Alexander Radishchev
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( декабрь 2011 г. ) |
Alexander Radishchev | |
---|---|
Рожденный | Москва , Российская Империя | 31 августа 1749 г.
Умер | 24 сентября 1802 г. Санкт-Петербург , Российская Империя | ( 53 года
Занятие | Писатель |
Александр Николаевич Радищев ( русский : Алекса́ндр Никола́евич Ради́щев ; 31 августа [ OS 20 августа] 1749 — 24 сентября [ OS 12 сентября] 1802) — русский писатель и социальный критик, арестованный и сосланный при Екатерине Великой . Он выдвинул на первый план традицию радикализма в русской литературе своим романом 1790 года « Путешествие из Петербурга в Москву» . Его изображение социально-экономических условий в России привело к его ссылке в Сибирь до 1797 года. Он был дедушкой художника Алексея Боголюбова .
Биография
[ редактировать ]Лоду родился в имении под Москвой , в мелкой дворянской семье татарского происхождения, ведущей свои корни от побежденных князей, поступивших на службу Ивану Грозному после завоевания Казани в 1552 году. [1] Царь крещение предлагает им в обмен на работать на него и получает земли площадью около двадцати двух тысяч акров, часть которых их потомки будут улучшать, служа царям на протяжении поколений. [2] Его отец, Николай Афанасьевич Радищев, известный московский помещик, имел репутацию гуманного человека, обращавшегося со своими более чем 3000 крепостными. До 8 лет жил в имении отца в Верхнем Облязове. [3] (тогда часть Саратовской губернии , сегодня Пензенская область ), в ста милях к западу от реки Волги с медсестрой и воспитателем. Затем он переехал жить к родственнику в Москву, где ему разрешили провести время в недавно созданном Московском университете . В 1765 году семейные связи предоставили ему возможность служить пажом при дворе Екатерины, к которому он, тем не менее, относился с подозрением за «презрение к православной вере и желание передать родину в чужие (немецкие) руки». [4] Благодаря своим исключительным академическим перспективам Радищев был выбран в числе одного из дюжины молодых студентов, которых отправили за границу для получения западных знаний. Несколько лет учился в Лейпцигском университете . Его зарубежное образование повлияло на его подход к российскому обществу, и по возвращении он надеялся включить в российские условия такие философии Просвещения , как естественное право и общественный договор . Даже будучи титулярным советником и составляя юридические протоколы на государственной службе Екатерины, он восхвалял таких революционеров, как Джордж Вашингтон , восхвалял ранние этапы Французской революции и был очарован русским масоном Николаем Ивановичем Новиковым , чья публикация « Дрон выступил с первой публичной критикой правительства, особенно в отношении крепостного права . [5] Острая сатира и возмущение Новикова вдохновили Радищева на создание самого известного произведения — « Путешествие из Петербурга в Москву », в котором он подражает резкому и страстному стилю Новикова. Он также особенно критиковал крепостное право и ограничения личной свободы, налагаемые самодержавием. [6]
Императрица Екатерина Великая прочитала этот труд, расценила призывы Радищева к реформе как свидетельство якобинского радикализма и приказала конфисковать и уничтожить копии текста. Из 650 первоначально напечатанных экземпляров только 17 сохранились к тому времени, когда произведение было переиздано в Англии пятьдесят лет спустя. [7] В 1790 году Радищев был арестован и приговорен к смертной казни. Он смиренно просил прощения у Екатерины, публично отрекаясь от своей книги, и ему приговор заменили ссылкой в небольшой городок Илимск в Сибири. По дороге с писателем обращались как с обычным каторжником: сковывали его лодыжки и заставляли терпеть русский холод, от которого он в конце концов заболел. Его друг, граф Александр Воронцов , который правил при Екатерине, заступился и сумел обеспечить Радищеву более подходящее жилье, позволив ему вернуться в Москву, чтобы выздороветь и возобновить свое путешествие с достоинством и комфортом. [8] Начавшееся в октябре 1790 года двухлетнее путешествие Радищева пролегло через Сибирь с остановками в городах