Испано-американское Просвещение
Идеи испанского Просвещения , которые подчеркивали разум, науку, практичность, ясность, а не мракобесие , и секуляризм , были переданы из Франции в Новый Свет в восемнадцатом веке, после установления монархии Бурбонов в Испании. В Испанской Америке идеи Просвещения затронули образованную элиту в крупных городских центрах, особенно в Мехико, Лиме и Гватемале, где в шестнадцатом и семнадцатом веках были университеты. В этих центрах обучения испанские интеллектуалы, рожденные в Америке, уже были участниками интеллектуального и научного дискурса, а испано-американские университеты становились все более антиучебными и выступали против «непроверенной власти» еще до прихода к власти испанских Бурбонов. [1] Лучше всего изучен Университет Сан-Карлос-Гватемала , основанный в 1676 году. [2]
История
[ редактировать ]В Испанской Америке, как и в Испании, эпоха Просвещения имела некоторые аспекты антиклерикализма, но многие священники поддерживали науку и научное мышление и сами были практиками. [3] Некоторые священнослужители были сторонниками Просвещения, а также независимости. [4] Тексты Просвещения, циркулирующие в Испанской Америке, были связаны с интеллектуальными основами независимости Испанской Америки. [5] Работы философов Просвещения принадлежали и читались в Испанской Америке, несмотря на ограничения на книжную торговлю и включение их в список запрещенных книг Инквизиции. [6] Иезуиты . сыграли важную роль в привнесении новых тенденций в философии в Испанскую Америку, и после их изгнания в 1767 году францисканцы продолжили исследовать это направление мысли [7] Такими произведениями владело испано-американское светское духовенство, в том числе мексиканский священник Мигель Идальго-и-Костилья , чье свободомыслие лишило его должности ректора семинарии Сан-Николас, и он был отправлен в небольшой приход Долорес.
Священники занимались наукой даже в эпоху «барокко» семнадцатого века, наиболее выдающийся мексиканский креольский интеллектуал дон Карлос де Сигуэнса-и-Гонгора , а также замечательная мексиканская монахиня Сор Хуана Инес де ла Крус . В восемнадцатом веке было несколько священников испанского и американского происхождения, занимавшихся наукой. Среди них выделялся уроженец Испании Хосе Селестино Мутис из Новой Гранады, который возглавлял королевскую ботаническую экспедицию в Новую Гранаду. Он получил образование в области математики, астрономии и медицины. Мутис тренировал Франсиско Хосе де Кальдаса . В Перу Иполито Унануэ , светский священнослужитель, получивший медицинское образование, внес свой вклад в перуанское издание Mercurio Peruano . Похожим на него был мексиканский светский священнослужитель Хосе Антонио де Альсате-и-Рамирес , который основал важные газеты, которые распространяли информацию о научных открытиях, в том числе его собственных. Александр фон Гумбольдт встречался и консультировался с Мутисом, Кальдасом и читал труды Альзате (умершего незадолго до прибытия Гумбольдта в Новую Испанию) во время своей научной экспедиции в Испанскую Америку в начале девятнадцатого века. Гумбольдт был впечатлен интеллектуальным уровнем науки в Испанской Америке. [8]
В Испанской Америке были очевидны два направления философской мысли: просвещенный деспотизм и вариации конституционализма. Среди священнослужителей в Испанской Америке разногласия были между теми, кто поддерживал регализм, то есть верховенство короны над католической церковью, и теми, кто придерживался ультрамонтанизма, поддерживая власть папства над монархами. Реформы Бурбонов, проведенные испанской короной, оказали сильное влияние на централизацию проблем в Испанской Америке и вернули ее в Испанию. Это оказало большое влияние на потерю власти Католической церковью в Испанской Америке. [9] Испанская корона попыталась укрепить свое превосходство над католической церковью, подавив Общество Иисуса в Испании и в своей заморской империи в 1767 году. Иезуиты были «солдатами Папы», принявшими обет служить понтифику. Они добились успеха в своих миссиях к коренным народам на границах Испанской империи, например, в северной Мексике и, что наиболее известно, в Парагвае. В иезуитских учебных заведениях обучались сыновья испанцев американского происхождения, и они были местами распространения идей Просвещения. Иезуиты владели значительным количеством прибыльных земельных поместий, или гасиенд , которыми эффективно управляли иезуиты, обученные менеджменту. [10] Их преданность Папе и неповиновение коронной власти, а также их явный успех в важных сферах, где могло бы преуспеть епархиальное духовенство или другие религиозные ордена, означали, что их изгнанию в 1767 году не противостояла епископская иерархия или религиозные ордена.
