Jump to content

Русское Просвещение

Екатерине Памятник Микешину Великой после Александрийского театра в Санкт-Петербурге

Русская . эпоха Просвещения — период XVIII века, когда правительство начало активно поощрять распространение искусств и наук, что оказало глубокое влияние на русскую культуру За это время был основан первый российский университет, библиотека, театр, общественный музей, а также относительно независимая пресса. Как и другие просвещенные деспоты , Екатерина Великая сыграла ключевую роль в развитии искусства, науки и образования. Национальное Просвещение в Российской империи отличалось от своего западноевропейского аналога тем, что оно способствовало дальнейшей модернизации всех сторон русской жизни и было озабочено отменой института крепостного права в России . Русское Просвещение не способствовало каким-либо изменениям, направленным на отделение церкви от государства. Восстание Пугачева и Французская революция , возможно, разрушили иллюзии быстрых политических перемен, но интеллектуальный климат в России изменился безвозвратно. Место России в мире обсудили Денис Фонвизин , Михаил Щербатов , Андрей Болотов , Александр Радищев и Иван Болтин; эти дискуссии ускорили раскол между радикальной, западной, консервативной и славянофильской традициями русской мысли. Интеллектуалы часто использовали термин «просвещение», пропагандирующий благочестие, эрудицию и стремление к распространению знаний.

Екатерина Великая лично писала слова для своих послов и консулов, чтобы составить Сравнительный словарь.

разработки Ранние

Идеи русского Просвещения впервые были поддержаны «ученой дружиной » Петра Великого . Этим духом одушевлены проповеди Феофана Прокоповича , сатиры Антиоха Кантемира , историография Василия Татищева . [1]

В царствование дочери Петра Елизаветы Петровны идеи просвещенного абсолютизма проникли в Россию. Фаворит Елизаветы, Иван Шувалов , был идеальным просвещенным придворным : он сыграл важную роль в создании Московского университета и Императорской Академии художеств , которые положили начало карьере большинства интеллектуалов, действовавших в последней четверти XVIII века. [2]

Шувалов был также покровителем величайшего русского эрудита Михаила Ломоносова , оставившего свой след в различных отраслях науки, религиозной философии, поэзии и изобразительного искусства. [1]

Екатерина Великая [ править ]

View of Ivan Shuvalov 's art gallery

Екатерина Великая считала себя просвещенным деспотом . Она читала самых выдающихся философов того времени, в том числе Монтескье и Вольтера , и старалась придерживаться идей Просвещения. [3] Она хотела привести Россию в один ряд со своими соседями не только в военном смысле, но и в политическом, культурном и интеллектуальном смысле.

Многие современники Екатерины подвергали сомнению ее приверженность идеалам Просвещения и считали ее эгоисткой, просто использующей концепции эпохи Просвещения для достижения своих эгоистических целей. [4] Гендер сыграл первостепенную роль в этой критике. Современники интерпретировали ее личность как сочетание мужской силы с женским тщеславием. [4]

« Вестернизация » имеет разные значения в разных странах в разные периоды времени. Но применительно к России XVIII века этот термин означал законодательные изменения в экономике, политике и культуре. Это также предполагает приверженность российского дворянства установленным стандартам и подражание западным ценностям. [5] Вестернизация в России включала модернизацию оборудования, усовершенствование более эффективной бюрократии и принятие западноевропейских вкусов. [5]

Во время правления Екатерины Россия производила больше товаров и привлекла тысячи солдат. Приобретая новые земли, в том числе Крым и Польшу, обновляя армию и поддерживая растущую промышленность, она очень хотела вестернизировать Россию, качественно реформировав ее, в частности, жизнь шляхты . Приведение России к равному интеллектуальному уровню с остальной Европой было главной заботой Екатерины. По этой причине она создала законы, оправдывавшие ее правление.

Внешняя политика [ править ]

Практически каждый российский правитель стремился завоевать порты в теплых водах. Петр I воевал с Османской империей из-за Крыма . Получение доступа к Крыму дало бы России доступ к Черному морю и Дарданеллам . Пока Россия оккупировала Польшу , Франция осознала, что Османская империя — единственная страна, способная свергнуть Екатерину. При поддержке Франции турки приказали России покинуть Польшу. Сразу после этого Россия объявила войну султану. [6] После нескольких успешных побед, включая уничтожение турецкого военно-морского флота, Екатерина произвела впечатление на многие европейские державы: «Екатерина, к которой сначала относились как к дилетантке в политике, теперь казалась всем западным канцеляриям злым гением». [6]

Екатерина вернулась в Крым в ноябре 1776 года и наложила правительницу на повторную оккупацию полуострова из-за беспорядков там. [7] Крымчане восстали в 1778 году, после чего в том же году пошли русские и посадили на престол своего вождя. [7]

Поскольку она приобрела значительную дипломатическую власть, в начале 1770-х годов Екатерина рассматривала так называемый «греческий проект». [4] Это заключалось в изгнании турок из Европы, но имело и другой, более утопический аспект: возвращение Константинополя от мусульманского правления к православному христианству . Вторая турецкая война 1787–1792 годов закончилась получением Россией крепости Очаков и побережья Черного моря до реки Днестр , а Османской империей признанием аннексии Крыма Россией. [4]

Возвращение Константинополя и создание с его центром христианской империи не кажется очень разумным планом. Однако Екатерина рассматривала захват земель как простой способ утвердить намерения России. Заявив, что Константинополь однажды будет принадлежать христианам, она также умиротворила Церковь , которая все еще имела значительное влияние в 18 веке. Она хотела показать Западной Европе, что ее страна будет иметь мощное влияние в европейских политических вопросах. Екатериной Раздел Польши был еще более вопиющим примером силовой политики. Россия вторгалась три раза, в 1772, 1793 и 1795 годах, и разделила некогда важное европейское государство между собой, Австрией и Пруссией . [4] 3 мая принятая Конституция Речи Посполитой, 1791 года, рассматривалась Екатериной как якобинская. [8] угроза [9] и, следовательно, представляющий угрозу российской монархии и ее влиянию в Польше, [10] [11] что в конечном итоге привело к военной экспедиции, приведшей к разрушению Речи Посполитой . [12]

Приобретения земель Екатериной показывают количественные изменения, которые она произвела в Российской империи . Но она вышла далеко за рамки того типа модернизации, который применил в России Петр Великий . Установление законов и импорт либеральной западноевропейской мысли послужили средством расширения государства.

