Хелен (играть)
Хелен | |
---|---|
![]() Елена Троянская , Данте Габриэль Россетти (1863) | |
Написал | Еврипид |
Хор | Греческие рабыни |
Персонажи | Хелен я красивая Менелай Протей Первый Посланник Второй Посланник Теоноя Царь Теоклимен Слуга Кастор |
Немой | Полидевки |
Дата премьеры | 412 г. до н.э. |
Место премьеры | Афины |
Язык оригинала | Древнегреческий |
Жанр | Трагедия |
Параметр | Дворец Феоклимена в Египте |
Елена ( древнегреческий : Ἑλένη , Хелене ) — драма Еврипида о Елене , впервые поставленная в 412 г. до н. э. для Дионисии в трилогии, которая также содержала потерянную Андромеду Еврипида . Пьеса имеет много общего с «Ифигенией в Тавриде» , которая, как полагают, была поставлена примерно в тот же период. [1]
Историческая рамка
[ редактировать ]«Елена» была написана вскоре после Сицилийской экспедиции , в которой Афины потерпели крупное поражение. Одновременно с этим софисты – движение учителей, включивших философию и риторику в свою профессию – начали подвергать сомнению традиционные ценности и религиозные верования. В рамках пьесы Еврипид резко осуждает войну, считая ее корнем всех зол.
Фон
[ редактировать ]Примерно за тридцать лет до этой пьесы Геродот утверждал в своих «Историях» , что Елена на самом деле никогда не приезжала в Трою, но находилась в Египте на протяжении всей Троянской войны. Архаический лирический поэт Стесихор сделал то же утверждение в своем «Палиноде» (что само по себе является исправлением более раннего стихотворения, подтверждающим традиционную характеристику, согласно которой Елена изображалась как женщина с дурной репутацией). В пьесе «Елена» рассказывается вариант этой истории, начиная с предпосылки, что вместо того, чтобы сбежать в Трою с Парисом , Елена на самом деле была увезена богами в Египет . Елена, сбежавшая вместе с Парисом, предавшая мужа и свою страну и положившая начало десятилетнему конфликту, на самом деле была эйдолоном , призрачным двойником. пообещала Парису самую красивую женщину в мире После того, как Афродита , и он счел ее более справедливой, чем ее собратья-богини Афина и Гера , Гера приказала Гермесу заменить Елену, предполагаемый приз Париса, подделкой. Таким образом, настоящая Елена годами томится в Египте, в то время как греки и троянцы одинаково проклинают ее за ее мнимую неверность .
В Египте умер царь Протей , защищавший Елену. Его сын Феоклимен, новый царь со склонностью к убийству греков, намерен жениться на Елене, которая спустя все эти годы остается верной своему мужу Менелаю.
Сюжет
[ редактировать ]Елена получает известие от изгнанного грека Тевцера о том, что Менелай так и не вернулся в Грецию из Трои и считается мертвым, что ставит ее в опасное положение, когда Теоклимен может жениться, и она обращается к пророчице Теоное, сестре Теоклимена, чтобы выяснить это. Судьба Менелая.
Ее страхи утихают, когда в Египет прибывает незнакомец, которым оказывается сам Менелай, и давно разлученная пара узнает друг друга. Поначалу Менелай не верит, что она настоящая Елена, так как завоеванную им в Трое Елену он спрятал в пещере. Однако женщина, с которой он потерпел кораблекрушение, на самом деле была всего лишь призраком настоящей Елены. Еще до начала Троянской войны состоялся суд, в котором участвовал Парис. Он отдал богине Афродите награду прекраснейшей, так как она подкупила его Еленой в качестве невесты. Чтобы отомстить Парису, оставшиеся богини, Афина и Гера, заменили настоящую Елену призраком. Однако Менелай не знал лучшего. Но, к счастью, один из его матросов вмешивается и сообщает ему, что ложная Хелен растворилась в воздухе.
Паре еще предстоит придумать, как сбежать из Египта, но слух о смерти Менелая все еще ходит. Таким образом, Елена сообщает Феоклимену, что незнакомец, вышедший на берег, был посланником, который должен был сообщить ей, что ее муж действительно умер. Она сообщает королю, что может выйти за него замуж, как только совершит ритуальное захоронение в море, тем самым символически освобождая себя от первых свадебных обетов. Царь соглашается на это, и Елена и Менелай используют эту возможность, чтобы спастись на лодке, предоставленной им для церемонии.
