Jump to content

Ликург

(Перенаправлено из Ликурга Спартанского )

Ликург ( / l ˈ k ɜːr ɡ ə s / ; греч . Λυκοῦργος Lykourgos ) был легендарным законодателем Спарты , которому приписывают формирование ее евномии («хорошего порядка»), [1] включая политические, экономические и социальные реформы для создания спартанского общества, ориентированного на военное положение, в соответствии с Дельфийским оракулом . Спартанцы в тот исторический период почитали его как бога. [2]

Как об исторической личности о нем достоверно почти ничего не известно, в том числе о том, когда он жил и чем занимался в жизни. В рассказах о нем он упоминается несколько раз. Неясно также, когда произошли приписываемые ему политические реформы, названные Великой Ретрой. Древние даты варьируются от неправдоподобно раннего ксенофонического 11 века до н. э., начала девятого века ( ок. 885 г. до н. э. ) до начала восьмого века ( ок. 776 г. до н. э. ). До сих пор нет единого мнения относительно того, когда он жил; некоторые современные ученые отрицают его существование вообще.

Реформы, приписываемые ему в разное время, затрагивают все стороны спартанского общества. Они включали создание спартанской конституции (в большинстве традиций после двойной монархии), введение спартанских столовых, называемых сисситиями , перераспределение земли каждому гражданину по главе, спартанскую строгость и бережливость, а также уникальные свадебные и погребальные обычаи Спарты. . Ни одну из этих реформ нельзя конкретно приписать Ликургу. Большинство реформ, вероятно, датируются концом шестого века до нашей эры (незадолго до 500 г. до н.э.), то есть на несколько столетий позже его предполагаемой жизни; некоторые реформы, например, по перераспределению земли, являются фиктивными.

Масштаб мифа о Ликургане проистекает из самооправдания Спарты, стремящейся придать своим обычаям вневременную и санкционированную Богом древность. Эта древность также была податливой, переосмысленной в разное время, чтобы оправдать новое как возвращение к идеальному обществу Ликурга: например, его земельные реформы засвидетельствованы только после реформистских спартанских монархов Агиса IV и Клеомена III , которые стремились перераспределить земли Спарты. Однако реформы, приписываемые Ликургу, хвалились как древними, так и современными людьми, поскольку в разное время они видели, как на фигуру, о которой так мало известно, проецировались различные нравы.

Биография

[ редактировать ]

Историчность и хронология

[ редактировать ]
Возможные даты жизни Ликурга, за несколько лет до 1 года нашей эры, с указанием классических авторов, которые приписывают каждую дату.

Во множестве древних источников упоминается Ликург; однако это вызывает беспокойство, поскольку эти оценки развивались в соответствии с современными политическими приоритетами и что они глубоко противоречивы. Самый старый из них принадлежит Геродоту, написавшему во второй половине пятого века до нашей эры. Его рассказ, вероятно, основан на устных рассказах как спартанцев, так и неспартанцев в Греции. Две царские династии Спарты, Агиады и Эврипонтиды , претендовали на Ликурга как на своего предка. [3] [4]

Однако Ликург не упоминается в самом раннем сохранившемся спартанском источнике – Тиртее – что заставляет многих историков сегодня усомниться в его историчности: [5] например, Массимо Нафиси в «Спутнике Спарты» пишет, что он «вероятно мифический». [2] Другие пытались исходить из мифов, в которых сохранилась доля истины. Но большинство историков «поддержали бы суровое суждение Энтони Эндрюса: «Если бы существовал настоящий Ликург, мы ничего о нем не знаем » ». [6]

Нет единого мнения относительно того, когда жил исторический Ликург, ни сегодня, ни в древнем мире (Плутарх в своей « Жизни Ликурга » фактически делает это замечание в первом абзаце). [7] Большинство попыток датировать его жизнь основаны на том, когда произошла Великая Ретра, провозгласившая реформы Ликурга. [8] Наиболее принятой датой в древнем мире была дата, основанная на генеалогии Эфора и хронологии Эратосфена, которая датировала ретру 118 годами после правления одного из царей-основателей Спарты, Прокла , что соответствует ок. 885 г. до н.э. [9] С другой стороны, экскурс в Фукидида » «Археологию указывает, что реформы были проведены примерно за четыреста лет до окончания Пелопоннесской войны, то есть датируются 804 или 821 годом до нашей эры. [10] Ксенофонт, с другой стороны, утверждал, что он также был ответственен за создание Лакедемонской двойной монархии, поместив его во время правления царей Гераклидов Эврисфена и Прокла , [11] датируется ок. 1003 г. до н.э. [12] [13] [14] Современные ученые обычно датируют Великую Ретру периодом до Первой Мессенской войны , то есть до 736 года до нашей эры. Существует мало консенсуса относительно какой-либо большей конкретики. [15] Ликургу также не обязательно приписывать ретру и, следовательно, приурочивать ее к ней: возможно, это была хартия, созданная где-то в седьмом веке для оправдания и облагораживания античными институтами Спарты, особенно после того, как Спарта стала самым могущественным государством в Греции. [16]

Один артефакт, Диск Ифита , также предположительно документирует участие Ликурга в формировании Олимпийских игр и, следовательно, относит его к ок. 776 г. до н.э. по Аристотелю. Однако диск, скорее всего, является подделкой, датируемой четвертым веком до нашей эры. [17] У древних было два решения этой проблемы отсутствия хронологической ясности: историк Тимей постулировал двух Ликургов: одного, который проводил реформы, и более позднего, с тем же именем, присутствовавшего на первых Олимпийских играх. Вместо этого Эратосфен утверждал, что диск отражает неофициальные Олимпийские игры, проводившиеся до 776 г. до н.э. [5] [18]

Традиция существования Ликурга в Спарте восходит к периоду между архаической эпохой и пятым веком. [5] Поскольку у Тиртея не упоминается Ликург, вполне вероятно, что легенда датируется вскоре после времен Тиртея, то есть, следовательно, концом седьмого или началом шестого века. Вероятно, это возникло из-за успеха Спарты в тот период и желания объяснить его. Его легенда также постоянно перерабатывалась и расширялась на протяжении классического греческого периода, обеспечивая спартанцам того времени божественную санкцию и большую легитимность действий, которые, как они утверждали, были возвращением к законам Ликурга. [19]

На картине Ликург Спартанский» « Жана-Жака-Франсуа Ле Барбье 1791 года Ликург передает царство новорожденному ребенку.
Предполагается, что бог Аполлон , изображенный на этой статуе II века , санкционировал законы Ликурга через Пифию , своего оракула в Дельфах .

