Бабай Великий
Святой Бабай Великий | |
---|---|
Настоятель Авраамова монастыря | |
Рожденный | в. 551 Бет Айната в Бет Забдае |
Умер | в. 628 Abraham's Monastery on Mt. Izla, Nisibis |
Почитается в | Церковь Востока |
Споры | христология |
Великий ( Бабай бабай рабба , [1] в. 551–628) — ранний отец Церкви Востока . Он заложил несколько основополагающих столпов Церкви, возродил монашеское движение и сформулировал ее христологию систематически . Он служил монашеским посетителем и помощником Мар Аба в качестве неофициального главы Церкви Востока (ранее ошибочно называвшейся «Несторианская церковь»). [2] после католикоса Григория до 628 г. , оставив после себя наследие сильной дисциплины и глубокого религиозного православия . Его почитают в современной Ассирийской Церкви Востока и Древней Церкви Востока .
Биография
[ редактировать ]Бабай Великий (не путать с Мар Бабаем I , первым автономным лидером Церкви Востока) родился в Бет-Айнате в Бет-Забдае , на западном берегу Тигра , недалеко от Нисибиса . [3] Он родился в скромной семье и учился в христианской школе Нисибиса. [4] под руководством Авраама из Бет-Раббана. Где-то около 571 года нашей эры, когда новым директором стал оригенист Хенана из Адиабены , учитель Бабая, Авраам Великий из Кашкара , основал новый монастырь на горе Изла над Нисибисом. Бабай некоторое время преподавал в Ксенодохии Нисибиса. После этого он присоединился к вновь основанному монастырю Авраама на горе Изла. Когда Авраам умер в 588 году, Бабай уехал и основал новый монастырь и школу в своей родной стране Бет-Забдай.В 604 году Бабай стал третьим настоятелем Авраамова монастыря на горе Изла.
Авраам Великий начал движение за монашескую реформу, которое провели Бабай и другие ученики. Со времен Бар-Саума и Синода Бет-Лапат монахам и монахиням разрешалось вступать в брак. Когда Бабай вернулся на гору Изла в 604 году, он изгнал монахов, живших с женщинами на окраинах монастыря, и ввел строгую дисциплину, подчеркивая глубокую жизнь в молитве и уединении. Результатом стал массовый исход не только женатых монахов. [3]
Но Церковь Востока была с Бабаем. В 604 году католикос Мар Сабришо I умер, и пришлось избрать нового католикоса. Выбор пал между двумя мужчинами по имени Григорий: епископом Григорием Нисибисским и профессором Григорием Селевкийским . Король Хосров II , правитель империи Сасанидов , заявил лишь, что его предпочтительным кандидатом был Григорий, возможно, имея в виду епископа. Однако влиятельная жена короля Ширин не любила Григория Нисибиса и предпочитала Григория Селевкии, который когда-то был ее управляющим. Синод . (совет) отклонил первоначальную кандидатуру царя, воспользовавшись двусмысленностью имени, и выбрал Григория Селевкийского Соответственно, король был недоволен и неохотно поддержал избранного кандидата (после применения к нему огромного штрафа) и сказал: « Он есть патриарх и патриархом он будет - но я никогда больше не позволю повторных выборов». [5]
Когда через несколько лет, в 608 году, католикос Григорий умер, епископы обратились к королю с обычной просьбой разрешить им избрать нового католикоса, но Хосров не забыл событий предыдущих выборов и отказал им в разрешении сделать это. Царский врач Гавриил Шиггарский, убежденный миафизит , предложил сделать Хенану Адиабены или одного из его учеников католикосом, а также использовал свое влияние на короля, чтобы предотвратить выборы.
последние и наиболее опустошительные войны между Византией и Персией С 610 по 628 годы произошли . Сначала Персия завоевала часть Византии, населенную в основном христианами- миафизитами и халкидонцами . Чтобы добиться популярности в вновь завоеванных провинциях, король Хосров II больше не хотел отдавать предпочтение Церкви Востока. Во время успешной византийской контратаки 622–628 гг. Халкедонцы и особенно миафизиты продвигались в Персии, и Церковь Востока потеряла несколько кафедр и деревень. Король успешно заблокировал выборы в церкви. [3] не позволяя церкви иметь кого-либо, кто мог бы позволить новых епископов и митрополитов рукоположить .