Теоклимен приходит в ярость, когда узнает об уловке, и чуть не убивает свою сестру Теоною за то, что она не сказала ему, что Менелай все еще жив. Однако ему мешает чудесное вмешательство полубогов Кастора и Полидевка, братьев Елены и сыновей Зевса и Леды .
Темы
[ редактировать ]Добродетель и клятвы: В «Елене» Еврипид подчеркивает важность добродетели и клятв. Ожидая возвращения мужа Менелая 17 лет — десять лет Троянской войны и еще семь лет поисков — Елена остается верной Менелаю и данным ему обещаниям: Елена дала две клятвы: одну спартанской реке Евроте, другую на голове самого Менелая как предмета освящения. Менелай также клянется в верности Елене: муж и жена настолько серьезно относятся к своим обетам, что соглашаются покончить жизнь самоубийством и никогда не жениться на другой, если их планы потерпят неудачу. Такая важность соблюдения присяги согласуется с общепринятой практикой того времени (Торренс, 2009). Этими клятвами Елена и Менелай заявляют о своей любви друг к другу и желании жить только друг с другом. Эти клятвы доказывают их преданность и иллюстрируют важность клятв. Учитывая юмор пьесы и общий вызов Еврипида нормам и ценностям, остается неясным, каковы собственные взгляды нашего драматурга.
Личность и репутация. Во всех различных вариантах истории Елены и Троянской войны Троянскую войну отличает тот факт, что она всегда каким-то образом вызвана Еленой как высшим воплощением женской красоты, независимо от того, является она или физически не находится в Трое и действует ли она как восторженный партнер Париса или как вынужденная жертва его нежелательного изнасилования. [2] Еврипид еще больше развивает эту идею, представляя свою пьесу в основном с точки зрения Елены, показывая, как она на самом деле чувствует себя символическим злодеем Троянской войны. Персонаж Елены в пьесе глубоко затронут потерями людей, погибших, сражаясь за ее возвращение на родину к мужу, и часто выражает эту вину: «Разрушенный город Илиум / отдается зубам огня, / все через меня и смерть, которую я причинил, / все во имя моего несчастья »(строки 196-198). Несмотря на эту вину, она также испытывает гнев из-за того, что ее превратили в символ, на который люди могут проецировать свою ненависть, даже если они ее не знают: «Я не сделала ничего плохого, и все же моя репутация / плохая, и хуже, чем истинное зло». это нести бремя ошибок, которые на самом деле не твои »(строки 270–272). Хотя большую часть начала пьесы она проводит, чувствуя жалость к умершим мужчинам, а также к себе, Елена Еврипида независима, уверена в себе и умна. Она демонстрирует свою способность думать на ходу, формулируя осуществимый план возвращения домой и отвергая нелепые планы своего мужа Менелая. Поэтому Еврипид в своей пьесе изображает живую и дышащую Елену, исполненную сострадания и остроумия, совсем не похожую на того порицаемого человека, которым ее считают другие.
Переводы
[ редактировать ]- Эдвард П. Кольридж , 1891 – проза: полный текст
- Артур С. Уэй , 1912 – стихи
- Филип Веллакотт , 1954 — проза и стихи
- Ричмонд Латтимор , 1956 — стих
- Джеймс Морвуд , 1997 — проза
- Фрэнк МакГиннесс , 2008 г. - [1] для журнала Shakespeare's Globe.
- Георгий Теодоридис, 2011 – проза: полный текст
- Эмили Уилсон , 2016 — стих
См. также
[ редактировать ]- Норма Джин Бейкер из Трои , спектакль 2019 года
- Рихарда Штрауса Опера «Египетская Елена» , либретто к которой было адаптировано Гуго фон Гофмансталем по пьесе Еврипида.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Райт, М. (2005). Трагедии побега Еврипида: исследование Елены, Андромеды и Ифигении среди тавров . Издательство Оксфордского университета. стр. 43–51 . ISBN 978-0-19-927451-2 .
- ^ Руби Блонделл, «Третья чирлидерша слева»: от Елены Гомера до Елены Троянской, журнал Classical Receptions Journal, том 1, выпуск 1, 2009 г., страницы 4–22, https://doi.org/10.1093/crj/clp003
- Торранс, Изабель. «На твоей голове да будет клятва: клятва и добродетель в Елене Еврипида». The Classical Quarterly, том 59, № 1, 2009 г., стр. 1–7.
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- Настоящая Елена , пересказ У.М.Л. Хатчинсона .