Jump to content

Подражание Христу

Иисус беседует со своими учениками , Джеймс Тиссо , ок. 1890 г.

В христианском богословии подражание Христу – это практика следования примеру Иисуса . [1] [2] [3] В восточном христианстве термин « жизнь во Христе» иногда используется для обозначения того же понятия. [1]

Идеал подражания Христу был важным элементом как христианской этики , так и духовности. [4] Ссылки на эту концепцию и ее практику можно найти в самых ранних христианских документах, например, в Посланиях Павла . [3]

Святой Августин рассматривал подражание Христу как основную цель христианской жизни и как средство от грехам Адама подражания . [5] [6] Святой Франциск Ассизский верил как в физическое, так и в духовное подражание Христу, отстаивал путь бедности и проповедовал, как Иисус, который был беден при рождении в яслях и умер обнаженным на кресте. [7] [8] Фома Кемпийский , с другой стороны, представил путь к «Подражанию Христу», основанный на сосредоточении внимания на внутренней жизни и отстранении от мира. [9]

Тема подражания Христу существовала на всех этапах византийского богословия , а в книге XIV века « Жизнь во Христе» Николай Кавасила рассматривал «проживание своей личной жизни» во Христе как фундаментальную христианскую добродетель . [1] [10]

Ранний период

[ редактировать ]
Копия «Исповеди Августина» XIII века , книга 7.

Почему ты горд, о человек? Бог для тебя стал низким. Возможно, тебе было бы стыдно подражать скромному человеку; тогда хотя бы подражайте скромному Богу.

- Святой Августин , В Евангелии от Иоанна , трактат 25, 16.

Слово «подражать» не встречается в канонических евангелиях , но слово « следовать» часто применяется к тем, кто верил в Иисуса. [3] и Иисус упоминается как требующий подражания в той или иной форме ( Матфея 10:38 ; 16:24 ; Луки 14:27 ). Но в 1 Фессалоникийцам 1:6 апостол Павел говорит о подражании Христу, а также о себе самом, и утверждает: «И вы стали подражателями нам и Господу, приняв слово во многих скорбях, с радостью Святой Дух». [1] [3] Точно так же в 1 Петра 2:21 апостол Петр объясняет обязанность христиан «идти по стопам Его [Христа]».

Для Павла подражание Христу предполагает готовность быть сформированным Святым Духом , как в Римлянам 8:4 и Римлянам 8:11 , и самоотверженное служение любви другим, как в 1 Коринфянам 13 и Галатам 5:13 . [1] Подражание Христу, как в Ефесянам 5:1 , затем рассматривается Павлом как путь к подражанию Богу: «Итак будьте подражателями Богу, как возлюбленные дети, и поступайте в любви, как и Христос возлюбил вас». [2]

Самые ранние концепции подражания были сосредоточены на делах Святого Духа , самопожертвовании и мученичестве . [4] Со временем этот фокус изменился, и ко времени святого Франциска Ассизского попытки буквального подражания Христу уже устоялись. [4]

К IV веку идеал подражания Христу был широко принят, и для Святого Августина это было конечной целью обращения и основной целью христианской жизни. [5] [11]

Книга 7 « Исповеди» святого Августина включает хорошо известный отрывок «по крайней мере, подражайте смиренному Богу», который подтверждает сильную христианскую традицию подражания Христу около 400 года. [3] Августин рассматривал человека как существо, приближающееся к Святой Троице через подобие, т. е. подражая Сыну , связанному с Отцом благодатью Святого Духа. [12] Таким образом, для Августина подражание Христу возможно благодаря Духу, дарующему Божью благодать. [12] Августин рассматривал Христа одновременно как знак благодати и пример для подражания, и в своих более поздних произведениях утверждал, что подражание Христу ведет к мистическому союзу с ним. [3]

Средний возраст

[ редактировать ]

895 Трибурский собор года считал тройное погружение при крещении подражанием трем дням пребывания Иисуса во гробе, а воскресение из воды — подражанием Воскресению Иисуса . [3] В этот период также усилилась тенденция к отрицанию плоти в пользу души среди монашеских общин, которые видели в отвержении физического тела (как подражание страданиям Христовым) путь к более высокому уровню духовного развития. достижение. [3]

Святой Франциск считал свои стигматы частью физического «подражания Христу». [7] [8]

