Jump to content

Trinity (Andrei Rublev)

Троица
Художник Andrei Rublev
Год 1411 или 1425–27 гг.
Середина Темпера
Размеры 142 см × 114 см (56 × 45 дюймов)
Расположение Old Katholikon of the Trinity Lavra , Sergiyev Posad

Троица ( рус . Троица , латинизированное : Троица , также называемая «Гостеприимство Авраама» ) — икона , созданная русским художником Андреем Рублёвым в начале 15 века. [1] Это его самая известная работа [2] и самая известная из всех русских икон , [3] и оно считается одним из высших достижений русского искусства . [4] [5] Ученые полагают, что это одно из двух произведений искусства (второе — Успенского собора фрески во Владимире ), которые можно с какой-либо уверенностью приписать Рублёву. [1]

На Троице изображены три ангела , посетившие Авраама у дуба Мамре ( Бытие 18:1–8 ), но картина полна символизма и трактуется как икона Святой Троицы . Во времена Рублева Святая Троица была воплощением духовного единения, мира, согласия, взаимной любви и смирения. [6]

Икона была заказана в честь преподобного Сергия Радонежского Троице Сергиевой лавры подмосковного - Сергиева Посада . известно мало Об истории «Троицы» , и историки искусства высказывают предположения, основываясь лишь на немногих известных фактах. [7] Даже авторство Рублёва подвергалось сомнению. Разные авторы предлагают разные даты, например 1408–1425, 1422–1423 или 1420–1427 гг. Официальная версия гласит 1411 или 1425–1427 гг.

В 2022 году икона была перенесена по указанию правительства России обратно в Троице-Сергиеву лавру, духовный центр Русской Православной Церкви . Кураторы предупредили, что перемещение «Тринити» может привести к ее повреждению, поскольку для этого требуется точная температура и влажность. До этого икона с 1929 года хранилась в Третьяковской галерее . [8] В 2023 году икону, несмотря на эти возражения, передали под опеку Русской Православной Церкви и выставили на обозрение в Храме Христа Спасителя в Москве. [9] В 2024 году икона была перенесена в Старый католикон Троицкой лавры в Сергиевом Посаде . [10]

Описание

[ редактировать ]

Троица была нарисована на вертикально выровненной доске. На ней изображены три ангела, сидящие за столом. На столе стоит чашка с головой теленка. На заднем плане Рублев нарисовал дом (предположительно дом Авраама ), дерево ( Дуб Мамре ) и гору ( гора Мориа ). Фигуры ангелов расположены так, что линии их тел образуют полный круг. Средний ангел и ангел слева благословляют чашу жестом руки. [11] В картине нет действия и движения. Фигуры смотрят в вечность в состоянии неподвижного созерцания. иконы заклеены следы гвоздей от ризы По полям, нимбам и вокруг чаши .

Иконография

[ редактировать ]

Икона основана на сюжете из Книги Бытия под названием «Гостеприимство Авраама и Сарры» или «Гостеприимство Авраама» (§18). В нем говорится, что библейский Патриарх Авраам «сидел у входа в шатер свой в знойный день» у дуба Мамре и увидел трех мужчин стоящих перед ним , которые в следующей главе были раскрыты как ангелы. «Увидев их, Авраам выбежал из дверей шатра им навстречу и поклонился до земли». Авраам приказал мальчику-слуге приготовить отборного теленка и поставить перед ними творог, молоко и теленка, ожидая их под деревом, пока они будут есть ( Бытие 18:1–8 ). Один из ангелов сообщил Аврааму, что Сарра скоро родит сына .

Ветхий Завет с делами , икона 17 века. Композиция включает в себя сцену встречи Авраама с ангелами и омовения им ног, Сарры, готовящей тесто, и слуги, закалывающего теленка. Ангел выводит Лота и дочерей его из Содома , а жена Лота превращается в соляной столб; затем изображен Лот с дочерьми. Ни одной из этих деталей в иконе Рублёва нет.

Тема Троицы в разные периоды времени получала различные интерпретации, но к XIX–XX векам консенсус среди учёных был следующий: три ангела, посетившие Авраама, олицетворяли христианскую Троицу , «единого Бога в трёх лицах» — Отца , Сын ( ) Иисус Христос и Святой Дух . [12] Искусствоведы считают, что икона Андрея Рублева создана в соответствии с этой концепцией. Пытаясь раскрыть учение о Троице, Рублёв отказался от большинства традиционных сюжетных элементов, которые обычно включались в картины « Гостеприимство Авраама и Сарры» . Он не нарисовал Авраама, Сарру, сцену заклания теленка и не сообщил никаких подробностей трапезы. Ангелы изображались разговаривающими, а не питающимися. «Жесты ангелов, плавные и сдержанные, демонстрируют возвышенный характер их разговора». [13] Безмолвное общение трех ангелов является центром композиции.

