Итальянское Просвещение
Просвещение Illuminismo в Италии (итал. italiano) — культурное и философское движение, зародившееся во второй половине восемнадцатого века и характеризующееся обсуждением эпистемологических , этических и политических проблем просветительской мысли восемнадцатого века. [1] [2] [3]
История
[ редактировать ]В Италии не было недостатка в местных мыслителях, которых можно определить как представителей эпохи Просвещения (а также в научном опыте, сходном с тем, что породил эмпиризм ), таких как неаполитанец Джамбаттиста Вико , который, хотя и сильно отклонялся во многих областях от Будущие темы восемнадцатого века были образцом для многих мыслителей Просвещения , особенно для жителей его города.
В Италии основными центрами распространения Просвещения были Неаполь и Милан : [4] [5] в обоих городах интеллектуалы заняли государственные должности и сотрудничали с администрациями Бурбонов и Габсбургов. В Неаполе Антонио Дженовези , Фердинандо Галиани и Гаэтано Филанджери действовали при терпимом короле Карле Бурбонском. Однако неаполитанское Просвещение, как и философия Вико, почти всегда оставалось в теоретическом поле. [6] Лишь позднее многие Просветители оживили неудачный опыт Партеноповой республики .
Однако в Милане движение стремилось найти конкретные решения проблем. Центром дискуссий стал журнал Il Caffè (1762–1764), основанный братьями Пьетро и Алессандро Верри (известными философами и писателями, а также их братом Джованни), которые также дали жизнь Академии Пуни, основанной в 1761 году.
Второстепенными центрами были Тоскана , Венето и Пьемонт , где среди прочих работал Помпео Нери.
Неаполитанское Просвещение
[ редактировать ]Итальянское Просвещение было особенно активно в Неаполе , в этот период столице одноименного Неаполитанского королевства . Город Неаполь вместе со столицей Франции лучше всех осуществил «век просвещения»; на самом деле оно не просто впитало это течение, а, наоборот, во многом породило его, дав жизнь новым архитектурным формам, новым философским мыслям и заложив основы современной экономики и права. [7] Фактически Неаполь уже был жизненно важным центром натуралистической философии Возрождения . [8] и теперь он вернулся, чтобы дать новый импульс мысли нескольких представителей, таких как Марио Пагано , один из самых важных итальянских юристов и политиков революционной эпохи, [9] который во многом опирался на работы Джамбаттисты Вико , но исключил христианские аспекты его философии. [10]
Важным было строительство важных общественных зданий, в том числе Real Albergo dei Poveri (также известного как Палаццо Фуга по имени архитектора, который спроектировал и построил его в 1751 году по заказу короля Карла Бурбонского), который является одним из самых замечательных Здания восемнадцатого века, типичные для эпохи Просвещения: длина 354 метра, полезная площадь 103 000 кв.м. В политическом плане антикуриальная и антифеодальная позиция неаполитанского правительства стала образцом вдохновения, который также имел успех за рубежом.
Следует также помнить о рождении экономической школы Антонио Дженовези , который принес несколько нововведений в области национальной экономики и не только, за которым также в Апулии последовал литератор Ферранте де Джеммис Маддалена, основавший Академию Просвещения, и экономист Джузеппе Пальмьери , директор Высшего совета финансов Неаполитанского королевства в конце XVIII века. [11] Другими выдающимися именами, заложившими основы современной политической экономии, экономических и денежных дисциплин, являются: Фердинандо Галиани и Гаэтано Филанджери . Последний, в частности, с его наукой о законодательстве, должен был вдохновить архитекторов Французской революции . [12] [13]
Последние неаполитанские просветители, такие как Марио Пагано , Игнацио Чиайя и Доменико Чирилло , присоединились к Неаполитанской республике и были казнены 29 октября 1799 года после восстановления власти Бурбонов. Другим, таким как каноник Онофрио Татаранни, удалось спасти жизнь, потому что их защитила сама церковь.
Ломбардское Просвещение
[ редактировать ]Просвещение в Ломбардии делало первые шаги в Академии Трасформати, основанной в 1743 году . В академии, характеризующейся преимущественно аристократическим составом, Просвещения обсуждались новые теории , пытаясь, однако, примирить их с классическими традициями.
Среди членов Accademia dei Trasformati был и Пьетро Верри , который, однако, вскоре откололся от нее, чтобы создать вместе со своим братом Алессандро в 1761 году Accademia dei Pugni , название которой было навеяно враждебностью, с которой они обсуждали . С Академией Пуни был связан журнал Il Caffè , культурный журнал, близкий к теориям Просвещения, вдохновленным первыми современными газетами, такими как The Spectator.
