Гиацинт (мифология)
Гиацинт | |
---|---|
Божественный герой Спарты | |
Член спартанской королевской семьи | |
![]() Смерть Гиацинта (1801), Жан Брок . У его ног можно увидеть диск , убивший Гиацинта. Музей Сент-Круа , Пуатье , Франция. | |
Другие имена | Гиацинт, Гиакинф, Амиклид |
Главный культовый центр | Лакедемон |
Обитель | Спарта, гора Олимп |
Генеалогия | |
Родители | Амиклас и Диомед (б) Эбал (с) Клио и Пирус |
Братья и сестры | Аргал ) , Кинортас , Лаодамия (или Леанира , Гарпал , Гегесандр и? Полибея (а) сводная сестра Амикласа : ? Дафна (с) Рагус |
Супруга | любим Аполлоном , Зефиром , Бореем и Фамиридой. |
Гиацинт / ˈ h aɪ ə s ɪ n θ / или Гиацинт (древнегреческий : Ὑάκινθος , Huákinthos , /hy.á.kin.tʰos, iˈa.cin.θos/ ) — обожествленный герой и возлюбленный Аполлона в греческой мифологии . Его культ в Амикле к юго-западу от Спарты восходит к микенской эпохе . Герой мифически связан с местными культами и отождествляется с Аполлоном. В классический период выросло теменос , или святилище. вокруг того, что предположительно было его курганом , который располагался у ног статуи Аполлона, [1]
Семья
[ редактировать ]Гиацинт имел различное происхождение, что обеспечивало местные связи, как сын Клио и Пира . [2] или царь Эбал , Спарты [3] или царя Амикла , Спарты [4] прародитель народа Амиклы, жителей Спарты. Гиацинт , младший и самый красивый сын Амикла и Диомеды , дочери Лапифа , был братом Кинорта . [5] Аргал , [6] Полибея , [7] Лаодамия [8] (или Леанира [9] ), Гарпал , [10] Хегесандра , [11] и в других версиях Дафны . [12] Если он был сыном Клиона и Пира, то братом Гиакинфа был Раг. [ нужна ссылка ] .
Мифология
[ редактировать ]
В греческой мифологии Гиацинт был спартанским принцем необыкновенной красоты и любовником бога Солнца Аполлона . [13] Им также восхищались Зефир , бог западного ветра, Борей , бог северного ветра и смертный человек по имени Фамирис . Гиацинт предпочел Аполлона остальным. Он посетил все священные земли Аполлона вместе с богом на колеснице, запряженной лебедями. Аполлон так сильно любил Гиацинта, что покинул свое святилище в Дельфах, чтобы насладиться обществом Гиацинта у реки Еврот . Он научил Гиакинфа владению луком и лирой, искусству пророчества и упражнениям в гимназии. [14]
Однажды Аполлон учил его игре в диск. [15] или кавычки . [16] Они решили устроить дружеское соревнование, бросая диск по очереди. Аполлон бросил первым, с такой силой, что диск расколол облака в небе. Стремясь вернуть дискус, Гиацинт побежал за ним, чтобы поймать его. Но когда диск упал на землю, диск отскочил назад, ударив Гиацинта по голове и смертельно ранив его. [2] [17] Альтернативная версия мифа возлагает ответственность за смерть Гиацинта на Зефира. Завидуя тому, что Гиацинт предпочитал сияющего Аполлона, Зефир яростно сбил ногу Аполлона с курса, чтобы убить Гиацинта. [3] [18] [19]

Лицо Аполлона побледнело, когда он держал на руках умирающую возлюбленную. [17] Он использовал всевозможные травы и даже пытался дать амброзию, чтобы залечить рану Гиацинта, но это было тщетно, ибо он не мог вылечить рану, нанесенную Судьбой . [20] Аполлон оплакивал смерть Гиацинта и выразил желание стать смертным, чтобы присоединиться к спартанскому мальчику в его смерти. [17] Поскольку это было недостижимо из-за его бессмертия, Аполлон пообещал, что всегда будет напоминать себе о Гиацинте своими песнями и музыкой своей лиры . Он создал цветок из пролитой крови Гиацинта, гиацинт , и начертал на его лепестках слова плача «Ай-Ай» – «увы». [17] Однако, судя по древнему описанию, цветок, в который превратился гиацинт, не является современным растением, носящим это название. [21]