В иконе Рублёва формой, наиболее ярко выражающей идею единосущности трёх Троицы, ипостасей является круг. Это основа композиции. При этом ангелы не вставляются в круг, а создают его, поэтому наш взгляд не может остановиться ни на одной из трех фигур, а пребывает внутри этого ограниченного пространства. Эффектным центром композиции является чашка с головой теленка. Он намекает на распятую жертву и служит напоминанием о Евхаристии (фигуры левого и правого ангелов образуют силуэт, напоминающий чашу). Вокруг чашки, стоящей на столе, происходит молчаливый диалог жестов. [14]

Левый ангел символизирует Бога Отца. Он благословляет чашу, но его рука нарисована вдали, как будто он передает чашу центральному ангелу. Виктор Лазарев предполагает, что центральный ангел представляет Иисуса Христа, который, в свою очередь, также благословляет чашу и принимает ее с поклоном, как бы говоря: «Отче Мой, если возможно, пусть эта чаша будет отнята у меня. Но не так, как я». , но как хочешь». ( Мф 26:39 ) [15] Природа каждой из трёх ипостасей раскрывается через их символические атрибуты: дом, дерево и гору. [6] Отправной точкой божественного управления является творческая Воля Божия , поэтому Рублёв помещает дом Авраама над головой соответствующего ангела. Дуб Мамре можно интерпретировать как дерево жизни . [6] и оно служит напоминанием о смерти Иисуса на кресте и его последующем воскресении , открывшем путь к вечной жизни . Дуб расположен в центре, над ангелом, который символизирует Иисуса. Наконец, гора является символом духовного восхождения, которое совершает человечество с помощью Святого Духа. [13] Единство трех ипостасей Троицы выражает единство и любовь между всем сущим: «Да будут все одно, как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас, чтобы мир был можешь поверить, что ты послал меня». ( Иоанна 17:21 )

Крылья двух ангелов, Отца и Сына, переплетаются. Синий цвет одеяния Сына символизирует божественность , коричневый цвет представляет землю, его человечность, а золотой говорит о царстве Бога . [16] Крылья Святого Духа не касаются крыльев Сына, они незаметно разделены копьем Сына. Синий цвет одежды Святого Духа символизирует божественность, зеленый цвет представляет новую жизнь. [17] Позы и наклоны голов Святого Духа и Сына демонстрируют их подчинение Отцу, однако их расположение на престолах на одном уровне символизирует равенство. [18]

Бориса Годунова к Риза (металлическая оболочка) «Троице » с цатами добавленными во времена Михаила I (украшенными полумесяцами) из золота и серебра с драгоценными камнями и жемчугом. Датируется концом 16 века.

Согласно Троице-Сергиевой записи 1575 года, икона была «покрыта золотом» по приказу Ивана Грозного , т. е. золотая риза была заказана им и приложена к иконе. Золотая риза была возобновлена ​​в 1600 году при царстве Бориса Годунова . Новая риза копировала ризу Ивана Грозного, а оригинал был перенесен в новую копию «Троицы», написанную специально для этой цели. В 1626 году Михаил I золотые цаты приказал присоединить к ризе с эмалью и драгоценными камнями. В XVIII веке к ним добавились позолоченные и серебряные чеканные наряды ангелов. [19] Еще один экземпляр ризы изготовлен в 1926–28 гг. Оба списка сейчас хранятся в Троицкого собора Троицкой иконостасе лавры .

Датировка и происхождение

[ редактировать ]

Датировка «Троицы» неизвестна. Исторических данных по этому поводу не так много, и даже в начале XX века историки не осмеливались претендовать на какие-либо факты и могли лишь строить догадки и предположения. [13] Впервые икона упоминается в 1551 году в «Стоглавой книге» — сборнике церковных законов и постановлений, составленном Стоглавым Синодом . Среди прочего, в Книге излагались решения Синода, принятые по поводу иконографии Святой Троицы, в частности детали, которые считались канонически необходимыми для таких икон, например кресты и нимбы .