В XII веке святой Бернар Клервоский считал смирение и любовь ключевыми примерами подражания Христу. [3] Бернар утверждал, что Отец послал Своего Сына, который, в свою очередь, послал Духа в Церковь, и что те, кто, подражая Христу, смиряются и служат Церкви, обретут близкий союз с Богом. [13]

В начале 13-го века на сцену вышли группы нищенствующих монахов , стремившихся подражать Христу, живя в бедности, а также проповедуя, как это делал Иисус, и, если необходимо, следовать за ним до мученической смерти. [14] Главными среди них были последователи святого Франциска Ассизского , которые верили как в физическое, так и в духовное подражание Христу. [7] Франциск рассматривал бедность как ключевой элемент подражания Христу, который был «нищим при рождении в яслях, бедным, когда жил в мире, и нагим, когда умер на кресте». [7] Франциск также обратил внимание на бедность Девы Марии и расценил это как благородное подражание. [15] Он также был первым зарегистрированным случаем стигматов в истории христианства и, как сообщается, рассматривал свои стигматы как ключевой элемент своего подражания Христу. [7] [8]

Позже, в 13 веке, святой Фома Аквинский (который выступал за совершенство Христа ) считал подражание Христу необходимым для религиозной жизни. В Summa Theologica 2.2.186.5 Фома Аквинский заявил, что «религиозное совершенство состоит главным образом в подражании Христу», а в 3.65.2 он позиционировал «совершенство духовной жизни» как подражание Христу, при этом крещение является первым шагом в путь к подражанию совершенному Христу . [3]

Тема подражания Христу продолжала существовать на всех этапах византийского богословия , хотя некоторые восточные богословы, такие как Николай Кавасила, предпочитали использовать термин «Жизнь во Христе», как в его одноименной книге XIV века. [1] Кавасила выступал за то, чтобы «жить своей личной жизнью» во Христе как фундаментальную христианскую добродетель. [10] Кавасила также считал, что Евхаристия образует новую жизнь во Христе. [16]

В весьма влиятельной книге «Подражание Христу», впервые изданной в 1418 году, Фома Кемпис дал конкретные инструкции по подражанию Христу. [3] Его книга, возможно, является наиболее читаемым христианским религиозным произведением после Библии . [17] Подход Кемписа характеризуется акцентом на внутреннюю жизнь и уходом от мира, в отличие от активного подражания Христу (включая внешнюю проповедь) со стороны других монахов. [9] В книге большое внимание уделяется преданности Евхаристии как ключевому элементу духовной жизни. [9]

Реформация

[ редактировать ]

Реформация привела к разностороннему смещению акцента на концепции подражания. В 16 веке Мартин Лютер первоначально еще сильнее усилил связь между крещением и подражанием. [3] [4] Но со временем Лютер перестал любить термин «подражание» и предпочел термин «конформизм», рассматривая подражание как попытку скрыть учение о «делах Христа». [3] [4] Однако Жан Кальвин в своих трудах отводил видное место подражанию Христу и разработал идеал «мистического союза» с Христом, который находил отклик в Новом Завете. [4]

Но в XVI веке также сохранялся интерес к подражанию Христу. Святой Игнатий Лойола продолжал отстаивать путь подражания и поощрял чувство «бытия со Христом» и переживания Его человечности, например, в своих «Духовных упражнениях» он просит участника представить себя на Голгофе у подножия Креста, общаясь с Иисусом. на Кресте. [3] [18]

христология

[ редактировать ]

Концепция подражания Христу имела христологический контекст и последствия с самых первых дней формализованного христианского богословия. В контексте Личности Христа вера в монофизитство , которое утверждало только одну божественную природу Христа без человеческой природы, противоречила идеалу, согласно которому люди могли подражать Ему. [19] Однако эти проблемы в основном были решены, поскольку монофизитство было объявлено ересью Западной церковью и большей частью Восточной церкви . [19]

Принятие человеческой (а также божественной) природы Христа многими христианами позволило достичь цели подражания Христу, но с осознанием того, что у этого есть внутренние ограничения, например, что смерть Христа в повиновении воле Отец имел искупительную ценность, превосходящую человеческий потенциал. [20] [21]

В то время как западная христология «подражания Христу» фокусировалась на жертвоприношении на Голгофе , это не было главной темой в Восточной Церкви , где использовался термин «жизнь во Христе», и ключевым моментом было Преображение. Иисуса . [22] Ни один святой Восточной Церкви не сообщал о признаках стигматов , но святые Восточной Церкви часто сообщали о том, что их преобразовал «внутренний свет» нетварной благодати. [22]

