Бернт Нотке

Бернт Нотке ( 1440 — до мая 1509) — художник поздней готики из Прибалтики . Его называют одним из выдающихся художников своего времени в Северной Европе.
; в.Жизнь
[ редактировать ]О жизни Бернта Нотке известно очень мало. Семья Нотке происходила из Таллинна (Эстония), а его отцом, вероятно, был торговец и судовладелец Мишель Нотке, имевший там свой основной бизнес. Его матерью, вероятно, была вторая жена Мишеля Гертраут, родом из Висбю . Бернт Нотке родился в небольшом городке Лассан в Померании . Он был женат (по крайней мере один раз), но имя его жены осталось неизвестным; она умерла раньше него и не упоминается в его последней воле и завещании. Известно, что у пары было две дочери: одну по имени Аннеке, а другую, имя которой не сохранилось и которая, по-видимому, имела умственную отсталость . [2] [3]
Похоже, он провел часть своей юности во Фландрии и там начал осваивать свою профессию художника. Вероятно, он работал в мастерской ткача гобеленов Паскье Гренье в Турне , где научился работать над предметами искусства большого масштаба. Вероятно, там он также научился распределять труд в мастерской по-современному, поскольку некоторые из его собственных работ были крупными коллективными предприятиями (см. Ниже). В начале 1460-х годов он поселился в Любеке , где продолжал жить большую часть своей жизни, хотя он также периодически жил в Швеции и часто путешествовал по городам вокруг Балтийского моря . В письменных источниках он впервые упоминается городским советом Любека 14 апреля 1467 года. В 1479 году он приобрел каменный дом на Брайте-штрассе , престижном адресе в Любеке. Он находился в Стокгольме в течение длительного периода с 1491 по 1497 годы, в течение которых он в течение трех лет занимал должность мастера монетного двора шведского королевства, но покинул город после окончания регентства Стокгольма. Стен Стуре Старший . После 1497 года он жил в Любеке до своей смерти в 1509 году. В 1505 году он получил титул веркмейстера при церкви Святого Петра. [2] [3] [4] [5] [6]
Работа
[ редактировать ]Художественный диапазон
[ редактировать ]Средневековое искусство отличалось от современного искусства по нескольким причинам, не в последнюю очередь тем, что, хотя современные художники часто работают в частных студиях, производство средневекового искусства было коллективным занятием в мастерской. [7] Так было и с Бернтом Нотке, руководителем такой мастерской. Во время ремонта большого триумфального креста, изготовленного Нотке в 1470–1477 гг., в полой части одной из скульптур была обнаружена записка, подписанная Нотке и пятью сотрудниками. Помимо самого Нотке, в нем перечислены плотник, маляр и еще трое ремесленников. [2] Неясен вопрос, был ли Нотке в первую очередь художником, столяром или просто главным организатором и предпринимателем. [6] Городской совет Любека назвал его «художником» в документе 1467 года. [2] Он и его мастерская создавали искусство в виде гобеленов, деревянных скульптур и картин. Основным видом произведений искусства, производимых мастерской Бернта Нотке, были алтарные образы , включающие в себя как скульптуру, так и живопись. [2] [5] Британская энциклопедия утверждает, что он также работал гравером , но это утверждение не встречается в других источниках. [4]
Работы Нотке
[ редактировать ]Любек Танец смерти
[ редактировать ]Указывалось, что уже первая известная работа Нотке (между 1463–1466 гг.) носит необычный характер: это был гобелен высотой 2 метра (6,6 футов) и длиной не менее 26 метров (85 футов), изображающий популярный мотив позднего средневековья Danse Macabre (танец смерти), созданный для часовни церкви Святой Марии в Любеке. Он был утерян, скорее всего, уничтожен во время бомбардировки Любека союзниками в 1942 году. Сохранилась копия, сделанная в 1701 году Антоном Вортманном. [2] [6]

Таллиннский танец смерти
[ редактировать ]Второй «Пляска смерти» , созданный примерно в то же время, что и в Любеке, частично сохранился (около 7 метров (23 фута)) в Таллинне (Эстония), в церкви Св. Николая . Было высказано предположение, что фрагмент в Таллинне мог быть куском, вырезанным из Любека « Пляска смерти» , но это не точно. Тем не менее, оба демонстрируют характерный яркий экспрессионизм, который станет характерным для Нотке. [2] [6]

Любекский триумфальный крест
