Джон Толанд
Джон Толанд | |
---|---|
Рожденный | |
Умер | 11 марта 1722 г. Лондон, Великобритания | (51 год)
Другие имена | Янус Юниус Толанд, Шон О Туаталайн, Эоган на либар (Иоанн из книг) [1] |
Эра | Эпоха Просвещения |
Область | Западная философия |
Основные интересы | Свобода , теология, физика |
Известные идеи | Пантеизм |
Джон Толанд (30 ноября 1670 — 11 марта 1722) — ирландский философ -рационалист и вольнодумец , а иногда и сатирик , написавший многочисленные книги и брошюры по политической философии и философии религии , которые являются ранними выражениями философии эпохи Просвещения . Родившийся в Ирландии, он получил образование в университетах Глазго , Эдинбурга , Лейдена и Оксфорда и находился под влиянием философии Джона Локка .
Его первая и самая известная работа « Христианство не таинственное» (1696 г.) выступала против иерархии как в церкви, так и в государстве. В Ирландии копии были сожжены публичным палачом, и он был вынужден бежать из страны, чтобы никогда не вернуться.
Биография [ править ]
О ранней жизни Толанда известно очень мало. Он родился в Ардаге на полуострове Инишоуэн , преимущественно католическом и ирландскоязычном регионе на северо-западе Ирландии. Его родители неизвестны. Позже он напишет, что его крестили Янус Юний , игра его имени, которая напоминала как римского двуликого бога Януса , так и Юния Брута , предполагаемого основателя Римской республики . По словам его биографа Пьера де Мезо , он взял имя Джон еще школьником при поддержке своего школьного учителя. [2]
Формально перейдя из католицизма в протестантизм в 16 лет, Толанд получил стипендию для изучения богословия в Университете Глазго . В 1690 году, когда ему было 19 лет, Эдинбургский университет присвоил ему степень магистра. Затем он получил стипендию, чтобы провести два года обучения в Лейденском университете в Голландии, а затем почти два года в Оксфорде в Англии (1694–95), где он приобрел репутацию человека с большой ученостью и «мало религии». [3] Лейденскую стипендию предоставили богатые английские несогласные , которые надеялись, что Толанд станет министром по делам несогласных.
В первой книге Толанда «Христианство не таинственное» (1696 г.), начатой в Оксфорде, [3] он утверждал, что божественное откровение Библии не содержит истинных тайн; скорее, все догмы веры могут быть поняты и продемонстрированы должным образом обученным разумом на основе естественных принципов. Его аргументы сразу же вызвали несколько опровержений, и он был привлечен к ответственности большим жюри в Лондоне. [3] Поскольку он был подданным Королевства Ирландия , члены парламента Ирландии предложили сжечь его на костре, а в его отсутствие, сократив визит в 1697 году, он бежал из страны. [4] —16 три экземпляра книги были сожжены публичным палачом в Дублине, поскольку ее содержание противоречило основным доктринам Ирландской церкви . Толанд с горечью сравнил протестантских законодателей с «папскими инквизиторами , которые совершили казнь над Книгой, когда они не смогли схватить Автора, которого они предназначали сжечь в огне». [5]
После отъезда из Оксфорда Толанд большую часть оставшейся жизни прожил в Лондоне, но также часто бывал на европейском континенте, особенно в Германии и Нидерландах. Он жил на континенте с 1707 по 1710 год. Толанд умер в Путни 10 марта 1722 года. [6] ( Британской энциклопедии В одиннадцатом издании 1911 г.) о нем говорится, что после его смерти в Лондоне в возрасте 51 года «он умер... так же, как жил в великой бедности, среди своих книг, с пером в руке». [7] Незадолго до смерти он сочинил свою собственную эпитафию, часть которой гласит: «Он был защитником свободы, любителем всех видов знаний... но ничьим последователем или зависимым человеком. от путей, которые он выбрал». Хотя он сам за свою карьеру написал биографии, в нем содержится красноречивый вывод: «Если вы хотите узнать о нем больше, поищите в его сочинениях». [8]
написал обширную биографию Толанда Вскоре после его смерти Пьер де Мезо . [9]
Политическая мысль [ править ]
Джон Толанд был первым человеком, которого назвал вольнодумцем епископ Беркли , и впоследствии написал более сотни книг в различных областях, но в основном посвященных критике церковных институтов. Большая часть его интеллектуальной деятельности была посвящена написанию политических трактатов в поддержку дела вигов . Многие ученые знают его как биографа или редактора известных республиканцев середины 17 века, таких как Джеймс Харрингтон , Алджернон Сидни и Джон Мильтон . Его работы Anglia Libera и State Anatomy представляют собой прозаическое выражение английского республиканизма, примиряющегося с конституционной монархией. Во время краткого визита в Ганновер в 1701 году он был принят избранницей Софией , поскольку Anglia Libera защищала ганноверское наследство . [7]
После «Христианства не таинственного » взгляды Толанда постепенно становились более радикальными. Его противодействие иерархии в церкви также привело к противодействию иерархии в государстве; Другими словами, епископы и короли были так же плохи, как друг друга, и монархия не имела данной Богом санкции как форма правления. В своих «Письмах к Серене» 1704 года , в которых он использовал выражение « пантеизм », он тщательно проанализировал способ достижения истины и почему люди склонны к формам «ложного сознания».
