Jump to content

Испано-американское Просвещение

Идеи испанского Просвещения , которые подчеркивали разум, науку, практичность, ясность, а не мракобесие , и секуляризм , были переданы из Франции в Новый Свет в восемнадцатом веке, после установления монархии Бурбонов в Испании. В Испанской Америке идеи Просвещения затронули образованную элиту в крупных городских центрах, особенно в Мехико, Лиме и Гватемале, где в шестнадцатом и семнадцатом веках были университеты. В этих центрах обучения испанские интеллектуалы, рожденные в Америке, уже были участниками интеллектуального и научного дискурса, а испано-американские университеты становились все более антиучебными и выступали против «непроверенной власти» еще до прихода к власти испанских Бурбонов. [1] Лучше всего изучен Университет Сан-Карлос-Гватемала , основанный в 1676 году. [2]

В Испанской Америке, как и в Испании, эпоха Просвещения имела некоторые аспекты антиклерикализма, но многие священники поддерживали науку и научное мышление и сами были практиками. [3] Некоторые священнослужители были сторонниками Просвещения, а также независимости. [4] Тексты Просвещения, циркулирующие в Испанской Америке, были связаны с интеллектуальными основами независимости Испанской Америки. [5] Работы философов Просвещения принадлежали и читались в Испанской Америке, несмотря на ограничения на книжную торговлю и включение их в список запрещенных книг Инквизиции. [6] Иезуиты . сыграли важную роль в привнесении новых тенденций в философии в Испанскую Америку, и после их изгнания в 1767 году францисканцы продолжили исследовать это направление мысли [7] Такими произведениями владело испано-американское светское духовенство, в том числе мексиканский священник Мигель Идальго-и-Костилья , чье свободомыслие лишило его должности ректора семинарии Сан-Николас, и он был отправлен в небольшой приход Долорес.

Хосе Селестино Мутис , ботаник испано-американского Просвещения.
Иллюстрации из испанского ботаника Хосе Селестино Мутиса в Колумбии. работы

Священники занимались наукой даже в эпоху «барокко» семнадцатого века, наиболее выдающийся мексиканский креольский интеллектуал дон Карлос де Сигуэнса-и-Гонгора , а также замечательная мексиканская монахиня Сор Хуана Инес де ла Крус . В восемнадцатом веке было несколько священников испанского и американского происхождения, занимавшихся наукой. Среди них выделялся уроженец Испании Хосе Селестино Мутис из Новой Гранады, который возглавлял королевскую ботаническую экспедицию в Новую Гранаду. Он получил образование в области математики, астрономии и медицины. Мутис тренировал Франсиско Хосе де Кальдаса . В Перу Иполито Унануэ , светский священнослужитель, получивший медицинское образование, внес свой вклад в перуанское издание Mercurio Peruano . Похожим на него был мексиканский светский священнослужитель Хосе Антонио де Альсате-и-Рамирес , который основал важные газеты, которые распространяли информацию о научных открытиях, в том числе его собственных. Александр фон Гумбольдт встречался и консультировался с Мутисом, Кальдасом и читал труды Альзате (умершего незадолго до прибытия Гумбольдта в Новую Испанию) во время своей научной экспедиции в Испанскую Америку в начале девятнадцатого века. Гумбольдт был впечатлен интеллектуальным уровнем науки в Испанской Америке. [8]

В Испанской Америке были очевидны два направления философской мысли: просвещенный деспотизм и вариации конституционализма. Среди священнослужителей в Испанской Америке разногласия были между теми, кто поддерживал регализм, то есть верховенство короны над католической церковью, и теми, кто придерживался ультрамонтанизма, поддерживая власть папства над монархами. Реформы Бурбонов, проведенные испанской короной, оказали сильное влияние на централизацию проблем в Испанской Америке и вернули ее в Испанию. Это оказало большое влияние на потерю власти Католической церковью в Испанской Америке. [9] Испанская корона попыталась укрепить свое превосходство над католической церковью, подавив Общество Иисуса в Испании и в своей заморской империи в 1767 году. Иезуиты были «солдатами Папы», принявшими обет служить понтифику. Они добились успеха в своих миссиях к коренным народам на границах Испанской империи, например, в северной Мексике и, что наиболее известно, в Парагвае. В иезуитских учебных заведениях обучались сыновья испанцев американского происхождения, и они были местами распространения идей Просвещения. Иезуиты владели значительным количеством прибыльных земельных поместий, или гасиенд , которыми эффективно управляли иезуиты, обученные менеджменту. [10] Их преданность Папе и неповиновение коронной власти, а также их явный успех в важных сферах, где могло бы преуспеть епархиальное духовенство или другие религиозные ордена, означали, что их изгнанию в 1767 году не противостояла епископская иерархия или религиозные ордена.

