Подражание Христу

В христианском богословии подражание Христу – это практика следования примеру Иисуса . [1] [2] [3] В восточном христианстве термин « жизнь во Христе» иногда используется для обозначения того же понятия. [1]
Идеал подражания Христу был важным элементом как христианской этики , так и духовности. [4] Ссылки на эту концепцию и ее практику можно найти в самых ранних христианских документах, например, в Посланиях Павла . [3]
Святой Августин рассматривал подражание Христу как основную цель христианской жизни и как средство от грехам Адама подражания . [5] [6] Святой Франциск Ассизский верил как в физическое, так и в духовное подражание Христу, отстаивал путь бедности и проповедовал, как Иисус, который был беден при рождении в яслях и умер обнаженным на кресте. [7] [8] Фома Кемпийский , с другой стороны, представил путь к «Подражанию Христу», основанный на сосредоточении внимания на внутренней жизни и отстранении от мира. [9]
Тема подражания Христу существовала на всех этапах византийского богословия , а в книге XIV века « Жизнь во Христе» Николай Кавасила рассматривал «проживание своей личной жизни» во Христе как фундаментальную христианскую добродетель . [1] [10]
Ранний период
[ редактировать ]
Почему ты горд, о человек? Бог для тебя стал низким. Возможно, тебе было бы стыдно подражать скромному человеку; тогда хотя бы подражайте скромному Богу.
- Святой Августин , В Евангелии от Иоанна , трактат 25, 16.
Слово «подражать» не встречается в канонических евангелиях , но слово « следовать» часто применяется к тем, кто верил в Иисуса. [3] и Иисус упоминается как требующий подражания в той или иной форме ( Матфея 10:38 ; 16:24 ; Луки 14:27 ). Но в 1 Фессалоникийцам 1:6 апостол Павел говорит о подражании Христу, а также о себе самом, и утверждает: «И вы стали подражателями нам и Господу, приняв слово во многих скорбях, с радостью Святой Дух». [1] [3] Точно так же в 1 Петра 2:21 апостол Петр объясняет обязанность христиан «идти по стопам Его [Христа]».
Для Павла подражание Христу предполагает готовность быть сформированным Святым Духом , как в Римлянам 8:4 и Римлянам 8:11 , и самоотверженное служение любви другим, как в 1 Коринфянам 13 и Галатам 5:13 . [1] Подражание Христу, как в Ефесянам 5:1 , затем рассматривается Павлом как путь к подражанию Богу: «Итак будьте подражателями Богу, как возлюбленные дети, и поступайте в любви, как и Христос возлюбил вас». [2]
Самые ранние концепции подражания были сосредоточены на делах Святого Духа , самопожертвовании и мученичестве . [4] Со временем этот фокус изменился, и ко времени святого Франциска Ассизского попытки буквального подражания Христу уже устоялись. [4]
К IV веку идеал подражания Христу был широко принят, и для Святого Августина это было конечной целью обращения и основной целью христианской жизни. [5] [11]
Книга 7 « Исповеди» святого Августина включает хорошо известный отрывок «по крайней мере, подражайте смиренному Богу», который подтверждает сильную христианскую традицию подражания Христу около 400 года. [3] Августин рассматривал человека как существо, приближающееся к Святой Троице через подобие, т. е. подражая Сыну , связанному с Отцом благодатью Святого Духа. [12] Таким образом, для Августина подражание Христу возможно благодаря Духу, дарующему Божью благодать. [12] Августин рассматривал Христа одновременно как знак благодати и пример для подражания, и в своих более поздних произведениях утверждал, что подражание Христу ведет к мистическому союзу с ним. [3]
Средний возраст
[ редактировать ]895 Трибурский собор года считал тройное погружение при крещении подражанием трем дням пребывания Иисуса во гробе, а воскресение из воды — подражанием Воскресению Иисуса . [3] В этот период также усилилась тенденция к отрицанию плоти в пользу души среди монашеских общин, которые видели в отвержении физического тела (как подражание страданиям Христовым) путь к более высокому уровню духовного развития. достижение. [3]

В XII веке святой Бернар Клервоский считал смирение и любовь ключевыми примерами подражания Христу. [3] Бернар утверждал, что Отец послал Своего Сына, который, в свою очередь, послал Духа в Церковь, и что те, кто, подражая Христу, смиряются и служат Церкви, обретут близкий союз с Богом. [13]