Политика [ править ]

По совету своих ученых корреспондентов Екатерина внесла ряд изменений, начиная от обширной секуляризации монастырской собственности и кончая внутренней реформой, которая предусматривала более рациональное планирование русских городов.

Екатерина верила в политическую мысль Просвещения. Она реформировала сильную и могущественную бюрократию, созданную Петром Великим . [13] Она учредила пятьдесят губерний, разделенных на десять уездов. [4] В каждой провинции проживало от 300 000 до 400 000 человек, а в каждом районе — от 20 000 до 30 000 человек. [4] В идеале каждой провинцией должны были управлять губернатор и сеть чиновников, разделенных по исполнительным, законодательным и судебным функциям. Екатерина также хотела, чтобы дворянство играло роль в местных политических делах. [4]

Политические реформы Екатерины вышли за рамки совершенствования российской бюрократии. Ее Наказ или «Наставление» выражали ее политические идеалы. [14] Она написала это для своей Законодательной комиссии, созванной в 1767 году для составления Свода законов для России. [14] Представители всех свободных сословий королевства, государственных органов и инородцев рассматривали состояние законов России. Некоторые из ее советников предложили создать совет по регулированию законодательства, но это предложение было немедленно отклонено. [13] Как только Екатерина начала терять хоть малейшую власть, она вернулась к путям прошлого: самодержавному правлению . Она управляла через ряд функциональных коллегий, возглавляемых советами при президентах, которые работали в сотрудничестве с назначенным административным Сенатом из 20 или 30 человек. [14] Сенат не обладал законодательными полномочиями. [14] Екатерина сохранила за собой право принимать законы.

Она осознала необходимость установления законов. [13] Некоторые утверждают, что Екатерина использовала эпоху Просвещения как способ поставить «свое правление на прочную философскую основу и обеспечить национальное руководство для морального лидерства Европы». [3] Другие говорят, что она использовала свои законы исключительно из практических соображений. Она установила гражданский кодекс в январе 1774 года и уголовный кодекс во второй половине 1770-х годов, но так и не завершила работу над унитарным кодексом. [15] Она в значительной степени опиралась на Наказ из новейшей континентальной юриспруденции, но игнорировала ссылки на естественное право . [15]

Критика реформ императрицы была изобилующей. Профессор Семен Десницкий , последователь Адама Смита , предложил Екатерине установить каждые пять лет выборы представительного Сената и разделение властей. [13] Михаил Херасков в романах и стихах показал, что обязанностью самодержца является переход от просвещенного абсолютного монарха к монарху конституционному или ограниченному. [13]

Чтобы понять значение правления Екатерины, необходимо оглянуться на царствование Петра Великого. Петр утвердил идею «царя-реформатора». Он порвал со старым московским представлением о русском государе как о «добром царе». [13] Со времени его правления обо всех царях судили по меркам: модернизировать экономику, общество, политику и культурную жизнь, добиться влияния за границей и вести Россию по светским западноевропейским идеям. [13] Лидеры больше не защищали Россию патерналистски .

Россия стала крупной европейской державой благодаря реформам Петра. Правление Петра создало прецедент для последующих лидеров. В течение следующих 150 лет российские правители следовали «реформаторскому консерватизму», который заключался в сохранении государственной власти, борьбе с фундаментальными изменениями, а также в принятии прогрессивных изменений, которые придали самодержавию черты либерализма , который на самом деле был консервативным на практике. [13]

Культура [ править ]

Считавшаяся «единственным ярко выраженным идеологом, правившим Россией между Иваном IV и Лениным », Екатерина не только хотела иметь военное и политическое равенство с западноевропейскими странами, но также стремилась подражать их просвещенному правлению, вытесняя западную мысль и практику среди русского дворянства . [3] Екатерина сделала это из-за универсальных стандартов, по которым европейцы сравнивали себя. [16]

В отличие от Петра I, который регулировал российское общество посредством публичных церемоний и законодательства, Екатерина продвигала «внутренние механизмы регулирования поведения». [16] Она попыталась достичь этой замечательной цели посредством образования. В России созданы государственные школы, в которых учащихся обучают трем рупиям , а также поведению, соответствующему гражданству. [16] В школах превыше всего подчеркивались два принципа: необходимость быть патриотом и необходимость принимать инновации. [16]

Возросшая покупательная способность высших классов заставила их считать себя равными французам , британцам , швейцарцам, датчанам и шведам. Это привело к тому , что дворянство , считавшееся «столпом абсолютизма и российского государства», [5] «приручить — в самом буквальном смысле слова — назначения западноевропейского приличного общества». [16]

называла дворянство Екатерина в своем Наказе «почетным наименованием, которое отличает всех, кто украшен им, от всякого другого человека низшего ранга». [16] В 1785 году в «Декларации о правах, свободах и привилегиях родовитого русского дворянства» она соединила понятие награды за службу с идеей наследственного звания: «Право на имя дворянина происходит от качество и добродетель тех людей, которые взяли на себя руководство в древние времена и отличились особым служением». [16] Она систематизировала это, приказав дворянским собраниям в областных центрах вести генеалогические записи. [16] Реформы Екатерины позволили тем, у кого были исторически влиятельные семьи, сохранить свой статус в обществе, а другим подняться благодаря службе. [16] Дворянин больше не проявлял свою утонченность через свое служение двору, а через то, чем он владел и с кем общался. [16]

Екатерининский Смольный институт в Санкт-Петербурге , [15] на основе французского королевского дома Сен-Луи , [15] обучал девушек из высшего сословия вежливым манерам в обществе и давал им нравственное воспитание. [16] Девочки изучали не только «танцы, музыку, шитье, рисование и домашнее хозяйство», но и «право, математику, языки, географию, историю, экономику, архитектуру , науку и этику ». [16]

Кваренги Проект для Смольного института.

