Христианство в 15 веке
ознаменовал XV век переход от позднего средневековья к периоду раннего Нового времени в западном христианском мире. В нем доминировало распространение итальянского Возрождения и его философии ренессансного гуманизма (постепенно заменяющей средневековую схоластику ) из его центра в Северной и Центральной Италии по всей Западной Европе.
Восточное православие [ править ]
Попытки воссоединения [ править ]
Восточный император Иоанн VIII Палеолог , на которого сильно давили турки-османы , стремился вступить в союз с Западом, и для этого он договорился с Папой Евгением IV о повторном проведении переговоров о воссоединении, на этот раз на Феррарском соборе. Флоренция . После нескольких долгих дискуссий императору удалось убедить восточных представителей принять западные доктрины Филиокве, Чистилища и верховенства папства. 6 июня 1439 года соглашение было подписано всеми присутствовавшими восточными епископами, кроме одного, Марка Эфесского , который считал, что Рим продолжает оставаться как в ереси , так и в расколе . Казалось, Великий Раскол завершился. Однако по возвращении восточные епископы обнаружили, что их соглашение с Западом в целом отвергается населением и гражданскими властями (за заметным исключением императоров Востока, которые оставались приверженными союзу до падения Константинополя два десятилетия спустя). Уния, подписанная во Флоренции, никогда не была принята восточными церквями.
Падение Константинополя [ править ]

В 1453 году Восточная Римская империя пала перед Османской империей . Но православие было еще очень сильно в России , ставшей автокефальной (с 1448 г., хотя официально Константинополь это не признавал до 1589 г.); и поэтому Москва называла себя Третьим Римом , как культурная наследница Константинополя .
Восточные христиане выражали убеждение, что падение Константинополя было божьим наказанием для императора и духовенства, принявших западные доктрины филиокве , чистилища и верховенства папства . Запад не выполнил своего обещания восточному императору войск и поддержки, если он согласится на примирение. Разграбление Константинополя до сих пор рассматривается Востоком как доказательство того, что Западу в конечном итоге удалось уничтожить Восток.
Под властью Османской империи Православная церковь приобрела власть как автономное просо. Вселенский патриарх был религиозным и административным правителем всей Рум-Милле (османской административной единицы), которая охватывала все восточно-православные подданные империи. Те, кто был назначен на эту роль, были выбраны мусульманскими правителями, а не Церковью.
В результате османского завоевания все православное сообщество Балкан и Ближнего Востока внезапно оказалось изолированным от Запада. В течение следующих четырехсот лет она была ограничена исламским миром, с которым у нее было мало общего в религиозном или культурном отношении. Православные церкви из восточнославянских государств, Валахии и Молдавии были единственной частью православного сообщества, оставшейся вне контроля Османской империи.

Изоляция от Запада [ править ]
В результате османского завоевания Византийской империи в 1453 году и падения Константинополя все православное сообщество Балкан и Ближнего Востока внезапно оказалось изолированным от Запада. В течение следующих четырехсот лет она была заключена во враждебном исламском мире, с которым у нее было мало общего в религиозном или культурном отношении. Русская Православная Церковь была единственной частью православного сообщества, оставшейся вне контроля Османской империи. Частично из-за этой географической и интеллектуальной ограниченности голос восточного православия не был услышан во время Реформации в Европе XVI века. В результате этот важный богословский спор часто кажется православным странным и искаженным. Они никогда не принимали в этом участия, и поэтому ни Реформация, ни Контрреформация не являются частью их богословской системы.
Османской империи права в Религиозные
Ислам признал Иисуса великим пророком и считал христиан еще одним народом Книги . Но он наложил суровые наказания, включая частую смерть немусульман. Таким образом, Церковь не была уничтожена, а ее каноническая и иерархическая организация не была полностью разрушена. Его администрация продолжала функционировать, хотя и в меньшей степени, уже не являясь государственной религией. Одним из первых действий Мехмета Завоевателя было разрешение Церкви избрать нового патриарха Геннадия Схолария . Собор Святой Софии и Парфенон , которые были христианскими церквями на протяжении почти тысячелетия, были преобразованы в мечети, однако большинство других церквей, как в Константинополе, так и в других местах, остались в руках христиан. Поскольку исламский закон не делает различий между национальностью и религией, все христиане, независимо от их языка или национальности, считались единым просом или нацией. Таким образом, патриарх, как высший иерарх, был наделен гражданской и религиозной властью и стал этнарх , глава всего православного населения. Практически это означало, что все православные церкви на территории Османской империи находились под контролем Константинополя. Таким образом, власть и юрисдикционные границы патриарха были чрезвычайно расширены.