Изгнание иезуитов в Европу стало ударом по элитным испанским семьям американского происхождения, чьи сыновья получили образование у иезуитов или сами были иезуитами, и рассматривалось как способствующее отчуждению креолов от монархии Бурбонов. Важным изгнанным иезуитом был Франсиско Хавьер Клавихеро , написавший большую историю Мексики, видя ее истоки в достижениях коренных цивилизаций и создавая идею Мексики, отдельной от полуостровной Испании. [11]
Испанская корона также выступала против духовенства в целом, пытаясь ограничить корпоративные привилегии Католической церкви, fuero eclesiástico , которое давало священнослужителям право быть судимыми за все преступления в канонических, а не королевских судах. [12] Фуэро было важным фактором укрепления престижа и власти низшего светского духовенства. Приходские священники часто были единственными людьми европейской национальности в местных приходах, которые обладали как политической, так и священной властью. [13]
В позднеколониальной Мексике важный избранный епископ Мануэль Абад-и-Кейпо считался либералом и стремился к социальным, экономическим и политическим реформам, но он решительно выступал против восстания отца Идальго за независимость в 1810 году. [14] Абад-и-Кейпо передал Гумбольдту некоторые из своих сочинений об условиях в Новой Испании и необходимости реформ Гумбольдта, а его идеи нашли отражение в знаменитом «Политическом эссе Гумбольдта о Королевстве Новая Испания». [15]
Еще одним событием в Испанской Америке стало создание элитными людьми экономических обществ и «друзей страны» для улучшения местной экономики посредством науки. Они также функционировали как дискуссионные группы, которые рассматривали политические вопросы, особенно потому, что политика короны все больше отдавала предпочтение полуострову. [16]
Реформы Бурбона, которые начали набирать обороты в Испанской Америке в середине 18 века, способствовали экономическому прогрессу и деятельности. Реформы Бурбона также стремились добиться прогресса посредством образовательных программ в Испанской Америке. [9] Корона основала ряд учреждений, направленных на научный и экономический прогресс, а также культурное развитие. В Мексике корона учреждена в 1792 году Горным колледжем под руководством испанского минералога Фаусто Эльхуяра . Он был создан для подготовки специалистов для самой прибыльной отрасли империи — добычи серебра. [17] [18] [19] [20]
Искусство и архитектура были проявлениями культуры, ощутившими на себе влияние идей Просвещения. Академия Сан-Карлоса была основана в 1781 году как Школа гравюры, а два года спустя переименована в (Настоящую Академию трех благородных искусств Сан-Карлоса). Мигель Кабрера был одним из ее самых важных членов. Паласио-де-Минерия в Мехико. Хосписио в Гвадалахаре, а также собор в Буэнос-Айресе были спроектированы в неоклассическом стиле с предпочтением чистых линий и минимального декора, в отличие от более богато украшенной архитектуры в стиле барокко. [21] «Легко понятное и утешающее обещаниями небесной славы, барокко - это искусство для людей. Именно эта популярность привела к антибарочному движению интеллектуальных неоклассических академий восемнадцатого века». [22] Рост научных идей и развитие различных видов таксономии, таких как Карл Линней , вполне могли стать толчком к появлению светских картин расового смешения и расовой иерархии в Мексике конца восемнадцатого века, называемых каста . картинами [23]
Корона попыталась обуздать популярные аспекты католицизма в стиле «барокко», исключив захоронения внутри церквей и погостов в качестве меры общественного здравоохранения. [24] Он успешно подавил карнавал в Мексике и стремился сократить число популярных религиозных обрядов, таких как религиозные шествия. Светские развлечения, такие как коррида, больше не поддерживались короной, а театральные постановки имели скорее дидактическую и светскую тематику, чем религиозную. [25]
См. также
[ редактировать ]Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Олдридж, Альфред Оуэн. Иберо-американское Просвещение . Урбана: Издательство Университета Иллинойса, 1971.
- Баррера-Осорио, Антонио. Познание природы: Испано-Американская империя и ранняя научная революция . Остин: Техасский университет Press, 2006.