В течение десятилетий этой вакансии Церковь Востока нуждалась в своего рода авторитете. Поскольку король оставался стойким в своей политике, церковь решила отделиться от королевского запрета. два векила В качестве временной меры были выбраны (регента): архидиакон Мар Аба, который ведал делами на Юге. На Севере во главе был выбран Бабай Великий, который в то время был настоятелем монастыря на горе Изла . Он был назначен генеральным инспектором или посетителем монастырей трех северных провинций митрополитами Нисибисским , Б. Гармаем и Адиабенским . [6] Поэтому Бабай, хотя еще и не был епископом, во всех церковных делах исполнял обязанности патриарха, хотя и не мог рукополагать или рукополагать. Он был назначен «посетителем монастырей» Севера и управлял церковью в сотрудничестве с архидиаконом Мар Аба. В частности, эта новая должность позволила Бабаю исследовать ортодоксальность монастырей и монахов северной Месопотамии, а также обеспечивать соблюдение дисциплины во всех монастырях северной Месопотамии, даже несмотря на случайное сопротивление.
Бабай Великий и Мар-Аба управляли Церковью Востока 17 лет. В это время были предприняты попытки попросить короля изменить свое мнение и разрешить выборы, но влиятельные лица при дворе, такие как Габриэль Шиггарский и жена короля Ширин , оба миафизиты, заблокировали эти просьбы. Гавриил стремился так маневрировать, чтобы решение Католикоса было в его собственных руках, что было совершенно неприемлемо для епископов. [7]
Король защищал эту политику до своей смерти в 628 году. Ситуация и вакансия сохранялись до тех пор, пока Хосров II не был убит в 628 году. После этого Бабай был быстро и единогласно избран католикосом, но он отказался. Вскоре после этого он скончался в келье своего монастыря на горе Изла. [6] 75 или 77 лет.
Женское преподавание
[ редактировать ]Помимо наведения дисциплины в монастырях и управления церковью, Бабай известен прежде всего своим православным учением.
письмо Бабая.
[ редактировать ]Чтобы защитить и прояснить восточно-сирийскую традицию и богословие от оригенизма Хенаны и наступающих монофизитов , Бабай Великий написал около 83 или 84 томов сочинений. Он разработал систематическую христологию, которая до сих пор жизненно важна в Ассирийской церкви Востока . [8] Из его обширных экзегетических трудов по всему Писанию ничего не сохранилось. Остались две жития ( Христины и Георгия Излинских ), его главный труд об основах аскетической жизни «О жизни превосходительства» и комментарии на мистические темы.
Из того, что сохранилось, следует, что его главным авторитетом был Феодор Мопсуестийский . [9] хотя в целом он использовал мало цитат из отцов. Нет никаких доказательств того, что он умел читать по-гречески, и Бабай, должно быть, полагался на переводы.
В основном он боролся против идей монофизитов и оригенистов Хенаны. Они были внутренними врагами. Он также выступал против доктрин Мани , гностических доктрин Маркиона , Бар Дайсана , мессалиан и общей потери дисциплины в монастырях в Бет Лапате .
«Книга Союза» — наиболее систематический сохранившийся христологический трактат Бабая, разделенный на семь мемре, охватывающих более 200 листов. «Трактат Ватиканский» - еще одна рукопись, в которой говорится о «невозможности ипостасного союза и естественного союза, возможности парсопического союза и значении выражения ипостасного союза среди отцов древности».
Важным источником о позиции Бабая Великого против Оригена и его последователя Хенаны Адиабенского является его комментарий к Евагрию Понтийскому . Это также показывает его оппозицию мессалианству. Сохранилась рукопись VIII века, содержащая текст Евагрия вместе с комментарием к нему Бабая. Этот комментарий представляет собой сокращенную версию более крупного комментария, написанного ранее Бабаем и который утерян.
