Jump to content

Церковь Востока

Церковь Востока
ܥܕܬܐ ܕܡܕܢܚܐ
Руины монастыря Мар Элия в Мосуле , Ирак Был разрушен ИГИЛ , 2005 год . в 2014 году.
Тип Восточно-христианский
Ориентация Сирийское христианство [1]
Теология Восточно-сирийское богословие
Политика епископальный
Голова Католикос-Патриарх Востока
Область Средний Восток , Центральная Азия , Дальний Восток , Индия [2]
Литургия Восточно-сирийский обряд
( Литургия Аддая и Мари )
Штаб-квартира Селевкия-Ктесифон (410–775) [3]
Багдад (775–1317) [4]
Основатель Иисус Христос по священному преданию
Фома Апостол
Источник Апостольский век по своей традиции
Эдесса , [5] [6]
Месопотамия [1] [примечание 1]
Ответвление от Никейское христианство
Разделения Раскол 1552 года разделил ее первоначально на два патриархата, а затем на четыре, но к 1830 году она вернулась к двум, один из которых сейчас является Халдейской католической церковью , а другая секта в 1968 году еще больше раскололась на Ассирийскую церковь Востока и Ассирийскую церковь Востока. Древняя церковь Востока .
Другое имя (а) Несторианская церковь, Персидская церковь, Восточно-сирийская церковь, Халдейская церковь, Ассирийская церковь, Вавилонская церковь [11]

Церковь Востока ( Классический сирийский ���������������� ������������������������, : латинизированный : ʿĒḏtā d-Maḏenḥā ) или Восточно-сирийская церковь , [12] также называемая церковью Селевкии-Ктесифона , [13] Персидская церковь , Ассирийская церковь , Вавилонская церковь [11] [14] [15] или несторианская церковь , [примечание 2] — одна из трех основных ветвей никейского восточного христианства , возникших в результате христологических споров V и VI веков, наряду с миафизитскими церквями (которые стали известны как восточные православные церкви ) и Халкидонской церковью (чья восточная ветвь позже стала Восточная Православная Церковь ).

Зародившись в досасанидской Месопотамии , Церковь Востока разработала свою собственную уникальную форму христианского богословия и литургии . В период раннего Нового времени серия расколов привела к возникновению соперничающих патриархатов , иногда двух, иногда трех. [16] Во второй половине 20-го века традиционалистский патриархат церкви претерпел раскол на два соперничающих патриархата, а именно Ассирийскую Церковь Востока и Древнюю Церковь Востока , которые продолжают следовать традиционному богословию и литургии материнской церкви. . Халдейская католическая церковь, базирующаяся в Ираке , и Сиро-Малабарская церковь в Индии — две восточно-католические церкви , которые также претендуют на наследие Церкви Востока. [2]

Церковь Востока первоначально организовалась в 410 году как национальная церковь Сасанидской империи через Совет Селевкии-Ктесифона . [17] В 424 году она объявила себя независимой от государственной церкви Римской империи , которую называла «Церковью Запада». Церковь Востока возглавил Католикос Востока, первоначально находившийся в Селевкии-Ктесифоне , продолжая линию, которая, согласно ее традиции, восходит к апостольской эпохе . Согласно своей традиции, Церковь Востока была основана апостолом Фомой в первом веке. Его литургический обряд — восточно-сирийский обряд, в котором используется Божественная литургия святых Аддая и Мари .

Церковь Востока, которая была частью Великой Церкви , разделяла общение с представителями Римской империи до тех пор, пока Эфесский собор не осудил Нестория в 431 году. [1] Сторонники Нестория укрылись в Сасанидской Персии, где Церковь отказалась осудить Нестория и была обвинена в несторианстве — ереси, приписываемой Несторию. Поэтому ее называли несторианской церковью все другие восточные церкви, как халкидонские, так и нехалкидонские , а также западная церковь. Политически Сасанидская и Римская империи находились в состоянии войны друг с другом, что вынудило Церковь Востока дистанцироваться от церквей на территории Рима. [18] [19] [20]

Совсем недавно название «несторианство» было названо «прискорбным неправильным употреблением». [21] [22] и теологически неверно со стороны ученых. [15] Однако Церковь Востока стала называть себя несторианской, она предала анафеме Эфесский собор, а в ее литургии Несторий упоминался как святой. [23] [24] Генеральный Собор Церкви Востока утвердил Халкидонский Собор на Синоде Мар- Аба I. В 544 году [25] [5]

Продолжая существовать как община зимми при халифате Рашидун после мусульманского завоевания Персии (633–654 гг.), Церковь Востока сыграла важную роль в истории христианства в Азии . Между IX и XIV веками она представляла собой крупнейшую в мире христианскую конфессию с точки зрения географического охвата, а в средние века была одной из трех главных христианских сил Евразии наряду с латинским католицизмом и греческим православием . [26] Он основал епархии и общины, простирающиеся от Средиземного моря и сегодняшнего Ирака и Ирана до Индии ( сирийские христиане Святого Фомы в Керале ), монгольских королевств и тюркских племен в Центральной Азии и Китая во время династии Тан (7-9 века). . В 13 и 14 веках церковь пережила последний период расширения под властью Монгольской империи , когда влиятельное духовенство Церкви Востока заседало при монгольском дворе.

Еще до того, как Церковь Востока подверглась быстрому упадку своей экспансии в Центральной Азии в XIV веке, она уже потеряла позиции на своей родной территории. Об упадке свидетельствует сокращающийся список действующих епархий. Около 1000 года на Ближнем Востоке существовало более шестидесяти епархий, но к середине XIII века их было уже около двадцати, а после Тимура Ленга их число сократилось лишь до семи. [27] После разделения Монгольской империи растущее буддийское и исламское монгольское руководство вытеснило и почти уничтожило Церковь Востока и ее последователей. После этого епархии Церкви Востока оставались в основном ограниченными Верхней Месопотамией и сирийскими христианами Святого Фомы на Малабарском побережье (современная Керала , Индия).

Церковь столкнулась с серьезным расколом в 1552 году после хиротонии монаха Йоханнана Сулаки Папой Юлием III в противовес правящему католикосу-патриарху Шимуну VII , что привело к образованию Халдейской католической церкви (восточно-католической церкви в общении с папой ). . Внутри двух фракций (традиционалистов и недавно сформированных восточно-католических) произошли расколы, но к 1830 году остались два единых патриархата и отдельные церкви: традиционалистская Ассирийская церковь Востока и Восточно-католическая Халдейская церковь. Древняя Церковь Востока отделилась от традиционалистского патриархата Церкви Востока в 1968 году. В 2017 году Халдейская католическая церковь насчитывала около 628 405 членов. [28] а в Ассирийской церкви Востока — от 323 300 до 380 000, [29] [30] в то время как в Древней Церкви Востока их было 100 000.

Заявление Церкви Востока в 424 году о независимости ее главы, Патриарха Востока , на семь лет предшествовало Эфесскому собору 431 года , который осудил Нестория и заявил, что Марию, мать Иисуса , можно назвать Матерью Божией. . Два общепринятых вселенских собора были проведены ранее: Первый Никейский собор , в котором принял участие персидский епископ, в 325 году, и Первый Константинопольский собор в 381 году. Церковь Востока приняла учение этих двух соборов, но проигнорировал Собор 431 года и последующие, считая их касающимися только патриархатов Римской империи ( Рима , Константинополя , Александрии , Антиохии , Иерусалима ), все из которых были для него « западным христианством». [31]

В богословском отношении Церковь Востока приняла диофизитское учение Феодора Мопсуестийского. [32] это подчеркивало «различие» человеческой природы Иисуса божественной и ; богословские оппоненты ошибочно назвали эту доктрину «несторианской». [32]

В VI веке и позже Церковь Востока значительно расширилась, основав общины в Индии ( сирийские христиане Святого Фомы ), среди монголов в Центральной Азии и в Китае , который стал домом для процветающей общины при династии Тан из VII-IX вв. На пике своего развития, между 9-м и 14-м веками, Церковь Востока была крупнейшей в мире христианской церковью в географическом масштабе, с епархиями, простирающимися от ее центра в Верхней Месопотамии до Средиземного моря и так далеко, как Китай , Монголия , Центральная Азия. Анатолия Аравийский , полуостров и Индия .

С момента своего пика географического развития церковь вступила в период быстрого упадка, начавшегося в 14 веке, во многом из-за внешнего влияния. Китайская династия Мин свергла монголов (1368 г.) и изгнала христиан и других иностранных влиятельных лиц из Китая, и многие монголы в Центральной Азии обратились в ислам . Мусульманский тюрко-монгольский лидер Тимур (1336–1405) почти уничтожил оставшихся христиан на Ближнем Востоке. Несторианское христианство оставалось в основном ограниченным общинами в Верхней Месопотамии и сирийскими христианами Святого Фомы на Малабарском побережье на Индийском субконтиненте .

В период раннего Нового времени раскол 1552 года привел к ряду внутренних разделений и, в конечном итоге, к ее разветвлению на три отдельные церкви: Халдейскую Католическую Церковь , находившуюся в полном общении со Святым Престолом , независимую Ассирийскую Церковь Востока и Древнюю Церковь Востока . [33]

Описание как несторианство

[ редактировать ]
Христологический спектр V – VII веков, показывающий виды на Церковь Востока (голубой).

