Jump to content

Троица в искусстве

Барочная Троица, Хендрик ван Бален , 1620 г., (Синт-Якобскерк, Антверпен )
Святая Троица , фреска Луки Россетти да Орта, 1738–39 (церковь Св. Гауденцио в Ивреа ).

Троица , чаще всего встречается в христианском искусстве со Святым Духом представленным голубем, как указано в евангельских повествованиях о крещении Христа ; его почти всегда изображают с распростертыми крыльями. Однако изображения с использованием трех антропоморфных фигур время от времени появляются в большинстве периодов искусства. [1]

Отца . и Сына обычно различают по возрасту, а позже и по одежде, но и это не всегда так Обычное изображение Отца как пожилого человека с белой бородой может быть заимствовано из библейского Ветхого днями , которого часто цитируют в защиту этого порой противоречивого представления. Однако в восточном православии под Ветхим днями обычно понимают Бога-Сына, а не Бога-Отца — ранние византийские изображения показывают Христа как Ветхого днями, [2] но эта иконография стала редкостью. Когда Отец изображается в искусстве, его иногда изображают с нимбом в форме равностороннего треугольника , а не круга. Сына часто изображают по правую руку Отца. [3] Он может быть представлен символом — обычно Агнцем или крестом — или на распятии , так что Отец — единственная человеческая фигура, показанная в полный размер. В искусстве раннего средневековья Отец может быть изображен в виде руки, появляющейся из облака в благословляющем жесте, например, в сценах Крещения Христа . Позже на Западе распространённым изображением стал «Трон Милосердия» (или «Трон Благодати»). В этом стиле Отец (иногда сидящий на троне ) изображается поддерживающим распятие. [4] или, позднее, распятый Сын, похожий на Пьету (этот тип в немецком языке обозначается как Not Gottes ) [5] в вытянутых руках, а Голубь парит над ними или между ними. Эта тема оставалась популярной, по крайней мере, до 18 века.

К концу XV века более крупные изображения, за исключением Престола Милосердия, стали фактически стандартизированными: на них была изображена более старая фигура в простых одеждах Отца, Христос с частично обнаженным туловищем, чтобы показать раны Его Страстей, и голубь. над ними или вокруг них. В более ранних изображениях и Отец, особенно, и Сын часто носят сложные одежды и короны. Иногда только Отец носит корону или даже папскую тиару .

Восточно-православная традиция

[ редактировать ]
Old Testament Trinity icon by Andrei Rublev , c. 1400 ( Tretyakov Gallery , Moscow)

Прямые изображения Троицы гораздо реже встречаются в восточно-православном искусстве любого периода — сомнения относительно изображения Отца остаются довольно сильными, как и на Западе до высокого средневековья. Второй Никейский собор 787 г. подтвердил, что изображение Христа разрешено; ситуация относительно Отца была менее ясной. Обычное восточно-православное представление Троицы было через «Ветхозаветную Троицу» трех ангелов, посещающих Авраама, которых в тексте называют «Господь». [6] Однако ученые в целом согласны с тем, что прямое изображение Троицы началось в греческих произведениях, начиная с 11 века, где Христос изображен младенцем, сидящим на коленях у Отца, а также присутствует Голубь Святого Духа. Подобные изображения распространились на Запад и стали там стандартным типом, хотя и со взрослым Христом, как описано выше. Позже этот тип распространился обратно в восточно-православный мир, где поствизантийские представления, подобные западным, нередки за пределами России. [7] Тема долгое время оставалась деликатной, и Русская Православная Церковь на Великом Московском Синоде в 1667 году окончательно запретила изображения Отца в человеческом облике. Канон цитируется здесь полностью, поскольку он объясняет русское православное богословие по этому вопросу:

