Энана из Адиабены

Хенана из Адиабены (умер в 610 г.) — христианский богослов и директор школы Нисибиса , главного богословского центра Церкви Востока (571–610). [1] [2] [3]
Биография
[ редактировать ]До того, как он стал директором, Энана из Адиабены занимал кафедру библейской экзегезы. [4] Его учителем был некий Моисей, вероятно, православный христианин. Многие идеи Энаны были близки византийскому богословию , и его назначение главой школы могло быть связано с общим беспокойством по поводу проантиохийского богословского дискурса, ранее установленного Синодом Беф Лапата (484 г.). Его предшественником-директором был Авраам из Бет-Раббана, который много работал над продвижением антиохийского богословия Феодора Мопсуестийского .
Хенана был скромным человеком, работал не покладая рук и придерживался своих убеждений. Под его руководством школа поначалу продолжала расти. Он написал обширные комментарии и другие произведения, но сохранились только две работы и ряд цитат. Сохранилась речь по случаю начала учебного года со времен, когда Хенана был директором, и в ней Хенана описывается как равный Теодору по продуктивности и обладающий полномочиями выбирать лучшее из всех традиций. Однако Энана не примирила учение Феодора с другими символами веры; он пытался заменить его.
Христологический спор
[ редактировать ]Феодор Мопсуестийский считал, что соединение двух природ Христа (божественной и человеческой) проявляется как просопическое соединение . Энана, с другой стороны, поддерживал концепцию ипостасного союза двух природ, как это указано на Халкидонском соборе в 451 году. Соответственно, он верил в крестные страдания Бога, невозможные без ипостасного союза двух природ. Эти христологические споры нашли свое отражение в дебатах между прохалкидонскими сторонниками христологии «одного нома » и проантиохийскими сторонниками христологии «двухномов » ( qnoma , сирийский термин, переводится как « ипостась »). [5] Разделение между двумя группами усугубилось вмешательством западносирийских миафизитов . [6]
Хенаны Теология одного кнома подверглась нападкам со стороны Бабая Великого , чья критика взглядов Хенаны была в целом принята Церковью Востока, хотя Хенана оставалась значительным влиянием в последующей традиции толкования Церкви. [7]
Энана приняла решения Эфесского собора (431 г.), считая, что термин «Богоматерь» подходит Деве Марии . Феодор Мопсуестийский учил, что человек создан смертным. Хенана считал, что Адам изначально был бессмертен и стал смертным из-за греха. Похоже также, что Энана отверг идею Теодора о том, что книга Иова была художественной книгой, написанной эллинистом, и отверг его комментарий к Иову.
Провизантийская ориентация Энаны была настолько заметна, что его оппоненты обвиняли его в возможной склонности к оригенизму — богословской позиции, которая была популярна среди некоторых византийских монахов, но оспаривалась и окончательно осуждалась в 553 году. [8] Одной из наиболее крайних позиций последователей Оригена было отрицание воскресения тела Господа на третий день. Это противоречило любому буквальному толкованию Священного Писания, особенно строгому буквальному толкованию антиохийского типа.
Растущая оппозиция
[ редактировать ]По мере того как разрыв Хенаны с традициями становился более открытым, сопротивление росло. В Нисибисе диакон Илия основал конкурирующую школу Бет-Сахде и поставил директором человека из школы Балада, который также жил в монастыре горы Изла и был учеником Авраама Великого из Кашкара . Звали его Авимелек, а его великий противник Бабай Великий впоследствии прославил его в жизнеописании «Священник и мученик Авимелек».
В 596 году Сабришо , выпускник школы Нисибиса, был назначен преемником Ишоьяхба I на посту католикоса . Он немедленно созвал синод и предал анафеме противников Феодора, хотя прямо не упомянул Энану. [9] В то же время, а иногда и позже, митрополитом Нисибиса стал Григорий, другой выпускник школы Нисибиса, вероятно, выбранный Сабришо. Григорий сначала упрекал и подвергал цензуре, позднее осудил сочинения Энаны. Энана написал Сабришо защиту, в результате которой другие епископы отлучили его от церкви.
