим сыном Темуджина, который получил серьезную травму шеи. Затем Темуджин отступил, остановившись только для того, чтобы похоронить Куильдара, убитого во время битвы. [ 10 ] Его войска в конце концов достигли озера или реки под названием Бальджуна, места неизвестного местоположения. Наиболее вероятное местонахождение — на реке Калке , по которой, возможно, отступил Темучин и которая находится недалеко от границы Цзинь на юго-востоке Монголии. Ученые попеременно идентифицировали его как приток реки Ингода или как озеро Бальзино в Бурятии . [ 11 ]
На тот момент, в середине 1203 года, силы Темучина были очень небольшими и составляли либо 2600, либо 4600 воинов. Биографии в « Юань Шу» XIV века , официальной истории , преувеличивают сложную ситуацию, заявляя, что Тэмуджина сопровождали только девятнадцать последователей, но это вполне могло относиться только к лидерам компании . [ 12 ] Согласно « Юань Шу» , голодающие убили дикую лошадь случайно появившуюся , съели ее плоть и использовали ее побочные продукты , чтобы безопасно выпить мутную воду; их лидер тогда поклялся: [ 13 ]
Темуджин, подняв руки к небу, поклялся так: «Если я закончу «Великое Дело», то я поделюсь с вами, людьми, сладким и горьким. Если я нарушу это слово, то пусть я буду подобен этой реке, выпитой другие». Среди офицеров и солдат не было никого, кто не был бы тронут до слез.
Этот пересказ, вероятно, маскирует исторические события. Поэтический «Завет Бальджуна» воплощает в себе те темы — мощную смесь социального равенства и личного аскетизма , — которые Темуджин хотел подчеркнуть потенциальным новобранцам. Темуджин, по всей вероятности, провел большую часть лета, пытаясь завербовать воинов для своего дела: среди тех, с кем ему это удалось, были Онгират ( племя его жены Бёрте), Икирес и некоторые монголы Нирун. Среди других рекрутов были вожди племени киданей , которые видели в Темучине путь к мести джиннам, а также мусульманские купцы Джафар и Хасан, которые обменяли тысячу овец на гарантии будущей безопасности и выгодные торговые договоры . Он даже завербовал членов племени Кереит Тогрула, таких как Чинкай , который стал видным администратором при Угедее. [ 14 ]
Историки подчеркивают социальную, культурную и религиозную неоднородность присягнувших Бальджуна. В традиционных девятнадцати кланах не было монголов, за исключением Тэмуджина и его брата Касара — вместо этого в них входили кидани, тангуты , кейрейты, найманы, выходцы из Центральной Азии и, возможно, даже выходцы из Южной Азии , в общей сложности из девяти различных кланов. Присягнули Темуджину, ярому приверженцу тенгрианства , трое мусульман и несколько христиан и буддистов . выходя за рамки традиционных путей сообщества, Пакт Балджуна был «типом братства, [сродни] современному гражданскому гражданству, основанному на личном выборе и обязательствах». По словам историка Джека Уэзерфорда , [ 15 ]
Последствия и наследие
[ редактировать ]
В конце 1203 года обновленный Темуджин собрал свои силы и разгромил кереитов в упорной трехдневной битве на высотах Джеджеер в нижнем течении реки Херлен . Убегавший Тогрул был убит найманским часовым , не узнавшим его; Сенгум бежал сначала в Тибет , а затем в Кашгар , где позже был убит. В течение следующих трёх лет Темучин разгромил найманов и меркитов , объединив монгольскую степь под одним правителем. В 1206 году он провел великий курултай ( букв. «собрание») на реке Онон , на котором принял титул «Чингисхан» и наградил тех, кто привел его к власти. В их число входили пастухи Бадай и Кишлик, предупредившие его о предательстве Тогрула — им была оказана честь дворцовой палаткой , мебелью и телохранителем вождя кереитов . [ 16 ] Мужчины, поклявшиеся в Завете Балджуна, ставшие известными как Балджунату ( букв. «Люди Балджуна», или «Пьющие мутную воду»), удостоились самых высоких титулов, и их помнили еще в 1300-х годах. [ 17 ] Чингиса Многие из них занимали видные посты в Монгольской империи — в их число входили Чинкай, мусульманский купец и дипломат Джафар Ходжа, и Кабан, урянхай , чей сын Субутай стал одним из самых грозных монгольских полководцев. [ 18 ]
Историчность и историография
[ редактировать ]Инцидент с Заветом Балджуна полностью исключен из Тайной истории . Этот пробел заставлял китаеведов сомневаться в историчности этого эпизода на протяжении почти столетия, от Палладиуса в 1860-х годах до Э. Х. Паркера , влиятельного Поля Пеллио , Артура Уэйли и Рене Груссе в середине 20-го века. [ 19 ] В 1955 году Фрэнсис Вудман Кливс опубликовал эссе, опровергающее это предположение; Теория Кливса теперь стала общей среди историков из-за обилия других источников, упоминающих Балджунату . [ 20 ] Стирание этого инцидента из « Тайной истории» , вероятно, произошло из-за разнородности присягнувших - автор, подозрительно относящийся к немонголам, возможно, решил проигнорировать событие, в результате которого они были возведены в ближайшее окружение Тэмуджина. [ 21 ]
Ссылки
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ↑ Джучи родился после того, как его мать Бёрте была похищена и изнасилована членами племени Меркит . Хотя Чингис всегда относился к нему как к законному сыну, сомнения относительно отцовства Джучи преследовали его на протяжении всей жизни. [ 3 ]
- ↑ Рашид ад-Дин упоминает двух товарищей, тогда как « Тайная история монголов» насчитывает десять. [ 7 ]
Цитаты
[ редактировать ]- ^ Морган 1986 , стр. 57–60; Рачневский 1991 , стр. 28–33; Фитцхью, Россаби и Ханичерч, 2009 г. , с. 101.