... the icon painter [has] to paint icons from the ancient examples, as did the Greek icon painters, and as did Ondrei [ sic ] Rublev and other predecessors...( Russian : Писати иконописцем иконы с древних переводов, како греческие иконописцы писали, и как писал Ондрей Рублев и прочие пресловущие иконописцы... )

Из этого текста видно, что участникам Стоглавого Синода была известна некая икона Троицы , созданная Андреем Рублевым и которая, по их мнению, соответствовала всем церковным канонам и могла быть взята за образцовый образец. [20] [21]

Следующий известный источник, в котором упоминается Троица» иконописцах » , « « Сказание о святых , составленное в конце 17 — начале 18 века. В нем содержится немало полулегендарных рассказов, в том числе упоминание о том, что Никон Радонежский, ученик Сергия Радонежского , попросил Андрея Рублева «написать образ Святой Троицы в честь отца Сергия». [22] Этот поздний источник рассматривается большинством историков как ненадежный. Однако из-за отсутствия других фактов эта версия создания «Троицы» является общепринятой. [2] Вопрос о том, когда произошел разговор с Никоном, остается открытым.

Первоначальная деревянная Троицкая церковь, находившаяся на территории Троицкой лавры, сгорела в 1411 году, и Никон Радонежский решил построить новую церковь. К 1425 году был возведен каменный Троицкий собор , который стоит и сегодня. Считается, что Никон, ставший настоятелем после смерти Сергия Радонежского, предчувствуя его скорую кончину, пригласил Андрея Рублева и Даниила Черного закончить украшение недавно построенного собора. Иконописцам предстояло выполнить фрески и создать многоярусный иконостас. [23] Но ни житие преподобного Сергия , житие житие его жития, ни преподобного Никона не упоминают об иконе Троицы , она лишь написана украшением собора в 1425–1427 годах.

Единственная сохранившаяся фреска Андрея Рублева внутри Успенского собора во Владимире .

Эта датировка основана на датах строительства обеих церквей. Тем не менее искусствоведы, принимая во внимание стиль иконы, не считают вопрос решенным. Игорь Грабарь датировал «Троицу» 1408–1425 гг., Юлия Лебедева предположила 1422–1423 гг., Валентина Антонова предположила 1420–1427 гг. Неизвестно, была ли «Троица» создана в период расцвета творчества Рублёва в 1408—1420 годах или в конце его жизни. Стилевой анализ показывает, что он мог быть создан около 1408 года, поскольку стилистически он близок к его фрескам в Успенском соборе (созданным примерно в то же время). [24] С другой стороны, «Троица» демонстрирует твердость и совершенство, которых не имеют даже лучшие иконы Троицкого собора, написанные в 1425–1427 годах. [25]

У советского историка Владимира Плугина была теория, что икона не имеет ничего общего с Никоном Радонежским, а была принесена в Троицкую лавру Иваном Грозным. Он предположил, что все предыдущие ученые, после известного историка Александра Горского, ошибочно полагали, что Иван Грозный лишь «покрыл золотом» икону, которая уже хранилась в Троицкой лавре. [26] Плугин рассказал, что икону в Лавру принес сам Иван, а «Троица» была создана гораздо раньше, вероятно, за 150 лет до этой даты. [13] Однако в 1998 году Борис Клосс указывал, что так называемая Троицкая история осады Казани , написанная до июня 1553 года, [27] содержит явное указание на то, что Иван Грозный лишь «украсил» имеющуюся икону для Лавры. [28] [29]

Авторство

[ редактировать ]

Автором иконы Троицы Рублев впервые был назван в середине текста XVI века «Книга ста глав» . Ученые могут быть вполне уверены, что автором иконы с таким названием к середине XVI века считался Рублев. Русский этнограф Иван Снегирев высказал предположение, что «Троица», хранившаяся в Троице-Сергиевой лавре, на самом деле была иконой Рублева, который тогда был одним из немногих русских иконописцев, известных по имени. Идея приобрела популярность среди ученых и к 1905 году стала преобладать. [30] «Троица» до сих пор считается его произведением.

