Jump to content

Просопон

(Перенаправлено с Просопического союза )

Просопон [ а ] первоначально означало «лицо», но используется как теологический термин. [ 4 ] в христианском богословии как обозначение понятия божественной личности . [ 5 ] Термин имеет особое значение в христианской триадологии (учение о Троице ), а также в христологии . [ 6 ] [ 7 ]

В Библии просопон чаще всего переводится как «лицо». В английском языке просопон используется в основном в научных работах , связанных с теологией, философией или историей религии. Хотя обычно это слово переводится как «человек» , оно также переводится как «роль». [ 8 ] или «персонаж», как персонаж пьесы. [ 9 ] Термин просопон не следует путать с термином ипостась . Оба термина используются для описания Отца, Сына и Духа, но ипостась указывает на реальность существования, которой может не быть у прозопона . [ 10 ] Следует ли описывать Троицу как три ипостаси или как три просопы, было ключевым вопросом в арианском споре.

Просопон греческий термин. Латинский эквивалент, традиционно используемый в западном христианстве английский термин persona и от которого произошел , — persona .

Термин просопон первоначально обозначал «лицо» или «маску». Большинство случаев в Новом Завете переведены как «лицо» или как образное применение слова «лицо», например, внешний вид или присутствие. Апостол Павел использует этот термин, когда говорит о своем прямом постижении сердцем лица (просопон) Христа ( 2 Коринфянам 4:6 ). В этом смысле оно использовалось в греческом театре, поскольку актеры на сцене носили особые маски, чтобы раскрыть зрителям свой характер и эмоциональное состояние. [ 11 ]

Термин просопон сыграл важную роль в развитии учения о Троице . Это было предметом многих богословских дебатов и споров, особенно в первые века христианской истории . [ 12 ] Это была основная проблема Мелетианского раскола ; спор между двумя проникейскими группами.

«Догматическое различие между мелетианами и древними никейцами состояло главным образом в том, что последние признавали три ипостаси в божественной троице, первые — только три просопа; один подчеркивает троичность божественной сущности, другой — ее единство». ( Филип Шафф )

Хотя просопон может означать ипостась , он также может указывать на роль, которую играют в театре. Применительно к Троице оно может указывать на разные роли, которые играет одна Личность. По этой причине сабеллианцы приняли термин [ 13 ] но Василий Кесарийский отверг это. Василий настаивал на том, что каждое Лицо (Отец, Сын и Дух) должно быть описано как ипостась. Он написал:

«Недостаточно сосчитать различия в Лицах (prosōpa). Необходимо также признать, что каждое Лицо (prosōpon) существует в истинной ипостаси. Мираж лиц (prosōpa) без ипостасей не отрицается даже Сабеллием, который сказал, что один и тот же Бог, хотя и является одним субъектом, преобразуется в соответствии с необходимостью каждого случая и поэтому о нем говорится то как Отец, то как Сын, то как Святой Дух». [ 14 ] [ 15 ]

В качестве еще одного примера различия можно привести Иеронима, писавшего на латыни, решительно против трех ипостасей Василия и объяснявшего «триединство как «одну субстанцию, три личности» (una substantia, tres personae)». [ 16 ] Другими словами, для Иеронима существовало реальное и важное различие между ипостасью и просопоном (греч.)/персоной (лат.).

Просопон в христианской триадологии

[ редактировать ]
Икона Критской школы с изображением трех лиц Троицы, Венеция (16 век).

В христианской триадологии, изучении Троицы, на протяжении всей истории возникли три конкретные богословские концепции, касающиеся числа и взаимоотношений божественных личностей:

  • монопросопическая концепция утверждает, что у Бога есть только одна личность; [ 17 ]
  • диопрозопическая концепция утверждает, что у Бога есть две личности (Отец и Сын);
  • трипросопическая концепция утверждает, что Бог имеет три личности (Отец, Сын и Святой Дух).