Однако эти права и привилегии , включая свободу вероисповедания и религиозных организаций, часто устанавливались в принципе, но редко соответствовали действительности. Юридические привилегии патриарха и церкви зависели, по сути, от прихоти и милости султана и Блистательной Порты , а все христиане рассматривались как граждане второго сорта. Более того, турецкая коррупция и жестокость не были мифом. То, что именно «неверный» христианин испытал это больше, чем кто-либо другой, не подлежит сомнению. Не были в эти века неизвестными и погромы христиан (см. Греко-турецкие отношения ). [1] [2] Разрушительным для Церкви было также то, что она не могла свидетельствовать о Христе. Миссионерская работа среди мусульман была опасна и даже невозможна, тогда как обращение в ислам было вполне законным и допустимым. Обращенных в ислам, вернувшихся в православие, казнили как отступников. Строить новые церкви было запрещено, запрещался даже звон церковных колоколов. Образование духовенства и христианского населения либо прекратилось совсем, либо свелось к самым элементарным элементам.
Коррупция [ править ]
Православная церковь оказалась подвержена турецкой системе коррупции. Патриарший престол часто продавался тому, кто заплатил самую высокую цену, а новое патриаршее вступление в должность сопровождалось крупными выплатами правительству. Чтобы возместить потери, патриархи и епископы облагали налогом местные приходы и их духовенство. Патриарший престол никогда не был прочным. Лишь немногие патриархи между 15 и 19 веками умерли естественной смертью, находясь у власти. Принудительные отречения, ссылки, повешения, утопления и отравления патриархов хорошо задокументированы. Но если положение патриарха было шатким, то же самое касалось и иерархии.
Девширме [ править ]
Девширме — это система сбора молодых мальчиков из завоеванных османскими султанами христианских земель в качестве формы регулярного налогообложения с целью создания лояльной армии (ранее в основном состоящей из военнопленных) и класса (военных) администраторов, называемого «Девширме». Янычары », или другие слуги типа теллака в хамамах. Слово devşirme означает «собирание, сбор» на османском турецком языке . Мальчиков, доставленных таким образом османам, называли гильман или асеми огланлар («мальчики-послушники»).
Антиохия [ править ]
Антиохийская церковь была перенесена в Дамаск в ответ на вторжение Османской империи в Антиохию. Его традиционная территория включает Сирию, Ливан, Иран, Ирак, Кувейт и часть Турции. Остальная часть Антиохийской церкви, в первую очередь местные греки или эллинизированные части коренного населения, оставалась в общении с Римом, Константинополем, Александрией и Иерусалимом.
Сербия [ править ]
Во второй половине XV века Османская империя постепенно завоевала все сербские земли. Наконец, сербская столица Смедерево пала, и 20 июня 1459 года Сербия была официально завоевана султаном Мехмедом II. Все епархии Сербского Патриархата были опустошены во время турецких набегов, а многие монастыри и церкви были разграблены и разрушены. Из-за этого этот период запомнился как «Великое запустение». После смерти патриарха Арсения II в 1463 году был открыт вопрос о престолонаследии. Поскольку источники молчат, историки пришли к выводу, что период вакансии был продлен, что привело к фактическому упразднению Патриаршей должности. [3]
Западное христианство [ править ]
Западный раскол [ править ]
был созван совет В 1409 году в Пизе для решения этого вопроса. Собор объявил обоих существующих пап раскольниками ( Григория XII из Рима; Бенедикта XIII из Авиньона) и назначил нового, Александра V. Но существующие папы отказались уйти в отставку, и таким образом появилось три папских претендента. Другой совет был созван в 1414 году, Констанцский собор . В марте 1415 года пизанский папа Иоанн XXIII переодетым бежал из Констанции; его вернули в плен и свергли в мае. Римский папа Григорий XII добровольно подал в отставку в июле. Авиньонский папа Бенедикт XIII отказался приехать в Констанцию; и при этом он не рассматривал бы возможность отставки. Собор окончательно сверг его в июле 1417 года. Собор в Констанце, окончательно очистив поле от пап и антипап, в ноябре избрал Папой Мартином V Папой.
( 1399–1599 Итальянский Ренессанс )

Итальянский Ренессанс был периодом великих культурных перемен и достижений, отмеченных в Италии классической ориентацией и увеличением богатства за счет торговой торговли. Город Рим, папство и Папская область были затронуты эпохой Возрождения. С одной стороны, это было время большого художественного покровительства и архитектурного великолепия, когда Церковь поддерживала таких художников, как Микеланджело , Брунеллески , Браманте , Рафаэль , Фра Анджелико , Донателло и Леонардо да Винчи . С другой стороны, богатые итальянские семьи часто обеспечивали епископские должности, включая папство, для своих членов, некоторые из которых были известны своей безнравственностью, например, Александр VI и Сикст IV .