Но Энана не осталась без защиты: царица Ширин была обращенной из Церкви Востока в Сирийскую Православную Церковь , как и Гавриил Шиггарский , влиятельный королевский врач. Они поддержали Хенану. Как сообщает Бабай Великий: «Придворная медицинская наука встала на сторону Хенаны. Это склонило чашу весов в пользу Хенаны и расстроило тщательно подготовленную стратегию его врагов. Конечно, Сабришо все это было ясно.
В 601 году епископ Григорий был вынужден уйти, и король повелел ему жить в монастыре Шахдост. Католикос не согласился с отлучением от церкви и был избавлен от королевской власти.гнев. [10] Но положение Хенаны спасти не удалось. Несмотря на то, что он остался главой школы, в том же году ее покинуло 300 душ. [11] (Есть некоторые сомнения относительно того, когда именно произошли эти события. Но все источники сходятся во мнении, что они произошли при католикосе Сабришо).
Некоторые из изгнанников отправились в монастырь Мар Авраама на горе Изла, других принял Маркос, епископ Балада, в своей школе. Третьи отправились в конкурирующую школу-монастырь Бет-Сахде в самом Нисибисе. В Хенане осталось всего 20 человек, и школа практически не существовала.
Наследие
[ редактировать ]Через два года после смерти Энаны учение Феодора было канонизировано епископским собранием, а христология Феодора стала официальным учением Церкви.
Из многих сочинений Хенаны сохранилось очень мало, а Востока Церковь отверг его. Но чтобы его опровергнуть, Бабай Великий уточнил христологию Церковь Востока , чего иначе могло бы и не случиться.
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Рейнинк 1995 , с. 77-89.
- ^ Баум и Винклер 2003 , с. 35-40.
- ^ Брок 2006 , с. 149, 160, 174.
- ^ Рейнинк 1995 , с. 77-78.
- ^ Беван, Джордж (2015). «Несторий Константинопольский». В Парри, Кен (ред.). Уайли Блэквелл, компаньон по патристике . Оксфорд: Уайли Блэквелл. п. 206.
- ^ Рейнинк, Геррит Дж. (2010). «Традиция и формирование «несторианской» идентичности в Ираке шестого-седьмого веков». В тер Хаар Ромени, Р. Бас (ред.). Религиозное происхождение наций?: Христианские общины Ближнего Востока . Лейден: Koninklijke Brill. стр. 230–232.
- ^ Чайлдерс, Джефф В. (2011). «Хенана» . В Броке, Себастьян П.; Кираз, Джордж А.; Ван Ромпей, Лукас (ред.). Энциклопедический словарь сирийского наследия Горгия: электронное издание . Горгиас Пресс . Проверено 11 июня 2019 г.
- ^ Мейендорф 1989 .
- ^ Баум и Винклер 2003 , с. 36-37.
- ^ Грейтрекс, Джеффри Грейтрекс; Сэмюэл Н.К. Лью (2002). Римская восточная граница и персидские войны . Рутледж. п. 231. ИСБН 0-415-14687-9 .
- ^ Баум и Винклер 2003 , с. 40.
Источники
[ редактировать ]- Баум, Вильгельм ; Винклер, Дитмар В. (2003). Церковь Востока: Краткая история . Лондон-Нью-Йорк: Рутледж-Керзон. ISBN 9781134430192 .
- Брок, Себастьян П. (1999). «Христология Церкви Востока в синодах пятого-начала седьмого веков: предварительные соображения и материалы». Доктринальное разнообразие: разновидности раннего христианства . Нью-Йорк и Лондон: Издательство Garland Publishing. стр. 281–298. ISBN 9780815330714 .
- Брок, Себастьян П. (2006). Огонь с небес: исследования по сирийскому богословию и литургии . Олдершот: Эшгейт. ISBN 9780754659082 .
- Мейендорф, Джон (1989). Имперское единство и христианские разделения: Церковь 450-680 гг. н. э. Крествуд, Нью-Йорк: Издательство семинарии Св. Владимира. ISBN 9780881410563 .
- Рейнинк, Геррит Дж. (1995). «Эдесса померкла, а Нисибис засиял: Школа Нисибиса на переходном этапе шестого-седьмого веков». Центры обучения: обучение и расположение в досовременной Европе и на Ближнем Востоке . Лейден: Брилл. стр. 77–89. ISBN 9004101934 .
- Уилмшерст, Дэвид (2011). Церковь-мученичка: История Церкви Востока . Лондон: East & West Publishing Limited. ISBN 9781907318047 .