[ редактировать ]В 1470–1478 годах Нотке выполнил очень большую скульптурную группу, так называемый триумфальный крест (по-английски иногда называемый крестом ) для показа в Любекском соборе . Он состоит из 72 скульптур и изготовлен из дуба ; Дендрохронология подтвердила, что древесина происходит от дубов, срубленных недалеко от Любека ок. 1470 г. Ансамбль отмечен за реалистичность, монументальность и выразительность. Покровителем произведения искусства был епископ Альберт Круммедик . [2] [6] Нотке и его мастерская также выполнили сложную галерею в Любекском соборе по заказу мэра Любека Андреаса Гевердеса . [2]
Алтарь Орхусского собора
[ редактировать ]В 1479 году был открыт алтарь Орхусского собора в Дании, еще одно монументальное произведение мастерской Нотке. Как и Любекский триумфальный крест, он был заказан важным представителем духовенства, епископом Йенсом Иверсеном (Ланге) . Имея высоту 12 метров (39 футов), это был в то время самый большой алтарь в странах Северной Европы . Он состоит из большого количества скульптур, где центральная панель содержит три большие доминирующие скульптуры Святой Анны , Иоанна Крестителя и Папы Климента I. Алтарь подписан Бернтом Нотке в трех местах. Влияние раннего Северного Возрождения , которое начало распространяться в это время из Нидерландов , можно проследить в реалистической портретной живописи некоторых скульптур. [2] [3]
Главный алтарь Таллиннской церкви Святого Духа
[ редактировать ]Другой роскошный алтарь, выполненный Нотке, — это храм Святого Духа в Таллинне (Эстония), законченный в 1483 году. Его смело можно отнести к Нотке еще и потому, что сохранилось несколько написанных его рукой писем, в которых он просит отсрочку оплаты за алтарь. Алтарный образ значительно скромнее, его высота составляет 3,5 метра (11 футов), но он важен тем, что это самый ранний алтарный образ в Балтийском регионе, где центральная панель представляет собой не формальный ряд святых, а, скорее, изображает библейский образ. сцена, в данном случае сошествие Святого Духа на Апостолов и Марию . Другие новинки, привнесённые в искусство региона благодаря этому алтарю, — это размещение сцены в отдельном внутреннем пространстве (сцена происходит в часовне) и, с более технической стороны, новая система складок в драпировке алтаря. скульптуры. Это единственный из алтарей Нотке, сохранивший первоначальную краску и цвет. [2] [3]
Святой Георгий и Дракон (Стокгольм)
[ редактировать ]Вероятно, самой известной скульптурой Нотке является отдельно стоящая скульптура Святого Георгия и Дракона для Сторкиркана (главной церкви) в Стокгольме, открытая в канун Нового 1489 года. Статуя была заказана шведским регентом Стеном Стуре Старшим, чтобы в память победы Стуре над королем Кристианом I Дании в битве при Брункеберге 1471 года . [2] Копия скульптуры находится в церкви Святой Екатерины в Любеке и бронзовая копия на Кёпманторгете в Стокгольме (открыта в 1912 году). Статуя вдохновила на создание множества других (хотя и менее сложных) деревянных изображений того же предмета в Швеции, Финляндии и Германии. [2] [3]
Другие работы
[ редактировать ]Мастерской Нотке приписывают ряд других необычных произведений искусства Швеции. Одна из них - портретная скульптура, изображающая Карла VIII Шведского , сегодня находится в замке Грипсхольм , но первоначально, возможно, принадлежала церкви Риддархольм или была частью скульптурной группы Святого Георгия и Дракона (см. Выше). Алтарный образ в церкви Рюттерне в Вестманланде в Швеции также приписывают Бернту Нотке; он изображает мессу святого Григория необычайно реалистично. Есть также скульптура, изображающая Святого Эрика в соборе Стренгнес , скульптура, изображающая Томаса Бекета (ранее в церкви Скепптуна, но теперь в Шведском историческом музее ) и алтарь в церкви в Шеллефтео в Швеции. [2] ) , сохранившийся лишь во фрагментах, Алтарь Шёненфарера (в настоящее время находится в квартале музеев Святой Анны в Любеке приписывается Нотке по стилистическим соображениям. [3]
Работы, ранее приписываемые Нотке, и утраченные работы
[ редактировать ]Ранее Нотке приписывали алтарный образ в церкви Тронденес недалеко от Харстада в Норвегии (самой северной средневековой церкви в мире), но позже эта атрибуция была поставлена под сомнение. [8] Несколько других работ из разных стран Балтийского моря и Бельгии ранее также приписывались Нотке, но без особой уверенности. Утерян также ряд работ руки Нотке. Главный алтарь Уппсальского собора был выполнен Нотке, но уничтожен пожаром 1702 года (по рисункам известен внешний вид примерно половины алтаря). Сделано в c. Этот колоссальный алтарь, посвященный святому Эрику в 1471 году , вероятно, помог укрепить репутацию Нотке в Скандинавии. [3] Большая картина, изображающая мессу Святого Григория для церкви Святой Марии в Любеке, также известна по изображениям в виде фотографий, но оригинал был уничтожен во время бомбардировки города в 1942 году. [2]