В политике его самым радикальным утверждением было то, что свобода является определяющей характеристикой того, что значит быть человеком. Политические институты должны быть созданы так, чтобы гарантировать свободу, а не просто устанавливать порядок. Для Толанда разум и терпимость были двумя столпами хорошего общества. Это был виггизм в его наиболее интеллектуально утонченном виде, полная противоположность вере тори в священную власть как в церкви , так и в государстве . Вера Толанда в необходимость полного равенства между свободнорожденными гражданами распространилась на еврейскую общину, к которой терпели, но все еще были аутсайдерами в Англии начала 18 века. В своей книге «Причины натурализации евреев» 1714 года он был первым, кто выступил за полное гражданство и равные права для еврейского народа.
Однако мир Толанда не был только отстраненными интеллектуальными спекуляциями. В его политических памфлетах был также подстрекательский элемент, и он не упускал возможности разжечь некоторые из самых низких антикатолических настроений того времени в своих нападках на якобитов .
Литературная мистификация «Трактат о трёх самозванцах» [ править ]
Он также выступил с весьма противоречивой полемикой, в том числе слухами о «Трактате о трех самозванцах» , в котором христианство, иудаизм и ислам осуждаются как три великих политических мошенничества. Ходили слухи, что «Трактат о трех самозванцах» существовал в рукописной форме со времен средневековья и подвергался критике по всей Европе. Сейчас считается, что произведения не существовало.
Толанд утверждал, что у него есть личная копия рукописи, которую он передал кругу Жана Руссе во Франции. Слухи о том, что его затем перевели на французский язык, некоторые восприняли всерьез, но не Вольтер , который дал сатирический ответ. [10]
Издания республиканских радикалов 1650-х годов [ править ]
О его республиканских симпатиях также свидетельствовало его редактирование сочинений некоторых великих радикалов 1650-х годов, в том числе Джеймса Харрингтона , Алджернона Сиднея , Эдмунда Ладлоу и Джона Мильтона . Поддерживая ганноверскую монархию, он несколько смягчил свои республиканские настроения; хотя его идеальное царствование было таким, которое способствовало бы достижению гражданской добродетели и социальной гармонии, «справедливой свободы» и «сохранению и совершенствованию нашего разума». Но Георг I и олигархия, стоящая за Уолполом, были настолько далеки от идеала Толанда, насколько это возможно.
Вклад в натурфилософию [ править ]
Толанд повлиял на идеи барона д'Гольбаха о физическом движении. В своих «Письмах к Серене » Толанд утверждал, что покой или отсутствие движения не просто относительны. На самом деле для Толанда покой — это частный случай движения. Когда происходит конфликт сил, на тело, находящееся в покое, действует такая же активность и пассивность, как если бы оно двигалось.