Глава 2, §44: В высшей степени нелепо и неприлично изображать на иконах Господа Саваофа (то есть Бога Отца ) с седой бородой и Единородного Сына на лоне Его с голубем между ними, ибо нет — видели Отца по Божеству Его, и Отец не имел плоти, и Сын не рождался во плоти от Отца прежде веков. И хотя Давид пророк , говорит: «Я родил Тебя из чрева прежде утренней звезды» [8] что рождение было не плотским, но неизреченным и непостижимым. Ибо Сам Христос говорит в святом Евангелии: «Никто не видел Отца, кроме Сына». ср. [9] И пророк Исаия говорит в своей сороковой главе: «Кому вы уподобили Господа? и с каким подобием вы сделали подобие Его? закончили и сделали подобие?» [10] Подобным же образом говорит и апостол Павел в Деяниях. [11] «Поскольку мы — дети Божии, нам не следует думать, что Божество подобно золоту, или серебру, или камню, высеченному искусством человеческого воображения». А Иоанн Дамаскин говорит: «Но, кроме того, кто может сделать подобие Бога невидимого, бестелесного, неограниченного и неизобразимого? Итак, есть крайнее безумие и нечестие придавать форму Божеству» (« Вера Православная» , 4:16). . Точно так же запрещает это и св. Григорий Диалог . Посему нам следует только образовывать разумение в уме Саваофа, который есть Божество, и о том рождении прежде веков Единородного Сына от Отца, но ни в коем случае не следует изображать их на иконах. , ибо это действительно невозможно. А Дух Святой не есть по существу голубь, но по существу Он Бог, и «Бога никто не видел», как Иоанн Богослов и Евангелист. свидетельствует [12] и это так, хотя на Иордане при святом Крещении Христа Дух Святой явился в образе голубя. По этой причине уместно в данном случае лишь изобразить Святого Духа в образе голубя. Но ни в каком другом месте обладающие разумом не будут изображать Святого Духа в образе голубя. Ибо на горе Фавор Он являлся как облако, а в другое время и иным образом. Более того, Саваоф — это имя не только Отца, но и Святой Троицы. По мнению Дионисия Ареопагита , Господь Саваоф в переводе с еврейского языка означает «Господь Саваоф». Этот Господь Воинств — Святая Троица, Отец, Сын и Святой Дух. И хотя пророк Даниил говорит, что видел Ветхого днями, сидящего на престоле, следует понимать под этим не Отца, а Сына, Который при втором пришествии Своем будет судить всякий народ на Страшном Суде. [13]

Восточные православные традиции

[ редактировать ]
Трилистник и треугольник переплетаются.

Коптская Православная Церковь никогда не изображает Бога-Отца в искусстве, хотя Его можно узнать по яркому свету в искусстве, например, по небесному сиянию в верхней части некоторых икон Крещения Господа Иисуса Христа. Напротив, в Эфиопской православной церкви Тевахедо есть много древних икон, изображающих Святую Троицу как три отдельные личности. [14] [15] На этих иконах часто изображаются все три человека, сидящие на одном престоле, что означает единство. Эритрейская православная церковь Тевахедо следует той же практике.

Лишь некоторые из стандартных сцен христианского искусства обычно включали изображение Троицы. Считалось, что в Евангелиях о Крещении Христа все три человека показаны как присутствующие с отдельной ролью. Иногда два других человека изображаются на вершине распятия. Коронация Богородицы , популярная тема на Западе, часто включала всю Троицу. Но многие сюжеты, такие как «Христос в величии» или « Страшный суд» , которые, как можно подумать, требуют изображения божества в наиболее расширенной форме, показывают только Христа. Есть редкий случай, когда личности Троицы принимают решение воплотить Христа или Бога, посылающего Сына . Еще реже показано, как Ангел Благовещения получает задание. [16]

Менее распространенные виды изображения

[ редактировать ]
Витраж с изображением Троицы в трёх лицах. Церковь Сен-Мартен, Курженар , Франция.

Особенно в XV веке и в менее публичном виде иллюминированных рукописей проводились эксперименты со многими решениями вопросов изображения трех лиц Троицы. Изображение Троицы в виде трех одинаковых личностей встречается редко, поскольку считается, что каждая личность Троицы имеет разные атрибуты. Тем не менее, самое раннее известное изображение Бога-Отца в человеческой фигуре на догматическом саркофаге IV века показывает Троицу как трех одинаковых бородатых мужчин, создающих Еву из Адама , вероятно, с намерением подтвердить единосущность, недавно созданную догмой в Никейском символе веры. . Есть много подобных саркофагов, а также периодические изображения, вплоть до возрождения иконографии в 15 веке. [17] Изображение было сочтено противоречивым и формально было заявлено, что Папа Бенедикт XIV в 18 веке не одобрял и не запрещал его, а просто терпел. [18] Еще более редким является изображение Троицы как единой антропоидной фигуры с тремя лицами (лат. «Vultus Trifons»), поскольку Троица определяется как три личности в одном Божестве, а не как одна личность с тремя атрибутами (это подразумевало бы модализм , который определяется как ересь в традиционном православном христианстве ). Такие изображения Троицы в виде «Цербера» в виде трех лиц на одной голове в основном делались среди католиков в период с 15 по 17 века, но были осуждены после Католического собора в Тренте , а затем снова Папой Урбаном VIII в 1628 году. [19] и многие существующие изображения были уничтожены.