Ее Подкомиссия по образованию занималась не тонкостями наук, а начальным, средним и высшим образованием. Идея заключалась в том, чтобы научить детей обязанностям, требуемым от тех, кто живет в обществе. [14] Подкомиссия начала свою работу в мае 1768 г. и использовала в качестве моделей английские университеты, прусскую систему национального образования и «ирландскую школу». [14] Затем в 1786 году государство открыло бесплатные средние школы и начальные школы с совместным обучением в провинциальных городах. [15] Однако к 1764 году в уездных городах появились начальные школы; сельских школ не существовало. [15] Мало детей посещали государственные школы. С 1786 по 1796 год около 176 000 детей прошли русскую государственную школу. [15] В России не хватало финансов и учителей для правильного управления школами. [15]

Секуляризация , «западный» принцип, официально пришла в Россию через денежную необходимость. Конечно, идеи Просвещения о религии повлияли на дворянство, но 6 февраля 1764 года Екатерина учредила Комиссию по церковным землям для поддержки финансов государства. [15] Присвоение церковных земель государству привело под контроль Екатерины значительное количество денег, земли и крестьян. [15]

Экономика [ править ]

Усилия государства по «вестернизации» российской шляхты сильно повлияли на ее экономическое положение. Самые богатые классы получили больше доходов, чтобы позволить себе образование и западные привычки. [5] Дворянство состояло из довольно обедневшего большинства и небольшого чрезвычайно богатого меньшинства. [15] Низшие дворяне занимались сельским хозяйством и жили немного лучше, чем те немногие крепостные, которые у них были. [15] В 1777 году 59 процентов дворян имели менее двадцати крепостных. [15] Жизнь крепостных и крестьян во время правления Екатерины оставалась примерно такой же. В 1762 году крестьянство было разделено на три группы: частные крепостные, церковные и государственные крестьяне. [14] Частные крепостные, составляющие 56 процентов крестьянства, были привязаны к своим деревням из-за налогов и воинской повинности. [14] Их хозяева имели юридическую ответственность кормить их во время голода, заботиться о них в старости и платить подушный налог . [14]

Высшие классы России вкладывали больше денег в промышленность, которая выросла во время правления Екатерины. [15] Число предприятий увеличилось с 600 до 700 в 1762 году и превысило 2000, когда ее правление закончилось. [7] Российское сельское хозяйство росло во время правления Екатерины из-за экономического давления, оказываемого на дворянство, которому требовалось больше богатства, чтобы наслаждаться западноевропейскими вкусами. [5] Дворянство использовало потенциально пахотные земли в старых районах, а также новые земли на периферии империи. [5] Это расширение произошло в 1780-х и 90-х годах. [5]

На протяжении всего правления Екатерины она пыталась найти баланс между либеральными политико-экономическими идеями в традициях Адама Смита и строгим регулированием начатым Петром I. , [15] Она отдавала предпочтение наемному труду в промышленности, снижала внутренние тарифы и таможенные пошлины, не поддерживала монополии. [15] Екатерина запретила покупку крепостных для промышленности. [7]

Горнодобывающая промышленность была источником богатства России. Екатерина пригласила в Россию немецкого специалиста-минералога Франца Людвига фон Канкрина и поставила его руководителем крупной соляной шахты в Старой . Сын Канкрина Георг фон Канкрин присоединился к нему позже в России, где дослужился до поста министра финансов.

В 1762 году церкви принадлежало две трети распаханной земли. [15] После екатерининской реформы секуляризованная церковная земля приносила государству «годовой доход в 1 370 000 рублей, из которых менее 463 000 возвращалось Церкви ежегодно в период с 1764 по 1768 год». [15]

Екатерина и Вольтер [ править ]

Екатерина первой инициировала отношения между собой и Вольтером и приложила все усилия, чтобы завести с ним знакомство. Осенью 1763 года Екатерина организовала, чтобы ее женевский секретарь Франсуа-Пьер Пикте, знакомый Вольтера, отправил Вольтеру письмо (предположительно написанное самой Екатериной), в котором Пикте очень подробно ее хвалил. [17] Екатерина предприняла множество других попыток сблизиться с французскими философами : она предложила издать «Энциклопедию» в России, организовала постановку нескольких пьес Вольтера при дворе Петербурга, попросила копии его полных сочинений и пригласила его. приехать в Россию. Ее лесть в конечном итоге победила Вольтера, и осенью 1763 года они начали писать друг другу письма, продолжая делать это до самой смерти Вольтера пятнадцать лет спустя.

Отношения с Вольтером пошли Екатерине на пользу по нескольким причинам. Во-первых, Екатерина чувствовала необходимость укрепить свои претензии на власть, лишь недавно отняв трон у мужа в результате государственного переворота . Поскольку философы в значительной степени формировали общественное мнение в Западной Европе, Екатерина отчаянно хотела добиться одобрения Вольтера. Она использовала его, чтобы распространить поддержку своей политики по всей Западной Европе. Вольтер также интересовал Екатерину на интеллектуальном уровне, поскольку у них был общий интерес к политике, философии и литературе. Ее переписка с Вольтером дала выход ее интеллектуальному любопытству. [18]

Вольтер также извлек выгоду из дружбы Екатерины. Будучи давним поклонником просвещенного деспотизма , Вольтер одобрял светскую политику Екатерины. Он думал, что его переписка с Екатериной поможет ему изучить возможности просвещенного деспотизма и позволит сравнить законы и обычаи России с законами и обычаями Франции. К 1763 году Вольтер уже давно интересовался Россией на интеллектуальном уровне, написав в 1759 году « Историю империи России под руководством Пьера ле Великого» . Более того, поскольку Вольтер за свои идеи подвергался гонениям в Европе и даже был сослан из Парижа, он ценил лесть российской императрицы и признание его талантов и прогрессивного мышления.