Несторианство христологическое учение, подчеркивающее различие между человеческой и божественной природой Иисуса . Его приписывали Несторию , патриарху Константинополю с 428 по 431 год, чья доктрина представляла собой кульминацию философского течения, разработанного учеными Антиохийской школы , в первую очередь наставником Нестория Теодором Мопсуестийским , и вызвала споры, когда Несторий публично оспорил использование титул Богородицы (буквально «Носительница Бога ») для Марии, матери Иисуса , [34] предполагая, что этот титул отрицает полную человечность Христа. Он утверждал, что у Иисуса было две слабо связанные природы, божественный Логос и человеческий Иисус, и предложил Христотокос (буквально «Носитель Христа») как более подходящий альтернативный титул. Его заявления вызвали критику со стороны других видных церковников, особенно со стороны Кирилла , патриарха Александрийского , который играл ведущую роль в Эфесском соборе 431 года, который осудил Нестория за ересь и низложил его с поста патриарха. [35]

После 431 года государственные власти Римской империи подавили несторианство, что послужило причиной для христиан, находящихся под властью Персии, отдавать ему предпочтение и таким образом развеять подозрения, что их лояльность принадлежит враждебной империи, управляемой христианами. [36] [37]

Именно после Халкидонского собора, состоявшегося чуть позже (451 г.), Церковь Востока сформулировала своеобразное богословие. Первая такая формулировка была принята на Синоде Бет Лапата в 484 году. Она получила дальнейшее развитие в начале седьмого века, когда в ходе сначала успешной войны против Византийской империи Сасанидская Персидская империя включила в себя обширные территории, населенные западными сирийцами, многие которые были сторонниками миафизитского богословия восточного православия , которое его противники называют «монофизитством» ( евтихианством ), богословской точки зрения, наиболее противоположной несторианству. Они получили поддержку от Хосрова II , находившегося под влиянием его жены Ширин . Ширин была членом Церкви Востока, но позже присоединилась к миафизитской церкви Антиохии. [ нужна ссылка ]

Черпая вдохновение у Феодора Мопсуестийского , Бабай Великий (551–628 гг.) изложил, особенно в своей «Книге Союза» , то, что стало нормативной христологией Церкви Востока. Он подтвердил, что два qnome ( сирийский термин, множественное число от qnoma , не совсем соответствующее греческому φύσις, οὐσία или ὑπόστασις) [38] Христа несмешаны, но навечно соединены в Его единой парсопе (от греч. πρόσωπον prosopon «маска, характер, личность»). Как и в случае с греческими терминами φύσις ( физис ) и ὐπόστασις ( ипостась ), эти сирийские слова иногда воспринимались как нечто иное, чем предполагалось; в частности, «два qnome » интерпретировалось как «два человека». [39] [40] [41] [42] Раньше Церковь Востока допускала определенную подвижность выражений, всегда в рамках диофизитского богословия, но с собранием Бабая 612 года, которое канонически санкционировало формулу «два нома во Христе», было создано окончательное христологическое различие между Церковью Востока. Восточная и «западная» Халкидонские церкви . [43] [44] [45]

Справедливость вменения несторианства Несторию , которого Церковь Востока почитала как святого, оспаривается. [46] [21] [47] Дэвид Уилмшерст утверждает, что на протяжении веков «слово «несторианство» использовалось как термин для оскорблений со стороны тех, кто не одобрял традиционное восточно-сирийское богословие, как термин гордости для многих из его защитников [...] и как нейтральный термин. и удобный описательный термин, используемый другими. В настоящее время общепринято считать, что этот термин несет в себе стигму». [48] Себастьян П. Брок говорит: «Связь между Церковью Востока и Несторием носит очень слабый характер, и продолжать называть эту церковь «несторианской» с исторической точки зрения совершенно ошибочно и неверно – совершенно независимо от того, быть крайне оскорбительным и нарушением экуменических хороших манер». [49]

Помимо религиозного значения, слово «несторианство» также использовалось в этническом смысле, о чем свидетельствует фраза «католические несториане». [50] [51] [52] [53]

В своей статье 1996 года «Несторианская церковь: прискорбное неправильное название», опубликованной в Бюллетене библиотеки Джона Райлендса , Себастьян Брок , член Британской академии , посетовал на тот факт, что «термин «Несторианская церковь» стал стандартное название древней восточной церкви, которая в прошлом называла себя «Церковью Востока», но сегодня предпочитает более полное название «Ассирийская церковь Востока». Такое обозначение не только невежливо по отношению к современным членам этой церкви. почтенной церкви, но также – как призвана показать эта статья – одновременно неуместны и вводят в заблуждение». [54]

Организация и структура

[ редактировать ]

На Селевкио-Ктесифонском соборе 410 г. [17] Церковь Востока была объявлена ​​имеющей во главе епископа персидской столицы Селевкии-Ктесифона, который в актах собора именовался Великим или Главным митрополитом, а вскоре после этого был назван Католикосом Востока . . титул Патриарха Позже стал использоваться .

Церковь Востока, как и другие церкви, имела рукоположенное духовенство в трех традиционных санах епископа , священника (или пресвитера ) и диакона . Как и в других церквях, в ней было епископское устройство : организация епархий , каждая из которых возглавлялась епископом и состояла из нескольких отдельных приходских общин, контролируемых священниками. Епархии были организованы в провинции под властью митрополита-архиерея . Должность митрополита-архиерея была важной и имела дополнительные обязанности и полномочия; канонически только митрополиты могли рукоположить патриарха. [55] Патриарх также несет ответственность за Провинцию Патриарха .

На протяжении большей части своей истории церковь имела около шести внутренних провинций. В 410 году они были перечислены в иерархическом порядке: Селевкия-Ктесифон (центральный Ирак), Бет Лапат (западный Иран), Нисибис (на границе между Турцией и Ираком), Прат-де-Майшан (Басра, южный Ирак), Арбела ( Эрбиль, Иракский Курдистан) и Карка де Бет Слох (Киркук, северо-восточный Ирак). Вдобавок у него увеличивалось число внешних провинций дальше в пределах Сасанидской империи, а вскоре и за ее пределами. К 10 веку в церкви было от 20 [36] и 30 столичных провинций. [48] По словам Джона Фостера, в 9 веке было 25 митрополитов. [56] в том числе в Китае и Индии. Китайские провинции были потеряны в XI веке, а в последующие столетия другие внешние провинции также пришли в упадок. Однако в 13 веке, во времена Монгольской империи, церковь добавила две новые метрополии в Северном Китае : одну — Тангут, другую — Катай и Онг. [48]

Священные Писания

[ редактировать ]

Пешитта для церквей сирийской , в некоторых случаях слегка переработанная и с добавлением недостающих книг, является стандартной сирийской Библией традиции: Сирийской Православной Церкви , Сирийской Католической Церкви , Ассирийской Церкви Востока , Древней Церкви Востока , Халдейская католическая церковь , марониты , Маланкарская православная сирийская церковь , Сиро-Малабарская католическая церковь и Сиро-Маланкарская католическая церковь .

Ветхий Завет Пешитты был переведен с еврейского языка , хотя дата и обстоятельства этого не совсем ясны. Переводчиками могли быть евреи, говорящие на сирийском языке, или первые евреи, принявшие христианство. Перевод мог быть сделан отдельно для разных текстов, и вся работа, вероятно, была завершена ко второму веку. Большинство второканонических книг Ветхого Завета написаны на сирийском языке, и считается, что « Премудрость Сираха» была переведена с еврейского языка , а не из Септуагинты . [57]

Новый Завет Пешитты, который изначально исключал некоторые спорные книги ( Второе послание Петра , Второе послание Иоанна , Третье послание Иоанна , Послание Иуды , Книга Откровения ), стал стандартом к началу V века.

Иконография

[ редактировать ]

В XIX веке часто говорили, что Церковь Востока выступает против любых религиозных изображений. Культ образа никогда не был так силен в сирийских церквях, как в византийской церкви , но он действительно присутствовал в традиции Церкви Востока. [58] Противодействие религиозным изображениям в конечном итоге стало нормой из-за распространения ислама в регионе, который запрещал любые изображения святых и библейских пророков . [59] Таким образом, Церковь была вынуждена избавиться от икон. [59] [60]

Имеются как литературные, так и археологические свидетельства наличия изображений в церкви. В письме из Самарканда в 1248 году армянский чиновник сообщает , что посетил местную церковь и увидел изображение Христа и волхвов. Иоанн Кора ( Джованни ди Кори ), латинский епископ Султании в Персии, в письме около 1330 года о восточных сирийцах в Ханбалыке говорит, что у них были «очень красивые и стройные церкви с крестами и изображениями в честь Бога и святых». [58] Помимо упоминаний, картина с изображением христианской фигуры, обнаруженная Аурелом Штайном в библиотечной пещере пещер Могао в 1908 году, вероятно, представляет собой изображение Иисуса Христа. [61]

Иллюстрированное несторианское Пешитта Евангелие XIII века, написанное в Эстрангеле из северной Месопотамии или Тур Абдине и находящееся в настоящее время в Государственной библиотеке Берлина , доказывает, что в XIII веке Церковь Востока еще не была аниконической . [62] Несторианский Евангелион, хранящийся в Национальной библиотеке Франции, содержит иллюстрацию, изображающую Иисуса Христа в круге креста с кольцами, окруженного четырьмя ангелами. [63] Три сирийских рукописи начала XIX века или раньше (они были опубликованы в сборнике «Книга защиты» Германа Голланца в 1912 году) содержат некоторые иллюстрации, не имеющие большой художественной ценности, которые показывают, что использование изображений продолжалось.