В Библиотеке сообщили, что Фамирис , проявлявший романтические чувства к Гиацинту, был первым человеком, полюбившим другого мужчину. [2]
Апофеоз и гиацинтия
[ редактировать ]
В конце концов Гиацинт был воскрешен Аполлоном и обрел бессмертие. [22] Павсаний что на троне Аполлона в Спарте было изображение бородатого Гиакинфа, взятого на небо вместе с Полибеей Афродитой записал , , Афиной и Артемидой . [23]
Гиацинт был божеством-покровителем одного из главных спартанских праздников Гиацинтия , отмечавшегося в спартанский месяц Гиацинтия (в начале лета). Фестиваль длился три дня: один день траура по смерти Гиацинта, а два последних праздновали его возрождение, хотя распределение почестей является предметом научных споров. [24] В первый день люди оплакивали его смерть, ели как можно меньше и воздерживались от пения песен, вопреки всем остальным праздникам Аполлона. На второй день хоры мальчиков и юношей исполняли свои национальные песни и танцевали. Что касается девушек, то некоторых везли в украшенных плетеных повозках, а других выставляли напоказ в колесницах, запряженных двумя лошадьми, на которых они мчались. Горожане развлекали своих друзей и даже своих слуг. [25] Каждый год лаконские женщины ткали для Аполлона хитон и дарили его — традиция, подобная пеплосу, предлагаемому Афине в Афинах по случаю Панафинейских игр . [26] О третьем дне известно меньше, что указывает на то, что, вероятно, проводились мистерии. Его описывают как «веселый полуночный фестиваль». [27]
Этот праздник был настолько важен, что амиклеанцы, даже когда они выходили в бой с врагом, всегда возвращались домой с приближением сезона гиацинтий. [28] [29] а лакедемоняне однажды заключили сорокадневное перемирие с городом Эйра только для того, чтобы иметь возможность вернуться домой и отпраздновать национальный праздник. [30] После договора со Спартой в 421 г. до н. э. афиняне, чтобы показать свою доброжелательность по отношению к Спарте, пообещали каждый год присутствовать на праздновании Гиацинтии. [31]
Культы и атрибуты
[ редактировать ]
У Гиакинфа было святилище в Амиклее, куда он пришел поделиться с Аполлоном. Различные ученые сходятся во мнении, что Гиацинт был доэллинским богом природы, а некоторые аспекты его собственного культа позволяют предположить, что он был хтоническим божеством растительности, чьи культы были объединены с культами Аполлона. Нильссон говорит, что Hyacinthus — критское слово, а на его доэллинское происхождение указывает суффикс -nth. [32] Гиацинт олицетворяет прорастающую весной растительность, погибающую от летней жары. [33] Апофеоз Гиацинта указывает на то, что после достижения божественности он олицетворял естественный цикл упадка и обновления. [34]
Тот факт, что в Таренте гробница Гиакинфа Полибий приписывает Аполлону Гиакинфу (а не Гиакинфу), заставил некоторых думать, что личности едины и что герой - просто эманация бога; подтверждение ищется в названии Аполлина τετράχειρ, которое, как утверждает Исихий, использовалось в Лаконии и, как предполагается, описывало составную фигуру Аполлона-Гиацинта. Против этой теории выступает существенное различие между двумя фигурами. Гиацинт — хтонический бог растительности, поклонники которого скорбят и скорбят; хотя он и интересовался растительностью, смерть Аполлона не празднуется ни в одном ритуале, его поклонение радостно и триумфально, и, наконец, Амиклин Аполлон - это именно бог войны и песни. Более того, Павсаний описывает памятник в Амикле как состоящий из грубой фигуры Аполлона, стоящего на алтарном основании, образувшем гробницу Гиакинфа. В последние клали приношения герою до того, как приносили дары богу. [35] [36] [37]