Религиозная мысль [ править ]
Этот раздел нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( январь 2008 г. ) |
Сходство, как по названию, так и по принципам, « Христианства не таинственного» Локка 1695 года с «Разумностью христианства» привело к быстрому отрицанию со стороны Локка предполагаемой идентичности мнений, а затем к разногласиям между Эдвардом Стиллингфлитом и Локком. Следующая важная работа Толанда, « Жизнь Мильтона» (1698 г.), посвященная «многочисленным вымышленным произведениям под именем Христа, Его апостолов и других великих людей», вызвала обвинение в том, что он поставил под сомнение подлинность Нового Завета. писаний . Толанд ответил в своей книге «Аминтор, или Защита жизни Мильтона» (1699 г.), к которой он добавил замечательный список того, что сейчас называется апокрифами Нового Завета . В своих замечаниях он действительно открыл великий вопрос истории библейского канона . [11]
Толанд назвал себя пантеистом в своей публикации «Социнианизм истинно заявлен», написанной пантеистом в 1705 году. В то время, когда он писал «Христианство не таинственное» , он старался отличать себя как от скептических атеистов, так и от ортодоксальных богословов. Сформулировав более строгую версию , рационализма Локка эпистемологического Толанд затем продолжает показывать, что не существует фактов или доктрин из Библии, которые не были бы совершенно простыми, понятными и разумными, не противоречащими разуму и не непостижимыми для него. [7] Все откровения являются человеческими откровениями; то, что не становится понятным, следует отвергнуть как тарабарщину.
Однако Дэвид Берман выступал за атеистическое прочтение Толанда, демонстрируя противоречия между «Христианством не таинственным» Толанда» и «Двумя эссе (Лондон, 1695 г.). Чтение Берманом Толанда и Чарльза Блаунта пытается показать, что Толанд намеренно скрывал свой настоящий атеизм, чтобы избежать судебного преследования, одновременно пытаясь подсознательно повлиять на неосведомленных читателей, в частности, создавая противоречия в своей работе, которые можно разрешить только путем сведения Бога Толанда к пантеистическому. и осознавая, что такой непровиденциальный Бог, по мнению Блаунта, Толанда и Колинза, «...не Бог или так же хорош, как и отсутствие Бога... Короче говоря, Бог теизма является blictri для Толанда; только определенный материальный Бог пантеизма существует, и он (или оно) на самом деле не Бог». [12]
После книги «Христианство не таинственное » «Письма к Серене» Толанда представляют собой его главный вклад в философию. В первых трех письмах он развивает исторический отчет о возникновении суеверий, утверждая, что человеческий разум никогда не сможет полностью освободиться от предрассудков. В последних двух письмах он основывает метафизический материализм, основанный на критике монистического субстанциализма. Позже мы обнаруживаем, что Толанд продолжает свою критику церковного управления в «Назаряне» , которая впервые была более полно развита в его «Первоначальной конституции христианской церкви», тайном сочинении, находившемся в обращении к 1705 году. Первая книга «Назарения» обращает внимание на право эвионитов на место в ранней церкви. Суть его аргументов заключалась в том, чтобы довести до самых пределов применимость канонических писаний для установления институционализированной религии. Более поздние работы, имеющие особое значение, включают «Тетрадимус», в котором можно найти «Клидофор», историческое исследование различия между эзотерической и экзотерической философией.
Его «Пантеистик», sive Formula celebrandae sodalitatis socraticae («Пантеистик, или Форма прославления сократического общества»), несколько экземпляров которого он напечатал только для частного распространения, вызвал большое оскорбление как своего рода литургическая служба, составленная из отрывков языческих авторов. в подражание литургии англиканской церкви . Название тоже вызывало в те времена тревогу, а еще больше загадка, которой автор окружал вопрос, насколько на самом деле существовали такие общества пантеистов. Термин « пантеизм » был использован Толандом для описания философии Спинозы . [7]
Толанд был известен тем, что отличал экзотерическую философию (то, что человек публично говорит о религии) от эзотерической философии (то, что человек доверяет своим доверенным друзьям). В 2007 году в книге Фука «Философия и теология в режиме бурлеска: Джон Толанд и путь парадокса» был представлен анализ «экзотерической стратегии» Толанда: говорить так, как говорят другие, но с другим смыслом. Он утверждает, что философия и теология Толанда имели мало общего с позитивным выражением убеждений и что его философская цель заключалась не в разработке эпистемологии, истинной метафизической системы, идеальной формы управления или основы этических обязательств, а в том, чтобы найти способы участвовать в дискурсах других, подрывая при этом эти дискурсы изнутри. Фук связывает практику Толанда с концепцией Шефтсбери комического или «смехотворного» способа философствования, направленного на разоблачение педантизма, самозванства, догматизма и глупости.
