Ivan Betskoy

Санкт-Петербург, Эрмитаж
Иван Иванович Бецкой или Бецкой ( русский : Ива́н Ива́нович Бе́цкой ; 14 февраля [ OS 3 февраля] 1704 - 11 сентября [ OS 31 августа] 1795) был реформатором образования в Российской империи , который служил советником Екатерины II по образованию и президентом. Императорской Академии художеств в течение тридцати лет (1764–94). Возможно, венцом его долгой карьеры стало создание первой в России единой системы государственного образования .
Жизнь
[ редактировать ]Родителями Бецкого были князь Иван Трубецкой , русский фельдмаршал, и его шведская любовница, баронесса фон Вреде . Его фамилия — сокращенная форма отцовской — традиция русских фамилий внебрачных детей .
Он родился в Стокгольме , где Трубецкой находился в плену во время Великой Северной войны , и отправился в Копенгаген, чтобы получить военное образование, прежде чем присоединиться к датскому кавалерийскому полку. Именно на датской службе он упал с лошади, из-за чего ему пришлось уйти со службы. Фельдмаршал Трубецкой, не имея других сыновей, кроме Бецкого, призвал его в Российскую империю в 1729 году. Сначала он служил адъютантом своего отца , но позже был отправлен с дипломатическими миссиями в различные столицы Европы.
Бецкой активно участвовал в государственном перевороте , который привел Елизавету Петровну на российский престол . Благодарная императрица произвела его в генерал-майоры и попросила сопровождать Иоанну Елизавету Гольштейн-Готторпскую , дочь которой Екатерину выбрали невестой для племянника и наследника императрицы, великого князя Петра. На самом деле Бецкой был в дружеских отношениях с Иоанной Елизаветой на протяжении двух десятилетий, и их близость породила слухи о том, что Екатерина была его биологической дочерью.

После того как Иоганна Елизавета была изгнана из России в 1747 году, Бецкой счел необходимым сложить свои должности и поселиться в Париже , где провел следующие 15 лет в торговле с энциклопедистами , особенно с Жан-Жаком Руссо . А к Дени Дидро он как минимум вел с ним переписку. Он был представлен высшим эшелонам французской аристократии своей сводной сестрой княгиней Анастасией Ивановной, ландграфиной фон Гессен-Гомбургской (первым ее мужем был князь Деметре Кантемир , правитель Молдавии ).
Петр III отозвал Бецкого в Россию и поручил ему управлять императорскими дворцами и садами. По прибытии в Санкт-Петербург Бецкой возобновил знакомство с женой государя (и своей предполагаемой дочерью), помогая ей свергнуть Петра в 1762 году. Его надежды получить выгоду от своего заметного участия в заговоре были велики. В своих воспоминаниях Екатерина Дашкова вспоминает эпизод, когда Бецкой донимал императрицу вопросами типа: "Не я ли подстрекал гвардию? Не я ли бросал народу деньги?"