Гиацинту подарил Аполлон лебединую колесницу, и он появлялся в древнем искусстве верхом на ней либо для встречи с Аполлоном, либо для того, чтобы избежать нападок Зефира. [38] Считалось, что лебеди — это птицы Гипербореи , мистической страны вечной весны и бессмертия, куда каждую зиму ездил сам Аполлон на колеснице, запряженной лебедями. [39] [40] Эта ассоциация Гиацинта с лебедями ставит его в тесную связь с гиперборейским Аполлоном и весной. Предполагается, что Гиацинт проводил зимние месяцы в подземном мире или, точнее, в Гиперборее, и возвращался на землю весной, когда расцветал цветок гиацинта. [41]
Согласно классическим интерпретациям, его миф является метафорой смерти и возрождения природы. Праздник Гиацинтия включал в себя обряды инициации, то есть посвящения юношей во взрослую жизнь.
Атрибуты
[ редактировать ]цветок гиацинт , выросший из крови Гиацинта, имел темно-синий или фиолетовый оттенок и знак, напоминающий надпись «AI» на его лепестках, символ печали. Говорят, что [42] Однако этот цветок был отождествлен с другим растением, живокостью , ирисом или, возможно, гладиолусом курсивом, а не с тем, что мы сегодня называем гиацинтом. [43] Другие божественно любимые боги растительности, умершие в расцвете своей юности и подвергшиеся растительной трансформации, включают Нарцисса , Кипарисса , Мекона и Адониса .
Древние греки ассоциировали с Аполлоном драгоценный камень темно-синего или фиолетового цвета, называемый гиацинтом . Его назвали так потому, что его цвет напоминал цвет цветков гиацинта. Этот драгоценный камень считался священным для Аполлона из-за мифологической связи. Люди, посещавшие святилище Аполлона, а также его жрецы и верховная жрица Пифия были обязаны носить этот драгоценный камень. [44]
Термин «гиацинтовые волосы» относится к вьющимся волосам гиацинта, напоминающим завитые лепестки цветов гиацинта. Его часто используют в поэтическом смысле. Этот термин также мог обозначать цвет волос; либо темно-фиолетовый, либо темно-фиолетовый. В » Гомера « Одиссее Афина дарит Одиссею гиацинтовые волосы, чтобы он выглядел красивее. Эдгар Аллан По в стихотворении « Елене » использует тот же термин, чтобы украсить волосы Хелен. [45] [46]
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Были находки субмикенских вотивных фигур и вотивных фигур геометрического периода , но с разрывом в непрерывности между ними на этом месте: «очевидно, что произошла радикальная реинтерпретация», - Уолтер Буркерт заметил , приводя множество примеров этого разрыва в культе во время « греческих темных веков », в том числе Амикла (Буркерт, Греческая религия , 1985, стр. 49); До послевоенной археологии Махтелд Дж. Меллинк ( Гиакинф , Утрехт, 1943) выступал за преемственность с минойским происхождением.
- ^ Jump up to: а б с Аполлодор , 1.3.3
- ^ Jump up to: а б Лукиан , Диалоги богов Гермеса и Аполлона I.
- ^ Аполлодор , 3.10.3 ; Павсаний , 3.1.3
- ^ Аполлодор , 1.9.5 и 3.10.3; Павсаний, 3.13.1
- ^ Павсаний, 3.1.3
- ^ Павсаний, 3.19.4
- ^ Павсаний, 10.9.5
- ^ Аполлодор , 3.9.1
- ^ Павсаний, 7.18.5 ( Ахаика )
- ^ Схолия о Гомере , Одиссея 4.10; Ферекид , фр. 132
- ^ Парфений , Erotica Pathemata 15
- ^ Плутарх , Нума 4.5
- ^ Филострат младший, Воображает
- ^ «ГИАКИНТ (Гиакинф) — спартанский князь из греческой мифологии» . www.theoi.com . Проверено 21 мая 2024 г.