В более ранних легендах о Ликурге, а именно в рассказах Великой Ретры, Ликургу не приписывают радикальную реорганизацию спартанской жизни или учреждение эфората . [20] Эти ранние устные традиции, вопреки письменным источникам, «далеки от единообразия». [21] Самый ранний сохранившийся письменный отчет о Ликурге находится у Геродота, где он считается опекуном и регентом раннего царя Аргиады Леобота. [22] Более поздние отчеты о деятельности Ликурга вместо этого связывают его с более поздней, более влиятельной династией Эврипонтидов, особенно в качестве регента Харилая ; [1] споры указывают на то, что два королевских дома в тот исторический период пытались связать себя кровью с этой фигурой. [17]

Геродот приводит два объяснения того, как к нему пришли законы, принятые Ликургом: в первой версии Ликург получает эти законы от Аполлона через Пифию в Дельфах; во втором, основываясь на собственных традициях Спарты, Ликург основывает реформы на существующих на Крите законах. [23] [24] Спартанские и критские институты действительно имели общие характеристики, но, хотя некоторые прямые заимствования могли иметь место, такое сходство в целом, скорее, связано с общим дорийским наследием Спарты и Крита, а не с тем, что какой-то человек, такой как Ликург, импортировал критские обычаи. в Спарту. [25] В некоторых версиях этой истории говорится, что Ликург впоследствии путешествовал до Египта, Испании и Индии. [26] В повествовании о реформах Ликурга у Геродота предполагается, что Ликург создал большую часть спартанской конституции, включая герусию и эфорат . Предполагается также, что он реорганизовал спартанскую военную жизнь и учредил сисситии (столовые, к которым принадлежал каждый спартанец). [27] По словам Ксенофонта, легенда о Ликурге расширилась еще больше, приписывая ему не только реформы, но и создание лакедемонской двойной монархии и государства. [11]

Описание Ликурга как регента или опекуна, устанавливающего законы, характеризует его как самоотверженного деятеля, который ставит благо своего царя и общества выше своего собственного. С этой целью существуют две основные традиции, связанные с его регентством. Первое, у Геродота, заключается в том, что он берет на себя регентство до тех пор, пока его подопечный не достигнет совершеннолетия. [28] Во-вторых, он уходит в отставку, чтобы защитить своего подопечного, на фоне слухов о том, что он хочет сместить подопечного на посту короля. Версия истории Плутарха включает в себя мать подопечного, ищущую руки Ликурга, чтобы облегчить его вступление на престол. В этой версии Ликург уходит, чтобы не дать себя использовать в качестве пешки в политике против своего племянника. [29]

Традиция, согласно которой Ликург продолжает оставаться регентством, без труда дает ему возможность обнародовать свои законы. [30] Но последняя традиция, когда он покидает город, требует, чтобы его отозвали. В версии Аристотеля, изложенной Плутархом, Ликург ведет своих последователей в город и занимает агору , чтобы навязать свои законы; при поддержке божественного одобрения Аполлина он вынуждает тирана Харилая присоединиться к ним и учреждает герусию. [31] Вместо этого Ксенофонт заставляет Ликурга заключить союз с самыми могущественными некоролевскими гражданами и провести законы. [32] Повествование Плутарха, представленное его собственным голосом, вместо этого объединяет предшествующие разрозненные истории в общий всплеск поддержки со стороны королей, народа и аристократии. [33]

В повествовании Плутарха законы Ликурга вызывают негативную реакцию среди богатых, которые пытаются побить его камнями. После того, как он бежит в храм Афины Халкиок и подросток выкалывает ему один глаз, его противники отступают, и он прощает подростка. [34] , в какой степени эта история революции и конфликта с богачами основана на опыте спартанских царей-реформаторов Агиса IV и Клеомена III Неясно или является отступлением от него; два более поздних спартанских царя использовали легенду о Ликургане, чтобы оправдать свою политику перераспределения (и насильственные средства) как возвращение к «истинным» спартанским традициям Ликурга. [35] отклонения от которых объясняли все проблемы современной Спарты. [36] Наконец, в версии Плутарха, после отзыва Ликурга в Спарту для установления новых законов, он заставляет сообщество поклясться изменить законы, пока он не вернется из Дельф. Достигнув Дельф, он умирает, чтобы навсегда закрепить законы. [37]

Приписанные реформы

[ редактировать ]

Предполагается, что законы Ликурга коснулись всего спартанского общества. В разное время спартанцы приписывали ему все свои учреждения, кроме института двойной монархии. [38] Поскольку спартанцы приписывали ему всевозможные законы и обычаи, невозможно определить, какие законы (если таковые имеются) на самом деле принадлежат ему. [39] Однако сегодня из сравнения с другими архаичными греческими государствами становится ясно, что спартанские институты, такие как мужские столовые, организация возрастных когорт и использование железных денег, не выходили за рамки нормы и ранее существовали в других греческих государствах. города: их отличало то, как долго они сохранялись в Спарте. [40]

Характер многих экономических и социальных реформ, приписываемых Ликургу, якобы заключался в том, чтобы граждане соревновались друг с другом только в заслугах, а не в богатстве. [41] Однако многие социальные реформы, приписываемые Ликургу, датируются на столетия позже его и возникли между 500 и 600 годами до нашей эры во время Второй Мессенской войны или после завершения спартанских завоеваний. [42] Экономические реформы, которые должны были сделать спартанских граждан равными, никогда не проводились и были изобретены для того, чтобы узаконить политику перераспределения в эллинистический период. [43]

Политические и военные

[ редактировать ]
В разное время древние писатели приписывали почти все части спартанской конституции, изображенной на схеме выше, реформам Ликурга. Этот унитарный реформистский момент не принимается современными исследователями.