Вольтер сыграл важную роль в продвижении имиджа Екатерины в Европе. Его описывали как «самого выдающегося западного сторонника Екатерины, ее самого восторженного приверженца и ее самого неутомимого и красноречивого пропагандиста». [19] Помимо восхваления ее в кругу своих друзей, Вольтер писал брошюры, в которых поддерживал политику Екатерины, и публиковал ее заявления и письма в западной прессе, в частности, направленные против таких антироссийских изданий, как « Газетт де Франс» , «Газетт де Кельн» и «Газетт де Франс». « Курьер Авиньона» . Вольтеру даже удалось убедить французского историка Клода-Карломана де Рюльера не публиковать его «Историю или анекдоты о революции в России в год 1762 года» , в которых содержался пренебрежительный отчет о приходе Екатерины к власти .

Вольтер как пропагандист

Екатерина Великая, уроженка иностранного происхождения и узурпаторка российского престола, не имела законных претензий на корону. Единственная связь ее с домом Романовых заключалась в браке с покойным императором Петром III, убийство которого она, как было широко известно, организовала. Члены королевской семьи, имевшие генеалогические претензии на престол, открыто планировали заговоры с целью заменить новую царицу. И Иван VI , и Павел I , вооружившись сторонниками, угрожали правлению Екатерины, а также гвардии, обладавшей военной мощью для свержения императрицы. [20] В письме к Вольтеру от 21 сентября 1762 года Екатерина признала окружавших ее заговорщиков и потенциальных предателей: «Каждый гвардеец, взглянув на меня, может сказать: «Я создал эту женщину». Будучи проницательным политиком, Екатерина также знала, что ей это нужно. поддержка Суда, общественности и других могущественных режимов для сохранения власти, подавления восстания и превращения в ведущую мировую державу.

Письма Екатерины к Вольтеру часто служили средством склонить влиятельного философа на свою сторону. Вместо того чтобы заниматься интеллектуальными темами, Екатерина использовала свои письма, чтобы польстить и умаслить философа. В то время как Вольтер часто пытался вовлечь императрицу в интеллектуальный диалог, Екатерина часто обходила его вопросы. [21] Например, «Вольтер действительно пытался начать дискуссию… в случае перевода [Клода Адриана] Гельвеция Голицуина. В ответ на комментарии Вольтера… Екатерина беспечно соглашается… но признается, что еще не читала книгу». [22] Создается впечатление, что Вольтеру хотелось бы остановиться на литературных, философских или художественных темах, как он это делал с другими своими корреспондентами. Однако Екатерину гораздо больше интересовало завоевание одобрения философа, чем вступление в философский диалог. Содержание ее писем не позволяет увидеть в ее основных мотивах что-либо иное, кроме пропагандистских. Она совершенно не заинтересована в расширении своего культурного и интеллектуального кругозора. Екатерина не ищет совета у Вольтера о том, как управлять Россией... Вместо этого Екатерина пытается навязать свои взгляды, оправдать свою политику и объяснить свои неудачи. Для Екатерины Вольтер — лучший метод распространения благоприятной информации в Европе. [23] Свидетельством политической изобретательности Екатерины является то, что она умело держала Вольтера на расстоянии, симулируя веру в абсолютный либерализм в своих письмах, в то время как на практике проводила репрессивные реформы в своей стране. Например, мнение, которое она разделяет с Вольтером относительно крепостного права, не всегда соответствовало принятым ею законам. «Императрица передала частным собственникам более 800 000 крестьян. Закон 1763 года, ограничивающий свободу передвижения, требующий от крестьянина получить разрешение от помещика, прежде чем он / она сможет покинуть собственность, был приведен в качестве доказательства того, что Екатерина закрепила крестьян во имя финансовая целесообразность». [24] Переписка Екатерины в значительной степени действовала как пропаганда, призванная убедить Вольтера (и Европу) в процветании России. [22] Ограниченный расстоянием и недостатком информации, Вольтер просто слишком хотел верить в либерализм Екатерины.

Несмотря на свои нечистые намерения, Екатерина оставалась верной и непоколебимой ученицей Вольтера. Екатерина почитала философа, труды которого читала с юности. Получив от Вольтера посвященное ей стихотворение, императрица «совершенно растерялась от волнения… В письме, полном лести и глубокого уважения… Екатерина заявила, что не имеет желания читать никаких литературных произведений, которые не были бы написаны так хорошо, как произведения Вольтера». ,". [25] Она часто называла Вольтера своим «учителем», своим «инструктором по мышлению» и «хозяином мысли». [26] После его смерти в 1778 году Екатерина писала письма современникам, умоляя их изучить и выучить наизусть его произведения. «Она верила, что изучение его творчества воспитывает граждан, что оно помогает формировать гениев, героев и писателей, что оно поможет развить тысячи талантов». [27] Ее преданность Вольтеру после его смерти остается свидетельством ее искреннего и неподдельного почтения к нему.