Троица также может быть представлена ​​абстрактно с помощью символов , таких как треугольник (или три треугольника, соединенных вместе), трилистник или трикетра — или их комбинация. Иногда в эти символы включается нимб. Использование таких символов часто встречается не только в живописи, но и в рукоделии на гобеленах , облачениях и антепендиях , в изделиях из металла и в архитектурных деталях.

Трон Милосердия

[ редактировать ]

Изображение Святой Троицы, в которой Бог-Отец держит распятого Христа и Святого Духа, представлено в виде голубя. [20]

Различные изображения

[ редактировать ]

Четыре изображения Коронования Богородицы XV века показывают основные способы изображения лиц Троицы.

Изображения с использованием двух разных человеческих фигур и голубя.

[ редактировать ]

Другие изображения

[ редактировать ]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ См. ниже и Дж. Шиллер, Иконография христианского искусства, Том. I , 1971, Том II, 1972, (английский перевод с немецкого), Лунд Хамфрис, Лондон, инжир I; 5–16 и пассим, ISBN   0-85331-270-2 и ISBN   0-85331-324-5
  2. ^ Картлидж, Дэвид Р. и Эллиот, Дж.К. Искусство и христианские апокрифы , стр. 69–72 (иллюстрирующие примеры), Routledge, 2001, ISBN   0-415-23392-5 , ISBN   978-0-415-23392-7 , книги Google.
  3. ^ Деяния 7:56.
  4. ^ Г. Шиллер, Иконография христианского искусства , Том. II, 1972 г. (английский перевод с немецкого), Лунд Хамфрис, Лондон, инжир I; 5–16 и пассим, ISBN   0-85331-270-2 и ISBN   0-85331-324-5 , стр. 122–124 и рисунки 409–414.
  5. ^ Г. Шиллер, Иконография христианского искусства , Том. II, 1972 г. (английский перевод с немецкого), Лунд Хамфрис, Лондон, инжир I; 5–16 и пассим, ISBN   0-85331-270-2 и ISBN   0-85331-324-5 , стр. 219–224 и рисунки 768–804.
  6. ^ Бытие 18: 1–15.
  7. ^ Бигэм, 89–98
  8. ^ Псалом 109:3
  9. ^ Иоанна 6:46
  10. ^ Иса 40:18–19.
  11. ^ Деяния 17:29.
  12. ^ Иоанна 1:18
  13. Фолиант Великого Московского Собора (1666–1667 гг.), Гл. 2, 43–45; тр. Иеродиакон Лев Пухало, Канадский православный миссионерский журнал
  14. ^ «Иконы Эфиопской православной церкви Тевахедо» . Архивировано из оригинала 3 ноября 2008 года.
  15. ^ «Эфиопский иконостас» . Проверено 2 января 2012 г.
  16. ^ для обоих, Г. Шиллер, Иконография христианского искусства, Vol. I , 1971, Том II, 1972, (английский перевод с немецкого), Лунд Хамфрис, Лондон, ISBN   0-85331-270-2 и ISBN   0-85331-324-5 , стр. 6–12 и рисунки 10–16.
  17. ^ Шиллер, I, рис. 7, 10, 11.
  18. ^ Ассельт, Виллем ван; Дух, Пол ван; Мюллер, Даниэла; Салеминк, Тео (30 сентября 2007 г.). Иконоборчество и иконоборчество: борьба за религиозную идентичность . БРИЛЛ. ISBN  978-90-474-2249-5 .
  19. ^ Гасс, Дэвид М. (2006). «Гран Подер и завоевание Ла-Паса» (PDF) . Журнал латиноамериканской антропологии . 11 (2): 294–328. дои : 10.1525/jlca.2006.11.2.294 . ISSN   1085-7052 .
  20. ^ Хартманн, П.В. Великий художественный лексикон: Место милосердия . Архивировано из оригинала 29 марта 2019 года.
  21. ^ Брэди, Марджери (1987). Килкенни: его архитектура и история . ISBN  9780862811808 .
  22. ^ «Малолосская епархия» . Архивировано из оригинала 30 августа 2012 года . Проверено 29 декабря 2012 г.
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 8cbaf3c0835a479a895564895df01f0f__1716648300
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/8c/0f/8cbaf3c0835a479a895564895df01f0f.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
The Trinity in art - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)