Ян Стандонк
![]() | Эта статья включает список литературы , связанную литературу или внешние ссылки , но ее источники остаются неясными, поскольку в ней отсутствуют встроенные цитаты . ( Май 2024 г. ) |
Ян Стандонк | |
---|---|
![]() |
Ян Стандонк (или Жан Стандонк ; 16 августа 1453 — 5 февраля 1504) — фламандский священник , схоласт и реформатор .
Он был частью великого движения за реформу французской церкви 15-го века. Его подход заключался в реформировании набора и образования духовенства в очень аскетическом духе под сильным влиянием святого отшельника Франциска Паолы . С этой целью он основал множество колледжей , все они строго контролировались и были предназначены для бедных студентов с настоящим призванием. Главным среди них был Коллеж де Монтегю , позднее входивший в состав Парижского университета . Он жил в то время, когда эта модель реформ находилась под растущим давлением со стороны более радикальной критики, в том числе со стороны одного из его самых известных учеников, Эразма .
Ранние годы
[ редактировать ]Он родился в Мехелене (в то время входившим в состав Бургундских Нидерландов ) в чрезвычайно скромной обстановке, в семье бедного сапожника . Там он получил раннее образование, но быстро перешел в Гауда , где Братья общей жизни руководили знаменитой школой по монашескому образцу. Здесь Ян развил свое предпочтение мистического , а не интеллектуального подхода к религии, а также решительно аскетического подхода к религиозной жизни. Образование, которое он получил от Братьев , было традиционным средневековым , включая грамматику и логику , и проводилось в течение долгих дней, прерывалось религиозными обрядами и сопровождалось скудной едой, холодными кроватями и множеством наказаний. Однако древними писателями не пренебрегали: Вергилий , Овидий , Гораций , Цицерон и Катон были тщательно изучены с целью создания хорошего латинского стиля и множества моральных посланий. Но его предостерегали от взглядов этих языческих авторов, в противовес которым он изучал Библию и отцов церкви . В частности, он изучал Преданность Модерна ; мистический подход, основанный на Фомы Кемписа «Подражании Христу» , в частности, подражании его страданиям. Ян платил за учебу, как и многие бедные мальчики, работая на кухне или присматривая за более богатыми учениками, а также выполняя черную работу, например, звоня в колокольчик. По словам анонимного монаха, который был его первым биографом (1519 г.), он не мог позволить себе свечи, поэтому после тяжелого дня читал высоко на колокольне при свете луны. Ему так и не удалось выработать хороший латинский стиль — он, по-видимому, всегда был грубым и полным ошибок — и он ничего не знал о греческом языке, который воспламенял энтузиазм многих его современников, но он никогда не терял любви к суровой религиозной жизни. учился в Гауда .
22 ноября 1469 года он поступил в Левенский университет, но, похоже, вскоре после этого переехал в Париж. Здесь он снова выполнял черновые услуги – на этот раз монахам Святой Женевьевы – в обмен на свое образование. Он получил степень в 1475 году. Ему сразу же предложили стать регентом — то есть студентом-магистром — в Коллеж де Монтегю , где он также начал свои (более продвинутые) исследования в области теологии . Вскоре после этого он посетил известного итальянского отшельника , приглашенного во Францию королем Карлом VIII . Это был святой Франциск Паолский , основатель минимов , который отказался от всего имущества (он приехал во Францию пешком из Италии), включая личное пользование деньгами, и подверг себя суровым лишениям в отношении еды, одежды, чистоты. , отопление и постельное белье. Ян был чрезвычайно поражен святым видом Франциска.
Колледж Монтейгу
[ редактировать ]30 мая 1483 года он стал магистром Колледжа Монтегю , дома для бедных студентов издалека. Колледж был основан в 1314 году Жилем Эселином . [1] в Нормандии , Франция, который был архиепископом Руана с 1311 по 1319 год). Позже в том же году он также стал библиотекарем Сорбонны , знаменитого теологического факультета Парижского университета .
Когда Ян Стандонк вступил во владение, колледж находился в полном запустении — некоторые стены падали. Он стал известен как Коллеж де Монтегю в честь брата архиепископа, и Ян должен был прославить его. Он установил очень строгий режим для студентов. Уйти они могли только с его разрешения и должны были вернуться до наступления темноты — он каждую ночь брал ключ у швейцара. Они носили только одно матерчатое платье, и каждый день им давали только кусок хлеба. Им приходилось каждое утро в одиннадцать часов идти к дверям ближайшего монастыря, чтобы получить еду. Их наказывали за малейшие проступки и поощряли — из чистой благотворительности — сообщать о любых проступках и критиковать поведение друг друга. Эразм , один из студентов, позже сказал, что, по его мнению, никто не может забыть — или даже выжить невредимым — время, проведенное в колледже.
16 декабря 1485 года Стандонк был избран ректором университета. Студенты поднялись в яростном протесте, такова была его репутация сурового и строгого человека. (10 апреля 1490 г. он подал властям официальную жалобу на то, что студенты не посещают его лекции).