и Влияние наследие
Толанд был человеком не своего времени; тот, кто защищал принципы добродетели в долге, принципы, которым было мало места в Англии Роберта Уолпола , руководствуясь цинизмом и корыстью. Более того, его интеллектуальная репутация впоследствии затмилась такими людьми, как Джон Локк и Дэвид Юм , а еще в большей степени — Монтескье и французскими радикальными мыслителями. Эдмунд Берк в своих «Размышлениях о революции во Франции» пренебрежительно писал о Толанде и его товарищах: «Кто, родившийся за последние 40 лет, прочитал хотя бы одно слово Коллинза , Толанда, Тиндаля , Чабба , Моргана и всего этого расы, называвшей себя вольнодумцами?»
Тем не менее, в книге «Христианство, а не таинство» , книге, благодаря которой он наиболее известен, Толанд бросил вызов не только авторитету официальной церкви, но и всем унаследованным и неоспоримым авторитетам. Таким образом, это было столь же радикально политически и философски, как и теологически.
О его влиянии профессор гуманитарных наук Роберт Паттисон писал: «Два столетия назад истеблишмент сжег бы его как еретика; два столетия спустя он сделал бы его профессором сравнительного религиоведения в Калифорнийском университете. В рациональной протестантской атмосфере начала 18-го века В Британии XX века его просто игнорировали до смерти». [13]
Тем не менее, Толанду удалось добиться успеха после его смерти: Томас Холлис , великий коллекционер и редактор книг 18-го века, поручил лондонскому книготорговцу Эндрю Миллару опубликовать произведения, защищающие республиканское правительство - список названий, в который вошли работы Толанда в 1760 году. [14]
Сочинения [ править ]
Это не исчерпывающий список:
- Христианство не таинственно: трактат, показывающий, что в Евангелии нет ничего противоречащего разуму или выше него: и что ни одно христианское учение не может быть правильно названо Тайной (1696 г.) [книга]
- «Рассуждение о монетах» сеньора Бернардо Даванцати , год 1588, перевод с итальянского Джона Толанда (1696). (Примечание: чеканка монет и особенно обрезка монет были горячей темой общественного беспокойства примерно в 1696 году).
- Апология г-на Толанда (1697 г.) (относительно более раннего произведения Толанда «Христианство не загадочно »).
- Аргумент, показывающий, что постоянная армия несовместима со свободным правительством и абсолютно разрушительна для Конституции английской монархии (1697 г.)
- Реформированная милиция: простая схема снабжения Англии постоянными сухопутными силами, способными предотвратить или подчинить любую иностранную державу и постоянно поддерживать спокойствие дома, не ставя под угрозу общественную свободу. (1698). (Примечание: около 1698 года вопрос о милиции был горячей темой среди британской публики, покупавшей брошюры).
- «Жизнь Джона Мильтона», содержащая, помимо истории его произведений, несколько выдающихся личностей, книг, сект, партий и мнений. (1698) [книга]
- Аминтор, или Защита жизни Мильтона [имеется в виду более ранняя книга Толанда] Содержит (I) общие извинения за все сочинения такого рода, (II) каталог книг, приписываемых в первобытные времена Иисусу Христу, его апостолам и другим выдающимся личностям. , с несколькими важными замечаниями, касающимися канона Священного Писания, (III) полная история книги Эйкона Базилика, доказывающая, что ее автором был доктор Годен, а не король Карл I. (1699).
- Джеймса Харрингтона Отредактировал «Океану и другие произведения» (1700).
