Несторианский раскол
Часть серии о |
Восточное христианство |
---|
Несторианский раскол (431 г.) представлял собой раскол между христианскими церквями Сасанидской Персии , входившими в состав Нестория , и теми, которые позже стали католической и православной церквями. Раскол возник из христологического спора, в частности, с участием Кирилла ( Патриарха Александрийского ) и Нестория ( Патриарха Константинопольского ).
Первый Эфесский собор в 431 году и Халкидонский собор в 451 году осудили Нестория и его учение , подчеркивавшее радикальное различие между человеческой и божественной природой Христа . Это вызвало раскол между церквями, защищавшими Нестория, и государственной церковью Римской империи , в результате чего Церковь Востока , христианская церковь Сасанидской Персии, стала известна как Несторианская церковь, поскольку она приняла сторону Нестория.
История
[ редактировать ]Учение несторианства связано с Несторием , патриархом Константинополя с 428 по 431 год. До того, как стать патриархом, Несторий был учеником Феодора Мопсуестийского в Антиохийской школе . Несторий утверждал, что человеческая и божественная природа Христа различны, и поэтому он был против использования титула Богородицы (греч. « Богоносица ») для Девы Марии . Он предпочитал называть ее Христотокос (« Христоносица »). Кирилл Александрийский считал это учение противоречащим православному учению и призывал принять меры против него.
Наконец, Несторий и его учение были осуждены на Первом Эфесском соборе в 431 году, что было подтверждено на Халкидонском соборе в 451 году.
Впоследствии церкви, поддерживающие Нестория, были сосредоточены на Эдессской школе и были отделены от остальной христианской церкви. Преданные анафеме в Римской империи, они переехали в империю Сасанидов , где их приветствовали персидские христиане, которые уже провозгласили независимость от Константинополя в попытке снять обвинения в иностранной преданности.
Школа Эдессы переехала в месопотамский город Нисибис . Школа Нисибиса впоследствии стала центром несторианства. В 484 году Сасаниды казнили провизантийского католикоса Бабоваи и позволили несторианскому епископу Нисибиса Барсауме увеличить свое влияние на епископов региона. Это фактически положило конец связям между персидским христианством и Римской империей.
После этого несторианство широко распространилось по Азии, получив присутствие в Индии , Средней Азии , на монгольских территориях и в Китае . Средневековое несторианское движение сохранилось в Ассирийской церкви Востока , наиболее широко распространено в Ираке , Сирии и Иране .
Ссылки
[ редактировать ]- О'Лири, Де Лейси (2002). «Несторианский раскол». Сирийская церковь и отцы . Горгиас Пресс. п. 88. ИСБН 978-1-931956-05-5 .