Пьер Бэйль
Пьер Бэйль | |
---|---|
Рожденный | |
Умер | 28 декабря 1706 г. | (59 лет)
Эра | Философия 17 века |
Область | Западная философия |
Школа | Философский скептицизм |
Основные интересы | Эпистемология |
Известные идеи | Бэйля Скептическая трилемма [1] [2] |
Пьер Бэйль (англ. Французский: [bɛl] ; 18 ноября 1647 г. - 28 декабря 1706 г.) [3] французский философ, писатель и лексикограф . Он наиболее известен своим Историко-критическим словарем , публикация которого началась в 1697 году. [3] Многие из наиболее спорных идей в книге были спрятаны в объемистых сносках или вставлены в статьи на, казалось бы, непротиворечивые темы. Бэйля обычно считают предшественником энциклопедистов середины 18 века.
Гугенот в , Бэйль бежал в Голландскую республику 1681 году из-за религиозных преследований во Франции. Бэйль был известным сторонником религиозной терпимости , и его скептическая философия оказала значительное влияние на последующий рост и развитие европейской эпохи Просвещения . Лейбница Теодицея сформировалась в ответ на Бэйля.
Биография
[ редактировать ]Бэйль родился в Карла-ле-Конте. [3] (позже переименованный в Карла-Бейль в его честь), недалеко от Памье , Арьеж , Франция. Он получил образование у своего отца, кальвинистского священника, и в академии в Пюилоренсе . В 1669 году он поступил в иезуитский колледж в Тулузе стал католиком и через месяц . Через семнадцать месяцев он вернулся к кальвинизму и бежал в Женеву , где узнал об учении Рене Декарта . Он вернулся во Францию и уехал в Париж , где в течение нескольких лет работал под именем Беле репетитором в различных семьях. В 1675 году он был назначен на кафедру философии протестантской академии Седана . [3] В 1681 году университет в Седане был закрыт правительством в целях борьбы с протестантами.
Незадолго до этого события Бэйль бежал в Голландскую республику , где почти сразу же был назначен профессором философии и истории в École Illustre в Роттердаме . [3] Он преподавал много лет, но был втянут в длительную внутреннюю ссору в колледже, в результате которой в 1693 году Бэйля лишили кафедры.
Бэйль оставался в Роттердаме до своей смерти 28 декабря 1706 года. [3] Он был похоронен в Роттердаме в Валлонской церкви , где Пьер Жюрье семь лет спустя будет похоронен и . После сноса этой церкви в 1922 году могилы были перенесены на Генеральное кладбище Крусвейк в Роттердаме. Мемориальный камень показывает, что в этих могилах находится Пьер Бейль.
Сочинения
[ редактировать ]В Роттердаме Бэйль опубликовал свои знаменитые «Размышления о комете в 1682 году, а также свою критику работы Луи Маймбура по истории кальвинизма. Репутация, достигнутая этой критикой, вызвала зависть у Пьера Жюрье , кальвинистского коллеги Бэйля как в Седане, так и в Роттердаме, который написал книгу на ту же тему.
Между 1684 и 1687 годами Бэйль издавал «Nouvelles de la republique des lettres» журнал литературной критики . В 1686 году Бэйль опубликовал первые два тома «Философских комментариев» — одного из первых призывов к терпимости в религиозных вопросах. За этим последовали третий и четвертый тома в 1687 и 1688 годах.
В 1690 году появилась работа под названием «Avis важные aux Refugies» , которую Жюрье приписывал Бэйлю, на которого он напал с большой враждебностью. Потеряв кафедру, Бэйль занялся подготовкой своего огромного Dictionnaire Historique et Critique ( Исторического и критического словаря ), который фактически составил одну из первых энциклопедий (до того, как этот термин вошел в широкое распространение) идей и их создателей. В « Словаре » Бэйль выразил мнение, что многое из того, что считалось «истиной», на самом деле было просто мнением, и что преобладали легковерность и упрямство. Словарь . останется важным научным трудом в течение нескольких поколений после его публикации [4]
Остальные годы жизни Бэйля были посвящены разным произведениям; во многих случаях он отвечал на критику в адрес его Словаря .