Тем не менее, после очистки иконы искусствоведы были настолько поражены ее красотой, что возникли предположения о том, что ее создал итальянский художник. Первым, кто высказал это предложение, был Дмитрий Ровинский еще до чистки, но его идея «была немедленно погашена запиской митрополита Филарета; и опять на основании легенды икона была приписана Рублеву. Она продолжала служить тем, кто изучал стиль этого живописца как одно из главных его произведений». Дмитрий Айналов , [31] Николай Сычев , а затем и Николай Пунин сравнивали «Троицу» с произведениями Джотто и Дуччо . [32] Виктор Лазарев сравнил его с работами Пьеро делла Франческа . [33] Однако они, скорее всего, намеревались указать на высокое качество картины, поскольку никто из них не утверждал, что она создана под влиянием итальянцев. Виктор Лазарев подводит итог: «В свете недавнего анализа мы можем определенно констатировать, что Рублев не был знаком с произведениями итальянского искусства и поэтому не мог ничего из них заимствовать. Его основным источником было византийское искусство эпохи Палеологов , в именно оттуда были заимствованы картины, созданные в его столице, Константинополе . Изящество его ангелов, мотив наклоненных голов, прямоугольная форма трапезы». [11]

Троица , какой ее можно было увидеть до 1904 года ( фотомонтаж ). Картина покрыта ризой и покрыта слоем олифы .

По данным архива Троице-Сергиевой Лавры , икона хранилась в Троицком соборе с 1575 года. Она занимала главное место (справа от царских врат ) в нижнем ярусе иконостаса . Это была одна из самых почитаемых икон в монастыре, привлекавшая щедрые пожертвования от правящих монархов (сначала Ивана Грозного , затем Бориса Годунова и его семьи), но главным объектом почитания в монастыре были Радонежского Сергия мощи . До конца 1904 года «Троица» была скрыта от глаз под тяжелой золотой ризой , оставляющей открытыми только лица и руки ангелов (так называемый «ликий образ»).

На рубеже XIX и XX веков русская иконография была «открыта» искусствоведами как вид искусства. Иконы вынимали из риз, закрывавших их почти полностью, за исключением лиц и рук, а затем чистили. Чистка была необходима, поскольку иконы традиционно покрывались слоем олифы . В обычных условиях олифа полностью темнеет через 30–90 лет. Новый значок можно нарисовать поверх затемненного слоя. Обычно он имел ту же тему, но стиль был изменен в соответствии с новыми эстетическими принципами того времени. В одних случаях новый художник сохранял пропорции и композицию оригинала, а в других копировал тему, но корректировал пропорции фигур и поз, изменял другие детали. называлось «обновление » . иконы Это [34] Троица подвергалась «обновлению» четыре или пять раз. [35] Первое обновление, вероятно, произошло во времена царства Бориса Годунова. Следующий, скорее всего, был закончен к 1635 году, с обновлением всех монументальных росписей и иконостаса Троицкой лавры. Именно к этому периоду искусствоведы относят большую часть повреждений красочного слоя. Повреждения, нанесенные пемзой , особенно заметны на одежде ангелов и на заднем плане. В дальнейшем Троица была обновлена ​​в 1777 году при митрополите Платоне , когда был переделан весь иконостас. Василий Гурьянов сообщал, что она возобновлялась еще два раза в 1835 и 1854 годах: художниками Палехской школы и художником И. М. Малышевым соответственно. [35]

Уборка 1904 года

[ редактировать ]

В начале XX века многие иконы были очищены одна за другой, и многие из них оказались шедеврами. Со временем ученые заинтересовались «Троицей из Троицкой лавры». По сравнению с другими иконами, такими как Владимирская Богородица или Казанская Богоматерь, Троица не пользовалась особым почитанием, поскольку в ней не было ничего особенного, она не была «чудотворной» или « мироточивой », и не стала источник для большого количества копий. Однако у него была определенная репутация, поскольку считалось, что это та самая икона из «Книги ста глав» . Поскольку имя Андрея Рублёва появилось и в «Книге» , он пользовался большим уважением среди верующих христиан. Ему приписывалось множество различных икон и фресок , например, фрески в церкви Успения в Городке в Звенигороде . Очистка «Троицы» теоретически могла бы выявить прекрасный образец его стиля и помочь в исследовании других икон, приписываемых ему на основании легенд или распространенных верований. [20]