Мужская лепная фигура в натуральную величину, обнаруженная в церкви конца VI века в Селевкии-Ктесифоне , под которой были найдены остатки более ранней церкви, также показывает, что Церковь Востока использовала образные изображения. [62]

Ранняя история

[ редактировать ]

Хотя восточно-сирийская христианская община ведет свою историю с I века нашей эры, Церковь Востока впервые добилась официального государственного признания со стороны Сасанидской империи в IV веке с восшествием Йездигерда I на престол (годы правления 399–420 гг.). Сасанидская империя . Политика Сасанидской империи, поощрявшая синкретические формы христианства, оказала большое влияние на Церковь Востока. [65]

Ранняя Церковь имела ветви, черпавшие вдохновение из неоплатонизма. [66] [67] другие ближневосточные религии [68] [65] как иудаизм , [69] и другие формы христианства. [65]

В 410 году Синод Селевкии-Ктесифона , проходивший в столице Сасанидов, разрешил ведущим епископам церкви избрать формального католикоса (лидера). Католикос Исаак должен был одновременно возглавить ассирийскую христианскую общину и отвечать от ее имени перед сасанидским императором . [70] [71]

Под давлением Сасанидского императора Церковь Востока стремилась все больше дистанцироваться от Пентархии (в то время известной как церковь Восточной Римской империи ). Поэтому в 424 году епископы Сасанидской империи собрались на совет под руководством католикоса Дадишо (421–456) и решили, что впредь они не будут передавать дисциплинарные или богословские проблемы какой-либо внешней власти, и особенно ни одному епископу. или церковный совет в Римской империи . [72]

Таким образом, месопотамские церкви не посылали своих представителей на различные церковные советы, на которых присутствовали представители « западной церкви ». Соответственно, лидеры Церкви Востока не чувствовали себя связанными никакими решениями того, что стало называться Римскими имперскими советами. Несмотря на это, Символ веры и Правила Первого Никейского собора 325 года, утверждавшие полную божественность Христа, были формально приняты на Селевкийско-Ктесифонском соборе 410 года. [73] Понимание церковью термина ипостась отличается от определения этого термина, предложенного на Халкидонском соборе 451 года. По этой причине Ассирийская Церковь никогда не одобряла халкидонское определение . [73]

Богословские споры, последовавшие за Эфесским собором в 431 году, стали поворотным моментом в истории христианской церкви. Собор осудил как еретическую христологию Нестория , нежелание которого присвоить Деве Марии титул Богородицы «Богоносица, Богородица» было воспринято как свидетельство того, что он верил в присутствие двух отдельных личностей (в отличие от двух единых естеств). внутри Христа.

Сасанидский император, враждебно настроенный по отношению к византийцам, увидел возможность обеспечить лояльность своих христианских подданных и оказал поддержку несторианскому расколу . Император предпринял шаги, чтобы укрепить главенство несторианской партии в Ассирийской церкви Востока, предоставив ее членам свою защиту. [74] и казнил проримского католикоса в 484 году, заменив его несторианским епископом Нисибиса Барсаумой . Бабоваи Католикос-Патриарх Бабай (497–503) подтвердил связь Ассирийской церкви с несторианством.

Парфянский и Сасанидский периоды

[ редактировать ]
Церковь Святой Марии : древняя ассирийская церковь, расположенная в городе Урмия , провинция Западный Азербайджан , Иран .

Христиане уже формировали общины в Месопотамии еще в I веке во времена Парфянской империи . В 266 году эта территория была аннексирована Сасанидской империей (став провинцией Асористан существовали значительные христианские общины ), а в Верхней Месопотамии , Эламе и Фарсе . [75] Церковь Востока ведет свое начало в конечном счете от евангелической деятельности Фаддея Эдесского , Мари и апостола Фомы . Руководство и структура оставались дезорганизованными до 315 года, когда Папа бар Аггей (310–329), епископ Селевкии - Ктесифона , установил примат своего престола над другими месопотамскими и персидскими епископствами, которые были сгруппированы вместе под католикатом Селевкии-Ктесифона; Папа принял титул католикоса , или вселенского лидера. [76] Эта должность получила дополнительный титул в 410 году, став Католикосом и Патриархом Востока . [77] [78]

Эти раннехристианские общины в Месопотамии, Эламе и Фарсе были усилены в IV и V веках крупномасштабными депортациями христиан из восточной Римской империи . [79] Однако Персидская церковь столкнулась с несколькими жестокими гонениями, особенно во время правления Шапура II (339–3379 гг.), Со стороны зороастрийского большинства, обвинявшего ее в склонности к Риму. [80] Шапур II попытался разрушить структуру католиката и казнить некоторых священнослужителей, в том числе католика Симеона бар Саббаэ (341 г.), [81] Шахдост (342 г.) и Барбашмин (346 г.). [82] После этого должность католикоса оставалась вакантной почти 20 лет (346–363). [83] В 363 году по условиям мирного договора Нисибис был отдан персам, в результате чего Ефрем Сирин в сопровождении ряда учителей покинул Школу Нисибиса и отправился в Эдессу , все еще находившуюся на римской территории. [84] Церковь значительно выросла в сасанидский период. [36] но давление преследований побудило католикоса Дадишо I в 424 году созвать Совет Маркабты арабов и объявить католикос независимым от «западных отцов». [85]

Ассирийская церковь Мар Тома недалеко от Урмии , Иран .

Между тем, в Римской империи несторианский раскол вынудил многих сторонников Нестория переехать в Сасанидскую империю, в основном вокруг теологической школы Нисибиса . Персидская церковь все чаще присоединялась к диофизитам, и эта мера поощрялась зороастрийским правящим классом. В течение следующих десятилетий церковь становилась все более диофитской в ​​​​доктрине, что еще больше усилило разрыв между римским и персидским христианством. В 484 году митрополит Нисибисский Варсаума созвал Синод Бет-Лапат , на котором публично признал наставника Нестория Феодора Мопсуестийского духовным авторитетом. [44] В 489 году, когда школа Эдессы в Месопотамии была закрыта византийским императором Зеноном из-за ее несторианского учения, школа переехала в свой первоначальный дом Нисибис, снова став школой Нисибиса , что привело к волне несторианской иммиграции в Сасанидскую империю. [86] [87] Патриарх Востока Мар Бабай I (497–502) подтвердил и расширил уважение своих предшественников к Феодору, укрепив принятие церковью диофизитизма. [36]

Несторианская церковь Святого Иоанна Араба VI века в ассирийской деревне Герамон .

Теперь прочно обосновавшаяся в Персидской империи с центрами в Нисибисе, Ктесифоне и Гундешапуре , а также в нескольких столичных кафедрах , Церковь Востока начала расширяться за пределы Сасанидской империи. Однако на протяжении VI века церковь часто подвергалась внутренним раздорам и преследованиям со стороны зороастрийцев. Распри привели к расколу, который длился с 521 года примерно до 539 года, когда проблемы были решены. Однако сразу после этого византийско-персидский конфликт привел к возобновлению гонений на церковь со стороны сасанидского императора Хосрова I ; это закончилось в 545 году. Церковь пережила эти испытания под руководством патриарха Абы I , принявшего христианство из зороастризма . [36]

К концу V и середине VI века территория, занимаемая Церковью Востока, включала «все страны к востоку и непосредственно к западу от Евфрата», включая Сасанидскую империю, Аравийский полуостров. с незначительным присутствием на Африканском Роге , Сокотре , Месопотамии , Мидии , Бактрии , Гиркании и Индии ; и, возможно, также в места под названием Каллиана, Мале и Сиеледива (Цейлон). [88] Ниже Патриарха в иерархии стояло девять митрополитов , а духовенство записывалось у гуннов , в Персармении , Мидии и на острове Диоскорида в Индийском океане . [89]

Церковь Востока также процветала в королевстве Лахмидов до исламского завоевания, особенно после того, как правитель ан-Нуман III ибн аль-Мундхир официально обратился в христианство в ок. 592.

Исламское правление

[ редактировать ]
Церковные провинции Церкви Востока в 10 веке.
Фреска 9-го века с изображением священнослужителя Церкви Востока из дворца аль-Мухтара в Самарре , Ирак.