Помимо братьев Верри, среди студентов Академии Пуни был еще один из самых известных деятелей итальянского Просвещения: Чезаре Беккариа . [14] Беккариа — самая известная работа итальянского Просвещения: юридический трактат « Dei delitti e delle pene» , опубликованный в 1763 году, в котором, ссылаясь на теории философов и на некоторые недавние законы, такие как закон царицы Елизаветы Петровны, он со строгими предложениями предлагает Логика отмены пыток и смертной казни. Работа также вызывала восхищение у Вольтера и энциклопедистов и имела большое влияние на таких государей, как Екатерина II из России, Мария Терезия из Австрии, но особенно на Великое Герцогство Тоскана, где Петр Леопольд в 1786 году отменил пытки и смертную казнь, а затем его братом Иосифом II Австрийским .
Просвещение , еще один великий принесло новые стимулы также в искусство и поэзию: важным поэтом с идеями Просвещения был Джузеппе Парини представитель ломбардского Просвещения, который высмеивал дворянство и его привилегии в стихотворении «Иль Джорно» («День»), находясь в театре. поощрял драматургов и драматургов к новым идеям: это случай Витторио Альфьери и Карло Гольдони .
Из просвещенной миланской школы также помнят Паоло Фризи , Руджеро Босковича , Альфонсо Лонго и Джан Ринальдо Карли , всех участников Caffè. В Миланском герцогстве императрица Мария Терезия и ее сын Джузеппе II дали большой импульс распространению новых теорий Просвещения, в частности, через возрождение Павийского университета , фактически государей, вдохновленных принципами просвещенного абсолютизма, провели значительные административные реформы в университете, который стал одним из лучших в Европе, снабдили его новыми зданиями и лабораториями и призвали преподавать профессоров с континентальной известностью, таких как Алессандро Вольта , Антонио Скарпа , Лаццаро Спалланцани и Лоренцо Маскерони . Новые идеи оказали влияние не только на преподавание, но и на права, причем настолько сильно, что в 1777 году Мария Пеллегрина Аморетти окончила Павию, став первой женщиной, получившей степень юриста в итальянском университете.
Список итальянских просветителей
[ редактировать ]- Витторио Альфиери
- Франческо Альгаротти
- Козимо Амидей
- Саллюстио Бандини
- Джузеппа Элеонора Барбапиккола
- Джузеппе Баретти
- Чезаре Беккариа
- Джамбаттиста Вико
- Джан Ринальдо Карли
- Мельхиорре Чезаротти
- Ферранте де Джеммис
- Карло Денина
- Гаэтано Филанджери
- Антонио Дженовези
- Фердинандо Галиани
- Розарио Бонвентре
- Пьетро Джанноне
- Карло Гольдони
- Гаспаре Гоцци
- Джузеппе Парини
- Помпео Нери
- Марио Пагано
- Никола Фиорентино
- Джузеппе Пальмьери
- Альберто Радикати
- Онофрио Татаранни
- Алессандро Верри
- Пьетро Верри
- Антонио Занон
- Франческо Саверио Салфи
- Джузеппе Тодаро
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Кремаски, Серджио (2020). «Итальянское Просвещение и реабилитация моральной и политической философии» . Европейское наследие . 25 (7–8): 743–759. дои : 10.1080/10848770.2020.1758411 .
- ^ ДиСкала, Спенсер М. (2019). «Итальянское Просвещение». Италия: от революции к республике, с 1700 года по настоящее время . Рутледж . стр. 1–18. дои : 10.4324/9780429495106-1 . ISBN 9780429495106 .
- ^ Чедвик, Оуэн (2009). «Итальянское Просвещение». Просвещение в национальном контексте . Издательство Кембриджского университета . стр. 90–105. дои : 10.1017/CBO9780511561283.007 . ISBN 9780511561283 .
- ^ Порта, Пьер Луиджи (2018). «От Economia Civile до Kameralwissenschaften. Линия происхождения от Дженовези до Беккарии в досмитовской Европе» . Европейский журнал истории экономической мысли . 25 (4): 531–561. дои : 10.1080/09672567.2018.1486584 .
- ^ Мори, Массимо (01 февраля 2015 г.). История современной философии (на итальянском языке). Гиуса Латерца и Фигли Спа. ISBN 978-88-581-1845-0 .
- ^ Д'Онофрио, Федерико (2015). О понятии «felicitas publica» в политической экономии XVIII века в «Истории экономической мысли» .
- ^ Вентури, Франко (1991). Неаполь был столицей реформаторов эпохи Просвещения .
- ^ Маффеи, Джузеппе (1852). История итальянской литературы .
- ^ Тарелло, Джованни (1976). История правовой и современной культуры .
- ^ Сантато, Гвидо (2003). Итальянская литература и европейская культура между Просвещением и романтизмом .
- ^ «Полезные науки и национальный язык в программе реформ Антонио Дженовези» (PDF) . Архивировано из оригинала (PDF) 22 февраля 2014 г.
- ^ «Леттература и иллюминизм в Италии» . Архивировано из оригинала 28 сентября 2011 г.
- ^ «Наука законодательства Гаэтано Филанджери» .
- ^ Бруни, Луиджино; Порта, Пьер Луиджи (2014). «О преступлениях и наказаниях Чезаре Беккариа». Обзор истории экономики . 60 (1): 64–74. дои : 10.1080/18386318.2014.11681265 .