По приглашению настоятеля Троицкой лавры весной 1904 года Василий Гурьянов вынул икону из иконостаса, снял ризу, а затем очистил ее от «обновлений» и олифы. [20] [36] Илья Остроухов рекомендовал его на эту должность. Ему помогали В. А. Тюлин и А. И. Изразцов. Сняв ризу, Гурьянов не узнал картины Рублёва, но обнаружил результаты всех «обновлений». Под ними было искусство Рублёва. Он писал: «Когда с этой иконы была снята золотая риза, мы увидели прекрасно написанную икону. Фон и поля были окрашены в коричневый цвет, золотая надпись была новой. Все одежды ангелов были перекрашены в сиреневый тон и побелены не краской. , но золотом; стол, гора и дом были перекрашены... Остались только лики, по которым можно было судить, что икона эта древняя, но и они были заштрихованы коричневой масляной краской.». [37] Как выяснилось в ходе очередной реставрации в 1919 году, Гурьянов местами не дошел до первоначального слоя. После того, как Гурьянов снял три верхних слоя, последний из которых был написан в стиле палехской школы, он обнажил первоначальный слой. И реставратор, и очевидцы происшествия были ошеломлены. Вместо типичных для иконописи того времени темных дымчатых тонов олифы и коричневых тонов одежды они увидели яркие краски и прозрачные одежды, напоминавшие итальянские фрески и иконы XIV века. [20] Затем он переписал икону согласно своим представлениям о том, как она должна выглядеть. После этого Троицу вернули в иконостас.

Усилия Гурьянова были раскритикованы даже его современниками. В 1915 году Николай Сычев отмечал, что его реставрация фактически скрыла от нас произведение искусства. Позже его пришлось ликвидировать. Ю. Малков резюмировал:

Лишь экспозицию картины в 1918 году можно назвать «реставрацией» в современном научном понимании этого слова (да и то нельзя сказать без некоторых оговорок); все предыдущие работы над «Троицей» были, по сути, лишь «реставрациями», в том числе и «реставрацией», происходившей в 1904—1905 годах под руководством В. П. Гурьянова... Несомненно, реставраторы сознательно стремились усилить все графические и линейная структура иконы, с грубым увеличением контуров фигур, одежд, нимбов. Имело место даже явное вмешательство во внутреннее святилище , область «образа лица», где находились недостаточно очищенные остатки авторских... линий... (которые уже довольно схематично воспроизводились новейшими обновлениями XVI—XIX вв.). буквально помят и поглощен жесткой графикой В. П. Гурьянова и его помощников. [35]

Икона в ризе Середина 19 века — 1904 год. 1904 1905—19 Текущее состояние
Икона в ризе Бориса Годунова. Фотография 1904 года, сделанная Гурьяновым и его командой. Икона 1904 года, риза только что снята . Оригинал картины скрыт под слоем «обновления» XIX века. Попытку удаления обновления можно увидеть в правом верхнем углу (голова и плечо правого ангела). Фотография 1904 года, сделанная Гурьяновым и его командой. Фотография 1904 года, сделанная после уборки Гурьянова. Фотография 1905 года, сделанная после перекраски Гурьянова, подверглась критике со стороны искусствоведов того времени.

Реставрация 1919 года раскрыла искусство Рублёва. Сохранились многочисленные следы деятельности Гурьянова и следы предыдущих столетий. Поверхность иконок сегодня представляет собой комбинацию слоев, созданных в разные периоды времени.

Уборка 1918 года

[ редактировать ]
Светлое пятно на одеянии правого ангела – это холст, вышедший во время чистки из-под нового слоя краски Василия Гурьянова. Фотография 1918–1919 годов.

Как только икона вернулась в иконостас Троицкого собора, она очень быстро снова потемнела. Пришлось открыть его снова. В 1918 году реставрацию взял на себя Российский комитет по очистке старинных росписей. Руководителем бригады, в которую входили также Игорь Грабарь , Александр Анисимов, Алексей Гритченко , и Комитет по охране произведений искусства при Троице-Сергиевой лавре был Юрий Олсуфьев. , в состав которого входили сам Юрий Олсуфьев, Павел Флоренский и Павел Каптерев. Реставрационные работы начались 28-28 ноября 1918 г. и продолжались до 2-2 января 1919 г. Их проводили И. Суслов, В. Тюлин, Г. Чириков. Все этапы уборки подробно фиксировались в Дневнике . краткое содержание произведений, получившее название « Протокол № 1» . На основе этих записей и личных наблюдений Юрия Олсуфьева в 1925 году было создано [35] Эти документы хранятся в архиве Третьяковской галереи. Некоторые детали и линии были восстановлены, другие оказались поврежденными и не подлежащими восстановлению. [35]

Проблемы с сохранностью «Троицы» начались в 1918–1919 годах сразу после ее уборки. Дважды в год, весной и осенью, влажность в Троицком соборе повышалась и икону переносили в так называемое Первое иконохранилище. Продолжающиеся изменения температуры и влажности повлияли на его состояние.