Политические реформы Ликурга предположительно были обнародованы в Великой Ретре , которую он получил от Пифии . [44] Однако оно не является подлинным и содержит анахроническое содержание. [8] [45] Тем не менее, Плутарх отмечает, что он включал положения, касающиеся религиозной и политической практики Спарты:

Посвятив храм Зевсу... и Афине..., сформировав филы и создав обаи , а также учредив герусию из тридцати человек, включая царей, затем проводите апеллу время от времени . Так вносите и откладывайте [предложения]. Народ должен иметь право на ответ и власть... но если народ говорит криво, то старейшины и цари должны быть отстранителями. [46]

Плутарх утверждает, что положение, согласно которому старейшины и короли могли отменять решения апеллы, называемой « всадником », было добавлено позднее. Тем не менее, грамматическая конструкция сохранившейся ретры согласуется с тем, что она является частью оригинального текста. Массимо Нафиси в «Спутнике архаической Греции» придерживается точки зрения , полагая, что идея о том, что положение об отстранении было добавлено позже, сама по себе была выдумкой четвёртый век до нашей эры. [47]

Предполагается, что Ликург также основал спартанские столовые, называемые сисситиями или фидициями . [48] Такие залы были общественными, где все граждане мужского пола должны были обедать. Граждане должны были внести в кладовые столовой значительное количество еды, вина и денег; неспособность или неспособность сделать это повлечет за собой утрату гражданства. [49] Относительно старая традиция, возникшая еще до эллинистических спартанских реформаторов Агиса IV и Клеомена III , а также, вероятно, Геродота, утверждала, что введение Ликургом столовых создало гражданский корпус численностью около 9000 человек. [50] Каждая из этих столовых также играла роль в военной организации: в каждой, вероятно, было 15 человек, а три столовые составляли «присягу»; но после того, как периойки были объединены в спартанскую армию, каждая столовая, вероятно, сформировала свою собственную группу. [51] Подобным беспорядкам, вероятно, предшествовали времена поэта Алкмана в седьмом веке до нашей эры с андрейей (частными мужскими клубами питания). Они стали классической сисситией после ограничений на роскошь, обязательных взносов со стороны более бедных граждан, которые ранее воздерживались, и смешения богатых и бедных незадолго до 500 г. до н.э. [52]

Молчание ретры, текста, призванного описать и узаконить спартанскую политическую систему седьмого века, в отношении эфоров Спарты предполагает, что эфорат был продуктом более поздней реформы в Спарте и не был Ликурганом – вслед за Геродотом и Плутархом – по происхождению. [53] [54] Фактически, археологические открытия в Спарте, показывающие упадок спартанского искусства, выраженного в вазах, а также внезапное расширение сельскохозяйственного труда в середине шестого века до нашей эры, предполагают, что большая часть общинных реформ, приписываемых Ликургу, может относиться к этому времени. [55]

Экономический

[ редактировать ]

Одной из иллюзий спартанского миража была иллюзия экономического равенства спартанских граждан: ни один гражданин не владел большим количеством земли, чем другой. Однако нет никаких свидетельств равного владения землей в Спарте, за исключением пятилетнего режима Клеомена . [56]

Земельное неравенство увеличивалось на протяжении всей спартанской истории, чему способствовали завоевания за границей, которые позволяли более бедным гражданам сохранять разумный уровень жизни. Когда после 550 г. до н.э. завоевания закончились, более бедные граждане со временем были исключены из списков граждан из-за неспособности платить дань сисситии . [56] Требования о перераспределении, услышанные спартанскими монархами-реформаторами Агисом IV и Клеоменом III , привели к созданию мифа о том, что Ликург перераспределил земли Лаконии и Мессении поровну между гомоями с илотами как связанными арендаторами. [57] [58] Ученые сходятся во мнении, что этого никогда не происходило. [59] Спартанский поэт седьмого века Тиртей уже выступал против распределения земли в стихотворении «Эвномия» , свидетельствуя о земельном неравенстве в самые ранние времена. [60]

Предполагается также, что Ликург обеспечил аскетичный образ жизни спартанцев, запретив использование золотых и серебряных монет и потребовав валюту из железа . [61] Ксенофонт утверждал, что это означало, что приобретение богатства стало слишком громоздким, чтобы его можно было скрыть; Плутарх считал, что это должно было сделать невозможным или, по крайней мере, затруднить спартанцам покупку предметов роскоши. [62] Чеканка монет пришла в Грецию в 550-х годах до нашей эры; невозможно, чтобы какой-либо закон, упоминающий монеты, относился к восьмому веку до нашей эры (или ранее), когда предположительно жил Ликург. У Геродота также не упоминается какой-либо запрет на золото и серебро. Использование золота и серебра в Спарте подразумевается другими сообщениями о том, что цари были оштрафованы в драхмах и талантах , а также спартанскими государственными наградами и выкупами. Плутарх попытался согласовать доказательства, изображая спартанцев, разрешающих золото и серебро для общественного использования, но сохраняющих якобы ликурганские ограничения на частное использование. [63] Такое изображение, однако, не согласуется с действиями спартанских полководцев во время Пелопоннесской войны . Другие древние авторы были более двусмысленны, датируя предполагаемый запрет на драгоценные металлы после Ликурга и разными людьми. [64]