Вольтер в прелюдии к своей «Поэме о лиссабонской катастрофе » называет Бэйля « величайшим диалектиком, который когда-либо писал »: величайшим диалектиком, который когда-либо писал.
«Новые республики литературы» были первой серьезной попыткой популяризации литературы, и она оказалась чрезвычайно успешной. Его многотомный Историко-критический словарь представляет собой шедевр Бейля. Английский перевод «Словаря» , выполненный соратником Бэйля по изгнанию гугенотом Пьером де Мезо , был включен американским президентом Томасом Джефферсоном в число ста основополагающих текстов, составивших первую коллекцию Библиотеки Конгресса .
Взгляды на толерантность
[ редактировать ]Бэйль выдвинул аргументы в пользу религиозной терпимости в своих «Историческом и критическом словаре» и «Философском комментарии» . Бэйль отверг использование Священного Писания для оправдания принуждения и насилия: «Нужно переписать почти весь Новый Завет, чтобы собрать все доказательства, которые он предоставляет нам о той кротости и долготерпении, которые составляют отличительный и существенный характер Евангелия». Он не считал толерантность опасностью для государства; Напротив:
«Если множественность религий наносит вред государству, то это происходит от того, что они не относятся друг к другу, а, наоборот, стараются одна задавить и уничтожить другую методами преследования. Одним словом, все зло возникает не от терпимости, а от отсутствие этого». [5]
Скептицизм
[ редактировать ]Ричард Попкин выдвинул точку зрения, что Пьер Бейль был скептиком , который использовал Историко-критический словарь для критики всех ранее известных теорий и философий. По мнению Бэйля, люди по своей природе неспособны достичь истинного знания. Из-за ограниченности человеческого разума людям следует вместо этого придерживаться только своей совести. Бэйль критиковал многих влиятельных рационалистов, таких как Рене Декарт , Барух Спиноза , Николя Мальбранш и Готфрид Вильгельм Лейбниц , а также эмпириков, таких как Томас Гоббс , Джон Локк и Исаак Ньютон . [6] Попкин цитирует следующий отрывок как пример скептической точки зрения Бэйля:
Он [разум] — путеводитель, сбивающий с пути; а философию можно сравнить с некоторыми порошками, которые настолько едки, что, разъедав зараженную плоть раны, затем пожирают живую плоть, разлагают кости и проникают до самого мозга. Философия сначала опровергает заблуждения. Но если его не остановить на этом этапе, он продолжит атаковать истины. А когда его предоставляют самому себе, он заходит так далеко, что уже не знает, где он находится, и не может найти места для остановки. [6] [7]
Наследие и почести
[ редактировать ]- была установлена статуя в его честь В 1906 году в Памье , la reparation d'un long oubli («исправление длительного пренебрежения»).
- В 1959 году его именем была названа улица в Роттердаме .
- В 2012 году установлена скамейка (автор: Пол Кокс) в честь Бэйла, чтобы поразмышлять о (гипотетическом) философском обмене мыслями между Бэйлем и Эразмом. (концепция мысли: Дж. У. ван ден Блинк)
Избранные работы
[ редактировать ]- Различные мысли по поводу кометы 1682 г.) ( Роберта К. Бартлетта, SUNY Press.
- Историко-критический словарь (1695–1697; 1702, расширенный; лучший словарь П. де Мезо, 4 тома, 1740 г.)
- Разные произведения , 5 томов, Гаага, 1727–31; анастатическое переиздание: Хильдесхайм: Георг Олмс, 1964–68.
- Избранное на английском языке: Пьер Бейль (перевод Ричарда Х. Попкина), Историко-критический словарь – Избранное , Индианаполис: Хакетт, 1991. ISBN 978-0-87220-103-3 .
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ^ Дейл Жакетт, Критика бесконечности Дэвида Юма , Брилл, 2001, стр. 22–23, 25–28.
- ^ «Трилемма Бэйля» . Академические словари и энциклопедии . Проверено 14 июля 2020 г.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и ж Чисхолм, Хью , изд. (1911). . Британская энциклопедия . Том. 3 (11-е изд.). Издательство Кембриджского университета. п. 557.