[ редактировать ]

До Октябрьской революции «Троица» оставалась в Троицком соборе, но после того, как советская власть передала ее недавно основанной Центральной национальной реставрационной мастерской. 20 апреля 1920 года Совет Народных Комиссаров издал декрет « О преобразовании историко-художественных ценностей Троице в музей » - Сергиевой лавры . Саму Лавру и все ее коллекции он передал в ведение Народного комиссариата просвещения «в целях демократизации художественных и исторических зданий путем преобразования указанных зданий и коллекций в музеи». «Троица» оказалась в Загорском национальном парке и историко-художественном музее. В 1929 году икона поступила в Третьяковскую галерею в Москве, а копия Николая Баранова заменила оригинал в иконостасе.

Комната Андрея Рублёва в Третьяковской галерее в Москве .

Икона хранится в комнате Андрея Рублёва Третьяковской галереи. Он покидал Галерею всего дважды. Впервые это произошло в 1941 году во время эвакуации во время Второй мировой войны . Его временно перевезли в Новосибирский театр оперы и балета в Новосибирске . 17 мая 1945 года «Троица» была возвращена в Третьяковскую галерею. В мае 2007 года «Троицу» вывезли на выставку Европа-Россия-Европа , но кусок доски вывихнулся, и его пришлось чинить и укреплять. икону переносят С 1997 года каждую Пятидесятницу из комнаты Андрея Рублёва в храм Третьяковской галереи. Его размещают под специальной витриной с идеальным температурно-влажностным режимом. У первого президента Российской Федерации Бориса Ельцина возникла идея вернуть икону Церкви. Однако Валентин Янин при содействии тогдашнего министра культуры Юрия Мелентьева сумел встретиться с президентом и заставил его передумать. Дело завершилось постановлением, опубликованным в « Российской газете». была объявлена «Троица» ​​собственностью Третьяковской галереи навсегда.

Переезд в Лавру

[ редактировать ]
Икона на выставке в Храме Христа Спасителя в Москве в июне 2023 года.

В 2008 году один из сотрудников галереи Левон Нерсесян сообщил, что патриарх Алексий просил принести икону в Лавру на религиозный праздник летом 2009 года. [38] Большинство ученых сходилось во мнении, что климат внутри собора был неподходящим для хранения иконы, что свечи, ладан и транспорт могли ее разрушить. Единственным человеком, который поддержал этот шаг, был директор галереи. Весь остальной персонал, искусствоведы и искусствоведы были против. Директора обвинили в совершении должностных преступлений . [1] Валентин Янин заявил: « Троица — это выдающееся произведение искусства, национальное достояние , которое должно быть доступно людям всех вероисповеданий независимо от их вероисповедания. Выдающиеся произведения искусства должны храниться не внутри храмов, для узкого круга прихожан». видеть, но в публичных музеях». [1]

В июле 2022 года его разрешили перенести в Лавру, несмотря на опасения по поводу возможного ущерба. [39] 15 мая 2023 года стало известно, что икона будет возвращена на хранение Русской Православной Церкви по распоряжению президента Владимира Путина . В пресс-службе Минкульта подтвердили, что икона будет выставлена ​​в храме Христа Спасителя в Москве. После этого его отреставрируют и вернут на традиционное место в Троицкий собор Троице-Сергиевой лавры. Директор ГМИИ Елизавета Лихачева предупредила , что перемещение иконы чревато ее разрушением. [40]

Сохранение

[ редактировать ]
Трещина проходит по лику правого ангела, кое-где отодралась краска, имеются следы гвоздей, которыми некогда прикреплялась риза к иконе.

Нынешнее состояние «Троицы» отличается от первоначального. Изменения в него были внесены как минимум еще в 1600 году, а скорее всего, даже раньше. Наиболее близкое к первоначальному состояние, которого удалось достичь реставраторам, было после реставрации 1918 года. Эта реставрация выявила большую часть оригинального творчества Рублева, но сохранились многочисленные следы творчества Гурьянова и других веков. Современная поверхность представляет собой комбинацию слоев, созданных в разные периоды времени. В настоящее время икону укрепляют шпонками — маленькими дюбелями , которые используются специально для икон.

До июля 2022 года «Троица» хранилась в специальном стеклянном шкафу музея при постоянной влажности и температуре.

В Третьяковской галерее нынешнее состояние оценили как «стабильное». [1] Между грунтовым и красочным слоями сохраняются постоянные зазоры, особенно по краям. Основная проблема — вертикальная трещина, проходящая через поверхность спереди, возникшая в результате разрыва между первой и второй заземляющими пластинами в неизвестное время. Гурьянов зафиксировал трещину во время уборки: на фотографии 1905 года трещина изображена уже существующей.