Древние авторы утверждали, что спартанцы испытывали общее отвращение к коммерции, что также приписывалось Ликургу, который, как предполагалось, «запрещал свободным людям прикасаться ко всему, что связано с зарабатыванием денег». [65] Вероятно, это возникло из-за того, что спартанские граждане, спартиаты или homoioi , представляли собой ленивый класс землевладельцев, которые смотрели свысока на чернорабочих и ремесленников. Подобный запрет, вероятно, также появился в шестом веке, поскольку скульпторы-граждане Спарты засвидетельствованы и до этого времени. [66] Неравенство спартанского общества также подразумевает, что торговля должна была иметь место; второй обед в сисситии включал хлеб, мясо, рыбу и другие продукты, купленные или подаренные богатыми спартанцами. [67] Плутарх, который утверждает, что спартанцы не спорили и не говорили о деньгах, [68] также внутренне непоследовательно, когда в других местах упоминаются спартанские коммерческие контракты и передача Спартой таких вопросов на рассмотрение экспертов. [69]

Плутарх также утверждает, что Ликург ввел закон о роскоши, запрещающий иностранным ремесленникам проживать в Спарте и ограничивающий инструменты, с помощью которых можно было строить спартанские дома, чтобы способствовать простоте. [70] Археологические свидетельства существования иностранных товаров датируются восьмым веком, а к шестому веку сокращение импорта было компенсировано местным производством. [71] Предполагаемая простота спартанских жилищ, очевидно, не распространялась на их интерьеры; а спартанцы были известны по всей Греции благодаря украшениям, которые носили спартанские женщины, количеству рабов и лошадей, а также своему доминированию в дорогостоящем виде спорта - гонках на колесницах на панэллинских играх. [72] В то время как большинство спартанских граждан мужского пола предпочитали в целом последовательную и относительно недорогую форму одежды дома, спартанцы в кампании демонстрировали чрезвычайное богатство, начиная с затрат на малиновые краски и заканчивая полировкой своих доспехов. [73] Однако, хотя Ксенофонт утверждает, что это строгое платье тоже пришло от Ликурга, [74] искусство из Лаконии предполагает заимствование после 500 г. до н. э., что согласуется с утверждением Фукидида о том, что спартанцы «до недавнего времени» носили сложную и роскошную одежду. [75]

Социальные

[ редактировать ]
На этой архаической бронзовой статуэтке из Британского музея изображена лаконская девушка, бегущая или танцующая в хитоне .

Предполагается также, что Ликург ввел спартанскую практику инсценированного захвата невесты , при которой невесту вместо того, чтобы доставлять в дом жениха для свадебной церемонии с пиром, вместо этого ритуально захватывал жених, и брак заключался без пира. [76] Спартанский поэт седьмого века Алкман не упоминает о таких обычаях и сочинил свадебные гимны, отражающие более распространенные греческие свадебные процессии; Таким образом, спартанские свадебные обычаи также датируются периодом Ликурга и возникли незадолго до 500 г. до н.э. Плутарха Дальнейшее утверждение в «Моралии» о том, что Ликург вообще запретил приданое , не имеет под собой никаких оснований. [77] Говорят также, что Ликург ввел систему разделения жен в качестве пронаталистской и евгенической политики; если такое разделение жен существовало, это, вероятно, было результатом сокращения населения Спарты в пятом веке до нашей эры. [78]

Плутарх также приписывает Ликургу законы о роскоши в отношении погребений. Археологические данные в целом подтверждают мнение о том, что спартанцы практиковали единообразные захоронения без инвентаря, хотя и за исключением генералов и олимпийских победителей. Однако говорят, что Ликург запретил плачи и разрешил захоронения возле храмов. Захоронения возле храмов были обычным явлением в архаичной Греции, прежде чем были запрещены в большинстве городов; Спарта просто сохранила эту практику. В самых ранних спартанских произведениях искусства и стихах все еще упоминаются скорбящие скорбящие, подразумевая, что такой запрет, вероятно, появился после Ликурга и был введен ок. 600 г. до н. э .; более того, любой запрет на погребальный инвентарь должен датироваться позже могилы, а также c. 600 г. до н.э. , содержит керамический погребальный инвентарь. [79] Дальнейшие утверждения о том, что Ликург требовал захоронения павших спартанских солдат за границей, несовместимы с археологическими данными, показывающими, что первая определенная братская могила спартанских потерь на поле боя находилась в Платеях . [80]

Образование спартанских мальчиков в агоге , менее анахроничном пайдейе , также приписывалось инициативе Ликурга по социальному уравниванию спартанских граждан путем воспитания их без внешней семейной и клановой лояльности. [81] Хотя эта история отвергается Плутархом, [82] Говорят также, что Ликург учредил криптею , избранную [ нужны дальнейшие объяснения ] группе молодых людей, которым было поручено тайно убивать илотов в ночное время. [83] И агоге , и криптея, вероятно, возникли где-то в седьмом веке вместе с учреждением эфората. [84] Образование спартанских женщин, в основном направленное на физическую подготовку или, предположительно, физическую подготовку для рождения здоровых детей в евгенических целях, также приписывалось Ликургу. [85]

Наследие

[ редактировать ]
Ликург изображен на барельефе 1950 года как один из 23 великих исторических законодателей Капитолия Соединенных Штатов .
Статуя Ликурга в здании восемнадцатисот судов в Брюсселе , Бельгия .