Сочинения Евагрия сыграли важную роль в нынешнем мистическом возрождении среди греческих и сирийских монахов. Для монахов горы Излы Евагрий был столпом мистического богословия. Греческий текст был осужден уже в 553 году за оригенистскую ересь.
Но в отличие от греческого, «Общесирийская версия», перевод гностических глав Евагрия, выполненный монофизитом Филоксеном , была лишена специфической оригенистско-евагрианской христологии. Например, здесь отсутствует христология «нус-христос», в которой Бог-логос и плоть объединены в нусе, Иисусе Христе, субъекте воплощения. Бабай попытался еще больше устранить оригенистские идеи и представил Евагрия в противовес Оригену и его последователю Хенане, указав на очевидные противоречия между ними.
"Дьявол говорит народу, что некоторые высказывания Евагрия подобны ересям. Некоторые даже пытались переводить прямо с греческого, чтобы показать ересь Евагрия. Переводили по своей глупости, но могут быть опровергнуты другими писаниями Евагрия. Окаянный Ориген и его ученик, безумец Аполлинарий, учат совершенно иному, чем Евагрий, об обновлении души после смерти».
Чтобы показать это дальше, Бабай рассказывает житие Евагрия и перечисляет его источники: Василий, Григорий и Нектарий.
Женская христология
[ редактировать ]
Главными богословскими авторитетами Бабая были Феодор Мопсуестийский и Диодор Тарсийский . Он также опирался на Иоанна Златоуста , отцов-кападокийцев и на Ефрема Сирина , которые также были приняты на Западе. В своих экзегетических методах он синтезировал между рациональным Феодором и писателями-мистиками, такими как Евагрий.
И самое главное, вместо того, чтобы порвать с Феодором из-за некоторых крайних трактовок его учения, как это сделали другие, Бабай уточнил свою позицию до такой степени, что расхождения с западной христологией стали поверхностными и в основном вопросом терминологии. Его христология гораздо менее дуалистична, чем та, которую, кажется, представил Несторий.
Бабай в «Книге Соединения» учит двум кномам («природа, сущность», миафизитская Западно-Сирийская Церковь использует это слово в значении «ипостась»), которые несмешаны, но навечно соединены в одной парсопе (от греческого prosopon — «человек, характер, личность»). Здесь важно использовать сирийские термины, а не какие-либо переводы, потому что одни и те же слова означают разные вещи для разных людей, и слова должны быть приняты в особом смысле каждого. В греческой христологии ипостась используется специально для обозначения того, что соответствовало бы парсопе Бабая , а ousion соответствовало бы qnome . В тот период, когда Бабай и другие сформулировали свои соответствующие христологические модели, такие слова, как ипостась и усия, имели менее четко определенные определения. Таким образом, два человека могли честно использовать один и тот же термин для обозначения двух совершенно разных вещей. По словам Ярослава Пеликана, «сирийский язык был более богатым и сложным языком, чем греческий или арабский, и позволял проводить более точное различие». [11]
Для Бабая Христос — это и Бог, и человек. Но он не мог терпеть никакой формы теопашизма (веры в то, что Бог пострадал), будь то само Божество, Троица или одна из ипостасей Троицы. По мнению Бабая, Кирилл Александрийский у истоков простого теопасхизма, исповедуемого миафизитами, стоял император Юстиниан I. , а у истоков составного теопасхизма стоял Церковь Востока могла принять такие выражения, как «Христос умер», «Сын умер», но не «Слово умерло», даже не «Слово умерло во плоти».
В шестом веке нашей эры Мар Бабай написал Тешбохту или (Гимн хвалы), разъясняющий богословие Церкви Востока. Он пишет:
- Один есть Христос, Сын Божий,
- Поклоняются все в двух природах;
- В Божестве Своем, рожденном от Отца,
- Не начавшись прежде всех времен;
- В Своей человечности, рожденной от Марии,
- В полноту времени, в едином теле;
- Ни Его Божество не имеет природы матери,
- Ни Его человечности природы Отца;
- Природы сохраняются в своих кнумах (субстанции),
- В одном лице одного сыновства.
- И поскольку Божество — это три субстанции в одной природе,
- Подобным образом Сыновство Сына находится в двух природах, в одной Личности.