На протяжении всего своего правления Екатерина оставалась приверженной интеллектуальным занятиям и поощряла членов своего двора также заниматься ими. Императрица предоставила своему дворцовому персоналу библиотеку и, как сообщается, ежегодно тратила на книги в среднем 80 000 рублей. [28] В своем эссе «Екатерина Великая: просвещенная императрица?» Саймон Хендерсон умоляет читателя принять во внимание ограничения, с которыми столкнулась императрица, решая, действительно ли она была просвещенным деспотом. Хендерсон утверждает, что, несмотря на свою обманную тактику, она всегда обладала «непоколебимой приверженностью модернизации России». [28] Вначале Екатерина интересовалась философией и культурой Просвещения. Хотя она часто соглашалась с их либеральными позициями, ее статус в суде полностью зависел от поддержки знатных семей. В результате императрица не всегда могла осуществить реформы так, как ей хотелось. Например, столкнувшись с проблемой крепостного права, Екатерина в своем предложении «Инструкции» первоначально предложила, чтобы помещики предлагали крепостным людям возможность «выкупить свою свободу». [29] или что правительство ограничит период рабства шестью годами. [29] Однако дворяне исключили этот раздел из документа, поскольку он не приносил им пользы. «Вместо того чтобы считать ее неискренней в заботе о крестьянстве, историки недавно подчеркнули… чего она могла бы достичь, если бы обстоятельства сложились иначе». [24] Несмотря на ограничения, Екатерине удалось провести лишь несколько мер, приносивших пользу крепостным. В 1767 г. приемным родителям было запрещено закрепощать внебрачных детей, а в 1781 г. было запрещено закрепощение военнопленных, и был принят закон, согласно которому брак свободного мужчины с крепостной женщиной освобождал женщину. Известно, что Екатерина расследовала, а затем выкупала помещиков, которые, как сообщалось, плохо обращались со своими крепостными. [24] Вольтер внешне поддерживал освобождение крепостных. Философ считал, что русская аристократия «не должна позволять подавляющему большинству народа продолжать страдать от произвола тех самых законов, которые должны обеспечивать защиту всем и каждому». [30] Более того, пытаясь создать более образованную бюрократию, Екатерина стремилась обеспечить лучшее образование для своего народа. В 1786 году она учредила Российский Статут о народном образовании, чтобы запустить национальную школьную систему. [24] В результате своей кампании по изменению России Екатерина успешно представила царство западному миру и способствовала его вовлечению в европейские дела. Пока Екатерина работала над распространением принципов просвещения в России, Вольтер работал над улучшением своей репутации в Европе. Философ с энтузиазмом поддержала ее дело, рекомендовала ее высокопоставленным друзьям, давала ей политические советы и распространяла ее тексты в либеральных средствах массовой информации, тем самым закрепляя за собой титул просвещенного деспота. «Вольтер участвовал в кампании по защите репутации Екатерины… он писал брошюры в поддержку ее политики… [и] публиковал ее высказывания в западной прессе». [31] В письме маркизу Д'Аржансону, французскому государственному деятелю, Вольтер просил его помочь «восстановить репутацию [Екатерины] в Париже» (Лентин 13). Екатерина, довольная ростом популярности, признается принцу Де Линю: «Конечно, Вольтер привел меня в моду». [31]

Однако Вольтер, безусловно, признавал пользу братания с российской императрицей. Философ любил общаться с европейской элитой и часто хвастался своими влиятельными друзьями. «Он признал полезность того, чтобы иметь корону на [своем] рукаве…». [32] Более того, в результате своей связи с Екатериной Вольтер счел полезным для своей репутации избавить императрицу от ее унизительного имиджа. «Поскольку имя Екатерины все больше и больше связывалось с именем философов, стало важно, чтобы с нее были сняты любые сомнительные обвинения». [33] Таким образом, ни один из друзей по переписке не обладал полностью «чистыми» намерениями. Тем не менее, несмотря на их скрытые мотивы, переписка остается важным документом, отражающим политические устремления Империи. Союз Екатерины с Вольтером стал ранним признаком движения Российского царства к более тесным отношениям с Европой.

Переписка

Основными темами обсуждения в письмах Вольтер-Екатерина были внешние и внутренние дела России. Несмотря на взаимную привязанность к литературе, искусству и философии, Екатерина и Вольтер очень редко обсуждали подобные темы. Один ученый предположил, что Екатерина не обладала интеллектуальными способностями для таких дискуссий с Вольтером и что Екатерина в своих письмах поднимала в первую очередь политические вопросы, чтобы передать Вольтеру свои политические идеи. [34] В 1772 году они действительно обсуждали вопросы культуры, что позволяет предположить, что Екатерина хотела отвлечь Вольтера от недавнего раздела Польши . [34]

И Екатерина, и Вольтер писали друг другу в основном одобрительным тоном. Письма Вольтера Екатерине были описаны как «сборник экстравагантных и безоговорочных комплиментов и откровенного одобрения ее политики». [35] Он даже называл ее «моя Кэтрин». Хотя Екатерина также льстила Вольтеру в своих письмах, она писала в более надуманной манере, возможно, из-за того, что ее секретарь Пикте тщательно проверял письма (в отличие от писем, которые она писала Фридриху Великому) перед их отправкой. [19] Основное различие между двумя наборами писем, по-видимому, заключается в том, что «[Екатерина] хвалит Вольтера, чтобы пощекотать его тщеславие и сыграть на его предрассудках», в то время как комплименты Вольтера «передают оттенок поклонения героям». [19]

Внутренние дела

В ходе обсуждения внутренних дел России Екатерина обменивалась с Вольтером только новостями, которые могли представить Россию и ее правление в положительном свете. Она присылала ему новости, в которых Россия изображалась как экономически стабильная и процветающая страна, а сама изображалась как воплощение просвещенного деспота.

Екатерина сильно преувеличила экономическую стабильность России и сильно дезинформировала Вольтера по этому вопросу. Например, Екатерина в переписке ни разу не упомянула о Пугачевском восстании 1773–74 годов. Когда Вольтер поднял эту тему, Екатерина отмахнулась от нее, просто сказав, что она держит ситуацию под контролем. В результате Вольтер так и не осознал значительных экономических трудностей российского крестьянского класса, которые спровоцировали восстание. [36]

Они часто обсуждали законодательство, поскольку оба решительно выступали за абсолютную силу закона. Вольтер запросил информацию о правилах Екатерины, и Екатерина послала Вольтеру копию своей Инструкции, которую он прочитал дважды. Тема крепостного права , в отношении которой Вольтер выступал за эмансипацию, также занимала видное место в их переписке. Хотя Вольтер посылал Екатерине советы по этому поводу, он никогда не продвигал свои идеи и не осуждал Екатерину за то, что она не предприняла более прогрессивных действий против этого учреждения.