В спартанском обществе Ликург и его законы были восприняты как творец спартанского образа жизни. Проспартанская спартанская конституция Ксенофонта «безоговорочно рассматривает Ликурга как превосходного спартанского законодателя , раз и навсегда устроившего спартанский образ жизни». [86] За эти достижения, которые, по их мнению, способствовали превращению Спарты в самое могущественное государство Греции, Ликург был удостоен культа героя . [2] которые, возможно, медленно развились в период римской империи в полное божество. [87] Его храм и святилище, по словам Павсания , включали могилу его сына с именем Евкосмос (имеется в виду хороший порядок) с могилами жен основателей спартанской двойной монархии поблизости. [88]

Идеализация Спарты, названная «спартанским миражем», также вызвала похвалу Ликурга в других греческих государствах. Традиция вечного законодателя с его богодухновенными (или, по крайней мере, санкционированными) законами придавала конституции Спарты большую легитимность, но в то же время делала ее негибкой. [89] Даже попытки реформировать спартанскую жизнь в эллинистический период со стороны спартанских монархов Агиса IV и Клеомена III рассматривались в свое время как возвращение к ликурганской традиции, а не как нововведение. [90] Истории о Ликурге постоянно изобретались заново для каждого спартанского поколения; Упадок Спарты вплоть до эллинистических времен привел к тому, что похвала Ликурга распространилась на похвалу ему за создание идеальной Спарты, свободной от морального и политического разложения реальной. [91]

Восхищение обычаями Спарты, предположительно установленными Ликургом, сохранилось – с перерывом во втором веке, когда Спарта была частью Ахейского союза. [92] – непрерывно в Спарту Римской империи . [2] Аристотель, например, восхвалял ликурганскую агогу как форму всеобщего образования, особенно в том смысле, что она поддерживала стабильность спартанского государства. [93] В римский период Спарта пользовалась привилегированным отношением со стороны римлян, отчасти как средство сохранения греческих традиций для демонстрации туристам: [94] Хотя эта туристическая Спарта временами впадала в крайности, она также культивировала свое ликурганское наследие посредством архитектуры, театра и сохранения самобытных политических институтов. [95]

плутарховское сравнение парных жизней Ликурга и Нумы Например, (раннего римского законодателя и царя) дало Ликургу более высокую оценку по сравнению с римлянином, подчеркнув ликурганское образование и пронатализм. Еще одним аргументом в пользу превосходства Ликургана было также то, что Спарта пришла в упадок, поскольку она предположительно отклонялась от поселений Ликурга, в то время как Рим процветал, поскольку он аналогичным образом отклонялся от идеалов Нумы. [96] В конце концов, для Плутарха Ликург считался более важным политическим теоретиком, чем Платон , и одним из самых известных, нравственных и эффективных законодателей греческой традиции. [97]

Современный

[ редактировать ]

Основными элементами наследия Ликурга являются приписываемые ему законы. В современном мире это приобрело ряд аспектов: стабильность Лакедемонского государства благодаря сбалансированной конституции Ликурга; всеобщий призыв и взносы граждан мужского пола (через сисситию ); экономическая свобода граждан посредством владения ими достаточным количеством земли и илотов для удовлетворения их потребностей; и суровая политика ради общего блага. [98] Республиканские взгляды Никколо Макиавелли имели тенденцию к ликурганской «смешанной конституции», но это не обязательно было сквозной линией эпохи Возрождения . европейской политической мысли [99] Другие мыслители того периода приветствовали политику Ликургана как построение стабильного государства, посвященного простоте, единству и общественным интересам , приписывая спартанцам, что не обязательно справедливо, всеобщее образование и равенство среди граждан, а также отмечая жестокость агоги и клеветы . автономии, особенно в отличие от демократических Афин . [100]

Шарль Роллен , французский педагог, выдвинул устойчивую и вызывающую восхищение концепцию Ликурга как создателя верховенства закона, смешанной конституции, равенства и всеобщего образования. [101] Философ Жан-Жак Руссо , который получил большую часть своих знаний о Ликурге из биографии Плутарха, положительно рассматривал эту фигуру как символ строгой гражданской морали, действующей на коллективное благо . Этот взгляд на Ликурга и Спарту привел к тому, что он связал реформы Ликурга с « общей волей ». [102] Положительные взгляды на Спарту пронизали некоторые статьи в Энциклопедии , но не все авторы разделяли их. [103] Дидро , главный редактор « Энциклопедии» , был более пессимистичен, заявив, что законы Ликургана «создали монахов, носящих оружие», одновременно заклеймив систему в целом «зверством» и «несовместимым с большим… [или] коммерческим государством». [104] Клеймо Ликургуанской Спарты как «мрачного монастыря» широко, но не повсеместно разделялось среди философов . [105] Подобные негативные взгляды были выражены американским основателем Джоном Адамсом, который считал, что Ликург обрек свой народ на бедность и бесполезный милитаризм; тем не менее, он также похвалил ликурганскую, а также полибийскую смешанную конституцию в «Защите конституций», как и Мэдисон в «Записках федералиста» (номер 63). [106]

