Жюльен Оффрэ де Ламетри
Жюльен Оффрэ де Ламетри | |
---|---|
Рожденный | 23 ноября 1709 г. |
Умер | 11 ноября 1751 г. | (41 год)
Альма-матер | Университет Ренна |
Эра | Философия XVIII века |
Область | Западная философия |
Школа | Французский материализм |
Основные интересы | Проблема разума и тела |
Известные идеи | Механистический материализм |
Жюльен Оффрэ де Ламетри (англ. Французский: [ɔfʁɛ də la metʁi] ; 23 ноября 1709 г. [1] — 11 ноября 1751) — французский врач и философ , один из первых французских материалистов эпохи Просвещения . Он наиболее известен своей работой 1747 года «Человек-машина» ( «Человек-машина» ). [2]
Ламетри больше всего запомнился тем, что он придерживался позиции, согласно которой люди — сложные животные и у них не больше души, чем у других животных. Он считал, что разум является частью тела и что жизнь следует прожить так, чтобы доставлять удовольствие ( гедонизм ). Его взгляды были настолько противоречивыми, что ему пришлось бежать из Франции и поселиться в Берлине.
Ранний период жизни
[ редактировать ]Ламетри родился в Сен-Мало в Бретани 23 ноября 1709 года в семье преуспевающего торговца тканями. Его первоначальное обучение проходило в колледжах Кутанса и Кана. После посещения Коллеж дю Плесси в Париже он, казалось, приобрел профессиональный интерес к тому, чтобы стать священнослужителем, но после нескольких лет изучения богословия в янсенистских школах его интересы отвернулись от церкви . В 1725 году Ламетри поступил в Колледж д'Аркур , чтобы изучать философию и естественные науки, который, вероятно, окончил примерно в 1728 году. В это время д'Аркур был пионером преподавания картезианства во Франции. [3] В 1734 году он продолжил обучение у Германа Бургааве , известного врача, который также первоначально намеревался стать священнослужителем. Именно под влиянием Бурхаава Ламетри попытался внести изменения в медицинское образование во Франции. [4]
Медицинская карьера
[ редактировать ]После учебы в Д'Аркуре Ламетри решил заняться медицинской профессией. друг семьи Ламетри, Франсуа-Жозеф Юно , который собирался занять кафедру анатомии в Саду дю Руа Похоже, на это решение на него повлиял . В течение пяти лет Ламетри учился на медицинском факультете в Париже и пользовался наставничеством Уно. [3]
Однако в 1733 году он уехал в Лейден, чтобы учиться у знаменитого Германа Бурхааве . Его пребывание в Голландии оказалось недолгим, но влиятельным. В последующие годы Ламетри начал профессиональную медицинскую практику в своем родном регионе Сен-Мало, распространяя работы и теории Бурхааве посредством публикации и перевода нескольких работ. Он женился в 1739 году, но брак, в результате которого родилось двое детей, оказался несчастливым. В 1742 году Ламетри оставил семью и отправился в Париж, где добился назначения хирурга полка французской гвардии , приняв участие в нескольких сражениях во время войны за австрийское наследство . Этот опыт внушил ему глубокое отвращение к насилию, что очевидно в его философских трудах. Однако большую часть своего времени он провел в Париже, и вполне вероятно, что за это время он познакомился с Мопертюи и маркизой де Шатле . [3]
Именно в эти годы, во время приступа лихорадки , он сделал над собой наблюдения относительно действия усиленного кровообращения на мышление, которые привели его к выводу, что психические процессы следует рассматривать как последствия органических изменений. в мозге и нервной системе. Этот вывод он разработал в своей самой ранней философской работе « Histoire naturallle de l’âme» (1745). Возмущение, вызванное ее публикацией, было настолько велико, что Ламетри был вынужден оставить свою должность во французской гвардии и укрыться в Лейдене . Там он еще более смело и полно развил свое учение в «Машине человека» — наспех написанном трактате, основанном на последовательно материалистических и квазиатеистических принципах. [3] Материализм Ламетри во многом был продуктом его медицинских интересов, опиравшихся на работы предшественников 17-го века, таких как эпикурейский врач Гийом Лами . [5]
Этические последствия этих принципов позже будут разработаны в его «Discurs sur le bonheur» ; Ламетри считал это своим выдающимся произведением . [6] Здесь он развил свою теорию раскаяния , т.е. свой взгляд на неблагоприятные последствия чувства вины, приобретенного в раннем возрасте в процессе инкультурации . Эта идея вызвала к нему неприязнь практически всех мыслителей французского Просвещения и проклятие памяти. [7] которое было поднято лишь столетие спустя Фридрихом Альбертом Ланге в его «Истории материализма» .
