Троица в искусстве
Троица , чаще всего встречается в христианском искусстве со Святым Духом представленным голубем, как указано в евангельских повествованиях о крещении Христа ; его почти всегда изображают с распростертыми крыльями. Однако изображения с использованием трех антропоморфных фигур время от времени появляются в большинстве периодов искусства. [1]
Отца . и Сына обычно различают по возрасту, а позже и по одежде, но и это не всегда так Обычное изображение Отца как пожилого человека с белой бородой может быть заимствовано из библейского Ветхого днями , которого часто цитируют в защиту этого порой противоречивого представления. Однако в восточном православии под Ветхим днями обычно понимают Бога-Сына, а не Бога-Отца — ранние византийские изображения показывают Христа как Ветхого днями, [2] но эта иконография стала редкостью. Когда Отец изображается в искусстве, его иногда изображают с нимбом в форме равностороннего треугольника , а не круга. Сына часто изображают по правую руку Отца. [3] Он может быть представлен символом — обычно Агнцем или крестом — или на распятии , так что Отец — единственная человеческая фигура, показанная в полный размер. В искусстве раннего средневековья Отец может быть изображен в виде руки, появляющейся из облака в благословляющем жесте, например, в сценах Крещения Христа . Позже на Западе распространённым изображением стал «Трон Милосердия» (или «Трон Благодати»). В этом стиле Отец (иногда сидящий на троне ) изображается поддерживающим распятие. [4] или, позднее, распятый Сын, похожий на Пьету (этот тип в немецком языке обозначается как Not Gottes ) [5] в вытянутых руках, а Голубь парит над ними или между ними. Эта тема оставалась популярной, по крайней мере, до 18 века.
К концу XV века более крупные изображения, за исключением Престола Милосердия, стали фактически стандартизированными: на них была изображена более старая фигура в простых одеждах Отца, Христос с частично обнаженным туловищем, чтобы показать раны Его Страстей, и голубь. над ними или вокруг них. В более ранних изображениях и Отец, особенно, и Сын часто носят сложные одежды и короны. Иногда только Отец носит корону или даже папскую тиару .
Восточно-православная традиция
[ редактировать ]Прямые изображения Троицы гораздо реже встречаются в восточно-православном искусстве любого периода — сомнения относительно изображения Отца остаются довольно сильными, как и на Западе до высокого средневековья. Второй Никейский собор 787 г. подтвердил, что изображение Христа разрешено; ситуация относительно Отца была менее ясной. Обычное восточно-православное представление Троицы было через «Ветхозаветную Троицу» трех ангелов, посещающих Авраама, которых в тексте называют «Господь». [6] Однако ученые в целом согласны с тем, что прямое изображение Троицы началось в греческих произведениях, начиная с 11 века, где Христос изображен младенцем, сидящим на коленях у Отца, а также присутствует Голубь Святого Духа. Подобные изображения распространились на Запад и стали там стандартным типом, хотя и со взрослым Христом, как описано выше. Позже этот тип распространился обратно в восточно-православный мир, где поствизантийские представления, подобные западным, нередки за пределами России. [7] Тема долгое время оставалась деликатной, и Русская Православная Церковь на Великом Московском Синоде в 1667 году окончательно запретила изображения Отца в человеческом облике. Канон цитируется здесь полностью, поскольку он объясняет русское православное богословие по этому вопросу:
Глава 2, §44: В высшей степени нелепо и неприлично изображать на иконах Господа Саваофа (то есть Бога Отца ) с седой бородой и Единородного Сына на лоне Его с голубем между ними, ибо нет — видели Отца по Божеству Его, и Отец не имел плоти, и Сын не рождался во плоти от Отца прежде веков. И хотя Давид пророк , говорит: «Я родил Тебя из чрева прежде утренней звезды» [8] что рождение было не плотским, но неизреченным и непостижимым. Ибо Сам Христос говорит в святом Евангелии: «Никто не видел Отца, кроме Сына». ср. [9] И пророк Исаия говорит в своей сороковой главе: «Кому вы уподобили Господа? и с каким подобием вы сделали подобие Его? закончили и сделали подобие?» [10] Подобным же образом говорит и апостол Павел в Деяниях. [11] «Поскольку мы — дети Божии, нам не следует думать, что Божество подобно золоту, или серебру, или камню, высеченному искусством человеческого воображения». А Иоанн Дамаскин говорит: «Но, кроме того, кто может сделать подобие Бога невидимого, бестелесного, неограниченного и неизобразимого? Итак, есть крайнее безумие и нечестие придавать форму Божеству» (« Вера Православная» , 4:16). . Точно так же запрещает это и св. Григорий Диалог . Посему нам следует только образовывать разумение в уме Саваофа, который есть Божество, и о том рождении прежде веков Единородного Сына от Отца, но ни в коем случае не следует изображать их на иконах. , ибо это действительно невозможно. А Дух Святой не есть по существу голубь, но по существу Он Бог, и «Бога никто не видел», как Иоанн Богослов и Евангелист. свидетельствует [12] и это так, хотя на Иордане при святом Крещении Христа Дух Святой явился в образе голубя. По этой причине уместно в данном случае лишь изобразить Святого Духа в образе голубя. Но ни в каком другом месте обладающие разумом не будут изображать Святого Духа в образе голубя. Ибо на горе Фавор Он являлся как облако, а в другое время и иным образом. Более того, Саваоф — это имя не только Отца, но и Святой Троицы. По мнению Дионисия Ареопагита , Господь Саваоф в переводе с еврейского языка означает «Господь Саваоф». Этот Господь Воинств — Святая Троица, Отец, Сын и Святой Дух. И хотя пророк Даниил говорит, что видел Ветхого днями, сидящего на престоле, следует понимать под этим не Отца, а Сына, Который при втором пришествии Своем будет судить всякий народ на Страшном Суде. [13]
Восточные православные традиции
[ редактировать ]Коптская Православная Церковь никогда не изображает Бога-Отца в искусстве, хотя Его можно узнать по яркому свету в искусстве, например, по небесному сиянию в верхней части некоторых икон Крещения Господа Иисуса Христа. Напротив, в Эфиопской православной церкви Тевахедо есть много древних икон, изображающих Святую Троицу как три отдельные личности. [14] [15] На этих иконах часто изображаются все три человека, сидящие на одном престоле, что означает единство. Эритрейская православная церковь Тевахедо следует той же практике.