Еще одна христологическая проблема, которая различает восточный и западный подходы, заключается в том, что восточный подход рассматривает Отца как единственный ипостасный источник Святого Духа. [22] Таким образом, в отличие от Августина и Фомы Аквинского, восточная христология не рассматривает Святого Духа как связь любви между Отцом и Сыном, и, следовательно, подражание Сыну не имеет такого же значения с точки зрения единства с Отцом. [22]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Jump up to: а б с д и ж Краткий богословский словарь Джеральда О'Коллинза, Эдварда Г. Фарруджиа, 2004 г. ISBN   0-567-08354-3 , с. 115.
  2. ^ Jump up to: а б Подражая Иисусу: инклюзивный подход к этике Нового Завета Ричарда А. Берриджа, 2007 г. ISBN   0-8028-4458-8 , стр. 142–145.
  3. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н Святые люди мира: межкультурная энциклопедия, том 3 Филлис Дж. Джестис, 2004 г. ISBN   1-57607-355-6 , стр. 393–394.
  4. ^ Jump up to: а б с д и ж Вестминстерский словарь христианского богословия Алана Ричардсона, Джона Боудена, 1983 г. ISBN   978-0-664-22748-7 , стр. 285–286.
  5. ^ Jump up to: а б Раннее богословие церкви Августина , Дэвид К. Александр, 2008 г. ISBN   978-1-4331-0103-8 , с. 218.
  6. ^ Августин Мэри Т. Кларк, 2005 г. ISBN   978-0-8264-7659-3 , с. 48.
  7. ^ Jump up to: а б с д и Слово, ставшее плотью: история христианской мысли Маргарет Рут Майлз, 2004 г. ISBN   978-1-4051-0846-1 , стр. 160–161.
  8. ^ Jump up to: а б с Святой Франциск Ассизский, Джеймс Ле Гофф ISBN   0-415-28473-2 , с. 44.
  9. ^ Jump up to: а б с Вводный словарь теологии и религиоведения Орландо О. Эспина, Джеймса Б. Николоффа, 2007 г. ISBN   0-8146-5856-3 , с. 609.
  10. ^ Jump up to: а б Святые люди мира: межкультурная энциклопедия, том 3 Филлис Дж. Джестис, 2004 г. ISBN   1-57607-355-6 , с. 661.
  11. ^ Характер и обращение в автобиографии: Августин, Монтень, Декарт, Руссо и Сартр, Патрик Райли, 2004 г. ISBN   0-8139-2292-5 , с. 43.
  12. ^ Jump up to: а б Троица и творение в Августине Скотта А. Данэма, 2008 г. ISBN   0-7914-7523-9 , с. 91.
  13. ^ Бернар Клервоский: избранные произведения святого Бернара (Клервоского), Джиллиан Розмари Эванс, 1987 г. ISBN   0-8091-2917-5 страница
  14. ^ Христианские братства Фредерика Деланда Лита, 2003, с. 44.
  15. Святой Франциск Ассизский: Легенда и жизнь Майкла Робсона, 2002 г. ISBN   978-0-8264-6508-5 , с. 104.
  16. Жизнь во Христе Николая Кавасилы, 1997 г. ISBN   0-913836-12-5 , с. 129.
  17. ^ «КАТОЛИЧЕСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ: Подражание Христу» . www.newadvent.org . Проверено 29 марта 2024 г.
  18. ^ Христианская духовность: введение Алистера Э. МакГрата, 1999 г. ISBN   978-0-631-21281-2 , стр. 84–87.
  19. ^ Jump up to: а б Рауш, Томас П. (2003), Кто такой Иисус? : введение в христологию , Колледжвилл, Миннесота: Liturgical Press. ISBN   0-8146-5078-3 , стр. 4–7.
  20. ^ Христология Нового Завета Оскара Каллмана, 1959 г. ISBN   0-664-24351-7 , стр. 99–101.
  21. ^ Христология: библейская и историческая , Мини С. Джонсон, 2005 г. ISBN   81-8324-007-0 , с. 178.
  22. ^ Jump up to: а б с д Тринитарная христология Майкла Л. Кука, 2010 г. ISBN   0-8091-4657-6 , стр. 27–29.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 0c6bafaf3fb7c1a82aa3e4b7fe1de3a3__1711735200
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/0c/a3/0c6bafaf3fb7c1a82aa3e4b7fe1de3a3.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Imitation of Christ - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)