Екатеринбурге , Тобольске и Иркутске , прежде чем в 1792 году добраться до Илимска. По пути он начал писать биографию Ермака , казака-завоевателя Сибири. и проявляя интерес к геологии и природе. Поселившись на пять лет в Илимске со своей второй женой Елизаветой Васильевной Рубановской и двумя детьми, Радищев, как единственный образованный человек в округе, стал местным врачом и спас несколько жизней. Он также написал длинный трактат « О человеке, его смертности, его бессмертии» , почитаемый [ кем? ] как одно из немногих великих философских произведений России. [9] В нем он обращается к вере человека в загробную жизнь, телесность души, окончательное искупление грешников и недостатки материализма . [ нужна ссылка ]
После смерти Екатерины (1796 г.) ее преемник царь Павел отозвал Радищева из Сибири и заключил его в свое имение; писатель снова попытался добиться реформ в российском правительстве. Когда Александр I стал императором (1801 г.), Радищева на короткое время наняли для помощи в пересмотре российского законодательства, что стало реализацией мечты всей его жизни. К сожалению, его пребывание на этой административной должности оказалось недолгим и неудачным. В 1802 году унылый Радищев, возможно, дружески упрекаемый за выражение радикальных идей графом Завадовским , который в своем упреке говорил об очередной ссылке в Сибирь. [10] - покончил жизнь самоубийством, выпив яд .
Наследие
[ редактировать ]В последние годы жизни автора его московская квартира стала центром нескольких литературных кругов, превозносивших схожие взгляды и наиболее откровенно оплакивавших его смерть. Однако российскому самодержавию удалось предотвратить публикацию «Путешествия из Петербурга в Москву» до 1905 года, в течение которого оно распространялось через радикальные группы и было переведено на несколько языков. Александр Пушкин , сочувствуя взглядам и увлечениям Радищева, взялся написать продолжение своей подстрекательской книги, которая, к сожалению, так и не была закончена и вначале столкнулась с давлением цензуры. Однако после революций 1905 и 1917 годов Радищев был принят в радикальный канон и стал широко читаемым в России и Европе. Несмотря на несоответствие идеала автора советской действительности, властям удалось представить его как «материалиста, активного борца с самодержавной тиранией и настоящего праотца большевизма». [11]
Просмотры
[ редактировать ]Как истинный ученик Просвещения, Радищев придерживался взглядов, благоприятствующих свободе личности, гуманизму и патриотизму. Эти ценности лучше всего выражаются «равенством всех классов перед законом, отменой Табели о рангах , судом присяжных, религиозной терпимостью , свободой печати , освобождением помещичьих крепостных, хабеас корпус и свободой торговли». [12] По возвращении из Лейпцига в 1771 году Радищев свежим взглядом увидел резкий контраст между жизнью в либеральных западных государствах, таких как Англия и Швейцария , и жизнью в условиях российского самодержавия. Вторя чувствам самой Екатерины, он выступал за образование для всех классов - систему, свидетелем которой ему посчастливилось стать в школе в Иркутске. [13] Более образованное население могло бы стать основой для возможной республиканской или парламентской системы. Из всех социальных бед России Радищев особенно презирал неравенство и продление крепостного права, укоренившееся в традиционной социальной системе, которая устанавливала строгую иерархию и допускала злоупотребления и эксплуатацию. По иронии судьбы, при просвещенном правлении Екатерины крепостное право усилилось и распространилось на вновь завоеванные территории. [14] В Сибири экономическая мысль Радищева развивалась не только в плане уменьшения зависимости от крепостничества, но и в плане осуждения международной торговли. Несмотря на влияние Адама Смита , Радищев придерживался протекционистских взглядов, осуждая ненужную международную торговлю и предлагая усилить внутреннее производство. В дебатах по поводу китайско-российских торговых отношений он считал, что собственных ресурсов России достаточно для их поддержки. [15]