Сцены
[ редактировать ]Лишь некоторые из стандартных сцен христианского искусства обычно включали изображение Троицы. Считалось, что в Евангелиях о Крещении Христа все три человека показаны как присутствующие с отдельной ролью. Иногда два других человека изображаются на вершине распятия. Коронация Богородицы , популярная тема на Западе, часто включала всю Троицу. Но многие сюжеты, такие как «Христос в величии» или « Страшный суд» , которые, как можно подумать, требуют изображения божества в наиболее расширенной форме, показывают только Христа. Есть редкий случай, когда личности Троицы принимают решение воплотить Христа или Бога, посылающего Сына . Еще реже показано, как Ангел Благовещения получает задание. [16]
Менее распространенные виды изображения
[ редактировать ]Особенно в XV веке и в менее публичном виде иллюминированных рукописей проводились эксперименты со многими решениями вопросов изображения трех лиц Троицы. Изображение Троицы в виде трех одинаковых личностей встречается редко, поскольку считается, что каждая личность Троицы имеет разные атрибуты. Тем не менее, самое раннее известное изображение Бога-Отца в человеческой фигуре на догматическом саркофаге IV века показывает Троицу как трех одинаковых бородатых мужчин, создающих Еву из Адама , вероятно, с намерением подтвердить единосущность, недавно созданную догмой в Никейском символе веры. . Есть много подобных саркофагов, а также периодические изображения, вплоть до возрождения иконографии в 15 веке. [17] Изображение было сочтено противоречивым и формально было заявлено, что Папа Бенедикт XIV в 18 веке не одобрял и не запрещал его, а просто терпел. [18] Еще более редким является изображение Троицы как единой антропоидной фигуры с тремя лицами (лат. «Vultus Trifons»), поскольку Троица определяется как три личности в одном Божестве, а не как одна личность с тремя атрибутами (это подразумевало бы модализм , который определяется как ересь в традиционном православном христианстве ). Такие изображения Троицы в виде «Цербера» в виде трех лиц на одной голове в основном делались среди католиков в период с 15 по 17 века, но были осуждены после Католического собора в Тренте , а затем снова Папой Урбаном VIII в 1628 году. [19] и многие существующие изображения были уничтожены.
Троица также может быть представлена абстрактно с помощью символов , таких как треугольник (или три треугольника, соединенных вместе), трилистник или трикетра — или их комбинация. Иногда в эти символы включается нимб. Использование таких символов часто встречается не только в живописи, но и в рукоделии на гобеленах , облачениях и антепендиях , в изделиях из металла и в архитектурных деталях.
Галерея
[ редактировать ]Трон Милосердия
[ редактировать ]Изображение Святой Троицы, в которой Бог-Отец держит распятого Христа и Святого Духа, представлено в виде голубя. [20]
- Колонна Троицы, Эберау
- Боковой алтарь, Фройденберг
- Витраж «Трон Милосердия», Шампань Ле Марэ
- Картина "Кресло милосердия", Аггсбах Маркт
- Вайльхайм , Престол Милосердия с Марией и Иоанном Крестителем
Различные изображения
[ редактировать ]Четыре изображения Коронования Богородицы XV века показывают основные способы изображения лиц Троицы.
- Традиционное изображение: Отец-старший, голубь и Христос, показывающие раны своих Страстей.
- Ангерран Куартон с Христом и Богом-Отцом в виде идентичных фигур и голубем, как указал священнослужитель, заказавший работу.
- Страница из английского Часослова (ок. 1500 г.) с тремя разными человеческими фигурами Троицы.
- Жан Фуке , тоже с тремя человеческими фигурами, но идентичными.