Хотя Бецкой не занимал сколько-нибудь значимого поста до 1764 года, когда Екатерина назначила его президентом Императорской Академии художеств, он впоследствии стал столпом российского истеблишмента. Его положение при дворе Екатерины нелегко классифицировать. Некоторые историки определяют его должность как «личного секретаря»; другие считают Бецкого «неофициальным министром просвещения» императрицы. Он был одним из немногих людей, которые имели неограниченный доступ к царице ежедневно на протяжении большей части ее правления. Именно по его предложению Этьену Морису Фальконе было поручено лепить Медного всадника ; и именно он поручил Георгу фон Фельдтену спроектировать великолепную железную ограду для Летнего сада .
Влияние Бецкого не ослабевало до конца 1780-х годов, когда терпимость Екатерины к идеям Просвещения начала разрушаться и Бецкого объявили «возвращающимся в детство» из-за его преклонного возраста. Смерть настигла его на девяносто втором году жизни, когда он уже давно был выведен из строя слепотой. Бецкой так и не женился и оставил свои имения единокровной дочери, пользовавшейся особым расположением Екатерины; она вышла замуж за Хосе де Рибаса , испанского авантюриста, основавшего город Одессу .
Образовательная реформа
[ редактировать ]
В 1763 году Бецкой представил Екатерине Положение о воспитании юношей обоего пола , усеянное цитатами Коменского , Джона Локка и Руссо. В трактате содержалось предложение обучать молодых русских обоего пола в государственных интернатах , направленное на создание «новой расы людей». Бецкой выдвинул ряд аргументов в пользу общего образования детей, а не специального: «возрождая наших подданных воспитанием, основанным на этих началах, мы создадим... новых граждан». Интернаты должны были быть предпочтительнее других учебных заведений в соответствии с идеей Руссо о том, что «изоляция учеников позволяла наставникам защищать их от пороков общества». [2]
Императрица одобрила его предложение и учредила Общество для воспитания родовитых девушек , попечителем которого был Бецкой. Этот так называемый Смольный институт благородных девиц был первым женским учебным заведением в России и одним из первых в Европе. Смольный должен был стать тренировочной площадкой для идей Руссо об образовании: девочки, рассматриваемые как будущие центры их семей, были защищены от всякого пагубного влияния, а их нравственному воспитанию уделялось больше внимания, чем интеллектуальному. Императрица лично поддерживала переписку с некоторыми ученицами, возможно, рассматривая женскую школу как отстаивание своего места на вершине российского общества. [3]
Для студентов этого заведения Бецкой и Екатерина издали наставление под названием « Об обязанностях человека и гражданина» . В этом сочинении не только обсуждались обязанности ученика по отношению к Богу и обществу, но и содержались практические советы по вопросам здоровья, гигиены и других повседневных вопросов. вышло обширное собрание пособий и пособий Бецкого. В 1775 году в Амстердаме Это издание было переработано и расширено до двух томов, напечатанных в 1789–1791 годах.
Сам рожденный вне брака и стремившийся уменьшить частоту детоубийств , Бецкой находил в внебрачных детях и сиротах идеальный материал для реализации своих воспитательных теорий. По его совету для подкидышей были устроены два больших приюта сначала в Москве (1764 г.), а затем в Петербурге (1770 г.). Санкт-Петербургский Воспитательный дом был предшественником современного Герценовского университета . [4] Не менее мощной была его поддержка образования купеческих сыновей. Бецкой сожалел о том, что «у нас есть только два класса общества: крестьяне или дворяне» и стремился стимулировать развитие мещанского сознания, основав коммерческое училище в Москве.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- А. С. Лаппо-Данилевский. И.И. Бецкой и его система образования . СПб, 1904.
- P.M. Maykov. Ivan Ivanovich Betskoy: A Biography . SPb, 1904.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ http://enc.lfond.spb.ru/bigimage.php?kod=62 [ постоянная мертвая ссылка ]
- ^ Дэвид Рансел, «Иван Бецкой и институционализация Просвещения в России», в канадско-американских славистических исследованиях 14, вып. 3 (1980), стр. 327–328.
- ^ Лорен Р. Грэм. Наука в России и Советском Союзе: Краткая история . Издательство Кембриджского университета, 1994. ISBN 0-521-28789-8 . Страница 28.
- ^ 210 лет Университету Герцена. Архивировано 7 февраля 2012 г. на Wayback Machine . официальном сайте университета

- Благотворители из Российской Империи
- Эпоха Просвещения
- Политики Российской Империи
- Политики из Стокгольма
- Дени Дидро
- Trubetskoy family
- 1704 рождения
- 1795 смертей
- Иммигранты в Российскую Империю
- Шведские эмигранты
- Шведские эмигранты в Дании
- Просветители XVIII века из Российской империи
- Похороны в Благовещенской церкви Александро-Невской лавры.
- Члены Геттингенской академии наук и гуманитарных наук