Трещина стала заметной в 1931 г. и частично была устранена весной 1931 г. В это время щель достигала 2 мм в верхней части иконы и 1 мм на лике правого ангела. Юрий Олсуфьев предпринял попытку ремонта, перенеся икону в специальное помещение с искусственно созданной повышенной влажностью около 70%. Разрыв между досками почти полностью закрылся за 1–5 месяцев. К лету 1931 года процесс сокращения разрыва за счет воздействия влажности прекратился. Тогда было решено укрепить слой левкаса и слой краски мастикой и заполнить ею пробелы. [1]

Реставраторы не могли быть уверены, как разные слои краски в разное время могли отреагировать на малейшие изменения окружающей среды. Малейшее изменение климата все равно может нанести непредсказуемый ущерб. Комиссия реставраторов Третьяковской галереи подробно обсудила различные предложения по дальнейшему укреплению иконы и 10 ноября 2008 года пришла к выводу, что нынешнее стабильное состояние иконы ни при каких обстоятельствах нельзя нарушать. [1]

Имеются два освященных экземпляра «Троицы» . По православной церковной традиции освященный список иконы и оригинал (также называемый протографом ) полностью взаимозаменяемы. [1]

  • Годуновская копия, заказанная Борисом Годуновым в 1598–1600 годах с целью переноса на нее ризы Ивана Грозного. Он хранился в Троицком соборе Троице-Сергиевой лавры.
  • Экземпляр Баранова и Чирикова, заказанный в 1926–28 годах для Международной реставрации икон в 1929 году. [1] Она заменила оригинальную икону, перенесенную в Третьяковскую галерею в Москве.

Обе иконы сейчас хранятся в иконостасе Троицкого собора в Сергиевом Посаде .