Тем не менее Вольтер ясно изложил свою позицию в отношении крепостного права в своем представлении на конкурс сочинений, организованном Вольным экономическим обществом Петербурга в 1767 году. Темой конкурса Екатерина выбрала «достоинства частной собственности крестьян на землю». ." Эссе Вольтера, к его разочарованию, удостоилось лишь почетного упоминания. [37]

Международные отношения

Большая часть переписки Екатерины и Вольтера происходила в 1769–1778 годах, в период, когда Екатерина в значительной степени занималась иностранными делами. Таким образом, большая часть их переписки посвящена войнам России в Польше и Турции, а также темам религии и цивилизации. [38]

Когда Екатерина впервые вторглась в Польшу, Вольтер, вопреки распространенному мнению, считал, что она сделала это, руководствуясь религиозной терпимостью. Он считал, что она хотела восстановить права некатолических польских меньшинств, а не приобрести польские земли. Вольтер оказался неправ в 1772 году, после первого раздела страны Екатериной. Однако он ни разу не осудил Екатерину за обман, а скорее поздравил с исходом и ее, и поляков. Таким образом, их обсуждения Польши демонстрируют то, что Питер Гей назвал «отсутствием точной информации, усугубляемым преднамеренным отказом узнать правду». [39] Это дело сильно повредило репутации Вольтера в Европе.

Другой важной темой разговора стали отношения России с Турцией . Как философ Вольтер не соглашался с войной в целом. Однако в своих письмах он призывает Екатерину пойти на войну с Турцией. Он даже предложил Екатерине объединиться России, Пруссии и Австрии, чтобы разделить Турцию. Екатерина, однако, хотела завоевать Турцию по политическим и экономическим причинам. А именно, она хотела расширить границы России до Черного моря, чтобы получить базу, с которой она могла бы атаковать Константинополь .

Образование [ править ]

Более консервативный подход был принят Михаилом Щербатовым , публицистом и историком, чье представление о свободе сформировалось под влиянием работ Руссо . Щербатов резко критиковал существующие социальные институты, утверждая, что массовое образование – а не далеко идущие политические реформы и отмена крепостного права – может быть более эффективным средством улучшения нравственности российского общества.

В связи с этим Иван Бецкой выступал за комплексную реформу образования, которая приведет к развитию «нового поколения граждан». Его предложения были частично реализованы, например, был открыт Смольный институт для благородных девиц, в соответствии с образование доктриной Фенелона о том, что девочек является ключом к моральному возрождению коррумпированного современного общества.

Екатерину II можно считать основательницей Государственного университета землеустройства ) было объявлено , 25 мая 1779 года (14 мая по юлианскому календарю об открытии Землемерной школы. Великого Князя Константина Павловича, внука Екатерины II Училище было названо Константиновским в честь родившегося в этом году . Правительство и сама Екатерина II покровительствовали и поддерживали школу со дня ее основания, подчеркивая значение землеустройства и специального землемерного образования. Отсутствие землемеров и государственная важность землеустройства послужили причиной создания школы. В тогдашнем законодательстве подчеркивалось значение землеустройства: «Текущее межевание есть дело, совершаемое не только к благу и спокойствию каждого землевладельца, но и государственное дело, заключающее в себе императорскую славу и пользу мира и покоя для всего государства. "

Подруга Екатерины Екатерина Дашкова , которую иногда считают предшественницей феминизма возглавляла Российскую академию наук , много лет . В 1783 году она учредила Российскую академию по образцу Французской академии . Стремясь содействовать познанию и изучению русского языка, Российская академия подготовила первый всеобъемлющий словарь русского языка.

Даже монолит Русской Православной Церкви , казалось, поддался влиянию Просвещения. Учение Платона Левшина , митрополита Московского, подчеркивало необходимость толерантности и способствовало развитию церковного образования.

Искусство [ править ]

Parasha Zhemchugova , a serf actress-turned-countess.

Идеи Просвещения популяризировал зарождающийся русский театр. Первый российский театральный коллектив такого рода был создан в Ярославле Федором Волковым и Иваном Дмитриевским во времена правления Елизаветы. Александр Сумароков За репертуар театра отвечал .

В царствование Екатерины среди ведущих драматургов были Денис Фонвизин , высмеивающий простоватость провинциальных дворян и их бездумное подражание всему французскому; Владислав Озеров , автор множества неоклассических трагедий с нотками сентиментализма ; и Яков Княжнин , драма которого о народном восстании против власти Рюрика была объявлена ​​якобинской и публично сожжена в 1791 году.

Даже любимый поэт Екатерины Гаврила Державин , стремившийся в своих одах соединить развлечение с поучением, в последние годы ее правления увидел запрет на печать некоторых своих стихов.

Опера

В Россию опера попала в 1731 году, когда императрица Анна пригласила итальянскую оперную труппу показать «Каландро» Джованни Альберто Ристори во время празднования ее коронации в Москве. другая итальянская оперная труппа под руководством композитора Франческо Араха была приглашена для работы В 1735 году в Петербург . Арайа прожил в России 25 лет и написал для русского двора 14 опер, в том числе «Цефаль и Прокрис» (1755) — первую оперу, написанную на русском языке на либретто Александра Сумарокова .

Иностранные композиторы, такие как Иоганн Адольф Хассе , Герман Раупах , Галуппи , Манфредини , Траэтта , Паизиелло , Сарти , Чимароза и Мартин-и-Солер , Иван Керцелли , Антуан Буллан , внесли важный вклад в русскую оперу , в итальянское либретто, а также в русское либретти. Были также чрезвычайно популярные оперы бельгийца/француза Андре Эрнеста Модеста Гретри , которые широко исполнялись, в том числе в театрах Кусково и Останкино , где они были даны с участием знаменитой крепостной сопрано Прасковьи Жемчуговой в частной опере Николая Шереметева .