Франсиско Хавьер Клавихеро , иезуит, мексиканский креольский патриот.

Изгнание иезуитов в Европу стало ударом по элитным испанским семьям американского происхождения, чьи сыновья получили образование у иезуитов или сами были иезуитами, и рассматривалось как способствующее отчуждению креолов от монархии Бурбонов. Важным изгнанным иезуитом был Франсиско Хавьер Клавихеро , написавший большую историю Мексики, видя ее истоки в достижениях коренных цивилизаций и создавая идею Мексики, отдельной от полуостровной Испании. [11]

Испанская корона также выступала против духовенства в целом, пытаясь ограничить корпоративные привилегии Католической церкви, fuero eclesiástico , которое давало священнослужителям право быть судимыми за все преступления в канонических, а не королевских судах. [12] Фуэро было важным фактором укрепления престижа и власти низшего светского духовенства. Приходские священники часто были единственными людьми европейской национальности в местных приходах, которые обладали как политической, так и священной властью. [13]

В позднеколониальной Мексике важный избранный епископ Мануэль Абад-и-Кейпо считался либералом и стремился к социальным, экономическим и политическим реформам, но он решительно выступал против восстания отца Идальго за независимость в 1810 году. [14] Абад-и-Кейпо передал Гумбольдту некоторые из своих сочинений об условиях в Новой Испании и необходимости реформ Гумбольдта, а его идеи нашли отражение в знаменитом «Политическом эссе Гумбольдта о Королевстве Новая Испания». [15]

Еще одним событием в Испанской Америке стало создание элитными людьми экономических обществ и «друзей страны» для улучшения местной экономики посредством науки. Они также функционировали как дискуссионные группы, которые рассматривали политические вопросы, особенно потому, что политика короны все больше отдавала предпочтение полуострову. [16]

Реформы Бурбона, которые начали набирать обороты в Испанской Америке в середине 18 века, способствовали экономическому прогрессу и деятельности. Реформы Бурбона также стремились добиться прогресса посредством образовательных программ в Испанской Америке. [9] Корона основала ряд учреждений, направленных на научный и экономический прогресс, а также культурное развитие. В Мексике корона учреждена в 1792 году Горным колледжем под руководством испанского минералога Фаусто Эльхуяра . Он был создан для подготовки специалистов для самой прибыльной отрасли империи — добычи серебра. [17] [18] [19] [20]

Изображение кастовой системы в Мексике .

Искусство и архитектура были проявлениями культуры, ощутившими на себе влияние идей Просвещения. Академия Сан-Карлоса была основана в 1781 году как Школа гравюры, а два года спустя переименована в (Настоящую Академию трех благородных искусств Сан-Карлоса). Мигель Кабрера был одним из ее самых важных членов. Паласио-де-Минерия в Мехико. Хосписио в Гвадалахаре, а также собор в Буэнос-Айресе были спроектированы в неоклассическом стиле с предпочтением чистых линий и минимального декора, в отличие от более богато украшенной архитектуры в стиле барокко. [21] «Легко понятное и утешающее обещаниями небесной славы, барокко - это искусство для людей. Именно эта популярность привела к антибарочному движению интеллектуальных неоклассических академий восемнадцатого века». [22] Рост научных идей и развитие различных видов таксономии, таких как Карл Линней , вполне могли стать толчком к появлению светских картин расового смешения и расовой иерархии в Мексике конца восемнадцатого века, называемых каста . картинами [23]

Корона попыталась обуздать популярные аспекты католицизма в стиле «барокко», исключив захоронения внутри церквей и погостов в качестве меры общественного здравоохранения. [24] Он успешно подавил карнавал в Мексике и стремился сократить число популярных религиозных обрядов, таких как религиозные шествия. Светские развлечения, такие как коррида, больше не поддерживались короной, а театральные постановки имели скорее дидактическую и светскую тематику, чем религиозную. [25]

См. также

[ редактировать ]