- ^ Этвуд 2004 , стр. 98, 259–260; Май 2018 г. , стр. 34–36.
- ^ Этвуд 2004 , с. 278.
- ^ Май 2018 , с. 37; Рачневский 1991 , стр. 38, 67.
- ^ Рачневский 1991 , с. 68; Человек 2004 , с. 96.
- ^ Маклинн 2015 , с. 72; Фитцхью, Россаби и Ханичерч, 2009 г. , с. 102.
- ^ Рачневский 1991 , с. 69.
- ^ Рачневский 1991 , стр. 68–69; Май 2018 , с. 37; Уэтерфорд 2004 , с. 56.
- ^ Рачневский 1991 , стр. 69–70; Маклинн, 2015 , стр. 73–74.
- ^ Рачневский 1991 , стр. 70–71; Этвуд 2004 , с. 342; Кливс 1955 , с. 389.
- ^ Человек 2004 , стр. 96–97; Рачневский 1991 , с. 71.
- ^ Рачневский 1991 , стр. 71, 73; Кливс 1955 , с. 397.
- ^ Кливс 1955 , с. 397; Человек 2004 , с. 97.
- ^ Рачневский 1991 , стр. 71–72; Фитцхью, Россаби и Ханичерч, 2009 г. , с. 102.
- ^ Биран 2012 , с. 38; Уэтерфорд 2004 , с. 58.
- ^ Этвуд 2004 , стр. 98–99; Рачневский 1991 , стр. 79–81; Фитцхью, Россаби и Ханичерч, 2009 г. , с. 102.
- ^ Этвуд 2004 , с. 30; Рачневский 1991 , с. 73.
- ^ Этвуд 2004 , стр. 103, 257, 520.
- ^ Кливс 1955 , с. 359.
- ^ Рачневский 1991 , с. 73; Кливс, 1955 год .
- ^ Этвуд 2004 , с. 30; Мужчина 2014 , с. 40.
Источники
[ редактировать ]- Этвуд, Кристофер П. (2004). Энциклопедия Монголии и Монгольской империи . Нью-Йорк: факты в архиве. ISBN 978-0-8160-4671-3 . Проверено 2 марта 2022 г.
- Биран, Михал (2012). Чингисхан . Создатели мусульманского мира. Лондон: Публикации Oneworld . ISBN 978-1-78074-204-5 .
- Кливс, Фрэнсис Вудман (1955). «Историчность Завета Балджуна» . Гарвардский журнал азиатских исследований . 18 (3): 357–421. дои : 10.2307/2718438 . JSTOR 2718438 .
- Фицхью, Уильям В .; Россаби, Моррис ; Ханичерч, Уильям, ред. (2009). Чингисхан и Монгольская империя . Вашингтон: Фонд сохранения Монголии. ISBN 978-0-295-98957-0 .
- Мужчина, Джон (2004). Чингисхан: жизнь, смерть и воскресение . Лондон: Бантам Пресс . ISBN 978-0-312-31444-6 .
- Мужчина, Джон (2014). Монгольская империя: Чингисхан, его наследники и основание современного Китая . Лондон: Случайный дом пингвинов . ISBN 978-0-552-16880-9 .
- Мэй, Тимоти (2018). «Монголы за пределами Монголии». Монгольская империя . Эдинбург: Издательство Эдинбургского университета . стр. 44–75. ISBN 978-0-7486-4237-3 . JSTOR 10.3366/j.ctv1kz4g68.11 .
- Маклинн, Фрэнк (2015). Чингисхан: его завоевания, его империя, его наследие . Бостон: Книги Hachette. ISBN 978-0-306-82395-4 .
- Морган, Дэвид (1986). Монголы . Народы Европы. Оксфорд: Издательство Блэквелл . ISBN 978-0-631-17563-6 .
- Рачневский, Павел (1991). Чингисхан: его жизнь и наследие . Перевод Томаса Хейнинга . Оксфорд: Издательство Блэквелл . ISBN 978-06-31-16785-3 .
- Уэтерфорд, Джек (2004). Чингисхан и создание современного мира . Нью-Йорк: Издательская группа Crown . ISBN 978-0-307-23781-1 .