После того, как Сасанидская империя была завоевана арабами-мусульманами в 644 году, недавно созданный Халифат Рашидун назначил Церковь Востока официальной группой меньшинства зимми, возглавляемой Патриархом Востока. Как и все другие христианские и еврейские группы, получившие такой же статус, церковь была ограничена в пределах Халифата, но ей также была предоставлена ​​определенная степень защиты. Чтобы противостоять растущей конкуренции со стороны мусульманских судов, патриархи и епископы Церкви Востока разработали каноническое право и адаптировали процедуры, используемые в епископских судах. [90] Несторианцам не разрешалось обращать в свою веру или пытаться обратить мусульман в свою веру, но в остальном их миссионерам была предоставлена ​​свобода действий, и они активизировали миссионерскую деятельность за рубежом. Миссионеры основали епархии в Индии ( христиане Святого Фомы ). Они добились некоторых успехов в Египте , несмотря на сильное присутствие там монофизитов , и вошли в Среднюю Азию , где добились значительных успехов в обращении местных татар . Несторианские миссионеры прочно обосновались в Китае в начале правления династии Тан (618–907); Китайский источник, известный как стела, описывает миссию под руководством прозелита по имени Алопен , которая принесла несторианское христианство в Китай в 635 году Несторианская . Река Оксус . [91]

Патриарх Тимофей I (780–823), современник халифа Харуна ар-Рашида , проявлял особенно живой интерес к миссионерской экспансии Церкви Востока. Известно, что он рукоположил митрополитов для Дамаска, для Армении , для Дайлама и Гилана в Азербайджане, для Раи в Табаристане, для Сарбаза в Сегестане, для тюрков Средней Азии, для Китая и, возможно, также для Тибета . Он также отделил Индию от столичной провинции Фарс и сделал ее отдельной столичной провинцией, известной как Индия . [92] К 10 веку Церковь Востока имела ряд епархий, простирающихся от территорий Халифата до Индии и Китая. [36]

Христиане-несторианцы внесли существенный вклад в развитие исламских халифатов Омейядов и Аббасидов , особенно в переводе работ древнегреческих философов на сирийский и арабский языки . [93] [94] Несториане внесли свой вклад в философию , науку (такие как Хунайн ибн Исхак , Куста ибн Лука , Масавайи , патриарх Евтихий , Джабриль ибн Бухтишу ) и богословие (такие как Татиан , Бар Дайсан , Бабай Великий , Несторий , Тома бар Якуб ). Личными врачами халифов Аббасидов часто были ассирийские христиане, такие как давняя династия Бухтишу . [95] [96]

Расширение

[ редактировать ]
Церковь Востока в наибольшем размахе в средние века.

После раскола с западным миром и синтеза с несторианством Церковь Востока быстро расширялась благодаря миссионерской деятельности в средневековый период. [97] В период между 500 и 1400 годами географический горизонт Церкви Востока простирался далеко за пределы ее центра — современного северного Ирака , северо-восточной Сирии и юго-восточной Турции . Общины возникли по всей Центральной Азии , а миссионеры из Ассирии и Месопотамии распространили христианскую веру до Китая , причем основным показателем их миссионерской деятельности стала несторианская стела , христианская табличка с написанием на китайском языке, найденная в Китае и датируемая 781 годом нашей эры. Однако самым важным обращением были христиане святого Фомы с Малабарского побережья в Индии , которые единственные избежали разрушения церкви Тимуром в конце 14-го века и большинство из которых сегодня составляют самую большую группу, которая сейчас использовать литургию Церкви Востока , насчитывающей около 4 миллионов последователей на своей родине, несмотря на переход в 17-м веке в Западно-сирийский обряд Сирийской Православной Церкви . [98] Традиционно считалось, что христиане Святого Фомы были обращены святым Фомой и находились в общении с Церковью Востока до конца средневекового периода. [99]

Христианский «король Коломбо» ( Коллам в Индии, флаги: , идентифицированный как христианин из-за присутствия там ранних христиан) [100] в современном Каталонском Атласе 1375 года. [101] [102] Подпись над королем Коллама гласит: Здесь правит король Коломбо, христианин. [103] Черные флаги ( ) на побережье принадлежат Делийскому султанату .

Христианская община Святого Фомы в Керале , Индия, которая, согласно традиции, ведет свое происхождение от евангелизационной деятельности апостола Фомы , имела давние связи с Церковью Востока. Самое раннее известное организованное христианское присутствие в Керале датируется 295/300 годом, когда христианские поселенцы и миссионеры из Персии во главе с епископом Басры Давидом поселились в этом регионе. [104] Христиане Святого Фомы традиционно приписывают дальнейшему расширению своей общины миссию Фомы Канского , несторианина с Ближнего Востока. [105] По крайней мере, с начала IV века Патриарх Церкви Востока обеспечивал христиан Святого Фомы духовенством, священными текстами и церковной инфраструктурой. А около 650 г. патриарх Исояхб III укрепил юрисдикцию церкви в Индии. [106] В VIII веке Патриарх Тимофей I организовал общину как Духовную провинцию Индии , одну из внешних церковных провинций. После этого провинцию Индии возглавил митрополит епископ , присланный из Персии, который курировал различное количество епископов, а также местный архидиакон , который имел власть над духовенством, а также обладал большой светской властью. Столичная кафедра , вероятно, находилась в Кранганоре или (возможно, номинально) в Майлапуре , где располагалась Святыня Фомы. [105]

В XII веке индийское несторианство привлекло внимание Запада к фигуре пресвитера Иоанна , предположительно несторианского правителя Индии, который занимал должности как короля, так и священника. Географически удаленная Малабарская церковь пережила упадок несторианской иерархии в других местах, просуществовав до 16 века, когда португальцы прибыли в Индию. С установлением португальской власти в некоторых частях Индии духовенство этой империи, в частности члены Общества Иисуса (иезуиты), решило активно привести христиан святого Фомы в полное общение с Римом в рамках Латинской церкви и ее латинской литургической церкви. обряды . После Синода Диампера в 1599 году они поставили португальских епископов Падроадо над местными кафедрами и внесли литургические изменения в соответствии с латинской практикой, что привело к восстанию среди христиан Святого Фомы. [107] Большинство из них порвали с католической церковью и поклялись никогда не подчиняться португальцам в клятве Кунанского креста 1653 года. В 1661 году папа Александр VII в ответ отправил в страну делегацию кармелитов во главе с двумя итальянцами, одним фламандцем и одним немецким священником. примирить христиан Святого Фомы с католической верой. [108] У этих священников было два преимущества: они не были португальцами и не были иезуитами. [108] К следующему году 84 из 116 христианских церквей Святого Фомы вернулись, образовав Сирийскую католическую церковь (современная Сиро-Малабарская католическая церковь ). Остальные, ставшие известными как Маланкарская церковь , вскоре вошли в общение с Сирийской православной церковью . Маланкарская церковь также породила Сиро-Маланкарскую католическую церковь .

Шри-Ланка

[ редактировать ]

Говорят, что несторианское христианство процветало в Шри-Ланке под покровительством короля Датусены в V веке. Есть упоминания об участии персидских христиан в королевской семье Шри-Ланки в период Сигирии. Сообщается, что более семидесяти пяти кораблей с солдатами Мурунди из Мангалора прибыли в шриланкийский город Чилау, большинство из которых были христианами. Дочь короля Датусены была замужем за его племянником Мигарой, который, как говорят, также был христианином-несторианцем и командующим сингальской армией. Говорят, что Мага Брахман, христианский священник персидского происхождения, дал совет царю Датусене по поводу основания его дворца на скале Сигирия . [109]

Крест Анурадхапуры, обнаруженный в 1912 году, также считается показателем сильного присутствия несторианских христиан в Шри-Ланке между III и X веками в тогдашней столице Анурадхапура в Шри-Ланке. [109] [110] [111] [112]

Несторианская стела , созданная в 781 году, описывает появление несторианского христианства в Китае.

Христианство достигло Китая к 635 году, и его реликвии до сих пор можно увидеть в китайских городах, таких как Сиань . Несторианская стела , установленная 7 января 781 года в тогдашней столице Чанъань , приписывает введение христианства миссии персидского священнослужителя по имени Алопен в 635 году, во время правления императора Тан Тайцзуна во время династии Тан . [113] [114] Надпись на несторианской стеле, в формуле датировки которой упоминается патриарх Хнанишо II (773–80) , приводит имена нескольких выдающихся христиан Китая, в том числе митрополита Адама, епископа Йоханнана, «стран-епископов» Йездбузида и Саргиса и архидиаконов Гигоя. из Хумдана ( Чанъань ) и Гавриила из Сарага (Лоян). Также перечислены имена около семидесяти монахов. [115]

Несторианское христианство процветало в Китае примерно 200 лет, но затем столкнулось с преследованиями со стороны императора Тан Уцзуна (годы правления 840–846 гг.). Он подавил все иностранные религии, включая буддизм и христианство, что привело к резкому упадку церкви в Китае. Сирийский монах, посетивший Китай несколько десятилетий спустя, описал множество разрушенных церквей. Церковь исчезла из Китая в начале 10 века, что совпало с распадом династии Тан и волнениями последующих лет ( период Пяти династий и Десяти королевств ). [116]

Христианство в Китае пережило значительное возрождение во время созданной монголами династии Юань , основанной после того, как монголы завоевали Китай в 13 веке. Марко Поло в XIII веке и другие средневековые западные писатели описали множество несторианских общин, сохранившихся в Китае и Монголии; однако они явно не были такими активными, как во времена Тан.

