Алексей Гритченко
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( декабрь 2008 г. ) |
Рожденный | Олекса Грищенко 2 апреля 1883 г. Кролевец , Черниговская губерния, Российская империя. |
---|---|
Умер | 28 января 1977 г. | ( 93 года
Национальность | Украинский |
Образование | Московская Художественная Школа |
Известный | -экспрессионист Художник |
Супруг | Миля Сирень Лавелейн де Мобеж |
Алексис Грищенко (укр. Олекса Грищенко; родился 2 апреля 1883 — 28 января 1977) — украинский художник и теоретик искусства .
Биография
[ редактировать ]Образование и ранняя карьера
[ редактировать ]Гриченко изучал филологию и биологию в университетах Киева , Санкт-Петербурга и Москвы Прежде чем заняться искусством, . Он учился живописи в Москве и установил тесные связи с коллекционерами Сергеем Щукиным и Иваном Морозовым . В 1911 году он посетил Париж , где стал энтузиастом современного искусства , особенно кубистской живописи. После поездки в Италию в 1913-1914 годах он смешался со своим изучением художников раннего итальянского Возрождения , создав стиль, который объединил космополитичность и вежливость с ортодоксальностью византийского наследия сакрального искусства . Свою теоретическую работу Гритченко посвятил теме византийского искусства и его связи с современным искусством , а также анализу формально-стилистических свойств византийской живописи с точки зрения модернистских тенденций и практики. Он опубликовал несколько книг и статей, наиболее важными из которых были его исследования иконы в контексте западного искусства, а также принял участие в современных дискуссиях по различным аспектам современного искусства.
После революции 1917 года Гриченко стал профессором Свободных художественных мастерских ( «Свомас ») в Москве и членом Комиссии по охране исторических памятников. В 1919 году ему предложили пост директора Третьяковской галереи , но он решил покинуть Россию через Крым в Константинополь , оставив все свои картины и другое имущество в Москве. [ 1 ] Этот период ознаменовал собой своеобразный и вдохновенный период акварельной живописи .
Эмиграция во Францию
[ редактировать ]В 1921 году Гритченко приехал в Париж, и двенадцать его картин Константинополя были включены в Осенний салон , а Фернан Леже разместил их рядом со своими произведениями. Результатом последующей поездки в Грецию стала выставка в Византийском музее в Афинах. Арт-дилер Поль Гийом познакомил его с Леопольдом Зборовским , другим известным парижским дилером. Доктор Альберт Барнс приобрел семнадцать картин Гритченко для своей коллекции, ныне Фонда Барнса в Филадельфии .
После 1924 года Гриченко жил на юге Франции . Гриченко совершал частые поездки в Испанию , Португалию , Англию и скандинавские страны , а картины, привезенные им из этих визитов, выставлялись в нескольких ведущих парижских галереях, таких как Maison Bing , Granoff, Druet, De l`Elysse, Weil и Bernheim-Jeune. . Салоны, особенно Салон Тюильри и Осенний, также выставляли его работы. После выставки творчества Гриченко в Maison Bing в 1926 году Луи Воксель написал о нем: «Молодой украинский колорист покорил Париж». состоялась персональная выставка работ Гриченко В 1937 году в Музее украинского искусства во Львове , тогда еще находившемся под властью Польши, , где появилась его первая украинско-французская монография.
Наследие
[ редактировать ]Чтобы сохранить художественное наследие Гритченко, Фонд Алексиса Гритченко был основан в 1958 году в Нью-Йорке . После создания фонда Гриченко провел еще три выставки в Нью-Йорке и Филадельфии, последняя из которых состоялась в 1967 году в галерее Питера Дейча в Нью-Йорке. В начале шестидесятых годов выяснилось, что его картины, находившиеся в собраниях Украинского Львовского музея, были уничтожены как произведения «буржуазного формализма» вместе с произведениями Александра Архипенко , Михаила Бойчука и Георгия Нарбута . Это побудило Гритченко завещать Фонду Алексея Гриченко коллекцию из семидесяти работ, включая масло, акварели и рисунки, с условием, что когда-нибудь они будут переданы в музеи свободной Украины. Фонд и коллекцию провел Украинский институт Америки (УИА).
26 марта 2006 года состоялась торжественная церемония передачи коллекции Фонда Гритченко Национальному художественному музею Украины . Помимо 70 произведений искусства в него были включены книги, каталоги, рукописные заметки и мемуары, а также другие архивные материалы. [ 2 ]
Сегодня произведения искусства Гритченко можно найти в различных музейных и частных коллекциях, из них более трёхсот в США и Канаде .
Книги и статьи
[ редактировать ]- Russian : About connections of Ruthenian painting with Byzantium and the West painting) «О связях русской живописи с Византией и Западом» 1913 (
- Russian : «Русская икона как искусство живописи» 1917 (Ruthenian icon painting as art)
- Russian : «Украина моих голубых дней» (Ukraine of my blue days)
- Russian : « Два года в Константинополе» (Two years in Constantinople)
- Russian : My meeting with French artists) « Мои встречи с французскими художниками» (
- Russian : «Годы бури и напора» (Years of Sturm und Drang)
- Русский: "Два года в Константинополе - Дневник художника". Париж, Éditions Quatre Vents, 1930.
Библиография
[ редактировать ]Рене-Жан и Поль Фиренс, Алексис Гритченко , Париж, Les Quatre Vents, 1948 год.
Собрание Сильви Меньян и Жана Бержерона, «Алексис Гритченко. Письма к Рене-Жану», Париж, L'Harmattan, 2014 г.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Гординский, Святослав (апрель 1983 г.). «Памятная выставка Олексы Грищенко (Алексея Грищенко)» . Украинский институт Америки. Архивировано из оригинала 16 апреля 2013 г. Проверено 26 октября 2012 г.
- ^ «Коллекция произведений художника Олексы Грищенко передана в Украину» . Украинский еженедельник . Нью-Йорк, штат Нью-Йорк. 30 апреля 2006 г. Архивировано из оригинала 3 марта 2016 г. . Проверено 27 октября 2012 г.