и движения Схоластика
Схоластическое богословие продолжало развиваться, когда XIII век сменился четырнадцатым, становясь все более сложным и тонким в своих различиях и аргументах. В XIV веке, в частности, наблюдался рост доминирования номиналистических или волюнтаристских теологий таких людей, как Уильям Оккам . XIV век также был временем, когда движения самого разного характера работали над реформой институциональной церкви, такие как соборность , лоллардии и гуситы . Духовные движения, такие как Devotio Moderna, также процветали.
Известные авторы

- Ян Гус (ок. 1369–1415)
- Пьер д'Айи (1351–1420)
- Жан Жерсон (1363–1429)
- Николай Клеманж (1360–1440)
- Николай Кузанский (1401–1464)
- Фома Кемпис (1380–1471)
- Денис Картезианин (1402–1471)
- Рудольф Агрикола (1444–1485)
- Вессель Гансфорт (1419–1489)
- Габриэль Биль (1425–1495)
- Иоганн Хейнлин (1425–1496)
- Джироламо Савонарола (1452–1498)
- Ян Стандонк (1454–1504)
- Конрад Селтис (1459–1508)
- Иоганн Гейлер (1445–1510)
- Иоганн Рейхлин (1455–1522)
- Иоганн фон Штаупиц (1460–1524)
- Джейкоб Вимпфелинг (1450–1528)
- Жак Лефевр д'Этапль (1455–1536)
и предшественники Реформации протестантской Корни
Констанцский собор подтвердил укрепление традиционной средневековой концепции церквей и империй. Он не затронул национальную напряженность или теологическую напряженность, которая возникла в предыдущем столетии. Совет не смог предотвратить расколы и гуситские войны в Богемии . [4]
Исторические потрясения обычно приводят к новому мышлению о том, как должно быть организовано общество. Так было до протестантской Реформации. После распада монашеских институтов и схоластики в позднесредневековой Европе, усугубленного «вавилонским пленением» авиньонского папства, Великим расколом и провалом соборного движения , в XVI веке разгорелись великие культурные дебаты о религиозных вопросах. реформы, а затем и фундаментальные религиозные ценности. Историки обычно предполагают, что неудача в реформировании (слишком много корыстных интересов, отсутствие координации в реформирующей коалиции) в конечном итоге приведет к еще большему перевороту или даже революции, поскольку система в конечном итоге должна быть скорректирована или распадется, а Соборное движение потерпело неудачу. способствовал проведению протестантской Реформации в Европе. Эти разочарованные реформистские движения варьировались от номинализма , devotio Moderna (современная преданность) до гуманизма , возникающего в сочетании с экономическими, политическими и демографическими силами, которые способствовали растущему недовольству богатством и властью элиты. духовенства , информируя население о финансовой и моральной развращенности светской церкви эпохи Возрождения .
Исход « черной смерти» способствовал радикальной реорганизации экономики и, в конечном итоге, европейского общества. Однако в развивающихся городских центрах бедствия 14-го и начала 15-го веков и возникшая в результате нехватка рабочей силы дали мощный стимул для экономической диверсификации и технологических инноваций. После Черной смерти первоначальные человеческие жертвы в результате голода, чумы и эпидемий способствовали интенсификации накопления капитала в городских районах и, таким образом, послужили стимулом для торговли, промышленности и бурного роста городов в таких разнообразных областях, как банковское дело ( Фуггеровская теория банкирская семья в Аугсбурге и семья Медичи во Флоренции являются наиболее известными); текстиль, вооружение , особенно стимулированное Столетней войной , и добыча железной руды с быстро развивающейся военной промышленностью. Накопление излишков, конкурентное перепроизводство и усиление конкуренции за максимизацию экономических преимуществ способствовали гражданской войне, агрессивному милитаризму и, следовательно, централизации. В результате движения к централизации такие лидеры, как Людовик XI Франции стремился снять все конституционные ограничения на осуществление своей власти. В Англии , Франции и Испании движение к централизации, начатое в XIII веке, завершилось успешно.
Но по мере того, как восстановление и процветание прогрессировали, что позволило населению достичь прежнего уровня в конце 15-го и 16-го веков, сочетание как нового изобилия рабочей силы, так и повышения производительности было «смешанным благом» для многих сегментов западноевропейского общества. . Вопреки традиции, помещики начали движение по исключению крестьян из « общих земель ». По мере стимулирования торговли землевладельцы все больше отходили от поместного хозяйства. Шерстяное производство значительно расширилось во Франции , Германии и Нидерландах , и начали развиваться новые текстильные отрасли.
Изобретение передвижных шрифтов привело к протестантскому рвению переводить Библию и передавать ее в руки мирян. Это будет способствовать развитию культуры библейской грамотности.