- Искусство управления партиями, особенно в сфере религии, политики, парламента, коллегии и министерства; с пагубными последствиями Сторон. (1701).[книга]
- Англия Либера; или объяснение и утверждение ограничения и преемственности английской короны. (1701).[брошюра]
- Ограничения для следующего иностранного преемника, или Новая саксонская раса: обсуждается на конференции между двумя джентльменами; Отправлено в письме члену парламента (1701 г.) [брошюра]
- Предложения по объединению двух Ост-Индских компаний (1701 г.)
- Государственные парадоксы, относящиеся к нынешнему состоянию дел в Англии и остальной Европе, главным образом основаны на царственной, благочестивой и милостивой речи Его Величества [имеется в виду недавняя программная речь короля Англии]. (1702).[брошюра]
- Причины приглашения ганноверской королевской семьи в Англию... Вместе с аргументами в пользу ведения энергичной войны против Франции. (1702 г.). [брошюра]
- Виндиций Либерий. (1702 г.). (Эта брошюра была еще одной защитой « Христианства не таинственного» , на этот раз от одной конкретной атаки.)
- Письма к Серене (1704 г.) [книга]
- Ипатия, или История самой красивой, самой добродетельной, самой образованной и во всех отношениях совершенной женщины, которую растерзало александрийское духовенство, чтобы удовлетворить гордыню, соперничество и жестокость архиепископа, обычно, но незаслуженно называемого святым Кириллом (1720 г.). )
- Первоначальная конституция христианской церкви (ок. 1705 г.; посмертно, 1726 г.)
- Отчет о судах Пруссии и Ганновера (1705 г.)
- Истинно изложенный социнианизм (от «Пантеиста») (1705 г.)
- Перевел филиппиковскую речь Маттеуса Шинера , призывающую возбудить англичан против французов (1707 г.)
- Адейсидемон - или «Человек без суеверий» (1709 г.)
- Еврейское происхождение (1709 г.)
- Искусство восстановления (1710)
- Якобитизм, лжесвидетельство и папство священников высокой церкви (1710 г.) [брошюра]
- Обращение к честным людям против злых священников (1713 г.)
- Дюнкерк или Дувр (1713 г.)
- Искусство восстановления (1714 г.) (против Роберта Харли, 1-го графа Оксфорда и Мортимера | Роберта Харли)
- Причины натурализации евреев в Великобритании и Ирландии наравне со всеми другими народами (1714 г.) [77 страниц]
- Государственная анатомия Великобритании (1717 г.)
- Вторая часть государственной анатомии (1717 г.)
- Назарянин: или еврейское, языческое и магометанское христианство, содержащее историю древнего Евангелия Варнавы... Также первоначальный план христианства, объясненный в истории назарян.... с... кратким изложением древнего ирландского христианства. .. (1718)[книга]
- Вероятность скорого и окончательного уничтожения Папы (1718 г.)
- Тетрадимус (1720 г.) (Написано на латыни. Английский перевод опубликован в 1751 г.)
- Пантеистикон (1720 г.) (Написано на латыни. Английский перевод опубликован в 1751 г.)
- История кельтской религии и обучения, содержащая сведения о друидах [15] (1726)
- Сборник нескольких произведений мистера Джона Толанда , изд. П. Де Мезо, 2 тт. (1726)
Ссылки [ править ]
- ^ Харрисон, Алан. Джон Толанд (1670–1722) . Дублин: Койсейм, 1994 г.
- ^ Биография Джона Толанда, написанная его современником Пьером де Мезо, датированная 26 мая 1722 года, которую можно прочитать в Интернете и загрузить по адресу OL 806650W .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Чисхолм 1911 , с. 1048.
- ^ Ньюман, Кейт (1993). «Словарь биографии Ольстера» . www.newulsterbiography.co.uk . Проверено 2 апреля 2023 г.
- ^ Гилберт Дж. Т., История города Дублина (1854 г.), том 3, стр. 66.
- ^ Чемпион JAI (1999). « Мои рукописи за рубежом»: Джон Толанд и распространение идей, ок. 1700–1722». Ирландия восемнадцатого века / Iris an dá chultúr . 14 :9–36. дои : 10.3828/eci.1999.4 . JSTOR 30071408 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д Чисхолм 1911 , с. 1049.
