Формальные и материальные принципы богословия
Формальный принцип и материальный принцип — это две категории в христианском богословии, позволяющие идентифицировать и отличать авторитетный источник богословия (формальный принцип) от самого богословия, особенно центральной доктрины этого богословия (материального принципа), религии , религиозного движения, традиции и т. д. тело, деноминация или организация. Формальным принципом обычно являются тексты или почитаемые лидеры религии, тогда как материальный принцип является ее центральным учением. Пауль Тиллих считал, что идентификация и применение этой пары категорий в богословской мысли зародились в XIX веке. [1] Еще в 1845 году протестантский богослов и историк Филип Шафф обсуждал их в своей работе «Принцип протестантизма» . [2] Они были использованы лютеранским учёным Ф.Э. Майером в его работе «Религиозные организации Америки» для облегчения сравнительного изучения веры и практики христианских конфессий в Соединённых Штатах . [3] Об этом также говорится в богословской брошюре под названием «Евангелие и Писание» , выпущенной Комиссией по теологии и церковным отношениям Лютеранской церкви — Синодом штата Миссури. [4]
Выводы Ф.Э. Майера
[ редактировать ]Восточное православие
[ редактировать ]- Формальный принцип – Библия и «священная традиция». [5]
- Материальный принцип (θέωσις), совершенный Иисусом Христом - теопоэзис или теозис , окончательное обожение человека. Они цитируют Афанасия Александрийского из его «Воплощения слова» : «Христос принял человечество, чтобы мы могли стать Богом». [6]
Римский католицизм
[ редактировать ]- Формальный принцип – Библия , Традиция, Разум, [7] Папа и Магистериум .
- Материальный принцип – «Душа человека, поскольку она исходит непосредственно от Бога, добра и стремится к воссоединению с Богом, реализованному в блаженном видении Бога. Тело человека подвержено греху и отчуждено от Бога. Поэтому человек должен постепенно оправдываться, то есть стать праведным. Этот результат достигается, когда через таинства человек входит в «состояние благодати» и соблюдает заповеди, которые церковь... своим «божественным поручением» налагает на «верных». [8]
лютеранство
[ редактировать ]- Формальный принцип – только Библия ( sola Scriptura ) [9]
- Материальный принцип – «обобщение и краткое изложение христианской истины», согласно которой люди оправдываются благодатью Божией только через веру во Христа. [10]
Англиканство
[ редактировать ]- Формальный принцип в целом: Библия , авторитет церкви и разум. [11] В частности, для лиц разного церковного служения :
- Низкая Церковь — Библия как единственный источник и вполне достаточная норма религиозной истины. [11]
- Высокая церковь - «доктринальный авторитет последовательно опирался на Христа, на обучающую церковь, на Священные Писания и на советы». Это называется консенсус фиделиум («согласие верующих»). [11]
- Широкая церковь — наряду с Библией и консенсусом фиделиум включает «самораскрытие Бога в религиозном и нравственном развитии человеческого рода в целом, в религию Израиля, личность Христа и жизнь Его мистического тела». , церковь». [11]
- Принцип материала :
- Низкая Церковь – «учение о благодати Божией, которую вера постигает без присоединения человеческих дел». [11]
- Высокая Церковь — поклонение церкви и апостольское преемство . [12]
- Широкая церковь — жизнь, соответствующая этическим учениям Иисуса. [13]
Цвинглианство
[ редактировать ]- Формальный принцип – Библия и прямое откровение от Святого Духа. [14]
- Материальный Принцип – абсолютная божественная причинность. [15]
Кальвинизм
[ редактировать ]- Формальный принцип – Библия как единственный стандарт всей истины ( sola scriptura ). [16]
- Материальный принцип – грешный человек оправдывается только верой ( sola fide ).
Методизм
[ редактировать ]- Формальный принцип – Библия , разум, учение древней церкви. [17]
- Материальный Принцип – совершенный человек, т.е. полное освящение. [17]
Сноски
[ редактировать ]- ^ Пол Тиллих, История христианской мысли от ее иудейского и эллинистического происхождения до экзистенциализма , Карл Э. Браатен, изд. (Нью-Йорк: Simon & Schuster, 1967), 280
- ^ Филип Шафф, Принцип протестантизма в связи с нынешним состоянием церкви , Джон В. Невин, пер., (Чемберсбург, Пенсильвания: Издательство Немецкой реформатской церкви, 1845), 54–94.
- ^ Ф. Е. Майер, Религиозные организации Америки , 4-е изд. (Сент-Луис: Concordia Publishing, 1961), passim .
- ^ Синод, Лютеранская церковь-Миссури. «Библиотека документов LCMS» . files.lcms.org . Проверено 24 февраля 2022 г.
- ^ Майер (1961), с. 11.
- ^ Майер (1961), с. 13. См. также, О воплощении 54:3, с. 25:192Б.
- ^ Майер (1961), с. 40.
- ^ Майер (1961), с. 47.
- ^ Майер (1961), с. 144.
- ^ Майер (1961), с. 144–47.
- ^ Перейти обратно: а б с д и Майер (1961), с. 276.
- ^ Майер (1961), стр. 276–77.
- ^ Майер (1961), с. 277.
- ^ Майер (1961), с. 201–3.
- ^ Майер (1961), с. 203.
- ^ Майер (1961), с. 207.
- ^ Перейти обратно: а б Майер (1961), с. 289.