Философия
[ редактировать ]Жюльен де Ламетри считается одним из самых влиятельных детерминистов восемнадцатого века. Он считал, что психические процессы вызываются телом. Эти мысли он выразил в своем важнейшем труде «Человек-машина» . Там он также выразил убеждение, что люди работают как машины. Можно считать, что эта теория основана на работах Декарта и его подходе к человеческому телу, работающему как машина. [8] Ламетри считал, что тело и разум человека работают как машина. Хотя он помог продвинуть взгляд Декарта на механизацию в объяснении поведения человеческого тела, он выступал против дуалистического взгляда Декарта на разум. Его мнение было настолько сильным, что он заявил, что Декарт на самом деле был материалистом в отношении разума. [9]
Философ Давид Скрбина считает Ламетри приверженцем «виталистического материализма»: [10]
Для него разум был вполне реальной сущностью, и очевидно, что он был встроен в материальный космос. Таким образом, очевидным решением было бы рассматривать саму материю как внутренне динамичную, способную чувствовать и даже разумную. Движение и разум происходят от некоторых внутренних сил жизни или разума, которые обитают в самой материи или в ее организационных свойствах. Эту точку зрения, иногда называемую виталистическим материализмом, придерживался Ламетри, а позже и Дидро. Комментаторы часто изображают Ламетри механистом, поскольку предполагается, что любой, кто отрицает духовную сферу, должен видеть все вещи, и в частности все живые существа, как продукты мертвой материи. Даже сегодня довольно распространено приравнивать материализм к механизму. Но, как уже отмечалось, они логически независимы. ...Хотя он, очевидно, принял термин «машина» в своем «Человеке-машине» , это было в специфически виталистическом смысле.
Человек и животное
[ редактировать ]До книги «Человек-машина» он опубликовал «Естественную историю души» в 1745 году. Он утверждал, что люди — это всего лишь сложные животные. [9] Много споров возникло из-за его убеждения, что «от животных к человеку не бывает резкого перехода». [11] Позже он развил эту идею: он утверждал, что люди и животные состоят из организованной материи. Он считал, что люди и животные различаются только сложностью организации материи. Он сравнил различия между человеком и животным с различиями в высококачественных маятниковых часах и наручных часах, заявив: «[Человек] для обезьяны и для самых умных животных является тем же, чем планетарный маятник Гюйгенса для часов Жюльена Ле Руа ». . [11] Идея о том, что по существу не существует реальной разницы между людьми и животными, была основана на его открытиях о том, что сенсорные чувства присутствуют у животных и растений. [12] Хотя он и признавал, что только люди говорят на языке, он считал, что животные способны выучить язык. В качестве примера он привел обезьян, заявив, что, если бы их обучили, они были бы «идеальными [людьми]». [8] Далее он выразил свою идею о том, что человек мало чем отличается от животных, предположив, что мы учимся посредством подражания, как это делают животные.
Его представления о людях и животных основывались на двух типах преемственности. Во-первых, это слабая непрерывность, предполагающая, что люди и животные состоят из одного и того же материала, но организованы по-разному. Однако его главный акцент был сделан на строгой преемственности, идее о том, что психология и поведение людей и животных не так уж и отличаются.