- Берквист, Эмили. «Практическая утопия епископа Мартинеса Компаньона в эпоху просвещения Перу». Америка 64 нет. 3 (январь 2008 г.): 377–408.
- Бляйхмар, Даниэла. Видимая империя: ботанические экспедиции и визуальная культура в эпоху латиноамериканского Просвещения . Чикаго: Издательство Чикагского университета, 2012.
- Брэдинг, Д.А. Первая Америка: испанская монархия, креольские патриоты и либеральное государство, 1492–1867 гг . Нью-Йорк: Издательство Кембриджского университета, 1991.
- Браун, Томас А. Академия Сан-Карлос-де-ла-Нуэва Испания , пер. Мария Эмилия Мартинес Негрете Деффис. 2 тома. Мексика: Министерство народного образования, 1976 г.
- Каньисарес-Эсгерра, Хорхе. Как написать историю Нового Света: истории, эпистемологии и идентичности в атлантическом мире восемнадцатого века . Стэнфорд: Издательство Стэнфордского университета, 2001.
- Каньисарес-Эсгерра, Хорхе. Природа, империя и нация: исследования истории науки в иберийском мире . Стэнфорд: Издательство Стэнфордского университета, 2006.
- Динс-Смит, Сьюзен. «Создание колониальной темы: картины Касты, коллекционеры и критики в Мексике и Испании восемнадцатого века». Колониальный латиноамериканский обзор, том. 14, нет. 2 (декабрь 2005 г.), 169–204.
- Де Вос, Паула С. «Исследования, развитие и империя: государственная поддержка науки в Испании и испанской Америке, с шестнадцатого по восемнадцатый века», Colonial Latin America Review 15, вып. 1 (июнь 2006 г.) 55–79.
- Диес Торре, Алехандро Р. и др. (ред.) Испанская наука за рубежом . Мадрид: Двенадцать улиц 1991.
- Энгстранд, Ирис Х.В., Испанские ученые в Новом Свете: экспедиции восемнадцатого века . Сиэтл: Вашингтонский университет Press, 1981.
- Мало, Марта, Для всего человечества: мезоамериканская и колониальная медицина в эпоху Просвещения, Гватемала . Тусон: Издательство Университета Аризоны, 2015.
- Гриффин, Чарльз К. «Просвещение и независимость Латинской Америки» в Латинской Америке и Просвещении (2-е издание). Нью-Йорк: Борзой 1961.
- Кацев, Илона. Картина Касты: образы расы в Мексике восемнадцатого века . Нью-Хейвен: Издательство Йельского университета, 2004.
- Лафуэнте, Антонио и Нурия Вальверде. «Линнеевская ботаника и испанская имперская биополитика». в Колониальной ботанике: наука, торговля и политика в мире раннего Нового времени . Лонда Шибингер и Клаудия Свон, ред. Филадельфия: Издательство Пенсильванского университета, 2005, стр. 134–147.
- Лэннинг, Джон Тейт. Академическая культура в испанских колониях . Майами, 1940 год.
- Лэннинг, Джон Тейт. Просвещение восемнадцатого века в Университете Сан-Карлос-де-Гватемала . Итака: Университетское издательство Корнелла, 1958.
- Моттен, Клемент Г. Мексиканское серебро и просвещение . Нью-Йорк, Octagon Books, 1972 [c1950]
- Наварро, Варнава. Современная мексиканская культура XVIII века . Мехико, 1964 год.
- Сафьер, Нил. Измерение нового мира: наука Просвещения и Южная Америка . Чикаго: Издательство Чикагского университета, 2008.
- Шмитт, Карл. «Духовенство и Просвещение в Латинской Америке: анализ». Америка , апрель 1959 г. (том 15), вып. 4.
- Шафер, Роберт Дж. Экономические общества в испанском мире (1763-1821) . Сиракьюс: 1958.
- Тарраго, Рафаэль Э. «Наука и религия в испанско-американском Просвещении». Обзор католической социальной науки 10 (2005): 181–196.
- Викейра Альбан, Хуан Педро. Приличие и вседозволенность в бурбонской Мексике . Пер. Соня Липпсетт-Ривера и Серджио Ривера Айала. Уилмингтон DL: Научные ресурсы 1999.
- Воекель, Памела. Один перед Богом: религиозные истоки современной Мексики . Дарем: Издательство Университета Дьюка, 2002.