- ^ «Гиацинт: Легенда» . www.plant-care.com . Проверено 21 мая 2024 г.
- ^ Jump up to: а б с д Овидий , Метаморфозы 10.162–219.
- ↑ Мавр Сервий Хонорат , комментарий к Вергилия эклоге 3. 63
- ^ Филострат Лемносский , изображения 1.24
- ^ Бион, Стихи 11 (пер. Эдмондс)
- ^ Рэйвен, Дж. Э. (2000), Растения и знания о растениях в Древней Греции , Оксфорд: Leopard Head Press, ISBN 978-0-904920-40-6 , стр. 26–27.
- ^ Нонн , Дионисия 19.102
- ^ Павсаний, 3.19.4
- ^ Как указывает Колин Эдмонсон, Эдмонсон, «Граффито из Амиклы», Hesperia 28.2 (апрель – июнь 1959: 162–164), стр. 164, с примечанием к библиографии 9.
- ^ Афиней , Deipnosophistae 4.139
- ^ Павсаний, 3.16.2
- ^ Еврипид , Елена
- ^ Ксенофонт, Hellenics IV.5 § 11
- ^ Павсаний, 3.10.1
- ^ Павсаний, 4.19.4
- ^ Фукидид, 5.23.
- ^ Бернар К. Дитрих, Истоки греческой религии
- ^ Шеманн, Альтерт. 2.404
- ^ Аннамари Хемингуэй, Бессмертные тоски: мистические фантазии и изначальные утверждения загробной жизни
- ^ Л. Р. Фарнелл, Культы греческих государств , том. iv. (1907)
- ^ Дж. Г. Фрейзер, Адонис, Аттис, Осирис (1906)
- ^ Рошер, Лексикон d. Греческий и римский миф., св. Гиакинф (Грева)
- ^ Майкл Петерссон, Культы Аполлона в Спарте: гиакинтия, гимнопаяда и карнея
- ^ Фредерик М. Аль, Эмбер, Аваллон и Поющий лебедь Аполлона
- ^ Каллимах, Гимн Аполлону
- ^ Фредерик М. Аль, Эмбер, Аваллон и Поющий лебедь Аполлона
- ^ н. э., Овидий, 43 г. до н. э. — 17 г. н. э. или 18 г. (1958–60). Овидий. Метаморфозы . В. Хайнеманн. OCLC 970972511 .
{{cite book}}
: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) CS1 maint: числовые имена: список авторов ( ссылка ) - ^ Дунаган, Патрик Джеймс; Лаззара, Марина; Уиттингтон, Николас Джеймс (6 октября 2020 г.). Корни и маршруты: Поэтика в Новом колледже Калифорнии . Делавэр , США : Vernon Press. стр. 71—76 . ISBN 978-1-64889-052-9 .
- ^ А. Хаятт Веррилл, Драгоценные камни и их истории
- ^ М. Элеонора Ирвин, «Гиацинтовые волосы» Одиссея в «Одиссее» 6.231
- ^ Редакция Shmoop. «Хелен: Краткое содержание строфы 2». Шмуп. Shmoop University, Inc., 11 ноября 2008 г. Интернет. 16 ноября 2018 г.
Ссылки
[ редактировать ]- Аполлодор , Библиотека с английским переводом сэра Джеймса Джорджа Фрейзера, FBA, FRS в 2 томах, Кембридж, Массачусетс, издательство Гарвардского университета; Лондон, William Heinemann Ltd., 1921 г. ISBN 0-674-99135-4 . Интернет-версия в цифровой библиотеке Персея. Греческий текст доступен на том же сайте .
