Платон Левшин
Платон Левшин | |
---|---|
Митрополит и архиепископ Московский. | |
![]() Платон II работы неизвестного художника, 1780–1790 гг. | |
Церковь | Русская Православная Церковь |
Видеть | Москва |
Установлено | 1775 |
Срок закончился | 1812 |
Предшественник | Samoel of Krutitsy |
Преемник | Avgustin, Metropolitan of Moscow |
Личные данные | |
Рожденный | 29 июня 1737 г. |
Умер | 11 ноября 1812 г. |
Платон II или Платон II (29 июня 1737 — 11 ноября 1812) — митрополит Московский эпоху с 1775 по 1812 год. Он олицетворяет Просвещения в Русской Православной Церкви .
Он родился в Чашниково под Москвой как Платон Левшин псалмодиста семье в , получил образование в семинарии и Славяно-греко-латинской академии в Москве. В 1757 году он был назначен преподавателем греческого языка и риторики в последнем учреждении и прославился как оратор с кафедры. Через год его призвали преподавателем риторики в Троице-Сергиеву лавру подмосковную . Здесь он стал монахом, приняв имя Платон, а в 1761 году был назначен настоятелем семинарии монастыря. Проповедь, произнесенная им в октябре 1762 года, произвела столь благоприятное впечатление на императрицу Екатерину II , что она вызвала его ко двору в качестве духовного наставника восьмилетнего наследника Павла Петровича . Здесь он вступил в тесный контакт с Вольтером и энциклопедистами , но без ущерба ни для своей веры, ни для своего характера.
Платон оставался при русском дворе, вызывая восхищение даже Вольтера, вплоть до женитьбы наследника на Марии Федоровне , дочери герцога Евгения Вюртембергского , в 1773 году. За это время он опубликовал для своего королевского ученика свои Православное учение, или Краткий сборник христианского богословия (Москва, 1765), в котором отчетливо прослеживается влияние западной мысли и даже рационализма. В то же время римско-католические доктрины подвергаются беспощадной критике, а лютеранский принцип вездесущности и реформатская теория предопределения также получают свою долю критики. Год спустя за этим катехизисом последовало Обращение Православной Восточно-Католической Церкви Христа к своим бывшим детям, находящимся сейчас на пути к расколу , в котором содержалось обращение, хотя и с небольшим успехом, к снисходительному обращению с инакомыслящими из Восточной Православной Церкви .
В 1768 году Платон стал членом Святейшего Синода , а в 1770 году был поставлен епископом Тверским , хотя он все еще оставался в Петербурге , став, наконец, религиозным наставником новой великой княгини. В 1775 году он был возведен на престол архиепископа Московского и на протяжении всего правления Екатерины II, Павла и Александра I усердно содействовал религиозному, нравственному, интеллектуальному и материальному благополучию своей архиепископии, поддерживая при этом непрекращающуюся литературную деятельность.
В 1775 г. он издал катехизис для использования духовенством, а в 1776 г. — краткий катехизис для детей, а также в форме диалога, а его «Краткая история Русской Церкви» (1777 г.) — первый систематический трактат своего рода на русском языке. В 1787 году Платон неохотно согласился стать митрополитом Московским. Однако город он посещал редко, проводя зиму в Троицком монастыре , а лето в монастыре Перерва под Москвой. Здесь он лично руководил учебой семинаристов, среди которых было трое, которым суждено было стать его преемником на посту архиепископа Московского.
По сравнению со своими предшественниками Платон был довольно снисходителен к старообрядцам и позволил им основать в Москве свои первые часовни , в частности Преображенское кладбище . Он также формализовал соглашение, известное как «Единоверие» , ранее введенное архиепископом Никифором Славянским . , которое позволяло старообрядческим общинам присоединяться к существующей церкви, сохраняя при этом свою традиционную форму богослужения [ 1 ]
Именно Платон короновал и Павла (1797 г.), и Александра I (1801 г.); но, несмотря на свои тесные и сердечные отношения с двором, он до последнего сохранял свою твердость и свою независимость. Незадолго до своей смерти он способствовал подготовке основания Русского библейского общества , основанного в год его смерти. Незадолго до смерти Платон был эвакуирован из Москвы , которую собирались сдать Наполеону .
Собрание сочинений Платона было издано в Москве в двадцати томах в 1779–1807 гг., причем большую часть этих сочинений составляли проповеди, которых насчитывается около 500. Сокращенный английский перевод катехизиса Платона был подготовлен на основе греческого варианта русского оригинала. (Лондон, 1867), а его проповедь, произнесенная по просьбе императрицы в честь Чесменской победы, появилась и на английском языке (Лондон, 1770).
Примечания
[ редактировать ]- ^ Карпец Владимир. «Что такое единоверие?» . Правая.ру (на русском языке). Архивировано из оригинала 22 февраля 2020 года.
Ссылки
[ редактировать ]В эту статью включен текст из публикации в свободном доступе : Далтон, Х. (1911). «Платон (Петр Левчин)» . В Джексоне, Сэмюэл Маколи (ред.). Новая энциклопедия религиозных знаний Шаффа-Герцога . Том. 9 (третье изд.). Лондон и Нью-Йорк: Фанк и Вагналлс. стр. 87–88.
- свободном доступе : Чисхолм, Хью , изд. (1911). « Платон, Левшин ». Британская энциклопедия (11-е изд.). Издательство Кембриджского университета. В эту статью включен текст из публикации, которая сейчас находится в
Внешние ссылки
[ редактировать ]- (на русском языке) Сайт научно-богословского портала «Богослов.ру» и Спасо-Вифанского монастыря, посвященный жизни и творчеству Платона Левшина.
- (на русском языке) Биография в Биографическом словаре Александра Меня .
- (на русском языке) Биография
- русские богословы
- Митрополиты и Патриархи Московские.
- 1737 рождений
- 1812 смертей
- Восточно-православные епископы XVIII века
- Восточно-православные епископы XIX века
- Историки Русской Православной Церкви.
- Восточно-православные богословы XVIII века
- Восточно-православные богословы XIX века
- российские историки религии
- Российские учёные