Националистические взгляды на спартанское общество, восхвалявшие спартанский евгенизм и милитаризм, стали обычным явлением в Германии в конце девятнадцатого века вплоть до нацистского режима . [107] Однако такие взгляды не были единодушными. Немецкий классик Карл Юлий Белох , например, был одним из первых, кто крайне критически отнесся к Спарте, предполагая, что Ликург был выдумкой, а его Великая Ретра — выдумкой. [108] После Первой мировой войны немецкий национализм охватил Спарту и Ликурга, рассматривая их как место героизма, физической силы, расовой чистоты и борьбы. Такие темы дополняли фашистскую и нацистскую идеологию , изображая Спарту как «прото-национал-социалистическое государство». [109] [110] Поражение во Второй мировой войне во многом положило конец подобному житию. [111]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Jump up to: а б Ходкинсон 2012 .
  2. ^ Jump up to: а б с д Нафиси 2018 , с. 95.
  3. ^ Нафиси 2019 , с. 97.
  4. ^ Нафиси 2019 , со ссылкой на Hdt. , 1.65.2–66.1.
  5. ^ Jump up to: а б с Нафиси 2019 .
  6. ^ Нафиси 2019 ; Нафиси 2018 , с. 94.
  7. ^ Нафиси 2018 , с. 93.
  8. ^ Jump up to: а б Нафиси 2018 , с. 98.
  9. ^ Nafissi 2019 , со ссылкой на Ephorus FGrH 70, F 118 и Eratosth. ФГрХ 241, Ф 2.
  10. ^ Нафиси 2018 , с. 97, со ссылкой на Тук., 1.18.1.
  11. ^ Jump up to: а б Нафиси 2018 , с. 103; Липка 2002 , с. 35–36.
  12. ^ Nafissi 2018 , стр. 98, со ссылкой на Зен. Лак. , 10.8, с. 103. «118 лет после первого года правления Прокла [это] 885/4 г. до н.э.».
  13. ^ Помрой и др. 2018 , с. 162.
  14. ^ Нафиси 2018 , с. 98, .; Липка 2002 , с. 35–36
  15. ^ Паркер 1993 , с. 53. « Со времени статьи Хаммонда мнение communis opinio в целом заключалось в том, что... сама Великая ретра принадлежит ко времени, предшествовавшему [Первой Мессенской войне] ... датированной ок. 736–736 гг .».
  16. ^ Нафиси 2009 , стр. 133–34.
  17. ^ Jump up to: а б Нафиси 2018 , с. 97.
  18. ^ Нафиси 2018 , с. 104; Паркер 1993 , с. 50.
  19. ^ Нафиси 2019 , стр. 94–95, 98–99.
  20. ^ Nafissi 2018 , стр. 99–100, отмечая, что эфорат был приписан в четвертом веке спартанскому царю Теопомпусу .
  21. ^ Нафиси 2018 , с. 99, основываясь на этой оценке на содержании Великой Ретры как отражающем миф о Ликургане шестого века.
  22. ^ Паркер 1993 , с. фрагмент Симонида (который предшествовал Геродоту) как помещающий Ликурга в линию Эврипонтидов. 51, однако, отмечает, что Плутарх цитирует
  23. ^ Ходкинсон 2012 , со ссылкой на Hdt. , 1,65–6.
  24. ^ Нафиси 2019 ; Липка 2002 , с. 35.
  25. ^ Грант, Майкл (1987). Возвышение греков (1-е американское изд.). Нью-Йорк: Скрибнер. стр. 96 , 195. ISBN.  978-0-684-18536-1 .
  26. ^ Смит, Уильям, изд. (1857). Словарь греческой и римской биографии и мифологии . Том. 2. Бостон: Литтл, Браун и компания. п. 850.
  27. ^ Нафиси 2019 , Характер и жизнь; Нафиси 2018 , с. 96.
  28. ^ Нафиси 2018 , с. 104, со ссылкой на Hdt. , 1.64.4–5.
  29. ^ Нафиси 2018 , с. 105, со ссылкой на Плута. Лиц. , 3.
  30. ^ Нафиси 2018 , с. 106.
  31. ^ Нафиси 2018 , с. 107, со ссылкой на Плута. Лиц. , 5.10–12.
  32. ^ Нафиси 2018 , с. 107, со ссылкой на Зен. Озеро. , 8.1.
  33. ^ Нафиси 2018 , с. 107, со ссылкой на Плута. Лиц. , 5,1–2, 5,8–9.
  34. ^ Нафиси 2018 , с. 107, со ссылкой на Плута. Лиц. , 8–11.
  35. ^ Нафиси 2018 , стр. 108–9.
  36. ^ Нафиси 2018 , стр. 109–10.
  37. ^ Нафиси 2018 , с. 107, со ссылкой на Плута. Лиц. , 29.
  38. ^ Нафиси 2019 . «Разнообразие спартанских законов и учреждений, приписываемых Ликургу, было необычайным. Первоначально ему приписывались все спартанские учреждения, за исключением двоевластия».
  39. ^ Паркер, Виктор (2007). «Тираны и законодатели». В Шапиро, ХА (ред.). Кембриджский спутник архаичной Греции . Издательство Кембриджского университета. п. 37. ИСБН  978-0-521-82200-8 . См. также Липка 2002 , с. 36, отмечая, что приписывание Ликургу «полностью соответствует общей тенденции пятого и четвертого веков... сжимать и концентрировать различные истории на одном всереформирующем законодателе».
  40. ^ Помрой и др. 2018 , стр. 162–63.
  41. ^ ван Вис 2018a , с. 227.
  42. ^ ван Вис 2018a , стр. 226–27.
  43. ^ ван Вис 2018a , с. 226.
  44. ^ Помрой и др. 2018 , с. 163; Нафиси 2009 , с. 126.
  45. ^ Нафиси 2009 , с. 129. « Ретра … это не просто подделка: это ретроспективная реконструкция, вставленная в преднамеренную разработку [прошлого]».
  46. ^ Pomeroy et al. 2018 , p. 163, citing Plut. Lyc. , 6.
  47. ^ Нафиси 2009 , с. 126.
  48. ^ ван Вис 2018b , с. 237.
  49. ^ van Wees 2018b , стр. 236, 241 (отмечено значительное количество ячменя, вина, сыра, инжира и денег на мясо и рыбу).