- Уитакер, Артур П. Латинская Америка и эпоха Просвещения . Итака: Издательство Корнельского университета, 1961.
- Уитакер, Артур П. «Меняющиеся и неизменные интерпретации Просвещения в испанской Америке». Труды Американского философского общества , том. 14, № 4 (20 августа 1970 г.), стр. 256–271.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Джеймс Локхарт и Стюарт Б. Шварц , Ранняя Латинская Америка . Нью-Йорк: Издательство Кембриджского университета, 1983, с. 344.
- ^ Лэннинг, Джон Тейт . Просвещение восемнадцатого века в Университете Сан-Карлос-де-Гватемала . Итака: Издательство Корнельского университета, 1958.
- ^ Д. А. Брэдинг , Первая Америка: испанская монархия, креольские патриоты и либеральное государство, 1492–1867 . Нью-Йорк: Издательство Кембриджского университета, 1991, стр. 557–558, 609.
- ^ Карл Шмитт. «Духовенство и Просвещение в Латинской Америке: анализ». Америка , апрель 1959 г. (том 15), вып. 4.
- ^ Чарльз Гриффин, «Просвещение и независимость Латинской Америки» в Латинской Америке и Просвещение, Артур П. Уитакер, изд. (2-е изд.). Нью-Йорк, 1961 год.
- ^ Генри Бернштейн, «Провинциальная библиотека в колониальной Мексике», The Hispanic American Historical Review 26 (1946), стр. 162–183.
- ^ Шмитт, «Духовенство и Просвещение».
- ^ Брэдинг, Первая Америка
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Флойд, Трой С. Реформаторы Бурбонов и испанская цивилизация: строители или разрушители? Бостон, 1966 год.
- ^ Герман Конрад, Иезуитская гасиенда в колониальной Мексике: Санта-Люсия 1576–1767 . Стэнфорд: Издательство Стэнфордского университета, 1980.
- ^ Брэдинг, Первая Америка,
- ^ Н. М. Фаррис , Корона и духовенство в колониальной Мексике, 1759–1821 гг . Лондон: Атлон Пресс 1968.
- ^ Уильям Б. Тейлор , Магистраты Священных Писаний: священники и прихожане в Мексике восемнадцатого века . Стэнфорд: Издательство Стэнфордского университета, 1996.
- ^ Лилиан Э. Фишер, поборник реформ Мануэля Абада и Кейпо. Нью-Йорк, 1955, стр. 65–96.
- ^ Д. А. Брэдинг, Церковь и государство в Бурбонской Мексике: Мичоаканская епархия 1749–1810 гг . Кембридж: Издательство Кембриджского университета, 1994, стр. 228.
- ^ Роберт Дж. Шафер, Экономические общества в испанском мире (1763–1821). Сиракузы: 1958.
- ^ Артур Уиттакер, «Горнодобывающая миссия Эльхуяра и Просвещение», The Hispanic American Historical Review 31 (1951), стр. 558–583.
- ^ Уолтер Хоу, Гильдия горняков Новой Испании и ее Генеральный трибунал 1770–1821 гг . Кембридж, Массачусетс: Издательство Гарвардского университета, 1949.
- ^ Д. А. Брэдинг, Горняки и торговцы в Бурбонской Мексике, 1763–1810 . Нью-Йорк: Издательство Кембриджского университета, 1971, стр. 165.
- ^ Клемент Г. Моттен, Мексиканское серебро и Просвещение . Филадельфия, 1959 год.
- ^ Келли Донахью-Уоллес, Искусство и архитектура вице-короля Латинской Америки, 1521–1821 гг . Альбукерке: University of New Mexico Press, 2008, стр. 232–233.
- ^ Говен Александр Бейли , Искусство колониальной Латинской Америки . Нью-Йорк: Phaidon 2005, с. 275.
- ^ Илона Кацев, Casta Painting . Нью-Хейвен: Издательство Йельского университета, 2004.
- ^ Памела Воекель, Один перед Богом: Религиозные истоки мексиканской современности . Дарем: Издательство Университета Дьюка, 2001.
- ^ Хуан Педро Викейра Альбан, Приличие и вседозволенность в Бурбоне в Мексике. Пер. Соня Липпсетт-Ривера и Серджио Ривера Айала. Уилмингтон DL: Научные ресурсы 1999.