Оценка
[ редактировать ]Нотке широко известен как опытный художник. Его описывают как «одного из самых выдающихся художников восточной Германии и ее окрестностей 15 века». [4] и «один из самых важных художников поздней готики в Северной Европе». [5] Филипп Доллингер утверждает, что если и есть художник, которого можно назвать « ганзейским », так это Нотке. [9] Говорят, что он был единственным художником в северной Германии, которого можно сравнить с удивительным художественным развитием на юге страны, и в то же время он является выдающимся представителем позднеготического искусства в Балтийском регионе. [6] Ян Сванберг называет его одним из величайших художников поздней готики в Европе и считает, в частности, « Святого Георгия и дракона» в Стокгольме и триумфальный крест в Любеке одними из шедевров европейской скульптуры. [2] Другие отмечают его «сильную личность» и сравнивают Нотке с «северогерманским антиподом Фейту Штоссу как создателю запрестольных образов, так и как личности». [3] Третьи были менее бурными в своих похвалах, и его также называли «обычным создателем запрестольных образов». [3]
Как отмечалось выше, Бернт Нотке прямо или косвенно повлиял на эволюцию искусства в Балтийском регионе, и влияние Нотке можно увидеть в произведениях искусства даже на юге, вплоть до Люнебурга (где « Пляска смерти» Ганса Эспенрада считается прямым влиянием Нотке). По крайней мере, двое из его учеников известны по имени: Генрих Вильсинк (также известный как Хинрик Вильсинк, род. ок. 1483, умер в 1533 г.) и Хеннинг ван дер Хайде ( ок. 1460–1521 ). Хеннинг ван дер Хайде признан его самым опытным последователем. [3]
День памяти
[ редактировать ]Скульптура в честь Бернта Нотке стоит в гавани его родного города Лассан. [10]
Галерея
[ редактировать ]-
Триумфальный крест Любека
-
Алтарь Орхусского собора
-
Главный алтарь Таллиннской церкви Святого Духа
-
Святой Георгий и Дракон (Стокгольм)
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Госсман, Лайонел. «Невольные современники: художники-назаряне девятнадцатого века» . Мировое искусство девятнадцатого века, том 2, выпуск 3 . Проверено 10 ноября 2016 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п Сванберг, Ян. «Бернт Нотке» . Шведский биографический словарь (на шведском языке) . Проверено 10 ноября 2016 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж Кэмпбелл, Гордон, изд. (2009). Энциклопедия искусства Северного Возрождения Рощи . Том. 2. Издательство Оксфордского университета. стр. 718–719. ISBN 978-0-19-533-466-1 .
- ^ Jump up to: а б с «Бернт Нотке» . Британская энциклопедия . Проверено 10 ноября 2016 г. [ постоянная мертвая ссылка ]
- ^ Jump up to: а б с «Бернт Нотке» . Большая датская энциклопедия (на датском языке) . Проверено 10 ноября 2016 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Хартмут Кром (1999), «Нотке, Бернт» , Новая немецкая биография (на немецком языке), том. 19, Берлин: Duncker & Humblot, стр. 359–361 ; ( полный текст онлайн )
- ^ Стейнхофф, Джудит. «Средневековые мастерские» . Анализ истории искусств Хьюстонского университета. Архивировано из оригинала 10 ноября 2016 года . Проверено 10 ноября 2016 г.
- ^ «О Тронденской кирке» (на норвежском языке). Ден Норске Кирке (Церковь Норвегии) . Проверено 11 ноября 2016 г.
- ^ Доллингер, Филипп (2012) [1964]. Ганзейский союз (на немецком языке). Штутгарт: Кренер Верлаг. п. 361. ИСБН 978-3-520-37106-5 .
- ^ Банк, Клаудия (2016). Путеводитель DuMont в мягкой обложке по Узедому (на немецком языке). Мэйр Дюмон DE. п. 242. ИСБН 9783616420813 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Ганс Георг Гмелин. «Нотке, Бернт». В Grove Art Online. Oxford Art Online (по состоянию на 11 января 2012 г.). (требуется подписка)
- Керстин Петерманн: Бернт Нотке. Методы работы и организация мастерских в позднем средневековье. Берлин: Реймер 2000, ISBN 3-496-01217-X .
Внешние ссылки
[ редактировать ]СМИ, связанные с Бернтом Нотке, на Викискладе?
- Запись Бернта Нотке в Список имен художников Союза.