  50. ^ ван Вис 2018b , с. 238.
  51. ^ ван Вис 2018b , с. 239.
  52. ^ van Wees 2018b , стр. 251–53, что предполагает формирование c. &thinsp, 511 г. до н.э. , если предположить сокращение числа гомоиев на 1,5 пк в год.
  53. ^ Nafissi 2009 , стр. 130–31, отклонение иска в Hdt. , 1.65 что Ликург создал эфоры.
  54. ^ Шоу 2009 , с. 296, цитируя:
    • Плут. Лиц. , 7, для ликурганского эфората с Элатом в качестве первого.
    • Арист. Пол. , 1313a26–8 и Plut. Мор. , 779E, для Феопомпа . эфората
    • Евсевий. (Гиерон.) 87б(Н)/151(Ф) для установления эфората в пятой Олимпиаде.
  55. ^ Нафиси 2009 , стр. 132–33.
  56. ^ Jump up to: а б ван Вис 2018a , стр. 207–8.
  57. ^ Моррис 2009 , с. 68; ван Вис 2018a , стр. 204–5; Нафиси 2018 , с. 110.
  58. ^ Ходкинсон, Стивен (2009). «Концентрация собственности и возникновение плутократического общества». Собственность и богатство в классической Спарте . Классическая пресса Уэльса. стр. 399–446. дои : 10.2307/j.ctvvn96g . ISBN  978-1-905125-30-2 .
  59. ^ ван Вис 2018a , стр. 203–5.
  60. ^ ван Вис 2018a , стр. 203–4.
  61. ^ К классическому периоду эта валюта, пеланор , приняла форму монеты. Вероятно, он был впервые придуман в пятом веке, что отражает обилие железа, но нехватку драгоценных металлов в Лаконии. ван Вис 2018a , с. 210.
  62. ^ ван Вис 2018a , с. 208.
  63. ^ ван Вис 2018a , с. 209, со ссылкой на Плута. Лиц. , 30.1.
  64. ^ ван Вис 2018a , стр. 209–10.
  65. ^ ван Вис 2018a , с. 211, со ссылкой на Зен. Лак. , 7.2.
  66. ^ ван Вис 2018a , с. 213.
  67. ^ ван Вис 2018b , с. 242.
  68. ^ ван Вис 2018a , с. 211, со ссылкой на Плута. Лиц. , 24,3–25,1.
  69. ^ van Wees 2018a , стр. 212–13, со ссылкой на Plut. Лиц. , 13.2 и Плут. Мор. , 221б.
  70. ^ van Wees 2018a , стр. 213–14, со ссылкой на Plut. Лиц. , 9,3–5, 13,3–4.
  71. ^ ван Вис 2018a , с. 214.
  72. ^ ван Вис 2018a , с. 215.
  73. ^ ван Вис 2018a , стр. 217–18.
  74. ^ ван Вис 2018a , с. 218, со ссылкой на Зен. Лак. , 11.3.
  75. ^ ван Вис 2018a , с. 211, со ссылкой на Фук., 1.6.3.
  76. ^ van Wees 2018a , стр. 219–20, со ссылкой на Plut. Лиц. , 15.
  77. ^ ван Вис 2018a , с. 220, со ссылкой на Плута. Мор. 227ф.
  78. ^ Миллендер, Эллен. «Афинская идеология и наделенная полномочиями спартанская женщина». В Ходкинсон и Пауэлл (2009) , стр. 364–66.
  79. ^ ван Вис 2018a , стр. 221–22.
  80. ^ ван Вис 2018a , стр. 222–23.
  81. ^ Хаммонд 1950 , с. 61, со ссылкой на Зена. Лак. , 10.7.
  82. ^ Плут. Лиц. , 28.4.
  83. ^ Картледж 2001 , с. 88.
  84. ^ Богаче 2018 , с. 526, со ссылкой на Carledge 2001 , с. 88.
  85. ^ Миллендер, Эллен Г. «Спартанские женщины». В Пауэлле (2018) , стр. 505–6.
  86. ^ Липка 2002 , стр. 35.
  87. ^ Гатто 2024 , с. 258 н. 14.
  88. ^ Гатто 2024 , с. 258.
  89. ^ Нафиси 2018 , с. 94.
  90. ^ Нафиси 2018 , стр. 94–95.
  91. ^ Нафиси 2018 , стр. 99, 111.
  92. ^ Нафиси 2019 , Законы.
  93. ^ Дезидери 2002 , с. 321, со ссылкой на Арист. Пол. , 1337а10ff.
  94. ^ Дезидери 2002 , с. 325, назвав его «чем-то вроде общины амишей, страной туристов и любителей экзотики».
  95. ^ Лафонд, Ив. «Спарта в римский период». В Пауэлле (2018) , стр. 413–17. Спарта встала на сторону цезарианцев против Помпея , а затем и освободителей ; выбрав снова правильную сторону, оно сражалось на стороне Октавиана против Антония и получило от зарождающегося императора почести и политическую автономию. Конституция Ликурга с двойной монархией сохранилась лишь в названии. Лафонд 2018 , с. 408.
  96. ^ Дезидери 2002 , стр. 315–17.
  97. ^ Нафиси 2019 , Законы, со ссылкой на Плут. Лиц. , 31.2.
  98. ^ Мейсон 2018 , с. 665.
  99. ^ Мейсон 2018 , с. 666, в котором отмечается, что апологеты французского абсолютизма отвергают республиканскую смешанную конституцию.
  100. ^ Мейсон 2018 , стр. 666–67.
  101. ^ Мейсон 2018 , с. 668, отмечая также оппозицию спартанскому детоубийству и милитаризму как нехристианскому.
  102. ^ Ходкинсон и Пауэлл 2009 , стр. xix–xx.
  103. ^ Мейсон 2018 , с. 676, отмечая, что в статье о «законодателе» Ликург вообще не упоминается, и отмечая, что «это выглядит как преднамеренное оскорбление проспартанского лобби».
  104. ^ Мейсон 2018 , с. 678.
  105. ^ Mason 2018 , стр. 679–80, отмечая, что философ Клод Адриен Гельвеций очень положительно относился к обществу Ликурга, поскольку, по его мнению, оно вдохновляло людей на величие.
  106. ^ Дженсен 2018 , стр. 706–7.
  107. ^ Мейсон 2018 , с. 682.
  108. ^ Ребенич 2018 , с. 691.
  109. ^ Ребенич 2018 , с. 693, также отмечая, что битва при Фермопилах вдохновила фашистский культ смерти и жертвоприношения.
  110. ^ Ребенич 2018 , стр. 696–700.
  111. ^ Ребенич 2018 , стр. 700–2.