Изображения с использованием двух разных человеческих фигур и голубя.
[ редактировать ]- Статуэтка в Черном аббатстве , Килкенни , Ирландия; написано «1264», но считается, что на самом деле он датируется 14 веком. [21]
- «Трон Милосердия», Готика, Швеция
- Не Бог , Бернт Нотке ок. 1483 г. (Монастырь Святой Анны, Любек )
- «Трон милосердия», Альбрехт Дюрер , 1511 год.
- «Gottes Not», Ян Полак (польский художник, работающий в Германии), 1491 г.
- «Gottes Not», Хузепе де Рибера , ок. 1635 г.
- Икона Святой Троицы в Ватопедском монастыре на Афоне.
- Михаила Дамаскина Икона Святой Литургии XVI века , критская школа , демонстрирующая западное стилистическое влияние.
- Роспись стен в древнем грузинском монастыре Шио-Мгвиме
Другие изображения
[ редактировать ]- Святая Троица Фридолина Лейбера (1853–1912).
- Святая Троица М. Преснякова (по мотивам знаменитой иконы Андрея Рублёва)
- Статуя Святой Троицы в стиле картины Фридолина Лейбера, квази-приход Сантисима Тринидад, город Малолос , Филиппины . [22]
См. также
[ редактировать ]- Христианское искусство
- Бог Отец в западном искусстве
- Святой Дух в христианском искусстве
- Икона Святой Троицы
- Колонны Марии и Святой Троицы
- СМИ, связанные со Святой Троицей , на Викискладе?
- СМИ, связанные с символами Троицы , на Викискладе?
- СМИ, связанные со колонками Святой Троицы на Викискладе?
- СМИ, связанные с колонками Мариан и Святой Троицы на Викискладе?
Ссылки
[ редактировать ]- ^ См. ниже и Дж. Шиллер, Иконография христианского искусства, Том. I , 1971, Том II, 1972, (английский перевод с немецкого), Лунд Хамфрис, Лондон, инжир I; 5–16 и пассим, ISBN 0-85331-270-2 и ISBN 0-85331-324-5
- ^ Картлидж, Дэвид Р. и Эллиот, Дж.К. Искусство и христианские апокрифы , стр. 69–72 (иллюстрирующие примеры), Routledge, 2001, ISBN 0-415-23392-5 , ISBN 978-0-415-23392-7 , книги Google.
- ^ Деяния 7:56.
- ^ Г. Шиллер, Иконография христианского искусства , Том. II, 1972 г. (английский перевод с немецкого), Лунд Хамфрис, Лондон, инжир I; 5–16 и пассим, ISBN 0-85331-270-2 и ISBN 0-85331-324-5 , стр. 122–124 и рисунки 409–414.
- ^ Г. Шиллер, Иконография христианского искусства , Том. II, 1972 г. (английский перевод с немецкого), Лунд Хамфрис, Лондон, инжир I; 5–16 и пассим, ISBN 0-85331-270-2 и ISBN 0-85331-324-5 , стр. 219–224 и рисунки 768–804.
- ^ Бытие 18: 1–15.
- ^ Бигэм, 89–98
- ^ Псалом 109:3
- ^ Иоанна 6:46
- ^ Иса 40:18–19.
- ^ Деяния 17:29.
- ^ Иоанна 1:18
- ↑ Фолиант Великого Московского Собора (1666–1667 гг.), Гл. 2, 43–45; тр. Иеродиакон Лев Пухало, Канадский православный миссионерский журнал
- ^ «Иконы Эфиопской православной церкви Тевахедо» . Архивировано из оригинала 3 ноября 2008 года.
- ^ «Эфиопский иконостас» . Проверено 2 января 2012 г.
- ^ для обоих, Г. Шиллер, Иконография христианского искусства, Vol. I , 1971, Том II, 1972, (английский перевод с немецкого), Лунд Хамфрис, Лондон, ISBN 0-85331-270-2 и ISBN 0-85331-324-5 , стр. 6–12 и рисунки 10–16.
- ^ Шиллер, I, рис. 7, 10, 11.
- ^ Ассельт, Виллем ван; Дух, Пол ван; Мюллер, Даниэла; Салеминк, Тео (30 сентября 2007 г.). Иконоборчество и иконоборчество: борьба за религиозную идентичность . БРИЛЛ. ISBN 978-90-474-2249-5 .
- ^ Гасс, Дэвид М. (2006). «Гран Подер и завоевание Ла-Паса» (PDF) . Журнал латиноамериканской антропологии . 11 (2): 294–328. дои : 10.1525/jlca.2006.11.2.294 . ISSN 1085-7052 .
- ^ Хартманн, П.В. Великий художественный лексикон: Место милосердия . Архивировано из оригинала 29 марта 2019 года.
- ^ Брэди, Марджери (1987). Килкенни: его архитектура и история . ISBN 9780862811808 .
- ^ «Малолосская епархия» . Архивировано из оригинала 30 августа 2012 года . Проверено 29 декабря 2012 г.