Екатерина II отправила некоторых отечественных композиторов, таких как Березовский и Бортнянский, за границу для изучения искусства музыкальной композиции , а позже они поставили несколько опер на итальянском и французском языках. первые скромные попытки композиторов русского происхождения сочинить оперы на русские либретто И только в начале 1770-х годов были предприняты . Среди них успешные одноактная опера «Анюта» (1772) на текст Михаила Попова и опера «Мельник – колдун, обманщик и сват на » текст Александра Аблесимова. на музыку Михаила Соколовского (1779).

Важнейший вклад в оперный жанр внесли Василий Пашкевич с « , Несчастьем от кареты» 1779), «Скупой» на текст Якова Княжнина по Мольеру (1782), Феве на либретто Екатерины II (1786). ), а также итальянского воспитанника Евстигнея Фомина с его » , «Ямщики на подставе 1787), «Орфей и Эвридика» , опера-мелодрама на текст Якова Княжнина (1792), «Американцы» ( «Американцы» , комикс опера, 1800).

Другая музыка

В 1746 году в России состоялся первый публичный концерт. Вскоре это стало традицией. В концертной жизни до появления русских виртуозов (1780–1790-е гг.) преобладали иностранные музыканты; в их число входили скрипач Иван Хандошкин и певица Елизавета Сандунова . Сенатор Григорий Теплов также был музыкантом- любителем , напечатавшим в 1751 году сборник своих песен под названием « Праздные часы вдали от работы» . С 1770-х годов процветало издательское музыкальное дело, продажа зарубежных нот и периодика для любителей музыки.

Увертюра « и песни из Ивана Керзелли оперы » ; Деревенский волшебник были напечатаны в Москве в 1778 году это были первые оперные фрагменты, напечатанные в России. Продажи музыкальных инструментов (например, клавишных, гитар и арф) также росли. Жанры духовной музыки трансформировались под иностранным влиянием. Итальянские оперные композиторы, такие как Галуппи и Сарти, участвовали в создании литургий для церковной службы. Жанр хорового концерта (цикл из трех-четырех контрастных частей) стал традиционным в литургической музыке Дегтярева, Веделя, Бортнянского, Березовского, Давыдова, Турчанинова.

Масонство [ править ]

Некоторые из ведущих деятелей русского Просвещения связаны с масонством и мартинизмом . В начале 1770-х годов секретарю Екатерины Великой Ивану Елагину удалось реорганизовать русское масонство в обширную систему, объединившую около 14 лож и около 400 государственных чиновников. Он добился английской авторизации первой Великой Ложи России и стал ее провинциальным Великим Магистром. Большинство русских лож были привлечены к шведскому обряду . В 1782 году Иван Шварц , профессор философии из Москвы, представлял Россию на Вильгельмсбадской конференции, где Россия была признана 8-й провинцией Устава Строгого Соблюдения . его друг Николай Новиков Московскими ложами руководил . Напуганная Французской революцией , Екатерина в конце 1780-х годов расправилась с Новиковым и другими масонами. Ее сын Павел запретил все масонские собрания в 1799 году. Новиков и его круг пропагандировали «просвещение», сочетавшее в себе религиозное благочестие, эрудицию и стремление к распространению знаний. Однако он имел мало общего со скептическим и критическим духом европейского Просвещения. [40]

Последствия [ править ]

К 1796 году, когда император Павел сменил свою мать на российском престоле, русское Просвещение уже находилось в упадке. Хотя новый монарх был яростным противником французского либертарианского влияния, он освободил радикальных писателей, заключенных в тюрьму его матерью, в том числе Новикова и Радищева. Семья Павла с удовольствием читала дидактические басни Ивана Крылова , баснописца, чья журналистская деятельность осуждалась его матерью.

, Неофициальный комитет учрежденный Александром I в 1801 году, можно рассматривать как последнюю попытку реализовать идеалы Просвещения в Российской империи. Михаил Сперанский приступил к изложению амбициозной программы политических реформ, но его основные предложения не были реализованы до великих реформ Александра II полвека спустя.

Ссылки [ править ]