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
  • Олдридж, Альфред Оуэн. Иберо-американское Просвещение . Урбана: Издательство Университета Иллинойса, 1971.
  • Баррера-Осорио, Антонио. Познание природы: Испано-Американская империя и ранняя научная революция . Остин: Техасский университет Press, 2006.
  • Берквист, Эмили. «Практическая утопия епископа Мартинеса Компаньона в эпоху просвещения Перу». Америка 64 нет. 3 (январь 2008 г.): 377–408.
  • Бляйхмар, Даниэла. Видимая империя: ботанические экспедиции и визуальная культура в эпоху латиноамериканского Просвещения . Чикаго: Издательство Чикагского университета, 2012.
  • Брэдинг, Д.А. Первая Америка: испанская монархия, креольские патриоты и либеральное государство, 1492–1867 гг . Нью-Йорк: Издательство Кембриджского университета, 1991.
  • Браун, Томас А. Академия Сан-Карлос-де-ла-Нуэва Испания , пер. Мария Эмилия Мартинес Негрете Деффис. 2 тома. Мексика: Министерство народного образования, 1976 г.
  • Каньисарес-Эсгерра, Хорхе. Как написать историю Нового Света: истории, эпистемологии и идентичности в атлантическом мире восемнадцатого века . Стэнфорд: Издательство Стэнфордского университета, 2001.
  • Каньисарес-Эсгерра, Хорхе. Природа, империя и нация: исследования истории науки в иберийском мире . Стэнфорд: Издательство Стэнфордского университета, 2006.
  • Динс-Смит, Сьюзен. «Создание колониальной темы: картины Касты, коллекционеры и критики в Мексике и Испании восемнадцатого века». Колониальный латиноамериканский обзор, том. 14, нет. 2 (декабрь 2005 г.), 169–204.
  • Де Вос, Паула С. «Исследования, развитие и империя: государственная поддержка науки в Испании и испанской Америке, с шестнадцатого по восемнадцатый века», Colonial Latin America Review 15, вып. 1 (июнь 2006 г.) 55–79.
  • Диес Торре, Алехандро Р. и др. (ред.) Испанская наука за рубежом . Мадрид: Двенадцать улиц 1991.
  • Энгстранд, Ирис Х.В., Испанские ученые в Новом Свете: экспедиции восемнадцатого века . Сиэтл: Вашингтонский университет Press, 1981.
  • Мало, Марта, Для всего человечества: мезоамериканская и колониальная медицина в эпоху Просвещения, Гватемала . Тусон: Издательство Университета Аризоны, 2015.
  • Гриффин, Чарльз К. «Просвещение и независимость Латинской Америки» в Латинской Америке и Просвещении (2-е издание). Нью-Йорк: Борзой 1961.
  • Кацев, Илона. Картина Касты: образы расы в Мексике восемнадцатого века . Нью-Хейвен: Издательство Йельского университета, 2004.
  • Лафуэнте, Антонио и Нурия Вальверде. «Линнеевская ботаника и испанская имперская биополитика». в Колониальной ботанике: наука, торговля и политика в мире раннего Нового времени . Лонда Шибингер и Клаудия Свон, ред. Филадельфия: Издательство Пенсильванского университета, 2005, стр. 134–147.
  • Лэннинг, Джон Тейт. Академическая культура в испанских колониях . Майами, 1940 год.
  • Лэннинг, Джон Тейт. Просвещение восемнадцатого века в Университете Сан-Карлос-де-Гватемала . Итака: Университетское издательство Корнелла, 1958.
  • Моттен, Клемент Г. Мексиканское серебро и просвещение . Нью-Йорк, Octagon Books, 1972 [c1950]
  • Наварро, Варнава. Современная мексиканская культура XVIII века . Мехико, 1964 год.
  • Сафьер, Нил. Измерение нового мира: наука Просвещения и Южная Америка . Чикаго: Издательство Чикагского университета, 2008.
  • Шмитт, Карл. «Духовенство и Просвещение в Латинской Америке: анализ». Америка , апрель 1959 г. (том 15), вып. 4.
  • Шафер, Роберт Дж. Экономические общества в испанском мире (1763-1821) . Сиракьюс: 1958.
  • Тарраго, Рафаэль Э. «Наука и религия в испанско-американском Просвещении». Обзор католической социальной науки 10 (2005): 181–196.
  • Викейра Альбан, Хуан Педро. Приличие и вседозволенность в бурбонской Мексике . Пер. Соня Липпсетт-Ривера и Серджио Ривера Айала. Уилмингтон DL: Научные ресурсы 1999.