- Ганц, Тимоти (1993). Ранний греческий миф . Балтимор: Издательство Университета Джонса Хопкинса.
- Гомер , «Илиада» с английским переводом А. Т. Мюррея, доктора философии, в двух томах. Кембридж, Массачусетс, Издательство Гарвардского университета; Лондон, William Heinemann, Ltd., 1924 г. ISBN 978-0674995796 . Интернет-версия в цифровой библиотеке Персея.
- Гомер, Гомерская опера в пяти томах. Оксфорд, Издательство Оксфордского университета. 1920. ISBN 978-0198145318 . Греческий текст доступен в цифровой библиотеке Персея .
- Кереньи, Карл (1959). Герои греков . Нью-Йорк/Лондон: Темза и Гудзон.
- Лукиан Самосатский , «Диалоги богов», переведенные Фаулером, Х.В. и Ф.Г. Оксфорд: The Clarendon Press. 1905. Интернет-версия на theoi.com.
- Лучани Самосатенсис, Опера. Том I. Карл Якобиц. в эдибусе Б. Г. Теубнери. Лейпциг. 1896. Греческий текст доступен в цифровой библиотеке Персея .
- Павсаний , Описание Греции с английским переводом WHS Jones, Litt.D., и HA Ormerod, MA, в 4 томах. Кембридж, Массачусетс, издательство Гарвардского университета; Лондон, William Heinemann Ltd., 1918 г. ISBN 0-674-99328-4 . Онлайн-версия в цифровой библиотеке Персея.
- Павсаний, «Описание Греции». 3 тома . Лейпциг, Тойбнер. 1903. Греческий текст доступен в цифровой библиотеке Персея .
- Филострат Старший . «Воображает» в переводе Артура Фэрбенкса (1864–1944). Классическая библиотека Леба, том 256. Лондон: Уильям Хайнеманн, 1931. Онлайн-версия в Topos Text Project.
- Филострат Лемнианец (Philostratus Major), Сочинения Флавия Филострата. Том 2 Карл Людвиг Кайзер. в доме Б.Г.Тойбнери. Лейпциг 1871. Греческий текст доступен в цифровой библиотеке Персея .
- Публий Овидий Назон , «Метаморфозы» в переводе Брукса Мора (1859–1942). Бостон, Cornhill Publishing Co., 1922 год. Интернет-версия в цифровой библиотеке Персея.
- Публий Овидий Назон, «Метаморфозы». Хьюго Магнус. Гота (Германия). Фридр. Андре. Пертес. 1892. Латинский текст доступен в цифровой библиотеке Персея .
- Афиней , Ученые банкеты , Том V: Книги 10.420e-11. Отредактировано и переведено С. Дугласом Олсоном. Классическая библиотека Леба 274. Кембридж, Массачусетс: Издательство Гарвардского университета, 2009.
- Нонн , Дионисий ; перевод Роуз, WHD , II Книги XVI-XXXV. Классическая библиотека Леба № 345, Кембридж, Массачусетс, издательство Гарвардского университета; Лондон, William Heinemann Ltd., 1940. Интернет-архив.
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- ГИАКИНТ из Theoi Project
- Митчелл, Джон Малкольм (1911). Чисхолме, Хью (ред.). энциклопедия Британская Том. 14 (11-е изд.). Издательство Кембриджского университета. стр. 100-1 25–26. » В
- Деяния Аполлона
- Полубоги в классической мифологии
- Греческие мифологические герои
- Лаконианская мифология
- Лаконические персонажи греческой мифологии
- Боги жизни-смерти-возрождения
- Олимпийские божества
- ЛГБТ-темы в греческой мифологии
- Мужчины-любовники Аполлона
- Метаморфозы персонажей
- Метаморфозы в цветы в греческой мифологии
- Боги природы
- Принцы в греческой мифологии
- Религия в древней Спарте