В начале 13-го века на сцену вышли группы нищенствующих монахов , стремившихся подражать Христу, живя в бедности, а также проповедуя, как это делал Иисус, и, если необходимо, следовать за ним до мученической смерти. [14] Главными среди них были последователи святого Франциска Ассизского , которые верили как в физическое, так и в духовное подражание Христу. [7] Франциск рассматривал бедность как ключевой элемент подражания Христу, который был «нищим при рождении в яслях, бедным, когда жил в мире, и нагим, когда умер на кресте». [7] Франциск также обратил внимание на бедность Девы Марии и расценил это как благородное подражание. [15] Он также был первым зарегистрированным случаем стигматов в истории христианства и, как сообщается, рассматривал свои стигматы как ключевой элемент своего подражания Христу. [7] [8]
Позже, в 13 веке, святой Фома Аквинский (который выступал за совершенство Христа ) считал подражание Христу необходимым для религиозной жизни. В Summa Theologica 2.2.186.5 Фома Аквинский заявил, что «религиозное совершенство состоит главным образом в подражании Христу», а в 3.65.2 он позиционировал «совершенство духовной жизни» как подражание Христу, при этом крещение является первым шагом в путь к подражанию совершенному Христу . [3]
Тема подражания Христу продолжала существовать на всех этапах византийского богословия , хотя некоторые восточные богословы, такие как Николай Кавасила, предпочитали использовать термин «Жизнь во Христе», как в его одноименной книге XIV века. [1] Кавасила выступал за то, чтобы «жить своей личной жизнью» во Христе как фундаментальную христианскую добродетель. [10] Кавасила также считал, что Евхаристия образует новую жизнь во Христе. [16]
В весьма влиятельной книге «Подражание Христу», впервые изданной в 1418 году, Фома Кемпис дал конкретные инструкции по подражанию Христу. [3] Его книга, возможно, является наиболее читаемым христианским религиозным произведением после Библии . [17] Подход Кемписа характеризуется акцентом на внутреннюю жизнь и уходом от мира, в отличие от активного подражания Христу (включая внешнюю проповедь) со стороны других монахов. [9] В книге большое внимание уделяется преданности Евхаристии как ключевому элементу духовной жизни. [9]
Реформация
[ редактировать ]Реформация привела к разностороннему смещению акцента на концепции подражания. В 16 веке Мартин Лютер первоначально еще сильнее усилил связь между крещением и подражанием. [3] [4] Но со временем Лютер перестал любить термин «подражание» и предпочел термин «конформизм», рассматривая подражание как попытку скрыть учение о «делах Христа». [3] [4] Однако Жан Кальвин в своих трудах отводил видное место подражанию Христу и разработал идеал «мистического союза» с Христом, который находил отклик в Новом Завете. [4]
Но в XVI веке также сохранялся интерес к подражанию Христу. Святой Игнатий Лойола продолжал отстаивать путь подражания и поощрял чувство «бытия со Христом» и переживания Его человечности, например, в своих «Духовных упражнениях» он просит участника представить себя на Голгофе у подножия Креста, общаясь с Иисусом. на Кресте. [3] [18]
христология
[ редактировать ]Часть серии о |
христология |
---|
![]() |
Концепция подражания Христу имела христологический контекст и последствия с самых первых дней формализованного христианского богословия. В контексте Личности Христа вера в монофизитство , которое утверждало только одну божественную природу Христа без человеческой природы, противоречила идеалу, согласно которому люди могли подражать Ему. [19] Однако эти проблемы в основном были решены, поскольку монофизитство было объявлено ересью Западной церковью и большей частью Восточной церкви . [19]
Принятие человеческой (а также божественной) природы Христа многими христианами позволило достичь цели подражания Христу, но с осознанием того, что у этого есть внутренние ограничения, например, что смерть Христа в повиновении воле Отец имел искупительную ценность, превосходящую человеческий потенциал. [20] [21]
В то время как западная христология «подражания Христу» фокусировалась на жертвоприношении на Голгофе , это не было главной темой в Восточной Церкви , где использовался термин «жизнь во Христе», и ключевым моментом было Преображение. Иисуса . [22] Ни один святой Восточной Церкви не сообщал о признаках стигматов , но святые Восточной Церкви часто сообщали о том, что их преобразовал «внутренний свет» нетварной благодати. [22]
Еще одна христологическая проблема, которая различает восточный и западный подходы, заключается в том, что восточный подход рассматривает Отца как единственный ипостасный источник Святого Духа. [22] Таким образом, в отличие от Августина и Фомы Аквинского, восточная христология не рассматривает Святого Духа как связь любви между Отцом и Сыном, и, следовательно, подражание Сыну не имеет такого же значения с точки зрения единства с Отцом. [22]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и ж Краткий богословский словарь Джеральда О'Коллинза, Эдварда Г. Фарруджиа, 2004 г. ISBN 0-567-08354-3 , с. 115.