- Так учит Святая Церковь. [12]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Уолтерс, Джеймс Э.; и др. (и др.) (17 августа 2016 г.). Майкельсон, Дэвид А.; Гибсон, Натан П. (ред.). «Бабай Великий» . Кадише: Путеводитель по сирийским святым . Сирийский биографический словарь, том. 1 . Проверено 12 февраля 2021 г.
Что касается гласных имени, на этой веб-странице цитируются: бар Бриха, Абдишо (1924). Ktaba d-metqre marganita d-ʿL Schrara da-crestanuta (2-е изд.). Мосул: власть Мтаббата д-эдта аттикта д-мадна. п. 71. - ^ Брок 1996 , с. 23–35.
- ^ Jump up to: а б с Китчен, Роберт А., «Бабай Великий», Православный христианский мир , (Огюстин Кэсидей, изд.), Гл. 21, Рутледж, 2012 г. ISBN 9780415455169
- ^ Банди, Дэвид и Норрис, Фредерик В. Норрис. «Бабай Великий», Энциклопедия раннего христианства , том 1 (Эверетт Фергюсон, Майкл П. МакХью, Фредерик В. Норрис, редактор), Тейлор и Фрэнсис, 1998 г. ISBN 9780815333197
- ^ Виграм, с. 247
- ^ Jump up to: а б Вуд 2013 , с. 159.
- ^ Виграм, с. 255
- ^ Винклер 2023 , с. 29-49.
- ^ Фан, Питер К., Христианство в Азии , John Wiley & Sons, 2011. ISBN 9781444392609
- ^ Винклер 2012 , с. 148-165.
- ^ Пеликан, Ярослав. Христианская традиция: история развития доктрины , том 2: «Дух восточного христианского мира (600–1700 гг.)», стр. 44, University of Chicago Press, 1977 г. ISBN 9780226653730
- ^ Несториан.орг
Источники
[ редактировать ]- Бабай Магнус, Liber de Unione , Corpus Scriptorum Christianorum Orientalium , tomi 79/80, syri 34/35, Лувен 1915. (Первые цифры соответствуют сирийскому изданию, вторые — латинскому переводу).
- Брок, Себастьян П. (1996). «Несторианская церковь: прискорбное неправильное название» (PDF) . Бюллетень библиотеки Джона Райлендса . 78 (3): 23–35. дои : 10.7227/BJRL.78.3.3 .
- Брок, Себастьян П. (1999). «Христология Церкви Востока в синодах пятого — начала седьмого веков: предварительные соображения и материалы» . Доктринальное разнообразие: разновидности раннего христианства . Нью-Йорк и Лондон: Издательство Garland Publishing. стр. 281–298. ISBN 9780815330714 .
- Мейендорф, Джон (1989). Имперское единство и христианские разделения: Церковь 450–680 гг. н. э. Крествуд, Нью-Йорк: Издательство семинарии Св. Владимира. ISBN 9780881410563 .
- Тёпель, Александр (2014). «О значении терминов ипостась и просопон у Бабая Великого» . Грузинская христианская мысль и ее культурный контекст . Лейден-Бостон: Брилл, 2014. стр. 151–171. ISBN 9789004264274 .
- Виграм, Вашингтон (1910). Введение в историю Ассирийской церкви, или Церкви Персидской империи Сасанидов, 100–640 гг . н.э. Горгиас Пресс. ISBN 1-59333-103-7 .
- Вуд, Филип (2013). Хроники Сирта: христианское историческое воображение в позднеантичном Ираке . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. ISBN 9780199670673 .
- Винклер, Дитмар В. (2012). «Несторий». Рабочая тетрадь по истории богословия. Дискурсы. актеры. формы знаний. Том 1: 2-15 вв. Эд. Грегор М. Хофф и Ульрих Х. Дж. Кёртнер Штутгарт . Штутгарт: Кольхаммер. стр. 148–165. ISBN 9783170191143 .
- Винклер, Дитмар В. (2023). «Некоторые замечания по христологии Бабая Великого († 628) в ее историческом контексте». Арфа. Журнал сирийских, восточных и экуменических исследований . 39 : 29–49.