  1. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Гончар, Л. Ф. (2008). Философия. Часть 1 . Москва: Московский государственный индустриальный университет. п. 300. ИСБН  9785276014753 .
  2. ^ ФИЛОСОФСКИЙ ВЕК ИВАН ИВАНОВИЧ ШУВАЛОВ (1727–1797) ПРОСВЕЩЕННАЯ ЛИЧНОСТЬ В РОССИЙСКОЙ ИСТОРИИ (PDF) . Saint Petersburg: Russian Academy of Sciences . 1998.
  3. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Биллингтон, Джеймс Х. Икона и топор: интерпретирующая история русской культуры . Торонто: Альфред А. Кнопф, Inc., 1966. стр. 217–26. Распечатать.
  4. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж г час Рясановский, Николай В. и Марк Д. Стейнберг. История России . 8-е изд. Том. 1. Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета, 2011. np Print.
  5. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж г Кахан, Аракадий. «Цена «вестернизации» в России: дворянство и экономика в восемнадцатом веке». Славянское обозрение 25.1 (1966): 40–66.
  6. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Троя, Анри. Екатерина Великая . Нью-Йорк: Penguin Books, 1980. np Print.
  7. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д де Мадариага, Изабель. Екатерина Великая: Краткая история . Том. 1. НП: Йельский университет, 1990. Н. с. 1 том. Распечатать.
  8. ^ Вольфганг Менцель , Германия древнейшего периода, том. 4 , Издательство Кессинджер, 2004 г., ISBN   1-4191-2171-5 , Google Print, стр. 33.
  9. ^ Джон Маркофф , Волны демократии , 1996, ISBN   0-8039-9019-7 , стр.121.
  10. ^ Пол В. Шредер , Трансформация европейской политики 1763–1848 гг ., Oxford University Press, 1996, ISBN   0-19-820654-2 , Google print стр.84
  11. ^ Генри Элдридж Борн , Революционный период в Европе с 1763 по 1815 год , Kessinger Publishing, 2005, ISBN   1-4179-3418-2 , Google Print, стр. 161.
  12. ^ Роберт Воклер , Контрпросвещение Исайи Берлина , ДИАНА, ISBN   0-87169-935-4 , Google Print, 108.
  13. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж г час Уиттакер, Синтия Х. «Царь-реформатор: новое определение самодержавной власти в России восемнадцатого века». Славянское обозрение 51.1 (1992): 77–98. Распечатать.
  14. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж г час я де Мадариага, Изабела. Политика и культура в России XVIII века . Нью-Йорк: Addison Wesley Longman Inc., 1998.
  15. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р Диксон, Саймон. Модернизация России 1676–1825 гг . Нью-Йорк: Издательство Кембриджского университета, 1999.
  16. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л Келли, Катриона. Очистка России: советская литература, культура вежливости и гендер от Екатерины до Ельцина . Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета, 2001.
  17. ^ Екатерина II, российская императрица, Вольтер. Вольтер и Екатерина Великая: Избранная переписка , пер. А. Лентин (Кембридж: Oriental Research Partners, 1974), 33.
  18. ^ Обзор многочисленных интеллектуальных интересов Екатерины см.: Фрэнк Т. Бречка, «Екатерина Великая: Книги, которые она читала», Журнал истории библиотеки 4, вып. 1 (январь 1969 г.): 39–52.
  19. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Екатерина II, российская императрица, Вольтер. Вольтер и Екатерина Великая: Избранная переписка , пер. А. Лентин (Кембридж: Oriental Research Partners, 1974), 12.
  20. ^ (Лента 9)
  21. ^ (Вилбергер 19)
  22. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б (Вильбергер 157)
  23. ^ (Вилбергер 182)
  24. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д (Хендерсон 17)
  25. ^ (Горбатов 74)
  26. ^ (Горбатов 65)
  27. ^ (Горбатов 66)
  28. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б (Хендерсон 15)
  29. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б (Хендерсон 16)
  30. ^ (Несерий 36)
  31. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б (Лентин 14)
  32. ^ (Лентин 16)
  33. ^ (Вилбергер 147)
  34. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Кэролин Х. Уилбергер, «Вольтер и Екатерина Великая». в «Исследованиях Вольтера и восемнадцатого века», под ред. Теодор Бестерман (Оксфорд: Фонд Вольтера, 1976), 159.
  35. ^ Екатерина II, российская императрица, Вольтер. Вольтер и Екатерина Великая: Избранная переписка , пер. А. Лентин (Кембридж: Oriental Research Partners, 1974), 11.
  36. ^ Кэролайн Х. Уилбергер, «Вольтер и Екатерина Великая». в «Исследованиях Вольтера и восемнадцатого века», под ред. Теодор Бестерман (Оксфорд: Фонд Вольтера, 1976), 150.
  37. ^ Кэролин Х. Уилбергер, «Вольтер и Екатерина Великая». в «Исследованиях Вольтера и восемнадцатого века», под ред. Теодор Бестерман (Оксфорд: Фонд Вольтера, 1976), 153.
  38. ^ Кэролайн Х. Уилбергер, «Вольтер и Екатерина Великая». в «Исследованиях Вольтера и восемнадцатого века», под ред. Теодор Бестерман (Оксфорд: Фонд Вольтера, 1976), 160.
  39. ^ Кэролайн Х. Уилбергер, «Вольтер и Екатерина Великая». в «Исследованиях Вольтера и восемнадцатого века», под ред. Теодор Бестерман (Оксфорд: Фонд Вольтера, 1976), 163.
  40. ^ Колум Леки, «Что такое Просвещение? Возвращение к историческому словарю русских писателей Николая Новикова». История России 37.4 (2010): 360-377.
  • А. Лентин. Вольтер и Екатерина Великая: Избранная переписка. 1974. с. 9.
  • Уилбергер, Кэролайн. Исследования по Вольтеру и XVIII веку. 1976. с. 158.
  • Хендерсон, Саймон. «Екатерина Великая: просвещенная императрица?» 2005. с. 15.

Библиография [ править ]

  • Биллингтон, Джеймс Х. Икона и топор: интерпретирующая история русской культуры (Альфред А. Кнопф, 1966)
  • Диксон, Саймон. Модернизация России 1676–1825 (издательство Кембриджского университета, 1999)
  • Фролова-Уокер, Марина: Российская Федерация, 1730–1860, (Опера, Концертная жизнь, Домашнее музицирование, Духовная музыка) , Словарь музыки и музыкантов Гроува , т. 21 ISBN   0-333-60800-3
  • Кахан, Аракадий. «Цена «вестернизации» в России: дворянство и экономика в восемнадцатом веке». Славянское обозрение 25.1 (1966): 40–66.
  • Келли, Катриона. Очистка России: консультативная литература, культура вежливости и гендер от Екатерины до Ельцина (Oxford University Press, 2001).
  • Лентин, А. «Екатерина Великая и Дени Дидро» History Today (май 1972 г.), стр. 313–320 онлайн.
  • Рясановский, Николай В. и Марк Д. Стейнберг. История России (8-е изд. 2011 г.)
  • Тарускин, Ричард : Россия в « Оперном словаре Нью-Гроув », изд. Стэнли Сэди (Лондон, 1992) ISBN   0-333-73432-7
  • Виртшафтер, Элиза Кимерлинг. «Мысли о просвещении и просвещении в России», Современная российская история и историография , 2009, Том. 2 Выпуск 2, стр. 1–26.
  • Виртшафтер, Элиза Кимерлинг. «Религия и просвещение в России восемнадцатого века: отец Платон при дворе Екатерины II», «Славянское и восточноевропейское обозрение» , январь – апрель 2010 г., Том. 88 Выпуск 1/2, стр. 180–203.
  • Живов, Виктор М. «Миф о государстве в эпоху Просвещения и его разрушение в России конца восемнадцатого века», Российские исследования по истории , зима 2009/2010, Том. 48 Выпуск 3, стр. 10–29.
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: a26dcf5703003514c42ff0b2a7758eeb__1681157100
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/a2/eb/a26dcf5703003514c42ff0b2a7758eeb.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Russian Enlightenment - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)