  1. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я Стенограмма расширенного реставрационного совещания в Государственной Третьяковской Галерее по вопросу "Троицы" Рублева 17 ноября 2008 года (на русском языке) . Проверено 22 декабря 2008 г.
  2. ^ Перейти обратно: а б «Троица Андрея Рублёва» (на русском языке). Третьяковская галерея . Проверено 22 декабря 2008 г.
  3. ^ Аверинцев, С. С. "Красота изначальная." Наше наследие 4 (1988): 25–26.
  4. ^ Дружкова, НАТАЛИЯ ИВАНОВНА. "современные визуально-коммуникационные средства в преподавании теории и истории изобразительного искусства [Электронный ресурс]." Педагогика искусства: электрон. науч. журн. Учреждения Рос. академии образования «Институт художественного образования 1 (2014).
  5. ^ «Изъяснение иконы Андрея Рублёва» . Англиканская церковь Святого Иоанна. Архивировано из оригинала 19 июля 2008 года . Проверено 22 декабря 2008 г.
  6. ^ Перейти обратно: а б с Е.В.Гутов, ed. (27 April 2011). "1". Пасхальные чтения: Тезисы докладов студенческой научно-теоретической конференции (PDF) (in Russian). Нижневартовск: Издательство Нижневартовского государственного гуманитарного университета. pp. 4–5. ISBN  9785899888670 .
  7. ^ «Святая Троица Андрея Рублёва» . АндрейРублев.ру . Проверено 23 декабря 2008 г.
  8. ^ «Кремль создает всеми любимую икону военной пропаганды» . Экономист . ISSN   0013-0613 . Проверено 3 сентября 2022 г.
  9. ^ «На фотографиях: Знаменитая православная икона, выставленная в Московском соборе» . Московская Таймс . 5 июня 2023 г.
  10. ^ Икону "Троица" установили в Троицком соборе на ее историческом месте. РИА Новости, 23.06.2024.
  11. ^ Перейти обратно: а б Лазарев В. Н. "Русская иконопись от истоков до начала XVI века. Глава VI. Московская школа. VI.15. "Троица" Андрея Рублева" . Archived from the original on 10 June 2012 . Retrieved 23 December 2008 .
  12. ^ «Икона Троицы Рублёва» . wellsprings.org.uk . Проверено 23 декабря 2008 г.
  13. ^ Перейти обратно: а б с д " "Святая Троица" Андрея Рублева. Описание, история иконы" . Archived from the original on 13 September 2011 . Retrieved 23 December 2008 .
  14. ^ Аудиоэкскурсия по Третьяковской Галерее // «Троица» Рублева. Текст Л. Нерсесяна
  15. ^ Лазарев В. Н. Андрей Рублев и его школа. М.,1966. С. 61–62
  16. ^ «Христос» .
  17. ^ «Дух» .
  18. ^ Гуляева, Е. Ю. "«ТРОИЦА» АНДРЕЯ РУБЛЕВА-ВЕЛИЧАЙШЕЕ ДОСТИЖЕНИЕ РУССКОГО ДУХА." Ежемесячный научный журнал № 6/2014. http://social-scope.ru/files/ARHIV/29-30.12.2014/scope_6_december.pdf#page=33
  19. ^ "Оклад "Троицы" " . Портал «Культура России». Archived from the original on 8 December 2015 . Retrieved 23 December 2008 .
  20. ^ Перейти обратно: а б с д А. Никитин. Загадка «Троицы» Рублева . (Первая публикация: Никитин А. Кто написал «Троицу Рублева»? // НиР, 1989, № 8–9.)
  21. ^ Стоглав. Изд. Д. Е. Кожанчикова. СПб., 1863, с. 128
  22. ^ Никитин, Андрей Леонидович (2001). Основы русской истории: мифологии и факты (на русском языке). Аграф. ISBN  9785778400412 .
    The Legend on Saint Icon Painters : "Преподобный отец Андрей радонежский, иконописец, прозванием Рублев, многая святыя иконы писал, все чудотворные. Яко же пишет о нем в Стоглаве святого чудного Макария митрополита, что с его письма писати иконы, а не своим умыслом. А преже живяше в послушании у преподобного отца Никона Радонежского. Он повеле при себе образ написати святыя Троицы в похвалу отцу своему святому Сергию Чудотворцу".
  23. ^ Святая Троица Андрея Рублева. Описание, история иконы
  24. ^ Балязин, Вольдемар Николаевич (2007). Неофициальная история России (на русском языке). ОЛМА Медиа Группа. п. 71. ИСБН  978-5373012294 .
  25. ^ « Тройка» на Ikon-art.info» . Архивировано из оригинала 10 июня 2012 года . Проверено 28 декабря 2008 г.
  26. ^ (Горский А. В.). Историческое описание Свято-Троицкия Сергиевы лавры. М., 1857, с. 10.
  27. ^ (Насонов А. Н. Новые источники по истории Казанского «взятия». — Археографический ежегодник за 1960 год. М., 1962, с. 10)
  28. ^ (Клосс 1998, с. 83)
  29. ^ "Андрей Рублев. Биография. Произведения. Источники. Литература" . Archived from the original on 10 June 2012.
  30. ^ Анисимов А. И. Научная реставрация и «Рублевский вопрос». /'/ Анисимов А. И. О древнерусском искусстве. М., 1983, с. 105—134.
  31. ^ Айналов Д. В. История русской живописи от XVI по XIX столетие. СПб., 1913, с. 17
  32. ^ Пунин Н. Андрей Рублев. Пп, 1916
  33. ^ Лазарев В. Н. Русская средневековая живопись. М., 1970, с. 299
  34. ^ "Реставрация икон. Методические рекомендации" . Archived from the original on 9 March 2010 . Retrieved 28 December 2008 .
  35. ^ Перейти обратно: а б с д и Ю. Г. Мальков. К изучению «Троицы» Андрея Рублева. // Музей № 8. Москва, Советский художник, 1987. c.238–258
  36. ^ Гурьянов В. П. Две местные иконы св. Троицы в Троицком соборе Свято-Троицко-Сергиевой лавры и их реставрация. М., 1906 г.
  37. ^ Андрей Рогозянский . "Троица Рублёва, тихое озарение Сергиевской Руси" . Archived from the original on 29 August 2011 . Retrieved 26 December 2008 .
  38. ^ "Блог Л. В. Нерсесяна" . Архивировано из оригинала 20 марта 2012 года . Проверено 28 декабря 2008 г.
  39. ^ «Икона Рублева «Троица» возвращается на свое место» . фсспх . Проверено 14 ноября 2022 г.
  40. ^ «Икона Андрея Рублёва «Святая Троица» может распасться при переходе из рук в руки — директор музея» . ТАСС . Проверено 17 мая 2023 г.

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 402f6372e04e0864074c2aef6ad54535__1720367160
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/40/35/402f6372e04e0864074c2aef6ad54535.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Trinity (Andrei Rublev) - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)