Человек машина
[ редактировать ]Ламетри считал, что человек работает как машина благодаря тому, что мыслительные мысли зависят от телесных действий. Затем он утверждал, что организация материи на высоком и сложном уровне привела к человеческому мышлению. Он не верил в существование Бога. Он скорее решил утверждать, что организация людей была создана для обеспечения наилучшего использования сложной материи. [9]
Ламетри пришел к этому убеждению после того, как обнаружил, что его телесные и психические заболевания связаны друг с другом. Собрав достаточно доказательств в медицинской и психологической областях, он опубликовал книгу. [13]
Некоторые доказательства, представленные Ламетри, были проигнорированы по причине их характера. Он утверждал, что такие события, как бегающая вокруг обезглавленная курица или недавно удаленное сердце у все еще работающего животного, доказывают связь между мозгом и телом. Хотя теории действительно основывались на теориях Ламетри, его работы не обязательно были научными. Скорее, его сочинения были противоречивыми и вызывающими. [14]
Человеческая природа
[ редактировать ]Далее он выразил свои радикальные убеждения, заявив о себе как о детерминисте и отвергнув использование судей. [8] Он не соглашался с христианскими верованиями и подчеркивал важность стремления к чувственным удовольствиям, гедонистического подхода к человеческому поведению. [12] Далее он рассмотрел человеческое поведение, поставив под сомнение веру в то, что у людей более высокое чувство морали, чем у животных. Он отметил, что животные редко мучают друг друга, и утверждал, что некоторые животные способны на определенный уровень морали. Он считал, что, будучи машинами, люди будут следовать законам природы и игнорировать свои интересы ради интересов других. [9]
Влияние
[ редактировать ]Ламетри оказал самое непосредственное влияние на Пьера Жана Жоржа Кабаниса , выдающегося французского врача. Он отталкивался от материалистических взглядов Ламетри, но модифицировал их, чтобы они не были такими крайними. Крайние убеждения Ламетри были категорически отвергнуты, но его работа действительно помогла повлиять на психологию , особенно на бихевиоризм . Его влияние проявляется в редукционистском подходе поведенческих психологов. [12] Тем не менее, негативная реакция, которую он получил, была настолько сильной, что многие бихевиористы почти ничего не знали о Ламетри и скорее опирались на других материалистов, приводя аналогичные аргументы. [9]
Кибернетика и ее приложения к психологии также согласуются с позицией Ламетри.
Однако в настоящее время психологической школой, на которую наиболее явно повлиял Ламетри, является когнитивная наука , включающая в себя философия искусственного интеллекта , которая предлагает строить роботов по образу и подобию человека и других живых существ и даже анализировать человека на основе аналогии с роботами.
Дальнейшая жизнь
[ редактировать ]Путешествие в Пруссию
[ редактировать ]Часть серии о |
Гедонизм |
---|
и материалистические принципы Ламетри Гедонистические вызвали возмущение даже в относительно толерантных Нидерландах. Настроения против него были настолько сильны, что в 1748 году он был вынужден уехать в Берлин , где, отчасти благодаря должностям Мопертюи , прусский король Фридрих Великий не только разрешил ему заниматься врачебной практикой, но и назначил придворным чтецом. . Там Ламетри написал « Рассуждение о доброте» (1748), которое потрясло ведущих мыслителей эпохи Просвещения, таких как Вольтер , Дидро и Д'Гольбах, из-за его явно гедонистических сенсуалистических принципов, которые ставили безудержное стремление к удовольствиям превыше всего остального. [5]
Смерть
[ редактировать ]Говорят, что прославление чувственных удовольствий Ламетри привело к его ранней смерти. Французский посол в Пруссии граф де Тирконнель , благодарный Ламетри за излечение от болезни, устроил пир в его честь. Утверждалось, что Ламетри хотел продемонстрировать либо свою обжорство, либо свое сильное телосложение, съев большое количество паштета из файзана с трюфами . В результате у него развилось желудочное заболевание какое-то . Вскоре после этого он начал страдать от сильной лихорадки и в конце концов умер. [3] [8]
Фридрих Великий произнес надгробную речь, которая остается основным биографическим источником о жизни Ламетри. Он заявил: «Ламетри умер в доме милорда Тирконнеля, французского полномочного представителя, которого он вернул к жизни. Похоже, что болезнь, зная, с кем ей приходится иметь дело, оказалась достаточно хитрой, чтобы атаковать его сначала мозгом, чтобы тем вернее его погубить, у него началась сильная лихорадка с жестоким бредом. Больной был вынужден прибегнуть к науке своих коллег, но ему не удалось найти помощи, которую так часто приносило его собственное искусство. себя как публике». [1] «В письме сестре Фредерик описал его как хорошего дьявола и медика, но очень плохого автора. [15] У него остались жена и пятилетняя дочь.