- ^ Jump up to: а б Подражая Иисусу: инклюзивный подход к этике Нового Завета Ричарда А. Берриджа, 2007 г. ISBN 0-8028-4458-8 , стр. 142–145.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н Святые люди мира: межкультурная энциклопедия, том 3 Филлис Дж. Джестис, 2004 г. ISBN 1-57607-355-6 , стр. 393–394.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Вестминстерский словарь христианского богословия Алана Ричардсона, Джона Боудена, 1983 г. ISBN 978-0-664-22748-7 , стр. 285–286.
- ^ Jump up to: а б Раннее богословие церкви Августина , Дэвид К. Александр, 2008 г. ISBN 978-1-4331-0103-8 , с. 218.
- ^ Августин Мэри Т. Кларк, 2005 г. ISBN 978-0-8264-7659-3 , с. 48.
- ^ Jump up to: а б с д и Слово, ставшее плотью: история христианской мысли Маргарет Рут Майлз, 2004 г. ISBN 978-1-4051-0846-1 , стр. 160–161.
- ^ Jump up to: а б с Святой Франциск Ассизский, Джеймс Ле Гофф ISBN 0-415-28473-2 , с. 44.
- ^ Jump up to: а б с Вводный словарь теологии и религиоведения Орландо О. Эспина, Джеймса Б. Николоффа, 2007 г. ISBN 0-8146-5856-3 , с. 609.
- ^ Jump up to: а б Святые люди мира: межкультурная энциклопедия, том 3 Филлис Дж. Джестис, 2004 г. ISBN 1-57607-355-6 , с. 661.
- ^ Характер и обращение в автобиографии: Августин, Монтень, Декарт, Руссо и Сартр, Патрик Райли, 2004 г. ISBN 0-8139-2292-5 , с. 43.
- ^ Jump up to: а б Троица и творение в Августине Скотта А. Данэма, 2008 г. ISBN 0-7914-7523-9 , с. 91.
- ^ Бернар Клервоский: избранные произведения святого Бернара (Клервоского), Джиллиан Розмари Эванс, 1987 г. ISBN 0-8091-2917-5 страница
- ^ Христианские братства Фредерика Деланда Лита, 2003, с. 44.
- ↑ Святой Франциск Ассизский: Легенда и жизнь Майкла Робсона, 2002 г. ISBN 978-0-8264-6508-5 , с. 104.
- ↑ Жизнь во Христе Николая Кавасилы, 1997 г. ISBN 0-913836-12-5 , с. 129.
- ^ «КАТОЛИЧЕСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ: Подражание Христу» . www.newadvent.org . Проверено 29 марта 2024 г.
- ^ Христианская духовность: введение Алистера Э. МакГрата, 1999 г. ISBN 978-0-631-21281-2 , стр. 84–87.
- ^ Jump up to: а б Рауш, Томас П. (2003), Кто такой Иисус? : введение в христологию , Колледжвилл, Миннесота: Liturgical Press. ISBN 0-8146-5078-3 , стр. 4–7.
- ^ Христология Нового Завета Оскара Каллмана, 1959 г. ISBN 0-664-24351-7 , стр. 99–101.
- ^ Христология: библейская и историческая , Мини С. Джонсон, 2005 г. ISBN 81-8324-007-0 , с. 178.
- ^ Jump up to: а б с д Тринитарная христология Майкла Л. Кука, 2010 г. ISBN 0-8091-4657-6 , стр. 27–29.
Внешние ссылки
[ редактировать ]