Реформа духовенства
[ редактировать ]В 1490 году он получил доктора богословия степень , хотя никогда не вносил оригинального вклада в теологию. Его просто не интересовали эти абстрактные рассуждения. Действительно, в диспутах , которые он, как записано, вел с другими университетскими докторами, он всегда выходит на второе место. Его больше интересовали практические средства спасения – по его словам, возвращение к бедности и полное самоотречение – и они проповедовались с фламандским акцентом, но на мощном французском языке. Он очень строго следовал правилам Франциска Паолы и проповедовал, что все священники и монахи должны поступать так же. К 1493 году в колледже обучалось 80 студентов. Они уходили только тогда, когда уходили в монастырь или чтобы стать приходским священником. Стандонк надеялся таким образом реформировать церковь. В том же году король учредил комиссию по расследованию злоупотреблений в церкви, и его попросили прочитать им лекцию, что он и сделал 12 ноября в Туре . При этом он изложил длинный список требований. Большинство из них были знакомы церковным реформаторам: священниками должны быть только годные и достойные люди, за их услуги и за принятие должности не должно взиматься денег. Должны быть свободные выборы (подходящими и надлежащими священниками) их епископы или монахи их настоятелей и все другие религиозные должности (включая преподавателей в университете). Он добавил, что требует, чтобы священники и монахи вели образцовую жизнь. Это означало его уже хорошо известную строго аскетическую жизнь, в том числе насаждение безбрачия среди духовенства.
Тем временем его репутация святого росла. Он был назначен каноником Бове Бове 11 ноября 1493 года. В следующем году он попросил монахов Шартре следить за духовным благополучием его колледжа, который он поставил на более прочную основу с помощью регулярных правил, одобренных Капитулом . Собор Нотр-Дам . Адмирал Франции подарил ему собственность , Луи Мале де Гравиль приносившую 120 ливров в год, которую он использовал для нужд колледжа. Адмирал также оплатил строительство нового здания. В следующем году он получил еще один подарок на ту же сумму от Жана де Рошшуара , который он посвятил колледжу. Когда он проповедовал в церкви Святого Георгия в Аббевиле во время Великого поста в 1496 году, единственной платой, которую он просил, была черная и серая ткань, чтобы одеть своих учеников.
В 1498 году король Португалии Мануэль I официально подал во Францию жалобу на продажу португальских товаров, захваченных французскими корсарами через адмирала Гравиля. [2] Чтобы умилостивить короля, Стандонк предложил две стипендии достойным португальским студентам колледжа. [3] Король согласился, став благотворителем Колледжа де Монтегю и отправив Диого де Гувейю учиться там в 1499 году.
Реформа распространяется
[ редактировать ]Его послание о реформированном духовенстве пользовалось большим спросом (хотя ему пришлось обратиться за вооруженной помощью к людям адмирала, чтобы изгнать монаха -августинца с кафедры в Аббевиле ). Позже в том же году он попытался привести еретика , чтобы тот увидел ошибочность его пути. Жан Ланглуа был священником, много путешествовавшим по Испании, Провансу , Италии и Богемии , где он почерпнул несколько опасных идей. толкнул священника, служившего мессу в соборе Парижской Богоматери , и рассеял воинства из чаши чем растоптать их и объявить идею реального присутствия Христа , прежде в них суеверием 3 июня 1496 года он . Он также был братом одного из учеников Стендонка, поэтому Ян посетил его в тюрьме, чтобы попытаться заставить его покаяться, что он и сделал. Однако, когда он узнал, что его собираются передать гражданским властям и казнить, он отказался от своего покаяния. Перед собором Парижской Богоматери его торжественно лишили священства, а публичный палач отрубил руку, оскорбительно прикоснувшуюся к священной чаше. Затем его посадили спиной на осла и отвели на свиной рынок, чтобы сжечь. Стендонк следовал за ним всю дорогу, проповедуя и умоляя покаяться, пока он не был настолько измотан, что не мог говорить. Ланглуа раскаялся, когда его сжигали. Стендонк заявил, что отныне он будет соблюдать строгую Пост постный .
Требования к его услугам были настолько велики, что ему пришлось обратиться за помощью к Братьям общей жизни Виндесхайма , включая в Нидерландах , которые согласились прислать ему шесть священников во главе с Жаном де Брюсселем переводчика. Их вместе с выпускниками Монтегю он разослал по монастырям и епископам, которые просили помощи в реформировании своих священников. Они будут работать, подавая пример строгой подвижнической жизни в молитве и благоговении. Многие монахи начали подозревать некий порядок захвата власти. Третьи начали возмущаться предположением, что они не знают, как жить святой жизнью, а третьи считали подход Стандонка слишком радикальным. Он имел переменный успех, и братья-голландцы вернулись домой. Он победил нескольких могущественных врагов в нескольких престижных монастырях , включая монастырь Святого Виктора.