Монголия и Центральная Азия

[ редактировать ]
Монгольские племена, принявшие сирийское христианство ок. 600 – 1400

Церковь Востока пережила заключительный период расширения под властью монголов . Несколько монгольских племен уже были обращены несторианскими миссионерами в VII веке, и поэтому христианство оказало большое влияние на Монгольскую империю . [117] Чингисхан был шаманистом, но его сыновья взяли жен-христианок из могущественного рода Кераит , как и их сыновья, в свою очередь. Во время правления внука Чингиса, Великого хана Мункэ , несторианское христианство было основным религиозным влиянием в Империи, и это также распространилось на контролируемый монголами Китай во времена династии Юань . Именно в этот момент, в конце 13 века, Церковь Востока достигла своего наибольшего географического распространения. Но мощь монголов уже пошла на убыль, когда Империя погрузилась в гражданскую войну; и это достигло поворотного момента в 1295 году, когда Газан , монгольский правитель Ильханства , официально принял ислам, взяв трон.

Иерусалим и Кипр

[ редактировать ]
Несторианская церковь (1350 г.) в Фамагусте , Кипр .

Раббан Бар Саума первоначально задумал свое путешествие на Запад как паломничество в Иерусалим , поэтому вполне возможно, что около 1300 года в городе присутствовало несторианство. , безусловно, присутствовало заметное присутствие несториан . у Гроба Господня , в период с 1348 по 1575 годы Как показывают современные францисканские отчеты [118] В Фамагусте на Кипре незадолго до 1300 года была основана несторианская община, и церковь для них была построена ок. 1339 . [119] [120]

Отклонить

[ редактировать ]

За ростом последовал спад. В 1000 году было 68 городов, в которых проживали епископы Церкви Востока; в 1238 г. их было всего 24, а после смерти Тимура в 1405 г. - только семь. Результатом примерно 20 лет правления Оляйту , правителя Ильханства с 1304 по 1316 год, и, в меньшей степени, его предшественника, стало дальнейшее сокращение общего числа епархий и приходов. [121]

Когда Тимур , тюрко-монгольский лидер империи Тимуридов , известный также как Тамерлан, пришел к власти в 1370 году, он намеревался очистить свои владения от немусульман. Он уничтожил христианство в Центральной Азии. [122] Церковь Востока «жила только в горах Курдистана и в Индии ». [123] Таким образом, за исключением христиан Святого Фомы на Малабарском побережье , Церковь Востока была ограничена территорией внутри и вокруг грубого треугольника, образованного Мосулом и озерами Ван и Урмия , включая Амид (современный Диярбакыр ), Мердин (современный Мардин ). и Эдесса на западе, Салмас на востоке, Хаккари и Харран на севере, а также Мосул , Киркук и Арбела (современный Эрбиль ) на юге — регион, включающий на современных картах север Ирака , юго-восток Турции , северо-восток Сирии и северо-западная окраина Ирана . Небольшие несторианские общины располагались дальше на запад, особенно в Иерусалиме и на Кипре , но малабарские христиане Индии представляли собой единственный значительный остаток некогда процветающих внешних провинций Церкви Востока. [124] Полное исчезновение несторианских епархий в Центральной Азии, вероятно, произошло в результате сочетания преследований, болезней и изоляции: «то, что пережило монголов, не пережило Черную смерть четырнадцатого века». [122] Во многих частях Центральной Азии христианство вымерло за десятилетия до походов Тимура. Сохранившиеся свидетельства из Средней Азии, в том числе большое количество датированных могил, указывают на то, что кризис Церкви Востока произошел в 1340-х, а не в 1390-х годах. Некоторые современные наблюдатели, в том числе папский посланник Джованни де Мариньолли , упоминают убийство латинского епископа в 1339 или 1340 году мусульманской толпой в Алмалыке , главном городе Тангута , и насильственное обращение христиан города в ислам. Надгробия на двух восточно-сирийских кладбищах в Монголии датируются 1342 годом, некоторые из них посвящены смерти во время вспышки чумы в 1338 году. В Китае последние упоминания о несторианских и латинских христианах датируются 1350-ми годами, незадолго до замены в 1368 году монгольских Династия Юань с ксенофобской династией Мин и, как следствие, добровольная изоляция Китая от иностранного влияния, включая христианство. [125]

С середины XVI века и на протяжении последующих двух столетий Церковь Востока переживала ряд внутренних расколов . Некоторые из этих расколов были вызваны отдельными людьми или группами, которые решили принять унию с католической церковью . Другие расколы были спровоцированы соперничеством между различными фракциями внутри Церкви Востока. Отсутствие внутреннего единства и частая смена пристрастий привели к созданию и продолжению отдельных патриархальных линий. Несмотря на множество внутренних проблем и внешних трудностей (политическое притеснение со стороны османских властей и частые преследования со стороны местных нехристиан), традиционные ветви Церкви Востока сумели пережить этот бурный период и в конечном итоге консолидироваться в XIX веке в форма Ассирийской церкви Востока . В то же время, после многих подобных трудностей, группы, объединившиеся с Католической Церковью, окончательно объединились в Халдейскую Католическую Церковь.

Раскол 1552 г.

[ редактировать ]

Примерно в середине пятнадцатого века патриарх Сим на IV Басиди сделал патриаршую преемственность наследственной - обычно от дяди к племяннику. Эта практика, которая привела к нехватке подходящих наследников, в конечном итоге привела к расколу в Церкви Востока, создав временное католическое ответвление, известное как линия Шимун. [126] Патриарх Шем (1539–1558) вызвал большие волнения в начале своего правления , на VII Ишо яхбе предположительно потому назначив своим преемником своего двенадцатилетнего племянника Хнанишо , , что не было старших родственников. [127] Несколько лет спустя, вероятно, потому, что Хнанишо тем временем умер, он назначил преемником своего пятнадцатилетнего брата Элию, будущего Патриарха Элию VI (1558–1591). [55] Эти назначения в сочетании с другими обвинениями в неподобающем поведении вызвали недовольство во всей церкви, и к 1552 году Шем на VII Ишо -яхбе стал настолько непопулярным, что группа епископов, в основном из округов Амид , Сирт и Салмас в северной Месопотамии, предпочла новый патриарх. Они избрали монаха по имени Йоханнан Сулака , бывшего настоятеля монастыря Раббан Хормизд недалеко от Алькоша , который был резиденцией действующих патриархов; [128] однако ни один епископ митрополичьего ранга не смог его посвятить, как того требовало канон. Францисканские миссионеры уже действовали среди несториан. [129] и, используя их в качестве посредников, [130] Сторонники Сулаки стремились узаконить свою позицию, добиваясь посвящения своего кандидата Папой Юлием III (1550–1555 гг.). [131] [55]

Сулака отправился в Рим, прибыв туда 18 ноября 1552 года, и представил письмо, составленное его сторонниками в Мосуле , в котором излагались его претензии и просили Папу посвятить его в сан Патриарха. 15 февраля 1553 года он дважды пересматривал исповедание веры, которое было признано удовлетворительным, и буллой Divina Disponte Clementia от 20 февраля 1553 года был назначен «Патриархом Мосула в Восточной Сирии». [132] или «Патриарх Халдейской церкви Мосула» ( Chaldaeorum ecclesiae Musal Patriarcha ). [133] Он был рукоположен в епископа в соборе Святого Петра 9 апреля. 28 апреля Папа Юлий III вручил ему паллий, дающий патриархальный сан, подтвержденный буллой Cum Nos Nuper . Эти события, в результате которых Рим заставили поверить, что Шем на VII Ишо - яхбе мертв, создали внутри Церкви Востока прочный раскол между линией Элия патриархов в Алкоше и новой линией, берущей начало из Сулаки. Последнее на протяжении полувека признавалось Римом находящимся в общении, но оно вернулось как к наследственной преемственности, так и к несторианству и продолжилось у патриархов Ассирийской церкви Востока . [131] [134]

Сулака покинул Рим в начале июля и в Константинополе подал заявление о гражданском признании. После возвращения в Месопотамию он получил от османских властей в декабре 1553 г. признание главой «халдейского народа по примеру всех патриархов». В следующем году, во время пятимесячного пребывания в Амиде ( Диярбакыре ), он рукоположил двух митрополитов и трёх других епископов. [130] (для Газарты , Хесны д'Кифы , Амида , Мардина и Серта ). Со своей стороны, Шем на VII Ишо Яхбе из линии Алкош посвятил в митрополиты еще двух несовершеннолетних членов своей патриархальной семьи ( Нисибиса и Газарты ). сторону губернатора Амадии Он также склонил на свою , который пригласил Сулаку в Амадию , заключил его в тюрьму на четыре месяца и казнил в январе 1555 года. [128] [134]

Линии Элия и Шимун

[ редактировать ]

Эта новая католическая линия, основанная Сулакой, сохранила свое место в Амиде и известна как линия «Шимун». Уилмшерст предполагает, что принятие ими имени Шимун (в честь Симона Петра ) должно было указать на легитимность их католической линии. [135] Преемник Сулаки Абдишо IV Марон (1555–1570) посетил Рим, и его патриарший титул был подтвержден Папой в 1562 году. [136] В какой-то момент он переехал в Серт .