«Гуманизм» эпохи Возрождения стимулировал беспрецедентное академическое брожение и озабоченность академической свободой . В университетах продолжались серьезные теоретические дебаты о природе церкви, а также об источнике и степени власти папства, соборов и князей. [5] [6]
Распространение христианства [ править ]
В конце 15-го и начале 16-го веков европейские миссионеры и исследователи распространили католицизм в Америке , Азии , Африке и Океании . Папа Александр VI в папской булле Inter caetera передал колониальные права на большинство недавно открытых земель Испании и Португалии . [7] В рамках системы патронато государственные органы контролировали назначения священнослужителей, и прямые контакты с Ватиканом не допускались. [8]
В декабре 1511 года монах-доминиканец Антонио де Монтесинос открыто упрекнул испанские власти, управляющие Эспаньолой, в плохом обращении с американскими туземцами, заявив им: «... вы находитесь в смертном грехе... за жестокость и тиранию, которую вы используете в обращении с этими невиновные люди». [9] [10] [11] В ответ король Фердинанд принял законы Бургоса и Вальядолида . Правоприменение было слабым, и хотя некоторые обвиняют Церковь в том, что она не сделала достаточно для освобождения индейцев, другие указывают на Церковь как на единственный голос, выступающий от имени коренных народов. [12]
Хронология [ править ]
См. также [ править ]
- История христианства
- История Римско-католической церкви
- История Восточной Православной Церкви
- История христианского богословия#Поздняя схоластика и ее современники
- История восточного православия
- Хронология христианства # Средневековье
- Хронология христианских миссий # Средневековье
- Хронология Римско-католической церкви № 800–1453.
- Хронологический список святых и блаженных XV века.
Ссылки [ править ]
- ↑ Австралийский институт исследований Холокоста и геноцида. Архивировано 7 июня 2007 г. в Wayback Machine The New York Times .
- ^ http://www.helleniccomserve.com/pdf/BlkBkPontusPrinceton.pdf [ пустой URL PDF ]
- ^ Чиркович, Сима (2004). Сербы . Молден: Издательство Блэквелл. п. 134. ИСБН 9781405142915 .
- ^ Лютцов, Франтишек (1911). Чисхолме, Хью (ред.). Британская энциклопедия . Том. 14 (11-е изд.). Издательство Кембриджского университета. стр. 7–9. . В
- ^ Гонсалес, Хусто Л. (1984). История христианства: Vol. 1: Ранняя церковь до Реформации . Сан-Франциско: Харпер. ISBN 0-06-063315-8 .
- ^ Латуретт, Кеннет Скотт (1975). История христианства, Том 1: От начала до 1500 года (пересмотренная версия) . Сан-Франциско: Харпер. ISBN 0-06-064952-6 .
- ^ Кошорке, История христианства в Азии, Африке и Латинской Америке (2007), стр. 13, 283.
- ^ Дюссель, Энрике, История Церкви в Латинской Америке , Wm B Eerdmans Publishing, 1981, стр. 39, 59.
- ^ Вудс, Как церковь построила западную цивилизацию (2005), с. 135
- ^ Йохансен, Брюс, Коренные народы Северной Америки, издательство Университета Рутгерса, Нью-Брансуик, 2006, стр. 109–110.
- ^ Кошорке, История христианства в Азии, Африке и Латинской Америке (2007), с. 287
- ^ Дюссель, Энрике, История Церкви в Латинской Америке , Wm B Eerdmans Publishing, 1981, стр. 45, 52, 53.
- ^ Латуретт, 1953, с. 652-653
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Барретт, с. 25
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Кейн, с. 57
- ^ Камен, Генри. Испанская инквизиция: исторический пересмотр , издательство Йельского университета, 1999, стр. 56
- ^ Кейн, 57 лет.
- ^ Латуретт, 1953, с. 613-614
- ^ Де Графт-Джонсон. Африканская слава: история исчезнувших негритянских цивилизаций , Прегер, 1954, с. 132
- ^ Кейн, 69 лет.
- ^ Пане, Рамон, Отчет о древностях индейцев: Хроники Нового Света , под редакцией Хосе Аррома и переводом Сьюзен К. Грисволд. Издательство Университета Дьюка, 1999, стр. 32
- ^ Барретт, с. 26
Дальнейшее чтение [ править ]
- Эслер, Филип Ф. Раннехристианский мир . Рутледж (2004). ISBN 0-415-33312-1 .
- Уайт, Л. Майкл. От Иисуса к христианству . ХарперКоллинз (2004). ISBN 0-06-052655-6 .
- Фридман, Дэвид Ноэль (Эд). Библейский словарь Эрдмана . Вм. Издательство Б. Эрдманс (2000). ISBN 0-8028-2400-5 .
- Пеликан, Ярослав Ян. Христианская традиция: возникновение католической традиции (100–600) . Издательство Чикагского университета (1975). ISBN 0-226-65371-4 .