Современные источники

[ редактировать ]
  • Картледж, Пол (2001). Спартанские размышления . Издательство Калифорнийского университета. ISBN  978-0-520-23124-5 .
  • Дезидери, Паоло (2002). «Ликург: спартанский идеал в эпоху Траяна». В Штадтере, Филип А; Ван дер Стокт, Люк (ред.). Мудрец и император: Плутарх, греческие интеллектуалы и римская власть во времена Траяна (98–117 гг. н.э.) . Издательство Левенского университета. стр. 315–28. ISBN  90-5867-239-5 .
  • Гатто, Мартина (18 января 2024 г.). «Ликург Спартанский в эпоху Империи: Плутарх, Павсаний и Лукиан». Плутарх и его современники . Исследования Плутарха Брилла. Том. 14. Брилл. стр. 254–265. ISBN  978-90-04-68730-1 .
  • Хаммонд, ШФЛУ (1950). «Ликурганская реформа в Спарте». Журнал эллинистических исследований . 70 : 42–64. дои : 10.2307/629291 . ISSN   2041-4099 . JSTOR   629291 .
  • Ходкинсон, Стивен; Пауэлл, Антон, ред. (2009) [Впервые опубликовано в 1999 году]. Спарта: новые перспективы . Классическая пресса Уэльса. дои : 10.2307/j.ctvvn9cq.13 . ISBN  978-1-905125-31-9 .
  • Ходкинсон, Стивен (2012). «Ликург (2), легендарный спартанец» . В Хорнблауэре, Саймоне; и др. (ред.). Оксфордский классический словарь (4-е изд.). Издательство Оксфордского университета. ISBN  978-0-19-954556-8 . OCLC   959667246 .
  • Липка, Михаил (2002). Введение. Спартанская конституция . По Ксенофонту . Тексты и комментарии. Том 24. Перевод Липки Михаила. Берлин: Вальтер де Грюйтер. ISBN  3-11-017466-9 .
  • Раффлауб, Курт А; ван Вис, Ганс, ред. (2009). Спутник архаичной Греции . Уайли Блэквелл. ISBN  978-0-631-23045-8 . LCCN   2008046992 .
  • Нафиси, Массимо (30 октября 2019 г.). «Ликург (2), легендарный спартанец» . Оксфордская исследовательская энциклопедия классической литературы . Издательство Оксфордского университета. дои : 10.1093/акр/9780199381135.013.3819 . ISBN  978-0-19-938113-5 . Проверено 22 марта 2023 г.
  • Паркер, Виктор (1993). «Некоторые даты ранней спартанской истории». Клио . 75 (75): 45–60. дои : 10.1524/klio.1993.75.75.45 . ISSN   2192-7669 .
  • Помрой, Сара Б; и др. (2018). Древняя Греция: политическая, социальная и культурная история (4-е изд.). Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета. ISBN  978-0-19-068691-8 . LCCN   2016059031 .
  • Пауэлл, Антон, изд. (2018). Товарищ Спарты . Уайли Блэквелл. ISBN  978-1-119-07238-6 . LCCN   2017011675 . OCLC   981761116 .
    • Дженсен, Шон Р. «Прием Спарты в Северной Америке: с восемнадцатого по двадцать первый века». В Пауэлле (2018) , стр. 704–22.
    • Мейсон, Гайдн. «Литературный прием Спарты во Франции». В Пауэлле (2018) , стр. 665–84.
    • Нафиси, Массимо. «Ликургос, спартанский «законодатель»: древние верования и современные исследования». В Пауэлле (2018) , стр. 93–123.
    • Ребенич, Стефан. «Прием Спарты в Германии и немецкоязычной Европе». В Пауэлле (2018) , стр. 685–703.
    • Ричер, Николас. «Спартанское образование в классический период». В Пауэлле (2018) , стр. 525–42.
    • ван Вис, Ганс (2018a). «Роскошь, строгость и равенство в Спарте». В Пауэлле (2018) , стр. 202–35.
    • ван Вис, Ганс (2018b). «Обычные беспорядки». В Пауэлле (2018) , стр. 236–68.

Первоисточники

[ редактировать ]
  • Геродот (1920–25) [5 век до н.э.]. Истории . Классическая библиотека Леба. Перевод Годли, Альфреда Денниса. Издательство Гарвардского университета – через LacusCurtius.
  • Плутарх (1914) [2 век нашей эры]. «Жизнь Ликурга» . Параллельные жизни . Классическая библиотека Леба. Том. 1. Перевод Перрена, Бернадотта. Издательство Гарвардского университета. OCLC   40115288 – через LacusCurtius.
  • Ксенофонт (2002). Спартанская конституция . Тексты и комментарии. Том 24. Перевод Липки Михаила. Берлин: Вальтер де Грюйтер. ISBN  3-11-017466-9 .

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 476a8aaf8446cf644cd6b292f585da2b__1721781600
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/47/2b/476a8aaf8446cf644cd6b292f585da2b.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Lycurgus - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)