Ламетри Собрание философских произведений появилось после его смерти в нескольких изданиях, опубликованных в Лондоне, Берлине и Амстердаме.
Работает
[ редактировать ]Избранные работы
[ редактировать ]- Естественная история души . 1745 (анон.)
- Школа сладострастия . 1746, 1747 (анон.)
- Политика врача Макиавелли . 1746 (анон.)
- Человек-Машина . 1748 (анон.)
- Человек-растение . 1748 (анон.)
- Работы Пенелопы или Макиавелли в медицине . 1748 г. (псевдоним: Алетей Деметрий)
- «Рассуждение о счастье , или Анти-Сенека» [Трактат о счастливой жизни Сенеки с беседой переводчика на ту же тему]. 1748 (анон.)
- Человек больше, чем машина . 1748 (анон.)
- Система Эпикура . 1750 (анон.)
- Искусство наслаждения . 1751 (анон.)
Собрание сочинений
[ редактировать ]- Философские труды , 2 т., Париж: Файяр, 1984, 1987. ISBN 2-213-01839-1 ; ISBN 978-2-213-01983-3
- [полет. 3] Работа Пенелопы или Макиавелли в медицине , Париж: Fayard 2002. ISBN 2-213-61448-2
- Философские труды , 1 т., Париж: Coda 2004. ISBN 2-84967-002-2
Критические издания его основных произведений
[ редактировать ]- Арам Вартанян (редактор): Машина L'homme Ламетри. Исследование происхождения идеи (Принстон: Princeton University Press, 1960).
- Джон Ф. Фалви (редактор): Ла Меттри. Discours sur le bonheur в «Исследованиях о Вольтере и восемнадцатом веке» , том. cxxxiv (Банбери, Оксфордшир: Фонд Вольтера, 1975)
- Энн Томсон (редактор): Предварительные рассуждения Ла Меттри. в «Материализме и обществе в середине восемнадцатого века» (Женева: Librairie Droz, 1981).
- Тео Вербек (Ред.): Le Traité de l'Ame de La Mettrie , 2 тома. (Утрехт: OMI-Grafisch Bedrijf, 1988)
Ссылки
[ редактировать ]свободном доступе : Чисхолм, Хью , изд. (1911). « Ламетри, Жюльен Офре де ». Британская энциклопедия . Том. 16 (11-е изд.). Издательство Кембриджского университета. стр. 129–130.
В эту статью включен текст из публикации, которая сейчас находится в- ^ Для рождения Ламетри в литературе можно найти как минимум три разные календарные даты; дата, указанная здесь, скорее всего, правильная. См.: Биргит Кристенсен: Ironie und Skepsis, Вюрцбург, 1996, с. 245, сн. 2
- ↑ Английский перевод 1748 года носил название «Человек-машина» , но Энн Томсон в своем недавнем переводе выбирает название « Человек-машина» (Thomson 1996).
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и Арам Вартанян, » Ламетри «Машина человека : исследование истоков идеи (Princeton University Press, 1960), стр. 2-12
- ^ Ньирубугара, Оливье. «Социобиблиографическое исследование человека-машины» (PDF) . стр. 100-1 3,
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Томпсон, Энн (1996). Человек-машина и другие произведения . Кембридж: Издательство Кембриджского университета.