Наиболее яркий пример монопросопических взглядов представлен в древнем савеллианстве и его более поздних вариантах, включая учения некоторых современных христианских конфессий, таких как учения пятидесятников-единственников . [ 18 ]

Однако, учитывая, что просопон означает «роль», говорить, что у Бога есть три просопы, не означает, что Бог существует в трех ипостасях. Сабеллий, например, учил, что Отец, Сын и Дух — это три просопы (множественное число от просопона), но одна ипостась (единое существование с единым разумом). Монархиане второго века учили одному прозопону. Они просто утверждали, что Сын — это другое имя Отца.

Традиционная доктрина Троицы использует термин «Личность» в смысле роли, а не «личность» в обычном смысле этого слова, потому что в традиционной доктрине Троицы Отец, Сын и Дух разделяют единый разум. (См. здесь )

Просопон в христологии

[ редактировать ]

В христологии на протяжении всей истории возникли две конкретные богословские концепции, относящиеся к Личности Христа :

  • монопросопическая концепция (в христологии) утверждает, что Христос имеет только одну личность;
  • Диопрозопическая концепция (в христологии) утверждает, что Христос имеет две личности (божественную и человеческую). [ 19 ]

В первой половине V века некоторые антиохийские богословы , в том числе Феодор Мопсуестийский и его ученик Несторий , ставили под сомнение концепцию ипостасного союза двух природ (божественной и человеческой) Иисуса, но принимали более широко определенную концепцию просопический союз . Поскольку их взгляды на ипостасный союз считались противоречивыми, возникли дополнительные вопросы относительно их учения о просопическом союзе. [ 20 ]

Теодор считал, что воплощение Иисуса представляет собой пребывание Бога, отличное от пребывания, которое переживали ветхозаветные пророки или новозаветные апостолы. На Иисуса смотрели как на человека, разделявшего божественное сыновство Логоса; Логос соединился с Иисусом с момента зачатия Иисуса. После воскресения человек Иисус и Логос показывают, что они всегда были одним просопоном. [ 21 ]

Феодор обращается к просопическому союзу, применяя просопон к Христу- Логосу . Он объясняет два выражения Христа – человеческое и божественное. Однако он не имеет в виду, что Христос достиг единства двух выражений посредством образования третьего просопона, но что один просопон создается Логосом, дающим свое собственное лицо уверенному человеку. [ 22 ] Он интерпретирует единство Бога и человека во Христе как единство тела и души . Просопон играет особую роль в его интерпретации Христа. Он отверг концепцию Ипостаси, полагая, что она противоречит истинной природе Христа. Он утверждал, что во Христе должны быть приняты и тело, и душа. Христос принял душу и по благодати Божией привел ее к неизменности и к полной власти над страданиями тела. [ 23 ]

Несторий развил взгляды Теодора на просопический союз, заявив, что просопон - это «видимость» усии ( сущности), и заявив: «просопон раскрывает усию». [ 24 ] В нескольких случаях он подчеркивал связь каждой из двух природ (божественной и человеческой) с их соответствующими явлениями, используя термин просопон как во множественном числе, так и как единственное обозначение просопического союза. [ 25 ] Такие терминологические сложности и несоответствия оказались трудными не только для его современных критиков и последователей, но и для более поздних комментаторов и ученых. [ 26 ]

Само предположение о просопической двойственности было достаточно сложным, чтобы вызвать жаркие дебаты среди христианских богословов в первой половине V века, что привело к официальному осуждению таких взглядов. 431 Эфесский собор г. подтвердил учение «Одной Личности» Иисуса Христа, осудив все остальные учения. 451 Халкидонский собор года подтвердил идею Единого Лица Иисуса Христа, сформулировав знаменитое Халкидонское Определение с его « монопрозопическими » (имеющими одно лицо) положениями и в то же время явно отрицая обоснованность «диопрозопических» (имеющих два лица) положений. ) просмотры. [ 27 ]

В мандеизме

[ редактировать ]