Патриарх линии Элии Шемон VII Ишояхб (1539–1558), который проживал в монастыре Раббан Хормизд недалеко от Алькоша , продолжал активно выступать против союза с Римом, и ему наследовал его племянник Элия (обозначаемый как Элия «VII» в старой историографии, [137] [138] но в недавних научных работах переименован в Элию «VI»). [139] [140] [141] Во время его патриаршего пребывания, с 1558 по 1591 год, Церковь Востока сохранила свою традиционную христологию и полную церковную независимость. [142]

Следующим патриархом Шимуна, вероятно, был Яхбаллаха IV , который был избран в 1577 или 1578 году и умер в течение двух лет, прежде чем искать или получать подтверждение из Рима. [135] По словам Тиссерана, проблемы, созданные «несторианскими» традиционалистами и властями Османской империи, помешали досрочным выборам преемника Абдишо. [143] Дэвид Уилмшерст и Хелен Мюрр полагают, что в период между 1570 годом и патриархальными выборами Яхбаллы на него или другого человека с таким же именем смотрели как на патриарха. [144] Преемник Яхбаллы Шимун IX Динха (1580–1600), переехавший из-под турецкого владычества в Салмас на озере Урмия в Персии, [145] был официально подтвержден Папой в 1584 году. [146] Есть теории, что он назначил своего племянника Шимуна X Элию (1600–1638), но другие утверждают, что его избрание не было связано с каким-либо таким назначением. своим преемником [144] Тем не менее, с тех пор и до 21 века в линии Симун использовалась наследственная система преемственности, отказ от которой был одной из причин создания этой линии.

Два несторианских патриарха

[ редактировать ]
Древний монастырь Раббан-Хормизд , бывшая резиденция Патриархов Церкви Востока.

Следующий патриарх Элии, Элия VII (VIII) (1591–1617), несколько раз вел переговоры с католической церковью в 1605, 1610 и 1615–1616 годах, но без окончательного решения. [147] Это, вероятно, встревожило Шимуна X, который в 1616 году отправил в Рим исповедание веры, которое Рим счел неудовлетворительным, а также еще одно в 1619 году, которое также не принесло ему официального признания. [147] Уилмшерст говорит, что именно этот патриарх Шимун вернулся к «старой вере» несторианства. [144] [148] что привело к изменению лояльности, в результате которой линия Элия получила контроль над низменностями, а над горами - линия Шимун. Дальнейшие переговоры между линией Элии и католической церковью были отменены во время патриаршего правления Элии VIII (IX) (1617–1660). [149]

Следующие два патриарха Шимуна, Шимун XI Эшуйоу (1638–1656) и Шимун XII Йоалаха (1656–1662), писали Папе в 1653 и 1658 годах, согласно Уилмсхерсту, в то время как Хелен Мюрре говорит только о 1648 и 1653 годах. Уилмшерст говорит, что Шимун XI был отправлен мантию , хотя Хелин Мюрре утверждает, что ни один из них не получил официального признания. В письме предполагается, что один из двоих был отстранен от должности (предположительно несторианскими традиционалистами) за прокатолические взгляды: Шимун XI, согласно Хелен Мюрре, вероятно, Шимун XII, согласно Уилмшерсту. [150] [144]

Элия ​​IX (X) (1660–1700) был «энергичным защитником традиционной [несторианской] веры», [150] и одновременно следующий патриарх Шимун, Шимун XIII Динкха (1662–1700), окончательно порвал с католической церковью. В 1670 году он дал традиционалистский ответ на подход, исходивший из Рима, и к 1672 году все связи с Папой были прерваны. [151] [152] Тогда существовало две традиционалистские патриархальные линии: старшая линия Элия в Алкоше и младшая линия Шимуна в Кочанисе . [153]

Линия иосифлян

[ редактировать ]

Поскольку линия Шимун «постепенно вернулась к традиционному поклонению Церкви Востока, тем самым потеряв преданность западных регионов», [154] он переместился с территории, контролируемой Турцией, в Урмию в Персии . Епископство Амид ( Диярбакыр ), первоначальная штаб-квартира Шимун Сулака, перешло в подчинение Патриарха Алкоша. В 1667 или 1668 году епископ этой кафедры принял католическую веру. В 1677 году он добился от турецких властей признания обладателя независимой власти в Амиде и Мардине , а в 1681 году был признан Римом «Патриархом халдейского народа, лишенного своего Патриарха» (Амидского патриархата). Таким образом была учреждена иосифлянская линия, третья линия патриархов и единственная католическая линия в то время. [155] Все преемники Иосифа I взяли имя «Иосиф». Жизнь этого Патриархата была трудной: руководство постоянно раздражалось традиционалистами, а община боролась с налоговым бременем, наложенным османскими властями.

В 1771 году Элия XI (XII) и назначенный им преемник (будущий Элия XII (XIII) Ишо Яхб ) исповедовали веру, которая была принята Римом, установив таким образом общение. К тому времени католическая позиция была повсеместно принята в районе Мосула . Когда Элия XI (XII) умер в 1778 году, Элия XII (XIII) вновь исповедовал католическую веру и был признан Римом Патриархом Мосула, но в мае 1779 года отказался от этой профессии в пользу традиционной веры. Его младший двоюродный брат Йоханнан Хормизд был избран на местное место вместо него в 1780 году, но по разным причинам был признан Римом только как митрополит Мосула и администратор католиков партии Алкош, имеющий полномочия Патриарха, но не титул или знаки отличия. Когда Иосиф IV из Амидского патриархата подал в отставку в 1780 году, Рим также сделал его племянника Августина Хинди , которого он хотел сделать своим преемником, не патриархом, а администратором. В течение следующих 47 лет никто не носил титул халдейского католического патриарха.

Уплотнение патриархальных линий

[ редактировать ]

Когда Элия XII (XIII) умер в 1804 году, вместе с ним умерла несторианская ветвь линии Элия. [156] [141] Поскольку Хормизд склонил большинство его подданных к союзу с Римом, они не избрали нового патриарха-традиционалиста. В 1830 году Хормизд был наконец признан халдейским католическим патриархом Вавилона , что стало последним остатком наследственной системы внутри Халдейской католической церкви.

Это также положило конец соперничеству между старшей линией Элия и младшей линией Шимуна, поскольку Шимун XVI Йоханнан (1780–1820) стал единственным предстоятелем традиционалистской Церкви Востока, «законным преемником первоначально униатского патриархата [Шимун ] линия". [157] [158] В 1976 году она приняла название Ассирийская Церковь Востока . [159] [15] [160] и его патриархат оставался наследственным до смерти в 1975 году Шимуна XXI Эшая .

Соответственно, Иоахим Якоб отмечает, что первоначальный Патриархат Церкви Востока (линия Элия) вступил в союз с Римом и продолжает существовать по сей день в форме Халдейской [Католической] Церкви, [161] в то время как первоначальный Патриархат Халдейской Католической Церкви (линия Шимуна) продолжается и сегодня в Ассирийской Церкви Востока.

См. также

[ редактировать ]