- ^ Палмер, РР ; Джоэл Колтон (1995). История современного мира . Нью-Йорк: МакГроу-Хилл. стр. 301–302. ISBN 978-0-07-040826-5 .
- ^ ЛоКонте, Джозеф (май 2009 г.). «Золотое правило толерантности» . Христианство сегодня . Проверено 21 января 2017 г.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Попкин, Ричард (2003). История скептицизма . Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета. п. 288. ИСБН 978-0-19-510767-8 .
- ^ Бэйль, Пьер (1820) [1697]. «Акоста» . Историко-критический словарь (на французском языке). Париж: Дезоер. п. 191.
Источники
[ редактировать ]- свободном доступе : Чисхолм, Хью , изд. (1911). « Бейль, Пьер ». Британская энциклопедия . Том. 3 (11-е изд.). Издательство Кембриджского университета. п. 557. В эту статью включен текст из публикации, которая сейчас находится в
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Салли Дженкинсон (режиссер), Бэйл: Политические сочинения , Кембридж, Великобритания: Издательство Кембриджского университета, 2000.
- Салли Дженкинсон, Размышления о Пьере Бэйле и Элизабет Лабрусс и их гугенотской критике нетерпимости, Proc. Huguenot Soc., 27: 325–334, 2000.
- Элизабет Лабрусс, Пьер Бэйль , Гаага: Мартинус Нийхофф, 1963–4 (2 тома). (на французском языке)
- Элизабет Лабрусс, Бэйл , перевод Дениса Поттса, Оксфорд: Oxford University Press, 1983.
- Томас М. Леннон, Ридинг Бэйл , Торонто: University of Toronto Press, 1999.
- Тодд Райан, Картезианская метафизика Пьера Бэйля: новое открытие ранней современной философии , Нью-Йорк: Routledge, 2009.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Работы Пьера Бэйля или о нем в Internet Archive
- Работы Пьера Бэйля в LibriVox (аудиокниги, являющиеся общественным достоянием)
- См. Dictionnaire Historique et Critique , где есть ссылки на цифровые факсимиле этой работы.
- Новая энциклопедия религиозных знаний Шаффа-Герцога
- Содержит диалоги между Бейлем и Лейбницем, слегка измененные для облегчения чтения.
- Переписка Пьера Бэйля в EMLO
- Влияние иностранных знаний на европейский секуляризм XVIII века - Брилл , Хайнер Ретц
- 1647 рождений
- 1706 смертей
- Кальвинисты и реформаты 17 века
- Голландские философы 17 века
- Голландские историки 17 века
- Французские писатели-мужчины XVII века
- Французские философы XVII века
- Французские историки XVII века
- Лексикографы 17 века
- Кальвинисты и реформаты XVIII века
- Голландские философы XVIII века
- Голландские писатели XVIII века.
- Французские эссеисты XVIII века.
- Лексикографы XVIII века
- Эпоха Просвещения
- Выпускники иезуитских школ
- Кальвинистские и реформатские философы
- Католические философы
- Христианские философы
- Переходит в кальвинизм из римского католицизма
- Голландские эссеисты
- Голландские историки XVIII века
- голландские литературные критики
- Голландские писатели-публицисты XVIII века.
- Голландские протестанты
- Голландские энциклопедисты
- Философы Просвещения
- Французские эпистемологи
- Бывшие протестанты
- Французские эмигранты
- Иммигранты в Голландскую Республику
- Французские литературные критики
- Французские писатели-мужчины научно-популярной литературы
- Гугеноты
- Теоретики грамотности и общества
- Люди из Арьежа (департамент)
- Французские философы культуры
- Французские философы образования
- Философы религии
- Философы социальных наук
- Французские ученые-философы
- Писатели-философы
- Французские политические философы
- Писатели об активизме и социальных изменениях
- Писатели из Роттердама
- Голландские писатели-публицисты XVII века.
- Французские эссеисты XVII века.
- Французские философы XVIII века
- Французские скептики