Jump to content

Энана из Адиабены

Археологические остатки средневековой восточно-сирийской церкви Мар Якоба в Нисибисе.

Хенана из Адиабены (умер в 610 г.) — христианский богослов и директор школы Нисибиса , главного богословского центра Церкви Востока (571–610). [1] [2] [3]

Биография

[ редактировать ]

До того, как он стал директором, Энана из Адиабены занимал кафедру библейской экзегезы. [4] Его учителем был некий Моисей, вероятно, православный христианин. Многие идеи Энаны были близки византийскому богословию , и его назначение главой школы могло быть связано с общим беспокойством по поводу проантиохийского богословского дискурса, ранее установленного Синодом Беф Лапата (484 г.). Его предшественником-директором был Авраам из Бет-Раббана, который много работал над продвижением антиохийского богословия Феодора Мопсуестийского .

Хенана был скромным человеком, работал не покладая рук и придерживался своих убеждений. Под его руководством школа поначалу продолжала расти. Он написал обширные комментарии и другие произведения, но сохранились только две работы и ряд цитат. Сохранилась речь по случаю начала учебного года со времен, когда Хенана был директором, и в ней Хенана описывается как равный Теодору по продуктивности и обладающий полномочиями выбирать лучшее из всех традиций. Однако Энана не примирила учение Феодора с другими символами веры; он пытался заменить его.

Христологический спор

[ редактировать ]

Феодор Мопсуестийский считал, что соединение двух природ Христа (божественной и человеческой) проявляется как просопическое соединение . Энана, с другой стороны, поддерживал концепцию ипостасного союза двух природ, как это указано на Халкидонском соборе в 451 году. Соответственно, он верил в крестные страдания Бога, невозможные без ипостасного союза двух природ. Эти христологические споры нашли свое отражение в дебатах между прохалкидонскими сторонниками христологии «одного нома » и проантиохийскими сторонниками христологии «двухномов » ( qnoma , сирийский термин, переводится как « ипостась »). [5] Разделение между двумя группами усугубилось вмешательством западносирийских миафизитов . [6]

Хенаны Теология одного кнома подверглась нападкам со стороны Бабая Великого , чья критика взглядов Хенаны была в целом принята Церковью Востока, хотя Хенана оставалась значительным влиянием в последующей традиции толкования Церкви. [7]

Энана приняла решения Эфесского собора (431 г.), считая, что термин «Богоматерь» подходит Деве Марии . Феодор Мопсуестийский учил, что человек создан смертным. Хенана считал, что Адам изначально был бессмертен и стал смертным из-за греха. Похоже также, что Энана отверг идею Теодора о том, что книга Иова была художественной книгой, написанной эллинистом, и отверг его комментарий к Иову.

Провизантийская ориентация Энаны была настолько заметна, что его оппоненты обвиняли его в возможной склонности к оригенизму — богословской позиции, которая была популярна среди некоторых византийских монахов, но оспаривалась и окончательно осуждалась в 553 году. [8] Одной из наиболее крайних позиций последователей Оригена было отрицание воскресения тела Господа на третий день. Это противоречило любому буквальному толкованию Священного Писания, особенно строгому буквальному толкованию антиохийского типа.

Растущая оппозиция

[ редактировать ]

По мере того как разрыв Хенаны с традициями становился более открытым, сопротивление росло. В Нисибисе диакон Илия основал конкурирующую школу Бет-Сахде и поставил директором человека из школы Балада, который также жил в монастыре горы Изла и был учеником Авраама Великого из Кашкара . Звали его Авимелек, а его великий противник Бабай Великий впоследствии прославил его в жизнеописании «Священник и мученик Авимелек».

В 596 году Сабришо , выпускник школы Нисибиса, был назначен преемником Ишоьяхба I на посту католикоса . Он немедленно созвал синод и предал анафеме противников Феодора, хотя прямо не упомянул Энану. [9] В то же время, а иногда и позже, митрополитом Нисибиса стал Григорий, другой выпускник школы Нисибиса, вероятно, выбранный Сабришо. Григорий сначала упрекал и подвергал цензуре, позднее осудил сочинения Энаны. Энана написал Сабришо защиту, в результате которой другие епископы отлучили его от церкви.

Но Энана не осталась без защиты: царица Ширин была обращенной из Церкви Востока в Сирийскую Православную Церковь , как и Гавриил Шиггарский , влиятельный королевский врач. Они поддержали Хенану. Как сообщает Бабай Великий: «Придворная медицинская наука встала на сторону Хенаны. Это склонило чашу весов в пользу Хенаны и расстроило тщательно подготовленную стратегию его врагов. Конечно, Сабришо все это было ясно.

В 601 году епископ Григорий был вынужден уйти, и король повелел ему жить в монастыре Шахдост. Католикос не согласился с отлучением от церкви и был избавлен от королевской власти.гнев. [10] Но положение Хенаны спасти не удалось. Несмотря на то, что он остался главой школы, в том же году ее покинуло 300 душ. [11] (Есть некоторые сомнения относительно того, когда именно произошли эти события. Но все источники сходятся во мнении, что они произошли при католикосе Сабришо).

Некоторые из изгнанников отправились в монастырь Мар Авраама на горе Изла, других принял Маркос, епископ Балада, в своей школе. Третьи отправились в конкурирующую школу-монастырь Бет-Сахде в самом Нисибисе. В Хенане осталось всего 20 человек, и школа практически не существовала.

Наследие

[ редактировать ]

Через два года после смерти Энаны учение Феодора было канонизировано епископским собранием, а христология Феодора стала официальным учением Церкви.

Из многих сочинений Хенаны сохранилось очень мало, а Востока Церковь отверг его. Но чтобы его опровергнуть, Бабай Великий уточнил христологию Церковь Востока , чего иначе могло бы и не случиться.

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Рейнинк 1995 , с. 77-89.
  2. ^ Баум и Винклер 2003 , с. 35-40.
  3. ^ Брок 2006 , с. 149, 160, 174.
  4. ^ Рейнинк 1995 , с. 77-78.
  5. ^ Беван, Джордж (2015). «Несторий Константинопольский». В Парри, Кен (ред.). Уайли Блэквелл, компаньон по патристике . Оксфорд: Уайли Блэквелл. п. 206.
  6. ^ Рейнинк, Геррит Дж. (2010). «Традиция и формирование «несторианской» идентичности в Ираке шестого-седьмого веков». В тер Хаар Ромени, Р. Бас (ред.). Религиозное происхождение наций?: Христианские общины Ближнего Востока . Лейден: Koninklijke Brill. стр. 230–232.
  7. ^ Чайлдерс, Джефф В. (2011). «Хенана» . В Броке, Себастьян П.; Кираз, Джордж А.; Ван Ромпей, Лукас (ред.). Энциклопедический словарь сирийского наследия Горгия: электронное издание . Горгиас Пресс . Проверено 11 июня 2019 г.
  8. ^ Мейендорф 1989 .
  9. ^ Баум и Винклер 2003 , с. 36-37.
  10. ^ Грейтрекс, Джеффри Грейтрекс; Сэмюэл Н.К. Лью (2002). Римская восточная граница и персидские войны . Рутледж. п. 231. ИСБН  0-415-14687-9 .
  11. ^ Баум и Винклер 2003 , с. 40.

Источники

[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 0275decd2ad64560c75025d5496f9e03__1669482480
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/02/03/0275decd2ad64560c75025d5496f9e03.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Henana of Adiabene - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)