Пояснительные примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Традиционная западная историография Церкви датирует ее основание Эфесским собором 431 года и последовавшим за ним « несторианским расколом ». Однако Церковь Востока уже существовала как отдельная организация в 431 году, и имя Нестория не упоминается ни в одном из актов церковных синодов вплоть до VII века. [7] Христианские общины, изолированные от церкви в Римской империи, вероятно, существовали в Персии уже со II века. [8] Независимая церковная иерархия Церкви сложилась на протяжении IV века. [9] и она обрела свою полную институциональную идентичность с учреждением в качестве официально признанной христианской церкви в Персии шахом Йездигердом I в 410 году. [10]
  2. ^ Ярлык «Несторианство» популярен, но он вызывает споры, уничижительный и считается неправильным. См. раздел § «Описание как несторианство», чтобы узнать о проблеме названия и альтернативных обозначениях церкви.
  1. ^ Jump up to: а б с Уилкен, Роберт Луи (2013). «Сирийскоязычные христиане: Церковь Востока» . Первое тысячелетие: Глобальная история христианства . Нью-Хейвен и Лондон : Издательство Йельского университета . стр. 222–228. ISBN  978-0-300-11884-1 . JSTOR   j.ctt32bd7m.28 . LCCN   2012021755 . S2CID   160590164 .
  2. ^ Jump up to: а б Баум и Винклер 2003 , с. 2.
  3. ^ Стюарт 1928 , с. 15.
  4. ^ Вайн, Обри Р. (1937). Несторианские церкви . Лондон: Независимая пресса. п. 104.
  5. ^ Jump up to: а б Мейендорф 1989 , с. 287-289.
  6. ^ Бродхед, Эдвин К. (2010). Еврейские способы следовать за Иисусом: перерисовка религиозной карты древности . Тюбинген: Мор Зибек. п. 123. ИСБН  9783161503047 .
  7. ^ Брок 2006 , с. 8.
  8. ^ Брок 2006 , с. 11.
  9. ^ Ланге 2012 , стр. 477–9.
  10. ^ Пейн 2015 , с. 13.
  11. ^ Jump up to: а б Пол, Дж.; Паллат, П. (1996). Папа Иоанн Павел II и католическая церковь в Индии . Публикации Мар Тома Йогам. Центр индийских христианских археологических исследований. п. 5 . Проверено 17 июня 2022 г. Авторы используют разные названия для обозначения одной и той же Церкви: Церковь Селевкии-Ктесифона, Церковь Востока, Вавилонская Церковь, Ассирийская Церковь или Персидская Церковь.
  12. ^ Баум и Винклер 2003 , с. 3,4.
  13. ^ Восточно-христианские аналекты . Мост институт востоковедения. 1971. с. 2 . Проверено 17 июня 2022 г. Церковь Селевкии-Ктесифона называлась Восточно-Сирийской Церковью или Церковью Востока.
  14. ^ Фией 1994 , с. 97-107.
  15. ^ Jump up to: а б с Баум и Винклер 2003 , с. 4.
  16. ^ Баум и Винклер 2003 , с. 112-123.
  17. ^ Jump up to: а б Кертин, ДП (май 2021 г.). Совет Селевкии-Ктесифона: при Маре Исааке . Издательство Далкассян. ISBN  9781088234327 .
  18. ^ Прокопий, Войны , I.7.1–2.
    * Грейтрекс-Лью (2002), II, 62
  19. Иисус Навин Столпник, Хроники , XLIII.
    * Грейтрекс-Лью (2002), II, 62
  20. ^ Прокопий, Войны , I.9.24.
    * Грейтрекс-Лью (2002), II, 77
  21. ^ Jump up to: а б Брок 1996 , с. 23–35.
  22. ^ Брок 2006 , с. 1-14.
  23. ^ Джозеф 2000 , с. 42.
  24. ^ Вуд 2013 , с. 140.
  25. ^ Моффетт, Сэмюэл Х. (1992). История христианства в Азии. Том I: Начало 1500 года . ХарперКоллинз. п. 219.
  26. ^ Винклер, Дитмар (2009). Скрытые сокровища и межкультурные встречи: исследования восточно-сирийского христианства в Китае и Центральной Азии . ЛИТ Верлаг Мюнстер. ISBN  978-3-643-50045-8 .
  27. ^ Баум и Винклер 2003 , с. 84-89.
  28. ^ Восточно-католические церкви, 2017 г. Архивировано 24 октября 2018 г. в Wayback Machine. Получено в декабре 2010 г. Информация взята из Annuario Pontificio 2017 г. издания
  29. ^ «Святая Апостольская Католическая Ассирийская Церковь Востока — Всемирный Совет Церквей» . www.oikoumene.org . Январь 1948 года.
  30. ^ Рассам, Суха (2005). Христианство в Ираке: его истоки и развитие до наших дней . Издательская группа Гринвуд. п. 166. ИСБН  9780852446331 . Число верующих в начале двадцать первого века, принадлежащих к Ассирийской церкви Востока под руководством Мар-Динхи, оценивалось примерно в 385 000, а число верующих, принадлежавших к Древней церкви Востока под руководством Мар-Аддия, - в 50 000 человек. 70 000.
  31. ^ Баум и Винклер 2003 , с. 3, 30.
  32. ^ Jump up to: а б Брок, Себастьян П ; Кокли, Джеймс Ф. «Церковь Востока» . e-GEDSH: Энциклопедический словарь сирийского наследия Горгия . Проверено 27 июня 2022 г. Церковь Востока следует строго диофизитской («двухприродной») христологии Теодора Мопсуестийского, в результате чего ее богословские оппоненты ошибочно назвали ее «несторианской».
  33. ^ Уилмшерст 2000 .
  34. ^ Фольц 1999 , с. 63.
  35. ^ Seleznyov 2010 , p. 165–190.
  36. ^ Jump up to: а б с д и ж «Несторианство» . Британская энциклопедия . Проверено 28 января 2010 г.
  37. ^ "Несторий" . Британская энциклопедия . Проверено 11 ноября 2018 г.
  38. ^ Кун 2019 , с. 130.
  39. ^ Брок 1999 , с. 286−287.
  40. ^ Вуд 2013 , с. 136.
  41. ^ Алфеев, Иларион (24 марта 2016 г.). Духовный мир Исаака Сирина . Литургическая пресса. ISBN  978-0-87907-724-2 .
  42. ^ Брок 2006 , с. 174.
  43. ^ Мейендорф 1989 .
  44. ^ Jump up to: а б Баум и Винклер 2003 , с. 28-29.
  45. ^ Пейн 2009 , с. 398-399.
  46. ^ Бетьюн-Бейкер 1908 , с. 82-100.
  47. ^ Винклер 2003 .
  48. ^ Jump up to: а б с Уилмшерст 2000 , с. 4.
  49. ^ Брок 2006 , с. 14.
  50. ^ Йост Йонгерден, Джелле Верхей, Социальные отношения в Османском Диярбекире, 1870-1915 (BRILL 2012), стр. 21
  51. ^ Гертруда Лотиан Белл , Амурат Амурату (Хайнеманн, 1911), стр. 281
  52. ^ Усани, Габриэль (1901). «Современные халдеи и несториане и изучение сирийского языка среди них» . Журнал Американского восточного общества . 22:81 . дои : 10.2307/592420 . JSTOR   592420 .
  53. ^ Альбрехт Классен (редактор), Восток встречается с Западом в средние века и раннее Новое время (Вальтер де Грюйтер, 2013), стр. 704
  54. ^ Брок 1996 , с. 23-35.
  55. ^ Jump up to: а б с Уилмшерст 2000 , с. 21-22.
  56. ^ Фостер 1939 , с. 34.
  57. ^ Сирийские версии Библии Томаса Никола
  58. ^ Jump up to: а б Парри, Кен (1996). «Образы в Церкви Востока: свидетельства Центральной Азии и Китая» (PDF) . Бюллетень библиотеки Джона Райлендса . 78 (3): 143–162. дои : 10.7227/BJRL.78.3.11 . Проверено 23 июля 2018 г.
  59. ^ Jump up to: а б Баумер 2006 , с. 168.
  60. ^ «Тень Нестория» .
  61. ^ Кунг, Тянь Мин (1960). в ( династии Тан ( PDF) на китайском языке (Гонконг)). Христианство утверждает, что этот образ является образом Иисуса Кейте.
  62. ^ Jump up to: а б Баумер 2006 , с. 75, 94.
  63. ^ Дреге 1992 , с. 43, 187.
  64. ^ О'Дейли, британец (Йельский университет) (2021). «Израиль семирек» (PDF) . Китайско-платонические статьи : 10–12.
  65. ^ Jump up to: а б с Хьюстон, GW (1980). «Обзор несторианства во Внутренней Азии» . Центральноазиатский журнал . 24 (1/2). Висбаден, Германия: 60–68. ISSN   0008-9192 . JSTOR   41927279 .
  66. ^ Краусмюллер, Дирк (16 ноября 2015 г.). «Христианский платонизм и спор о загробной жизни: Иоанн Скифопольский и Максим Исповедник о бездействии бестелесной души» . Скриниум . 11 (1). Брилл : 246. doi : 10.1163/18177565-00111p21 . ISSN   1817-7530 . S2CID   170249994 .
  67. ^ Хури, Джордж (22 января 1997 г.). «Восточное христианство накануне ислама» . ЭВТН . Проверено 01 марта 2023 г.
  68. ^ Чуа, Эми (2007). День Империи: как сверхдержавы достигают глобального доминирования и почему они падают (1-е изд.). Нью-Йорк : Даблдэй . п. 71. ИСБН  978-0-385-51284-8 . OCLC   123079516 .
  69. ^ Раухорст, Джерард (март 1997 г.). «Еврейские литургические традиции в раннем сирийском христианстве» . Вигилии Христиане . 51 (1): 72–93. дои : 10.2307/1584359 . ISSN   0042-6032 . JSTOR   1584359 – через JSTOR.
  70. ^ Фий, Жан Морис (1970). Вехи истории Церкви в Ираке . Левен: Секретариат CSCO.
  71. ^ Шомон 1988 .