книгах 1 и 2.1 Правой Гинза : Рабба Гиндзы ), лицо или лик раввина Хайи ( классический мандейский язык ࡐࡀࡓࡑࡅࡐࡀ ࡓࡁࡀ ࡖࡏࡒࡀࡓࡀ , на паршупа произносится parṣufa современном мандейском языке ; also cognate with Classical Syriac: ܦܪܨܘܦܐ, romanized: prṣupa, lit.'countenance', attested in the Peshitta; 17 :2 [ 28 ] ). [ 29 ] Этот арамейский термин является заимствованием греческого слова просопон . [ 30 ]

См. также

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Великобритания : / ˈ p r ɒ s ə p ɒ n / , [ 1 ] [ 2 ] США : / p r ə ˈ s -/ ; [ 3 ] с древнегреческого : πρόσωπον просопон ; множественное число: лица просопа
  1. ^ «Просопон» . Lexico Британский словарь английского языка . Издательство Оксфордского университета . Архивировано из оригинала 20 января 2021 г.
  2. ^ «Просопон» . Оксфордский словарь английского языка (онлайн-изд.). Издательство Оксфордского университета . (Требуется подписка или членство участвующей организации .)
  3. ^ "Просопон" . Словарь Мерриам-Вебстера .
  4. ^ Гонсалес 2005 , с. 142.
  5. ^ Дейли 2009 , с. 342–345.
  6. ^ Грильмайер 1975 , стр. 501-519.
  7. ^ Мейендорф 1989 , с. 173, 190-192, 198, 287, 338.
  8. ^ Хэнсон, с. 649
  9. Василий Кесарийский «может легко использовать просопон в традиционном экзегетическом смысле «персонажа» или «роли» (почти как в пьесе), которую должны были принять на себя Бог, Христос или другие». (Хэнсон, стр. 692)
  10. ^ «Василий рассматривает ипостась и πρόσωπον (просопон, лицо) как синонимы, но он также считает πρόσωπον менее подходящим, слишком близким к савеллианству. Ипостась указывает на реальность существования, которую, по его мнению, πρόσωπον не может быть». (Эйрес, стр. 210)
  11. ^ Мейендорф 1989 , с. 191.
  12. ^ Мейендорф 1989 .
  13. ^ «Использование прозопона , которое не было характерно для Марцелла, но, по-видимому, использовалось Сабеллием…» (Хэнсон, Поиск... стр. 328)
  14. ^ Послание 210.5.36–41.
  15. ^ «Василий рассматривает ипостась и просопон как синонимы, но он также считает просопон менее подходящим, слишком близким к савеллианству». (Эйрес, стр. 210)
  16. ^ Иероним, Послание 15.4.
  17. ^ Рамелли 2011 , с. 474.
  18. ^ Рид 2014 , с. 52–70.
  19. ^ Сперл 1994 , с. 545-568.
  20. ^ Гриллмайер 1975 , стр. 432, 463.
  21. ^ Норрис 1980 , с. 25.
  22. ^ Грильмайер 1975 , стр. 432.
  23. ^ Грильмайер 1975 , стр. 424-427.
  24. ^ Грильмайер 1975 , стр. 510.
  25. ^ Грильмайер 1975 , стр. 463.
  26. ^ Чеснут 1978 , с. 392–409.
  27. ^ Мейендорф 1989 , с. 177-178.
  28. ^ «Духрана Аналитический лексикон сирийского Нового Завета» . Духрана Библейские исследования . 13 февраля 2021 г. Проверено 10 декабря 2023 г.
  29. ^ Гельберт, Карлос (2011). Гинза Рба . Сидней: Книги о живой воде. ISBN  9780958034630 .
  30. ^ Хеберль, Чарльз (19 сентября 2021 г.). «Мандаик и палестинский вопрос» . Журнал Американского восточного общества . 141 (1). дои : 10.7817/jameroriesoci.141.1.0171 . ISSN   2169-2289 .

Источники

[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: bcbd94a888cc5f90159f9af12aa56721__1721145840
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/bc/21/bcbd94a888cc5f90159f9af12aa56721.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Prosopon - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)