Критикуя историю произвола в России, Радищев назвал самодержавие системой управления, «наиболее противоречащей человеческой природе». [16] При этой системе правительство имело больше возможностей нарушить свой социальный контракт с управляемыми, создавая несправедливое и угнетенное общество. Он распространяет эту систему и на отношения господина и крепостного, отмечая, что стремление к неограниченной власти является естественным человеческим пороком. Радищев не критикует огульно всех самодержцев, а только тиранов, восхваляя, по сути, Ликурга , царя-философа Спарты , пропагандировавшего равенство и гражданские права. [17] Радищев, однако, не верил в кровавую революцию и не желал ее, а вместо этого надеялся на самодержца-реформатора, который отменит крепостное право и «сохранит равенство в обществе, защитит вдов и сирот и спасет невинных от вреда». [18] Как член правящего класса, он стремился не свергнуть самодержавие, а убедить своих соотечественников и начальство отказаться от части своей законной власти. Ни в коей мере не идеалист, писатель признавал, что «где было больше просвещения, где было больше общественной жизни, там было больше коррупции, настолько неразделимы добро и зло на земле». [19]
Религиозно-философские взгляды Радищева были невероятно либеральны для своего времени. Отрицая убеждение в первичности чувственного опыта, Радищев в книге « О человеке, его смертности, его бессмертии » говорит в пользу высших добродетелей человека как главных элементов сложного человеческого мышления. Он считал, что наследственные способности человека оказывают на его развитие такое же влияние, как и внешняя среда. Однако он также указывает, что существуют общие, врожденные черты, которые связывают всех людей, особенно вера в высшие силы. Вера в бессмертие остается для него особенно мощной и как фактор веры, и как утешение среди жизненных трудностей.
английские переводы
[ редактировать ]- Путешествие из Санкт-Петербурга в Москву , Кембридж: Издательство Гарвардского университета, 1958. Перевод Лео Винера. Отредактировано с введением и примечаниями Родерика Пейджа Талера.
- Путешествие из Петербурга в Москву , Издательство Колумбийского университета, 2020 (Русская библиотека). Перевод Эндрю Кана и Ирины Рейфман.
См. также
[ редактировать ]- Nikolay Novikov
- Декабристы
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Патрик Л. Олстон, Александр Н. Радищев: представитель российского Просвещения , Калифорнийский университет (1956), с. 30
- ^ Аллен МакКоннелл, Русский философ: Александр Радищев , Springer (2012), с. 6
- ^ Радищев, Александр Николаевич, Путешествие из Петербурга в Москву , Москва 1970, p. 9-10
- ^ Ланг, ДМ 1977. Первый русский радикал: Александр Радищев. Вестпорт: Издательская группа Greenwood. стр. 26
- ^ Ланг, 63 года.
- ^ Радищев, Александр Николаевич (1958) [1790]. Путешествие из Петербурга в Москву . Кембридж: Издательство Гарвардского университета.
- ^ Ярмолинский, Авраам. 1959. Дорога к революции: век русского радикализма. Нью-Йорк: Макмиллан. П 5
- ^ Ланг, 204
- ^ Ланг, 217
- ^ Риха, Томас (15 февраля 2009 г.). Чтения по русской цивилизации Под ред . Издательство Чикагского университета. ISBN 9780226718446 .
- ^ Всего 276
- ^ МакКоннелл, Аллен, Императрица и ее протеже: Екатерина II и Радищев. Журнал современной истории, Vol. 36, № 1 (март 1964 г.), стр. 14-27.
- ^ Ланг, 211
- ^ МакКоннелл, 18 лет.
- ^ Ланг, 209
- ^ Радищев, Александр. Путешествие из Петербурга в Москву. стр. 282
- ^ МакКоннелл, Аллен, Политическая мысль Радищева. Американское славянское и восточноевропейское обозрение, Vol. 17, № 4 (декабрь 1958 г.), стр. 439-453.
- ^ МакКоннелл, 442
- ^ МакКоннелл, 451
- русские политические писатели
- Эпоха Просвещения
- Выпускники Лейпцигского университета
- 1749 рождений
- 1802 смерти
- Писатели XVIII века из Российской империи.
- Писатели-мужчины XVIII века
- Писатели XIX века из Российской империи.
- Писатели XVIII века из Российской империи.
- Писатели из Москвы.
- Выходцы из Российской империи татарского происхождения
- Философы Просвещения
- Русские ссыльные в Российской империи
- Самоубийства в Российской Империи
- Самоубийства 1800-х годов
- Журналисты XVIII века
- Узники Петропавловской крепости