  72. ^ Хилл 1988 , с. 105.
  73. ^ Jump up to: а б Кросс и Ливингстон 2005 , с. 354.
  74. ^ Аутербридж 1952 .
  75. ^ Баум и Винклер 2003 , с. 1.
  76. ^ Илария Рамелли , «Папа бар Аггай», в Энциклопедии древнего христианства , 2-е изд., 3 тома, изд. Анджело Ди Берардино (Даунерс-Гроув, Иллинойс: InterVarsity Press, 2014), 3:47.
  77. ^ Фией 1967 , с. 3–22.
  78. ^ Роберсон 1999 , с. 15.
  79. ^ Даниэль и Махди 2006 , с. 61.
  80. ^ Фостер 1939 , с. 26-27.
  81. ^ Берджесс и Мерсье 1999 , с. 9-66.
  82. ^ Дональд Аттуотер и Кэтрин Рэйчел Джон, Словарь святых Пингвина , 3-е изд. (Нью-Йорк: Penguin Books, 1993), 116, 245.
  83. ^ Таджадод 1993 , с. 110–133.
  84. ^ Лаборт 1909 .
  85. ^ Джуги 1935 , стр. 5–25.
  86. ^ Рейнинк 1995 , с. 77-89.
  87. ^ Брок 2006 , с. 73.
  88. ^ Стюарт 1928 , с. 13-14.
  89. ^ Стюарт 1928 , с. 14.
  90. ^ Тилье, Матье (08 ноября 2019 г.), «Глава 5. Справедливость немусульман на исламском Ближнем Востоке» , Изобретение кади: справедливость мусульман, евреев и христиан в первые века ислама , Историческая библиотека стран ислама, Париж: Éditions de la Sorbonne, стр. 455–533, ISBN  979-10-351-0102-2
  91. ^ Фостер 1939 , с. 33.
  92. ^ Фией 1993 , с. 47 (Армения), 72 (Дамаск), 74 (Дайлам и Гилян), 94–6 (Индия), 105 (Китай), 124 (Рай), 128–9 (Сарбаз), 128 (Самарканд и Бет Туркае), 139 (Тибет).
  93. ^ Хилл 1993 , с. 4-5, 12.
  94. ^ Браг, Реми (2009). Легенда средневековья: философские исследования средневекового христианства, иудаизма и ислама . Издательство Чикагского университета. п. 164. ИСБН  9780226070803 . Среди переводчиков девятого века также не было мусульман. Почти все они были христианами различных восточных конфессий: якобиты, мельхиты и, прежде всего, несториане.
  95. ^ Реми Браг, Вклад ассирийцев в исламскую цивилизацию. Архивировано 27 сентября 2013 г. в Wayback Machine.
  96. ^ Британика, несторианин
  97. ^ Джарретт, Джонатан (24 июня 2019 г.). «Когда несторианин не несторианин? Чаще всего именно тогда» . Уголок Европы десятого века . Проверено 01 марта 2023 г.
  98. ^ Рональд Г. Роберсон, «Сиро-Малабарская католическая церковь»
  99. ^ «СЕТЬ NSC - Ранние упоминания об апостольстве Святого Фомы в Индии, записи об индийской традиции, христианах Святого Фомы и заявления индийских государственных деятелей» . Насрани.нет. 16 февраля 2007 г. Архивировано из оригинала 3 апреля 2010 года . Проверено 31 марта 2010 г.
  100. ^ Лищак, Владимир (2017). «Mapa mondi (Каталонский атлас 1375 года), картографическая школа Майорки и Азия XIV века» (PDF) . Международная картографическая ассоциация . 1 :4–5. Бибкод : 2018PrICA...1...69L . doi : 10.5194/ica-proc-1-69-2018 .
  101. ^ Массинг, Жан Мишель; Альбукерке, Луис де; Браун, Джонатан; Гонсалес, Джей Джей Мартин (1 января 1991 г.). Около 1492 года: Искусство в эпоху открытий . Издательство Йельского университета. ISBN  978-0-300-05167-4 .
  102. ^ Картография между христианской Европой и арабо-исламским миром, 1100-1500: различные традиции . БРИЛЛ. 17 июня 2021 г. с. 176. ИСБН  978-90-04-44603-8 .
  103. ^ Лищак, Владимир (2017). «Mapa mondi (Каталонский атлас 1375 года), картографическая школа Майорки и Азия XIV века» (PDF) . Международная картографическая ассоциация . 1 : 5. Бибкод : 2018PrICA...1...69L . doi : 10.5194/ica-proc-1-69-2018 .
  104. ^ Фрикенберг 2008 , стр. 102–107, 115.
  105. ^ Jump up to: а б Баум и Винклер 2003 , с. 52.
  106. ^ Баум и Винклер 2003 , с. 53.
  107. ^ «Синод Диампера» . britannica.com . Британская энциклопедия . Проверено 11 июля 2022 г. Местный патриарх, представлявший Ассирийскую церковь Востока, к которой древние христиане в Индии стремились получить церковную власть, был затем отстранен от юрисдикции в Индии и заменен португальским епископом; восточно-сирийская литургия Аддаи и Мари была «очищена от ошибок»; и латинские облачения, ритуалы и обычаи были введены, чтобы заменить древние традиции.
  108. ^ Jump up to: а б Нил, Стивен (1984). История христианства в Индии: от начала до 1707 года нашей эры . Издательство Кембриджского университета. п. 322. ИСБН  0521243513 . Тогда папа решил бросить в бассейн еще один камень. Очевидно, по предложению некоторых каттанаров он отправил в Индию четырех босых кармелитов - двух итальянцев, одного фламандца и одного немца. У этих отцов было два преимущества: они не были португальцами и не были иезуитами. Главе миссии был присвоен титул апостольского комиссара, и на него была возложена особая обязанность по восстановлению мира в Серре.
  109. ^ Jump up to: а б Пинто, Леонард (14 июля 2015 г.). Быть христианином в Шри-Ланке: исторические, политические, социальные и религиозные соображения . Издательство Бальбоа. стр. 55–57. ISBN  978-1452528632 .
  110. ^ «Митрополит Мар Апрем посещает древний крест Анурадхапуры в рамках официальной поездки в Шри-Ланку» . Новости Ассирийской церкви. Архивировано из оригинала 26 февраля 2015 г. Проверено 6 августа 2013 г.
  111. ^ Виракун, Раджита (26 июня 2011 г.). «Существовало ли христианство в древней Шри-Ланке?» . Санди Таймс . Проверено 2 августа 2021 г.
  112. ^ «Основной интерес» . Ежедневные новости . 22 апреля 2011 г. Архивировано из оригинала 29 марта 2015 г. Проверено 2 августа 2021 г.
  113. ^ Дин 2006 , с. 149-162.
  114. ^ Стюарт 1928 , с. 169.
  115. ^ Стюарт 1928 , с. 183.
  116. ^ Моффетт 1999 , с. 14-15.
  117. ^ Джексон 2014 , с. 97.
  118. ^ Люк 1924 , с. 46–56.
  119. ^ Фией 1993 , с. 71.
  120. ^ Уилмшерст 2000 , с. 66.
  121. ^ Уилмшерст 2000 , с. 16-19.
  122. ^ Jump up to: а б Питер К. Фан, Христианство в Азии (John Wiley & Sons, 2011), с. 243
  123. ^ Баум и Винклер 2003 , с. 105.
  124. ^ Уилмшерст 2000 , с. 345-347.
  125. ^ Баум и Винклер 2003 , с. 104.
  126. ^ Уилмшерст 2000 , с. 19.
  127. ^ Уилмшерст 2000 , с. 21.
  128. ^ Jump up to: а б Уилмшерст 2000 , с. 22.
  129. ^ Лемменс 1926 , с. 17-28.
  130. ^ Jump up to: а б Фернандо Филони, Церковь в Ираке, CUA Press, 2017), стр. 35–36.
  131. ^ Jump up to: а б Хабби 1966 , с. 99-132.
  132. ^ Патриарх Мозаля в Восточной Сирии ( Антон Баумстарк (редактор), Oriens Christianus , IV:1, Рим и Лейпциг, 2004, стр. 277)
  133. ^ Ассемани 1725 , с. 661
  134. ^ Jump up to: а б Уилкинсон 2007 , с. 86−88.
  135. ^ Jump up to: а б Уилмшерст 2000 , с. 23.
  136. ^ Уилмшерст 2000 , с. 22-23.
  137. ^ Тиссеран 1931 , с. 261-263.
  138. ^ Фией 1993 , с. 37.
  139. ^ Мурре ван ден Берг 1999 , с. 243-244.
  140. ^ Баум и Винклер 2003 , с. 116, 174.
  141. ^ Jump up to: а б Сад 2007 , стр. 473.
  142. ^ Уилмшерст 2000 , с. 22, 42, 194, 260, 355.
  143. ^ Тиссеран 1931 , с. 230
  144. ^ Jump up to: а б с д Мурре ван ден Берг 1999 , с. 252-253.
  145. ^ Баум и Винклер 2003 , с. 114.
  146. ^ Уилмшерст 2000 , с. 23-24.
  147. ^ Jump up to: а б Уилмшерст 2000 , с. 24.
  148. ^ Уилмшерст 2000 , с. 352.
  149. ^ Уилмшерст 2000 , с. 24-25.
  150. ^ Jump up to: а б Уилмшерст 2000 , с. 25.
  151. ^ Уилмшерст 2000 , с. 25, 316.
  152. ^ Баум и Винклер 2003 , с. 114, 118, 174-175.
  153. ^ Мурре ван ден Берг 1999 , с. 235-264.
  154. ^ Уилмшерст 2000 , с. 24, 352.
  155. ^ Баум и Винклер 2003 , с. 119, 174.
  156. ^ Уилмшерст 2000 , с. 263.
  157. ^ Баум и Винклер 2003 , с. 118, 120, 175.
  158. ^ Уилмшерст 2000 , с. 316-319, 356.
  159. ^ Джозеф 2000 , с. 1.
  160. ^ Фред Априм, «Ассирия и ассирийцы после американской оккупации Ирака в 2003 году»
  161. ^ Якоб 2014 , стр. 100-101.

Общие и цитируемые ссылки

[ редактировать ]
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: ead8cec42cd601a15793ea625b099255__1719573660
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/ea/55/ead8cec42cd601a15793ea625b099255.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Church of the East - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)