- ^ Жюльен Оффрэ де Ламетри: Discours sur le bonheur. Критическое издание Джона Фалви. Банбери: Фонд Вольтера, 1975. Введение Джона Фалви, стр. 12: «центральная и кульминационная часть его мышления».
- ^ Кэтлин Веллман: Ла Меттри - Медицина, философия и Просвещение . Дарем: Издательство Университета Дьюка, 1992, гл. 8, стр. 213-245, ч. 1. стр. 213, 220
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д Кинг, Д. Бретт; Вини В.; Вуди В. (2009). История психологии: идеи и контекст (4-е изд.). Бостон: Pearson Education Inc., с. 169. ИСБН 978-0-205-51213-3 .
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и Гринвуд, Джон (2009). Концептуальная история психологии . Бостон: МакГроу-Хилл. ISBN 978-0-07-285862-4 .
- ^ Скрбина, Давид (2017). Панпсихизм на Западе (ред.). Кембридж, Массачусетс: MIT Press. п. 123.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Офре де ла Меттри, Жюльен. «Человек-машина» .
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Бреннан, Джеймс (2003). История и системы психологии (6-е изд.). Река Аппер-Седл: Прентис-Хилл. п. 169. ИСБН 0-13-048119-Х .
- ^ Уотсон, Роберт (1968). Великие психологи . Филадельфия: Компания JB Lippincott. п. 168.
- ^ Робинсон, Дэниел (1995). Интеллектуальная история психологии (3-е изд.). Мэдисон: Издательство Университета Висконсина. п. 253 . ISBN 0-299-14840-8 .
- ^ Пагден, Энтони (2013). Просвещение: и почему оно все еще имеет значение . Издательство Оксфордского университета. п. 112. ИСБН 978-0199660933 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Фридрих Альберт Ланге , «История материализма» , 1866 г. (англ. пер. « История материализма» Э.К. Томаса, II. 1880 г.)
- Якоб Элиас Порицкий, Ж. О. де Ламетри. Его жизнь и творчество (1900, переиздание 1970).
- Кэтлин Веллман, Ла Меттри. Медицина, философия и просвещение , Дарем и Лондон, Duke University Press, 1992 г. ISBN 0-8223-1204-2
- Биргит Кристенсен, Ирония и скептицизм. Открытое понимание науки и мира Жюльеном Офре де Ламетри. Вюрцбург: Кенигсхаузен и Нойман, 1996 г. ISBN 3-8260-1271-2
- Хартмут Хехт, изд., La Mettrie. Взгляды и идеи . Берлин: Berliner Wissenschafts-Verlag, 2004 (Материалы Потсдамской / Берлинской конференции Ла Меттри, 2001 г.) ISBN 3-8305-0558-2
- Бернд А. Ласка: Ламетри — заведомо неизвестный знакомый . В: Просвещение и критика, специальный выпуск 14/2008, стр. 64–84.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Человек-машина - 1748 г. Английский перевод слова «Человек-машина»
- Французско-английское издание Open Court 1912 года (английский перевод Гертруды К. Басси , редакция Мэри Уитон Калкинс ). Полный текст доступен в Project Gutenberg .
- Похвальная речь Фридриха Великого Жюльену Офре де ла Меттри
- Человек-Машина - перевод Джонатана Беннета, 2009 г.
- Французские врачи XVIII века.
- Атеисты XVIII века
- Французские философы XVIII века
- Философы-атеисты
- Французские активисты атеизма
- Французские материалисты
- Социальная философия
- Люди из Сен-Мало
- Члены Прусской академии наук
- 1709 рождений
- 1751 смертей
- Выпускники Университета Ренна
- Французские писатели-мужчины научно-популярной литературы
- Французские эмигранты в Голландской Республике
- Философы Просвещения
- Французские писатели-мужчины XVIII века