- ^ Дэниел, Стивен Х (октябрь 1984 г.). Джон Толанд, его методы, манеры и разум Стивена Дэниела . McGill-Queen's Press - MQUP. ISBN 9780773510074 .
- ^ Этот основной и авторитетный источник о жизни Толанда можно загрузить в виде 92-страничного предисловия к книге «Сборник нескольких произведений Джона Толанда» OL 806650W .
- ^ Создание человека по образу разума: Просвещение и рождение современного человечества (серия портативных профессоров) Джеймса Шмидта.
- ^ Чисхолм 1911 , стр. 1048–1049.
- ^ Дэвид Берман, «Отказ от ответственности в Блаунте и Толанде», в: Хантер и Вуттон (ред.), Атеизм от Реформации к Просвещению , (Оксфорд, Oxford University Press, 1992), стр. 268–272.
- ^ Паттисон, Роберт (1987). Триумф пошлости . Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета. п. 22 . ISBN 0-19-503876-2 . OCLC 13699782 .
- ^ «Рукописи, письмо Эндрю Миллара Томасу Каделлу, 16 июля 1765 года. Проект Эндрю Миллара. Эдинбургский университет» . Millar-project.ed.ac.uk . Проверено 3 июня 2016 г.
- ^ Толанд, Джон (15 декабря 1815 г.). «Критическая история кельтской религии и учения: содержащая рассказ о друидах… с историей Абариса, гиперборийца, жреца солнца; к которой добавлен краткий обзор жизни автора» . Архив.орг . Эдинбург, Финдли . Проверено 15 декабря 2021 г.
- Джонатан И. Исраэль (2001), Радикальное Просвещение: философия и создание современности, 1650–1750 гг.
- MC Джейкоб, Радикальное Просвещение: пантеисты, масоны и республиканцы
- свободном доступе : Чисхолм, Хью , изд. (1911). « Толанд, Джон ». Британская энциклопедия . Том. 26 (11-е изд.). Издательство Кембриджского университета. стр. 1048–1049. В эту статью включен текст из публикации, которая сейчас находится в
- Словарь национальной биографии . Лондон: Смит, Элдер и компания 1885–1900. .
Дальнейшее чтение [ править ]
- Талбот, Энн (1 января 2021 г.). «Человек из Инишоуэна и гражданин мира» . Письма академических кругов . Проверено 15 декабря 2021 г.
- Пьер де Мезо , «Воспоминания о жизни и сочинениях г-на Джона Толанда» (1722 г.), предваряющие « Разные произведения г-на Джона Толанда» (Лондон, 1726 г.);
- Джон Лиланд , «Взгляд на главных писателей-деистов» (последнее издание 1837 г.);
- Г. В. Лехлер, «История английского деизма» (1841);
- Исаак Дизраэли , «Бедствия авторов» (новое издание, 1881 г.);
- статья об «Английских вольнодумцах» в «Теологическом обозрении » , № 5 (ноябрь 1864 г.);
- Дж. Хант, в «Современном обозрении» , № 6;
- Маргарет Джейкоб , Ньютонианцы и английская революция (Итака, Нью-Йорк, издательство Корнеллского университета, 1976);
- Филип МакГиннесс, Алан Харрисон, Ричард Кирни (редакторы) «Христианство Джона Толанда не таинственно: текст, связанные работы и критические эссе (Lilliput Press, Дублин, 1997);
- Дэниел К. Фук, Философия и теология в режиме бурлеска: Джон Толанд и путь парадокса (Нью-Йорк: Prometheus Books, 2008).
Внешние ссылки [ править ]
- Работы Джона Толанда или о нем в Internet Archive
- ОЛ 67890А
- Работы Джона Толанда в LibriVox (аудиокниги, являющиеся общественным достоянием)
- 1670 рождений
- 1722 смерти
- Ирландские англиканцы
- Философы Просвещения
- Свободомыслящие писатели
- Пантеисты
- Писатели из графства Донегол
- Выпускники Университета Глазго
- Рационалисты
- Неоспинозизм
- Выпускники Эдинбургского университета
- Выпускники Лейденского университета
- Ирландские философы 17 века
- Ирландские философы XVIII века
- Писатели XVIII века на латыни
- Ирландские писатели на латыни