Оппозиция растет
[ редактировать ]27 октября 1496 года капитул собора Парижской Богоматери приказал всем священникам епархии отказаться от всех женщин, с которыми они жили. Этому было ожесточенное сопротивление. В следующем году он получил один голос на выборах архиепископа Реймса , и Яна убедили использовать это как вызов сомнительным методам, использованным победителем, кандидатом короля. Карл VIII умер, и новый король Людовик XII был коронован новым архиепископом в Реймском соборе 17 декабря 1498 года. Чтобы укрепить свое положение, Людовик развелся со своей женой Жанной и женился на вдове, королеве Анне , покойного короля. который был его племянником. Ян неразумно отговаривал королеву от брака и проповедовал против развода (за исключением случаев супружеской измены). В начале следующего года он вместе с другими докторами университета объявил забастовку в знак протеста против того, что они считали незаконным вмешательством короля в их дела. Он сыграл важную роль в изложении их дела. Он также помог одному из наиболее решительных противников развода сбежать. Король получил развод и приступил к наказанию своих противников. Стандонку посчастливилось получить ссылку всего на два года. Он передал руководство колледжем Ноэль Беда и Джон Мэйр отправились в Камбре в его родной Фландрии, где его приветствовал епископ.
Последние годы
[ редактировать ]Он использовал время в изгнании, чтобы продолжить проповедь, и основал школы на базе Колледжа де Монтегю в различных городах, включая его родной город Мехлин , Бреду и его старый университет Левена . Позже он основал один в Бове , где был каноником собора . В Брюсселе он проповедовал эрцгерцогу Филиппу Австрийскому и посетил братьев в Виндесхайме и Гауде . Людовик XII под давлением уступил в 1500 году, подписав 17 апреля очень грубую рекомендацию. 21 августа того же года Папа Александр VI официально согласился с правилами, которые Стендонк установил для своих колледжей, и в следующем году он отправился посетить новые колледжи в Валансьене , Лейдене и Харлеме , а также вновь Мехлин . В 1502 году он получил один голос за епископство Парижа , но благоразумно не последовал этому примеру. Он попытался обратить в свою веру еще одного еретика , но на этот раз ему это не удалось, однако он не утратил своего типично средневекового вкуса к судебным тяжбам. В 1503 году он подал в суд на одного из магистров колледжа ( Жака Альмена ) за его отъезд, взяв с собой нескольких студентов. Им было приказано вернуться. Позже он заболел лихорадкой, настолько сильной, что врачи настояли, чтобы он съел немного мяса, что он и сделал. Он вторил святому Франциску Ассизскому, приветствуя приступы лихорадки словами «Добро пожаловать, сестра Лихорадка!». Он немного выздоровел, но в начале 1504 года у него случился рецидив. Он умер в ночь с 4 на 5 февраля в возрасте 50 лет и был немедленно без церемоний похоронен у дверей часовни, чтобы люди могли ходить по его могиле. Надпись гласила: «Souvenez-vous du pauvre homme Standonck» — вспомните бедняка Стандонка.
Влияние
[ редактировать ]Нет сомнений в огромном влиянии Стандонка в то время, и основанный колледж на протяжении веков был одним из самых престижных в мире, выпуская ученых и ярых реформаторов всех лагерей, включая Беду, Джона Мэра, Эразма, а затем Кальвина и Лойолу . Его форма реформы — воспитание образцового духовенства — была перенята католической Реформацией, но была отвергнута более радикальной реформой, требуемой Лютером , Кальвином и Ноксом , для которых личное унижение скорее не имело значения. Католический реформатор Эразм согласился. Его суждение о Яне Стэндонке заключалось в том, что его намерения были благими, но ему не хватало рассудительности. Судебное решение Эразма о Коллеж де Монтегю было поистине жестоким. Другие — например, Джон Мэйр — вспоминали об этом с огромной благодарностью и уважением.
Примечания
[ редактировать ]- ^ В противном случае Жиль Эйселин (старший), Жиль Асселин де Монтегю или Монтегю.
- ^ ЛАХ, Дональд Ф. (1994). Азия в создании Европы: Том II, Столетие чудес . Издательство Чикагского университета. п. 11. ISBN 0-226-46733-3 .
- ^ ПЕЛЛЕРЕН, Аньес, Анн Лима, Ксавье де Кастро (2009). Португальцы в Париже: на протяжении веков и районы . Франция: Издания Chandeigne. п. 45. ИСБН 978-2-915540-35-2 .
{{cite book}}
: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка )
Ссылки
[ редактировать ]- Реноде, Огюстен Жан Стандонк, католический реформатор до реформы. Париж, Общество истории французского протестантизма, 1908 г. Выдержка из Бюллетеня Общества истории французского протестантизма (январь-февраль 1908 г.), Библиотека Мичиганского университета .
- Реноде, Огюстен Пререформация и гуманизм в Париже во время первых итальянских войн (1494–1516) Bibliotèque del l'Institut Français de Florence (Университет Гренобля, 1-я серия, том VI) ' Эдуард Чемпион, Париж, 1916 г.
- Реноде, Огюстен Гуманизм и Возрождение: Данте, Петрарка, Стандонк, Эразм, Лефевр д'Этапль, Маргарита Наваррская, Рабле, Гишарден, Джордано Бруно . Женева: Э. Дроз, 1958. 279 стр. Серия: Произведения гуманизма и Возрождения; #30