  • Воекель, Памела. Один перед Богом: религиозные истоки современной Мексики . Дарем: Издательство Университета Дьюка, 2002.
  • Уитакер, Артур П. Латинская Америка и эпоха Просвещения . Итака: Издательство Корнельского университета, 1961.
  • Уитакер, Артур П. «Меняющиеся и неизменные интерпретации Просвещения в испанской Америке». Труды Американского философского общества , том. 14, № 4 (20 августа 1970 г.), стр. 256–271.
  1. ^ Джеймс Локхарт и Стюарт Б. Шварц , Ранняя Латинская Америка . Нью-Йорк: Издательство Кембриджского университета, 1983, с. 344.
  2. ^ Лэннинг, Джон Тейт . Просвещение восемнадцатого века в Университете Сан-Карлос-де-Гватемала . Итака: Издательство Корнельского университета, 1958.
  3. ^ Д. А. Брэдинг , Первая Америка: испанская монархия, креольские патриоты и либеральное государство, 1492–1867 . Нью-Йорк: Издательство Кембриджского университета, 1991, стр. 557–558, 609.
  4. ^ Карл Шмитт. «Духовенство и Просвещение в Латинской Америке: анализ». Америка , апрель 1959 г. (том 15), вып. 4.
  5. ^ Чарльз Гриффин, «Просвещение и независимость Латинской Америки» в Латинской Америке и Просвещение, Артур П. Уитакер, изд. (2-е изд.). Нью-Йорк, 1961 год.
  6. ^ Генри Бернштейн, «Провинциальная библиотека в колониальной Мексике», The Hispanic American Historical Review 26 (1946), стр. 162–183.
  7. ^ Шмитт, «Духовенство и Просвещение».
  8. ^ Брэдинг, Первая Америка
  9. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Флойд, Трой С. Реформаторы Бурбонов и испанская цивилизация: строители или разрушители? Бостон, 1966 год.
  10. ^ Герман Конрад, Иезуитская гасиенда в колониальной Мексике: Санта-Люсия 1576–1767 . Стэнфорд: Издательство Стэнфордского университета, 1980.
  11. ^ Брэдинг, Первая Америка,
  12. ^ Н. М. Фаррис , Корона и духовенство в колониальной Мексике, 1759–1821 гг . Лондон: Атлон Пресс 1968.
  13. ^ Уильям Б. Тейлор , Магистраты Священных Писаний: священники и прихожане в Мексике восемнадцатого века . Стэнфорд: Издательство Стэнфордского университета, 1996.
  14. ^ Лилиан Э. Фишер, поборник реформ Мануэля Абада и Кейпо. Нью-Йорк, 1955, стр. 65–96.
  15. ^ Д. А. Брэдинг, Церковь и государство в Бурбонской Мексике: Мичоаканская епархия 1749–1810 гг . Кембридж: Издательство Кембриджского университета, 1994, стр. 228.
  16. ^ Роберт Дж. Шафер, Экономические общества в испанском мире (1763–1821). Сиракузы: 1958.
  17. ^ Артур Уиттакер, «Горнодобывающая миссия Эльхуяра и Просвещение», The Hispanic American Historical Review 31 (1951), стр. 558–583.
  18. ^ Уолтер Хоу, Гильдия горняков Новой Испании и ее Генеральный трибунал 1770–1821 гг . Кембридж, Массачусетс: Издательство Гарвардского университета, 1949.
  19. ^ Д. А. Брэдинг, Горняки и торговцы в Бурбонской Мексике, 1763–1810 . Нью-Йорк: Издательство Кембриджского университета, 1971, стр. 165.
  20. ^ Клемент Г. Моттен, Мексиканское серебро и Просвещение . Филадельфия, 1959 год.
  21. ^ Келли Донахью-Уоллес, Искусство и архитектура вице-короля Латинской Америки, 1521–1821 гг . Альбукерке: University of New Mexico Press, 2008, стр. 232–233.
  22. ^ Говен Александр Бейли , Искусство колониальной Латинской Америки . Нью-Йорк: Phaidon 2005, с. 275.
  23. ^ Илона Кацев, Casta Painting . Нью-Хейвен: Издательство Йельского университета, 2004.
  24. ^ Памела Воекель, Один перед Богом: Религиозные истоки мексиканской современности . Дарем: Издательство Университета Дьюка, 2001.
  25. ^ Хуан Педро Викейра Альбан, Приличие и вседозволенность в Бурбоне в Мексике. Пер. Соня Липпсетт-Ривера и Серджио Ривера Айала. Уилмингтон DL: Научные ресурсы 1999.
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: abb3bddce39edf1e0f8c9bdb29dc2120__1717364160
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/ab/20/abb3bddce39edf1e0f8c9bdb29dc2120.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Spanish American Enlightenment - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)